Научная статья на тему 'Театральная деятельность военных в культурной жизни городов Западной Сибири (конец XIX — начало XX века)'

Театральная деятельность военных в культурной жизни городов Западной Сибири (конец XIX — начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
463
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА / MILITARY MEN / THEATRICAL ACTIVITY / CITY CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гефнер Ольга Викторовна

В статье анализируется вклад военных в становление и развитие театральной культуры городов Западной Сибири в конце XIX начале XX века. Характеризуется деятельность солдатских и офицерских театров: причины возникновения, характер репертуара, особенности зрительской аудитории, роль в культурной жизни горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theatrical activity of the military men in the cultural life of the cities of the Western Siberia (the end of the XIX — beginning of the XX century)

The article analyzes contribution of the military men in the formation and development of the theatrical culture of the cities of the Western Siberia in the end of the XIX — beginning of the XX century. It is characterized by activities of soldiers and officers theaters: the causes, the nature of the repertoire, especially the audience, a role in the cultural life of the citizens.

Текст научной работы на тему «Театральная деятельность военных в культурной жизни городов Западной Сибири (конец XIX — начало XX века)»

УДК 008(091 О. В. ГЕФНЕР

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)

В статье анализируется вклад военных в становление и развитие театральной культуры городов Западной Сибири в конце XIX — начале XX века. Характеризуется деятельность солдатских и офицерских театров: причины возникновения, характер репертуара, особенности зрительской аудитории, роль в культурной жизни горожан.

Ключевые слова: военные; театральная деятельность; городская культура.

Посещение театра и участие в любительских театральных постановках во все времена являлись одними из самых востребованных форм проведения досуга различных слоев общества, и в настоящее время продолжают оставаться таковыми. Современное театральное искусство в своем развитии опирается на мощные исторические корни. Изучением историей театральной деятельности в Сибири занимались С. Г. Ландау, П.Г. Маляревский, С. В. Янев-ская, И. А. Горюшкина, Е. В. Мельникова. Существенно расширить наше представление о становлении и развитии театрального искусства в сибирских городах в его любительской форме помогает изучение участия в постановках такой социально-профессиональной группы городского населения, как военные, которое не получило специального исследования в литературе.

Для культурной жизни сибирской провинции этого времени были характерны недостаточное развитие профессионального театра, прерывистость начинаний городских властей в сфере зрелищной культуры. Поэтому театральное искусство здесь развивалось, главным образом, в форме любительской деятельности различных слоев городского общества, в том числе и военных, которая была призвана восполнить нехватку разного рода зрелищ и возможностей интеллектуального досуга горожан.

Одной из форм содействия развитию в городах зрелищной культуры было предоставление военными зданий для различных массовых мероприятий. В Сибири постоянно функционирующих, стационарных театров, которые возникли здесь только к концу XIX века, было мало. Если в конце XIX века в России было 216 театральных заведений (из них 189 — в Европейской России), то в Сибири их насчитывалось всего 9 [1, с. 78]. В Западной Сибири постоянные стационарные театры были лишь в Томске, Омске, Тобольске, Тюмени. Отсутствие в городах специальных театральных помещений являлось большой проблемой для организаторов всевозможных представлений. Зачастую только военные располагали в городах достаточно просторными по площади помещениями, способными вместить большое количество народа. Именно поэтому весьма распространенным явлением было использование различных военных зданий: военных собраний, военных манежей, солдатских казарм, чайных и даже штабов для проведения театральных постановок, концертов и других зрелищ.

В 1877 году, когда сгорело здание городского театра в Омске, для представлений было приспособлено здание военного манежа в крепости. И, хотя помещение это было плохо приспособлено для театральных постановок — зимой здесь было сыро и холодно, а летом душно и пыльно — другой альтернативы город любителям драматического искусства просто не мог предложить [1, с. 64].

С 1875 года в Томске театральные постановки и маскарады устраивались в здании военного манежа, расположенного рядом с казармами Томского резервного батальона, находящимися в Юрточной части города по Соборной площади. Особенно активно манеж использовался для проведения увеселительных мероприятий с 1882 года, после того как в городе было снесено здание городского театра. Когда в 1883 году возникла необходимость страховать здание манежа, Томский уездный воинский начальник генерал-майор Ф. А. Нарский обратился с письмом к городскому голове с просьбой застраховать здание за счет города, мотивируя это тем, что, благодаря часто устраиваемым представлениям, в том числе и с благотворительной целью, манеж «приносит больше пользу городу, чем военному ведомству». В результате городская дума согласилась с доводами генерал-майора Ф. А. Нарского и застраховала здание манежа за свой счет [2].

В 1890 году в Тобольске военное начальство выделило 200 руб. для устройства новой сцены в здании военного манежа Тобольского резервного батальона. По отзывам местной прессы, «сцена устроена очень большая, и обставлена порядочно, занавес превосходный, декорации... пожалуй, превосходят декорации нашего драматического общества» [3].

Особенно значима была помощь военных в предоставлении помещений для организации различных культурных мероприятий в малых городах, где проблема организации развлечений и зрелищ из-за отсутствия соответствующих театральных зданий стояла еще более остро. В июле 1882 года в Семипалатинске труппа под управлением Леонова давала представления в помещении штаба войск Семипалатинской области. А в Павлодаре 28 декабря 1890 году состоялся любительский спектакль в здании казармы местной команды. Житель Павлодара, посетивший это представление, свидетельствовал: «Помещение в этот раз было свободное, что для нас, павлодарцев, особенно важно, так как за отсутствием больших зданий

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

в городе, мы раньше довольствовались такими мизерными помещениями, в которых, при стечении большого числа публики, дышать было совершенно невозможно. Здесь же. публика свободно приятно провела вечер» [4]. О значимости работы военных по организации зрелищных мероприятий через предоставление своих помещений свидетельствует и то, что в некоторых городах между артистами даже существовала конкуренция и велась борьба за военные помещения, приводящая иногда к конфликтным ситуациям. В 1885 году в Бийске любители театрального искусства поссорились с уездным воинским начальником, который сначала пообещал им солдатскую чайную для организации благотворительного спектакля, а потом предоставил ее на неделю акробатам.

Среди офицеров, военных чиновников и членов их семей было много любителей театрального искусства, которые принимали активное участие в организации театральных постановок, были талантливыми артистами. Для военных занятие театром было не только модным увлечением образованного общества, формой проведения досуга, компенсирующей недостаток развития зрелищной культуры в городах, но и способом творческого самовыражения, для которого собственно служба почти не давала возможностей. Любительские спектакли, организуемые военной интеллигенцией, собирали многочисленную публику, представленную не только служащими гарнизонов, но и горожанами. Многие спектакли военных носили благотворительный характер.

Любовь к театру формировалась у будущих офицеров еще со времени пребывания в военно-учебных заведениях. В Омске, в Сибирском кадетском корпусе, любительские спектакли, в которых принимали участие воспитанники и преподаватели, были способами организации досуга, а также преследовали образовательные и воспитательные цели. Так, 27 мая 1899 года в рамках празднования 100-летней годовщины А. С. Пушкина в кадетском корпусе кадетами были разыграны сцены из произведений «Борис Годунов» и «Скупой рыцарь». 21 февраля 1902 года праздновался 50-летний юбилей Н. В. Гоголя, в программу праздника входили кадетские спектакли «Женитьба» и «Ревизор» [5]. Подобные мероприятия, организуемые в учебном заведении, активно посещались родителями кадетов и городской общественностью.

В Омске офицеры и военные чиновники, их жены принимали активное участие в любительских спектаклях, входили в состав Омского драматического общества. По отзывам омской прессы, талантливыми актерами были военный топограф Г. П. Дроздов, адъютант Омского резервного батальона, штабс-капитан Е. К. Трескин. В местной печати в отзыве на спектакль Омского драматического общества «Кто в лес, кто по дрова», состоявшийся 9 февраля 1890 года, театральный критик отметил, «что особенно много смешили публику... комические лакеи Е. К. Трескин и Г. П. Дроздов» [6]. Увлекался театром и военный врач И. Д. Куприянов. Он периодически входил в состав в состав дирекции Омского драматического общества, а в сезон 1903— 1904 годов даже был его председателем. И. Д. Куприянов выходил на сцену и как талантливый актер и чтец-декламатор. 26 сентября 1895 года в Военном собрании состоялся любительский спектакль «Общество поощрения скуки» по пьесе В. А. Крылова, в котором И. Д. Куприянов, а также подпоручик Омского резервного батальона М. К. Гомбинский, супруга помощника

военного прокурора Е. В. Нелидова показали свою талантливую игру. 21 ноября 1901 г. на вечере в пользу недостаточных учениц Омской женской гимназии, И. Д. Куприянов «хорошо пропел» арию Ленского из «Евгения Онегина», «еще лучше прочитал «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина и сцену из комедии Грибоедова. был в этот вечер, что называется, в ударе [7].

В Тобольске в 1890-х годах был создан настоящий офицерский театр. Уникальность его заключалась в том, что спектакли его носили не эпизодический, а регулярный характер, а также в том, что в театральных постановках участвовали не единичные талантливые офицеры, а большинство военных и их супруг, обнаруживших в себе незаурядные артистические способности. Театр успешно существовал на протяжении нескольких лет и пользовался большим успехом публики.

Первоначально офицеры и их жены при поддержке командира батальона Н. И. Игнатьева решили организовать спектакли, сбор с которых предназначался для улучшения солдатского досуга и облегчения положения воспитанников военно-музыкантской школы при батальоне. 31 января 1891 года был дан первый спектакль — комедия И. А. Салова «Дармоедка» и водевиль И. Л. Щеглова «Гастролерша». Спектакль имел большой успех. «Мы давно не испытывали такого эстетического удовольствия, какое вынесли из этого спектакля, прошедшего великолепно. Такое дружное, естественное, местами художественное исполнение, какое мы видели в «Дармоедке» и «Гастролерше», очень редко удается и заправским артистам, не говоря уже о любителях», — пишет очевидец [8].

Появление военного театра встретило настороженное отношение в обществе. Бытовало мнение, что в Тобольске «даются «военные» и «штатские» спектакли исключительно вследствие желания г.г. офицеров изолироваться, образовать замкнутый кружок», что «военные решили не принимать никакого участия в спектаклях, даваемых членами Драматического общества». Некоторые даже видели в устройстве спектаклей в манеже «узость взглядов г.г. офицеров на общественные задачи, отсутствие у них общественного чутья». Однако за военных вступилась газета «Сибирский листок», в одном из номеров которой напоминалось о благотворительных целях спектаклей военных, и говорилось, что «не порицать и упрекать следует за это офицеров, а напротив благодарить, так как поддержание существования единственного в городе оркестра лежит на нравственной обязанности всего местного общества, если разумеется, последнее не желает ограничить свои удовольствия выпивкой да винтом» [9].

Успех первых спектаклей вдохновил офицеров на новое творчество. В местной периодике удалось обнаружить информацию о шести представлениях, данных в 1891 году, двух постановках, предпринятых в 1892 году, девяти спектаклях, сыгранных в 1893 году. Спектакли ставились как в манеже, так и Военном собрании. Талантливыми артистами были офицеры и их жены: С. С. Балин, И. В. Нестеренко, А. И. Фадеева, Н. И. Захаров, Л. С. Левантуев, А. В. Владимиров, А. П. Зощенко, В. В. Соколовский, И. К. Вислоух, А. А. Фокин, М. И. Беренс, А. А. Черницкая, Н. С. Мамеева, Ф. О. Левантуева, А. Г. Ермолаева, Т. Г. Попова, В. П. Соколова, М. Н. Плотникова. Ставились спектакли и вместе с гастролирующими артистами. 4 июля 1893 года в лагерном помещении Офицерского собрания состоялся совместный спек-

такль любителей с знаменитым столичным актером Н. А. Самойловым-Мичуриным «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, а 1 августа 1893 года ими же была сыграна драма А. И. Сумбатова «Арказановы».

Активная деятельность военного театра продолжалась до 1894 года, когда командиром Тобольского резервного батальона был назначен полковник К.С. Крживоблоцкий, который, видимо, был противником участия военных в театральных постановках. Со времени смены командира батальона культурная жизнь офицеров части перестала быть насыщенной, творческой и общественно-значимой, как ранее. Возобновились театральные постановки в конце 1890-х годов после прихода в батальон нового командира полковника Д. А. Рудницкого.

Любительские спектакли с участием военных и членов их семей известны и в других городах региона. В Тюмени в 1880 году организацией спектакля занималась супруга подпоручика Чеблакова. В Томске 4 декабря 1885 года офицерами Томского резервного батальона в здании манежа были поставлены пьесы В. Александрова — комедия «Завоеванное счастье» и шутка «Прелестная незнакомка». В Кокчетаве 1 января 1892 года кружком любителей драматического искусства «при особенно горячем участии начальника местной команды В. Я. Куйбышева» был дан спектакль по пьесе В. А. Тихонова «Через край» и водевиль Д. А. Мансфельда «Не спрося броду, не суйся в воду».

Важное место в культурной жизни городов региона занимали солдатские театры. В конце XIX — начале XX века театр начинает активно входить в арсенал воспитательных и просветительных средств, используемых офицерами в деле подготовки солдата. В военной периодике того времени, в педагогических и публицистических трудах неоднократно обсуждался вопрос о приобщении нижних чинов к театральному искусству. В 1906 году полковник М. С. Галкин советовал молодым офицерам: «Солдатские спектакли во многом облегчат вам тесное общение с нижними чинами. Постановка пьесы тянется долго, репетиций бывает много, — все это случаи, которые вы можете широко использовать, преследуя свои военно-воспитательные задачи» [10]. Военный педагог М. Левитский в 1910 году в статье о воспитании солдата писал: «Подвиги Сусанина, Василия Рябова, Агафона Никитина и др., воспроизводимые на сцене, безусловно, живее затронут душу солдата, чем описание тех же подвигов, хотя бы даже написанные гораздо талантливее пьес. Поэтому необходимо возможно чаще ставить спектакли для нижних чинов как при участии их самих, и в исполнении лиц более или менее знакомых со сценой, так как хорошее исполнение скорее заронит в солдатскую душу хорошее чувство» [11]. Спектакли должны были способствовать умственному, нравственному и эстетическому развитию солдат, заполнять их досуг, предоставлять разумные развлечения.

В Омске в разное время и в различных воинских частях устраивались представления для солдат. Известно, что в 1870-х годах солдатские спектакли организовывались нижними чинами 1-го Западно-Сибирского линейного батальона, о чем упоминает в своем дневнике генерал-губернатор Западной Сибири генерал-лейтенант А. П. Хрущев, внимательно следивший за культурной жизнью в городе [12]. В 1890-х театральные представления активно устраивались солдатами Омского резервного батальона. Руководил солдатским театром поручик Н. Г. Осипов. Откликаясь на один из спектаклей, устроенный поручиком

Н. Г. Осиповым 6 декабря 1894 года, местная пресса писала: «Устроитель, поручик Осипов, очевидно, преследовал две хорошие цели: разумно употребить досуг солдат и доставить развлечение народу. Надеемся, что он достиг желаемого. Свободных мест в театре оставалось немного. Оркестр, хор и актеры дружно старались угодить слушателям, которые, видимо, остались вполне довольны их усилиями» [13]. В 1910-х годах устраивались представления и в батареях 2-го дивизиона 11 стрелковой артиллерийской бригады под руководством поручика Вольского [14].

В Томске в 1891 году два спектакля были даны нижними чинами Томского резервного батальона. Целью этих мероприятий, по высказываниям офи-церов-устроителей спектаклей, было стремление «доставить солдатам развлечения, облагораживаю-щие их грубые чувства, и тем отвлечь солдат от гру-бых развлечений» [15].

Следует отметить, что солдатские спектакли были очень популярными не только в крупных административных центрах Западной Сибири, но и в отдаленных, небольших гарнизонах. И. М. Майский, сын военного врача М. И. Ляховецкого, в своих воспоминаниях упоминал, что они с отцом в 1893 году присутствовали на солдатском спектакле в Копале Семи-реченской области (входившей в то время в состав Омского военного округа), где силами нижних чинов местного гарнизона была поставлена популярная в армии пьеса «Царь Максимилиан». Постановка эта, видимо, была неудачной, по крайней мере, на маленького мальчика она не произвела благоприятного впечатления: «На крохотной сцене, в душных казармах, в сорокаградусную жару в течение двух часов дико кричали, топали и дрались «военные артисты». Все роли исполнялись мужчинами. Сам «царь» и все его придворные были одеты в какие-то совершенно фантастические формы, звеневшие бесчисленными побрякушками при каждом движении героев. Из-под голубого платья «царицы Эльвиры» выглядывали густо пахнущие дегтем солдатские сапоги. Я забыл сейчас содержание пьесы, но помню, что даже у меня, девятилетнего мальчика, оно вызывало недоумение своей нелепостью. К этому прибавлялось еще исполнение. Я никогда не забуду, как в одной из сцен громадно-уродливый «царь Максимилиан», хватаясь за саблю, грозным голосом кричал своему сопернику: «Не подходи ко мне с отвагой, — не то посмотришь, как проколю тебя я шпагой, глядя на оную в скобках! На самом деле возглас «царя Максимилиана» кончался на второй строчке, после которой в скобках стояла ремарка. Солдат-артист, однако, не отделял текста от ремарки и с завидной добросовестностью произносил все вместе» [16].

А вот солдатский спектакль в Туринске, разыгранный нижними чинами местной команды, состоявшийся весной 1896 году, был более удачным. Поставлены были пьесы «Старичков и чайка», «Девушка-ефрейтор». Большую просветительную работу с нижними чинами местной команды проводил уездный воинский начальник и начальник команды подполковник И. Л. Скурский. Благодаря стараниям, были устроены в команде постоянная сцена и реквизит для постановки спектаклей. Газета «Степной край» сообщала: «Исполнено все было очень хорошо, несмотря на то, что некоторые из любителей-актеров никогда, до поступления в военную службу, не слыхивали о театре, представлении... Вообще, благодаря частым чтениям, устраиваемым с нижними чинами команды, благодаря спектаклям, хотя и редким, уровень

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

умственного и нравственного развития между солдатами значительно увеличился». В газете также отмечалось, что и городская масса «с большим удовольствием идет на солдатский спектакль, чем на вольный любительский объясняя это тем, что в казарме: за билеты — берут недорого, долго играют, есть музыка и все выходит хорошо, а у любителей: — все не так: многие не знают ролей, путаются и из-за этого на сцене ругаются» [17]. Подобные спектакли в условиях провинциальной скуки были значимыми явлениями в культурной жизни города, поскольку «туринец не избалован развлечениями, и каждое маленькое происшествие дает пищу для разговоров на несколько недель» [18].

В Березове 6 декабря 1899 года в казарме местной команды был устроен солдатский спектакль. Как сообщает один из зрителей представления: «Пьесы, конечно, были выбраны сообразно развитию исполнителей и, для солдат, сыграно не дурно. На спектакле присутствовали, кроме обычных в таких случаях посетителей, и те, которых можно причислить к местной “ интеллигенции"». А 26 января 1900 года состоялся еще один солдатский спектакль, «привлекший опять много публики». По мнению горожанина, «скука в городе страшная, а других развлечений никаких нет, свой же “любительский" спектакль вот уже несколько лет не может устроиться» [19].

Участие в представлениях способствовало умственному развитию нижних чинов, вводило в мир драматического искусства, воспитывало зрительскую культуру, в занимательной форме знакомило их с сюжетами библейской и русской истории, сказок и былин. Однако по своему значению солдатские спектакли выходили далеко за рамки чисто утилитарных военных потребностей и играли большую роль в развитии городской театральной культуры. Солдатскими спектаклями сопровождались народные гулянья, городские праздники, благотворительные мероприятия. Спектакли пользовались большой популярностью и успехом у зрителей. Большую роль в сохранении популярности солдатских спектаклей играла атмосфера непринужденности, царившая в импровизированных театральных залах, демократичность репертуара, дешевизна билетов. Местная общественность высоко оценивала солдатские театры. Газета «Степной край» писала, что подобные спектакли «имеют хорошее воспитательное значение для играющих и зрителей, большинство которых принадлежит к городскому мещанскому классу», «нельзя не пожелать более широкого развития подобных спектаклей», поскольку «подобные увеселения всегда найдут себе зрителей и принесут ожидаемую от них пользу» [20].

Таким образом, театральная деятельность военных являлась значимой частью культурной жизни городов Западной Сибири конца XIX — начала XX века. В условиях провинции, при отсутствии развитой

театральной инфраструктуры, характерной для столиц, солдатские и офицерские спектакли являлись важными компенсаторами в процессе приобщения гражданского населения к театральной эстетике.

Библиографический список

1. Мельникова, Е. В. Театр и город сибирской провинции (конец XIX —начало XX в.). / Е. В. Мельникова. — Омск, 2004. - 230 с.

2. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Ф 233. Оп. 2. Д. 102. Л. 14, 57, 68, 77.

3. Сибирский вестник. — 1891. — 22 февраля.

4. Сибирский вестник. — 1891. — 18 января.

5. Краткий исторический очерк Первого Сибирского Императорского Александра I кадетского корпуса. 1813—1913. — М., 1915. — С. 132, 135.

6. Акмолинские областные ведомости. — 1890. — 13 февраля.

7. Белокрыс, М. А. Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII — середина XX вв.). В 3 т. Т. 2 / М. А. Белокрыс. — Омск, 2006. — С. 286.

8. Сибирский вестник. — 1891. — 22 февраля.

9. Сибирский листок. — 1891. — 28 февраля.

10. Галкин, М. С. Новый путь современного офицера / М. С. Галкин. — М., 1906. —С. 115.

11. Левитский, М. Воспитание солдата / М. Левитский // О долге и чести воинской в Российской армии. — М., 1990. — С. 302.

12. Ремнев, А. В. Генерал-губернатор Западной Сибири А. П. Хрущев и его омский дневник / А. В. Ремнев // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. — Омск, 1994. — № 3. — С. 86.

13. Степной край. — 1894. — 8 декабря.

14. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 3838. Оп. 1. Д. 1. Л. 68.

15. ГАТО. Ф. Ф-411. Оп. 1. Д. 11. Л. 25.

16. Майский, И. М. Перед бурей / И. М. Майский. — М., 1945. — С. 55.

17. Степной край. — 1896. — 21 апреля.

18. Сибирский листок. — 1892. — 10 декабря.

19. Сибирский листок. — 1900. — 9 января.

20. Степной край. — 1894. — 8 декабря, 29 декабря; 1895. — 12 января.

ГЕФНЕР Ольга Викторовна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры философии Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина, старший научный сотрудник сектора социокультурных аспектов урбанизации Сибирского филиала Российского института культурологии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.10.2012 г.

© О. В. Гефнер

Книжная полка

Цветоведение и колористика : учеб. электрон. изд. локального распространения : метод. указания / ОмГТУ; сост. : О. М. Кошелева, Я. А. Лугина. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 1 о=эл. опт. диск (СБ-КОМ).

Учебное электронное издание содержит методические указания к лабораторным работам, домашним заданиям и самостоятельной работе, вопросы для самостоятельного изучения и список литературы по дисциплине «Цветоведение и колористика». Предназначено для студентов 1 курса специальности 072500.62 «Дизайн» (профиль подготовки «Графический дизайн») очной формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.