Научная статья на тему 'Проблемы реализации новых образовательных стандартов в системе дополнительного образования'

Проблемы реализации новых образовательных стандартов в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION / MODERNIZATION OF EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туктарова Ксения Владимировна, Леонтьева Ольга Анатольевна

В статье рассматриваются важнейшие черты современных требований к дополнительному образованию детей и подростков, его модернизации, исследуется состояние законодательной системы Российской Федерации в сфере образования. Авторами охарактеризованы главные функции дополнительного образования как предмета изучения, выделены вопрос его интеграции с базовым образованием, а также проблемы, возникающие в процессе реализации современных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туктарова Ксения Владимировна, Леонтьева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

The article examines the most important features of the modern requirements for addi-tional education for children and adolescents, its modernization, and examines the state of the legislative system of the Russian Federation in the field of education. The authors characterize the main functions of additional education as a separate subject of study; stresses the issue of its integration with basic education, and the problems in implementation of the modern educational standards.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации новых образовательных стандартов в системе дополнительного образования»

УДК 371.398:006

К. В. Туктарова, О. А. Леонтьева

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются важнейшие черты современных требований к дополнительному образованию детей и подростков, его модернизации, исследуется состояние законодательной системы Российской Федерации в сфере образования. Авторами охарактеризованы главные функции дополнительного образования как предмета изучения, выделены вопрос его интеграции с базовым образованием, а также проблемы, возникающие в процессе реализации современных образовательных стандартов.

Ключевые слова: система дополнительного образования, модернизация образования, образовательные стандарты.

Актуальность исследуемой проблемы. Дополнительное образование - важная составляющая образовательной среды, которая сложилась в современном российском обществе. В связи со значительными изменениями федеральных образовательных стандартов возник ряд проблем в их реализации. Целью статьи являются выявление основных вопросов, касающихся применения образовательных стандартов в процессе модернизации современного дополнительного образования детей и подростков, рассмотрение его противоречий.

Материал и методика исследований. Осуществлялся теоретический анализ литературы в области педагогики и психологии по вопросу дополнительного образования детей и подростков, его модернизации в современной образовательной системе, изучались законодательная база Российской Федерации, федеральные законы об образовании и поправки к ним.

Результаты исследований и их обсуждение. Информатизация общества с подчеркнуто важными для нас такими деталями, как единение и информационная пространственная цельность, неоднородная структура, динамика, скоростное развитие и столь же

© Туктарова К. В., Леонтьева О. А., 2018

Туктарова Ксения Владимировна - студентка III курса направления подготовки магистрантов «Педагогическое образование» (магистерская программа «Декоративно-прикладное искусство в системе непрерывного художественного образования») факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: monogog666@gmail.com

Леонтьева Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: olyaleonteva@mail. ru

Статья поступила в редакцию 27.11.2017

стремительный рост в нем беспорядка - внешнее условие влияния на систему дополнительного образования. Достаточно быстрое устаревание знаний в процессе развития техники, практической области, науки, постоянно приумножающийся объем научной информации, формирование новых сфер знаний, появление новейших профессий, объединение и увеличение границ имеющихся направлений в науке; важность повышения качества управления научной сферой - все это является частями информационного фона как фактора, обусловливающего необходимость непрерывного повышения образовательного и профессионального уровня человечества [9].

Человеческая жизнь, практика, наследие науки и культуры - все это пополняет содержимое информационной образовательной сферы. С помощью процесса образования реализуются такие социально значимые функции, как передача и воплощение главных целей и задач культуры и развития общества, развитие духовно-социальной стороны жизни человека, транслирование как научных, так и культурных примеров деятельности, приобщение и продвижение человека в будущем в научной сфере и области искусства. Образовательный процесс является также ускорителем общественно-культурных реформ и изменений как в человеке, так и в обществе в целом [4].

Дополнительное образование - это один из основных составляющих элементов системы образования, которая призвана развивать и воспитывать детей и подростков в свободное от учебы время. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» «дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [10].

Дополнительное образование как отдельная система со своими целями и задачами, уровнями и целевой аудиторией, всей совокупностью внутренних и внешних связей, формировалось с 1992 г. [2, с. 35]. Данный факт говорит о дифференциальных процессах в создании законченной системы образования, приводящих к своеобразной автономности системы дополнительного образования, это дает возможность все так же смотреть на нее в качестве отдельного предмета изучения, но уже на иной ступени научного познания данного явления. Так, в сочетании интеграции и дифференциации как антагонистов складывается целостная система непрерывного образования, в том числе и дополнительного, являющегося ее частью.

Наравне с широким использованием информационных ресурсов и с глобализацией (с распространением достижений в массы) в имеющихся областях деятельности ярко выражена социоориентированность [3]. Популярной становится демократическая форма правления. В отношениях социума периферийное место занимают объектно-субъектные отношения. На протяжении последних нескольких лет в Российской Федерации изучаются и создаются национальные проекты социально ориентированной направленности, главной названа социальная политика как приоритетная [8]. Важность человеческой личности, ее прав в социуме провозглашена во многих европейских и мировых документах, а также прописана конституциями разных стран.

В связи с описанными мировыми тенденциями роль дополнительного образования в системе образования как едином объекте стремительно возрастает.

Данные изменения делают дополнительное образование не только более востребованным, но и придают ему нужные качества, определенные образовательными потребностями человека в процессе его индивидуального развития, учитывают социально-

возрастные роли, выполняют особо важные для человеческой жизни задачи. Так для обеспечения всевозможных жизненных аспектов роль дополнительного образования становится особо важной, необходимой на протяжении всей жизни человека.

Внедрение новых образовательных стандартов заставляет все чаще переносить занятия объединений из организаций дополнительного образования в общеобразовательные, в школьные помещения. Проекты, ориентированные на молодежь, такие как дебаты, клубы исторической реконструкции, КВН, современные танцы и акробатика, вело- и конный спорт, стрельба, имевшие возможность реализовываться на базе учреждений дополнительного образования, зачастую вынуждены перейти либо в сферы, не подвластные образовательным институтам, в связи с современными стандартами и требованиями -наличием учебных планов, занятий по расписанию, компетентностного подхода к образовательному процессу - либо существовать в качестве факультативов.

Учреждения дополнительного образования, такие как Дома и Дворцы творчества, являлись организациями для проведения досуга, основная идея которого - добровольное получение знаний, с удовольствием и пользой. Современные тенденции превращения их в учреждения предпрофессионального образования, подушевое финансирование, компе-тентностный подход, социальный заказ, эффективный контракт, постоянный и проверяемый контингент - все то, что лежит в основе процесса получения образовательных услуг, создают условия для улучшения качества предлагаемых услуг и ведения более масштабной деятельности, но не ориентированы на социальную адаптацию, самоопределение, самореализацию и развитие личностных качеств учащихся [1, с. 49].

Традиционное изложение основных черт дополнительного образования в стенах различных учреждений зачастую описывает лишь положительные стороны. Рассматривая возможности заведений дополнительного образования как институтов успешного и плодотворного становления в социуме учащихся, Г. Н. Кудашов отмечает следующие черты:

- свободное посещение и добровольное участие в образовательном процессе, свобода выбора занятости и персонального объема работы, что положительно влияет на соц-адаптацию, самоидентификацию, здоровье и является первоосновой в самой идее дополнительного образования;

- учащиеся, получающие дополнительное образование, не должны чувствовать на себе давление, связанное с обязательствами по отношению к учебному заведе-нию;любой его посещающий может самостоятельно определить степень и указать границы своего участия в учебной деятельности; комфорт в общении, возможность самоутвердиться в коллективе по интересам и в интересующем направленииделали учреждения дополнительного образования привлекательными для детей и подростков, что способст-вовалоих более эффективному саморазвитию;

- типовые программы не могут сделать дополнительное образование более эффективным, так как управленческие и методические стандарты и стереотипы подходят не для всех областей образования [5].

Основную часть посещающих детские объединения составляют дети от 7 до 12 лет. С точки зрения возрастной психологии можно выделить характерные особенности этой группы. В сферу их интересов входят различные виды деятельности: как художественно-эстетической, так и физкультурно-оздоровительной направленности. В указанный возрастной период активно развиваются навыки восприятия окружающего мира, мышление и речь, а также письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность,

начала конструкторско-композиционной деятельности. Межличностные отношения данной возрастной группы строятся в основном на базе эмоций.

В средний и старший подростковый периоды зачастую возрастает интерес к спортивным видам деятельности и к объединениям клубного типа. Для этой возрастной группы важен отход от прямого копирования оценок и мнений взрослых к самооценке -у подростка появляется желание к самопознанию через сравнение себя с другими людьми (как со взрослыми, так и со сверстниками). Особо важное значение приобретает общение, через которое он активно осваивает и устанавливает нормы и стили поведения, критерии оценки себя и других людей. Необходимо отметить, что для подростка особое место имеет и интимно-личное общение со сверстниками. Отличительными качествами подросткового периода являются общественная активность; стремление найти себя в себе и других, обрести верного друга, избежать изоляции в классе, определить свое место в классном коллективе; переоценка своих возможностей; требовательность к соответствию слова и дела; отсутствие адаптации к неудачам [6, с. 79].

В соответствии с современными образовательными стандартами появляется необходимость регулярно оценивать уровень полученных компетенций в той или иной сфере, что превращает процесс досуга подростков в серьезный образовательный процесс со своей конкуренцией и обязанностями, что не самым благоприятным образом влияет на детскую психику.

Перемещение объединений детей в стены школ увеличивает количество учащихся, приобщенных к определенному виду деятельности, что расширяет границы понимания ими окружающей действительности. В то же время в коллективе теряются атмосфера, основанная на общих интересах посещающих занятия детей и подростков, и качество учебного процесса, что в перспективе настраивает не на самый позитивный результат.

Разработка законов и поправок касательно системы дополнительного образования продолжается, так как в настоящее время все еще не определены конечные и непротиворечивые характеристики связи систем дополнительного и общего образования [7, с. 10]. Имела место попытка написания и реализации подобного Федерального закона о дополнительном образовании, который принимался Государственной Думой Российской Федерации 12 августа 2001 г., однако был отклонен Президентом РФ в связи с его недостаточной согласованностью с законодательством страны и иными деталями, содержащимися в нем. Тем не менее посыл к написанию этого закона прогрессивен. Это являлось показателем роста значения дополнительного образования в стране, важности работы над его статусом, направлениями, целями и задачами [10].

Резюме. Теоретическое исследование показало, что перед законодательством России остро стоит вопрос решения проблем, возникающих при реализации новых образовательных стандартов в системе дополнительного образования.

Данный факт позволяет рассчитывать на то, что в обозримом будущем проблемы, являющиеся столь актуальными как для педагогов, так и для страны в целом, будут решены и позволят дополнительному образованию развиваться в самом благоприятном направлении без ощутимого ущерба для всех сторон.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апшева А. М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей: опыт и практические рекомендации. - М. : МДЭБЦ, 2011. - 180 с.

2. Буйлова Л. Н. Исторический контекст становления и пути развития дополнительного образования детей в современной России. - М. : Новое образование, 2013. - 104 с.

3. Елизарова Е. Н. Концептуальные основы формирования законодательства в сфере образования взрослых в странах СНГ // Законодательство в сфере образования взрослых: проблемы и перспективы развития : сборник научных статей. - СПб., 2002. - С. 30-34.

4. Котлярова И. О. Особенности современного развития непрерывного дополнительного образования // Образование. Педагогические науки : сборник научных статей. - Челябинск, 2010. - С. 12-19.

5. Кудашов Г. Н. Современная система дополнительного образования // Основы социальной педагогики : учебное пособие для студентов педвузов и колледжей / Загвязинский В. И., Зайцев М. П., Кудашов Г. Н. и др. -М. : Педагогическое общество России, 2002. - С. 95-98.

6. Лысенко Е. М. Возрастная психология. - М. : Владос, 2007. - 173 с.

7. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа :Ы1р://минобрнауки.рф/документы/1249.

8. Образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://stavddt.ru/docs/obrazovatelnye-standartyphp.

9. Основные социокультурные функции образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lektsii.org/1-84301 .html.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

UDC 371.398:006

K. V. Tuktarova, O. A. Leontyeva

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article examines the most important features of the modern requirements for additional education for children and adolescents, its modernization, and examines the state of the legislative system of the Russian Federation in the field of education. The authors characterize the main functions of additional education as a separate subject of study; stresses the issue of its integration with basic education, and the problems in implementation of the modern educational standards.

Keywords: system of additional education, modernization of education, educational standards.

© Tuktarova K. V., Leontyeva O. A., 2018

Tuktarova, Ksenia Vladimirovna - Third-year Master's Degree Student of «Pedagogical Education» Training Programme (Master's Programme «Applied and Decorative Arts in the System of Continuous Art Education»), Faculty of Arts and Music Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: monogog666@gmail.com

Leontyeva, Olga Anatolyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Arts and Teaching Methods, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: olyaleonteva@mail.ru

The article was contributed on November 27, 2017

BecmnuK WnYum. H. H. ÏÏKoejeea. 2018. № 1(97)

REFERENCES

1. Apsheva A. M. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie dopolnitel'nogo obrazovanija detej: opyt i prakticheskie rekomendacii. - M. : MDJeBC, 2011. - 180 s.

2. Bujlova L. N. Istoricheskij kontekst stanovlenija i puti razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej v sovremennoj Rossii. - M. : Novoe obrazovanie, 2013. - 104 s.

3. Elizarova E. N. Konceptual'nye osnovy formirovanija zakonodatel'stva v sfere obrazovanija vzroslyh v stranah SNG // Zakonodatel'stvo v sfere obrazovanija vzroslyh: problemy i perspektivy razvitija : sbornik nauchnyh statej. - SPb., 2002. - S. 30-34.

4. Kotljarova I. O. Osobennosti sovremennogo razvitija nepreryvnogo dopolnitel'nogo obrazovanija // Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki : sbornik nauchnyh statej. - Cheljabinsk, 2010. - S. 12-19.

5. Kudashov G. N. Sovremennaja sistema dopolnitel'nogo obrazovanija // Osnovy social'noj pedagogiki : uchebnoe posobie dlja studentov pedvuzov i kolledzhej / Zagvjazinskij V. I., Zajcev M. P., Kudashov G. N. i dr. -M. : Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2002. - S. 95-98.

6. Lysenko E. M. Vozrastnaja psihologija. - M. : Vlados, 2007. - 173 s.

7. Mezhvedomstvennaja programma razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej v Rossijskoj Federacii do 2020 goda (proekt) [Jelektronnyj resurs].- Rezhim dostupa : http://minobrnauki.rf/dokumenty/1249.

8. Obrazovatel'nye standarty [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://stavddt.ru/docs/obrazovatelnye-standarty.php.

9. Osnovnye sociokul'turnye funkcii obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://lektsii.org/1-84301 .html.

10. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 29.07.2017) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.