УДК 340
DOI 10.23672/m9608-1183-3733-d
Нечаева Олеся Александровна
ассистент кафедры государственного права и управления таможенной деятельностью, Юридический институт Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых [email protected]
Olesya A. Nechaeva
Assistant of the Department of State Law and Management of Customs Activity,
Law Institute of Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs [email protected]
Проблемы реализации
молодежной политики в российской федерации
Problems of implementation
of youth policy
in the russian federation
Аннотация. Особое значение в эффективном социальном и экономическом развитии страны принадлежит государственной молодежной политике, являющейся ключевым звеном в социальной стабильности и гарантом безопасности России, в области решения проблем молодёжи. Автором данной публикации обоснована необходимость осуществления государственной молодежной политики для создания условия успешной социализации и самореализации молодёжи и предотвращения оттока перспективных кадров в другие страны. Выявлены некоторые проблемы молодёжной политики в Российской Федерации и предложены пути их решения.
Ключевые слова: молодые граждане, молодежь, проблемы молодёжи, молодежная политика, возрастные характеристики, государственная молодежная политика.
Annotation. Of particular importance in the effective social and economic development of the country belongs to the state youth policy, which is a key link in social stability and a guarantor of Russia's security, in the field of solving youth problems. Proved the prospect of implementing the state youth policy to create conditions for successful socialization and self-realization of young people and prevent the outflow of promising personnel in other countries. Some problems of youth policy in the Russian Federation are identified and ways to solve them are proposed.
Keywords: young citizens, youth, youth problems, youth policy, age characteristics, state youth policy.
Особое значение в эффективном социальном и экономическом развитии страны принадлежит государственной молодежной политике, являющейся ключевым звеном в социальной стабильности и гарантом безопасности России, в области решения проблем молодёжи.
10 января 2021 года вступил в силу закон «О молодежной политике в Российской Федерации», где было закреплено понятие «молодёжь» как социально-демографической группы лиц, в возрасте от 14 до 35 лет включительно, имеющих гражданство Российской Федерации [1]. Такая группа образуется на основе социального положения в обществе и возрастных особенностей личности. Закон дает широкое определение молодежной политики, определяет, как комплекс мер реализуемых на основе сотрудничества органов государственной власти на федеральном и субъектном уровне, а также, местного самоуправления, направленных на создание условий для развития молодых граждан, их самореализации в различных сферах жизнедеятельности: патриотической, духовной, нравственной. Целью молодёжной политики в России является - устойчивое
социально-экономическое развитие молодых граждан, глобальная конкурентоспособность и национальная безопасность Российской Федерации.
Молодёжь отличает активность, высокий уровень социальной мобильности, готовность расширять свои знания, участвовать в различных проектах, искать себя, осваивать новые профессии. Несмотря на это, молодёжь остаётся одной из тех социальных групп, которой необходима особая забота государства.
Во-первых, как социально-демографическая группа она отличается неустойчивостью психики, подверженности чужому влиянию, далеко не всегда правильному.
Во-вторых, у молодежи, зачастую, недостаточно материальных средств, знаний и необходимой квалификации для того, чтобы реализовать свои проекты, или получить престижную работу.
В современном мире развитие молодежной политики является одним из приоритетных
направлений государственной политики в Российской Федерации. В первую очередь, государственная молодежная политика нужна для того, чтобы создать условия для успешной самореализации и социализации молодёжи, а также, предотвратить отток перспективных кадров в другие страны. Молодёжная политика является гибкой, технологичной системой. Процесс работы с молодыми людьми подразумевает постоянные обновления, смену технологий и подходов, так как молодежь быстрее меняется и развивается. В эпоху цифровизации государству необходимо подстраиваться под запросы молодёжи, создавать специализированные интернет-площадки, программы, видео- и аудио-платформы, идти в ногу со временем, создавая интересный контент для молодёжи. Многие органы и представители власти имеют собственные сайты и страницы в социальных сетях. Происходящие изменения в государственной политике отражаются на молодежной сфере. Преобразования молодежной политики происходит в ходе модернизации общероссийских процессов, когда развитие человеческого капитала и кадрового ресурса становится приоритетным, человек становится объектом для инвестиций. Государство, которое инвестирует в молодежь, в ее образование, обучение, быт, культуру, здоровье, безусловно, инвестирует и в свой прогресс.
Формирование инфраструктуры молодежной политики - это одно из главных направлений социального развития для нынешней России, относится к числу быстро развивающихся современных социальных структур, которые выполняют преобразование в социальных процессах, происходящих в обществе. Молодежная политика РФ направлена на развитие патриотизма, гражданственности, толерантности, повышение социальной активности молодежи, развитие волонтёрского движения, формирование у молодежи здорового образа жизни, поддержку молодых специалистов, поддержку молодых семей и на содействие международному сотрудничеству молодежи. Государственная молодежная политика -это отдельная отрасль управления, опирающаяся на актуальные данные о ценностях, ориентирах, настроениях современной молодежи [3]. На данный момент времени, реализация государственной молодежной политики становится все более значимой, так как в решении задач развития нашей страны повышается роль человеческого фактора.
Одной из ключевых проблем государственной молодежной политики - это долгое отсутствие в России закона, посвящённого молодёжной политике в стране. По этой причине, в законодательстве, были несогласованности и противоречия. На региональном и муниципальном уровнях значение молодежной политики имеет высокий приоритет, каждый регион обладает своими традициями, обычаями, поэтому в разных субъектах федерации формируются и реализуются программы, создаются новые площадки социального развития молодежи с учетом своих особенностей. Закон позволил упорядочить весь объем работы, которая ведется в молодежном направлении, учитывая новые аспекты в этой деятельности.
Принятый закон решил ряд проблем, существовавших в области правового регулирования молодежной политики, а именно:
- утратили силу правовые акты, принятые более двадцати пяти лет назад, которые не позволяли эффективно проводить молодежную политику в силу значительных изменений в разных сферах общественной жизни;
- обозначены разграничение предметов ведения и полномочия между федеральными и региональными органами власти;
- закон определил полномочия органов местного самоуправления в сфере молодёжной политики.
Несмотря на принятие нового закона, проблем, связанных с реализацией молодежной политики, остается еще много. Нам представляется необходимым рассмотреть пути их решения. Важной задачей, стоящей перед государством должно стать увеличение финансирования, как на федеральном, так и на региональном уровнях, необходимо создать условия для создания инвестиционной привлекательности данной сферы. Важное внимание должно быть уделено расширению сети учреждений дополнительного образования и организации досуга молодежи по различным направлениям: спорт, художественное творчество, инновационная научная деятельность, 1Т-технологии и ряд других. Такие организации позволяют раскрыть потенциал молодых людей, дает им возможность определиться с выбором будущей профессии и реализовать себя в ней. Чтобы оценить какие организации и в каких направлениях необходимы, следует особое внимание уделить созданию социальных и социально - психологических служб по выявлению потребностей и интересов молодых людей.
Одна из главных задач молодёжной политики -социализация молодёжи. В связи с этим надо создать такие условия, где молодежь сможет применить свои знания, умения, навыки. У молодого поколения будет уверенность в своей востребованности. В рамках решения этой задачи необходимо расширять возможности трудоустройства молодежи, особенно тех молодых людей, которые впервые устраиваются на работу после окончания высшего учебного заведения. Для того, чтобы повысить конкурентоспособность на рынке труда, молодёжи необходимо предоставлять временное трудоустройство - стажировку в выбранной организации, что позволит закрепить на практике теоретические знания и навыки.
Увеличение возраста молодёжи до 35 лет, несомненно, расширяет возможности молодых людей реализовать свой потенциал при поддержке государства. Однако закон поставил перед государством ряд важных, требующих решения задач поддержки молодых специалистов и молодых семей. Решение этих задач является важнейшим условием эффективности проведения молодежной политики. В России начала действовать программа популяризации культурных мероприятий среди молодежи - Пушкинская карта, но не вся
молодёжь может воспользоваться программой, граждане в возрасте от 23 до 35 лет не вправе купить билеты в театры, музеи, филармонии, кинотеатры за счет средств федерального бюджета, данная программа рассчитана только до 22 лет.
Важный компонент молодёжной политики для повышения уровня общественной активности, воспитания у молодёжи гражданской позиции - взаимодействие государства с молодёжными организациями, патриотическое воспитание, развитие молодежного парламентаризма, поддержка во-лонтерства и добровольчества. Во многих регионах эти направления - одни из самых развитых в молодежной политике, однако, и они требуют изменения подхода к их осуществлению, прежде всего, в области воспитания патриотизма. Часто патриотическое воспитание сводится к
Литература:
1. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 04 января 2021 г. № 1. Ч. I. Ст. 28.
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.12.2014. № 50. Ст. 7185.
3. Чуев С.В. Основные проблемы развития сферы государственной молодежной политики / С.В. Чуев, М.Б. Поляков // РоШоок. 2017. № 3. С. 45-63.
проведению мероприятий, приуроченных к конкретным историческим событиям, однако целостная система отсутствует. В связи с этим, одной из важных государственных задач становиться формирование нового подхода к системе патриотического воспитания и разработка подробных методических рекомендаций по его реализации. Государство должно продолжать развитие волонтерской деятельности, так как она выполняет функцию нравственного воспитания, благодаря ей, возрождаются фундаментальные ценностей и сохраняется представление о моральных нормах.
В современном обществе молодежная политика приобретает особую значимость, очевидно, что насколько государство проявит заботу о будущем поколении, таким и будет позитивное развитие самого государства.
Literature:
1. Federal Law № 489-FZ of December 30, 2020 «On Youth Policy in the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation of January 04, 2021 № 1. Part I. Art. 28.
2. Decree of the Government of the Russian Federation of 11/29/2014 № 2403-r «On Approval of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period up to 2025» // Collection of legislation of the Russian Federation. 15.12.2014. № 50. Art. 7185.
3. Chuev S.V. The main problems of the development of the sphere of state youth policy / S.V. Chuev, M.B. Polyakov // PolitBook. 2017. № 3. P. 45-63.