Научная статья на тему 'Проблемы реализации мер поддержки участников специальной военной операции и членов их семей в сфере образования и науки'

Проблемы реализации мер поддержки участников специальной военной операции и членов их семей в сфере образования и науки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право на образование / специальная военная операция / меры государственной поддержки / right to education / special military operation / state support measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Людмила Александровна Казанцева, Игорь Александрович Калиниченко, Ильяс Дамирович Гайнов

Рассматриваются меры государственной поддержки в сфере образования и науки, оказываемые лицам, участвующим в специальной военной операции и членам их семей. В результате анализа федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также локальных актов образовательных организаций выявлены проблемы реализации мер поддержки рассматриваемой категории граждан в сфере образования и науки, предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Людмила Александровна Казанцева, Игорь Александрович Калиниченко, Ильяс Дамирович Гайнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of implementing measures to support participants of a special military operation and their family members in the field of education and science

The article discusses measures of state support in the field of education and science provided to persons participating in a special military operation and members of their families. As a result of the analysis of federal laws, other regulatory legal acts, as well as local acts of educational organizations, problems of implementing measures to support the considered category of citizens in the field of education and science were identified, and ways to solve them were proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации мер поддержки участников специальной военной операции и членов их семей в сфере образования и науки»

Научная статья УДК 37; ББК 74

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-127-129 EDN: https://elibrary.ru/HYWJOC NIION: 2018-0077-4/23-400 MOSURED: 77/27-024-2023-04-599

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Проблемы реализации мер поддержки участников специальной военной операции и членов их семей

в сфере образования и науки

Людмила Александровна Казанцева1, Игорь Александрович Калиниченко2, Ильяс Дамирович Гайнов3

12 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия 1 professor60@mail.ru

3 Казанский юридический института (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Казань, Россия, gainov@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются меры государственной поддержки в сфере образования и науки, оказываемые лицам, участвующим в специальной военной операции и членам их семей. В результате анализа федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также локальных актов образовательных организаций выявлены проблемы реализации мер поддержки рассматриваемой категории граждан в сфере образования и науки, предложены пути их решения.

Ключевые слова: право на образование, специальная военная операция, меры государственной поддержки Для цитирования: Казанцева Л. А., Калиниченко И. А., Гайнов И. Д. Проблемы реализации мер поддержки участников специальной военной операции и членов их семей в сфере образования и науки II Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 4. С. 124-129. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-124-129. EDN: HYWJOC.

Original article

Problems ofimplementing measures to support participants of a special military operation and their family members in the field

of education and science

Lyudmila A. Kazantseva1, Igor A. Kalinichenko2, Ilyas D. Gainov3

12 Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia 1 professor60@mail.ru

3 Kazan Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Kazan, Russia, gainov@yandex.ru

Abstract. The article discusses measures of state support in the field of education and science provided to persons participating in a special military operation and members of their families. As a result of the analysis of federal laws, other regulatory legal acts, as well as local acts of educational organizations, problems of implementing measures to support the considered category of citizens in the field of education and science were identified, and ways to solve them were proposed. Keywords: right to education, special military operation, state support measures

For citation: Kazantseva L. A., Kalinichenko I. A., Gainov I. D. Problems of implementing measures to support participants of a special military operation and their family members in the field of education and science II Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):124-129. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-124-129. EDN: HYWJOC.

Основополагающие права граждан, участвующих же членов их семей имеют особое значение, на что об-в специальной военной операции (далее - СВО), а так- ратил внимание Президент Российской Федерации

© Казанцева Л. А., Калиниченко И. А., Гайнов И. Д., 2023

124 PEDAGOGICAL SCIENCES

В. В. Путин [14]. В связи с объявлением в Российской Федерации частичной мобилизации [19] граждане, призванные на военную службу, были наделены статусом военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВС РФ), проходящих службу по контракту. На них распространены все полагающиеся данному статусу меры поддержки.

В Федеральном законе от 28 марта1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (далее -Федеральный закон о военной службе) (п. 4 ст. 1) предусмотрена возможность добровольного прохождения военной службы гражданами в рамках исполнения ими конституционного долга по защите Отечества.

Случаи, в которых на добровольцев распространяется статус военнослужащих, предусмотрены федеральными законами [6] и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем в настоящей статье добровольцы также рассматриваются как получатели мер поддержки.

Необходимо отметить и другие правовые нормы [5; 4], устанавливающие статус военнослужащих-участников СВО. С учетом содержания Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2022 г. № 268 [8] к участникам СВО можно также отнести участвующих или участвовавших в СВО сотрудников органов внутренних дел, работников федеральных государственных органов различного уровня, но при соблюдении одного условия. В указанных органах должна быть предусмотрена военная служба.

Таким образом, в результате проведенного анализа можно выделить четыре категории участников СВО: мобилизованные граждане; военнослужащие, проходящие службу по контракту (контрактники); граждане, проходящие военную службу добровольно в соответствующих добровольческих формированиях (добровольцы); сотрудники органов внутренних дел, федеральных государственных органов и органов исполнительной власти, принимающие или принявшие участие в СВО.

Данным категориям граждан и членам их семей государством предоставлен комплекс мер поддержки в самых разных сферах1. Рассмотрим некоторые особенности реализации мер поддержки в сфере образования и науки, а также связанные с этим проблемные вопросы.

Право на образование является конституционным правом граждан и гарантировано как национальным, так и международным законодательством. В частности, в Конституции Российской Федерации содержатся гарантии общедоступности и бесплатности общего и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43) [1]. Схожие положения закреплены в международных правовых актах2. Механизм реализации права на образование главным образом установлен

1 В сферах образования, трудовых отношений, налогообложения, медицинского обеспечения, юридической помощи, обеспечения жильем, пенсионного обеспечения и др.

2 Всеобщая декларация прав человека, Конвенция

о борьбе с дискриминацией в области образования и др.

федеральным законодательством. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании) [7], иных федеральных законах [2; 3; 4 идр.] и нормативных правовых актах.

Очевидно, что наибольшая потребность в образовании возникает у несовершеннолетних и молодежи, в том числе членов семей участников СВО. По всей видимости, именно по этой причине Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон о статусе военнослужащих) (п. 6 ст. 19) устанавливает гарантии в рассматриваемой сфере в первую очередь детям участников СВО. К данной категории законом также отнесены усыновленные (удочеренные) или лица, находящиеся под опекой или попечительством, в приемной либо патронат-ной семье. Первоочередной порядок распространяется на предоставление мест в школах и детских садах, расположенных по месту жительства граждан, которым предоставляется мера поддержки. Ее реализация обязательна для всех образовательных организаций независимо от форм собственности, а срок предоставления ограничен одним месяцем.

Практика применения мер поддержки, предусмотренных для участников СВО и членов их семей федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, потребовала официального разъяснения. Обращения граждан по рассматриваемому вопросу привели к необходимости соответствующего официального разъяснения и формулировки рекомендаций по повышению эффективности [15] мер поддержки. В частности, в качестве проблемных вопросов обозначены: организация информирования граждан о мерах поддержки, обеспечение условий для своевременного подтверждения статуса мобилизованного; обеспечение местами в образовательных организациях максимального количества нуждающихся в них граждан, в том числе за счет использования возможностей социальных служб.

Необходимо отметить, что меры поддержки в сфере образования, реализуемые в отношении участников СВО, в отдельных случаях, распространяются на достаточно широкий круг лиц. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 369 [10] предусмотрена мера поддержки в виде бесплатного прохождения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования участниками СВО, а также членами их семей. Кто именно относится к указанной категории граждан? Ответ на этот вопрос содержится в семейном законодательстве3. Мера поддержки полагается членам семей участников СВО, погибших при выполнении боевых задач,

3 Согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) к членам семьи относятся: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). К другим членам семьи относятся: братья и сестры (ст. 93 СК РФ); дедушки, бабушки и внуки (ст.ст. 94, 95 СК РФ); лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей (ст. 96 СК РФ); отчим и мачеха, пасынки и падчерицы (ст. 97 СК РФ).

СКИЕ НАУКИ 125

в том числе после увольнения с военной службы, если смерть наступила вследствие ранения, травмы, заболевания, полученных при выполнении задач в ходе СВО.

На эти цели предусмотрено федеральное финансирование в виде субсидий для определенных образовательных организаций. Среди них Институт развития профессионального образования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Национальный исследовательский Томский государственный университет [10].

Анализ локальных актов, размещенных на официальных сайтах данных образовательных организаций, показал, что их содержание требует корректировки. Например, в п. 2.7. Положения об организации и осуществлении образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения в Национальном исследовательском Томском государственном университете [18] указано: «Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах образовательных программ высшего образования ТГУ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно». Вместе с тем, как отмечено выше, рассматриваемая мера поддержки предусмотрена не федеральным законом, а постановлением Правительства Российской Федерации. В этой связи локальный акт образовательной организации не в полной мере обеспечивает реализацию возможности на получение меры поддержки участниками СВО и членами их семей по получению на бесплатной основе профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.

Как показало проведенное нами исследование, наибольший интерес граждан вызывает возможность бесплатного получения высшего образования. В этой части Федеральным законом об образовании (ч. 8.1 ст. 70) предусмотрены меры поддержки для некоторых категорий военнослужащих-участников СВО. К ним относятся участвующие или участвовавшие в СВО контрактники, мобилизованные и добровольцы. Кроме результатов единого государственного экзамена и вступительных испытаний абитуриента, желающего обучаться по программам бакалавриата и специалитета, в качестве индивидуального достижения учитывается факт прохождения службы. При этом дополнительное количество баллов не может быть больше десяти. Если количество баллов, которое наберут абитуриенты, окажется равным, то приоритет будет предоставлен рассматриваемой льготной категории граждан [16].

В целях реализации положений федерального закона утвержден Порядок приема на обучение по программам высшего образования [13]. Указанным правовым актом определен особый механизм приема в пределах отдельной квоты. Конкретное число мест не является фиксированным, а зависит от объема контрольных цифр по каждой специальности или направлению под-

готовки. При этом в каждом случае размер квоты должен быть не менее 10 % от общего количества мест.

Для увеличения шансов рассматриваемой категории граждан на успешное прохождение вступительных испытаний им предоставляется возможность бесплатного посещения подготовительных курсов, организованных в соответствующих образовательных организациях [16].

Стоит особо обратить внимание на то, что льготные правила приема распространяются не только на участников СВО, но и на их детей. Более того, аналогичная мера поддержки установлена для сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных органов и органов исполнительной власти, принимающих или принявших участие в СВО. Такая мера поддержки установлена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2022 г. № 268 [8].

Кроме того, детям участников СВО, погибших либо получивших увечье (заболевание), в пределах специальной квоты должен быть обеспечен прием в специализированные образовательные организации1 без вступительных испытаний. Также обучающимся в образовательных организациях участникам СВО и их детям предоставлена мера поддержки, предусматривающая возможность перехода с платного обучения на бесплатное. Возможность реализации данной меры поддержки ограничена необходимостью соблюдения ряда условий, таких, как отсутствие академической задолженности, задолженности по оплате обучения и дисциплинарных взысканий [12, пп. 6-7].

Рассматриваемые меры поддержки, в части льготного поступления на обучение по образовательным программам высшего образования и предоставления возможности продолжить обучение бесплатно, распространяются не на всех членов семей участников СВО, а только на их детей, что, по нашему мнению, не вполне обеспечивает достижение основной цели применяемых мер - всесторонней поддержки участников СВО и членов их семей.

Обращаясь к Федеральному собранию, Президент Российской Федерации В. В. Путин особо отметил приоритетность и своевременность всесторонней поддержки и помощи каждому участнику СВО и каждому члену семьи [9]. Кроме того, вполне очевидно, что с учетом принципа непрерывности образования в течение всей жизни, закрепленного в п.2 ст. 10 Федерального закона об образовании, потребность в бесплатном получении высшего образования, а также продолжении обучения по указанным программам на бесплатной основе может возникнуть не только у детей участников СВО, но и других членов их семьи.

Вместе с тем, нужно отметить, что отдельные меры поддержки, в том числе в сфере образования, для супругов участников СВО в федеральном зако-

1 В данном случае к специализированным образовательным организациям относятся: «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетский корпус», «казачий кадетский корпус».

нодательстве предусмотрены. Например, супруги военнослужащих, в преимущественном порядке поступившие на работу в воинские части, государственные организации, имеют право на первоочередное обучение по очной форме с сохранением на этот период средней заработной платы.

Отдельного внимания заслуживают меры поддержки участников СВО в сфере науки. Согласно п. 30 Положения о присуждении ученых степеней [11] соискатель ученой степени обязан присутствовать на защите. Дата защиты диссертации может быть перенесена на срок не более 12 месяцев в случае, если соискатель не явился по уважительной причине. При повторной неявке в указанный срок должно быть принято решение о снятии диссертации с защиты.

Обращая внимание руководителей образовательных организаций и председателей диссертационных советов на особый статус мобилизованных граждан, Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации в отдельном письме [17] отметила, что призыв соискателя ученой степени по мобилизации необходимо расценивать как уважительную причину неявки на заседание диссертационного совета, однако максимальный срок остался неизменным и составляет 12 месяцев. В этой связи можно предложить не ограничивать указанный срок в отношении мобилизованных, поскольку он обусловлен только фактической возможностью присутствия на заседании диссертационного совета.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что действующее законодательство предусматривает обширный перечень мер поддержки участников СВО, в том числе в сфере образования и науки. Механизмы реализации указанных мер урегулированы нормативными правовыми актами различного уровня и требуют дальнейшего совершенствования.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.

2. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» II СПС «KoHcyflbTaHTnflrec».URL:https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_404070/.

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» II СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_44571/.

4. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» II СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 18853/.

5. Федеральный закон 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» II СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/consdocLAWl 8260/.

6. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» II СПС «КонсультантПлюс». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l0591/.

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» II СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/consdocLAWl40174/.

8. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2022 г. № 268 «О дополнительных мерах поддержки семей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных государственных органов» II СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_416556/.

9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 21 февраля 2023 г. II URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70565.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 369 «О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» (вместе с «Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография») II СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 80 067/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (вместе с «Положением о присуждении ученых степеней») II СПС «КонсультантПлюс». URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _152458/3accc895434fd7ce6fd7d8f8a570ab064e960560/.

12. Приказ Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. № 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное» II СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_149719/7898eddb02bbe300ad0805a9b55 e01abe7d304a7/.

13. Приказ Минобрнауки России от 21 августа 2020 г. № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» II СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 362209/.

14. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 15 марта 2023 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/70678.

15. Письмо Минпросвещения России от 31 октября 2022 г. № ТВ-2419/03 «О направлении информации» (вместе с «Информацией об организации в субъектах России учета детей граждан, призванных на военную службу по мобилизации, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования») II СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431932/96c60cl Iee5b73882df84a7de3c4fbl 8fla01961/.

16. Письмо Минобрнауки России от 28 июня 2023 г. № МН-5/2267-ДА «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по приему на обучение по программам бакалавриата, программам специ-алитета в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») II СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/81080.html.

17. Письмо ВАК при Минобрнауки России от 14 октября 2022 г. № 01-02/111 «О переносе даты заседания диссертационного совета по рассмотрению вопроса присуждения ученой степени в связи с объявлением частичной мобилизации в Российской Федерации» II СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=809523#Qm0 LwxTkCVqc6w5G.

18. Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения в Национальном исследовательском Томском государственном университете. Утверждено Ученым советом НИ ТГУ Протокол № 4 от 29 марта 2023 г. II URL: https://www.tsu. ru/upload/medialibrary/e3 8/oga23 8f3 smyyznezkqoxg5pn sdqnguss/Polozhenie-ob-organizatsii-i-osushchestvlenii-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-osnovnym-programmam-professionalnogo-obucheniya-v-TGU.pdf.

19. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» II СПС «КонсультантПлюс». URL:https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_426999/.

Bibliographic list

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) II LRS «ConsultantPlus». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/.

2. Federal Law of December 21, 2021 No. 414-FZ «On the General Principles of the Organization of Public Power in the Subjects of the Russian Federation» II LRS «Con-sultantPlus».URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_404070/.

3. Federal Law of October 6, 2003 No. 131-FZ «On the General Principles of the Organization of Local Self-

Government in the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_44571/.

4. Federal Law of May 27,1998 No. 76-FZ «On the status of military personnel» II LRS «ConsultantPlus». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 18853/.

5.FederalLawofMarch28,1998No. 53-FZ«OnMilitary Duty and Military Service» II LRS «ConsultantPlus». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 18260/.

6. Federal Law of May 31, 1996 No. 61-FZ «On Defense» II LRS «ConsultantPlus». URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_10591/.

7. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ «On Education in the Russian Federation» II LRS «ConsultantPlus». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/.

8. Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2022 No. 268 «On additional measures to support the families of military personnel and employees of some federal government bodies» II LRS «Consultant-Plus». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_416556/.

9. Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on February 21, 2023 II URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/70565.

10. Decree of the Government of the Russian Federation of March 13,2021 No. 369 «On the provision of grants in the form of subsidies from the federal budget to non-profit organizations for the implementation of measures to organize vocational training and additional vocational education for certain categories of citizens within the framework of the federal project «Employment Promotion» of the national project «Demography» (together with the «Rules for the provision of grants in the form of subsidies from the federal budget to non-profit organizations for the implementation of measures to organize vocational training and additional vocational education for certain categories of citizens within the framework of the federal project «Employment Promotion» of the national project «Demography») II LRS «ConsultantPlus». URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_380067/92d969e26a4326c5d02fa79 b8f9cf4994ee5633b/.

11. Decree of the Government of the Russian Federation of September 24, 2013 No. 842 «On the procedure for awarding academic degrees» (together with the «Regulations on awarding academic degrees») II LRS «ConsultantPlus». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_152458/3accc895434fd7ce6fd7d8f8a570 ab064e960560/.

12. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated June 6,2013 No. 443 «On approval of the Procedure and cases of transfer of persons studying in educational programs of secondary vocational and higher education from paid to free education» II LRS «ConsultantPlus». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_149719/7898eddb02bbe300ad0805a9b55e01abe7d3 04a7/.

13. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated August 21, 2020 No. 1076 «On approval of the Procedure for admission to higher education educational programs - undergraduate programs, specialty programs, master's programs» //LRS «ConsultantPlus». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 362209/.

14. Speech by the President of the Russian Federation W Putin at an extended meeting of the board of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation on March 15, 2023 II URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/70678.

15. Letter of the Ministry of Education ofRussia dated October 31, 2022 No. TV-2419/03 «On the direction of information» (together with «Information on the organization in the constituent entities of Russia of registration of children of citizens called up for military service upon mobilization, subject to training in educational programs of preschool education») II LRS «ConsultantPlus». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431932/96 c60cllee5b73882df84a7de3c4fbl8fla01961/.

16. Letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated June 28, 2023 No. MN-5/2267-DA «On the direction of recommendations» (together with «Methodological recommendations for admission to studies in bachelor's and specialist's programs in connection with

amendments to the Federal Law dated 29 December 2012 No. 273-FZ «On Education in the Russian Federation») II LRS «ConsultantPlus». URL: https://www.consultant.ru/ law/hotdocs/81080.html.

17. Letter of the Higher Attestation Commission under the Ministry of Education and Science of Russia dated October 14, 2022 No. 01-02/111 «On postponing the date of the meeting of the dissertation council to consider the issue of awarding an academic degree in connection with the announcement of partial mobilization in the Russian Federation» //LRS «ConsultantPlus». URL: https://www.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&b.

18. Regulations on the organization and implementation of educational activities in the main vocational training programs at the National Research Tomsk State University. Approved by the Academic Council of N1 TSU. Protocol No. 4 of March 29, 2023 II URL: https://www.tsu.ru/ upload/medialibrary/e38/oga238f3smyyznezkqoxg5pns-dqnguss/Polozhenie-ob-organizatsii-i-osushchestvlenii-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-osnovnym-programmam -professionalnogo-training-v-TGU.pdf.

19. Decree of the President of the Russian Federation of September 21,2022 No. 647 «On the announcement of partial mobilization in the Russian Federation» II LRS «ConsultantPlus». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 426999/.

Информация об авторах

Л. А. Казанцева - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, профессор;

И. А. Калиниченко - кандидат педагогических наук;

И. Д. Гайнов - профессор кафедры Казанского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors

L. A. Kazantseva - Professor of the Department of Pedagogy of the educational and Scientific complex of Psychology of official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after VYa. Kikot', Doctor ofPedagogical Sciences, Professor;

I. A. Kalinichenko - Candidate ofPedagogical Sciences;

I. D. Gainov - Professor of the Department of the Kazan Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the RussianFederation, Candidate ofLegal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.10.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 09.10.2023; approved afterreviewing 12.12.2023; acceptedforpublication 25.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.