гоС
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИЗБИРАТЕЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2017.5.3
Обуховский Владимир Владимирович, аспирант юридического факультета Российского Государственного Социального Университета, e-mail: vvo2010@yandex.ru.
Аннотация. С провозглашением Российской Федерации суверенным, демо-
кратическим, социальным, правовым государством, её стремлением к построению гражданского общества европейского образца чрезвычайную актуальность приобретают проблемы демократического волеизъявления граждан, которое по Конституции Российской Федерации осуществляется через выборы, референдумы и другие формы непосредственной демократии. В этих условиях одним из важных направлений развития науки отечественного конституционного права становится поиск новых подходов к пониманию демократической сущности конституционно-правового статуса избирателей в Российской Федерации и его правовой регламентации как самостоятельной правовой категории в системе избирательных отношений, проблемы которого до этого времени не получили необходимого научного анализа и решения. Одной из них является проблема гарантирования конституционно-правового статуса избирателей на выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии, где волеизъявление граждан осуществляется по процедуре демократического голосования, составляющей которой являются институциональные юридические (специальные) гарантии статусов избирателей в соответствующих формах непосредственной демократии. Ключевые слова: избирательный процесс, формирование представительства, статус избирателя, проблемы реализации.
Вопрос гарантий конституционно-правового статуса избирателей рассматривали такие отечественные и зарубежные учёные, как А.А. Га-лус, Л.В. Гудь, С.А. Калашников, А.А. Копыленко, Л.М. Козодой, Ю.Б. Ключ-ковский, И.А. Луговой, ГА. Мурашин, В.Ф. Погорелко. В.Л. Федоренко, Н.И. Ставнийчук, В.Н. Тимошенко, А.П. Шумляк, в научных работах, посвя-
щённых преимущественно выборам, избирательному процессу и избирательному законодательству.
Поэтому целью статьи является раскрытие понятия и содержания институциональных юридических гарантий конституционно-правового статуса избирателей на выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии, где волеизъявление граждан осуществляется по процедуре демократического голосования.
Конституционно-правовой статус избирателей является универсальным, интегрирующим институтом конституционного права, по которому избирательные права граждан Российской Федерации, имеющих право голоса, реализуются на выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии, а потому обеспечиваются соответствующими этим формам институциональными гарантиями, что находит подтверждение в научных исследованиях отечественных учёных.
Так, Х.А. Тхабисимов, рассматривая механизм гарантирования выборов как правовое, организационное, информационное, финансовое и материально-техническое обеспечение избирательных прав граждан, акцентирует внимание на том, что при определении понятия гарантий избирательных прав и их системы под гарантиями конституционных избирательных прав следует рассматривать не только права участия в выборах, но и права, касающиеся участия граждан в референдумах, которые проводятся в стране, участие в общественных опросах и тому подобное, то есть участие граждан в управлении общественными делами через все формы непосредственной демократии, где реализуется право выбора1.
Сущность и содержание гарантий референдумного процесса в стране, как отмечают Н.В. Иванчик, Д.Г. Грязнов, определяется комплексом (механизмом) условий и средств, обеспечивающих гражданам, которые имеют право на участие в референдуме, реально осознанную свободу волеизъявления на всероссийском и местных референдумах2.
Ю.В. Митяева, исследуя гарантии прав местного самоуправления в стране, отмечает, что важное место в механизме их обеспечения занимают институты муниципальной демократии, которые применяются в специфических формах и могут иметь как непосредственный, так и представительский характер3.
Специальные (юридические) гарантии, о чём справедливо подчеркивает Е.А. Плецкая, достаточно многочисленны и разнообразны, все они
1 Тхабисимов Х. А. Вопросы правового положения избирательных комиссий в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 12. Ч. 1. С. 18-27.
2 ИванчикН.В., ГоязновД.Г. Особенности правового статуса избирателя как основного субъекта избирательного процесса // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Новосибирск: ЦРНС, 2017. С. 129-132.
3 Митяева Ю.В. Новации избирательного законодательства 2017 года // Выборы: теория и практика. 2017. № 2 (42). С. 34-41.
представлены и закреплены в законодательстве. Кроме гарантий, которые касаются непосредственной демократии в целом, каждый из её институтов имеет особые гарантии, которые закреплены в законах, регулирующих конкретные институты1.
Исследуя институциональные гарантии деятельности субъектов избирательного процесса М.Д. Бандикян обращает внимание на их регулятивный характер и определяет их как закреплённые в материальных и процессуальных нормах Конституции и избирательных законах общие основополагающие нормы-гарантии, нормы-принципы, которые предусматривают систему правовых механизмов, условий, средств, способов, методов, которые создают благоприятные условия и обеспечивают фактическую реализацию субъектам и участникам избирательного процесса права избирать и быть избранными, обеспечения их реального осуществления и защиту от нарушений со стороны кого-либо с целью законности проведения выборов и легитимизации их результатов2.
Под специальными юридическими гарантиями избирательных прав граждан мы понимаем предусмотренные законом условия, средства и способы утверждения, создания условий, реализации, охраны, защиты, воспроизводства избирательных прав граждан.
Специальные гарантии, представленные нормами и институтами ре-ферендного права, а также правовыми механизмами, обеспечивающими эффективное функционирование всероссийских и местных референдумов как приоритетной формы непосредственной демократии, и делятся на нормативно-правовые и организационно-правовые.
Таким образом, согласно вышеизложенных концептуальных подходов гарантирования избирательных прав граждан можно считать, что институциональные гарантии конституционно-правового статуса избирателей делятся на нормативно-правовые и организационно-правовые.
Нормативно-правовые гарантии основываются на материальных и процессуальных нормах избирательного, референдного законодательства и других форм непосредственной демократии и с целью правового регулирования подразделяются на учредительные, регулятивные, возобновляемые, карательные.
Учредительные гарантии определяют основные принципы и основы организации выборов, круг субъектов избирательного процесса и правовые основы участия этих субъектов в выборах, соответствующий объём их прав, обязанностей и полномочий. Этот тезис можно распространить на референ-
1 Плецкая Е.А. Значение решений Конституционного Суда Российской Федерации для развития избирательного права // Конституционная и административная реформы в России: проблемы и перспективы: материалы межвузовской научно-практической конференции. Краснодар: КубГУ, 2016. С.345-351.
2 Бандикян М.Д. Влияние принципов всеобщего и равного избирательного права на реализацию гражданами Российской Федерации активного избирательного права // Закон и право. 2017. № 9. С. 33-35.
думы и другие формы непосредственной демократии, где волеизъявление граждан осуществляется по процедуре демократического голосования, поскольку учредительные гарантии определяют основные принципы и основы организации выборов, референдумов и других форм непосредственного волеизъявления граждан путём голосования, круг субъектов, соответствующий объём их прав, обязанностей и полномочий и правовые основы их участия в соответствующих избирательных, референдных и других процессах. В основном гарантии учредительного характера закреплены в нормах материального характера, содержащихся в Конституции и общих положениях всех избирательных законов в стране, референдном законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении и уставах территориальных общин, как основы конституционно-правового статуса избирателей.
Регулятивные юридические гарантии непосредственно связанны с организацией и проведением избирательных, референдных и других процессов, направленны на реализацию соответствующих материальных норм учредительного характера. Это достигается через систему предусмотренных специальными законами процессуальных норм, регулирующих порядок реализации избирательных прав и обязанностей, определяют формы и процедуры, которыми руководствуются субъекты соответствующих процессов, определяют последовательность выполнения избирательных действий и порядок реализации их решений. По способу воздействия на поведение субъектов соответствующих процессов эти нормы права делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Соблюдение установленной законодательством процедуры выборов, референдумов и других форм непосредственного волеизъявления граждан является одной из наиболее важных гарантий их права на участие в них, поскольку нарушение процедуры ставит под сомнение законность их результатов и влечёт за собой юридическую ответственность.
Среди регулятивных гарантий конституционно-правового статуса избирателей важное место занимает их государственная регистрация, под которой понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между специально уполномоченными органами регистрации и гражданами по поводу обеспечения государственного учёта граждан, имеющих право голоса. Регистрация лиц, имеющих право голоса, является самостоятельным общегосударственным мероприятием, который не связан с выборами, референдумами, другими формами непосредственной демократии, но является частью их организационно-технологической инфраструктуры, а потому не может быть признан стадией их процессов. Основной особенностью регистрации избирателей является её направленность на подтверждение государством статуса лица как избирателя.
Современное избирательное законодательство содержит значительное количество гарантий восстановительного характера, которые связаны с установлением и защитой широкого круга избирательных прав граждан. Согласно Конституции и законодательству все избирательные права граж-
данина защищаемы, прежде всего, судом. Каждому гражданину гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия всех избирательных органов: от Центральной избирательной комиссии до участковой. Граждане могут обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка избирателей, а также допущенные в нём неточности в указании данных об избирателе. При решении избирательных споров могут быть обжалованы решения, действия или бездействие всех избирательных комиссий и их членов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, их должностных и служебных лиц.
Особой нормативно-правовой гарантией конституционно-правового статуса избирателей, направленной на его защиту, является юридическая ответственность за нарушения законодательства. Она является отрицательной реакцией государства на нарушение статусных прав избирателей, неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей субъектами его реализации, предусмотренных нормами Конституции избирательным, референдным и другим соответствующим законодательством.
Следует отметить, что среди учёных ещё не достигнуто единства в классификации ответственности за нарушение прав избирателей. Одни авторы включают в неё конституционную, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность; вторые - конституционно-правовую, уголовно-правовую, административно-правовую, гражданско-правовую, третьи - конституционно-правовую, уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за нарушение избирательного законодательства.
По нашему мнению, более убедительной является позиция учёных, которые в эту систему включают конституционную, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность.
Нормы, определяющие эти виды юридической ответственности, объективируются в Конституции, избирательных законах. Но следует заметить, что в действующем избирательном и референдном законодательстве также отсутствует единый подход законодателя к определению видов юридической ответственности за совершение избирательных правонарушений. Так, лица, виновные в нарушении избирательного законодательства, привлекаются к уголовной, административной или другой ответственности в порядке, установленном законом. Такие лица привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. То есть в первом случае отсутствует ссылка на дисциплинарную, а во втором - другая ответственность, которая носит неопределённый характер, хотя за этой неопределённостью находится конституционно-правовая, которая, несмотря на объективное существование и доктринальное признание как неотъемлемой составляющей правовой реальности, пока не нашла своего прямого законодательного закрепления как вида юридической ответственности при наличии её санкций.
Гражданско-правовая ответственность по содержанию направлена на гарантирование частных правовых интересов участников избирательных правоотношений только на основании решения суда, а не политических интересов участников выборов, референдумов и других форм непосредственной демократии, на которых решения принимаются путём голосования. Именно поэтому гражданско-правовая ответственность обоснованно не включена в систему гарантирования их прав.
Что касается дисциплинарной ответственности как гарантии избирательных прав, то следует иметь в виду, что она предусмотрена ТК РФ, иными нормативными актами, связана с трудовыми и служебными отношениями участников избирательных процессов, а поэтому выходит за пределы этих процессов и должна рассматриваться как неотъемлемая часть государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В этом контексте дисциплинарная ответственность не может применяться к членам избирательных комиссий, а в случае нарушения возложенных на них обязанностей они несут конституционно-правовую ответственность1.
Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства как самостоятельный вид юридической ответственности предусматривает надлежащее и добросовестное выполнение субъектами конституционного права своих обязанностей в сфере избирательного права или наступления негативных последствий или нежелательного изменения конституционно-правового статуса этих субъектов за нарушение норм избирательного законодательства. Субъектами этого вида ответственности за указанное нарушение могут быть только органы публичной власти или их должностные лица, объединения граждан.
Этот постулат полностью соответствует обеспечению конституционно-правового статуса субъектов референдумов и других форм непосредственной демократии, на которых принимаются решения путем голосования.
Административно-правовая ответственность как гарантия конституционно-правового статуса избирателей заключается в охране избирательных прав граждан от противоправных посягательств через привлечение к ответственности лиц, которые совершают административные правонарушения, посягая на объекты осуществления народного волеизъявления, которые непосредственно охраняются действующим конституционным законодательством. Она установлена КоАП РФ.
По объектной направленности гарантирования охраны избирательных прав граждан от противоправных посягательств можно выделить следующие виды гарантий:
1) гарантии, направленные на обеспечение реализации права голоса
гражданами на выборах, референдумах и других формах непосред-
1 Добронравов А.В. Выборы как знаковый обряд, легитимирующий процесс власти // Коммуни-кология. 2016. Т. 4. № 5. С. 54-60.
ственной демократии, на которых принимаются решения путём голосования, которые заключаются в установлении административно-правовой ответственности за нарушение правил ведения реестра избирателей;
2) гарантии, направленные на обеспечение избирательных прав граждан во время ведения предвыборной агитации, агитации во время подготовки и проведения референдума путём привлечения к ответственности;
3) гарантии, направленные на обеспечение организации и проведения соответствующих избирательных, референдных и других демократических процессов, где решения принимаются путём голосования, при которых наступает административно-правовая ответственность.
В случае совершения преступлений защита избирательных прав обеспечивается уголовным законодательством.
Организационно-правовые гарантии конституционно-правового статуса избирателей являются системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять деятельность, направленную на организацию и проведение выборов, референдумов и других форм непосредственной демократии, на которых принимаются решения путем голосования, обеспечения надлежащих условий для реализации избирательных прав граждан.
Особая роль в механизме организационно-правовых гарантий конституционно-правового статуса избирателей принадлежит судебному и внесудебному способам защиты избирательных прав граждан. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина, согласно Конституции, осуществляется системой судов общей юрисдикции.
Анализ институциональных гарантий конституционно-правового статуса избирателей в избирательных, референдных процессах и других формах непосредственной демократии, в которых волеизъявление граждан, имеющих право голоса, осуществляется путём голосования, даёт основания для вывода, что они являются сходными, однотипными и отличаются только сферой и предметом нормативно-правового регулирования, и механизмами обеспечения избирательных прав их участников. С целью усовершенствования их правового регулирования и унификации считаем необходимым поддержать предложения отечественных учёных относительно принятия специального Закона «О гарантиях избирательных прав граждан» с учётом положительного опыта зарубежных стран.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бандикян М.Д. Влияние принципов всеобщего и равного избирательного права на реализацию гражданами Российской Федерации активного избирательного права // Закон и право. 2017. № 9. С. 33-35.
3. Добронравов А. В. Выборы как знаковый обряд, легитимирующий процесс власти // Коммуникология. 2016. Т. 4. № 5. С. 54-60.
4. Иванчик Н.В., Грязнов Д.Г. Особенности правового статуса избирателя как основного субъекта избирательного процесса // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Новосибирск: ЦРНС, 2017. С. 129-132.
5. Митяева Ю.В. Новации избирательного законодательства 2017 года // Выборы: теория и практика. 2017. № 2 (42). С. 34-41.
6. Плецкая Е. А. Значение решений конституционного Суда Российской Федерации для развития избирательного права // Конституционная и административная реформы в России: проблемы и перспективы: материалы межвузовской научно-практической конференции. Краснодар: КубГУ, 2016. С. 345-351.
7. Тхабисимов Х. А. Вопросы правового положения избирательных комиссий в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 12. Ч. 1. С. 18-27.