УДК 342(470)(072.8) ББК 67.400(2Рос)я73
Т.В. Троицкая
К вопросу о формах участия граждан Российской Федерации в выборах
В статье раскрываются особенности конституционно-правового статуса гражданина Российской Федерации в зависимости от форм его участия в российском избирательном процессе. Автор проводит анализ нормативно-правового регулирования участия граждан Российской Федерации в выборах в качестве избирателя, наблюдателя, члена избирательной комиссии. При этом учитываются современные тенденции развития российского избирательного права, а также правоприменительная практика.
Ключевыеслова:избирательныйпроцесс,стадииизбирательногопроцесса, конституционные основы народовластия, пассивное избирательное право, активное избирательное право, правовой статус избирателя, правовой статус наблюдателя, обжалование решений избирательных комиссий.
T.V. Troitskaia
To the question about the forms of participation of citizens of the Russian Federation in the elections
The article describes the features of the constitutional and legal status of citizen of the Russian Federation according to the forms of itsparticipation in the Russian electoral process. The author analyzes the regulatory involvement or citizens of the Russian Federation in the elections as a voter, an observer member of the election commission. This takes into account current trends of the Russian electoral law and legal practice.
Keywords: electoral process, the stage of the electoral process, the constitutional foundations of democracy, passive right to vote, suffrage, the legal status of the voter, the legal status of the observer, the appeal of decisions of election commissions.
В современных условиях становления в России демократического государства актуализируется проблема реализации конституционных основ народовластия и, как следствие, совершенствования законодательства, регламентирующего избирательные отношения. На протяжении последних пяти лет ежегодно осуществляются шаги, направленные на оптимизацию избирательного законодательства. Достаточно отметить, что в посланиях Президента Российской Федерации 2008 и 2009 годов Федеральному Собранию указанные проблемы заняли одно из центральных мест. В частности, 5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации в своем послании отметил необходимость отмены избирательного залога, обеспечения гарантий представительства избирателей, проголосовавших за политические партии, набравшие от 5 до 7 процентов голосов электората. Также речь шла о реформировании порядка организации и деятельности политических партий [I]. 12 ноября 2009 года глава государства предложил «отказаться от сбора
подписей как метода допуска политических партий к выборам» [2]. Проблемы совершенствования избирательного законодательства активно обсуждались и на заседании Государственного Совета Российской Федерации 22 января 2010 года, на котором впервые присутствовали руководители всех политических партий нашего государства [3]. Очередное Послание главы государства, символично озвученное в День Конституции Российской Федерации, не стало исключением. В.В. Путин предложил вернуться к смешанной избирательной системе, а также подумать о восстановлении права участия в выборах избирательных блоков [4].
Предложенные инициативы прошлых лет уже реализованы посредством придания им общеобязательного, нормативного характера, но при этом, и это нельзя не отметить, большинство нововведений не получили широкой поддержки со стороны граждан по причине все большей отстраненности последних от реальной возможности участия в управлении своей страной.
Более того, необходимо отметить непоследовательность тенденций реформирования избирательного законодательства, выражающуюся в частой смене политических позиций (отмена выборов высших должностных лиц и возвращение к ним в иной оболочке, увеличение числа членов политической партии и уменьшение таковых до минимальных стандартов и другие), что свидетельствует об отсутствии в государстве четко выработанной стратегии политического развития.
В декабре 2013 году исполняется двадцать лет с момента судьбоносного для России факта принятия всенародным голосованием Конституции Российской Федерации. Содержание Основного закона России проникнуто демократическими нормами и принципами. Согласно статье 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации должны определять смысл, содержание и применение законов, а также правоприменительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 3 «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [5].
Впервые на конституционном уровне выражена приверженность российского государства обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем, наряду с декларативными нормами и принципами, в Основном законе страны должны быть предусмотрены конкретные формы участия граждан в управлении страной, в том числе в избирательном процессе, а также гарантии осуществления таких прав. Не случайно в последнее время все чаще можно встретить предположения о возможности внесения изменений непосредственно в текст Конституции Российской Федерации. Так, С.А. Авакьян в своей статье «Нужна ли конституционная реформа в России» обосновывает необходимость такой реформы, называя среди многих причин целесообразность обеспечения реального народовластия [6].
Действительно, Основной закон российского государства не содержит самостоятельной главы, посвященной избирательному праву. Лишь статья 81 Конституции России закрепляет основополагающие принципы избрания Президента России. Отсутствие на уровне конституционного закрепления норм, определяющих разновидность избирательной системы, применяемой, в частности, на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
способствует возможности политического руководства вносить коррективы в рассматриваемый вопрос посредством внесения изменений в текущее законодательство. Во многих странах Европы такие фундаментальные вопросы принимаются на референдуме.
Специфика активного и пассивного избирательного права, закрепленного в Конституции Российской Федерации, состоит в том, что они конкретизируются и наполняются реальным юридическим содержанием текущим законодательством о выборах. Правовой статус гражданина Российской Федерации как избирателя наиболее полно представлен в базовом Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон [7]), который в условиях отсутствия конституционного регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений фактически играет роль федерального конституционного закона. Дело в том, что согласно установлениям данного федерального закона иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить указанному базовому Федеральному закону (п. 6 статьи 1). По мнению Р.Т. Биктагирова, такой подход российского законодателя, когда один федеральный закон имеет большую юридическую силу, чем иные федеральные законы, не выдерживает научной критики [8].
Гражданин РФ является основным субъектом избирательного права и участником избирательного процесса. Основополагающая цель выборов - это формирование представительного органа власти, реально отражающего и представляющего интересы народа.
Граждане Российской Федерации, участвуя в избирательном процессе, могут выполнять различные роли, в частности: выступать в качестве избирателя (активное избирательное право), кандидата (пассивное избирательное право), доверенного лица, уполномоченного представителя, наблюдателя и других участников избирательного процесса. Выступая в той или иной роли, гражданин Российской Федерации, наделяется определенным объемом прав и обязанностей, которые в совокупности составляют его правовой статус.
Рассмотрим некоторые составляющие правового статуса гражданина России в избирательном процессе подробнее.
Граждане Российской Федерации имеют право учреждать политические партии, которые впоследствии могут выступать в качестве избирательных объединений или иных субъектов избирательного процесса. Новые тре-
бования к организации политических партий (членство не менее пятисот человек), с одной стороны, создают видимость зарождающейся политической конкуренции в стране, реализации демократических основ Конституции Российской Федерации, но, с другой стороны, способствуют ее парализации, поскольку мелкие, разрозненные политические силы не могут представлять серьезной угрозы правящей политической элите.
Граждане России наделены правом участвовать в формировании избирательных комиссий муниципальных образований, а также территориальных, окружных и участковых комиссий посредством необходимости учета предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы и учебы. Вместе с тем, Федеральный закон содержит формулировку, согласно которой «не менее одной второй членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и других комиссий, должны назначаться на основе предложений политических партий». Соответственно, определение «не менее одной второй» допускает возможность и в полном составе формировать избирательные комиссии по предложениям политических партий.
Граждане России имеют право на участие в создании инициативной группы, а также право участвовать в выдвижении кандидатов в порядке самовыдвижения. Но, с другой стороны, возможностей реализовать данное право становится все меньше, поскольку основной разновидностью избирательной системы, применяемой на выборах разного уровня, является пропорциональное представительство.
Если говорить о новом порядке выборов высшего должностного лица субъекта российской Федерации, то в соответствии со статьей 18 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ» - «выдвижение кандидата как политической партией, так и в порядке самовыдвижения, должно быть поддержано от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации», что в свою очередь не способствует возможности граждан повлиять на персональный состав кандидатов.
Гражданин России может быть назначен в установленном порядке наблюдателем на выборах, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, членом избирательной комиссии любого уровня с правом как решающего, так и совещательного голоса. Правовой статус указанных лиц регламентируется указанным выше Федеральным законом. Од-
нако судебная практика свидетельствует о неточностях, а в некоторых случаях и пробелах законодательства, определяющего, к примеру, право члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса знакомиться со списками избирателей, проголосовавших досрочно и вне помещения для голосования, и другими материалами после установления итогов голосования [9]. А.А. Макарцев отмечает: «Правовая определенность является одним из центральных свойств права и его норм» [10]. Неопределенность норм избирательного законодательства относительно статуса участников избирательного процесса, сроков реализации их прав, способствует ситуации формирования в стране судебной практики, отчасти подменяющей нормативно-правовое регулирование. Трунов Й.Л. относительно правовой определенности подчеркивает: «... точное, полное и последовательное закрепление и реализацию заложенной в праве нормативной правовой воли и направленную на поддержание разумной стабильности правового регулирования, создания доверия частных лиц к государству и праву» [11].
Граждане России признаются субъектами агитационной деятельности, им принадлежит право в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию за кандидатов, списки кандидатов или против них. С точки зрения реализации данного права необходимо отметить, что 14 ноября 2005 года Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Основному закону страны содержащиеся во взаимосвязи положения статей 48, 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статей 63, 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», как предполагающие запрет на проведение предвыборной агитации, направленной против всех кандидатов, гражданами лично за счет собственных денежных средств [12].
В свою очередь, 16 июня 2006 года Конституционный Суд Российской Федерации признал соответствующими Конституции России положения статьи 51 во взаимосвязи с положениями статей 48, 52, 54, 58, 59 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не допускающих « ... проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов» [13].
Оценивая содержание данных решений, нельзя не согласиться с позицией А.Л. Кононова, отраженной в особом мнении. Судья Конституционного Суда отметил: «Оспариваемые нормы избирательного закона, по существу, создают абсолютную невозможность довести до сведения избирателей свое собственное отношение к кандидатам и хоть как-то повлиять на результаты выборов для всех лиц, не имеющих связи с избирательными фондами, т.е. для подавляющего большинства граждан, обладающих активным избирательным правом».
Цель конституционного правосудия - в защите конституционных прав граждан, в рассматриваемом случае - свободы мысли и слова, мнений и убеждений, права искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, включая идеи, оценки и взгляды, свобода массовой информации, а не оправдание их ограничений.
Важнейшей гарантией прав избирателей является возможность обжалования ими действий и решений органов и должностных лиц в административном и судебном порядке, требование рассмотрения своих жалоб и заявлений в указанных инстанциях в установленные законом сроки, а также привлечения к юридической ответственности лиц, виновных в нарушении закона и избирательных прав граждан и других субъектов избирательного процесса.
Действительно, часть первая статьи 259 ГПК РФ в качестве субъектов права подачи заявления о защите избирательных прав граждан Российской Федерации перечисляет, в том числе, избирателей. Вместе с тем, судебная практика свидетельствует о том, что избирателям отказывают в принятии заявлений к рассмотрению об отмене постановлений избирательных комиссий о результатах выборов [14]. При принятии таких решений судебные органы исходили из того, что те нарушения избирательного законодательства, на которые ссылались заявители в обосновании своих требований, а именно - неправильный подсчет голосов, могут повлечь за собой нарушение прав политических партий при распределении между ними депутатских мандатов, а не избирательных прав граждан. Исключение избирателей из числа субъектов рассматриваемого права способствует нарушению конституционного принципа равен-
ства избирательных прав граждан, который неоднократно оценивался в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации (от 23 марта 2000 года №4, от 25 апреля 2000 года №7) и должен в полной мере реализовываться на всех стадиях избирательного процесса, включая определение результатов выборов.
Участвуя в выборах в законодательные органы власти федерального, регионального значения, граждане России преследуют цель формирования представительного органа власти, выражающего интересы народа. Соответственно, нарушения избирательного законодательства, допущенные при подсчете голосов и повлекшие неправильное определение результатов выборов, затрагивают не только права политических партий, кандидатов, но и граждан России, являющихся избирателями, поскольку искажается коэффициент их представительства, причем вне зависимости от применяемой разновидности избирательной системы, а также уровня проведения выборов. В условиях пропорциональной избирательной системы количество полученных той или иной политической партией депутатских мандатов непосредственно влияет на возможность оказывать влияние на процесс принятия решений в рамках деятельности парламента любого уровня и, в конечном итоге, представлять интересы определенной социальной группы.
Анализ демократических основ конституционного строя России свидетельствует о том, что гражданин Российской Федерации должен быть центральной фигурой избирательного процесса. Вместе с тем, последние тенденции реформирования избирательного законодательства говорят нам об усилении влияния в рассматриваемом процессе политических партий.
Создание в России нормативно-правовых основ реального обеспечения демократических основ Конституции страны, ответственное функционирование органов государственной власти в рамках права, расширение реализации форм прямой демократии, в том числе референдума и принятие посредством его проведения основополагающих вопросов реформирования, в том числе отношений в области избирательного права, будут способствовать планомерному развитию демократии в Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 год. // www.kremlin.ru;
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 год. // www.kremlin.ru;
3. Стенограмма заседания Государственного Совета Российской Федерации. 22 января 2010 года // www. kremlin.ru;
4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 декабря 2012 год. // www.kremlin.ru;
5. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года. С учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // СЗ РФ. 26.01.2009. №4. Ст. 445;
6. Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России // Конституционное и муниципальное право. 2012. №9. С.4;
7. ФЗ от 12 июня 2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в ред. от 02.07.2013 № 173-Ф3 // СЗ РФ 17.06.2002. № 24. Ст. 2253; 08.07.2013. №27. Ст. 3477;
8. Биктагиров Р.Т. Избирательные права граждан Российской Федерации: современные проблемы реализации // Человек и право в контексте российской действительности. Сборник научных статей. М., 2010. С. 144;
9. Решение Кировского районного суда города Новосибирска от 27 мая 2010 г. Дело № 2-1790/10 // kirovsky. nsk.sudrf.ru;
10. Макарцев А.А. Неопределенность норм избирательного права // Конституционное и муниципальное право. 2012. №4. С.43;
11. Трунов И.Л. Проблемы правовой определенности российского законодательства // Международное публичное и частное право. 2008. №6. С.32;
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. №10 «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» пункта 7 статьи 63 и статьи 66 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в РФ // СЗ РФ 21.11.2005. № 47. Ст. 4968;
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области» // СЗ РФ. 03.07.2006. № 27. Ст. 2970;
14. Определение Верховного Суда РФ от 23.12.2011. Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 09.02.2012 // СПС «Гарант». Версия от 20.09.2013 г.
references
1. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation. November 5, 2008 // Www.kremlin.ru;
2. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation. November 12, 2009 // Www.kremlin.ru;
3. Transcript of the meeting of the State Council of the Russian Federation. January 22, 2010 // www.kremlin.ru;
4. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation. December 12, 2012. //Www.kremlin.ru;
5. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by the popular vote of the year 12.12.1993. As amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6 ERPs, from 30.12.2008 №7 - FCLIINW. 26.01.2009. Number 4. Art. 445;
6. Avak'ian S.A. Do we need a constitutional reform in Russia. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo - The constitutional and municipal law, 2012, no.9. p.4 (inRussian).
7. Federal Law of 12 June 2002 № 67 - FL "On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in a Referendum of Citizens of the Russian Federation", from 02.07.2013 № 173 - FL II NW 17.06.2002. Number 24. Art. 2253; 08.07.2013. Number27. Art.3477
8. Biktagirov R.T. Voting rights of citizens of the Russian Federation: the current problems. Chelovek i pravo v kontekste rossiiskoi deistvitel'nosti. Sbornik nauchnykh statei - Man and the Law in the context of Russian reality. Collected articles, Moscow, 2010. p.144 (in Russian).
9. The decision of the Kirov district court in Novosibirsk on 27 May 2010 Case№ 2-1790/10. available at: kirovsky. nsk.sudrf.ru (accessed 11 November2013).
10. Makartsev A.A. The uncertainty of the election law. Konstitutsionnoe i munitsipal’noe pravo - Constitutional and municipal law, 2012, no.4. p.43 (inRussian).
11. Trunov I.L. The problems of legal certainty Russian law. Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo - The international public and private law, 2008, no.6. p.32 (inRussian).
12. Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of November 14, 2005 № 10 "On the case on the constitutionality of the provisions of paragraph 5 of Article 48 and Article 58 of the Federal Law "On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in a Referendum of Citizens of the Russian Federation", paragraph 7 of Article 63 and Article 66 Federal Law" on Elections of deputies of the State Duma of the Russian Federation" in connection with the complaint of the Commissioner for human Rights in the Russian Federation//NW 21.11.2005. Number 47. Art. 4968;
13. Decision of the Constitutional Court on 16 June 2006 number 7P "In the case on the constitutionality of several provisions of Articles 48, 51, 52, 54, 58 and 59 of the Federal Law "On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in Referendum in the Russian Federation" on the request of the State Duma of Astrakhan region" II NW. 03.07.2006. Number27. Art. 2970
14. Of the Supreme Court on23.12.2011. Determination by the Appeals Chamber of the Supreme Court dated 09.02.2012 II ATP "guarantor". Revision as of 20.09.2013.
Информация об авторе Троицкая Татьяна Викторовна (Россия, г. Саратов) - Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». E-mail: [email protected]
Information about the author Troitskaia Tat'iana Viktorovna (Russia, Saratov) - PhD in Law, Associate Professor of Constitutional and International Law. Saratov State Academy ofLaw. E-mail: [email protected]