Научная статья на тему 'Проблемы реализации комплексного подхода в деле социальной поддержки студенческой молодежи Кемеровской области'

Проблемы реализации комплексного подхода в деле социальной поддержки студенческой молодежи Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
224
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Король И. А., Чуднов И. А.

Рассмотрены основные направления и проблемы социальной поддержки студенческой и учащейся молодежи в Кемеровской области на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Король И. А., Чуднов И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации комплексного подхода в деле социальной поддержки студенческой молодежи Кемеровской области»

УДК 316.334.3.(571.17)

И.А. Король, И.А. Чуднов

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ДЕЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

По итогам переписи 2002 г. в Кемеровской области из 713.9 тыс. молодых людей в возрасте 15-29 лет (13,05%) имели высшее или неполное высшее образование. По всему населению области от 15 лет и старше этот показатель составляет немногим более 14% [2].В 2006 г. в 56 средних специальных учебных заведениях обучается более 50 тыс. молодых людей, в 41 государственном вузе и в филиалах вузов - 101 тыс. [1].

Рост образовательного уровня молодежи - одна из главных предпосылок динамичного развития региона. Эффективные механизмы реализации социальной политики в отношении молодежи как в России в целом, так и в Кемеровской области в переходный период были налажены далеко не сразу. Сложность заключалась в том, что в СССР большая часть социальных благ для молодежи закреплялась конституционными гарантиями и обеспечивалась полным бюджетным финансированием. После 1991 г. российское государство отказалось от значительной части таких гарантий, молодежь оказалась один на один со всеми сложностями переходного периода. В 1990-е годы достаточно быстро пришло осознание того, что, потеряв молодежь, российское государство потеряет будущее. Восстанавливать советскую систему никто из реалистично мыслящих политиков не собирался, однако взять лучшее из накопленного опыта и реализовать его в «отдельно взятом регионе» считалось вполне допустимым.

Цели государственной социальной помощи в современном виде (поддержка граждан с доходом ниже прожиточного минимума, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения) в России сформулированы и законодательно оформлены лишь в 2004 г. [3].

В отсутствии федерального закона о молодежи интенсивно развивается региональное законотворчество. В числе основных направлений государственной молодежной политики в области, обозначенных в областном Законе, указаны поддержка молодой семьи, поэтапное решение жилищной проблемы; развитие системы социальных служб; поддержка экономической, предпринимательской и профессиональной деятельности молодежи; организация её досуга и отдыха [4].

В ст. 14 Закона закреплены гарантии в сфере предоставления социальных услуг молодежи. Закон юридически закрепил сложившуюся в 1990-е годы систему социальной поддержки молодежи в области, акцент в которой сделан на учащуюся молодежь, и, прежде всего, студенчество.

Как известно основной студенческой «зарплатой» является стипендия. Закон «О высшем и послевузовском образовании» определяет её как некую «денежную выплату», конкретное значение которой не прописано. Несмотря на увеличение стипендиального фонда на 20% с января 2005 года в результате вступления в действие ФЗ 122, его с трудом хватает на всех нуждающихся студентов.

В 1990-е годы студенты оказались в числе наименее социально защищенных категорий молодежи. В связи с закрытием предприятий и задержками заработной платы им стало сложно рассчитывать на традиционные источники финансовой поддержки - помощь родителей и стипендию, они были вынуждены искать дополнительные заработки.

Система мер по материальной поддержки учащейся и студенческой молодежи сложилась в Кемеровской области одной из первых. Она включала в себя помощь студентам-сиротам, инвалидам, матерям-одиночкам, детям из студенческих семей, компенсации проезда иногородним студентам и т.п. С 1992 г. областная администрация выплачивала студентам вузов и учащимся средних специальных учебных заведений именные, а администрация г. Кемерово - муниципальные стипендии [5].

Для студенческой молодежи были установлены социальные льготы: целевая субсидия на оплату обучения, Губернаторские, социальная, именные стипендии, доплаты к академической стипендии, бесплатные продуктовые наборы, льготы на приобретение жилья и проезд в транспорте, санаторно-курортное лечение и материальная помощь, пособие при рождении ребенка, бесплатное обеспечение детей первого-второго года жизни молочными продуктами детского питания и др. [6]

С марта 2003 г. вместо личного целевого образовательного займа введена целевая субсидия на оплату обучения для малообеспеченных студентов дневной формы обучения. Малообеспеченными считаются студенты, имеющие доход на одного члена семьи ниже среднего прожиточного минимума по области. Субсидия предоставляется по ходатайству учебного заведения, безвозмездна и возврату не подлежит. В зависимости от академической успеваемости студента субсидия составляет 80% стоимости семестра обучения с оценками «отлично» или 40% стоимости семестра обучения с оценками «отлично» и «хорошо». Студентам, имеющим оценки «удовлетворительно», субсидия не выделяется. Во втором семестре 2005-

2006 учебного года было выплачено 840 субсидий на общую сумму 5200 тыс. руб.; в первом семестре следующего года — 790 на 5300 тыс.руб. [1]

В 2002 г. в Кузбассе для оказания материальной поддержки студентам-отличникам, активистам и победителям всероссийских, областных олимпиад, конкурсов, фестивалей ежемесячно выплачиваются из средств областного бюджета областные губернаторские стипендии [7]. В 2006 г. таких стипендий выплачивается 600 и 400 соответственно [1].

Для оказания материальной поддержки малообеспеченным студенческим семьям и студентам, отслужившим в местах вооружённых конфликтов, показывающим высокие результаты в учёбе, введены доплаты к академической стипендии (500 руб. ежемесячно).

В области утверждено Положение о выплате стипендий студентам-инвалидам, обучающимся в высших и средних специальных учебных заведениях области. Всего с 1 января 2004 г. учреждены и выплачиваются 500 стипендий в размере 500 руб. (с 2006 г.) каждая [1].

Студентам высших и средних специальных учебных заведений выплачиваются Областные именные стипендии (220-500 руб.): им. В.И. За-узёлкова - студентам Кемеровского колледжа строительства и эксплуатации зданий и инженерных сооружений; им. М.Г. Щербакова - студентам филологического факультета КемГУ; им. М.Л. Сметанникова - студентам КемГСХИ; им.

A.И. Чудоякова - студентам КузГПА; им.

B.П. Романова - студентам горного факультета КузГТУ и Прокопьевского горнотехнического колледжа; им. В.А. Чивилихина - студентам КемГУ, КемГУКИ, Тайгинского техникума железнодорожного транспорта, Мариинского лесотехнического техникума и педагогического училища; им.

В.Н. Данкова - студентам КемГУ. В 2005 г. учреждены стипендии имени Б.И. Хомякова для студентов Кемеровского института (филиала) РГТУ и имени И.П.Бардина для студентов СибГИУ.

В Департаменте науки и профессионального образования с 2002 г. начала работать «горячая линия», по которой студенты могут получить консультацию специалистов департамента по вопросам социальной поддержки студенчества и порядке предоставления льгот.

В условиях роста цен на транспортные услуги важным фактором социальной защиты учащейся молодежи является частичная компенсация проезда к месту учебы и обратно. Льготный проезд по

территории области производится за счёт дотации из областного бюджета для студентов и обучающихся дневной формы обучения.

В городском транспорте льготный проезд предоставляется малообеспеченным студентам (имеющим доход на одного члена семьи не выше прожиточного минимума по области) в учреждениях высшего, среднего, начального профессионального образования области, в размере 50% от стоимости проезда.

Ежегодно научно-педагогическим работникам и студентам учебных заведений области выделяется более 20 субсидий и около 200 займов для приобретения жилья. Молодым специалистам, окончившим учебные заведения и прибывшим на работу в сельские учреждения здравоохранения и культуры, с 2004 г. введены и выплачиваются подъёмные в размере 10 тыс. руб.

Педагогическим работникам образовательных учреждений - молодым специалистам из числа малоимущих устанавливается ежемесячное социальное пособие в размере: 475 руб. - при стаже работы до одного года; 358 руб. - от одного до двух; 241 руб. - до трёх; 592 руб. - до трёх лет и при наличии диплома с отличием.

Существующий механизм выделения льготных займов на приобретение жилья нуждается в существенном совершенствовании. Одним из требований, как известно, является достаточный для погашения ссуды уровень легальных доходов, как правило, недостижимый для студентов или молодых специалистов [8]. В этой ситуации для получателя ссуды наиболее простым выходом является поиск хорошо оплачиваемой работы.

Одним из основных направлений социальной политики в Кемеровской области остается обеспечение занятости молодежи. Ухудшение экономической ситуации, нестабильная динамика денежных доходов населения в начале 1990-х обусловили выход на рынок труда молодежи, ранее не претендовавшей на рабочие места. Доля учащихся и студентов, желавших работать в свободное время, в численности граждан, ищущих работу, достигала в 1990-е годы 50%. Каникулы периодически пополняли число клиентов службы занятости учащимися и студентами. Их количество постоянно росло, однако дефицит финансовых средств службы занятости населения (СЗН) позволял трудоустроить только двух из трех претендентов.

Молодежный рынок труда в 1990 - 2000-е годы характеризовался ростом числа молодежи, обращающейся в СЗН; увеличением числа вакант-

Таблица 1. Доля молодежи в трудоспособном и безработном населении Кемеровской области

в 1998-2004 гг.

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Доля молодежи в общей численности трудоспособного населения Кузбасса 35% 35,7% 36% 35,9% 36,2 35%

Доля молодежи в общей численности безработных 37% 38% 42% 39% 40% 39% 41%

* По данным годовых отчетов Департамента Федеральной государственной службы занятости по Кемеровской области.

ных рабочих мест; увеличением численности молодежи, остающейся вне поле зрения государственных образовательных и социальных учреждений; коммерциализацией системы среднего и высшего профессионального образования; падением престижа профессионально-технического образования; увеличением числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования; ориентацией системы образования на «поточное» воспроизводство специалистов без учета требований рынка труда.

Для преодоления негативных тенденций Администрация Кемеровской области принимает целевые программы «Содействие занятости подростков и молодежи Кемеровской области». В областном бюджете предусматривалось финансирование общественных работ, временная занятость подростков, профобучение выпускников общеобразовательных школ. Вместе с тем, средства на финансирование указанных мероприятий выделялись далеко не всегда. Часто преобладал распределительный, а не стимулирующий подход.

Из-за неблагоприятной демографической ситуации и структурных изменений в экономике области, стабилизация в начале 2000-х годов не снизила молодежную безработицу. В 2004 г. число молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, состоявших на учете в ЦЗН, достигло 72,1 тыс. человек (41% от общего числа состоявших на учете). Сохранилась тенденция роста числа обращений в СЗН выпускников образовательных учреждений, впервые ищущих работу. В 2004 г. в числе состоявших на учете: каждый второй - выпускник общеобразовательной школы или учреждения начального профессионального образования, каждый третий - учреждения среднего профессионального образования, каждый шестой - ВУЗа [9].

В начале 2000-х годов в области работали молодежные биржи труда, клубы молодых специалистов, реализовывалась программа «Старт в профессию». В развитие федеральной программы «Молодежь России» продолжалась реализация региональной программы «Молодежь Кузбасса». В среднем в начале 2000-х удавалось трудоустраивать до 50% молодых людей, обратившихся в СЗН, но средняя продолжительность молодежной безработицы колебалась в районе 4 месяцев.

В 2004 г. принята региональная целевая программа «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 20052010 годы». Основную нагрузку по реализации политики молодежной занятости несут органы СЗН. Важную координирующую и организаторскую функцию выполняет Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области. Серьезно осложняют их работу ограниченные возможности по финансированию мероприятий активной политики занятости, а также превалирование расходов СЗН в общей структуре затрат на

организацию общественных работ и временной занятости.

Решение проблемы трудоустройства молодежи в области в значительной мере зависит от профессионально-квалификационного соответствия состава незанятых граждан перечню наличных вакансий, которое традиционно не соблюдается. Именно этот фактор и является основным ограничителем. Выпускники различных типов профессиональных образовательных учреждений не выдерживают конкуренции со специалистами, имеющими профессиональный опыт работы.

Многие вузы, решая свои проблемы, готовят специалистов, заведомо невостребованных на рынке труда. В результате далеко не всегда область профессиональной деятельности предопределяется полученным ВУЗовским дипломом. Около половины выпускников не может устроиться на работу по приобретенной специальности, а значительная часть и не желает этого. Государство вхолостую оплачивает бюджетные места. Сохранение этой тенденции в перспективе приведет к возникновению новых социальных проблем, которые не поддаются простому решению.

В Кузбассе сложился патерналистский, а значит затратный для бюджета, тип социальной политики. С одной стороны, общество не должно допустить, чтобы новые поколения не могли нормально учиться в соответствии со своими склонностями и способностями и не находили своего места на рынке труда. С другой, такая система опасна воспитанием иждивенчества в молодежной среде. Социальная инертность основной массы кузбасской (как впрочем, и российской) студенческой молодежи сегодня проявляется вполне отчетливо. Вместе с тем и чрезмерная активность, перерастающая в погромы, как это было во Франции в спорах о первом найме, нам ни к чему.

Сегодня в условиях стабилизации кузбасской экономики, мы несколько задержались на этапе поддержки нуждающейся молодежи, распределении субсидий и дотаций. Эта форма была оправдана в переходный период, в сложные 1990-е годы, когда молодежь действительно находилась в крайне невыгодном для себя положении на рынке образовательных услуг и рынке труда. Сегодня необходим переход к формам стимулирования молодежной активности во всех сферах, включая предпринимательство, науку, спорт и т.п. При этом государство не снимает с себя обязательств в сфере образования и здравоохранения.

Опыт последних лет показал, что созданная в области система социальной поддержки учащейся молодежи является саморазвивающейся, быстро реагирующей на изменения социальноэкономической ситуации, конъюнктуры рынка труда и образовательных услуг. Сегодня она нуждается в концептуальном обновлении и прочной правовой основе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Текущий архив Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области, 2006.

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. - Вып.4 «Образовательный уровень населения», Кемерово, 2005. - С.9.

3. ФЗ «О государственной социальной помощи». Принят Государственной Думой 25 июня 1999 г. Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 г. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004)).

4. Закон Кемеровской области «Об общих принципах осуществления государственной молодежной политики в Кемеровской области». Принят СНД Кемеровской области 25 октября 2000 г. N 712 (в ред. Закона Кемеровской области от 11.12.2002 N 108-ОЗ).

5. Пресса Кемеровской области о молодежи. - Вып. 19. - Январь-декабрь 1997. - Кемерово, 1997. -

С.42.

6. Распоряжения АКО № 823-р от 13.08.1998, № 979-р от 28.12.2001, № 936-р от 28.08.2003, № 1480-р от 22.12.2003

7. Распоряжение АКО от 09.12.2002 №852-р «О назначении губернаторских стипендий студентам высших и средних профессиональных образовательных учреждений Кемеровской области» // Информационный бюллетень СНД и АКО №4 (октябрь-декабрь 2002 г.). Кемерово, 2002. - С.204.

8. Закона Кемеровской области от 15.02.2001 г. № 21-ОЗ «О предоставлении долгосрочных целевых займов и развитии ипотечных отношений в жилищной сфере в Кемеровской области», ст. 5.

9. Милованова Л. С. Государственная политика содействия занятости молодежи в Кемеровской области в 1900-е-2000-е годы. Дисс...канд. ист. наук. - Кемерово, 2006.

□ Авторы статьи:

Король Ирина Анатольевна

- начальник управления по молодежной политике Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области

Чуднов

Игорь Александрович

- докт. экон. наук, проф., зав. каф.

отечественной истории

УДК 159.9: 796.01 + 159 947(075) + 159 943(075)

А. Ю. Игнатова, А. В. Сухих

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ НА УСПЕШНОСТЬ ИХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальными проблемами современного спорта являются профессиональный отбор спортсменов, их специализация, подготовка спортсменов высокого класса, прогнозирование соревновательной успешности спортсменов. Выявление у потенциальных спортсменов психических особенностей и физических качеств, наиболее значимых для определенного вида спорта, вносит вклад в решение данной проблемы.

Целью нашей работы стало выявление психологических особенностей и физических способностей спортсменов-единоборцев, необходимых им для успешности, как тренировочной деятельности, так и выступлений на соревнованиях. В исследованиях приняли участие 22 действующие спортсмены-единоборцы в возрасте 18-25 лет, кандидаты и мастера спорта по борьбе, боксу, тайскому боксу, каратэ, рукопашному бою, тхэквондо.

Теоретическими и методологическими осно-

вами настоящего исследования явились положения о связи психологических особенностей и физических способностей, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных психологов (Джамгаров Т.Т., Дойль В, Ильин Е.П., Попов А.Л., Пуни А.Ц., Рудик П. А., Собчик Л.Н., Кретти Б., Хохлов А.А., Эйдман Е.В., Иванников В.А., Сухих А.В. и др.).

Исследование личностных особенностей спортсменов-единоборцев проводилось с помощью тестов Г. Айзенка, Т. Лири, тестов на определение хронотипа, психосоматического типа личности, волевого самоконтроля. Для выявления физических способностей мы диагностировали показатели силы, гибкости, скоростных качеств и выносливости. Результаты обрабатывались методами математической статистики.

Из результатов теста-опросника EPI Г. Айзенка использовались показатели уровня экстра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.