Научная статья на тему '«Политика качества» в области профессионального образования: выбор приоритетов'

«Политика качества» в области профессионального образования: выбор приоритетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигалова Ирина Александровна

Обсуждаются предпосылки создания региональной системы управления качеством профессионального образования, обеспечение соответствия качества подготовки специалистов требованиям регионального рынка с учётом интересов личности, общества и государства. Подчеркивается необходимость активизации работы по внедрению систем менеджмента и мониторинга качества образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Кузбасса. Характеризуются мероприятия Администрации Кемеровской области по стимулированию качества подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жигалова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Политика качества» в области профессионального образования: выбор приоритетов»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.14

И.А. Жигалова

«ПОЛИТИКА КАЧЕСТВА» В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЫБОР ПРИОРИТЕТОВ

Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», одобренной Правительством Российской Федерации 29 декабря 2001 г., цель модернизации отечественного образования состоит в создании механизма устойчивого развития всей системы образования. Под последней, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», следует понимать определённым образом упорядоченную, целостную совокупность закономерно связанных друг с другом элементов - прежде всего, образовательных программ и стандартов, образовательных

учреждений, а также органов управления образованием.

В концепции отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Как подчёркивается в указанном документе, отечественной профессиональной школе надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки с ориентацией её на международные стандарты качества; интенсифицировать деятельность по укрупнению и интеграции профессий; решительно повернуть учреждения профессионального образования к потребностям федерального и регионального рынков труда.

Достижению нового, современного качества образования

было уделено особое внимание в программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» (1996 г.), а также на Всемирной конференции по высшему образованию, проведённой ЮНЕСКО в октябре 1998 г. в Париже. Пути перехода к единой системе оценки и контроля качества профессиональной подготовки широко обсуждались на состоявшемся в июне 1999 г. в г. Болонья (Италия) совещании министров образования 29 европейских стран, участники которого подписали итоговую Декларацию о создании к 2010 г. единого общеевропейского пространства высшего образования, предусматривающую, в частности, разработку и внедрение единого механизма оценки качества подготовки специалистов. В сентябре 2003 г. к государствам, подписавшим Болонскую декларацию, присоединилась и Россия. С учётом вышесказанного, можно констатировать, что «политика качества» стала сегодня своеобразной «осью», концептуальным

«ядром» всей образовательной политики в современном мире и, вместе с тем, наиболее общей формулой и главным средством реализации стратегии обновления отечественного образования.

В аналитическом докладе Представительства Всемирного банка в России «Модернизация российского образования: достижения и уроки» (2004 г.) отмечается необходимость принятия срочных мер, направленных на повышение качества отечественного образования, - преж-

де всего, с целью «дать возможность всем россиянам приобрести знания, навыки и выработать компетенции, необходимые для преуспевания в мире, который всё больше зависит от новых технологий и оперативного обмена информацией». При этом, как подчёркивается в документе, следует говорить не о повышении «старого» качества, а о придании образованию новых качественных характеристик. По мнению авторитетных отечественных и зарубежных экспертов, участвовавших в подготовке и обсуждении доклада, политика «качественных изменений» в области образования может и должна базироваться на трёх следующих важных допущениях.

1) Высококачественная система образования направлена на достижение долгосрочных эффектов (результатов), отражающих не столько сегодняшние, сколько прогнозируемые потребности меняющегося общества.

2) Для достижения нового качества организация образования и структура управления образованием должны сами по себе отражать основные характеристики новой экономики и общества, основанного на знаниях, - то есть, быть гибкими, инновационными и способными быстро воспринимать происходящие перемены.

3) В осуществлении стратегии модернизации образования нужно переходить от «лозунгов» о политике обеспечения качества к действиям по реализации этой политики, а следовательно, к конкретным ориенти-

рам и результатам.

Разработка и планомерное, последовательное осуществление единой национальногосударственной «политики качества» в области профессионального образования возможны лишь на основе комплексного программно-целевого и системного подходов. На федеральном уровне такие подходы уже нашли своё адекватное отражение, закрепление и развитие, прежде всего, в ряде основополагающих программных документов и нормативных правовых актов, тогда как на региональном (федеральные округа, субъекты РФ) и субрегиональном (местном) уровнях таковых пока нет. Потому особую значимость приобретает проблема разработки регионального и субрегионального компонентов национальногосударственной «политики качества» в области профессионального образования - в том числе, и в Сибирском федеральном округе. Речь идёт, прежде всего, о построении интегрированной в единую образовательную информационную среду России многоуровневой региональной модели управления качеством профессионального образования, которая должна надёжно обеспечить конкурентоспособность выпускников учреждений профессионального образования на федеральном и региональном рынках труда, а также устойчивое функционирование и развитие самих учреждений профессионального образования в условиях растущей конкуренции на российском и международном рынках образовательных услуг.

Первым шагом на пути к формированию и реализации единой образовательной стратегии субъектов РФ, входящих в Сибирский федеральный округ, могла бы стать разработка региональных целевых программ формирования сопоставимых, совместимых региональных моделей (систем) управления качеством начального, среднего

и высшего профессионального образования.

В последнее время в Сибирском федеральном округе отчётливо обозначилась тенденция, связанная с отраслевым подходом к решению проблемы управления качеством профессионального образования. Так в апреле 2003 г., в рамках Ассоциации инженерного образования, в Томском политехническом университете состоялись общественные слушания с участием руководства технических вузов Сибирского федерального округа по теме «Пути реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В июле 2004 г., в соответствии с планом работы регионального отделения Международной ассоциации «Агрообразование», на базе Иркутской государственной сельскохозяйственной академии была проведена региональная научно-практическая конференция «Качество высшего аграрного образования: проблемы

планирования, контроля, оценки» с участием всех аграрных вузов Сибирского округа. Участники конференции приняли решение о создании в Омском государственном аграрном университете регионального специализированного Совета по качеству высшего аграрного образования. Вузы культуры и искусства округа, по инициативе Кемеровского государственного университета культуры и искусств, выступили с предложением о создании региональных центров маркетинга по изучению и оценке потребностей сибирских территорий в высококвалифицированных специалистах соответствующего профиля.

Наряду с отмеченной выше тенденцией, в Сибирском федеральном округе прослеживается и другая, связанная с межотраслевым подходом к решению проблемы управления качеством образования. Весьма показательны в этом отношении, в частности, разработанные и

действующие в Красноярском крае комплексные программы развития системы общего образования, реализации интегративных проектов в области образования и культуры, образования и здравоохранения, образования и спорта. Особого внимания заслуживает реализуемый в настоящее время проект создания в структуре Красноярского государственного университета, по согласованию с Министерством образования и науки РФ и во взаимодействии с Государственным университетом - Высшей школой экономики (г. Москва), краевого

Центра мониторинга экономики образования и регионального Наблюдательного совета при нём. На последующих этапах реализации этого проекта предполагается создание сети региональных представительств указанного Центра в субъектах РФ, входящих в Сибирский федеральный округ.

Осуществление подобного рода масштабных проектов и упомянутых крупных инициатив в значительной мере затруднено из-за отсутствия в Сибирском округе, как и в большинстве других, единой стратегии в области профессионального образования, а также эффективных, постоянно действующих механизмов реализации такой стратегии. В связи с этим, следует рассмотреть вопрос о создании специализированного межрегионального центра качества профессионального образования (возможно, даже в рамках Межрегиональной организации «Сибирское соглашение»), который обеспечивал бы координацию действий субъектов РФ, входящих в Сибирский округ, по разработке и реализации единой стратегии в области профессионального образования, а также по формированию сопоставимых региональных моделей (систем) управления качеством профессионального образования.

Основой для формирования

таких моделей (систем) управления качеством может и должен стать наработанный опыт внедрения современных систем менеджмента качества в ведущих вузах округа. Признанными региональными лидерами в деле разработки, внедрения и сертификации таких систем являются Новосибирский государственный технический университет, Сибирский государственный технологический университет (г. Красноярск) и Томский политехнический университет. Эти вузы являются одними из наиболее опытных и активных участников Всероссийского конкурса «Внутривузов-ские системы обеспечения качества подготовки специалистов», который проводится Министерством образования РФ с 2000го года; они не раз становились его дипломантами и лауреатами. Особо следует отметить тот факт, что именно в Томской области были впервые разработаны и приняты городская и областная программы по внедрению внутривузовских систем менеджмента качества образования; создан и действует совет по проблемам качества при Губернаторе области. К сожалению, в Кемеровской области дела с внедрением в вузах современных систем менеджмента качества обстоят сегодня не так, как этого бы хотелось.

Вместе с тем, в Кузбассе в 2004 г. разработан и широко обсуждается проект региональной целевой Программы «Развитие профессионального образования в Кемеровской области на период 2005-2010 гг.». В качестве программных целей определены:

1) создание региональной

системы управления качеством профессионального образова-

ния,

2) обеспечение соответствия качества подготовки специалистов требованиям регионального рынка с учётом интересов личности, общества и государства.

Из семи сформулированных

разработчиками указанного документа основных задач Программы три задачи прямо и непосредственно связаны с вопросами мониторинга и менеджмента качества профессионального образования в Кузбассе. Достижение нового, современного качества профессионального образования, на наш взгляд, вполне правомерно рассматривается в указанном документе, с одной стороны, как основное, стратегическое направление развития профессиональной школы Кузбасса, а с другой стороны - как один из главных ожидаемых результатов реализации Программы. Будущее профессионального образования в Кузбассе связывается, прежде всего, с его становлением как максимально открытой и гибкой системы, оперативно реагирующей на требования рынка; активно участвующей в формировании социального и государственного заказа на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров; оказывающей действенное влияние на экономическую, политическую и социокультурную ситуацию в регионе.

С особой остротой проблема качества образования стоит сегодня перед учреждениями начального и среднего профессионального образования. Как отмечается в докладе Представительства Всемирного банка в России «Модернизация российского образования: достижения и уроки» (2004 год), «профессиональное образование оказалось самым трудным участком для модернизации. Система начального и среднего профессионального образования ... не смогла поддержать темп преобразований в экономике. Ей по-прежнему свойственны избыточное количество специальностей и отсутствие внимания к гибким, применимым в различных профессиях ключевым навыкам».

Социологическое исследование, проведённое специали-

стами Кузбасского регионального института развития профессионального образования в 2003-2004 гг. по заказу департамента науки и профессионального образования Кемеровской области для выявления и анализа оценки работодателями качества подготовки квалифицированных кадров для основных отраслей экономики региона, показало, что сегодня практически никому не нужен работник, не владеющий смежными профессиями и (или) не имеющий специальных знаний в области маркетинга, менеджмента, современных информационных систем и технологий. Показательно и то, что наличие полного среднего общего образования в качестве значимого показателя подготовки квалифицированного рабочего и специалиста со средним профессиональным образованием отметили 58,2% опрошенных работодателей, а как не имеющее значения - лишь 3,6% респондентов. Практически каждый третий опрошенный работодатель считает, что уровень квалификации работников с начальным и средним профессиональным образованием не соответствует уровню современного производства. Работодатели

отмечают низкий уровень подготовки квалифицированных рабочих в части владения смежными профессиями (36,3% опрошенных), а также в части практических навыков и уровня освоения техники (14,5% опрошенных по каждой из этих позиций). Низкий уровень общетеоретической подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования отмечает почти каждый пятый работодатель. Среди недостатков в подготовке квалифицированных рабочих кадров, которые в наибольшей степени проявляются на производстве, респонденты отмечают низкий профессионализм, недисциплинированность, безответственное отношение к рабочему месту, неуживчивость

в коллективе, устаревшие знания, отсутствие аналитического мышления, недостаточную социальную активность.

Администрация Кемеровской области рассматривает достижение нового, современного качества начального профессионального образования в регионе как неотъемлемую составляющую стратегии экономического развития Кузбасса. В современных условиях необходима сильная региональная образовательная политика, которая позволит минимизировать издержки, связанные со структурной перестройкой системы подготовки квалифицирован-

ных рабочих кадров; сконцентрировать соответствующие усилия на ключевых для отраслей экономики и социальной сферы Кузбасса направлениях; с максимальным эффектом использовать сложившуюся в Кемеровской области инфраструктуру начального профессионального образования.

Важнейшим инструментом реализации такой политики в регионе стала областная целевая программа «Повышение эффективности подготовки рабочих кадров для экономики Кузбасса (стратегия развития начального профессионального образования до 2005 г.)», утверждённая Законом Кемеровской области от 25 марта 2002 года №13-0З. Как показывает общий ход реализации этой программы, согласование качества и эффективности начального профессионального образования с динамикой социальноэкономического роста в Кузбассе может и должно быть достигнуто:

- посредством внедрения современных систем менеджмента качества в учреждениях начального профессионального образования Кузбасса, создания единой региональной системы государственно-общественного управления качеством профессионального образования;

- посредством оптимизации областной сети учреждений

начального профессионального образования, профессиональноквалификационной структуры и объёмов подготовки (переподготовки) рабочих кадров на основе постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей регионального рынка труда;

- посредством укрепления и

развития учебно-материальной базы учреждений начального профессионального образова-

ния, системы повышения квалификации их руководящего персонала и инженернопедагогических работников, а также корректировки региональной кадровой политики в сфере начального профессионального образования;

- посредством целенаправленного, планомерного совершенствования форм и механизмов внутреннего и внешнего контроля качества начального профессионального образования, комплексной оценки качества подготовки (переподготовки) квалифицированных рабочих кадров с участием социальных партнёров и независимых экспертов.

Необходимой предпосылкой создания и устойчивого функционирования единой системы управления качеством начального профессионального образования в Кузбассе является постоянный мониторинг регионального и субрегионального рынков труда. Кузбасс -крупнейший промышленный регион Сибирского федерального округа и Российской Федерации. На территории Кемеровской области сегодня действуют свыше 930 крупных и средних промышленных предприятий, каждое из которых нуждается сегодня в квалифицированных рабочих кадрах. С учётом того, что в большинстве территориальных органов исполнительных органов государственной власти Кемеровской области и органов местного самоуправления отсутствуют структурные подразделения, занимающиеся разработкой прогнозов на под-

готовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов, было подготовлено и подписано распоряжение Администрации Кемеровской области от 16 марта 2004 года №317-р «Об утверждении порядка согласования объёмов и профилей подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования Кемеровской области». Данный документ призван обеспечить координацию деятельности образовательных учреждений,

органов власти и управления, работодателей и других субъектов регионального сообщества, заинтересованных в качественной подготовке кадров для экономики и социальной сферы Кузбасса. Основными задачами установленного указанным документом порядка являются:

- воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов в объёмах, необходимых и достаточных для города (района) и области в целом;

- обеспечение сбалансированности спроса и предложения квалифицированной рабочей силы на областном и местном рынках труда;

- решение проблем трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования в соответствии с полученной профессией и квалификацией.

В период усиления кризисных тенденций, дезинтеграци-онных процессов в экономике и социальной сфере была существенно ослаблена сложившаяся ранее система партнёрских отношений между учреждениями начального профессионального образования и предприятиями региона. Процесс восстановления, укрепления и развития таких отношений на новой основе

- дело сложное, требующее учёта интересов и постоянного взаимодействия различных структур, системности и настойчивости в работе. Сегодня у большинства учреждений начального профессионального

образования Кузбасса отсутствуют прямые средне- и долгосрочные договоры с предприятиями и организациями на подготовку (переподготовку) кадров, тогда как в ряде крупных промышленных предприятий области сохраняются или воссоздаются собственные структуры, обеспечивающие подготовку и переподготовку кадров (учебно-курсовые комбинаты и т. п.). Весьма слабым (на уровне 2,5 - 3,5%) остаётся участие учреждений начального профессионального образования Кузбасса в переподготовке и повышении квалификации незанятого трудоспособного населения области.

В сложившейся ситуации Администрация Кемеровской области уделяет особое внимание укреплению и развитию механизмов социального партнёрства в сфере профессионального образования, которые призваны стать надёжным, эффективным инструментом обеспечения высокого качества подготовки специалистов и квалифицированных рабочих, их трудоустройства, успешной профессиональной и социальной адаптации. Решением связанных с этим вопросов активно занимаются недавно созданные областной и территориальные координационные советы по подготовке рабочих кадров для экономики Кузбасса. Многое делают в этом направлении сами образовательные учреждения и предприятия региона. Так, уже в течение 10 лет отношения между государственным образовательным учреждением «Профессиональный лицей № 19» (г. Новокузнецк) и открытым акционерным обществом «Западно-Сибирский металлургический комбинат» (г. Новокузнецк) строятся на основе Соглашения о социальном партнерстве, позволяющего успешно решать весь комплекс задач, связанных с подготовкой квалифицированных рабочих кадров в заданном объеме, необходимого профиля и качест-

ва. Соглашение обеспечивает согласование и корректировку учебных планов и программ, систематическое повышение квалификации мастеров производственного обучения, независимую аттестацию выпускников с отбором лучших на основе рейтинговой системы, участие руководства комбината в работе попечительского совета лицея, укрепление материально-

технической базы лицея, организацию отдыха и оздоровления обучающихся и инженернопедагогических работников.

Одним из результатов такого сотрудничества является то, что каждый второй выпускник лицея получает повышенный разряд по итогам государственной аттестации. Приятно отметить в этой связи, что авторы этой модели социального партнерства успешно прошли экспертизу документов на присуждение премии Президента РФ в области образования за 2004 год. Думается, что данная модель может быть использована и в других регионах России в целях обеспечения нового, современного качества подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

Для становления единой региональной системы государственно-общественного управления качеством профессионального образования большое значение имеет развитие попечительских советов в учреждениях начального профессионального образования. Сегодня можно констатировать, что в Кемеровской области уже сложилась соответствующая инфраструктура, позволяющая оказывать постоянную организационную, информационную и научнометодическую поддержку деятельности попечительских советов в учреждениях начального профессионального образова-

ния. Координацию деятельности по укреплению и развитию отношений попечительства и социального партнёрства в сфере профессионального образования осуществляет департа-

мент науки и профессионального образования Кемеровской области.

Происходящие масштабные и динамичные изменения в экономике и социальной сфере Кузбасса влекут за собой значительные структурные изменения и на региональном рынке труда. Под влиянием происходящих на региональном рынке труда изменений и с учётом экономической конъюнктуры в учреждениях начального профессионального образования открываются новые профили и направления подготовки (переподготовки). В настоящее время в учреждениях начального профессионального образования Кузбасса подготовка и переподготовка кадров осуществляются по 90 профессиям, 21 укрупнённой группе профессий и более чем 200 специальностям. Поддерживая открытие новых профессий, направлений подготовки и специальностей в учреждениях начального профессионального образования, Администрация Кемеровской области, областной департамент науки и профессионального образования, вместе с тем, указывают на недопустимость дублирования в подготовке (переподготовке) кадров по ряду наиболее востребованных населением профессий и специальностей, не обеспеченных рабочими местами. Устранение такого дублирования на субрегиональном уровне (в рамках каждого отдельного города и района) - необходимое условие сбалансированного развития областных рынков труда и образовательных услуг.

В 2003 г. на учёте в органах государственной службы занятости населения состояли свыше 3,5 тысяч выпускников учреждений начального профессионального образования Кузбасса. Анализ сложившейся ситуации позволил определить направления подготовки и профессии, по которым выпускники учреждений начального профессионального образования

испытывают серьёзные затруднения при устройстве на работу, а также наметить план перво -очередных мероприятий по оптимизации профессионально-

квалификационной структуры и объёмов подготовки (переподготовки) кадров в системе начального профессионального образования Кузбасса.

Отечественной профессиональной школе в скором времени предстоит выдержать серьёзное испытание на прочность в связи с передачей учреждений начального и среднего профессионального образования в регионы. В отличие от других субъектов РФ, Кемеровская область ещё в конце 80-х годов приняла на региональный уровень все действующие на территории Кузбасса учреждения начального профессионального образования. Соответствующий накопленный опыт позволяет нам успешно участвовать в реализации проекта «Разработка программы первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития системы начального профессионального образования в условиях её передачи в ведение субъектов Российской Федерации», который курирует Северо-Западное агентство международных программ. Целенаправленная работа по оптимизации областной сети учреждений начального профессионального образования в Кузбассе ведётся с 1998 г. За этот период реорганизованы 7 учреждений начального профессионального образования Кузбасса. Тем не менее, основная работа в этом направлении нам ещё предстоит.

В соответствии с приказом департамента науки и профессионального образования Кемеровской области от 20 августа 2004 года № 642 в Кузбассе проводится эксперимент по созданию механизма итогового финансирования учреждений начального профессионального образования. Целью эксперимента является разработка такой модели финансирования учреж-

дений профессионального образования, которая позволяла бы в полной мере учитывать качество подготовки и результаты трудоустройства выпускников, их профессиональной и социальной адаптации, а также преодолеть замкнутость и самодостаточность, оторванность

системы профессионального образования области от требований рынка, сделать её ответственной перед обществом и государством. Результаты работы в указанном направлении тем более значимы, что Кемеровская область (в числе десяти регионов) является экспериментальной площадкой в РФ по внедрению механизма итогового бюджетного финансирования учреждений начального профобразования. В ходе эксперимента предполагается оценить эффективность новой модели финансирования образовательных учреждений, проанализировать её влияние на качество начального профессионального образования, проверить адекватность используемых в эксперименте показателей качества образования.

Одной из проблем, негативно влияющих на качество подготовки специалистов, является дефицит современного оборудования, технических средств обучения и учебных материалов, в том числе, необходимых для внедрения и реализации образовательных программ по новым профессиям, специальностям и направлениям подготовки. С учётом этого областным департаментом науки и профессионального образова-

ния, образовательными учреждениями Кузбасса ведётся целенаправленная работа по укреплению и развитию учебноматериальной базы системы начального профессионального образования. За последние годы удалось привлечь на эти цели дополнительные средства федерального бюджета и приобрести металлообрабатывающие станки на сумму 8 миллионов рублей, а также комбайны, тракто-

ры и грузовые автомобили на сумму 13 миллионов рублей -прежде всего, для укрепления созданных в Кузбассе ресурсных центров начального профессионального образования.

Такие центры позволяют аккумулировать и рационально использовать поступающие финансовые средства, дорогостоящее оборудование и иные материальные ресурсы в системе начального профессионального образования.

К числу приоритетных направлений модернизации системы профессионального образования в области относится и информатизация образовательных учреждений. Только за последний год для областных учреждений начального профессионального образования были приобретены компьютерные классы на сумму 10,5 миллионов рублей. Неуклонно растёт количество образовательных учреждений, имеющих выход в Интернет, что является необходимым условием формирования единой региональной информационной образовательной среды, а также последующей её интеграции в единое информационно-образовательное пространство Сибирского федерального округа и России в целом. Кроме того, в 2003 г. за счёт средств областного бюджета было приобретено учебников нового поколения в издательском центре «Академия» на сумму 1 миллион 100 тысяч рублей, а в 2004-м - уже на сумму 2 миллиона 100 тысяч.

Развитие системы начального профессионального образования в Кузбассе в значительной мере сдерживают нехватка в образовательных учреждениях высококвалифицированных инженерно-педагогических кад-

ров, старение руководящего персонала и преподавательского состава учебных заведений. Обеспеченность инженернопедагогическими кадрами в профессиональных училищах составляет 64% от расчетной и штатной численности. Серьёз-

ную озабоченность вызывает старение преподавательского корпуса начальной профессиональной школы. Так, сегодня в составе почти четырёхтысячного отряда инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования Кузбасса трудятся всего лишь 174 молодых специалиста - и это несмотря на то, что действующий областной Закон «Об образовании в Кемеровской области» предусматривает ежемесячную финансовую поддержку этой категории работающих. Но при этом отрадно отметить, что за последние годы улучшился качественный состав преподавателей: более 50% инженерно-педагогических кадров имеют высшую и первую квалификационные категории.

Большую роль в повышении квалификационных качеств руководителей и инженернопедагогических кадров образовательных учреждений НПО играет Кузбасский региональный институт развития профессионального образования,

созданный распоряжением Губернатора Кемеровской области в ноябре 2002 г. За два года повышение квалификации в институте прошли 1130 человек, 58 педагогов учреждений НПО в настоящий момент проходят переподготовку по программам «Менеджмент в образовании», «Преподаватель».

По заказу Министерства образования и науки РФ на базе Кузбасского регионального института развития профессионального образования проводятся обучающие семинары для преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования Сибирского федерального округа «Организация учебного процесса по методике «Модули трудовых навыков». В семинаре участвуют специалисты Международного центра развития модульной системы обучения при организационной поддержке департамента науки и профес-

сионального образования Кемеровской области и учебнометодического объединения

Сибирского федерального округа по начальному профессиональному образованию. Обучение на семинаре за два года прошли 124 человека из 13 регионов Сибири. Учреждения начального профессионального образования, представители

которых обучались на семинаре, за счет Министерства образования и науки РФ получили комплекты модульных про-

грамм обучения по 11 профессиям (стоимость каждого комплекта около 40 тыс. руб. ).

Кроме курсовой подготовки коллектив института ведет прикладные научные исследования, направленные на модернизацию всех уровней профессионального образования, осуществляет методическое и консалтинговое сопровождение разработки структурных компонентов учебно-методического обеспечения государственных образовательных стандартов НПО, маркетингового подхода к управлению. В 2004 г. проведена серия «круглых столов» по тематике «Адаптация объемов структуры и качества подготовки специалистов и рабочих строительного профиля, горной промышленности, автомобильного транспорта, металлургии с современными требованиями регионального рынка труда», в которых приняли участие работники всех уровней профессионального образования, специалисты отраслевых департаментов, работодатели, службы занятости населения, муниципальные органы власти. В ходе работы этих «круглых столов» были намечены следующие основные направления модернизации профессиональной школы Кузбасса:

- преодоление дублирования в подготовке специалистов по ряду профессий и специальностей в городах и районах области;

- введение подготовки по профессиям и специальностям,

наиболее востребованным на федеральном и региональном рынках труда;

- создание многоуровневых

образовательных комплексов,

реализующих интегрированные программы начального и среднего профобразования;

- объединение учреждений профессионального образования всех уровней, видов и типов в региональные профильные ассоциации в целях реализации полного спектра профессиональных образовательных программ.

Сотрудники института активно участвовали в разработке региональной программы развития профессионального образования и областной программы содействия трудоустройству выпускников учреждений начального профессионального образования, подготовили рекомендации по организации воспитательной работы в новых условиях в начальной профессиональной школе. Совершенствованию качества воспитательно-образовательного процесса в учреждениях НПО способствуют конкурсы «Училище года», «Директор года», проводимые Департаментом науки и профессионального образования совместно с ГОУ «КРИРПО».

Институт издает журнал «Образование. Карьера. Общество», освещающий опыт работы образовательных учреждений Кузбасса по внедрению системы управления качеством, деятельность учреждений начального и среднего профессионального образования по обеспечению качества подготовки специалистов и рабочих, в том числе по интеграции программ разного уровня. С 2004 г. институт начал проводить курсы повышения квалификации и для педагогических работников системы среднего профессионального образования.

Рассматривая проблему повышения качества подготовки в средней профессиональной школе, следует учитывать наметившиеся процессы интеграции

образовательных программ и учреждений профессионального образования различных уровней. По мнению специалистов Государственного университета

- Высшей школы экономики (г. Москва), в обозримой перспективе средняя и высшая профессиональные школы России сблизятся и частично будут интегрированы в единые многоуровневые учебно-научнопроизводственные комплексы. Процесс «смыкания» различных уровней профессионального образования уже идёт - прежде всего, на основе и в рамках интеграции содержания реализуемых образовательных программ, диверсификации соответствующих образовательных услуг и технологий, совместного поиска и освоения образовательными учреждениями новых рынков. Уже сегодня Институтом проблем развития среднего профессионального образования (г. Москва) и Институтом развития профессионального образования Министерства образования и науки РФ разработаны интегрированные программы профобразования по 15-20 профессиям. Имеются также не менее 20 программ среднего профессионального образования, интегрированных с программами высшего профессионального образования. В Институте развития профессионального образования разработаны конкретные рекомендации по созданию и внедрению соответствующих учебных планов базового уровня, обеспечивающих преемственность содержания образования как в части общепрофессиональной, так и специальной подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начались процессы по созданию территориальных образовательных округов, которые, по прогнозам специалистов, усилятся в ходе передачи учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации. Опыт реструктуризации учреждений начального и среднего профессионального

образования в рамках создания многоуровневых колледжей,

накоплен в Москве, Тюмени, Смоленске, Хабаровске и других регионах России. Заслуживает внимания опыт создания в столице на межведомственной основе Центров качества профессионального образования,

научно-технического и художественного творчества учащихся, физического, военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи, а также информационно-аналитического обеспечения всей системы профессионального образования.

Различные модели интегрированных систем непрерывного профессионального образования сегодня успешно реализуются примерно в 40% учреждений среднего профессионального образования Кузбасса. Наработанные результаты и опыт непрерывного образования будут положены в основу плана оптимизации областной сети учреждений профессионального образования. Кроме того, указанные процессы создают необходимые условия и дополнительные стимулы для открытия новых перспективных специальностей и направлений. Только за последний год в области были открыты такие специальности, как «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Архитектура и дизайн интерьера», «Банковское дело», «Коммерция», «Маркетинг» и другие, подготовка по которым ведётся на основе интегрированных образовательных программ и учебных планов.

Формирование систем управления качеством в учреждениях среднего профессионального образования значительно отстаёт от темпов развития внутривузовских систем менеджмента качества. В связи с этим необходимо активизировать работу по внедрению систем менеджмента и мониторинга качества образования в образовательных учреждениях начального и среднего профес-

сионального образования Кузбасса. Разработка и реализация каждым из них собственной стратегии качества образования могут и должны обеспечить их устойчивое функционирование в сложных, динамично изменяющихся социально-экономических условиях.

В Кемеровской области сложилась достаточно развитая, устойчиво функционирующая сеть учреждений высшего профессионального образования и их территориальных подразделений, способная, с одной стороны, удовлетворять потребности населения в образовании соответствующего уровня, а с другой стороны - обеспечивать расширенное воспроизводство высококвалифицированных кадров для экономики и социальной сферы Кузбасса. Вместе с тем, приведение этой сети, а также сложившейся в её рамках профессионально-квалификационной структуры и качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в соответствие с целями, задачами и принципами модернизации российского образования представляет собой весьма непростую задачу.

Центральной фигурой в вузе, даже в эпоху распространения самых совершенных дистанционных технологий обучения, останется преподаватель. Модернизация отечественной системы образования придала творческий импульс деятельности научно-педагогических коллективов, которые энергично и целеустремлённо ищут и находят новые пути обновления учебного и исследовательских процессов, что положительно отражается на качестве образования. В целях стимулирования творческой инициативы, внедрения научных и научнопедагогических достижений в экономику и социальную сферу Кемеровской области, повышения престижа научно-образовательной деятельности, с 2003 года Постановлением АКО учреждены и выплачиваются пре-

мии научно-педагогическим работникам, защитившим док- ]

торские и кандидатские диссертации. За защиту докторской < диссертации выплачивается премия в размере 20 тыс. руб., за защиту кандидатской диссертации - 10 тыс. руб. і

В 2003 г. выплачены пре- ]

мии 37 докторам и 107 канди- ]

датам наук, в 2004 г. - 43 докторам и 197 кандидатам наук. <

Департаментом науки и профессионального образования области для стимулирования достижений высоких результатов труда, повышения профессионального уровня, развития творческой активности среди учёных, преподавателей и сту- ]

дентов вуза проводятся областные конкурсы: «Лучший сту- ]

дент», «Лучший аспирант»,

«Лучший молодой учёный», «Лучший менеджер», «Лучший учебник, учебное пособие», «Лучшее научное издание (мо- ]

нография)».

Направлен на повышение качества подготовки специалистов для экономики региона и ;

действующий Закон Кемеровской области «О государственной научно-технической поли- ]

тике Кемеровской области и <

организации научной и научнотехнической деятельности». Из ]

областного бюджета в форме грантов на конкурсной основе выделяются средства на поддержку научных исследований.

Так в 2003 году из областного ]

бюджета в форме грантов на конкурсной основе выделено 20 млн. рублей на поддержку научных исследований. В 2004 г. департамент науки и профессионального образования про- :

вёл конкурс на получение грантов Губернатора Кемеровской области для поддержки ведущих научных школ и научнопедагогических коллективов .

В целях обеспечения дос-

□ Автор статьи:

Жигалова Ирина Александровна

- начальник Департамента науки и профессионального образования Администрации Кемеровской области

тупности качественного образования и оказания социальной поддержки малообеспеченным студенческим семьям и студентам, показывающим высокие результаты в учёбе, выделяются значительные средства из областного бюджета. Учреждены и выплачиваются областные губернаторские стипендии: 300 стипендий студентам вузов и 90 стипендий студентам ссузов. С 1 января 2004 г. размер Губернаторских стипендий увеличен для студентов вузов до 600, для студентов ссузов - до 300 руб. Утверждено Положение о выплате стипендий студентам -инвалидам, обучающимся в высших и средних специальных учебных заведениях области. Всего с 1 января 2004 года учреждены и выплачиваются 500 стипендий в размере 300 рублей каждая. Утверждено Положение о выплате стипендий студентам, выпускникам общеобразова-

тельных учебных заведений области, победителям международных, всероссийских олимпиад. С 1 января 2004 г. дополнительно учреждены 10 стипендий в размере 1000 руб. Также выплачиваются 150 губернаторских стипендий (500 руб.) студентам вузов, отслужившим в горячих точках, полным студенческим семьям, имеющим детей, и неполным, где ребенка воспитывает один родитель. Выплачиваются именные стипендии студентам высших и средних профессиональных образовательных учреждений.

Для расширения возможности получения высшего и среднего профессионального образования малообеспеченным студентам, обучающимся на контрактной основе обучения, с марта 2003 г. введена целевая субсидия на оплату обучения, которая является существенной поддержкой малообеспеченным

студентам и их семьям. Ежегодно выделяются средства для обеспечения льготного проезда студентов по территории Кузбасса. Только за последние два года на эти цели выделено из областного бюджета 26,5 млн. руб.

Важной проблемой является улучшение жилищных условий преподавателям, аспирантам и студентам учебных заведений области. На эти цели из бюджета области выделяются льготные долгосрочные целевые займы сроком до 10 лет под 5% годовых. Особо нуждающимся предоставляются субсидии для приобретения жилья. Улучшение жилищных условий научнопедагогических сотрудников способствует созданию условий для плодотворной научной деятельности.

По поручению Губернатора области, департамент науки и профессионального образования организует оздоровление научно-педагогических сотрудников высших и средних профессиональных образовательных заведений на курорте Белокуриха и в медицинском центре «Элиго-мед».

Все эти меры социальной поддержки, несомненно, способствуют повышению качества подготовки специалистов.

Как свидетельствует опыт Кузбасса, обеспечение современного уровня качества профессионального образования -сложная, комплексная задача. Нужны конструктивные предложения в адрес образовательных учреждений, органов управления образованием, органов государственной власти субъектов РФ, Министерства образования и науки РФ, направленные на формирование политики качества профессионального образования в России и ее регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.