УДК 378.147
Булашова Анастасия Николаевна
ассистент кафедры иностранных языков Тюменского индустриального университета
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация:
В статье анализируются ключевые проблемы, связанные с процессом внедрения компетент-ностного подхода на занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Автор утверждает, что реализация данного подхода затруднена неразвитостью теоретико-методологической базы и отсутствием четких критериев мониторинга и оценки результатов обучения.
Ключевые слова:
компетенция, компетентностный подход, коммуникативная компетенция, теоретико-методологическая база, система оценки уровня сформирован-ности компетенций, студенты технического вуза.
Bulashova Anastasia Nikolayevna
Assistant, Foreign Languages Department, Tyumen Industrial University
THE PROBLEMS OF THE COMPETENCE APPROACH IMPLEMENTATION IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS
Summary:
The article analyses the key issues associated with the implementation of the competence approach in the foreign language classes in a technical higher school. The author argues that the implementation of this approach is hampered by the underdevelopment of the theoretical and methodological framework and the lack of clear criteria of monitoring and evaluation of learning outcomes.
Keywords:
competency, competence approach, communicative competence, theoretical and methodological framework, system of competence maturity assessment, technical university students.
Свободное владение иностранным языком является одной из ключевых компетенций выпускника современного технического вуза. Стремительное развитие цифровых технологий ускоряет процесс глобализации, выдвигающий английский язык на роль ведущего языка интернационального общения. Международное сотрудничество в научно-производственной сфере невозможно без создания единого коммуникативного пространства, в основе которого должно быть заложено не только знание грамматических норм и специализированной иноязычной лексики, но и лингвокультурологическая компетенция, во многом определяющая продуктивность кросс-культурного общения. Успешное формирование коммуникативной компетентности студентов инженерно-технических направлений требует решения ряда проблем, часть из которых связана со спецификой системы высшего негуманитарного образования.
Традиционно среднестатистический первокурсник технического вуза демонстрирует относительно невысокий уровень языковой компетентности, что связано как с проблемой качества преподавания иностранных языков в общеобразовательной школе, так и с отсутствием личной мотивации самого учащегося, отдающего приоритет негуманитарным дисциплинам (исключение составляют студенты направлений, связанных с компьютерными технологиями). Развитие средств коммуникации, обеспечивающих мгновенный доступ к электронным программам-переводчикам, также снижает мотивацию к углубленному изучению иностранного языка в вузе. Более того, вся классическая система негуманитарного высшего образования, как правило, ориентирована на узкоспециализированную область профессиональной деятельности. Изучение профильных дисциплин вытесняет иностранный язык на периферию интересов студента.
С одной стороны, внедрение компетентностного подхода усиливает гуманитарную составляющую высшей школы. Так, на инженерно-технических направлениях появилась дисциплина «Деловой иностранный язык», призванная повысить коммуникативную компетентность выпускников технического вуза. С другой стороны, модернизация системы высшего образования актуализировала ряд новых проблем, определению которых будет посвящена данная статья.
В России реализация компетентностного подхода осуществляется в рамках Болонского процесса - общеконтинентального проекта, призванного сблизить различные стандарты европейского образования в соответствии с запросами постиндустриального социума. В условиях непрерывного расширения информационных потоков и все нарастающих темпов научно-технического прогресса назрела необходимость трансформации традиционной системы образования, основанной на субъектно-объектной трансляции знаний и выработке определенных умений и навыков. В современном мире успешность во многом определяется способностью к саморазви-
тию и самоактуализации, человек продолжает обучаться всю свою жизнь. Такой подход к образованию требует пересмотра роли преподавателя в образовательном процессе: из непререкаемого транслятора вечных истин он превращается в партнера в познавательной деятельности, определяющего вектор развития студента, создающего проблемную ситуацию, в которой учащийся реализует необходимые компетенции.
Теоретико-методологические основы компетентностного подхода в образовании находятся в стадии становления, что не может не сказываться на эффективности его внедрения, так как в реализации процесса перехода к компетентностному образованию «нужна опора на развитую психолого-педагогическую теорию или комплекс теорий» [1].
В настоящее время не существует единого определения понятий «компетенция» и «компетентность». Исследователи отмечают, что не стоит противопоставлять компетенции знания, умения и навыки. Понятие компетенции объединяет не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, эстетическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т. д. Таким образом, центральный аспект компетенции - способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта, отношений и т. д.
Компетенция - способность применять знания, умения, отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях [2, с. 34-35]. В ряде работ термины «компетенция» и «компетентность» употребляются как синонимы. На наш взгляд, понятие «компетентность» шире понятия «компетенция». Компетентность - владение комплексом компетенций, которые обеспечивают готовность к решению задач в профессиональной сфере. Компетентность подразумевает развитие определенного типа мышления, формирование мировоззрения, предполагающего личностное отношение к деятельности, ответственность за свой выбор, стремление к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.
Результатом успешного формирования компетенций должна стать гармоничная личность, способная к адаптации в постиндустриальном обществе, главной ценностью в котором становится информация. Занятия по иностранному языку - обучающая среда, в которой студент развивает способность к самоорганизации познавательного процесса, приобретая умение анализировать, трансформировать и транслировать информацию в соответствующей речевой ситуации.
Компетентностный подход предполагает использование личностно ориентированных методов обучения, направленных на стимуляцию интеллектуальной инициативы учащегося, формирующих навыки работы в команде. Специфика самого предмета располагает к применению интерактивных форм обучения, многие из которых на уроках иностранного языка можно считать традиционными (работа в парах и малых группах, дискуссии, обучающие игры и т. п.) [3]. Широко используются инновационные методы обучения, к которым относят когнитивные, креативные и оргдеятельностные методы обучения, направленные на создание студентами образовательной продукции [4, с. 33]. Наиболее популярными методами в рамках компетентностного подхода признаны проектный метод, обучающая деловая игра, метод кейсов.
Системная реализация компетентностного подхода в обучении иностранному языку в техническом вузе требует создания новых учебно-методических комплексов. С одной стороны, при подготовке такого учебника следует учитывать профессиональные потребности и интересы, способствовать межпредметному взаимодействию. С другой стороны, эти учебные пособия должны быть построены на принципах коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, обеспечивающего формирование коммуникативной компетентности студентов.
Еще одна проблема, связанная с внедрением компетентностного подхода, - отсутствие общепринятой системы оценки уровня сформированности компетенций. Электронное тестирование, принятое во многих вузах, не способно в полной мере решить эту задачу, так как не учитывает интегрированную природу компетенции, сочетающую когнитивные, деятельностные и личностные параметры. В качестве альтернативы тестам предлагается экспертная оценка по заранее разработанным критериям в результате наблюдений за процессом реализации компетенции в определенной проблемной ситуации. Объективность оценки в данном случае обеспечивается точностью разработанных критериев [5, с. 64-65].
Таким образом, внедрение компетентностного подхода в неязыковом вузе ведет к усилению роли дисциплин гуманитарного цикла, способствующих формированию общекультурных компетенций, важность которых обусловлена новой моделью выпускника технического вуза. В соответствии с запросами экономики, основанной на инновациях, будущий инженер должен быть инициативной, творческой личностью, легко адаптирующейся в изменчивых условиях современного мира. Реализация данного подхода затруднена в связи с отсутствием развитой отечествен-
ной психолого-педагогической теории компетентностного образования. В настоящее время происходит становление ее понятийного аппарата, уточняется список ключевых компетенций, идет апробация методик формирования компетенций, разрабатываются соответствующие учебно-методические комплексы. Изменение основной цели высшего образования влечет за собой необходимость трансформации образовательной среды, изменения мировоззрения всех участников образовательного процесса.
Ссылки:
1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход: проблемы и условия реализации // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 2.
2. Компетентностный подход в образовательном процессе : монография / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова. Омск, 2012. 210 с.
3. Пашина А.В. Обучающая деловая игра как метод развития инновационного мышления // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4.
4. Пчелинцева И.Г. Реализация компетентностного подхода при обучении иностранным языкам в техническом вузе // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2010. № 15. С. 31-35.
5. Компетентностный подход ... С. 64-65.
References:
Fedorov, AE, Metelev, SE, Soloviev, AA & Shlyakova, EV 2012, Competence approach in the educational process: monograph, Omsk, 210 p., (in Russian).
Pashina, AV 2016, 'Educational business game as a method of development of innovative thinking', Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, no. 4, (in Russian).
Pchelintseva, IG 2010, 'The implementation of competence approach in teaching foreign languages in technical colleges', Vestnik Sibirskoy gosudarstvennoy avtomobil'no-dorozhnoy akademii, no. 15, pp. 31-35, (in Russian).
Verbitsky, AA 2009, 'Competence approach: problems and conditions' Innovatsionnyye proyekty i programmy v obrazovanii, no. 2, (in Russian).