Научная статья на тему 'Проблемы реализации компетентностного подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научно-исследовательской работы магистрантов'

Проблемы реализации компетентностного подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научно-исследовательской работы магистрантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / МАГИСТРАНТ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / MASTER / RESEARCH SEMINAR / SCIENTIFIC-RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихоманова Людмила Михайловна, Склярова Марина Александровна, Гоман Наталья Викторовна, Бобренко Игорь Александрович

Обучение в магистратуре является важным этапом становления профессионального исследователя. Научно-исследовательская работа магистрантов осуществляется с позиций компетентностного подхода, который представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает овладение совокупностью необходимых компетенций для обучающегося как будущего специалиста. В статье обосновывается компетентностный подход в организации научно-исследовательской работы с магистрантами по направлению 110100 – Агрохимия и агропочвоведение. Раскрываются концептуальные подходы к реализации требований ФГОС ВПО по осуществлению научно-исследовательской работы с магистрантами. Анализу подвергаются теоретические представления о компетентностном подходе, готовность к его реализации со стороны преподавателей и студентов, оценочные инструментарии эффективности подхода, в том числе со стороны контролирующих органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихоманова Людмила Михайловна, Склярова Марина Александровна, Гоман Наталья Викторовна, Бобренко Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of implementation of a competence approach in the design and methodical support of the programs of scientific-research work of students

Training in a magistracy is an important step to becoming a professional researcher. Scientific-research work of students is carried out from positions of the competence-based approach, which is a concept of organization of educational process, in which the goal of learning is the acquisition of the totality of the necessary competences for the student as a future specialist. The article proves the competence approach in the organization of research work with students in the direction 110100 – Agrochemistry and soil science. Revealed conceptual approaches to implementation of requirements of the state educational standard of higher professional education on the implementation of research work with students. The analysis focuses on the theoretical aspects of the competence-based approach, commitment to its implementation on the part of teachers and students, evaluation Toolkit efficiency of the approach, including by regulatory authori-ties.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации компетентностного подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научно-исследовательской работы магистрантов»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14769 УДК 378.147:001

Лихоманова Л. М., Склярова М. А., Гоман Н. В., Боб-ренко И. А. Проблемы реализации компетентностно-го подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научно-исследовательской работы магистрантов // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. - ART 14769. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14769.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Лихоманова Людмила Михайловна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры агрохимии ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск [email protected]

Склярова Марина Александровна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры агрохимии ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск [email protected]

Гоман Наталья Викторовна,

кандидат сельскохозяйственных наук, заведующая кафедрой агрохимии ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск [email protected]

Бобренко Игорь Александрович,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры агрохимии ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск [email protected]

Проблемы реализации компетентностного подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научно-исследовательской работы магистрантов

Аннотация. Обучение в магистратуре является важным этапом становления профессионального исследователя. Научно-исследовательская работа магистрантов осуществляется с позиций компетентностного подхода, который представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает овладение совокупностью необходимых компетенций для обучающегося как будущего специалиста. В статье обосновывается компе-тентностный подход в организации научно-исследовательской работы с магистрантами по направлению 110100 - Агрохимия и агропочвоведение. Раскрываются концептуальные подходы к реализации требований ФГОС ВПО по осуществлению научно-исследовательской работы с магистрантами. Анализу подвергаются теоретические представления о компетентностном подходе, готовность к его реализации со стороны преподавателей и студентов, оценочные инструментарии эффективности подхода, в том числе со стороны контролирующих органов. Ключевые слова: научно-исследовательская работа, компетентностный подход, научно-исследовательский семинар, магистрант, компетенция.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время в России происходит переход на компетентностный подход в образовании. При этом существенно меняется конечная цель образования и она приобретает более практическую направленность. Эта тенденция находит свое воплощение как в стандартах ВПО, так и в конкретных учебных курсах, т. е. из ожидаемых результатов образования главными становятся знания, умения и способность к их реализации. Поскольку компетентностный подход в большей мере дает ответы на запросы производственной сферы, он является радикальным средством модернизации об-

г\л Л г\л

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14769 УДК 378.147:001

Лихоманова Л. М., Склярова М. А., Гоман Н. В., Боб-ренко И. А. Проблемы реализации компетентностно-го подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научно-исследовательской работы магистрантов // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. - ART 14769. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14769.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

49965. - ISSN 2304-120X.

разования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность и позволяет оптимально объединить теоретическую и практическую составляющие обучения.

Основное отличие образовательных программ магистратуры от бакалавриата -акцентирование внимания на научно- исследовательскую работу студентов, которая является обязательной составляющей образовательной программы подготовки магистров и решает общие задачи системы научно-исследовательской работы студентов в вузе. Важными составляющими при этом являются: привлечение студентов к научной деятельности; увеличение доли участия в проводимых научных мероприятиях; повышение качества научно-исследовательской деятельности. Все эти этапы, реализуемые в период обучения в магистратуре, являются ступенями, ведущими молодого ученого к диссертационному исследованию. Именно поэтому очень важна разработка методов выявления студентов, способных к занятию научно-исследовательской деятельностью, стимулирование их к этой работе и обеспечение процесса непрерывного развития научного потенциала [1]. Научно-исследовательская работа магистрантов осуществляется с позиций компетентностного подхода, который представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает овладение совокупностью необходимых компетенций для обучающегося как будущего специалиста. В приказе Минобрнауки РФ (приказ № 62 от 22.03.06) прямо указывается, что овладение научно-исследовательскими компетенциями - одна из важных задач вузов, решение которой обеспечит подготовку выпускников к различным видам инновационной деятельности [2].

Важным моментом компетентностного подхода на уровне проектирования образовательного процесса является наличие перечня результатов образования на уровне формируемых компетенций. Это может быть перечень основных образовательных технологий (форм и методов обучения), используемых для формирования компетенций; перечень форм и методов для контроля и самооценки освоения заявленных в программе дисциплины результатов образования (компетенций) и другие. Эти требования относятся ко всему образовательному процессу магистрантов, в том числе и к научно-исследовательской работе. Отсюда следует, что проектирование научно- исследовательской работы магистрантов является важнейшим элементом инновационной стратегии вуза, хотя ФГОС и не рассматривает магистратуру, как программу только научной подготовки. Основной задачей комплексного планирования и проектирования НИР магистров является создание системы организационнометодической деятельности, направленной на формирование и развитие профессиональных компетенций и их компонентов как в рамках образовательного процесса (НИР, встроенная в учебный процесс), так и во внеучебное время (НИР, дополняющая учебный процесс) с учетом специфики вуза, его традиций и возможностей.

Поскольку научно-исследовательская работа является обязательным разделом программы магистерской подготовки, то она должна иметь те же цели, что и весь учебный процесс - формирование установленных стандартом и ООП общекультурных и профессиональных компетенций. Это предъявляет дополнительные требования к организаторам научной деятельности магистрантов в вузе. Содержание научно-исследовательского компонента определяется руководителем магистерской программы, научным руководителем магистерской диссертации и самим магистрантом. В то же время остаются неясными полномочия декана и заведующего выпускающей кафедрой по организации научно-исследовательской работы магистранта. Поэтому этот вопрос должен быть четко и подробно прописан в локальных актах вуза. Следу-

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14769 УДК 378.147:001

Лихоманова Л. М., Склярова М. А., Гоман Н. В., Боб-ренко И. А. Проблемы реализации компетентностно-го подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научно-исследовательской работы магистрантов // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. - ART 14769. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14769.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

49965. - ISSN 2304-120X.

ет не только подробно прописать права и обязанности должностных лиц, но и определить, как их компетенция будет реализовываться в сложных организационных связях, возникающих при обучении студентов в магистратуре.

Организация научно-исследовательской работы магистрантов требует постоянного внимания и определенных усилий от выпускающих кафедр, преподавательского состава, руководства вуза в целом. Тематика и направление научно - исследовательской работы выпускающей и других профильных кафедр должна доводиться до студентов по возможности на младших курсах. Следует максимально активизировать деятельности студенческого научного общества, студенческих научных кружков при координировании их работы ведущими преподавателями. Организация и проведение внутривузовских олимпиад и конкурсов, студенческих научных конференций, как можно более раннее привлечение студентов к научно - исследовательской работе, создание условий для публикаций результатов научных исследований студентов; представление обучающихся для участия в конкурсах грантов, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации и различными фондами - все это играет большую роль в максимально эффективной научной деятельности магистрантов.

Очень важно публично оценивать результаты научно - исследовательской работы магистрантов с привлечением работодателей, преподавателей, ведущих исследователей и всех заинтересованных лиц. Этой цели отвечает научноисследовательский семинар, который является неотъемлемой частью научноисследовательской и учебной работы магистрантов. Он позволяет тесно взаимодействовать магистрантам, ведущим ученым и работодателям. Только широкое партнерство вузов с различными НИИ, исследовательскими центрами и передовыми предприятиями способствует созданию наиболее актуальных исследовательских программ, позволяет разнообразить направления исследования в различных профессиональных областях. Однако ни организационные, ни финансовые механизмы этого взаимодействия еще не отработаны, что является безусловным тормозом на пути реализации компетентностного подхода в научно- исследовательской работе магистрантов

Практический опыт применения компетентностного подхода при реализации магистерских программ по направлению 110100 - Агрохимия и агропочвоведение поставил ряд вопросов, основным из которых был вопрос - каким образом организовать научно-исследовательскую работу магистранта в семестре и каким содержанием наполнить этот вид деятельности магистранта? Этот вопрос очень важен и актуален в силу разнонаправленности научных исследований на кафедрах агрохимии и почвоведения.

Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ООП по направлению 110100 - Агрохимия и агропочвоведение и соответствующего ФГОС ВПО.

Общие требования к научно-исследовательской работе магистрантов университета устанавливаются Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П. А. Столыпина.

Совокупность конкретизированных требований к научно-исследовательской работе магистрантов, обучающихся по ООП 110100 - Агрохимия и агропочвоведение представлены в ООП.

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14769 УДК 378.147:001

Лихоманова Л. М., Склярова М. А., Гоман Н. В., Боб-ренко И. А. Проблемы реализации компетентностно-го подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научно-исследовательской работы магистрантов // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. - ART 14769. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14769.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

49965. - ISSN 2304-120X.

Университетом предусматриваются следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

- планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

- проведение научно-исследовательской работы, включая работу по теме магистерской диссертации;

- корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

- подготовку отчётных материалов по результатам НИР;

- участие магистранта в работе научно-исследовательского семинара;

- участие магистранта в других научных мероприятиях (внутри университета и за его пределами), включая подготовку научных публикаций по результатам НИР;

- публичная защита выполненной работы (семестровые и итоговый отчёты).

Состояние университетской науки во многом определяет успешное развитие

современных вузов. Необходимы тесная связь учебного и научного процессов, наличие научных школ, должное количество и высокое качество проводимых в университете научных исследований, участие студентов (особенно магистрантов) в них. По направлению подготовки магистров 110100 Агрохимия и агропочвоведение (ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П. А. Столыпина) функционируют две научнопедагогические школы, магистранты принимают активное участие в исследованиях, результаты которых имеют практическое значение. Однако без современного оборудования (а вузы испытывают большие трудности с приобретением приборной базы) внедрение инновационной деятельности затруднено.

В Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования по конкретным направлениям подготовки изложены базовые требования к научно-исследовательской работе магистрантов и делается акцент на самостоятельность работы студентов, как в учебное время, так и во время проведения исследовательской работы. Однако учебно-методических пособий, которые бы отражали особенности реализации компетентностного подхода при организации научно-исследовательской работы магистрантов нет. В то же время наличие и качество учебнометодических материалов по всем дисциплинам учебного плана основной образовательной программы во многом определяет качество подготовки выпускников, их конкурентоспособность. А эффективность образовательных технологий во многом зависит от качества их учебно-методического обеспечения. Поэтому перед профессорско-преподавательским составом стоит задача в краткие сроки разработать методические пособия по различным видам научно- исследовательской деятельности. Не стоит забывать и то обстоятельство, что в настоящее время в магистратуре обучаются как студенты, имеющие профильное образование, так и выпускники смежных направлений подготовки. Задача и лиц, ответственных за организацию учебного процесса в вузе, оказать содействие всем магистрантам в выборе сферы их научных интересов, и призваны сыграть в этом процессе очень важную роль.

Концепция методического обеспечения основана на сочетании современных требований к реализации компетентностно-ориентированных основных образовательных программ и традиций учебно-методической работы университета, а это требует от преподавательского состава включения в работу по разработке обучающих программ, модулей и другой учебно-методической документации. Речь идет об инновационном образовании, организовать которое может только высококвалифи-

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14769 УДК 378.147:001

Лихоманова Л. М., Склярова М. А., Гоман Н. В., Боб-ренко И. А. Проблемы реализации компетентностно-го подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научно-исследовательской работы магистрантов // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. - ART 14769. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14769.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

49965. - ISSN 2304-120X.

цированный педагог, находящийся в процессе постоянного поиска и самосовершенствования. Однако многие современные формы обучения, ориентированные на развитие самостоятельности студентов, значительно повышающие эффективность учебного процесса, недостаточно используются в образовательном процессе. Это говорит о необходимости разработки наиболее квалифицированными преподавателями научно- методических пособий, как для магистрантов, так и для преподавателей в контексте профессиональных задач. Представляется важным привлекать к написанию таких пособий коллектив авторов, включая в состав производственников со стажем, так как преподаватель, не имеющий собственного практического профессионального опыта, вряд ли сможет качественно организовать и учебную деятельность по освоению профессии [3].

Анализируя ситуацию в высшем профессиональном образовании, А. А. Факторович отмечает: «Современные образовательные стандарты вряд ли могут быть реализованы, если преподавательский коллектив вузов не получит возможности освоить новые компетенции. По сути, речь идет об инновационном образовании, организовать которое может только высококвалифицированный педагог, находящийся в процессе постоянного поиска и самосовершенствования...» [4] Это в большой степени относится к невозможности в силу финансовых причин проходить стажировку в крупных исследовательских центрах не только магистров, но и преподавателей. Более того, уровень компетенций самого преподавательского состава нередко снижен. На протяжении последних двух десятков лет наблюдалась определенная стагнация профессорско-преподавательского состава, сейчас ситуация несколько выправляется, но потребуется продолжительное время для восстановления утраченных позиций.

Таким образом, эффективная реализация компетентностного подхода в высшей школе станет возможной в том случае, если профессиональное сообщество и вузы научатся совместно конструктивно осуществлять взаимодействие и выработку актуальных требований к выпускникам, оперативно реагировать на изменения в науке и производстве, систематически актуализировать набор компетенций и пополнять арсенал оценочных средств развития компетенций. Главное ожидание и вузов, и работодателей в том, что качественный уровень выпускников школ в ближайшие годы будет значительно улучшен. Только при этом условии возможно говорить о необходимости и возможности полноценной реализации компетентностного подхода в высшей школе России [5].

Ссылки на источники

1. Быков А. К., Руденко Ю. С. Компетентностный подход в научно-исследовательской работе маги-

странтов // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. - 2013. - № 1. - URL:

http://www.muiv.ru/vestnik/pp/chitatelyam/poisk-po-statyam/6748/23402/

2. Приказ Минобрнауки РФ от 22.03.2006 № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров».

3. Акмаева Р. И., Жуков В. М. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. - 2010. - № 1. -С. 123-129.

4. Руденко Ю. С. О проблемах реализации компетентностного подхода в высшей школе // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. - 2012. - № 1. - URL: http://www.muiv.ru/vestnik/pp/chitatelyam/poisk-po-statyam/6581 /21610/

5. Акмаева Р. И., Жуков В. М. Указ. соч.

(V С rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14769 УДК 378.147:001

Лихоманова Л. М., Склярова М. А., Гоман Н. В., Боб-ренко И. А. Проблемы реализации компетентностно-го подхода при проектировании и методическом обеспечении программ научно-исследовательской работы магистрантов // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 22. - ART 14769. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14769.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Lyudmila Lihomanova,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor of chemistry of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin, Omsk [email protected] Marina Sklyarova,

Candidate оf Agricultural Sciences, Associate Professor of chemistry of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin, Omsk [email protected] Natalia Goman,

Candidate of Agricultural Sciences, head of the Department of Agrochemistry of Omsk State Agrarian University after PA. Stolypin, Omsk [email protected] Igor Bobrenko,

Doctor of Agricultural Sciences, Professor of the Department of Agrochemistry of Omsk State Agrarian University after PA. Stolypin, Omsk [email protected]

Problems of implementation of a competence approach in the design and methodical support of the programs of scientific-research work of students

Abstract. Traininq in a maqistracy is an important step to becominq a professional researcher. Scientific-research work of students is carried out from positions of the competence-based approach, which is a concept of orqanization of educational process, in which the qoal of learninq is the acquisition of the totality of the necessary competences for the student as a future specialist. The article proves the competence approach in the orqanization of research work with students in the direction 110100 - Aqrochemistry and soil science. Revealed conceptual approaches to implementation of requirements of the state educational standard of hiqher professional education on the implementation of research work with students. The analysis focuses on the theoretical aspects of the competence-based approach, commitment to its implementation on the part of teachers and students, evaluation Toolkit efficiency of the approach, includinq by requlatory authorities.

Key words: scientific-research work, competence approach, research seminar, master, competence.

Рекомендовано к публикации:

Гавриловой Н. В., кандидатом биологических наук, доцентом кафедры истории и социально-педагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск 6

r>J

6 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.