Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПО СТЕПЕНИ МАГИСТРАТУРЫ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПО СТЕПЕНИ МАГИСТРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
образовательный процесс / высшая школа / индивидуализация / образовательная траектория / анализ тенденций / студенты / магистратура / educational process / higher school / individualization / educational trajectory / trends analysis / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Д.В.

Современный образовательный процесс в высшей школе стоит перед вызовом адаптации к индивидуальным особенностям и запросам студентов. В этом помогают ИОТ, направленность которых является личностное развитие и рост студента, где каждый может выявить свои личные цели и направленности в высшей школе образования. Сегодня масштабы внедрения и работы индивидуальных образовательных траекторий повсеместно практикуются уже более 30 лет. С каждым годом национальные цели и стратегические задачи высшей школы претерпевают реформы, поэтому ИОТ должно подстраиваться под запросы государства, а также рынок труда. В связи с этим, необходимо изучить и выявить проблемные области по реализации ИОТ, которые могут негативно сказываться на качестве образовательного процесса в высшей школе. Нами было организовано и проведено исследование на базе ТюмГУ «Школа образования» респондентами являются студенты магистратуры 1-2 курс по направлению «Управление и инновации в образовании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES IN HIGHER SCHOOL FOR MASTER'S DEGREE

The modern educational process in higher education faces the challenge of adapting to the individual characteristics and needs of students. IOTs help with this, the focus of which is the personal development and growth of the student, where everyone can identify their personal goals and directions in higher education. Today, the scale of implementation and operation of individual educational trajectories has been practiced everywhere for more than 30 years. Every year, the national goals and strategic objectives of higher education undergo reforms, so IOT must adapt to the needs of the state, as well as the labor market. In this regard, it is necessary to study and identify problem areas in the implementation of IOT, which may negatively affect the quality of the educational process in higher education. We organized and conducted a study on the basis of the Tyumen State University «School of Education»; the respondents were 1–2-year master’s students in the direction of «Management and Innovation in Education».

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПО СТЕПЕНИ МАГИСТРАТУРЫ»

УДК 37

Сидорова Д.В.

студентка II курса магистратуры Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПО СТЕПЕНИ МАГИСТРАТУРЫ

Аннотация: современный образовательный процесс в высшей школе стоит перед вызовом адаптации к индивидуальным особенностям и запросам студентов. В этом помогают ИОТ, направленность которых является личностное развитие и рост студента, где каждый может выявить свои личные цели и направленности в высшей школе образования. Сегодня масштабы внедрения и работы индивидуальных образовательных траекторий повсеместно практикуются уже более 30 лет. С каждым годом национальные цели и стратегические задачи высшей школы претерпевают реформы, поэтому ИОТ должно подстраиваться под запросы государства, а также рынок труда. В связи с этим, необходимо изучить и выявить проблемные области по реализации ИОТ, которые могут негативно сказываться на качестве образовательного процесса в высшей школе. Нами было организовано и проведено исследование на базе ТюмГУ «Школа образования» респондентами являются студенты магистратуры 1-2 курс по направлению «Управление и инновации в образовании».

Ключевые слова: образовательный процесс, высшая школа, индивидуализация, образовательная траектория, анализ тенденций, студенты, магистратура.

Организация учебного процесса по таким индивидуальным особенностям, как темп, приемы и способы работы, инструментом которого непосредственно является индивидуализация в образовательном процессе высшей школы. Такой процесс направлен на раскрытие потенциала каждого студента. Анализ современных тенденций образовательного процесса в высшей

школе говорит о внедрении гибкой формы обучения и персонализированной. На все эти запросы высшего образования отвечает такая форма организации самостоятельности и гибкости как ИОТ (индивидуальные образовательные траектории). Индивидуальная образовательная траектория - персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого учащегося в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности, один из способов осуществления индивидуализации в условиях новой парадигмы, которая относится, в первую очередь, к деятельности обучающегося, как субъекта собственного образования. В основе этого понятия - собственная роль и ответственность обучающегося в осуществлении познавательной деятельности, которая выявляет его личностный потенциал [Макарьев И.С. 39, 77].

Высшая школа, прежде всего, отвечает запросам государства, ее важная составляющая - это выпуск квалифицированных специалистов по направлениям магистратуры. Государство регламентирует рынок труда - это первая ступень запроса студентов, поступающих на магистратуру. Актуальность той или иной направленности помогает студенту выстроить свою индивидуальную траекторию, чтобы в будущем стать востребованным специалистом. Уже на данном этапе возникает первая проблема. После получение степени бакалавра, многие студенты, поступающие на магистерское направление, уже работают и имеют трудности в совмещении занятий и профессиональной деятельности. Важно понимать, насколько ИОТ поможет в решении такой задачи. Нами был проведен опрос. В опросе участвовали респонденты: студенты магистратуры 12 курса ТюмГУ по направлению «Управление и инновации в образовании» в количестве 46 респондентов.

Совмещаете и вы обучение на магистратуре и работу?

■ Да ■ Нет

40 -

30 -20 -10 -0 -

Рисунок 1. Диагностика обучающихся студентов на магистратуре о совмещении работы и обучения.

По данным опроса было выявлено, что 10 человека обучается без трудоустройства, остальные 36 человек совмещают работу и учёбу. Можно выделить, что большая часть опрошенных заинтересовано в профессиональном развитии, другие 10 человек хотят посвятить себя учёбе и досконально разобраться в отрасли по направлению магистратуры «Управление и инновации в образовании».

Основываясь по данным опроса, мы можем продолжить своё исследование: «Какую часть основной образовательной программы, на Ваш взгляд, должны занимать ИОТ?».

Какую ЧЗСГЪ ОСНОВНОЙ образовательной программы, на Наш ВЗГЛЯД, должны

занимать ИОТ?

30

20% 40% 50% 70% 90%

Рисунок 2. Диагностика обучающихся студентов на магистратуре о процентном соотношении ИОТ и основной программы.

Большинство студентов магистратуры, полагают, что ИОТ должно занимать 40% от основной программы. Подавляющее число студентов считают, что ИОТ должно занимать 20% и 50% от основной программы. Данные свидетельствуют о том, что магистранты хотят больше индивидуальности по данному направлению, 40% программы ИОТ позволило бы раскрыть все нюансы работы управленцы. Последний вопрос связан с проблемными областями, которые возникают в моменте реализации ИОТ: «Какие обстоятельства, на Ваш взгляд, препятствуют тому, чтобы образовательный процесс в высшей школе был максимально индивидуализирован?».

Варианты ответа:

1. Недостаточное финансирование,

2. Большое количество студентов,

3. Нежелание самих студентов/их недостаточное стремление углубиться в программу,

4. Нежелание преподавателей участвовать в разработке ИОТ,

5. Не хватает преподавателей, которые смогут реализовать обучение студентов по ИОТ (большая загруженность преподавателей),

6. Большое количество обязательных дисциплин в программе обучения (общая направленность образовательной программы),

7. Очень сложно реализовать потребности каждого студента, «подстроиться» под каждого.

Какие обстоятельства, на Ваш взгляд, препятствуют тому, чтобы образовательный процесс в высшей школе был максимально индивидуализирован?

Недостаточное финансирование # Большое количество студентов Нежелание самих студентов/их недостаточное стремление углубиться в С Нежелание преподавателей участвовать в разработке ИОТ;

# Не хватает преподавателей, которые смогут реализовать обучение Большое количество обязательных дисциплин в программе обучения Очень сложно реализовать потребности каждого студента,

Рисунок 3. Диагностика обучающихся студентов на магистратуре выявляющая проблемные области в реализации ИОТ.

По данным опроса можно сказать, что реализация потребностей каждого студента сложный процесс. Здесь уже можно раскрыть вторую сложность это большое количество студентов, которые имеют личные профессиональные цели в жизни - быть востребованным специалистом в своей сфере деятельности. Программа обучения в магистратуре ТюмГУ затрагивает 25% реализации ИОТ, 75 % это обязательные дисциплины. Здесь возникает противоречие между желанием студента и возможностями высшей школы. Амбиции индивидуальных образовательных траекторий в полной мере не раскрыты, ведь индивидуальная работа лежит на плечах каждого студент, он сам ответственен за свои результаты. Позволить высшей школе реализовывать свои программы 40% на 60% большой риск.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бережнова, Е.В. Деятельность преподавателя высшей школы: новые реалии / Е. В. Бережнова // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - №2 4 (16).

- С. 24-29;

2. Дири, М.И. Критериально-диагностический аппарат оценивания и методика исследования эффективности компетентностно-модульной технологии формирования готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных образовательных технологий / М. И. Дири, В. Н. Михелькевич.

— Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 27 (265). - С. 250253. - [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/265/61484/ (дата обращения: 13.06.2023);

3. Климова А.С., Красинская Л.Ф. Индивидуальные образовательные траектории аспирантов: принципы проектирования и условия внедрения (на примере технического вуза) //Высшее образование в России. - 2021. - №. 11. -С. 110-124;

4. Макарьев И.С. Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015;

5. Шапошникова Н.Ю. Состояние проблемы реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в высшей школе //Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - №. 2 (24). - С. 105-111;

6. Шаталова А.О. Подход к проектированию индивидуальной траектории обучения студента в высшей школе //Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2021. - Т. 15. - №. 1. - С. 103-108

Sidorova D.V.

Tyumen State University (Tyumen, Russia)

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES IN HIGHER SCHOOL FOR MASTER'S DEGREE

Abstract: the modern educational process in higher education faces the challenge of adapting to the individual characteristics and needs of students. IOTs help with this, the focus of which is the personal development and growth of the student, where everyone can identify their personal goals and directions in higher education. Today, the scale of implementation and operation of individual educational trajectories has been practiced everywhere for more than 30 years. Every year, the national goals and strategic objectives of higher education undergo reforms, so IOT must adapt to the needs of the state, as well as the labor market. In this regard, it is necessary to study and identify problem areas in the implementation of IOT, which may negatively affect the quality of the educational process in higher education. We organized and conducted a study on the basis of the Tyumen State University «School of Education»; the respondents were 1-2-year master's students in the direction of «Management and Innovation in Education».

Keywords: educational process, higher school, individualization, educational trajectory, trends analysis, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.