УДК 378.147 DOI 10.37972/chgpu.2023.119.2.020
Н. В. Соловова, Д. А. Калмыкова, Н. В. Суханкина
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ: КОНСТРУИРОВАНИЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, г. Самара, Россия
Аннотация. Внедрение индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) обучающихся в учебный процесс обеспечивает вариативность содержательной, деятельностной и процессуальной областей образовательного процесса и обогащает образовательную среду. В статье представлен опыт реализации ИОТ в Самарском университете в 2021-2023 гг., выделены уникальные особенности и отдельная логика конструирования образовательных треков для основных профессиональных образовательных программ высшего образования (ОПОП ВО) по уровням образования (для бакалавриата и специалитета; для магистратуры). Подробно рассмотрен механизм наполнения блока «Майнор» дисциплинами, соответствующими брендовым компетенциям Самарского университета, на основе открытого конкурса дисциплин ИОТ. Оценить качество процесса формирования индивидуальной образовательной траектории можно по анализу вовлеченности студенческой аудитории. Приводятся результаты опроса первокурсников на этапе выбора дисциплин ИОТ, позволяющие выявить содержательные и организационные признаки осуществления выбора. Образовательные результаты и достижения обучающихся в процессе освоения дисциплин ИОТ формируются в виде личного профиля компетенций. Анализ данных анкетирования обучающихся по программам бакалавриата/специалитета и магистратуры, прошедших обучение по наиболее востребованным дисциплинам ИОТ, дал возможность сделать вывод, что дополнительными результатами обучения по ИОТ являются саморефлексия, самосознание и самоопределение обучающихся. Реализация модели ИОТ позволяет гибко настраивать образовательные программы для достижения целевых показателей Самарского университета.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория (ИОТ), вуз, элективные дисциплины, трек, брендовые компетенции, образовательные результаты
N. V. Solovova, D. A. Kalmykova, N. V. Sukhankina
INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES: DESIGN AND EDUCATIONAL OUTCOMES
Samara National Research University, Samara, Russia
Abstract. The implementation of students' individual educational trajectories (IET) in training ensures variability of content, activities and procedural parts of the educational process as well as enriches the learning environment. The article deals with the experience of IET implementation at Samara University in 2021-2023, highlights its unique features and a dedicated logic of educational track design in respect to the main professional educational programs designed for higher education (MPEPHE) with due regard to the education levels (Bachelor's and Specialist's degree programs; Master's degree programs). The mechanism for Minor Block content filling with academic disciplines pertaining to the brand-based competences of Samara University, based on the open IET discipline competition, is examined in detail. The quality of the individual educational trajectory formation can be assessed based on the analysis of the student audience involvement. The findings of the first-year students survey when they selected IET disciplines are specified in the article, with due regard to the content and organizational features which their choice was based on. Academic achievements and educational outcomes of students when mastering the
IET disciplines are fixed in the personal competency profile. The analysis of survey data of the undergraduate and graduate students, who majored in the most in-demand IET academic disciplines, led to conclude that self-reflection, self-awareness and self-determination are extra IET training outcomes. The implementation of the IET model allows for flexible adjustment of educational programs to achieve the performance targets of Samara University.
Keywords: individual educational trajectory (IET), university, elective disciplines, track, brand-based competencies, educational outcomes
Введение. Значимым трендом современного российского высшего образования в последнее десятилетие стал курс на индивидуализацию образовательных траекторий (ИОТ) обучающихся. Сама идея «индивидуализации обучения» не нова, но если раньше она охватывала только отдельные категории студентов, то в настоящий момент построение персональных треков, формируемых обучающимися самостоятельно в образовательном пространстве вуза, становится массовым и масштабным явлением. Индивидуальный образовательный маршрут выступает как целенаправленная образовательная стратегия, обеспечивающая возможность выбора содержательной, деятельностной и процессуальной областей образовательного процесса.
Проблематика ИОТ довольно актуальна и широко освещается в педагогической науке [1], [5], [7], [10]. Исследователи отмечают, что этот маршрут носит пролонгированный характер, отражает процесс изменения в непрерывном развитии обучающегося, что позволяет корректировать компоненты педагогического процесса. Задача вуза в этой связи состоит в том, чтобы, во-первых, предложить обучающимся спектр возможностей и помочь сделать выбор наиболее оптимальной модели обучения; во-вторых, декомпозировать образовательный процесс.
Форматы и модели реализации индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) в вузах страны вариативны [2], [3], [4]. Цель исследования - на основе анализа опыта реализации ИОТ в Самарском университете выделить уникальные особенности конструирования образовательных треков и оценить факторы, влияющие на образовательные результаты обучающихся в ходе реализации ИОТ.
Актуальность исследуемой проблемы. В развитии высшего профессионального образования в последние годы определенно наметился курс на индивидуализацию образовательных маршрутов, обусловленный, в том числе:
- обновлением требований к содержанию образования, уменьшением роли знани-евого и повышением роли деятельностного компонента содержания образования в условиях доступности образовательной и образовательно значимой информации;
- распространением и развитием различных корпоративных форм профессионального образования (обучение на рабочем месте, обучающие предприятия, e-learning, we-leaming), появлением интегрированных сетевых программ профессионального образования и обучения, предлагающих «сборку» персональных образовательных маршрутов из модулей и коротких программ, реализуемых как образовательными организациями, так и корпорациями;
- горизонтальной (межпрофессиональной) и вертикальной (межуровневой) конвергенцией программ профессионального образования; размыванием традиционных возрастных градаций в образовании («классы» в школе, «курсы» в профессиональных образовательных организациях и вузах) [8].
Поэтому сейчас наряду с hard skills и soft skills акцент в образовании делается на развитие навыков проектирования собственных средств и ресурсов для своего образования и решения жизненно важных задач. Исследователи выделяют их в особую группу - self skills - и понимают под ними компетенции, связанные с самоопределением, самонавигацией и самоорганизацией человека, осмыслением им своих познавательных интересов
и потребностей [6], [11]. Владение self skills поможет будущему специалисту наметить свои профессиональные и личностные цели в краткосрочной и долгосрочной перспективе, выстроить путь их достижения. Формирование всех групп компетенций, необходимых студенту в проектировании прогностических моделей собственного карьерного роста, разработке стратегии самоимиджирования, самобрендинга и индивидуализации образования, возможно в рамках индивидуальной образовательной траектории. Маршрут этой траектории определяется целями образования и может быть ориентирован на углубление интеллектуального развития, или совершенствование социальных и управленческих навыков, или развитие психофизиологических способностей управлять своим состоянием в различных ситуациях. Причем эти треки выстроены не в параллельной логике, а сплетены в единую систему, позволяющую освоить знание в практике для решения профессиональных задач и преодоления вызовов.
Материал и методы исследования. Исследование проводилось на основании результатов анализа опыта реализации ИОТ в Самарском университете в 2021-2023 гг. В ходе написания статьи применялся комплекс теоретико-эмпирических методов научного исследования: анализ тезисов, положений и концепций, выработанных в научной литературе, посвященной проблемам индивидуализации обучения; контент-анализ локальных нормативно-методических документов. Настоящее исследование предполагает применение таких методов, как анализ, сравнение и обобщение данных, группировка, а также анкетирование и наблюдение.
Результаты исследования и их обсуждение. Для обеспечения осмысленности учебных действий обучающихся и учета персональных целей при формировании образовательного результата с 2021/2022 учебного года в Самарском университете началась реализация проекта индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Дисциплины (модули) ИОТ структурно входят в основные профессиональные образовательные программы высшего образования (ОПОП ВО) бакалавриата, специалитета и магистратуры, разработанные в соответствии с актуализированным ФГОС ВО 3++.
Следует отметить, что концепция ИОТ в Самарском университете предполагает отдельную логику для ОПОП ВО по уровням образования (для бакалавриата и специалитета; для магистратуры). В ИОТ каждого уровня образования предусмотрены несколько блоков:
1) блок «Ядро» - разработан для унификации процесса формирования универсальных компетенций (soft skills) в университете;
2) блок «Майнор» - предоставляет возможность обучающимся расширить спектр компетенций (soft skills, hard skills) и профессиональной деятельности при освоении ОПОП ВО и сформирован в рамках университета в целом;
3) блок «Мейджор» - обеспечивает обучающимся возможность дополнительного погружения в сферу профессиональной деятельности и повышения интенсивности формирования профессиональных компетенций (hard skills).
Наполнение дисциплинами блока «Майнор» осуществлялось на основе открытого конкурса дисциплин ИОТ, проведенного в университете. По результатам конкурсного отбора из 578 заявок в 2021/2022 учебном году были отобраны 173 дисциплины: 145 -в ОПОП ВО бакалавриата и специалитета; 28 - в ОПОП ВО магистратуры. Дисциплины (модули), включенные в этот блок, соответствуют брендовым компетенциям Самарского университета и реализуются в рамках элективных блоков, каждый из которых закрепляется за отдельным семестром и имеет свою предметную направленность, что представлено в таблице 1. Кроме того, дисциплины ИОТ каждого из элективных блоков направлены на формирование универсальных компетенций, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования следующих укрупненных групп специальностей и направлений:
- 01.00.00 Математика и механика;
- 02.00.00 Компьютерные и информационные науки;
- 03.00.00 Физика и астрономия;
- 04.00.00 Химия;
- 06.00.00 Биологические науки;
- 09.00.00 Информатика и вычислительная техника;
- 10.00.00 Информационная безопасность;
- 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи;
- 12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;
- 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика;
- 15.00.00 Машиностроение;
- 22.00.00 Технологии материалов;
- 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта;
- 24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника;
- 25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники;
- 27.00.00 Управление в технических системах;
- 28.00.00 Нанотехнологии и материалы;
- 37.00.00 Психологические науки;
- 38.00.00 Экономика и управление;
- 39.00.00 Социология и социальная работа;
- 41.00.00 Политические науки и регионоведение;
- 42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело;
- 44.00.00 Образование и педагогические науки;
- 45.00.00 Языкознание и литературоведение;
- 46.00.00 История и археология;
- 47.00.00 Философия, этика и религиоведение [9].
Таблица 1 - Реализация блока «Майнор» ИОТ в Самарском университете
Бакалавриат и специалитет Магистратура
Блоки элективных дисциплин ИОТ в учебных планах 1. «Цифровые технологии». 2. «Креативное мышление и профессиональные коммуникации». 3. «Экономика, управление, бизнес-технологии». 4. «Личностно-профессиональное развитие» «Личностно-професси-ональное развитие»
Периоды реализации 3-6 семестры 3 семестр
Универсальные компетенции, формируемые при освоении дисциплин блока «Майнор» ИОТ УК-1 (бакалавриат) - способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; УК-1 (специалитет) - способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий; УК-2 (бакалавриат) - способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; УК-2 (специалитет) - способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла; УК-1 - способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-4 (бакалавриат) - способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностран-ном(ых) языке(ах); УК-4 (специалитет) - способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностран-ном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия; УК-6 (бакалавриат) - способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни; УК-6 (специалитет) - способен определять и реализовы-вать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни
Индикаторы компетенций, формируемых при освоении дисциплин блока «Майнор» ИОТ - способность понимать, совершенствовать и применять современный инструментарий в рамках использования проектной методологии в профессиональной деятельности; - способность понимать, совершенствовать и применять современный инструментарий в ходе исследований в рамках профессиональной деятельности Способность генерировать новые идеи на основе анализа научных достижений профессиональной предметной области
За время реализации ИОТ в Самарском университете в 2021-2023 гг. отработан механизм организации ИОТ обучающихся, который представлен в таблице 2. Координирующими центрами этого проекта выступают дирекции институтов, учебно-методическое управление и управление информатизации и телекоммуникаций, которыми был разработан Порядок реализации ИОТ обучающихся Самарского университета, налажен механизм информирования обучающихся о перечне дисциплин (модулей, курсов) ИОТ на базе их личных кабинетов, отработан алгоритм составления расписания занятий и промежуточной аттестации с учетом выбора ИОТ, с участием профессорско-преподавательского состава разработан и размещен информационный контент дисциплин ИОТ.
Таблица 2 - Механизм реализации ИОТ в Самарском университете
Задача Результат Ответственный
Информирование обучающихся о перечне дисциплин ИОТ Разработан и внедрен модуль информирования обучающихся на базе личного кабинета Управление информатизации и телекоммуникаций
Определение правил реализации ИОТ Разработан порядок реализации ИОТ обучающихся Самарского университета Учебно-методическое управление
Разработка информационного контента дисциплин ИОТ Размещен информационный контент дисциплин ИОТ для выбора обучающимися ППС, реализующие дисциплины ИОТ; управление информатизации и телекоммуникаций; учебно-методическое управление
Совершенствование методики проведения конкурса по формированию перечня дисциплин ИОТ и ДПП, сопряженных с реализацией ИОТ Разработан комплект методических материалов для проведения конкурса по формированию перечня дисциплин ИОТ в соответствии с ОПОП ВО; конкурса по формированию перечня ДПП, сопряженных с реализацией ИОТ Учебно-методическое управление
Проведение конкурса по формированию перечня дисциплин ИОТ Сформированы результаты конкурса по формированию перечня дисциплин ИОТ и перечня ДПП, сопряженных с реализацией ИОТ Учебно-методическое управление
Разработка и внедрение модуля выбора дисциплин ИОТ Разработан и внедрен модуль выбора обучающимися дисциплин ИОТ на базе личного кабинета Управление информатизации и телекоммуникаций
По окончании обучения по основной образовательной программе студент может получить диплом о дополнительном образовании (при наличии трека по ДПП из дисциплин ИОТ). Список доступных элективных дисциплин ИОТ, как и перечень сопряженных дополнительных профессиональных программ (ДПП), формируется на конкурсной основе.
Выбор дисциплин ИОТ доступен студентам, обучающимся на 1-2 курсах по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в 6 институтах университета: институте авиационной и ракетно-космической техники (ИАРКТ), институте двигателей и энергетических установок (ИДЭУ), институте информатики и кибернетики (ИИК), институте экономики и управления (ИЭУ), социально-гуманитарном институте (СГИ), естественнонаучном институте (ЕИ). Выбор дисциплины ИОТ обучающийся осуществляет из перечня, сформированного в его личном кабинете электронной информационно-образовательной среды. Элективная дисциплина подлежит реализации в следующем учебном году, если ее выбрали не менее 20 обучающихся по программам бакалавриата и специалитета / не менее 15 обучающихся по программам магистратуры, а максимальное число студентов, которое может одновременно осваивать элективную дисциплину, - 240 человек. При выборе студентом ИОТ-трека зачисление происходит на все дисциплины трека, реализуемые в следующем учебном году и позднее. Дисциплина ИОТ-трека не может быть заменена другой элективной дисциплиной, а также ее нельзя освоить отдельно.
Индикатором качества процесса формирования ИОТ является вовлеченность студентов в ее реализацию. Выбор дисциплины - непростая задача, поэтому, чтобы помочь первокурсникам сориентироваться и научиться делать осознанный выбор, к ним прикрепляются кураторы, которые отвечают на организационные вопросы и сопровождают студентов на пути построения оптимального образовательного трека.
Следующим шагом в нашем исследовании стало проведение опроса первокурсников на этапе выбора дисциплин ИОТ для изучения в первом семестре 2022-2023 учебного года. Опрос позволил определить, на основании каких признаков обучающиеся выбирают конкретные дисциплины ИОТ. В таблице 3 представлено ранжирование приоритетных признаков выбора ИОТ на основе опроса обучающихся 1 курса ИЭУ.
Таблица 3 - Результаты опроса студентов ИЭУ по признакам выбора дисциплин ИОТ
Содержательный признак Организационный признак
1. Комбинация разных блоков дисциплин ИОТ под конкретную цель (развить определенные навыки, освоить несколько языков и т. д.) 1. Записываться на дисциплины ИОТ конкретных преподавателей
2. При желании углубить специализацию выбираются дисциплины ИОТ, близкие к основному профилю 2. Выбирать командой: записываться на дисциплины ИОТ вместе с друзьями
3. Выбираются разные, не связанные друг с другом дисциплины ИОТ, чтобы попробовать себя в разных направлениях 3. Выбирать дисциплины ИОТ по месту в расписании или по наличию свободных мест на их изучение
Оценить качество процесса формирования индивидуальной образовательной траектории можно по анализу вовлеченности студенческой аудитории, а также по образовательным результатам и достижениям в виде творческих портфолио или личного профиля компетенций обучающихся. В реализации ИОТ в 2021-2022 учебном году приняли участие 86 % обучающихся по программам бакалавриата и 68 % обучающихся по программам магистратуры, в целом по университету - 82 %, в том числе 84 % - студенты очной, 80 % - очно-заочной и 70 % - заочной форм обучения. В таблице 4 представлены дисциплины ИОТ, которые были выбраны наибольшим количеством обучающихся.
Таблица 4 - Востребованность дисциплин ИОТ (кол-во выборов обучающимися)
Бакалавриат / специалитет, очное, 3-й семестр Бакалавриат / специалитет, очное, 4-й семестр Магистратура, очное
Цифровой медиадизайн (240) Английский язык для карьерного роста (240) Биосоциология(100)
Стартап в профессиональной деятельности: тренды и инновационные стратегии цифровой трансформации (240) Стартап в профессиональной деятельности: командообразование и система мотивации (240) Тайм-менеджмент профессиональной карьеры и личностного роста (130)
От видеоигр до аниме: введение в современные исследования медиа (240) Разговорный английский язык в разных социальных контекстах (240) Литература и искусство в эпоху интернета (98)
HR-digital (221) Риторика для эффективного общения (240) Стратегии устойчивого бизнеса(101)
Информационные технологии в профессиональной деятельности (183) Медиаинформационная грамотность (240) Форсайт: теория, методология, исследования (81)
В рамках исследования было проведено анкетирование обучающихся по программам бакалавриата/специалитета и магистратуры, прошедших обучение по следующим дисциплинам ИОТ: «HR-digital» (разработчик - кафедра управления человеческими ресурсами, ИЭУ), «Риторика для эффективного общения» (разработчик - кафедра русской и зарубежной литературы и связей с общественностью, СГИ), «Тайм-менеджмент профессиональной карьеры и личностного роста» (разработчик - кафедра общего и стратегического менеджмента, ИЭУ). При ответе на вопрос «Какие новые результаты обучения Вы получили после освоения дисциплин ИОТ?» были получены следующие варианты ответов:
- новые предметные компетенции;
- новые межпредметные связи;
- самооценку собственных возможностей;
- интерес к новой сфере деятельности;
- коммуникацию с обучающимися других направлений и специальностей.
Очевиден вывод, что дополнительными результатами обучения по ИОТ являются
саморефлексия, самосознание и самоопределение обучающихся.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория - это, во-первых, персональный маршрут, с помощью которого реализуется возможность выбора дисциплин, которые расширяют спектр будущей профессиональной деятельности; во-вторых, индивидуальный учебный план на основе персональных потребностей и предпочтений; в-третьих, возможность выбора дисциплин из дополнительных профессиональных модулей; в-четвертых, шанс получить диплом о дополнительном образовании. Анализ опыта реализации ИОТ позволил выделить следующие особенности и преимущества данной стратегии в Самарском университете:
1) перезачет освоенных дисциплин на дополнительные образовательные программы (ДОП) для получения диплома о дополнительном образовании формирует маркетинговую привлекательность ОПОП ВО для стейкхолдеров образовательного процесса;
2) личностное и профессиональное развитие обучающихся является уникальной ИОТ в университете;
3) обучение в мультипотоках по всем видам нагрузки дисциплин (модулей) системного уровня ИОТ оптимизирует расчет объема поручений и финансового обеспечения;
4) в рамках ДОП ИОТ работодатели и партнеры получают возможность интегрировать собственные программы развития и гранты;
5) профессорско-преподавательский состав активно участвует в реализации ИОТ разных ОПОП ВО через конкурс дисциплин (модулей).
Реализация модели ИОТ позволяет гибко настраивать образовательные программы для достижения целевых показателей Самарского университета, которые представлены в таблице 5
Таблица 5 - Целевые показатели Самарского университета по реализации ИОТ
Целевой показатель Период, год Итого
2021 2022 2023 2024
Количество разработанных дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки в рамках индивидуальной образовательной траектории (шт.) 3 6 9 12 12
Количество разработанных образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры с использованием индивидуальных образовательных траекторий (шт.) 120 150 180 200 200
Доля разработанных образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, нацеленных на формирование цифровых навыков использования и освоения цифровых компетенций в рамках индивидуальной образовательной траектории (%) 25 50 75 90 90
Доля обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, получивших дополнительную квалификацию (%) 0,0 0,3 1,0 1,5 1,5
Выводы. Построение ИОТ в рамках основных профессиональных образовательных программ высшего образования (ОПОП ВО) дает несомненные преимущества студенту, поскольку позволяет реализовать возможность выбора дисциплин, которые расширяют спектр компетенций будущей профессиональной деятельности. Для вуза постоянная работа над дизайном и обновлением содержания образовательных программ - обязательное условие повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг с целью формирования бренда. Для рынка труда - это создание запроса на разноплановых, уникальных по своему профилю специалистов. Университеты, решившиеся на глобальную трансформацию в сторону индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), решают проблему как студентов и выпускников, только начинающих свою профессиональную деятельность, так и работодателей, ищущих молодые кадры с необходимым им набором навыков и знаний. Несмотря на то что элективная система достаточно затратна, сегодня ИОТ рассматривается как неотъемлемый элемент организации учебного процесса вуза. Образовательные результаты при реализации ИОТ определяются комплексом факторов:
- заинтересованностью обучающихся в достижении необходимого образовательного результата;
- готовностью и возможностями профессорско-преподавательского состава удовлетворить образовательные потребности обучающихся;
- ресурсными возможностями образовательной организации (кадровыми, финансовыми, дидактическими, инструментальными).
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова Л. М., Алехина А. В., Устинова О. Н., Ганин Д. Г., Плотникова С. С., Митенкова Л. В. Профессиональное образование в университетах через индивидуальные образовательные траектории // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 3(205). - С. 41-45.
2. Вьюшкина Е. Г., Щербакова О. В. Индивидуальная образовательная траектория: готовим будущее сегодня // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2021. - № 4. - С. 101-111.
3. Гончарова Е. В., Чумичева Р. М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник НГГУ. - 2012. - № 2. - С. 3-11.
4. Йндивидуальные образовательные траектории в университете: ключевые точки внедрения. Опыт ТюмГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://education.forbes.ru/special-projects/iot-main/iot-unmn#rec260625885 (дата обращения: 26.04.2023).
5. Кабанова Л. А., Шкунова А. А. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в вузе // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 339-343.
6. Ковалева Т. М. Группа Self skills как компетентностный язык формирования «онтологической заботы о себе» // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» -развитие личности; становление субъектности; формирование self skills : сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции), 27-28 октября 2020 г. - М. : Ресурс, 2020. - С. 17-23.
7. Лабунская Н. А. Йндивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Йзвестия РГПУ имени А. Й. Герцена. - 2002. - № 2(3): Психолого-педагогические науки. - С. 79-90.
8. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / В. Й. Блинов и др. - М. : Дело, 2020. - 112 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.iprbookshop.ru/ 119151.html (дата обращения: 26.04.2023).
9. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.fgosvo.ru/ (дата обращения: 26.04.2023).
10. Сазонов Б. А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29, № 6. - С. 35-50. - DOI https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50.
11. Степанов С. А. Антропология тьюторства. К вопросу о самонавигации // Человек^и. - 2015. -№ 10. - С. 133-140.
Статья поступила в редакцию 05.05.2023 REFERENCES
1. Volkova L. M., Alekhina A. V., Ustinova O. N., Ganin D. G., Plotnikova S. S., Mitenkova L. V. Profes-sional'noe obrazovanie v universitetah cherez individual'nye obrazovatel'nye traektorii // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. - 2022. - № 3(205). - S. 41-45.
2. V'yushkina E. G., Shcherbakova O. V. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya: gotovim budushchee segodnya // Vestnik PNIPU. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. - 2021. - № 4. - S.101-111.
3. Goncharova E. V., Chumicheva R. M. Organizaciya individual'noj obrazovatel'noj traektorii obucheniya bakalavrov // Vestnik NGGU. - 2012. - № 2. - S. 3-11.
4. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii v universitete: klyuchevye tochki vnedreniya. Opyt TyumGU [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://education.forbes.ru/speciaI-projects/iot-main/iot-unmn#rec260625885 (data obrashcheniya: 26.04.2023).
5. Kabanova L. A., Shkunova A. A. Proektirovanie individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij v vuze // Prob-lemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2018. - № 59-3. - S. 339-343.
6. Kovaleva T. M. Gruppa Self skills kak kompetentnostnyj yazyk formirovaniya «ontologicheskoj zaboty o sebe» // T'yutorstvo v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve: yazyki opisaniya i raboty s «samost'yu» - razvitie lichnosti; stanovIenie sub"ektnosti; formirovanie self skills : sbornik materialov XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (XXV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii), 27-28 oktyabrya 2020 g. - M. : Resurs, 2020. - S. 17-23.
7. Labunskaya N. A. Individual'nyj obrazovatel'nyj marshrut studenta: podhody k raskrytiyu ponyatiya // Izvestiya RGPU imeni A. I. Gercena. - 2002. - № 2(3): Psihologo-pedagogicheskie nauki. - S. 79-90.
8. Pedagogicheskaya koncepciya cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya / V. I. Blinov i dr. -M. : DeIo, 2020. - 112 c. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://www.iprbookshop.ru/119151.html (data obrashcheniya: 26.04.2023).
9. Portal federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://www.fgosvo.ru/ (data obrashcheniya: 26.04.2023).
10. Sazonov B. A. Organizaciya obrazovatel'nogo processa: vozmozhnosti individualizacii obucheniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2020. - T. 29, № 6. - S. 35-50. - DOI https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50.
11. Stepanov S. A. Antropologiya t'yutorstva. K voprosu o samonavigacii // CheIovek.RU. - 2015. - № 10. -S. 133-140.
The article was contributed on May 5, 2023
Сведения об авторах
Соловова Наталья Валентиновна - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами, начальник учебно-методического управления Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева, г. Самара, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3280-3380, [email protected]
Калмыкова Диана Александровна - старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами, начальник отдела автоматизации управления образовательной деятельностью Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева, г. Самара, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3426-7048, [email protected] Суханкина Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева, г. Самара, Россия, https://orcid.org/0000-0003-3816-3801, [email protected]
Author Information
Solovova, Natalia Valentinovna - Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Human Resource Management, Head of Educational and Methodological Department, Samara National Research University, Samara, Russia, https://orcid.org/0000-0002-3280-3380, [email protected]
Kalmykova, Diana Aleksandrovna - Senior Lecturer, Department of Human Resource Management, Head of the Department of Automation of Educational Management, Samara National Research University, Samara, Russia, https://orcid.org/0000-0003-3426-7048, [email protected] Sukhankina, Natalia Vladimirovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Human Resource Management, Samara National Research University, Samara, Russia, https://orcid.org/0000-0003-3816-3801, [email protected]