Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
492
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ДЕТИ / СЕМЬЯ / ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павлова В.С.

Эта статья описывает проблемы, возникающие в процессе осуществления государственной семейной политики. Сегодня семейная политика в регионах России ориентирована на семьи, нуждающиеся в социальной защите и семьях с высоким уровнем дохода. При этом семьи со средним достатком обычно остаются без внимания. В семейной политике необходимо учитывать интересы детей, а также защищать их от негативных факторов. Каждому ребенку необходимо расти в полной семье и иметь возможности для социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION PROBLEMS STATE FAMILY POLICY

This article describes the problems that arise in the process of implementing state family policy. Today, family policy in the regions of Russia is focused on families in need of social protection and high-income families. At the same time, middle-income families are usually ignored. In family policy, it is necessary to take into account the interests of children, as well as protect them from negative factors. Every child needs to grow up in a full family and have opportunities for socialization

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 1

Павлова В.С.

студент 2 курса магистратуры Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д. Ф. Устинова (г. Санкт-Петербург, Россия)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация: эта статья описывает проблемы, возникающие в процессе осуществления государственной семейной политики. Сегодня семейная политика в регионах России ориентирована на семьи, нуждающиеся в социальной защите и семьях с высоким уровнем дохода. При этом семьи со средним достатком обычно остаются без внимания. В семейной политике необходимо учитывать интересы детей, а также защищать их от негативных факторов. Каждому ребенку необходимо расти в полной семье и иметь возможности для социализации.

Ключевые слова: дети, семья, политика, государство, проблемы.

В основе семейной политики лежит политика, которая нацелена на создание благоприятных политических условий, социокультурных и экономических условий для семьи. Она является одной из важнейших социальных функций общества, она обеспечивает связь между семьей, индивидом и государством. Потребность в обеспечении необходимых условий развития института семьи как основа стабильности политической системы общества. На протяжении многих лет индийский философ Рабиндранат Тагор говорил о том, что семья - главная ячейка любого общества и любой цивилизации.

В настоящее время Россия провозгласила идею партнерских отношений, самостоятельности и автономности семьи в принятии решений о своем развитии:

«... экономические, правовые и идеологические меры семейной политики не должны регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию. Предоставляют возможность выбора форм поддержки». Должны осуществляться «партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями и организациями .. .»[1]. Данный подход направлен на признание непреходящей ценности семьи в жизни и развитии человека.

Современная концепция государственной семейной политики в Российской Федерации разработана на период до 2025 года. Предполагается, что данная концепция государственной политики направлена на поддержку не только отдельно взятых семей, но и в целом института семьи. От результативности государственной семейной политики зависит решение целого ряда социальных проблем. Государственная семейная политика ставит перед собой следующие задачи и проблемы: воспроизводство населения, формирование человеческого капитала (трудовые ресурсы страны), который обеспечивает конкурентоспособную экономику. Снижение социальной напряженности, с помощью актуализации у подрастающего поколения семейных ценностей и демонстрации положительного социального опыта жизни семьи. Снижение уровня смертности, повышение уровня рождаемости, регулирование миграции, сохранение духовно-нравственных традиций и так далее [2, ст.248].

Однако в последнее время, когда государство осуществляет государственную семейную политику, происходит переоценка значимости института семьи. Сегодня интерес государства сводится к прагматическим целям: преодолеть депопуляцию, вырастить личность для действий не только в личных интересах и большей степени ради общества.

Для формирования наиболее благоприятных условий для создания молодежью новых ячеек общества, рождения и воспитания детей, необходимо, чтобы человек был уверен в том, что он сможет прокормить себя и свою семью, в том, что, если у него возникнут непреодолимые трудности, государство окажет

ему поддержку. К сожалению, на данном этапе развития нашего государства, очень немногие могут быть уверенны в этом [3].

Государственная семейная политика, регулируется следующими нормативно-правовыми актами: статья 7 Конституции РФ, в которой установлена обязанность государства поддерживать семью, так же Семейный Кодекс РФ, Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №2 273-ФЗ, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. [4].

Много специалистов сегодня убеждены, что Семейный кодекс РФ не соответствует современным потребностям семьи и нынешней реальности. Нередко, когда решаются какие-то вопросы и проблемы, государственные органы власти рассматривают только отдельных членов семьи (родителей или детей), но никак не всю семью в целом. Если в браке есть двое и более детей, их обычно делят между супругами. В дальнейшем дети часто перестают общаться и теряют связь друг с другом.

Развитие семейной политики происходит одновременно с политикой защиты детства. Последняя в свою очередь должна содержать в себе систему психологической и консультативной поддержки семьи, комплекс мер по снижению преждевременного прерывания беременности (обучение школьников пользованию средствами контрацепции и пропаганда целомудренности и скромности среди девушек, пропаганда здорового образа жизни, для того, чтобы не было внутриутробных пороков развития, создание социальных приютов для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (пострадавших от домашнего насилия, или оставшихся без средств к существованию), пропаганду семейных ценностей, обеспечение различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (патронат, усыновление и другое) [5].

С 1.01.2007 был введен Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который включает в себя материнский (семейный) капитал, который оформлялся на второго и последующих детей, рожденных с 2007 по 2025 года. Его можно потратить на улучшение жилищных условий, на накопительную часть будущей пенсии матери, на образование детей. Обналичить законно данный капитал нельзя, что с одной стороны, позволяет защитить данные средства от мошенников, но с другой стороны семья не может потратить эти средства на что-то более важное, например, на оплату лечения ребенка или матери [4].

На сегодняшний день семья является главным объектом семейной политики регионов России. Семья нуждается в социальной защите, а также семьи с проблемами социального характера находятся в зоне риска для общества и государства соответственно. На сегодняшний день семьи, которые состоят из двух и более человек, не входят в поле зрения органов государственного управления. Крайне важно организовать комплексную поддержку каждой семьи, которая поможет не только удовлетворить все потребности каждого члена общества, но и постепенно создать здоровую нацию с крепкими семьями. Это поспособствует развитию регионов страны и региона в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ростовская, Т. К. Семья в системе социальных институтов общества : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева. — 2-е изд., пер.и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 299 с.

2. Жабоева, С.К. Правовое обеспечение семейной политики в современной России / С.К. Жабоева // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2020. — № 6 (46). — С. 359-362.

3. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. - М.: Академия, 2017. - 280 с.

4. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712.

5. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г.» от 14 сентября 1995 г. № 942.

Pavlova V.S.

Baltic State Technical University named after D. F. Ustinov (St. Petersburg, Russia)

IMPLEMENTATION PROBLEMS STATE FAMILY POLICY

Abstract: this article describes the problems that arise in the process of implementing state family policy. Today, family policy in the regions of Russia is focused on families in need of social protection and high-income families. At the same time, middle-income families are usually ignored. In family policy, it is necessary to take into account the interests of children, as well as protect them from negative factors. Every child needs to grow up in a full family and have opportunities for socialization.

Keywords: children, family, politics, state, problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.