ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ Ханжина О.А.
Ханжина Ольга Александровна - студент магистратуры, Высшая школа права, Российского Экономического Университета Г.В. Плеханова,
г. Москва
Аннотация: данная статья структурирована на исследовании концепта предпринимательства и выявлении его видов относительно конкурентных преимуществ, по средствам реализаций инноваций. Чтобы преодолеть этот пробел, нужна комплексная поддержка инновационного предпринимательства. Необходимо помочь компаниям развивать свои нематериальные активы, стимулировать инвестиции в исследования и разработки, а также создавать благоприятную среду для коммерциализации новых идей, что поможет российским предприятиям стать более конкурентоспособными на глобальном уровне. В России необходимо принять специальный закон о государственной инновационной политике. Этот закон должен определить правила взаимодействия между бизнесом, обществом и органами власти, установить, как распределены полномочия между разными уровнями власти в инновационной сфере и так далее. Ключевые слова: предпринимательство, инновации, рынок, предприятие, стратегии, производство, конкуренция.
УДК 340.13
Сегодняшняя ситуация в мире, с ее быстрыми изменениями и растущей конкуренцией, ставит перед Россией серьезную задачу - не отстать в технологическом развитии. Чтобы этого избежать, органы власти на всех уровнях должны активно помогать компаниям, которые занимаются инновациями, и создавать для них благоприятные условия.
Проблемы, с которыми сталкивается Россия в сфере инноваций, имеют глубокие корни.
Во-первых, остаются нерешенными проблемы в инфраструктуре, которые усугубились после мирового финансового кризиса.
Во-вторых, в российской экономике до сих пор преобладают отрасли, которые не могут конкурировать на мировом рынке.
В-третьих, рынки внутри страны также не стимулируют инновации.
В-четвертых, при экспорте инновационной продукции большая часть стоимости создается за рубежом, а не в России.
Государственная инновационная политика на текущий период в России строится на принципе «сверху вниз», то есть государство само определяет направления развития. В идеале, она должна быть более демократичной, когда государство создает условия для того, чтобы люди, общественные организации и политические партии сами активно участвовали в инновационном процессе.
Когда между властью, общественностью и бизнесом есть открытый диалог и взаимопонимание, это говорит о том, что государственная политика действительно демократична.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо пересмотреть подход к принятию решений в области инноваций. Эксперты могут помочь в этом, используя свои знания и творческие способности. Но проблема в том, что те, кто принимают решения, часто не хотят слушать экспертов или же используют их только для того, чтобы "одобрить" уже принятые решения. Чтобы исправить это, необходимо изменить сам принцип принятия решений.
Если говорить о некоммерческих организациях, то в процесс формирования государственной инновационной политики включены, например, Общероссийский народный фронт (с проектом "Центр мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития") и Общественная палата РФ. Однако в целом политические организации, которые не связаны с партиями, не участвуют в инновационной деятельности.
В России участвует много разных групп в формировании государственной инновационной политики государство, партии, бизнес, ученые, общественные организации. Создана система государственных органов, которые отвечают за инновации. То есть, формально структура для развития инноваций есть. Однако существующая система имеет недостатки. Главная проблема - взаимодействие между разными участниками процесса. Отсутствует четкое понимание того, как работать вместе, как общаться и строить партнерские отношения.
Одна из причин этого - исторические и культурные факторы. Кроме того, законодательство в сфере инноваций недостаточно проработанное неясно, как именно должна развиваться государственная инновационная политика, многие стратегические документы остаются на уровне деклараций, и нет четкого механизма взаимодействия между государственными и частными компаниями.
В итоге, несмотря на существующую систему и структуру, переход российской экономики на новый уровень инновационного развития происходит очень медленно. С трудом назвать хотя бы несколько
российских инновационных компаний мирового уровня, за исключением разработчиков программных продуктов. В большей степени это связано с тем, что реальная заинтересованность в инновациях не так велика, как кажется. Кроме того, не создана благоприятная социально-политическая среда, в которой инновации могли бы процветать.
Чтобы изменить ситуацию с инновациями в России, необходимо сделать ряд шагов:
- пересмотреть законы, которые регулируют инновационную сферу;
- включить в процесс разработки и реализации государственной инновационной политики больше участников не только государственные органы, но и представителей бизнеса, науки, общественных организаций;
- создать условия для развития инноваций, чтобы все предприятия, от крупных до малых и средних, были заинтересованы в их внедрении.
В России необходимо принять специальный закон о государственной инновационной политике. Этот закон должен определить правила взаимодействия между бизнесом, обществом и органами власти, установить, как распределены полномочия между разными уровнями власти в инновационной сфере и так далее.
Также необходимо разработать механизмы государственной поддержки инноваций на всех уровнях. Чтобы ускорить процесс внедрения инноваций и устранить неясности в информационном обеспечении, необходимо использовать два способа регулирования:
- ввести норму о прекращении действия закона через определенный срок;
- провести эксперимент с новым законом.
Эксперименты с законами позволяют проверить новые правила в небольших масштабах, узнать, как на них реагирует рынок, и улучшить законодательство по мере поступления новой информации. И то, и другое позволяет сделать законодательство более гибким и подходящим для внедрения инноваций, не теряя при этом ответственности и стабильности.
Государство работает над тем, чтобы создать благоприятные условия для развития малого инновационного бизнеса, что должно привести к тому, что продукция, которую производят малые инновационные предприятия, станет более конкурентоспособной.
Для этого необходимо закрепить в федеральном законодательстве права гражданских организаций на осуществление общественного контроля инновационной политики государства. Хотя отсутствие отдельного закона о регулировании инноваций не препятствует общественному контролю, это затрудняет взаимодействие между гражданским обществом и органами власти, так как не определены конкретные права и полномочия государственных органов в этой сфере.
Для того, чтобы общество и государство работали над инновациями сообща, необходимо создать доверие. Люди должны верить, что их мнение реально влияет на решения. А государство, в свою очередь, должно гарантировать, что результаты общественного контроля будут учитываться, вне зависимости от формы контроля. Одним из способов активизировать граждан в этом процессе - вовлечь их в работу общественных советов, которые действуют при органах власти.
Список литературы
1. Дынкин А.А. Предпринимательство в конце XX века. - М., 1992.
2. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. - М., 1982.
3. Валента Ф. Управление инновациями. - М.: Прогресс, 1989.
4. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. - М.: ИНФРА, 2008.
5. Пиннинго И.П. Новая технология как организационное нововведение //Новая технология и орга-низационные структуры. - М.: Экономика, 1990