ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ)
М.В. БЕЛОУСОВА,
начальник методического отдела ЗАО «ВКЯ-Интерком-Аудит»
С1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Отметим, что до этого времени действовал Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ), который утратит силу с момента начала действия Закона № 209-ФЗ.
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с новым законом претерпело некоторые изменения. Так, согласно ст. 4 Закона № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юридические и физические лица, внесенные в соответствующий государственный реестр, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) , благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвес-
тиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек.
Но это еще не все. Законодатель вводит новый дополнительный критерий отнесения лица к малому и среднему предпринимательству, а именно: выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Это предельное значение будет устанавливаться один раз в 5 лет.
Для изменения категории лицу необходимо либо превышать, либо занижать предельные значения, установленные ст. 4 Закона № 209-ФЗ, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Новым законом определены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Согласно ст. 6 Закона № 209-ФЗ «государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, инфор-
мационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом».
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
— развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
— обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
— обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
— оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
— увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
— обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
— увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
— увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
— разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
— ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого
и среднего предпринимательства;
— участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
— обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
Законом № 209-ФЗ более детально регламентированы меры, принимаемые в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, к которым, в частности, относятся:
— специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
— упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
— упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
— льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
— особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
— меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
— меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
— меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
— иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Закона № 209-ФЗ меры.
Полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства четко разграничены. Определены условия взаимодействия органов государственной власти в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Законом № 209-ФЗ предусмотрено право некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, создавать при федеральных органах исполнительной власти, наделенных отдельными полномочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 3 ст. 13 Закона № 209-ФЗ предусмотрены цели создания координационных или совещательных органов:
— привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
— выдвижение и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
— проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
— выработка рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;
— привлечение граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.
В новом законе более детально определены основания отказа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, согласно п. 3 ст. 14 Закона № 209-ФЗ поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:
— являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
— являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
— осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
— являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
В финансовой поддержке будет отказано тем субъектам малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Также в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:
— не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;
— не выполнены условия оказания поддержки;
— ранее в отношении заявителя — субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
— с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Законом № 209-ФЗ введено новое понятие «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», обозначающее систему коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации
федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
Инфраструктура включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.
Законом № 209-ФЗ определены следующие виды государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
— финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 17 Закона № 29-ФЗ);
— имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 18 Закона № 209-ФЗ);
— информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 19 Закона № 209-ФЗ);
— консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 20 Закона № 209-ФЗ);
— поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (ст. 21 Закона № 209-ФЗ);
— поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (ст. 22 Закона № 209-ФЗ);
— поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности (ст. 23 Закона № 209-ФЗ);
— поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ст. 24 Закона № 209-ФЗ);
— поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25 Закона № 209-ФЗ).
Данные виды поддержки образуют инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Новым законом предусмотрено право субъектов Российской Федерации оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Важной гарантий для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в качестве таковых до дня вступления в силу комментируемого закона, но не отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным Законом № 209-ФЗ, является сохранение предоставленного им права на получение ранее оказанной поддержки в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 209-ФЗ.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И —д ИНФОРМАЦИОННО- LJIЧ И"1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ СБОРНИК ''ВДИ1
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
• Финансово-инвестиционная деятельное
I (1) январь 2008
ВНИМАНИЕ, НОВИНКА!!!
C января 2008 г. выходит новый ежемесячный журнал (сборник) Издательского дома «Финансы и Кредит»
«ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ».
Подписные индексы: по каталогу агентства «Роспечать» - 80628; по каталогу агентства «Пресса России» - 44368.
Подписаться можно в редакции: тел. (495) 621-91-90, 621-69-49, e-mail: [email protected]