Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ" НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ" НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
124
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФИЛИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Москвичева М.Г., Сафина Е.Р.

Введение. Цель исследования - определить ведущие и наименее представленные на сайте Федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» профили медицинских услуг для формирования предложении по развитию медицинского туризма в Челябинской области.Материалы и методы. Исследование выполнено на основе эмпирических и теоретических методов изучения сайта Федерального проекта и информации Координирующего центра по развитию медицинского туризма, размещенных на сайтах Минздрава России и ЦНИИОИЗ. Использованы статистический метод и метод анкетирования.Результаты и обсуждение. Факторами, влияющими на выбор медицинскои организации, являются: наличие информации о медицинскои организации в свободном доступе, транспортная доступность, укомплектованность больниц оборудованием, уровень профессиональной подготовки врачей , качество обслуживания и безопасность пациентов в медицинских организациях, стоимость медицинских услуг. Ведущие направления медицинского туризма для взрослои категории пациентов: акушерство и гинекология, неврология и нейрохирургия, травматология и ортопедия. Рейтинг профилей медицинских услуг для детской возрастной категории иностранных туристов: педиатрия, реабилитация, офтальмология, неврология, оториноларингология и стоматология. Основные факторы, мотивирующие руководителей медицинских организации участвовать в Федеральном проекте: привлечение дополнительных денежных средств, развитие управления системы качества и получение сертификата JSI, повышение имиджа медицинской организации в рамках медицинского туризма. Причины, препятствующие участию в проекте: отсутствие целевого финансирования, проблемы взаимодействия с организаторами проекта, ведение и оформление разрешительной документации по медицинскому туризму, условия пандемии.Заключение. Условием эффективной реализации Федерального проекта в Челябинской области является создание Регионального Координирующего центра, который будет организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие медицинского туризма в регионе и на продвижение услуг медицинских организации Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Москвичева М.Г., Сафина Е.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE FEDERAL PROJECT "DEVELOPMENT OF EXPORT OF MEDICAL SERVICES" AT THE REGIONAL LEVEL

Introduction. The purpose of the study is to determine the leading and least represented on the website of the Federal project "Development of exports of medical services" (Federal project) profiles of medical services for the formation of proposals for the development of medical tourism in the Chelyabinsk region.Materials and methods The study is based on empirical and theoretical methods of studying the website of the Federal Project and the information of the Coordinating Center for Medical Tourism Development placed on the websites of the Ministry of Health of Russia and Central Research Institute of Health Organization and Informatization. Statistical method and questionnaire survey method were used.Results and Discussion Factors influencing the choice of medical organization are: availability of information about the medical organization in free access, transport accessibility, staffing of hospitals with equipment, level of professional training of doctors, quality of service and patient safety in medical organizations, the cost of medical services. Leading areas of medical tourism for adult patients: obstetrics and gynecology, neurology and neurosurgery, traumatology and orthopedics. Rating of medical services profiles for children's age category of foreign tourists: pediatrics, rehabilitation, ophthalmology, neurology, otorhinolaryngology and dentistry. The main factors motivating managers of medical organizations to participate in the Federal project: attracting additional funds, development of quality system management and obtaining a JSI certificate, improving the image of the medical organization in the framework of medical tourism. Reasons that hinder participation in the project: lack of targeted funding, problems of interaction with the project organizers, maintenance and processing of permits for medical tourism, pandemic conditions.Conclusion The condition for effective implementation of the Federal project in the Chelyabinsk region is to create a Regional Coordinating Center, which will organize and carry out activities aimed at the development of medical tourism in the region and the promotion of medical organizations in the Chelyabinsk region.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ" НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

Уральский медицинский журнал. 2022. Т. 21, № 6. С. 95-101. Ural medical journal. 2022; Vol. 21, no 6. P. 95-101.

Научная статья УДК 338.484.6:614.2

doi:10.52420/2071-5943-2022-21-6- 95-101.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ» НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Марина Геннадьевна Москвичева1, Евгения Рашидовна Сафина2

1 Южно-Уральскии государственныи медицинскии университет, Челябинск, Россия

2 АМД Лаборатории, Челябинск, Россия

1 moskvichevamg@mail.ru

2 ewgeniasaf@mail.ru

Аннотация

Введение. Цель исследования - определить ведущие и наименее представленные на сайте Федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» профили медицинских услуг для формирования предложении по развитию медицинского туризма в Челябинскои области. Материалы и методы. Исследование выполнено на основе эмпирических и теоретических методов изучения сайга Федерального проекта и информации Координирующего центра по развитию медицинского туризма, размещенных на саитах Минздрава России и ЦНИИОИЗ. Использованы статистическии метод и метод анкетирования. Результаты и обсуждение. Факторами, влияющими на выбор медицинскои организации, являются: наличие информации о медицинскои организации в свободном доступе, транспортная доступность, укомплектованность больниц оборудованием, уровень профессиональнои подготовки врачеи, качество обслуживания и безопасность пациентов в медицинских организациях, стоимость медицинских услуг. Ведущие направления медицинского туризма для взрослои категории пациентов: акушерство и гинекология, неврология и неирохирургия, травматология и ортопедия. Реитинг профилеи медицинских услуг для детскои возрастнои категории иностранных туристов: педиатрия, реабилитация, офтальмология, неврология, оториноларингология и стоматология. Основные факторы, мотивирующие руководителеи медицинских организации участвовать в Федеральном проекте: привлечение дополнительных денежных средств, развитие управления системы качества и получение сертификата ^1, повышение имиджа медицинскои организации в рамках медицинского туризма. Причины, препятствующие участию в проекте: отсутствие целевого финансирования, проблемы взаимодеиствия с организаторами проекта, ведение и оформление разрешительнои документации по медицинскому туризму, условия пандемии. Заключение. Условием эффективнои реализации Федерального проекта в Челябинскои области является создание Регионального Координирующего центра, которыи будет организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие медицинского туризма в регионе и на продвижение услуг медицинских организации Челябинскои области.

Ключевые слова: медицинскии туризм, медицинские организации, профили медицинскои помощи, Федеральныи проект

Для цитирования: Москвичева М.Г., Сафина Е.Р. Проблемы реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» на региональном уровне. Уральскии медицинскии журнал. 2022;21(6): 95-101. http://doi.org/10.52420/2071-5943-2022-21-6- 95-101.

@ Москвичева М.Г., Сафина Е.Р @ Moskvicheva M.G., Safina E.R.

Original article

PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE FEDERAL PROJECT "DEVELOPMENT OF EXPORT OF MEDICAL SERVICES" AT THE REGIONAL LEVEL

Marina G. Moskvicheva1, Evgenija R. Safina2

1 South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russia

2 AMD Laboratories, Chelyabinsk, Russia

1 moskvichevamg@mail.ru

2 ewgeniasaf@mail.ru

Abstract

Introduction. The purpose of the study is to determine the leading and least represented on the website of the Federal project "Development of exports of medical services" (Federal project) profiles of medical services for the formation of proposals for the development of medical tourism in the Chelyabinsk region. Materials and methods The study is based on empirical and theoretical methods of studying the website of the Federal Project and the information of the Coordinating Center for Medical Tourism Development placed on the websites of the Ministry of Health of Russia and Central Research Institute of Health Organization and Informatization. Statistical method and questionnaire survey method were used. Results and Discussion Factors influencing the choice of medical organization are: availability of information about the medical organization in free access, transport accessibility, staffing of hospitals with equipment, level of professional training of doctors, quality of service and patient safety in medical organizations, the cost of medical services. Leading areas of medical tourism for adult patients: obstetrics and gynecology, neurology and neurosurgery, traumatology and orthopedics. Rating of medical services profiles for children's age category of foreign tourists: pediatrics, rehabilitation, ophthalmology, neurology, otorhinolaryngology and dentistry. The main factors motivating managers of medical organizations to participate in the Federal project: attracting additional funds, development of quality system management and obtaining a JSI certificate, improving the image of the medical organization in the framework of medical tourism. Reasons that hinder participation in the project: lack of targeted funding, problems of interaction with the project organizers, maintenance and processing of permits for medical tourism, pandemic conditions. Conclusion The condition for effective implementation of the Federal project in the Chelyabinsk region is to create a Regional Coordinating Center, which will organize and carry out activities aimed at the development of medical tourism in the region and the promotion of medical organizations in the Chelyabinsk region. Keywords: medical tourism, medical organizations, medical care profiles, federal project

For citation: Moskvicheva M.G., Safina E.R. Problems of implementing the federal project "Development

of export of medical services" at the regional level. Ural medical journal. 2022;21(6): 95-101. (In Russ.). http://doi.org/10.52420/2071-5943-2022-21-6- 95-101.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из направлений национального проекта «Здравоохранение» является развитие медицинского туризма. С 1 января 2019 г. на территории РФ начал действовать Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» (Федеральный проект). Благодаря участию медицинских организаций в проекте министерство планирует увеличить экспорт медицинских услуг до 1 млрд $ к 2024 году [1].

Чтобы достичь этой цели, необходимо привлечь иностранных туристов для получения платных медицинских услуг на территории РФ. В связи с этим разработан комплекс мер по развитию медицинского туризма. Он включает: маркетинговые стратегии развития, анализ конкурентных преимуществ российского рынка медицинских услуг, способы продвижения экспорта медицинских услуг, мотивацию медицинских организаций для участия в проекте, мониторинг услуг, ценообразование и другое [1].

Список государственных, муниципальных и частных медицинских организаций, направлений их деятельности представлен на сайте Федерального проекта. Помимо этого на сайте можно получить информационную поддержку и онлайн-со-

провождение тура на родном языке, решить вопрос с получением российской электронной визы. Для медицинских организаций, участвующих в проекте или только желающих участвовать, на сайте содержатся данные об оформлении сотрудничества и размещении информации о медицинской организации на портале, рекомендации по оформлению приглашения для иностранных туристов и инструкция по подаче списка иностранных туристов для пересечения границы с целью получения медицинской помощи. Все это способствует повышению информированности иностранных граждан о медицинских услугах, которые они могут получить на территории РФ, и медицинских организаций, которые желают участвовать в Федеральном проекте.

Цель исследования - определить ведущие и наименее представленные на сайте Федерального проекта профили медицинских услуг для формирования предложений по развитию медицинского туризма в Челябинской области.

Мониторинг организаций, участвующих в программе медицинского туризма, поможет понять, какие медицинские услуги и в каком количестве предлагают участники программы на сайте Федерального проекта.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выполнить статистический анализ медицинских организаций - участников Федерального проекта.

2. Провести ранжирование медицинских профилей, которые представлены на сайте Федерального проекта. Выявить наименее представленные медицинские направления.

3. Проанализировать возможности медицинских организаций Челябинской области в части предоставления медицинской помощи для иностранных граждан.

4. Провести анализ анкетирования руководителей медицинских организаций Челябинской области.

5. Разработать предложения, направленные на развитие медицинского туризма в Челябинской области для реализации Федерального проекта.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Путем эмпирического метода изучения материала (изучение источников информации) и теоретических методов (анализ, синтез информации) были изучены нормативно-правовая база, цели и задачи, мероприятия и меры по привлечению иностранных граждан, условия участия медицинских организаций в Федеральном проекте.

Материалами исследования явились данные Координирующего центра по развитию медицинского туризма, размещенные на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации и сайте Центрального научно-исследовательского института организации информатизации здравоохранения.

Статистические методы позволили получить количественные данные в процентном соотношении представленных медицинских профилей на сайте Федерального проекта.

С помощью специально разработанной анкеты с 1 по 28 февраля 2022 г. был проведен опрос среди руководителей медицинских организаций Челябинской области. На вопросы анкеты ответили 12 главных врачей частных, муниципальных и государственных медицинских организаций. Результаты анкетирования позволили выявить заинтересованность медицинских организаций в участии в Федеральном проекте.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение нормативно-правовой базы Федерального проекта позволило установить, что материала и информационных источников для эффективной реализации регионального компонента недостаточно. Это происходит по нескольким причинам:

- Статистические данные о предоставляемых услугах и количестве иностранных пациентов сложно получить в открытом доступе.

- Не работает механизм отслеживания числа иностранных пациентов, поступающих в частные медицинские организации Челябинской области.

- Низкая осведомленность руководителей медицинских организаций о Федеральном проекте связана с отсутствием предоставлении информации. Например, не все руководители медицинских организаций знают, что согласно распоряжению Правительства РФ №737-р от 23 марта 2021 г. все сведения об иностранных гражданах, которые об-

ращаются за лечением на территории РФ, необходимо заносить на «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

- Отсутствие сертификата качества у медицинских организаций тормозит их развитие в данном направлении.

На сайте Федерального проекта представлен список 117 медицинских организаций, из них 44 (37,6 %) - государственных, 49 (41,9 %) - муниципальных и 24 (20,5 %) - частных.

Для экономики России важно и значимо участие и государственных, и муниципальных, и частных медицинских организаций в Федеральном проекте.

Утверждать однозначно, участие каких медицинских организаций (частных, муниципальных или федеральных) несет больше финансовой пользы для государства, нельзя. И в том, и другом случае организации платят налоги на прибыль. А их объем напрямую зависит от выручки организации. При этом выбор клиники всегда остается за иностранным туристом, желающим получить необходимую медицинскую помощь [2-6].

Выбор медицинской организации во многом зависит от наличия информации о медицинской организации в свободном доступе, транспортной доступности, укомплектованности больниц оборудованием, уровня профессиональной подготовки врачей, качества обслуживания и безопасности пациентов в медицинских организациях, а также стоимости медицинских услуг [7, 8].

Свои коррективы в развитие медицинского туризма в России внесла пандемия коронавирусной инфекции. В условиях пандемии многие страны были вынуждены закрыть границы и прекратить авиасообщения, что отрицательно сказалось на передвижении пациентов и возможности получить медицинские услуги в других странах. И все чаще для получения медицинской помощи иностранцы выбирают Россию.

Перегруженность и перепрофилирование государственных медицинских организаций для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией привели к востребованности услуг частных медицинских организаций. По данным ЦНИИОИЗ, доля выручки от обращений иностранных граждан в частные медицинские организации увеличилось с 6 % в 2019 г. до 20 % в 2020 г. [8].

Важным показателем качества медицинской помощи для иностранных туристов является наличие у медицинской организации сертификата Joint Commission International (JCI), который получают клиники по результатам аудита соответствия современным требованиям качества и безопасности клинической деятельности. В России этим сертификатом владеют всего пять клиник, из которых только одна государственная. Рассматривается вопрос выделения с 2022 г. субсидий из федерального бюджета на компенсацию расходов медицинских организаций при прохождении сертификации «Качество и безопасность медицинской деятельности» и аккредитации на соответствие стандартам Объединенной международной комиссии (Joint Commission International) [8, 9, 10].

В Федеральном проекте участвует 117 медицинских организаций, но отмечается выраженная неравномерность предоставления отдельных ме-

7,0% 6,9%

I5'8% 5,4% 5,3% 5,3% 51% . г (1/ л cn,

¡мл 4,6% 4,5% 4,4% 4,3% 4,3% 4,24

И I I I I I I I I I I

f J- J* > J> J> J J'

/ ///// У */ ' « у

^ сГ <* У /

Г

Jt

Рис. 1. Ранжирование медицинских услуг, предоставляемых медицинскими организациями для взрослой

возрастной категории (в % соотношении)

22,4%

8,4% 8,4% 7 5% с с

/о б;5о/о 6j5o/d 57% 57%

i i i I I I I

,</ у

3,7% 3,7% 3,7% 3,7%

у

' * ** / /

Л

Рис. 2. Ранжирование медицинских услуг, предоставляемых медицинскими организациями для детской возрастной категории (в % соотношении)

дицинских услуг по регионам. Медицинские организации, способные оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь по большему перечню профилей, в основном расположены в Москве и Санкт-Петербурге [11, 12]. В этих центрах работают высококвалифицированные сотрудники, установлено современное медицинское оборудование. В плане транспортной доступности эти города также находятся в приоритете для иностранных граждан [13, 14, 15].

Маркетинговое исследование российского экспорта медицинских услуг показало, что объем средств за оказанные медицинские услуги в 2019 г. в Москве составил 21 %, в Московской области -11,4 %, в Санкт-Петербурге - 11,1 % от общего объема вырученных средств [8].

Неравномерность обеспечения иностранных граждан качественными медицинскими услугами в различных регионах будет существовать всегда. Но не стоит упускать из виду конкурентные преимущества медицинских услуг в других субъектах РФ. Региональные медицинские организации способны оказать квалифицированную помощь по различным медицинским направлениям, причем за более низкую стоимость [16, 17, 18, 19].

По результатам анализа сайта Федерального проекта сформирован рейтинг профилей медицинской помощи, предоставляемых медицински-

ми организациями, участвующими в проекте.

Ведущими направлениями медицинского туризма для взрослой категории пациентов в организациях здравоохранения являются акушерство и гинекология (7 %), неврология и нейрохирургия (6,9 %), травматология и ортопедия (5,8 %). Примерно одинаково высокие показатели имеют кардиология и кардиохирургия (5,3 %), офтальмология (5,4 %), реабилитация (5,3 %) (рис. 1).

Наименьшее количество медицинских организаций РФ, участвующих в Федеральном проекте, предлагают услуги по профилям: трансплантология (0,6 %), фтизиатрия (0,8 %), комбустиология (1 %), физиотерапия (1,4 %), челюстно-лицевая хирургия (1,4 %), косметология (2,7 %) и ревматологии (2,9 %). Такие показатели можно объяснить и наименьшей востребованностью данных профилей среди иностранных туристов.

Количество детских медицинских организаций, участвующих в медицинском туризме, в восемь раз меньше, чем взрослых. Такая ситуация является закономерной, поскольку медицинская помощь иностранным гражданам детской возрастной категории требуется гораздо реже, чем взрослой категории.

Первые места в рейтинге профилей медицинских услуг, предлагаемых детской возрастной категории иностранных туристов, занимают: педиа-

трия (22,4 %), реабилитация (8,4 %), офтальмология (8,4 %), неврология (7,5 %), оториноларингология и стоматология (6,5 %) (рис. 2).

В настоящее время в Челябинской области в Федеральном проекте участвуют всего три медицинские организации: ЧУЗ КБ «РЖД-Медицина», ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница», Центр реабилитации АО «Клиника Вся Медицина». Но возможности системы здравоохранения региона позволяют осуществлять более широкий спектр услуг в рамках медицинского туризма.

С целью изучения мотивирующих и демотиви-рующих факторов было проведено анкетирование руководителей медицинских организаций Челябинской области.

Участие в анкетировании приняли руководители 12 медицинских организаций г. Челябинска.

Все 100 % опрошенных респондентов готовы к дополнительным финансовым расходам для продвижения предлагаемых услуг в рамках медицинского туризма.

Главной причиной отсутствия медицинских организаций в числе участников Федерального проекта является отсутствие информации о реализуемом проекте. У семи (57,1 %) опрошенных руководителей нет понимания, что это за проект, как он реализуется и для чего. Три руководителя (28,6 %) назвали главной причиной несоответствие медицинской организации требованиям Федерального проекта. Два руководителя медицинских организаций (14,3 %) испытывают трудности в размещении информации об организации на сайте Федерального проекта.

Основным фактором, мотивирующим руководителей медицинских организаций стать участниками Федерального проекта, является привлечение дополнительного финансирования за счет иностранных туристов.

Следующими по значимости мотивирующими факторами участия в Федеральном проекте являются развитие управления системы качества и получение сертификата ^1, а также повышение имиджа медицинской организации в рамках медицинского туризма.

Наименее значимыми мотивирующими факторами участия явились возможность продвижения медицинской организации на рынке медицинских услуг и развитие новых медицинских технологий.

Основными препятствиями для участия медицинских организаций в Федеральном проекте, по мнению руководителей медицинских организаций, являются внешние факторы: отсутствие целевого финансирования на продвижение региона в рамках реализации Федерального проекта, проблемы взаимодействия с организаторами проекта, ведение и оформление разрешительной документации по медицинскому туризму, условия пандемии.

ОБСУЖДЕНИЕ

Медицинский туризм в России развивается быстрыми темпами. Показателями этого являются рост предложений медицинских услуг для иностранных граждан, увеличение объема экспорта медицинских услуг, создание и развитие единого

портала для зарубежных медицинских туристов. Согласно докладу об исполнении региональной составляющей Федерального проекта, в Челябинской области в 2020 году было пролечено 86 644 иностранных граждан. А всего за 9 месяцев 2021 года число иностранцев составило 135 424 чел. На сайте Федерального проекта иностранные граждане могут выбрать необходимое медицинское направление, медицинскую организацию, получить информационную поддержку и онлайн-сопрово-ждение тура на родном языке, решить вопрос с получением российской электронной визы и др. [1]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно статистическому анализу сайта Федерального проекта ведущими медицинскими профилями в рамках медицинского туризма для взрослой категории граждан являются: акушерство и гинекология, неврология и нейрохирургия, травматология, кардиология и кардиохирургия, офтальмология, реабилитация. В то время как самыми востребованными для иностранных туристов, согласно результатам экспертного опроса 2020 г., являются кардиология и кардиохирургия, акушерство и гинекология, пластическая хирургия и онкология [4].

Медицинскую помощь в рамках проекта медицинские организации Челябинской области готовы оказать по следующим направлениям: урология, стоматология, отоларингология, офтальмология, эндокринология, акушерство и гинекология, онкология, пластическая хирургия и травматология. Также медицинские организации способны оказать медицинскую помощь иностранным туристам и по направлениям с низким уровнем предложения: комбустиология, физиотерапия, че-люстно-лицевая хирургия, косметология, ревматология и иммунология.

Чтобы участвовать в Федеральном проекте и разместить информацию о медицинских услугах на сайте проекта, медицинским организациям Челябинской области необходимо заполнить соглашение о взаимодействии в сфере развития экспорта медицинских услуг [1].

Медицинские организации Челябинской области обладают следующими конкурентными преимуществами в предоставлении медицинских услуг иностранным гражданам:

1. Транспортная доступность и удобная логистика. В Челябинске существуют прямые рейсы для авиаперелетов, развито железнодорожное сообщение.

2. Огромное количество предприятий увеличивает приток иностранных туристов по рабочей визе.

3. В числе потенциальных медицинских туристов - родственники жителей города.

4. Конкурентные цены на качественную медицинскую помощь в сравнении не только с зарубежными клиниками, но и с медицинскими центрами Москвы, Санкт-Петербурга.

5. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи.

6. Возможность получения эксклюзивных медицинских услуг.

Так, Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины признан одним из ведущих в стране. Также Челябинская область входит в десятку регионов, где проводят операции по пересадке сердца и внутриутробные операции.

Стимулировать развитие экспорта медицинских услуг в Челябинской области возможно при правильно построенной маркетинговой политике, развитии информационного обеспечения и создании уникального продукта, которого нет на других территориях РФ. Данный продукт должен включать высокое качество услуг организаций здравоохранения, создание комфортных условий для получения медицинских услуг, регулярное обучение и повышение профессионализма медицинского персонала, участие в научной медицинской деятельности, заинтересованность в получении сертификата ]С1 [19, 20].

По результатам проведенного исследования возможным и необходимым условием для развития медицинского туризма в Челябинской области является создание Регионального Координирующего центра, который будет оказывать помощь медицинским организациям, участвующим в Федеральном проекте, и расширять возможности региона в рамках медицинского туризма.

Работа Координирующего центра должна вестись в следующих направлениях:

1. Взаимодействие с органами государственной власти Челябинской области, министерствами, общественными организациями.

2. Информирование частных и государственных медицинских организаций Челябинской области о возможностях и условиях участия в Федеральном проекте.

3. Взаимодействие с представителями иностранных организаций по вопросам оказания медицинской помощи гражданам их страны.

4. Создание свода правил, требований, условий оказания медицинской помощи иностранным гражданам в Челябинской области.

5. Организация и проведение обучающих лекций и вебинаров, тематических выставок, конференций, мероприятий по обмену опытом, маркетингу и продвижению медицинских организаций - участников Федерального проекта.

6. Обеспечение тесного взаимодействия представителей туристических фирм, гостиничных предприятий, медицинских организаций и страховых компаний, а также взаимодействие с организациями и предприятиями, работающими с иностранными гражданами, которые являются потенциальными медицинскими туристами.

7. Создание медицинского кластера, который включает инфраструктуру для размещения иностранных туристов, обратившихся за медицинской помощью в медицинские организации Челябинской области.

8. Проведение качественного и количественного анализа для ведения учета проданных медицинских услуг, количества обратившихся иностранных граждан в медицинские организации Челябинской области, удовлетворенности качеством оказанных услуг. Это позволит получить на-

дежные статистические данные о развитии медицинского туризма в Челябинской области.

9. Сопровождение и оказание необходимой помощи иностранным гражданам на всех этапах получения медицинских услуг в Челябинской области.

Стоит учесть, что создание Регионального Координирующего центра для работы области в направлении медицинского туризма возможно только при финансовой поддержке государства, личной заинтересованности руководителей медицинских организаций в участии в Федеральном проекте и юридической поддержке.

Развитие медицинского туризма путем создания Координирующего центра позволит достичь следующих результатов:

Челябинская область станет одним из лучших регионов по оказанию медицинской помощи иностранным гражданам. Повысится авторитет и конкурентоспособность здравоохранения Челябинской области.

- Медицинский туризм привлечет дополнительные финансовые ресурсы в систему здравоохранения Челябинской области.

- Увеличится число медицинских организаций, желающих участвовать в Федеральном проекте.

Все это позволит достигнуть задач, поставленных в Указе Президента РФ В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 о четырехкратном увеличении объема экспорта медицинских услуг к 2023 году.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам анализа сайта Федерального проекта «Экспорт медицинских услуг» сформирован рейтинг профилей медицинской помощи.

Ведущими направлениями медицинского туризма для взрослой категории пациентов в организациях здравоохранения являются акушерство и гинекология, неврология и нейрохирургия, травматология. Примерно одинаково высокие показатели имеют кардиология и кардиохирургия, офтальмология, реабилитация.

Наименьшее количество медицинских организаций РФ, участвующих в Федеральном проекте, предлагают услуги по профилям: трансплантология, фтизиатрия, комбустиология, физиотерапия, челюст-но-лицевая хирургия, косметология и ревматология.

Первые места в рейтинге профилей медицинских услуг, предлагаемых детской возрастной категории иностранных туристов, занимают педиатрия, реабилитация, офтальмология, неврология, оториноларингология и стоматология.

Условием эффективной реализации Федерального проекта в Челябинской области является создание Регионального Координирующего центра, который будет организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие медицинского туризма в регионе и на продвижение услуг медицинских организаций Челябинской области.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Сайт Федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» URL: https://russiamedtravel.ru (дата обращения: 22.09.2022).

2. Городкова С.А., Ватлина Л.В., Боркова Е.А., Никифоров А.А. Мониторинг экономического состояния региона на пути инновационного развития России: коллективная монография в 2 ч. Ч. 1. Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2015. 200 с.

3. Горошко Н.В., Пацала С.В. Россия на мировом рынке медицинского туризма. Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ 2018;1:11.

4. Маркетинг в медицинском туризме: монография / В.Г. Климин, Ю.А. Мальцева, А.Н. Дайхес с соавт. М.: Комментарий, 2020. С. 80-85.

5. Проблемы развития медицинского туризма России / Е.И. Аксенова, Г.Д. Петрова // Труды научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента: сб. науч. тр. Москва, 2019. С. 6-8.

6. Левченко Т.П., Ралко К.Г. Проблемы и перспективы развития медицинского туризма. Вестник Национальной академии туризма. 2020;1(53):17-19.

7. Гельман В.Я. Анализ особенностей международного туризма в Российской Федерации. Вестник Национальной академии туризма. 2014;1(29):24-27.

8. Марков Д.И. Экспорт медицинских услуг: как повысить конкурентоспособность организаций российского здравоохранения. Здоровье мегаполиса. 2021;2(2):6-14.

9. Концепция развития медицинского туризма в Свердловской области. Региональная модель медицинского туризма: монография / В.Г. Климин, А.И. Цветков, А.Н. Дайхес. М.: Комментарий, 2019. 140 с.

10. Медицинский туризм. Концепция создания системы оказания медицинских услуг иностранным гражданам в медицинских учреждениях Российской Федерации: монография / В.Г. Климин, А.Н. Дайхес, О.В. Карнеева. М.: Комментарий, 2019. 104 с.

11. Теория и методика формирования и развития медицинского туризма региона на основе кластерного подхода: монография / А.В. Дерябин, Д.А. Дерябин, С. В. Булатов, Т.В. Бай. М.: Русайнс, 2018. 88 с.

12. Мухтарова Д.М. Медицинский туризм: российский и зарубежный опыт. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016;3(1):141-145.

13. Гельман В.Я. Диспропорции развития здравоохранения и медицинский туризм. Медицина. 2017;4(20):21-32.

14. Игнатьев А.А., Никольская Е.Ю. Тенденции развития медицинского туризма в России. Российский экономический интернет-журнал. 2019;1:34.

15. Грошев И., Краснослободцев А.А. Мировой рынок медицинского туризма. Мировая экономика и международные отношения. 2017;61(10):87-95.

16. Ковалева И.П. Мировые тенденции развития медицинского туризма // Развитие экономики и менеджмента в современном мире: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. 2014. С. 67-70.

17. Антипина О.А. Организационно-экономическая модель развития международного медицинского туризма: выбор модели для России. Вестник Евразийской науки. 2018;5:38.

18. Кириллов А.Н., Мальцев Ф.В., Булашова Н.В. Международная практика организации медицинского туризма. Фундаментальные исследования. 2018;6:133-137.

19. Павлова А.А. Глобальные тренды медицинского туризма. Образование и наука в России и за рубежом. 2018;4(39):27-30.

20. Яковлева Л.А. Маркетинг в сфере здравоохранения. Социально-экономические явления и принципы. 2011;3-4(25-26):352-357.

Сведения об авторах

М. Г. Москвичева - доктор медицинских наук, профессор;

Е. Р. Сафина - главный врач.

Information about the authors

M. G. Moskvicheva - Doctor of Science (Medicine), Professor;

E. R. Safina - Chief Physician.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of interests. The authors declare no conflicts of interests.

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Этическая экспертиза не требуется. Ethics approval is not required.

Информированное согласие не требуется. Informed consent is not required.

Статья поступила в редакцию 24.05.2022; одобрена после рецензирования 07.09.2022; принята к публикации 08.11.2022.

The article was submitted 24.05.2022; approved after reviewing 07.09.2022; accepted for publication 08.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.