Научная статья на тему 'Сервис "второе медицинское мнение" на рынке регионального медицинского туризма'

Сервис "второе медицинское мнение" на рынке регионального медицинского туризма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
937
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / МЕДИЦИНСКИЙ СЕРВИС "ВТОРОЕ МНЕНИЕ" / МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / ВНУТРЕННИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА / НОВОСИБИРСК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горошко Н.В., Емельянова Е.К.

Статья посвящена одному из инновационных сервисов на рынке медицинского туризма «второму медицинскому мнению». Рассматриваются основные способы его реализации, в том числе при помощи современных средств телекоммуникации, как формы телемедицины, как на внутреннем рынке, так и в сфере экспорта медицинских услуг. Освещается практическая значимость медицинского сервиса "второе мнение" для повышения качества диагностики и лечения. Значительное внимание уделяется обоснованию возможностей реализации инновационного сервиса медицинскими учреждениями Новосибирской области и агентствами-посредниками работающими сфере медицинского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The second medical opinion service in the regional medical tourism market

The Article is devoted to one of the innovative services in the market of medical tourism"second medical opinion". The main ways of its implementation are considered, including with the help of modern means of telecommunications, as a form of telemedicine, both in the domestic market and in the sphere of export of medical services. The practical importance of the medical service "second opinion" for improving the quality of diagnosis and treatment is highlighted. Considerable attention is paid to substantiating the possibilities of implementing innovative services by medical institutions of the Novosibirsk region and intermediary agencies working in the field of medical tourism.

Текст научной работы на тему «Сервис "второе медицинское мнение" на рынке регионального медицинского туризма»

Горошко Н. В., Емельянова Е. К. Сервис «второе медицинское мнение» на рынке регионального медицинского туризма // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - № 4 (19) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.rU/images/issues/2019/4/00788.pdf - ISSN 2413-4066

УДК 338.48(571)+61(571)

Горошко Надежда Владимировна

Кандидат географических наук, доцент

ФГБОУВО НГПУ, г. Новосибирск

ФГБОУВО НГМУМинздрава России, г. Новосибирск

goroshko1@mail. ru

Емельянова Елена Константиновна

Кандидат биологических наук, доцент

ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, г. Новосибирск

emelen1@yandex.ru

Сервис «второе медицинское мнение» на рынке регионального медицинского

туризма

Аннотация. Статья посвящена одному из инновационных сервисов на рынке медицинского туризма - «второму медицинскому мнению». Рассматриваются основные способы его реализации, в том числе при помощи современных средств телекоммуникации, как формы телемедицины, как на внутреннем рынке, так и в сфере экспорта медицинских услуг. Освещается практическая значимость медицинского сервиса "второе мнение" для повышения качества диагностики и лечения. Значительное внимание уделяется обоснованию возможностей реализации инновационного сервиса медицинскими учреждениями Новосибирской области и агентствами-посредниками работающими сфере медицинского туризма.

Ключевые слова: медицина и здравоохранение, медицинские услуги, медицинский сервис «второе мнение», медицинский туризм, российский экспорт медицинских услуг, внутренний медицинский туризм, региональный рынок медицинского туризма, Новосибирск.

Введение. По информации Международной ассоциации медицинского туризма, на сегодня в мире число путешествующих за медицинской помощью составляет около 11 миллионов туристов в год. Специалисты прогнозируют, что к 2025 году сектор коммерческих медицинских услуг достигнет оборота в 3 трлн. долларов США [8]. Наряду с качеством и уникальностью предлагаемых методов диагностики и лечения регионов мира, в числе ключевых факторов привлекающих медицинских туристов, является стоимость медицинских услуг, которая по регионам может существенно различаться. Медицинские туристы могут сэкономить от 25 до 75% затрат в зависимости от страны и типа выполняемой процедуры.

В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" [7] реализуется федеральный проект "Развитие экспорта медицинских услуг" [18], включенный в структуру национального проекта "Здравоохранение" [11]. Цель

проекта заключается в увеличении объема экспорта медицинских услуг не менее чем в 4 раза в сравнении с 2017 годом (до 1 млрд. долларов США) на период до 2025 года. Проект предусматривает увеличение числа предоставляемых медицинский услуг иностранным гражданам с 432 тыс. человек в 2018 году до 1200 тыс. человек к 2024 году. Приоритетными направлениями для экспорта медицинских услуг являются: кардиология, онкология, офтальмология, нейрохирургия.

В 2019 году Правительство РФ утвердило Стратегию развития экспорта услуг до 2025 года. Целью Стратегии является создание условий для обеспечения устойчивых высоких темпов роста экспорта российских услуг на глобальных рынках. Документ среди прочего содержит раздел, посвященный медицине [8]. В нем приводится общая характеристика международного рынка медицинских услуг, основные направления и перспективы его развития, рассматривается российский экспорт медицинских услуг, проблемы и барьеры, а также перспективы и приоритетные направления и задачи по развитию.

Ключевыми проблемам развития российского экспорта медицинских услуг являются:

- низкая осведомленность иностранных пациентов;

- наличие административных барьеров, проявляющееся, например, в отсутствии «медицинских» виз;

- отсутствие развитой инфраструктуры для привлечения медицинских туристов, в т.ч. гостеприимства иностранных пациентов (изложение информации на родном языке, кооперация с менеджерами по медицинскому туризму);

- слабый маркетинг медицинского сервиса за рубежом о возможностях национальной медицины.

Кроме этого, для зарубежного туриста очень важно соответствие международным стандартам. Одни из самых престижных в мире в области управления качеством оказания медицинской помощи - стандарты JCI (Joint Commission International), в которых проверка соответствия осуществляется по трем ключевым направлениям: работа врачей, среднего медицинского персонала и администрации. В настоящее время в мире работает 1090 медицинских организаций с подобными сертификатами. На сегодня в России эту процедуру прошли четыре клиники. Для сравнения у ближайших стран Южной Кореи - 23, Китая - 102, Турции - 43, Казахстана - 7, Монголии, Украины, Грузии по 1 клинике [19].

Также проблемой является реализация системы страхования профессиональной ответственности врачей, которые оказывают услуги в области медицинского туризма, являющиеся в Российской Федерации дорогостоящими. Врачи практически не страхуют свою деятельность и часто отказываются от лечения иностранных пациентов из-за опасения зарубежных судебных проверок и значительных компенсационных выплат при совершении врачебной ошибки.

Решение ключевых проблем и барьеров для развития российского экспорта медицинских услуг позволит увеличить эффективность и расширить возможности и предложения российских медицинский учреждений.

Основная часть. В число приоритетных мер по развитию российского экспорта медицинских услуг входят: продвижение российских поставщиков медицинских услуг и их продуктов за рубежом и развитие экспорта телемедицинских услуг, возможность доступа иностранных граждан к российским телемедицинским услугам [8]. Заочная форма консультирования, корректирование поставленного первичного диагноза и схемы лечения в России стала возможной после вступления с 1 января 2018 года в действие приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» [14]. Приказ устанавливает правила телекоммуникационного взаимодействия медработников между собой, врачей с пациентами и их представителями. По статистике, соотношение первичных визитов и повторных обращений по одному и тому же заболеванию составляет примерно 3:7. Телемедицинская консультация ориентирована на них.

При проведении консультаций с применением телемедицинских технологий может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации) [13]. Ответственность за оказанные медицинские услуги распределена следующим образом, за медицинское заключение по результатам консультации средствами телекоммуникации на том, кто ее предоставил - удаленный врач или консилиум, за принятие решений по результатам - лечащий врач. Если диагноз вызывает сомнения, независимые специалисты могут рекомендовать пройти повторное обследование, в клинике, оснащенной ультрасовременным высокочувствительным диагностическим оборудованием.

К сожалению, далеко не все медицинские организации готовы самостоятельно реализовать свои медицинские услуги за рубежом. При этом интерес агентств-посредников в т.ч. туристских фирм, большей степени связан с импортом медицинских услуг. На сегодня Россия на рынке международного туризма, в первую очередь, представлена как страна-донор, т.е. ориентирована на предоставление российским туристам медицинских услуг в зарубежных клиниках. Подобный механизм действий определяется очевидной экономической выгодой агентств-посредников. На современном этапе агентства медицинского туризма придерживаются двух ключевых принципов работы. Первый основан на взимании комиссии за посреднические услуги с клиентов, при этом при лечении за рубежом значительную часть расходов пациента - до половины стоимости самого лечения -могут составить услуги агентства-посредника. Второй принцип работы заключается в том, что комиссионные агентству платят сами клиники за счет своих маркетинговых бюджетов и все необходимые консультации пациент получает бесплатно, за услуги не платит комиссионных. Суммы агентских платежей составляют в среднем около 10% от стоимости лечения пациента. Клиент получает экспертную оценку своей ситуации и предполагаемый план лечения от специалистов из разных стран и клиник. «На выходе» у него есть план лечения, предложения по дальнейшим действиям и смета. После чего пациент сам принимает решение о дальнейших действиях. У состоятельных клиентов востребованы медицинские клиники США, Германии и Израиля, более бюджетные варианты лечения -медицинские учреждения Индии, Кореи, Польши, Венгрии, Болгарии и др.

Сфера медицинского туризма отличается высокой конкуренцией. За клиентов борются множество агентств - это или обычные турагентства, или специализированные агентства медицинского туризма, и, кроме того, в России работает около 20 официальных представительств зарубежных клиник.

Сервис дистанционных медицинских консультаций или телемедицины за рубежом чаще всего предоставляют страховые компании. Российские страховые компании, предлагающие продукты рискового страхования жизни, также в последнее время увеличивают насыщение страхового продукта медицинскими сервисами. По мнению специалистов, подобный подход повышает эффективность приобретаемых продуктов рискового страхования жизни, адаптированность страховых полисов к реальным нуждам и потребностям людей [3]. Большинство обращений в 2018 году поступило от клиентов из Москвы и Московской области - 59%. Далее следуют Ленинградская область (8%) и Краснодарский край (5%). По 4% обращений поступило от клиентов из Свердловской, Самарской и Нижегородской областей, Пермского края и Ханты-Мансийского автономного округа.

Несмотря на привлекательность выездного медицинского туризма для страховых компаний и специализированных агентств в настоящее время его развитие не стабильно и определяется проблемами в российской экономике и связанной с ними девальвацией рубля. Подобное положение определяет и модель поведения значительной части клиентов -ограничилась возможность зарубежных поездок связанных с получением медицинских услуг, в приоритете менее дорогие варианты туров, отказ от «сопутствующих» услуг (билеты, такси из аэропорта, проживание, услуги переводчика и сопровождающего и т.д.) и возросшее внимание к отечественным медицинских клиникам и центрам, схожим по

предлагаемым диагностическим программам и методам лечения, т.е. внутренний медицинский туризм. Столь не простые экономические условия создали в определенной мере благоприятную предпосылку не только развивать внутренний медицинский туризм, но и въездной международный, основанный, в первую очередь, на возможности иностранных медицинских туристов сэкономить на медицинском сервисе при сопоставимом с международными стандартами качестве ряда известных отечественных клиник.

Развитию российского въездного и внутреннего медицинского туризма призваны, как традиционные, так инновационные медицинские сервисы, среди которых «Second Opinion -второе мнение» («второе мнение врача», «второе врачебное мнение», «второе медицинское мнение»). Сервис представляет дополнительное консультирование медицинских специалистов о состоянии здоровья пациента, по результатам проведенных медицинских исследований, с целью подтверждения или опровержения поставленного диагноза и плана лечения [4].

Формирование «второго мнения» происходит как заочно, с помощью современных средств телекоммуникации (как формы телемедицины), так и в очной форме - при непосредственной встрече с врачом.

Услуга в первую очередь направлена на более точную интерпретацию медицинских данных, для повышения качества диагностики и лечения, тем самым сводя к минимуму возможность лечебной и диагностической ошибки и определяя максимально эффективные схемы лечения. В Российской Федерации 10-15% (причем ряд экспертов приводят цифры свыше 50%) медицинских диагнозов оказываются неправильными или неточными [15]. Причин неподтверждения диагноза сторонними экспертами может быть несколько, среди них - недостаточность медицинских данных или отсутствие консультации узких специалистов, которые могли бы правильно диагностировать заболевание. В ряде случаев лечащий врач сам может рекомендовать услугу «второе мнение», когда установить окончательный диагноз затруднительно или подбор наиболее эффективной схемы лечения неоднозначен.

Приоритетное значение в выборе эксперта имеют клинический опыт и профессиональная репутация врача.

Медицинский сервис «второе мнение» актуален в первую очередь, когда необходимо:

- уточнить диагноз, в т.ч. подтвердить или опровергнуть серьезный предварительный диагноз;

- получить повторную интерпретацию МРТ-, КТ-снимков и других инструментальных и лабораторных анализов;

- узнать, целесообразно ли проведение радикального лечения и возможность рисков при их проведении;

- уточнить примерные сроки лечения и последующей реабилитации;

- выяснить, есть ли более прогрессивные и безопасные методы терапии, кроме предложенных лечащим врачом;

- узнать, есть ли возможность выбрать альтернативную схему лечения;

- уточнить информацию перед проведением дорогостоящей терапии;

- восстановить документацию при утрате первоначального заключения.

- проводить решение вопроса о страховых выплатах.

Сервис «второе мнение» актуален во многих сферах: на практике больше представлен в онкологии, диагностике (радиологии, рентгенологии), хирургии, оперативной гинекологии, нейрохирургии, кардиологии, ортопедии, пластической хирургии, дерматологии, офтальмологии. На сегодня отмечают самую высокую диагностическую ценность при выборе консультации одновременно двух специалистов - например, врача-рентгенолога и врача-клинициста (хирург, онколог, педиатр, невролог и т.д.) [16].

Значение услуги «Второе мнение» на медицинский туризм имеет двойственный характер. С одной стороны, поможет воздержаться от длительных и дорогостоящих поездок, если диагноз и лечение подтверждаются. Но, с другой стороны, позволит получить

необходимый для эффективной диагностики и лечения медицинский сервис за пределами региона проживания [6].

В Новосибирске формирование «второго мнения» проводят как государственные, так и частные медицинские клиники и центры. Медицинские учреждения предлагают не только консультирование, но и последующее лечение.

Жители Сибирского Федерального округа часто выбирают учреждения Новосибирска в качестве организаций, подтверждающих ранее поставленный диагноз, для формирования «второго мнения» в связи с исторически сложившимся компактным расположением институтов сибирского отделения Российской академии наук и научных учреждений медико-биологического профиля. В Новосибирске функционируют НИИ СО РАН, в составе которых имеются собственные клиники: НИИ клинической и экспериментальной лимфологии, НИИ терапии и профилактической медицины - филиалы «Федерального исследовательского центра Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук»; НИИ физиологии и фундаментальной медицины, НИИ фундаментальной и клинической иммунологии, НИИ туберкулеза, НИИ гигиены. А на базе НИИ химической биологии и фундаментальной медицины в 2000 году был открыт Центр новых медицинских технологий. НИИ молекулярной патологии и патоморфологии, НИИ биохимии, НИИ молекулярной биологии и биофизики, НИИ экспериментальной и клинической медицины (с клиникой) в 2018 году были объединены в Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины. Часть медицинских учреждений имеет статус национальных и федеральных исследовательских центров: Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина, Федеральный центр нейрохирургии, Международный томографический центр СО РАН, Сибирский окружной медицинский центр ФМБА, Национальный медицинский исследовательский центр Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова.

Многие из этих учреждений оказывают услугу «второе мнение». Например, на сайте Научно-исследовательского института физиологии и фундаментальной медицины имеется раздел «Второе мнение» [10], на сайте Национального медицинского исследовательского центра имени академика Е.Н. Мешалкина раздел «заочная консультация» [12], на сайте «Клиники травматологии, ортопедии и нейрохирургии НИИТО» (Новосибирского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии им. Я.Л. Цивьяна) раздел «заочное консультирование» [1].

В последнее время в России начали появляться онлайн-сервисы по привлечению иностранных пациентов в российские медицинские клиники центры, а также автоматизирующие работу с нерезидентами РФ в государственных и частных медицинских центрах. В том числе это направление работы реализуется и для консультирования, уточнения диагнозов пациентов в качестве «второго мнения». Не только федеральные медицинские центры, но и многопрофильные, специализированные, ЭКО-, стоматологические, реаблитационные клиники, центры пластической хирургии заинтересованы в оказании плановых медицинских услуг иностранным гражданам. Российский сервис МедиМост [17] предлагает комплексные услуги по автоматизации работы с иностранными пациентами, желающими обратиться как в государственные, так и в частные клиники. Причем пакет услуг предлагается не только пациентам, но и агентам медицинского туризма, страховым компаниям. Таким образом, происходит поддержка отечественных медицинских организаций в построении работы с иностранными пациентами, способствование увеличению пациентопотока, облегчение решения технических и организационных проблем при работе с обращениями иностранных пациентов. Для экспорта медицинских услуг необходимо наладить автоформирование предложений иностранному пациенту, проводить сбор и учет статистики.

Координационная деятельность российского онлайн-сервиса МедиМост заключается в преодолении трудностей, которые могут возникнуть у медицинского учреждения при обращении иностранного гражданина (получение обращения пациента и его согласия на обработку персональных данных, работа с запросом, уточнение информации о заболевании,

перевод на русский язык, передача данных врачу, в т. ч. DICOM-файлов, постановка задач и напоминаний координатору, подготовка файла с предложением о лечении, организация сервиса при получении подтверждения от пациента, оформлении визы, организация трансфера, проживания и т.п., предоставление информации о культуре и особенностях страны, получение депозита при необходимости, предоставление выписки на языке пациента, постлечебное сопровождение: телемедицинские консультации, система напоминаний для пациента о необходимости пройти следующие процедуры) [17].

В 2019 году с помощью сравнительного анализа среды функционирования (DEA) были ранжированы страны-поставщики медицинских услуг (Россия, Германия, Израиль, Южная Корея и Индия) по направлениям:

- онкология (для сравнения были взяты цены на услугу кибер-нож для прямой кишки);

- кардиология и кардиохирургия (цены на аорто-коронарное шунтирование (АКШ));

- офтальмология (цены на операцию по удалению катаракты);

- пластическая хирургия (цены на эндопротезирование молочных желез);

- имплантология (замена тазобедренного сустава);

- гинекология (экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)).

При расчете принимались следующие параметры: цена, состояние окружающей среды, развитие сферы медицинского туризма, качество сферы медицинских услуг и оборудования. Россия, при ее самом низком рейтинге по выходным показателям и с самой низкой стоимостью на услугу, оказалась самой эффективной в предоставлении услуги «кибер-нож». Интересно отметить, что для того, чтобы Израиль смог достичь эффективности России по заданным параметрам, ему необходимо снизить стоимость на 78%, что практически нереально. Сравнение эффективности стран по операциям АКШ, эндопротезированию молочных желез, замене тазобедренного сустава, ЭКО также показало преимущество России, которое во всех случаях составило 100%. Исключением явилось лечение катаракты, где преимущество было за Индией [2].

Кроме того, в сети Интернет активно развиваются сайты и порталы, где предполагается возможность онлайн-консультирования с врачами, в том числе бесплатного. Однако, часто потребителю такой услуги нет возможности проверить, насколько высока квалификация врача, и в реальности ли консультирование ведет специалист с медицинским образованием. В связи с этим, пациенты, желающие получить «второе мнение» предпочтительно, обращаются на официальные сайты медицинских организаций, не доверяя форумам и сайтам, не принадлежащим медицинским учреждениям.

Привлекательными факторами, способствующими выбору в пользу Новосибирской области, у пациентов, желающих получить «второе мнение» являются наличие учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь. В Новосибирске ведущими среди основных профилей высокотехнологичной медицинской помощи являются кардиохирургия (31,5% от общего объема), травматология и ортопедия (19,5%), офтальмология (14,7%), нейрохирургия (13,5%), онкология (7,5%) [5]. Наличие в городе Новосибирского государственного медицинского университета и Новосибирского национального исследовательского государственного университета (где также реализуется направление подготовки «лечебное дело») как кузницы медицинских кадров, научно-исследовательских институтов СО РАН предопределили формирование базы для создания медицинского кластера, медицинских технопарков, что является основой для подготовки врачей, создания новых медицинских технологий, разработки новых средств диагностики и терапии различных заболеваний. Очевидно, что для очных консультаций в критических случаях жители Европейской части РФ предпочитают воспользоваться вторым мнением врачей, работающих в учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга; обеспеченные жители этих столиц, в свою очередь, могут обращаться за консультациями в Израиль, США и страны ЕС. Жители Дальневосточного федерального округа, при наличии финансовых средств, предпочтут транспортно-доступные учреждения Китая и Южной Кореи. Таким образом, для очных консультаций учреждения Новосибирской области выбирают, преимущественно,

жители Сибирского федерального округа. Однако, в случае онлайн-, теле- и заочного консультирования, цены на услуги в учреждениях Новосибирска, по сравнению со столичными, привлекательны, и здесь Новосибирск может занять достойное место в нише предоставления подобных услуг, направляя к себе онлайн-поток пациентов как из Европейской части России, так и из восточных регионов страны.

Известно, что 6% жителей Москвы и Санкт-Петербурга для экономии лечения предпочитают специализированные клиники соседних столиц регионов РФ. Причина этого в создании в субъектах РФ более оптимальных условий по соотношению «цена - качество» по таким направлениям, как стоматология, офтальмология, гинекология, ортопедия, протезирование. Этот тренд имеет как положительный аспект, при котором население экономит деньги при оплате медицинских услуг (при этом улучшается их качество и доступность в регионах), так и негативный - уменьшается доступность медицинской помощи для населения по месту жительства [9].

Для внутреннего медицинского онлайн-туризма Новосибирск привлекателен также с лингвистической точки зрения - подавляющее количество жителей, в том числе врачей, используют русский язык (в отличие от южных и некоторых центральных регионов РФ), и, частично английский язык.

Что касается очного приезда на консультацию, то, с одной стороны, Новосибирск обладает хорошей транспортной доступной, но, с другой стороны, климатические особенности (долгие холодные зимы) подходят не всем пациентам даже для краткосрочного визита. Другими плюсами являются отсутствие «пищевой» специфики (т.к. в городе преобладают заведения питания с обычным и привычным для европейского жителя меню), «инфекционных» факторов риска (не требуется предварительно ставить профилактические прививки), этнических конфликтов.

Заключение. Сервис «второе медицинское мнение» на рынке регионального медицинского туризма активно развивается во многих регионах РФ, в том числе Новосибирске, и особо востребован в случае уточнения диагноза, получения повторной интерпретации снимков и анализов, рисков лечения и других. Услугу «второе мнение» можно получить на приеме у врача (при наличии возможности приезда) или в виде онлайн-, теле- или заочного консультирования. Большинство востребованных медицинских учреждений Новосибирска, в том числе оказывающих высокотехнологичную помощь, имеют на своих интернет-сайтах раздел «второе мнение» или «заочное консультирование». Тарифы на оказание медицинской помощи в новосибирских медицинских учреждениях часто ниже столичных аналогов. И, несмотря на то, что емкость рынка платных медицинских услуг в Новосибирской области еще уступает ряду европейских регионов страны, на сегодня можно отметить тенденцию к ее росту. Качество предоставляемых услуг и квалификация врачей в Новосибирске находится на хорошем уровне, в связи с наличием научно-образовательного фундамента - НГМУ, ННГУ, НИИ СО РАН медицинского профиля. Часть медицинских учреждений Новосибирска имеют статус федеральных и национальных и являются флагманами в разработке инновационных способов лечения ряда заболеваний (в кардиологии, травматологии, ортопедии, офтальмологии и других).

Список литературы:

1. Автономная Некоммерческая Организация «Клиника НИИТО» (АНО «Клиника НИИТО»). [Электронный ресурс]. - URL: https://clinicniito.ru/patients/discons/ (дата обращения 26.11.2019)

2. Вдовин К.Э. Перспективы развития медицинского туризма в российской федерации: анализ конкурентной среды методом DEA. Вестник университета. - 2019. № 6. - С. 57-67.

3. «Второе медицинское мнение»: что это такое, кому и зачем оно нужно? // Страхование сегодня [Электронный ресурс]. - URL: http://www.insur-info.ru/press/149361/ (дата обращения 26.11.2019)

4. Второе медицинское мнение. www.INTMEDTOURISM.com - [Электронный ресурс]. -URL: http://www.intmedtourism.com/ru/second-medical-opinion/ (дата обращения 26.11.2019)

5. Горошко Н.В., Емельянова Е.К. Возможности Новосибирска как регионального центра высокотехнологичной медицинской помощи на рынке медицинского туризма // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2019. № 2. - С. 66-85.

6. Горошко Н.В., Емельянова Е.К., Никифорова Н.Г. Новосибирск как центр регионального медицинского туризма: потенциал возможностей и аспекты его реализации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Медицина Фармация. Том 41. № 4. - 2018 - С. 600-615.

7. Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения". Министерство здравоохранения Российский Федерации - [Электронный ресурс]. -URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/health/info (дата обращения 26.11.2019)

8. Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depregved/2019081505 (дата обращения 26.11.2019)

9. Молчанов И.Н. Медицинский туризм: роль в поддержании здоровья и увеличении продолжительности жизни населения // Экономика. Налоги. Право. - 2019. Т. 12. № 2. -С. 127-136.

10. Научно-исследовательский институт физиологии и фундаментальной медицины (НИИФФМ) - [Электронный ресурс]. - URL: https://medcf.ru/novosti-i-aktsii/vtoroe-mnenie (дата обращения 26.11.2019)

11. Национальный проект «Здравоохранение». Министерство здравоохранения Российский Федерации - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie (дата обращения 26.11.2019)

12. Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина. [Электронный ресурс]. - URL: https://meshalkin.ru/pages/consultation (дата обращения 26.11.2019)

13. О внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья: федер. закон от 29.07.2017 № 242. Статья 36.2. Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий //Законы, кодексы и нормативно-правовые акты российской федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-29072017-n-242-fz-o-vnesenii-izmenenii/ (дата обращения 26.11.2019)

14. Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2017 г. № 965н // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrava-rossii-ot-30112017-n-965n-ob-utverzhdenii/ (дата обращения 26.11.2019)

15. Панов А.В. Сравнительные данные случаев оказания ненадлежащей медицинской помощи в России. Статистика по врачебным ошибкам за 2001-2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo-med.ru/articles/2749/ (дата обращения 26.11.2019)

16. Сервис дистанционной расшифровки снимков // Честная медицина. [Электронный ресурс]. - URL: https://secondopinions.ru/usluga-vtoroye-meditsinskoye-mneniye-vracha

17. Технологии развития российского медицинского туризма. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.medimost.ru/ (дата обращения 26.11.2019)

18. Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг». Министерство здравоохранения Российский Федерации. [Электронный ресурс]. - URL:

https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/medturizm (дата обращения 26.11.2019)

19. Joint Commission International. JCI-Accredited Organizations. - [Электронный ресурс]. -URL: https://www.jointcommissioninternational.org/about-jci/jci-accredited-

organizations/?c=Russian%20Federation (дата обращения 26.11.2019)

Nadezhda Goroshko

Candidate of Geographic Sciences

Associate Professor, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk Аssociate Professor, Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk goroshko1@mail.ru

Elena Emelyanova

Candidate of Biological Sciences,

Associate Professor Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk emelen1@yandex.ru

The second medical opinion service in the regional medical tourism market

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The Article is devoted to one of the innovative services in the market of medical tourism- "second medical opinion". The main ways of its implementation are considered, including with the help of modern means of telecommunications, as a form of telemedicine, both in the domestic market and in the sphere of export of medical services. The practical importance of the medical service "second opinion" for improving the quality of diagnosis and treatment is highlighted. Considerable attention is paid to substantiating the possibilities of implementing innovative services by medical institutions of the Novosibirsk region and intermediary agencies working in the field of medical tourism.

Keywords: medicine and healthcare, medical services, second opinion medical service, medical tourism, Russian export of medical services, domestic medical tourism, regional market of medical tourism, Novosibirsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.