Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА (ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ), ВКЛЮЧАЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СТРАН-ДОНОРОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА (ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ), ВКЛЮЧАЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СТРАН-ДОНОРОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
214
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"HEALTH CARE" NATIONAL PROJECT / EXPORT OF MEDICAL SERVICES / HEALTH TOURISM / EXPORT POTENTIAL ESTIMATION / INTERNATIONAL EXPERIENCE / EXPORT DEVELOPMENT / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДРАВООХРАНЕНИЕ" / ЭКСПОРТ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юдина Н.Н., Мельгунова М.С., Чернышев Е.В., Петрова Г.Д.

Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» является частью национального проекта «Здравоохранение», реализуемого в 2019-2024 гг. Целевой показатель проекта - увеличение экспорта медицинских услуг не менее чем в 4 раза по сравнению с показателями 2017 г., то есть до 1 млрд долл. США. Цель исследования. Определить потенциальные страны-доноры медицинских туристов для Российской Федерации и проанализировать релевантный международный опыт в сфере развития медицинского туризма для последующего применения в рамках федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг». Материалы и методы. Выполнено аналитическое исследование, объектом которого явились ключевые действия по развитию экспорта медицинских услуг за предыдущее десятилетие в наиболее успешных странах - игроках рынка мирового медицинского туризма, а именно Турции, Индии, Израиля и Кореи. За рассматриваемый период в результате предпринятых действий вышеуказанные страны вошли в первую десятку рейтинга стран по въездному медицинскому туризму. Проведен мета-анализ релевантных открытых источников по данным странам. Объектом дополнительного исследования для выявления потенциальных стран-доноров для Российской Федерации стали 195 независимых государств методом статистической обработки по выбранным нами критериям: доход на душу населения; скорректированный чистый национальный доход на душу населения; плотность населения; продолжительность жизни, а также дополнительные критерии для второго этапа отбора: визовый режим с Россией; санкционный режим с Россией; длительность перелета до ближайшего города России; владение русским языком. Результаты. Наиболее успешными факторами, на наш взгляд, явились: частные и государственные инвестиции в инфраструктуру системы здравоохранения; международная и/или местная сертификация и аккредитация поставщиков медицинских услуг; активность Агентств медицинского туризма; улучшение репутации страны в медицинской области; развитая туристическая инфраструктура; внедрение новейших медицинских технологий; высококвалифицированный медицинский персонал; информационное обеспечение и четкий алгоритм поездки на лечение; сотрудничество с международными страховыми компаниями; политическая и социальная стабильность в стране, а также развитие межгосударственного взаимодействия. Дополнительно были определены потенциальные страны-доноры для Российской Федерации, сотрудничество с которыми оптимально начинать, в первую очередь, по причине положительного политического климата и расположения в пределах 4,5-5 ч полета до ближайшего города России: Азербайджан, Армения, Беларусь, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Болгария, Китай, Саудовская Аравия, Судан, Иордания, Бахрейн, Иран, Кувейт и др. Заключение. Проанализирован наиболее успешныймеÑñûëêà-íà-ïðèìå-àíèå>ждународный опыт в сфере развития въездного медицинского туризма и экспорта медицинских услуг, релевантный для Российской Федерации. Обозначены конструктивные факторы, поддерживающие развитие медицинского туризма в принимающих странах. Определены потенциальные страны-доноры для сотрудничества в области экспорта медицинских услуг для Российской Федерации. Проведен анализ потенциала выездного медицинского туризма выбранных стран-доноров, описаны качественные и количественные факторы, влияющие на поток исходящих медицинских туристов в выбранных странах. Данная информация может быть полезна для внедрения выездного медицинского туризма в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF INTERNATIONAL PRACTICES OF INBOUND MEDICAL TOURISM DEVELOPMENT (EXPORT OF MEDICAL SERVICES) WITH THE SURVEY OF POTENTIAL DONOR COUNTRIES FOR RUSSIA

The Russian federal project «Development of Medical Services Export» is a part of the «Health Care» national project, implemented in 2019-2024. The project target is to increase the export of medical services by at least four times compared to 2017, that is, up to $1 billion. Objective. The study identifies potential donor countries of medical tourists for the Russian Federation and analyzes relevant international experience in the development of medical tourism in order to be used within the «Development of Medical Services Export» federal project. Methods. The study focuses on the key actions for the development of the export of medical services over the previous decade in Turkey, India, Israel and Korea, which are the most successful players in the world medical tourism market. During the period under review, the adopted practices made the above countries enter the top ten countries of the inbound medical tourism. A meta-analysis of relevant open sources for these countries was carried out. The study selected potential donor countries for the Russian Federation by reviewing 195 independent states by the criteria: income per capita; adjusted net national income per capita; population density; life expectancy, as well as additional criteria for the second stage of selection: visa regime with Russia; sanctions regime with Russia; the duration of the flight to the nearest city in Russia; knowledge of the Russian language. Results. The factors contributing to the success are: private and public investments in the infrastructure of the health care system; international and/or local certification and accreditation of healthcare providers; activity of medical tourism agencies; improving country's reputation in the medical field; developed tourist infrastructure; introduction of the latest medical technologies; highly qualified medical personnel; information support and a clear algorithm for travel to treatment; cooperation with international insurance companies; political and social stability in the country, as well as the development of interstate cooperation. Additionally, potential donor countries for the Russian Federation were identified, cooperation with which is optimal to start, primarily due to the positive political climate and location within 4.5-5 hours of flight to the nearest city of Russia: Azerbaijan, Armenia, Belarus, Uzbekistan, Tajikistan, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Serbia, Montenegro, Bosnia and Herzegovina, Bulgaria, China, Saudi Arabia, Sudan, Jordan, Bahrain, Iran, Kuwait,etc. Interpretation. The study has analyzed the most successful international experience in the development of inbound medical tourism and export of medical services, relevant to the Russian Federation. It has listed factors supporting the development of medical tourism in the host countries. Potential donor countries have been identified for cooperation in the export of medical services for the Russian Federation. The study has carried out the analysis of the potential of outbound medical tourism of the selected donor countries and described the qualitative and quantitative factors affecting the flow of outbound medical tourists in the selected countries. This information can be useful for the introduction of outbound medical tourism in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА (ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ), ВКЛЮЧАЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СТРАН-ДОНОРОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

DOI: 10.26347/1607-2502202009-10060-067

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА (ЭКСПОРТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ), ВКЛЮЧАЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СТРАН-ДОНОРОВ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» является частью национального проекта «Здравоохранение», реализуемого в 2019—2024 гг. Целевой показатель проекта — увеличение экспорта медицинских услуг не менее чем в 4 раза по сравнению с показателями 2017 г., то есть до 1 млрд долл. США.

Цель исследования. Определить потенциальные страны-доноры медицинских туристов для Российской Федерации и проанализировать релевантный международный опыт в сфере развития медицинского туризма для последующего применения в рамках федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг».

Материалы и методы. Выполнено аналитическое исследование, объектом которого явились ключевые действия по развитию экспорта медицинских услуг за предыдущее десятилетие в наиболее успешных странах — игроках рынка мирового медицинского туризма, а именно Турции, Индии, Израиля и Кореи. За рассматриваемый период в результате предпринятых действий вышеуказанные страны вошли в первую десятку рейтинга стран по въездному медицинскому туризму. Проведен мета-анализ релевантных открытых источников по данным странам. Объектом дополнительного исследования для выявления потенциальных стран-доноров для Российской Федерации стали 195 независимых государств методом статистической обработки по выбранным нами критериям: доход на душу населения; скорректированный чистый национальный доход на душу населения; плотность населения; продолжительность жизни, а также дополнительные критерии для второго этапа отбора: визовый режим с Россией; санкционный режим с Россией; длительность перелета до ближайшего города России; владение русским языком.

Результаты. Наиболее успешными факторами, на наш взгляд, явились: частные и государственные инвестиции в инфраструктуру системы здравоохранения; международная и/или местная сертификация и аккредитация поставщиков медицинских услуг; активность Агентств медицинского туризма; улучшение репутации страны в медицинской области; развитая туристическая инфраструктура; внедрение новейших медицинских технологий; высококвалифицированный медицинский персонал; информационное обеспечение и четкий алгоритм поездки на лечение; сотрудничество с международными страховыми компаниями; политическая и социальная стабильность в стране, а также развитие межгосударственного взаимодействия. Дополнительно были определены потенциальные страны-доноры для Российской Федерации, сотрудничество с которыми оптимально начинать, в первую очередь, по причине положительного политического климата и расположения в пределах 4,5—5 ч полета до ближайшего города России: Азербайджан, Армения, Беларусь, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Болгария, Китай, Саудовская Аравия, Судан, Иордания, Бахрейн, Иран, Кувейт и др. Заключение. Проанализирован наиболее успешный международный опыт в сфере развития въездного медицинского туризма и экспорта медицинских услуг, релевантный для Российской Федерации. Обозначены конструктивные факторы, поддерживающие развитие медицинского туризма в принимающих странах. Определены потенциальные страны-доноры для сотрудничества в области экспорта медицинских услуг для Российской Федерации. Проведен анализ потенциала выездного медицинского туризма выбранных стран-доноров, описаны качественные и количественные факторы, влияющие на поток исходящих медицинских туристов в выбранных странах. Данная информация может быть полезна для внедрения выездного медицинского туризма в Российской Федерации.

Ключевые слова: национальный проект «Здравоохранение»; экспорт медицинских услуг; медицинский туризм; экспортный потенциал Российской Федерации; международный опыт; развитие экспорта

Н.Н. Юдина1, М.С. Мельгунова2, Е.В. Чернышев1, Г.Д. Петрова1

1 ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения

и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», Москва, Россия

2 ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи

и репродукции человека», г. Иркутск, Россия

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки.

Для цитирования. Юдина Н.Н., Мельгунова М.С., Чернышев Е.В., Петрова Г.Д. Международный опыт развития въездного медицинского туризма (экспорта медицинских услуг), включая определение потенциальных стран-доноров для Российской Федерации. Аналитический обзор. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020; 9-10: 60-67. DOI: 10.26347/1607-2502202009-10060-067.

REVIEW OF INTERNATIONAL PRACTICES OF INBOUND MEDICAL TOURISM DEVELOPMENT (EXPORT OF MEDICAL SERVICES) WITH THE SURVEY OF POTENTIAL DONOR COUNTRIES FOR RUSSIA

The Russian federal project «Development of Medical Services Export» is a part of the «Health Care» national project, implemented in 2019-2024. The project target is to increase the export of medical services by at least four times compared to 2017, that is, up to $1 billion. Objective. The study identifies potential donor countries of medical tourists for the Russian Federation and analyzes relevant international experience in the development of medical tourism in order to be used within the «Development of Medical Services Export» federal project. Methods. The study focuses on the key actions for the development of the export of medical services over the previous decade in Turkey, India, Israel and Korea, which are the most successful players in the world medical tourism market. During the period under review, the adopted practices made the above countries enter the top ten countries of the inbound medical tourism. A meta-analysis of relevant open sources for these countries was carried out. The study selected potential donor countries for the Russian Federation by reviewing 195 independent states by the criteria: income per capita; adjusted net national income per capita; population density; life expectancy, as well as additional criteria for the second stage of selection: visa regime with Russia; sanctions regime with Russia; the duration of the flight to the nearest city in Russia; knowledge of the Russian language.

Results. The factors contributing to the success are: private and public investments in the infrastructure of the health care system; international and/or local certification and accreditation of healthcare providers; activity of medical tourism agencies; improving country's reputation in the medical field; developed tourist infrastructure; introduction of the latest medical technologies; highly qualified medical personnel; information support and a clear algorithm for travel to treatment; cooperation with international insurance companies; political and social stability in the country, as well as the development of interstate cooperation. Additionally, potential donor countries for the Russian Federation were identified, cooperation with which is optimal to start, primarily due to the positive political climate and location within 4.5—5 hours of flight to the nearest city of Russia: Azerbaijan, Armenia, Belarus, Uzbekistan, Tajikistan, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Serbia, Montenegro, Bosnia and Herzegovina, Bulgaria, China, Saudi Arabia, Sudan, Jordan, Bahrain, Iran, Kuwait, etc.

Interpretation. The study has analyzed the most successful international experience in the development of inbound medical tourism and export of medical services, relevant to the Russian Federation. It has listed factors supporting the development of medical tourism in the host countries. Potential donor countries have been identified for cooperation in the export of medical services for the Russian Federation. The study has carried out the analysis of the potential of outbound medical tourism of the selected donor countries and described the qualitative and quantitative factors affecting the flow of outbound medical tourists in the selected countries. This information can be useful for the introduction of outbound medical tourism in the Russian Federation.

Keywords: «Health care» national project, export of medical services, health tourism, export potential estimation, international experience, export development

Authors declare no competing interests.

Funding: the study had no funding.

For citation: Yudina NN, Melgunova MS, Chernyshev EV, Petrova GD. Review of international practices of inbound medical tourism development (export of medical services) with the survey of potential donor countries for Russia. Health Care Standardization Problems. 2020; 9-10: 60-67. DOI: 10.26347/1607-2502202009-10060-067.

Natalia Yudina1, Marina Melgunova2, Evgeny Chernyshev1, Galina Petrova1

1 Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, Moscow, Russia

2 Scientific Center for Family Health and Human Reproduction Problems, Irkutsk, Russia

ВВЕДЕНИЕ

Лечебно-оздоровительный туризм как сегмент туристского рынка занимает относительно небольшую долю в общемировом туристском потоке, однако он стал глобальной индустрией, использующей растущий спрос на медицинские услуги широчайшего спектра. Процессы диверсификации в медицинской отрасли привели к сегментации лечебно-оздоровительного туризма на три формы: медицинский, оздоровительный и реабилитационный туризм [1].

Согласно индексу Медицинского туризма (MTI), а также отчетам исследовательских корпорации Оxford Economics и Visa, к 2025 г. в мире оборот в сфере медицинского туризма достигнет более 3 трлн долл. США. Сегодня мировой рынок медицинского туризма оценивается в 439 млрд долл. США ежегодно. В ближайшие 10 лет он будет расти не менее чем на 25% в год. По данным Всемирной туристской организации при ООН UNWTO, по привлекательности медицинского и оздоровительного туризма Россия занимает пятое место в мире. Но вот по реализации этого потенциала всего лишь 59-е [2].

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, через несколько лет медицинский туризм станет одной из главных отраслей в мировой экономике [3].

12 июля 2017 г. вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1473-р, в ко -тором услуги в сфере здравоохранения и туризма включены в перечень продукции, поддержка экспорта которой осуществляется федеральными органами исполнительной власти в приоритетном порядке. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 ежегодный объем экспорта услуг к 2024 г. должен составлять 100 млрд долл. США. В том числе объем экспорта медицинских услуг должен увеличиться в 4 раза и к 2024 г. достигать 1 млрд долл. США в год. Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг» является частью национального проекта «Здравоохранение», реализуемого в 2019—2024 гг. [4].

Цель исследования — определить потенциальные страны-доноры медицинских туристов для Российской Федерации и проанализировать релевантный международный опыт в сфере развития медицинского туризма для последующего применения в рамках федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг».

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объектом аналитического качественного исследования стали ключевые факторы для развития экспорта медицинских услуг за предыдущее десятилетие в наиболее успешных странах — игроках рынка мирового медицинского туризма, а именно Турции, Индии, Израиля и Кореи. Был проведен метаанализ релевантных открытых источников по данным странам. Объектом дополнительного исследования для выявления потенциальных стран-доноров для РФ стали 195 независимых государств методом статистической обработки по выбранным нами критериям: доход на душу населения; скорректированный чистый национальный доход на душу населения; плотность населения; продолжительность жизни, а также дополнительные критерии для 2-го этапа отбора: визовый режим с Россией; санкционный режим с Россией; длительность перелета до ближайшего города России; владение русским языком.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Определены потенциальные страны-доноры для экспорта медицинских услуг в Российской Федерации. В настоящее время сформировался глобальный рынок медицинских услуг со своей инфраструктурой. Объем мировой отрасли медицинского туризма с 2015 г. составил 55 млрд долл. США и в 2016 г. исчислялся в размере около 30 млн. поездок в год [5].

По данным Euromonitor International, мировой рынок медицинского туризма в 2017 г. продолжил рост, перешагнув отметку в 4%. Совокупные доходы от медицинского туризма превысили 15 млрд долл. США, оздоровительного — 40 млрд долл. США. Согласно прогнозу Еuromo-nitor International, к 2022 г. эти цифры увеличатся еще на треть [6].

Для того чтобы Российская Федерация смогла выйти на этот рынок и стать активным игроком, необходимо выявить потенциальные страны-доноры и проанализировать спрос на экспорт медицинских услуг.

Для анализа возможного спроса на лечение в Российской Федерации видится логичным принять во внимание информацию, которая сведена нами из двух официальных таблиц: глобальный рейтинг стран MTI [7] и количество клиник JCI по странам [8] — участникам глобального рынка медицинского туризма. Граждане стран, которые находятся выше Российской Федерации в рейтинге стран по MTI, могут быть заинтересованы только в получении определенных медицинских

услуг, не входящих в страховые программы, либо имеющим определенные ограничения на территории страны. К таким услугам можно отнести репродуктивный и стоматологический туризм. Медицинские центры Российской Федерации предположительно могут составить здесь конкуренцию по соотношению цена/качество.

Для подтверждения наших исследований по определению потенциальных стран-доноров на получение медицинских услуг в Российской Федерации проанализирована статистика, предоставленная тремя медицинскими центрами Российской Федерации по приезжающим на лечение иностранным пациентам в 2017 и 2018 гг.: ФГБУ НИДОИ им. Г.И. Турнера Минздрава России (Санкт-Петербург), ООО «Клиника научной медицины» (г. Москва), ООО «АВА-ПЕТЕР» (Санкт-Петербург). Китай, Казахстан и Азербайджан — лидируют по количеству получения медицинских услуг в клиниках Российской Федерации, уже сейчас активно работающих на рынке въездного туризма.

По результатам интервью с профильными руководителями ведущих центров России, уже развивающих направление въездного медицинского туризма, был сформирован список основных но-зологий, которые пользуются спросом среди иностранных пациентов в медицинских организациях Санкт-Петербурга и Москвы: вспомогательные репродуктивные технологии (экстракорпоральное оплодотворение), пластическая хирургия, травматология/ортопедия, кардиохирургия, онкология, офтальмология, МРТ, КТ, ПЭТ-КТ диагностика. Критерий согласия Пирсона позволяет утверждать, что подобные результаты по но-зологиям принимаемых иностранных пациентов можно ожидать среди медицинских организаций остальных регионов Российской Федерации.

По собранным статистическим данным прослеживается также тенденция дифференцировки стран по спросу на определенные виды медицинских услуг: экстракорпоральное оплодотворение (репродуктивный туризм) стоит особняком и очень популярен — высокий спрос наблюдается у граждан стран, где есть ограничения на эту услугу по возрасту, донорству, суррогатному материнству либо большой лист ожидания: Китай, Скандинавские страны, Италия. Высокотехнологичные медицинские услуги (лечение онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, ортопедия и травматология) востребованы у граждан стран СНГ и бывших союзных респуб-

лик, с которыми имеется технологический разрыв в сфере оказания подобных видов услуг: Азербайджан, Казахстан, Узбекистан.

Международный опыт развития въездного медицинского туризма. Большое количество стран предпринимало и предпринимает значительные усилия для развития экспорта медицинских услуг. Развитие въездного медицинского туризма значительно развивает медицинскую отрасль, и мультипликативно отражается на всем высокотехнологичном секторе (оснащение медицинским оборудованием, повышение квалификации медицинских работников, развитие информационных технологий), а также увеличивает ВВП страны. Часть действий правительств была успешна, другая часть — не привела к желаемым результатам.

Международный научно-исследовательский центр здравоохранения (IHRC) совместно с Международной ассоциацией медицинского туризма (MTA) опубликовал Индекс медицинского туризма — рейтинг стран, где иностранным пациентам оказывают наиболее качественные медицинские услуги. Среди лидеров в сфере медицинского туризма находятся страны с мощной экономикой, развитой инфраструктурой и гостиничным сервисом. В рейтинг попали 25 государств с оценкой по трем главным показателям: экология, состояние индустрии медицинского туризма, уровень медицинского оснащения и обслуживания. Каждый критерий включал 34 параметра, среди них привлекательность туристического направления и цены на лечение. Лидерами рейтинга стали Канада, Великобритания, Израиль, Сингапур и Коста-Рика. Канада имеет больший балл по показателю «экология», Израиль — «медицинское оснащение и обслуживание», Кос -та-Рика — «привлекательность направления». Германия заняла 7-е место. В рейтинг попала также Россия (25-е место) [9, 10].

Критериям нашего интереса наиболее соответствуют такие страны, как Турция, Индия, Израиль и Южная Корея, входящие в первую десятку рейтинга.

Турция. По данным Турецкого статистического института (TurkStat), доходы от медицинского туризма в сфере туризма в Турции в 2016 г. увеличились на 12% до 700 млн долл. США. Healthcare Travel утверждает, что Турция привлекла 746,000 медицинских туристов в 2016 г. и получила 5,8 млрд долл. США выручки. Рассмотрим ключевые факторы успеха.

За последнее десятилетие при поддержке правительства и частных инвесторов создана инновационная, высокотехнологичная медицинская индустрия, использующая лучшие достижения и опыт западной медицины, но при этом значительно более доступная финансово. Кроме того, в Турции прекрасно развита туристическая инфраструктура, что существенно облегчает для иностранных пациентов путешествие и пребывание в стране.

Ведущие турецкие клиники сертифицированы по международным стандартам качества оказания медицинских услуг пациентам — JCI и TEMOS International.

Ассоциации медицинского туризма в Турции, которым государство возвращает часть затрат на маркетинг и продвижение турецких клиник, гарантируют зарубежным пациентам следующие дополнительные преимущества: скидка 50% на перелет в Турцию авиакомпанией Тиг^Ь Airlines для пациента и 2 сопровождающих его лиц, скидка 50% на проживание в отеле в Турции, бесплатный перевод медицинской документации, бесплатный трансфер из аэропорта в клинику, предоставление бесплатного переводчика, бесплатная медицинская страховка на сумму 30 тыс. евро на случай возникновения осложнений при лечении [11].

Индия. Частная медицина в Индии находится сейчас на очень высоком уровне развития и это признает мировое сообщество. Около 80% всех медицинских услуг в Индии предоставляется частным сектором. Частные компании вкладываются в развитие здравоохранения, обеспечивают клиники современным оборудованием, стимулируют получение врачами зарубежного образования и опыта, привлекают иностранных пациентов. 22 клиника в Индии аккредитована по международному стандарту JCI. Все частные госпитали страны сертифицированы также Национальным советом оценки поставщиков медицинских услуг (NABH). Иностранных пациентов в Индии принимают только частные клиники и врачи. Кардиохирургия, онкология, ортопедия, трансплантология — основные направления, по которым в Индию приезжает большинство пациентов со всего мира. По данным доклада KPMG, основной поток пациентов в Индию направляется из США и Великобритании. Пациенты, кото -рые приезжают в Индию на лечение, могут сэкономить на лечении от 30 до 70%. Численность местного населения, распространение медицин-

ских услуг по всей стране, количество пациентов и частота использования оборудования значительно выше, чем в западных странах. Все эти факторы приводят к логическому снижению стоимости медицинских услуг без потери качества. Существенное отличие в стоимости лечения в Индии объясняется еще и тем, что клиники Индии работают с лицензионными аналогами американских препаратов, которые изготавливают местные фармацевтические компании. Благодаря особенностям законодательства, Индия стала мировым центром трансплантологии. Здесь официально разрешено прижизненное донорство. При этом пожертвовать материал можно только бескорыстно, торговля человеческими органами запрещена законом. Ежегодно в Индии выполняют более 20 000 процедур по трансплантации поджелудочной железы, печени, комплекса сердца-легкие, костного мозга. Для медицинских туристов и местного населения в Индии действует общая очередь по распределению донорского материала. Индия — единственная страна, в которой разрешена трансплантация сердца и легких от трупного донора для иностранных пациентов [12].

Государственная поддержка включает в себя маркетинг, упрощение визового режима, продвижение отдельных больниц, аккредитацию медицинских учреждений и ГЧП. Успешным можно считать и тот факт, что медицинские туристы равномерно распределены по ключевым регионам и городам, таким, как Ченнай, Мумбаи, Бангалор, а не приезжают исключительно в госпитали столицы Индии Дели.

Израиль. Туристы приезжают в Израиль проходить лечение в местной системе здравоохранения из-за высокого качества и медицины, и сервиса. Дополнительно стоит отметить частичное отсутствие языкового барьера для пациентов из СНГ, безвизовый проезд и прекрасные туристические возможности. Согласно данным Министерства здравоохранения Государства Израиль, в течение последних лет в страну ежегодно приезжает около 30 000 медицинских туристов, большинство из которых из России, Украины, стран Восточной Европы, Кипра и других соседних стран [13].

В 2012 г. Минздрав Израиля заявлял, что больницы переполнены, в них остро ощущается нехватка персонала и специалистов, но оговаривался: медицинский туризм ежегодно приносит

Израилю около 500 млн шекелей (около 132 млн долл. США) [14].

В условиях жесткой конкуренции на глобальном рынке медицинского туризма пришло время контролировать не только качество оказываемых услуг, но и их финансовую составляющую. Много вопросов вызывало непрозрачное ценообразование со стороны медицинских посреднических компаний, порой существенно увеличивающее реальную стоимость непосредственно медицинских услуг.

Тем не менее важно обратить внимание на то, что рынок медицинского туризма в Израиле, в свое время развивали именно компании-агенты медицинского туризма, в связи с тем что этот бизнес был высокомаржинальным. Со временем крупные больницы стали развивать свои собственные международные отделы, и в настоящее время они имеет место практически в каждой больнице. Однако до индивидуального уровня сервиса и оперативности компаний — организаторов лечения им еще далеко.

Закон о медицинском туризме 2018 г. принят для регуляции отрасли в Израиле. Закон регулирует деятельность агентов медицинского туризма и медицинских учреждений, работающих в данной области, и определяет обязанности и указания для них, в том числе создание реестра агентов медицинского туризма и установление начальных условий для желающих записаться в нем. Закон о медицинском туризме также призван предотвратить ущерб в лечении, предоставляемом израильским пациентам, увеличить доходы хозяйства Израиля от деятельности по медицинскому туризму и гарантировать профессиональное лечение в соответствии с правилами медицинской этики медицинским туристам. Указания Закона определяют права медицинского туриста, основные из которых — это право медицинского туриста на то, чтобы агент медицинского туризма был надежен и порядочен в предоставлении информации и сохранял медицинскую конфиденциальность. Кроме того, медицинское учреждение, планирующее лечить медицинского туриста, теперь обязано отправить ему подробное письменное приглашение, включающее предлагаемое ему лечение и предложение цены по данному лечению [15].

Южная Корея. В упомянутом выше глобальном мировом рейтинге индустрии медицинского туризма Южная Корея занимает шестое место. Высокотехнологичное оснащение, высокий уро-

вень специалистов, жесткая система контроля качества медицинских услуг, доброжелательное обслуживание и сравнительно низкие цены по сравнению с Израилем и Германией делают страну одной из самых привлекательных в области медицинского туризма. 26 корейских клиник имеют аккредитацию JCI. Финансирование системы здравоохранения в Корее покрывается за счет средств обязательного медицинского страхования и государственных субсидий. В Корее существует только одна страховая компания — Национальная медицинская страховая корпорация, действующая на некоммерческой основе. Отчисления по ОМС составляет 5,4% от заработной платы [16].

Научно-образовательный уровень в Корее очень высок и на сегодняшний день только в университете Госпиталя Сеульского Государствен -ного университета (SNUH) проходят обучение около 500 врачей со всего мира [17].

Корея удерживает лидирующие позиции в лечении онкологических заболеваний — выживаемость при раке желудка почти в 2 раза выше, чем в Канаде и США, и более чем в 1,5 раза выше при раке печени. Корея и Япония — это две страны в мире, где с успехом лечат запущенные стадии рака и у них самые большие показатели пятилетней выживаемости.

Правительство Южной Кореи в развитии медицинского туризма оказывает очень большую информационную поддержку. Не забывая обеспечивать безопасность медицинского туризма путем жесткого контроля участников отрасли, в то же время усиливает маркетинговую деятельность прежде всего посредством Национальной Организации Туризма Кореи. Для успешной реализации развития программы медицинского туризма были объединены усилия Министерства здравоохранения и социальных служб, Национальной Организации Туризма Кореи, Корейской международной торговой ассоциации, Министерства иностранных дел. С их помощью медицинская общественность участвует практически во всех международных конференциях и конгрессах в мире, широко освещая свои достижения и услуги. Правительством Кореи ежегодно на развитие медицинского туризма выделяет более 4 млн долл. США [18].

Таким образом, привлекательность Кореи для медицинского туризма определяет: государственная поддержка, высокий уровень медицинских и информационных технологий, высокий уровень

специалистов, быстрота и точность диагностики, беспрерывная система контроля качества медицинских услуг, доброжелательное обслуживание и гостеприимство, высокое качество организации сервиса немедицинских услуг, а также низкие цены по сравнению со странами Европы и США.

Ограничением в нашем аналитическом исследовании явилось недостаточное количество информации для анализа, имеющееся в открытом доступе, а также трудности в достоверном сборе статистики по медицинскому туризму в различных странах мира. Дополнительным ограничением в применении мирового опыта могут быть различия с системами здравоохранения вышеупомянутых стран-лидеров в медицинском туризме.

На основании проведенного анализа, можно выделить следующие конструктивные факторы, поддерживающие развитие медицинского туризма в принимающих странах:

— частные и государственные инвестиции в инфраструктуру системы здравоохранения;

— международная и/или местная сертификация и аккредитация поставщиков медицинских услуг;

— активность агентств медицинского туризма;

— политическая и социальная стабильность в стране;

— развитая туристическая инфраструктура;

— хорошая репутация страны в медицинской области;

— внедрение новейших медицинских технологий;

— высококвалифицированный медицинский персонал;

— информационное обеспечение и понятный алгоритм поездки на лечение;

— сотрудничество с международными страховыми компаниями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проанализирован наиболее успешный международный опыт в сфере развития въездного медицинского туризма и экспорта медицинских услуг. Выбран международный опыт, релевантный для РФ. Обозначены конст -руктивные факторы, поддерживающие развитие медицинского туризма в принимающих странах. Определены потенциальные страны-доноры для сотрудничества в области экспорта медицинских услуг для Российской Федерации. Проведен ана-

лиз потенциала выездного медицинского туризма выбранных стран-доноров, описаны качественные и количественные факторы, влияющие на поток исходящих медицинских туристов в выбранных странах. Данная информация может быть полезна для внедрения в Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Анучин П.А., Юдина Н.Н., Чернышев Е.В. Стратегия развития экспорта медицинских услуг в рамках реализации Национального проекта «Здравоохранение». Вестник Росздравнадзора. 2019; 4: 83—89. Anuchin PA, Yudina NN, Chernyshev EV. [Medical tourism strategy in terms of National project «Health care» development]. VestnikRoszdravnadzora. 2019; 4: 83—89. doi: 10.35576/ article_5d651dbc895512.43399088. Russian.

2. The World Tourism Organization (UNWTO). Accessed 10.06.2020. https://www.unwto.org/tourism-statistics-data.

3. Горошко Н.В., Пацала С.В. Россия на мировом рынке медицинского туризма. Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018; 1(12). Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-na-mirovom-rynke-meditsinskogo-turizma. Ссылка активна на 10.06.2020. Goroshko NV, Patsala SV. [Russia in the global medical tourism market]. Electronic Scientific and Methodological Journal of the Omsk State Agrarian University. 2018; 1(12). Accessed 10.06.2020. https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/rossiya-na-mirovom-rynke-meditsinskogo-turizma

4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Доступно по: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71837200/#review/. Ссылка активна на 10.06.2020. [Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of 07.06.2018 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024»]. Accessed 10.06.2020. https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71837200/#review. Russian.

5. Bloomberg. Рейтинг стран мира по эффективности систем здравоохранения в 2016 году. Гуманитарные технологии: аналитический портал. 2016. Доступно по: http://gtmarket.ru/news/2016/10/08/7306. Ссылка активна на 10.06.2020. Bloomberg. [Rating of countries of the world with the most effective health care in 2016]. Humanitarian Technologies: an analytical portal. 2016. Accessed 10.06.2020. http://gtmarket.ru/news/2016/10/08/7306. Russian.

6. Батенева Т. Полетели за молодостью. Мобильность населения в поисках качественной и недорогой медицинской помощи растет. Российская газета. Спецвыпуск № 51 (7514). 2018. Доступно по: https://rg.ru/2018/03/ 12/obemy-medicinskogo-turizma-v-rf-vyrosli.html. Ссылка активна на 10.06.2020. Bateneva T. [Flew for youth. The mobility of the population in search of quality and affordable medical care is growing]. Russian Newspaper. Special issue No. 51 (7514). 2018. Accessed 10.06.2020. https://rg.ru/2018/03/12/obemy-medicinskogo-turizma-v-rf-vyrosli.html. Russian

7. Medical Tourism Index. 2016. Accessed 10.06.2020. http:// www.medicaltourismindex.com/overview/.

8. Joint Commission International. 2019. Accessed 10.06.2020. https://www.jointcommissioninternational.org/about-jci/ jci-accredited-organizations/.

9. Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг». 2019. Доступно по: https://www.rosminzdrav.ru/ poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/medturizm. Ссылка активна на 10.06.2020. [Federal Project «Development of the export of medical services»]. Accessed 10.06.2020. https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/ natsproektzdravoohranenie/medturizm. Russian.

10. Индекс медицинского туризма. Электронный ресурс: Medical Tourism.com. 2017. Доступно по: https:// www.medicaltourismindex.com/overview/destination-ranking/. Ссылка активна на 10.06.2020. [Medical tourism index]. Medical Tourism.com. 2017. Accessed 10.06.2020. https://www.medicaltourismindex.com/over-view/destination-ranking/. Russian.

11. Турция — мировой центр медицинского туризма. MEDНовости. 2016. Доступно по: https://medportal.ru/ mednovosti/news/2016/11/14/986turkey/. Ссылка активна на 10.06.2020. [Turkey is a world center of medical tourism]. MEDNovosti. 2016. Accessed 10.06.2020. https:// medportal.ru/mednovosti/news/2016/11/14/986turkey/. Russian.

12. Медицинский туризм в Индии. Куда ехать и что лечить? Портал Bookimed. 2019. Доступно по: https:// ru.bookimed.com/article/medicinskij-turizm-v-indii/. Ссылка активна на 10.06.2020. [Medical tourism in India. Where to go and what to treat?]. Portal Bookimed. 2019. Accessed 10.06.2020. https://ru.bookimed.com/article/ medicinskij-turizm-v-indii/. Russian.

13. Министерство здравоохранения Израиля. Официальный сайт. 2020. Доступно по: https://www.health.gov.il/ Russian/Subjects/Medical_Tourism/Pages/default.aspx Ссылка активна на 10.06.2020. [Ministry of Health of Is-

rael. Official website. 2020. Accessed 10.06.2020. https:// www.health.gov.il/Russian/Subjects/Medical_Tourism/ Pages/default.aspx. Russian.

14. Netanyahu's Office Lobbying to Expand Medical Tourism. HAARETZ. 2012. Accessed 10.06.2020. https:// www.haaretz.com/israel-news/business/netanyahu-s-of-fice-lobbying-to-expand-medical-tourism-1.5181227.

15. Крестцовый поход: ради кого и против чего в Израиле принят закон о медтуризме. VADEMECUM. 2019. Доступно по: https://vademec.ru/article/kresttsovyy_pokhod-_radi_kogo_i_protiv_chego_v_izraile_prinyat_zakon_o_m edturizme/. Ссылка активна на 10.06.2020. [Sacral campaign: for the sake of whom and against what the law on medical tourism is passed in Israel]. VADEMECUM. 2019. Accessed 10.06.2020. https://vademec.ru/article/ kresttsovyy_pokhod-_radi_kogo_i_protiv_chego_v_izraile_ prinyat_zakon_o_medturizme/. Russian.

16. Улумбекова Г.Э. Анализ и оценка системы здравоохранения Республики Корея. Уроки для России. Менеджер здравоохранения. 2011; 11: 47—54. Ulumbekova GE. [Evaluation of the Korean healthcare system. Lessons for the Russian Federation]. Manager of Health care. 2011; 11: 47—54. Russian.

17. Seoul National University Hospital. International Healthcare Center. 2020. Accessed 10.06.2020. https:// www.snuh.org/english/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Тастанбекова Ш.О. Мировой опыт развития и продвижение медицинского туризма на примере Южной Кореи. Вестник КазНМУ. 2016; 4: 477—481. Tastanbek-ova ShO. [World experience in the development and promotion of medical tourism on the example of South Korea]. VestnikKazNMU. 2016; 4: 477—481. Russian.

Поступила / Received: 21.05.2020 Принята к опубликованию / Accepted: 10.07.2020

Сведения об авторах:

Юдина Наталья Николаевна — эксперт отдела социально-значимых проектов ГБУ Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», исполнительный директор Национального Совета Медицинского Туризма. Тел. +7 (962) 726-39-81. E-mail: nyudina@icloud.com, ORCID: 0000-0002-1888-5666.

Мельгунова Марина Сергеевна — канд. мед. наук, эксперт в ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека», Иркутск. Руководитель агентства медицинского туризма Health Concept. E-mail: 9285217@gmail.com, ORCID: 0000-0002-7393-1135.

Чернышев Евгений Владимирович — эксперт отдела социально-значимых проектов ГБУ Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», Президент Национального Совета Медицинского Туризма. Е-mail: e.chernyshev84@gmail.com, ORCID: 0000-0003-4434-502X. Петрова Галина Дмитриевна — д-р фил. наук, ведущий научный сотрудник ГБУ Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы». Тел.: +7 (980) 006-67-49. E-mail: PetrovaGD@zdrav.mos.ru, ORCID: 0000-0001-9919-2548.

About the authors:

Natalia N. Yudina — expert of the Socially Significant Projects Department, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department; Executive Director of the National Council of Medical Tourism. E-mail: nyudina@icloud.com, ORCID: 0000-0002-1888-5666.

Marina S. Melgunova — Ph.D. in Medicine, expert with the Scientific Center for Family Health and Human Reproduction Problems, Irkutsk. Head of the Health Concept Medical Tourism Agency. E-mail: 9285217@gmail.com, ORCID: 0000-0002-7393-1135. Evgeny V. Chernyshev — expert of the Socially Significant Projects Department, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department; President of the National Council of Medical Tourism. Е-mail: e.chernyshev84@gmail.com, ORCID: 0000-0003-4434-502X.

Galina D. Petrova — Ph.D. in Philosophy, Leading Research Fellow, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department. Е-mail: PetrovaGD@zdrav.mos.ru, ORCID: 0000-0001-9919-2548.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.