Научная статья на тему 'Проблемы реализации долгосрочной целевой программы (ДЦП) «Информационное общество» в системе дополнительного образования'

Проблемы реализации долгосрочной целевой программы (ДЦП) «Информационное общество» в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьева М. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации долгосрочной целевой программы (ДЦП) «Информационное общество» в системе дополнительного образования»

М.Ф. Соловьева

(Киров, Россия)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ (ДЦП) «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2011 год - юбилейный год рождения нового государства

- Российская Федерация (РФ). Однако это и год формирования новых тенденций в области образования, как части общества и самого общества, как целой системы... Более 20 лет назад актуальными были проблемы осознания нового государства в системе нового общества. Но на первый план выходило все же понимание сущности нового общества. Одни его называли как «постиндустриальное», другие «информационное», третьи-«информационно-технологическое», четвертые -

«гуманистическое», «пятые»- общество научного бизнеса и образования и т.д. В конечном счете доминирующим атрибутом нового типа общества - был процесс информатизации, который формировал вызов человеку. Поэтому осталась традиция определения взаимосвязи антропогенеза и социогенеза, но в новых исторических условиях. Формирование человека естественно начинается в семье, но наше общество при рождении нового государства находилось в состоянии инерционного движения, несмотря на значительное количество ряда нормативных актов. К числу первых из нормативных актов президента РФ относится Указ №1 об утверждении закона «Об образовании».

В соответствии с данным законом в системе образования нашей страны появилась новая подсистема «Дополнительное образование». Первоначально многие обратили внимание на правопреемственность системы внешкольного и дополнительного образования. Отчасти это было понятно работникам - внешкольникам (работникам домов и дворцов пионеров), так как сохранялась свобода выбора занятий во вне учебное время и сохранялись специалисты творческого характера труда (чаще не педагоги, а танцоры, певцы, мастера

декоративно-прикладного искусства, спорта ит.д.) Однако постепенно наступило понимание новых требований, которые стали хребтом новой системы - образовательные программы (одногодичные, двухгодичные...) Опытные стажисты внешкольного образования НЕ УМЕЛИ ПИСАТЬ ПРОГРАММЫ, как того требовали новые подходы, программы развития уже не дворцов, а образовательных учреждений.

Новая подсистема разрабатывала сама себя изнутри, «снизу», так как не было специалистов ученых, теоретиков данного направления. В данных условиях сформировалось несколько направлений «новаторства»:

- в школах, а в новом государстве новый термин -

образовательных учреждениях, работали заместители

директоров по внеклассной работе, которые с 80-х годов действовали в рамках парадигмы «Школа-центр работы по месту жительства», где создавали системы взаимодействия школы, музея, библиотеки, дома (дворца пионеров) и т.д. В этот период формируется теория «Воспитательных систем», интегрирующих усилия «школы» и воспитательного потенциала микрорайона вокруг нее, что было действительно актуально в ситуации исчезновения пионерского и комсомольского движения;

- в стране получило распространение новое направление взаимодействия «школы», «семьи», «дома детского творчества», «предприятий» под названием «Социальная педагогика», где ведущей идеей философии образования стал не опыт С. Т. Щацкого, который после личного знакомства с практикой работы высоко оценил родоначальник системы образования США - Дж. Дьюи , а модернизированный опыт американского видения работы по месту жительства . Так в нашей стране появляется идея территориального общественного самоуправления, сегодня известная как ТОСы. При этом неоднозначная оценка земства как исторического позитивного опыта общественного самоуправления со стороны А. Солженицина не смогла убедить сторонников и противников общественного коллективного попечительства в глубоком изучении лучших сторон общественной системы образования, созданной в России за 50 лет (1864-1918). ( а ведь именно в эти

годы наблюдается рост научных исследований деятельности земства по всем направлениям его деятельности. В том числе и изучение опыта создания в России системы внешкольного (дошкольного и послешкольного образования и

самообразования. С тех времен в стране сформировалось общественное сознание о необходимости образовательной функции библиотек, музеев, кинотеатров. Говоря современным языком - традиционных информационных систем) Даже специалисты теории и истории педагогики не смогли убедить новое поколение сторонников «новаторского зарубежного заимствования», что России было чем гордиться в ее философии, теории и практики государственно-общественной системы образования (1900 год: Золотая медаль за организацию начального образования в России и Серебряная - за организацию среднего реального образования ) на международной выставке достижений хозяйства в ПАРИЖЕ.

- к числу «новаторов» можно отнести и руководителей образовательных учреждений, которые взяли на себя функции лидера идей и попытались сформировать стратегическую модель развития учебного заведения. К сожалению, руководителям - практикам это не совсем удалось в силу отсутствия методологического мышления, поэтому в стране появляются «экспериментальные школы, дома, центры.. » , обозначившие путь социального партнерства или сотрудничества специалистов теории (науки) и специалистов -практиков. Так в стране создалась система авторских семинаров по распространению педагогических или организационнопедагогических идей, которая существует и в настоящее время, развивая рынок спроса и предложения в области педагогики (прикладной философии - философии человека), философии образования, особенно психологии, социологии образования и т.д. в этой нише сегодня развивается система самодеятельного образования или информального образования на основании потребностей личности. В связи с тем, что значительная часть населения потеряла ценностные ориентиры, то именно в этой нише просветительства формируются группы по интересам не только молодежи, но чаще средней возрастной категории . их интересы связаны с поиском обоснования роли России в

истории общества, перспектив самоопределения в условиях новой информационной эпохи. Доминирующее положение занимают их потребности в самосовершенствовании,

непрерывном образовании. Поэтому данный сегмент системы дополнительного общего, а не профессионального образования занят изучением средств, необходимых человеку нового типа общества - информационного или общества экономики знания. В ДЦП «Информационное общество» широко представлено это явление практически по всем шести направлениям.

- наиболее эффективным направлением «новаторства», а сегодня «инновационным процессом» можно назвать

сотрудничество вузов и «центров., домов.» )в системе дополнительного общего образования. В связи с низкой оплатой труда в вузах в течении двадцати последних лет (если преподаватели ведут только учебную нагрузку и не входят в состав научной администрации) в систему дополнительного образования пришли преподаватели вузов ... как руководители педагогической практики. Деятельность студентов сыграла роль внутреннего катализатора смены образовательных ориентиров педагогов ДОД (дополнительная образовательная деятельность). Педагоги «учились, повышали квалификацию» от студентов, так как в системе вузовского образования наблюдалась тенденция упоения творчеством в силу поиска средства для самосохранения личности в условиях унижения слоя носителей и создателей нового знания (если исключить негативные процессы «покупки» текста диссертаций). Студенты, как со-творцы педагогических инноваций стали выполнять функции «мотиватора» инновационной деятельности. Впервые в истории социума молодежь не перенимала опыт старших, а стала «учителем» старшего поколения. При этом сама она выполняла роль не производителя и не потребителя, а протребителя (производителя и потребителя одновременно) новых информационных технологий и интеллектуальных, творческих идей. В настоящее время уже молодые педагоги не успевают за темпами развития мышления, творчества со стороны учащихся младшего школьного возраста. Причина: в возраст рождения детей вошло поколение , воспитанное на идеях педагогов новаторов, творческих педагогов сегодня уже

переходящих рубикон пенсионного возраста. В настоящее время эта тенденция несколько сократила степень своего распространения в силу появления таких требований внешней административной экспертизы, которые отрывают личность педагога от личности учащегося, студента и увеличивают его время работы с документами. В условиях информационного общества новое поколение находится в ситуации выбора информации, но без смысло-ценностного «навигатора», роль которого в системе образования России всегда играла личность педагога. Сегодня восполняет эту роль корпоративная культура (реже - семья).

В период прошедших двух десятилетий параллельно шел процесс адаптации России у вызовам «третьей волны» общества. Страна формировала свою стратегию развития вхождения в информационное общество. Значительную роль сыграли ФЗ «Об информации, информатизации, защите информации» и ФЦП «Электронная Россия» (2000-2010). Действие нормативных актов позволило заняться процессами ВНЕДРЕНИЯ информационных ресурсов и развития информационных систем : традиционных - музей, архив,

библиотека, система образования - на новых основах, а базы данных (БД) и Интернет - в состоянии действия законов синергетики.

Наибольшее распространение получил термин «информатизация общества», выявив требования к рождению новой отрасли информатики - социальной информатики. Именно в этой области и находится причина нового витка проблем дополнительного образования в условиях информационного общества и реализации ДЦП «Информационное общество».

Первая причина относится к категории действия закона противоречия. За последние два десятилетия быстрыми темпами прошли процессы информатизации в каждой профессиональной сфере и захваченные процессами сокращения срока морального устаревания ИТ работники каждой профессиональной области замечали лишь обновления собственных средств и предметов труда, чаще всего на примере компьютеризации рабочего места. Особую категорию составляют специалисты прикладной

информатики в экономической сфере, которые признают лишь значение анализа и разработки программных продуктов к которым имеют непосредственное отношение. Именно в их среде возникло противостояние развитию научных основ социальной информатики, которая уделяет внимание готовности человека к условиям использования ИТ технологий в профессиональной, досуговой и бытовой сферах деятельности. Дети, подростки, молодежь и сами взрослые не уделяют внимания анализу изменений человеческого фактора, окружающего социума в целом. Более того, часть ученых -специалистов в области прикладной информатики, технологической сферах не понимают смысла и сущности социальной информатики. В нашей стране до сих пор нет осознания значимости социологических исследований в целом и исследований в области информатизации общества в частности. Естественно с появлением четвертой части ГК РФ, нового Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и ряда следующих за ними в нормативной лексике исчезло понятие «информатизация общества». Отчасти причиной этого стало подведение еще предварительных итогов реализации программы «Электронная Россия», которая по преобладающему большинству параметров не осуществлена и наполовину. Вместе с тем значительную роль сыграли не технологические процессы и состояние общественного и индивидуального сознания. И прежде всего, до сих господствующий профессиональный (специалиста -профессионала) подход к оценке своей собственной деятельности и оценке социальной политики государства. Так и в системе дополнительного образования столкнулись интересы «профессионалов» и «гуманитариев», что вызвало не столько раскол, сколько разногласие среди членов педагогических коллективов. ДЦП «Информационное общество» принята на основе социологических опросов, по результатам которых наша страна находится на весьма отдаленных позициях и не соответствует ожиданиям большинства членов общества -«патриотов своего отечества» (особенно на фоне побед в космическом пространстве, юбилейной дате первого полета космонавта - гражданина России). Налицо эффект

«отторжения» информации, необходимой для прогнозирования и планирования деятельности по реализации данной программы.

Иной причиной служит и приоритет научных достижений: мнения кандидатов наук на фоне мнения представителей академии наук просто не имеют значения при определении оценки ситуации, сегментирования деятельности образовательного учреждения, или традиционного выбора методической темы педагога ДОД.

Усиливает данную позицию и борьба научных интересов, принадлежность к общественным или традиционным АКАДЕМИЯМ НАУК.

Среди причин, препятствующих объединению усилий по реализации программы конечно следует отметить неравномерность регионального развития, которая формирует менталитет части населения. Так как большинство населения живет на границе среднего класса и на уровне прожиточного минимума, то возникает проблема межпоколенного и межсословного социального конфликта ( поколения Интернет пользователей, ИТ пользователей и тех, кто не имеет возможности использования Интернет ресурсов ни в бытовой, ни в профессиональной сфере). Так например в соответствии с ПНП «Образование» образовательные учреждения общего образования получили возможность комплектования классов-кабинетов по информатике, доступа в сеть Интернет, то система дополнительного образования лишена данных возможностей. Данная дискриминация усугубляется условиями расслоения общества, старением кадров и в целом снижением доступа к получению оперативной информации. В сознании детей, подростков и молодежи формируется особый стереотип отношений к педагогу, учреждению, поколению, стране.

Наряду с указанными выше причинами следует отметить и те коллективы, которые более двух десятилетий назад выбрали путь освоения компьютерных программ и внедрения достижений ИТ в свои образовательные программы. Например к числу таких учреждений ( в новом проекте закона: АНО, образовательных организаций) относятся те, кто соединил информационные ресурсы с подготовкой молодежи к предпринимательской, экономической деятельности. В

результате изменения экономики от рыночной до инновационной ,научного бизнеса и нанотехнологий происходило освоение нового содержания деятельности, информации, ресурсов и средств труда. Эволюционным путем шел процесс производства и потребления собственных личностных ресурсов и формирование навыков производства и защиты интеллектуальной (коллективной, групповой, индивидуальной) собственности в условиях УДОД.

В условиях становления системы дополнительного образования и развития рыночной экономики ЦДТ с ИПЭ (Центр детского творчества с изучением прикладной экономики) избрал путь подготовки детей и молодежи к предпринимательской деятельности. В начале ХХ1 века, в условиях развития социального предпринимательства и экономики знания, науки внимание педагогического коллектива обращено к созданию условий самоактуализации, саморазвития личности, что невозможно без учета происходящих вокруг изменений общества, без адаптации участников

образовательного процесса к инновациям

Предпосылками избрания темы эксперимента,

оказывающих влияние на актуальность избранной темы экспериментальной работы можно назвать следующие:

На уровне государства в целом - это принятие новой, теперь уже Долгосрочной целевой программы «Информационное общество» на 2010-2020гг. (с ноября 2010г), нового этапа ФЦП «Дети России», первого в нашей стране форсайт - проекта «Детство -2030»

На уровне системы образования в целом - это комплекс взаимосвязанных процессов: *переход муниципальных

образовательных учреждений в новый тип организационноправового оформления - автономные образовательные учреждения (а в соответствии с проектом закона «Об образовании в РФ» - образовательные организации);

*внедрение образовательной инициативы «Наша новая школа», ФГОС (федеральных государственных

образовательных стандартов нового поколения),

* социокультурного подхода к организации и системы образования и образовательного процесса

На уровне субьекта РФ - Кировской области - участие в реализации Областных целевых программ

На уровне муниципального образования города Кирова -участие в реализации целевых программ, таких как «Город без жестокости к детям» и др.

На уровне образовательного учреждения:

* Обеспечение преемственности избранных ранее тем экспериментальной работы в рамках экспериментальной площадки Федерального института развития образования (ФИРО)

2000-2007 гг. тема «Экономико-правовое воспитание и обучение школьников, подготовка и переподготовка педагогов дополнительного образования»

гг. тема «Актуальные проблемы социальноэкономического обучения и воспитания в системе

дополнительного образования (региональный опыт)» в рамках реализации межведомственной программы развития дополнительного образования детей.

*Реализация Программы развития на 2008 - 2020 гг. «ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА с ИЗУЧЕНИЕМ ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА КИРОВА» - «Успех каждого и общий успех = успех России»

*Реализация социального проекта «Личностное

предпринимательство как творчество» (на 2010-2012)

В связи с тем, что в рамках перечисленных выше тем экспериментальной работы обязательным компонентом выступали информационные ресурсы (ИР), адаптация детей и молодежи к новым информационным системам (ИС) и изучение динамики процесса информатизации общества (область изучения - социальная информатика), то внимание авторского коллектива стало направлено на вновь утвержденную государственную программу, которая предусматривает не столько внедрение ИР, сколько эффективное их использование на благо человека, общества, государства и бизнеса. В данной программе «Информационное общество» представлено 6 направлений деятельности:

I. Качество жизни граждан и условия развития бизнеса.

II. Электронное государство и эффективность государственного управления.

III. Российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий.

IV. Базовая инфраструктура информационного общества.

V. Безопасность в информационном обществе.

VI. Цифровой контент и культурное наследие.

Однако в соответствии с указанной актуальностью и возможностями ЦДТ с ИПЭ, адекватным условиям и ресурсам была избрана тема и направления экспериментальной работы:

««Сетевые технологии в развитии информационной образовательной среды дополнительного образования детей» Срок реализации: 09.02.2011 - 31.12.2013 гг.

Цель: Поиск эффективных средств развития

информационной образовательной среды

в системе дополнительного образования детей Задачи:

Создание оптимальной структуры единого информационного пространства системы сетевого взаимодействия образовательных организаций - партнеров социального-экономического образования

Обновление содержания социально-экономического и информационного образования участников образовательного пространства на основе инноваций и реинноваций, программы развития УУД

Создание эффективной модели мониторинга динамики изменений личности на основе адаптации факторов моделей УУД в условиях УДОД

Создание безопасных условий социально-экономического и информационного образования в УДОД, формирование потребностей в здоровьесбережении воспитанников и педагогов Повышение общей и профессиональной компетентности субъектов образовательного пространства

Основные направления экспериментальной работы: Информатизация образовательного процесса Современное промышленное производство Сетевые сервисы и дистанционные технологии

Информатизация социокультурной и бытовой среды Личностное предпринимательство как творчество Поликультурное общество. Формирование толерантной среды общения в социальных сетях

Ожидаемые результаты экспериментальной работы *Результаты деятельности, опроса родителей и детей -динамика мотивации и осознания значения личностного предпринимательства как творчества;

*Анализ «Портфолио успеха» воспитанников и книжки «Профессиональных достижений» педагогов - соотношение проявления личностного предпринимательства как творчества субьективного и объективного уровня;

*Создание информационного банка данных педагога и воспитанника (диагностика мотивации личности к личностному предпринимательству и имеющихся компетенций, стратегия успешной деятельности, ее результаты, рефлексия самореализации);

*Расширение инновационной деятельности коллектива ЦДТ (статистические показатели) как условий для проявления личностного предпринимательства;

*Определение оптимальных форм повышения

квалификации членов педагогического коллектива для формирования мотивации к проявлению личностного предпринимательства

* Объединение усилий учреждений социокультурного пространства для решения проблем социализации и

идентификации личности в социально-экономической сфере жизни общества,

*Обеспечение эффективной системы сетевого

взаимодействия социальных партнеров в условиях

информационного общества

*Создание различных моделей сотрудничества,

взаимодействия как сотворчества для удовлетворения

потребностей личности и учреждений в качестве образовательных услуг в системе УДОД

Один из ведущих специалистов в области социологического знания России Ж.Т. Тощенко дал определение современному состоянию нашего общества

«Кентавр», а науку по изучению современного общества -кентавристикой. В современном обществе можно наблюдать множество несогласований, формирование дисгармоничных связей, обусловленных процессом перехода от одного типа государства к другому, от одного типа общества - к другому. Пока в нашей стране не сформирован единый образ человека не только информационного общества , но и гражданина страны, способный ответит на вызовы этого нового общества. Поэтому значительный интерес представляет проект группы сотрудников Института философии РАН «Антропологическое измерение российского государства». К сожалению, для участников образовательного процесса нет доступа к промежуточным результатам мониторинга исследовательской деятельности. Коллективная монография по результатам исследования, планируемая к выходу в 2009 году неизвестна ни руководителям

- практикам, ни научным сотрудникам. Но она важна для оперативного решения проблем, возникающих в ходе реализации ДЦП «Информационное общество».

Основные параметры программы “Информационное общество”

Г рлждан* £* Евііяс Государство Международное сообщества

Компоненты ИКТ и барьеры использования ИКТ

Сеивисы для Инфраструктура Цифровой контент потребителей информационного Преодоление цифровых барьеров

Цифровая экономика Развит е

Повышение качества жижи Электронное государство Беюпэсносгь в ин фп рм .ши о н н ом обществе

ИТ-ограсли

Удобства Мобильность Новые МЯИОНШКТИ ПрОИМЧИЮГЯЬМОСІ* 'РУШ Инновационное ть Конкурентоспособность Ншы» возможности Прозрачность Эффективность м управляемость Устойчивость * кии х^рни ПК ПОҐОІІ'іпііП ь ЭНОНОМИМН СТРЭПЫ М«трр«.снвв МІіроіІЬ'К рентных Цнф ропак незлшсммисть Иниестиционна я привлекательность

Источник: Минкомсвязи, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.