Научная статья на тему 'Продюсирование – как эффективная функция целостной системы управления удод'

Продюсирование – как эффективная функция целостной системы управления удод Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
942
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДЮСИРОВАНИЕ – КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / ОБРАЗ ПРОДЮСЕРА / ПЕДАГОГ – ОРГАНИЗАТОР / БРЕНД ШАХТЕРСКИХ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессчетнова Ирина Алексеевна

В статье представлен образ продюсера, работающего в системе дополнительного образования, основополагающей целью деятельности которого является осуществление воспитательно-образовательного процесса посредством привлечения спонсорской помощи для создания и реализации качественного проекта, организации и проведения игрового мероприятия. Для эффективного функционирования современной модели управления УДОД как целостной системы к основным пяти функциям управления автор предлагает подключить жизненно необходимую в рыночных условиях функцию – продюсирование, имеющую косвенный характер, но при этом способную оказывать мощное стимулирующее воздействие на основные функции управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бессчетнова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продюсирование – как эффективная функция целостной системы управления удод»

Все модули объединены принципами ориентации на личностные достижения учащихся, успешности и развития навыка самостоятельной поисковой деятельности, способствующего самоопределению. Это позволяет рассматривать представленный продукт как систему работы педагогического коллектива по построению гармоничной, комфортной образовательной среды, ориентированной, с одной стороны, на самореализацию школьников и педагогов, а с другой - на удовлетворенность родителей ходом и результатами образовательного процесса, становление полноценной системы социального партнерства. Данный продукт является комплексной системой работы по повышению качества образования, способствует личностному развитию каждого ученика на всех ступенях обучения; обеспечивает процесс приобретения социального опыта, практики самопрезентации; развитие образовательной мотивации школьников.

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся направлена на достижение следующих педагогических эффектов.

1. Обучение самостоятельному освоению обучающимися научно-практических знаний и ключевых компетенций и созданию интеллектуального продукта;

2. Формирование самостоятельных исследовательских умений способствующих развитию творческих способностей и логического мышления, а именно:

- постановка проблемы;

- сбор и обработка информации;

- проведение экспериментов;

- анализ полученных результатов;

- навыка публичной презентации интеллектуального конечного продукта.

3. Изменение психологии обучающихся и перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом.

4. Смещение акцентов в компетентностной составляющей результата образования от области знаний к области умений, от «знаю, что» к «знаю, как» (т. е. выполнение основного требования новых образовательных стандартов - умения практического применения полученных знаний).

5. Формирование эффективной системы мониторинга образовательного процесса, результаты которого позволят значительно улучшить качество образовательных услуг.

6. Устранение изолированности ступеней обучения в образовательном процессе.

7. Позитивные изменения в содержании и организации образовательного процесса в целом. Разработанная проектная линия «Система работы по организации и управлению проектно-

исследовательской деятельностью обучающихся 1-11 классов» направлена на достижение главной цели - воспитание инициативных, самостоятельных, ответственных молодых людей, способных в современных условиях реализовать свои возможности и потребности в интересах нашего общества. Библиографический список

1. Кукушкин М. А. Организация и управление инновационной деятельностью в условиях модернизации российского образования. - Саратов: Издательство ГОУ ДПО СарИПКиПРО, 2009. - 64с.

2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова.-2-е изд. - М.: Просвещение. 2010. - 176с.-(Стандарты второго поколения)

3. А. М. Анфиногенов. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях, Москва,38 с.

4. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Технология организации проектной и исследовательской деятельности. - Санкт-Петербург, 2007.

Бессчетнова Ирина Алексеевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ДОД «Центр детского творчества», г. Кемерово cdtcr@mail.ru

Продюсирование - как эффективная функция целостной системы управления УДОД Аннотация. В статье представлен образ продюсера, работающего в системе дополнительного образования, основополагающей целью деятельности которого является осуществление воспитательно-образовательного процесса посредством привлечения спонсорской помощи для создания и реализации качественного проекта, организации и проведения игрового мероприятия. Для эффективного функционирования современной модели управления УДОД как целостной системы к основным пяти функциям управления автор предлагает подключить жизненно необходимую в рыночных условиях функцию - продюсирование, имеющую косвенный характер, но при этом способную оказывать мощное стимулирующее воздействие на основные функции управления. Ключевые слова: продюсирование - как эффективная функция, образ продюсера, педагог - организатор, бренд шахтерских творческих коллективов.

Ситуация, сложившаяся, в общем и дополнительном образовании на сегодняшний день такова, что управление является одним из наиболее сложных и важных вопросов для практики учрежде-

ния дополнительного образования. Современная проблематика в том, что задачи, которые решает руководитель образовательного учреждения во много раз умножены и усложнены в связи с модернизацией российской системы образования. Реформирование данной сферы общества тесно взаимосвязано с теми изменениями, которые происходят в экономической и политической жизни страны. Рынок ставит образовательное учреждение в принципиально новые отношения с государственными и частными организациями, иными партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В рыночных отношениях, стремительно развивающихся в условиях России, видное место в системе образования начинает занимать свободное предпринимательство, утверждается жизнеспособная модель трудовых отношений.

Законом РФ «Об образовании» всем образовательным учреждениям, в том числе Центру детского творчества Центрального района г. Кемерово предоставлено право на самостоятельность, творческие поиски, на перестройку содержания и организации своей работы с учетом местных особенностей и реальных возможностей [1]. На основании действующего Устава ЦДТ Центрального района педагоги, например, могут осуществлять платные услуги. В рамках продолжающегося реформирования в МБОУ ДОД «ЦДТ» Центрального района был осуществлен переход на новые условия оплаты труда [2]. Введение платных услуг, внедрение системы стимулирования, ориентированы на повышение качества работы педагогических кадров, что существенно расширяет возможности работников Центра детского творчества. Проект Закона РФ «Об образовании» еще больше предоставляет прав учреждению дополнительного образования в вопросе оказания платных образовательных услуг [3]. Но одновременно растут требования государства к руководящим кадрам, в связи с эти возникает острая необходимость в расширении управленческих функций УДОД. Задачи, решаемые учреждением дополнительного образования, постоянно усложняются. Жизнь требует, чтобы они разрешались оперативно и имели не просто любое решение, а то, которое оптимизирует воспитательно-образовательный процесс. Насколько опытно, творчески и содержательно сработает руководитель, его педагогические кадры, зависит оптимизация воспитательно-образовательного процесса учреждения ДОД. На современном этапе развития образования, необходимой частью эффективной управленческой деятельности в ЦДТ Центрального района станет организация процесса продюсирования.

История развития общества показывает нам, что управленческий труд все более усложняется и дифференцируется. И если обратиться к корифеям управленческого труда за ответом на вопрос: «Что включает в себя управленческая деятельность, и что делает ее наиболее эффективной?», единого мнения у них нет. Каждая из школ управления интересуется, каким то определенным, аспектом управления. Целесообразно сначала обратиться к школе «научного менеджмеризма» (сформировавшейся в к.19-нач.20 в. в.), представителями которой являются Ф. У. Тейлор, Л. Гилбер, Г. Ганг, здесь акцент ставится на пути и методы рационализации труда путем строгого нормирования ресурсов, точного учета рабочего времени на каждую операцию, введения дифференцированной оплаты труда, методов планирования за счет совершенствования операций, выполняемых отдельными работниками. «Классическая» или «административная» школа, родоначальником которой является Анри Файоль (нач.-сер.ХХв.), выделила главные принципы формирования организационных структур управления; кроме того, управление определялось как непрерывный процесс, состоящий из основных функций: предвидения, планирования, организации, координации и контроля. На основе достижений психологии в 1930-1950 гг. получила развитие школа «человеческих отношений» (основоположниками считаются Э. Мэйо, М. И. Фолетт, А. Маслоу) которая, изучая проблемы эффективного управления, считали, что наряду с материальными факторами роста производительности труда нужно учитывать психологический и социальный климат в коллективе. С сер.20 в. и по настоящее время развивается школа «поведенческих наук» (представители: К. Арджирис, Р. Лайкерт и др.), которая в отличии предыдущей школы, акцентирующей свое внимание на методах налаживания межличностных отношений, считает, что нужно оказывать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей, важно знать человеческое поведение при управлении организацией. «Новая» школа, представители: Л. Берталанфи, Р. Акофф, Р. Калман, С. Риер и др., обосновывает значение использования компьютерной техники, которая позволяет моделировать сложные процессы, заменять словесные описания символами, численно оценить предполагаемые действия и просчитать различные варианты принятия решения в сложных ситуациях. Эволюция управленческой мысли в современных условиях развернулась к практике и обусловила появление нового направления - эмпирической школы, которая занимается исследованиями в области практики управления, изучения труда и функций руководителей. Идеи эмпирической школы получили широкое распространение в системе образования.

Каждая из школ управления внесли определенный вклад в развитие теории и практики управления. В тоже время каждая из школ имела и свои недостатки, т. к. развивала лишь один из имеющихся аспектов управления, не рассматривая его эффективность как результат целостной системы. Несмотря на то, что дополнительное образование имеет замечательные традиции внешкольного образования и внешкольного воспитания, теория управления учреждениями дополнительного образования разработана слабее общей теории управления производством, поскольку во- первых, дополнительное образование является молодой отраслью научного познания (само «...понятие «дополнительное образование» появилось только в 1992 году.»), и во-вторых, проблема управления

современным УДОД внимание ученых привлекает к себе в целом. Но, современная теория управления УДОД имеет, несомненно, весомое значение, поскольку рассматривает эффективность управления как результат целостной системы [4, с.12].

В рамках современных концепций управления - управление учреждением дополнительного образования детей - это управление образовательной системой, которое основывается на анализе ее состояния, прогнозировании возможных изменений и определении желаемого состояния этой системы. Такого подхода к пониманию понятия «управление учреждением дополнительного образования детей» придерживаются О. Е. Лебедева, М. В. Катунова, Р. У. Богданова, М. М. Поташник, А. М. Моисеев, Н. А. Кузнецова, Д. Е. Яковлев, Л. И. Фишман, И. С. Фишман и др. Так, Л. И. Фишман и И. С. Фишман, анализируя, в чем главное предназначение управления как элемента любой системы, пришли к выводу, что «управление есть построение и реализация своеобразного «дерева целей», где сначала намечаются условия, средства достижения основной цели. Затем эти средства рассматривается как цели следующего уровня» [5, с.10]. В своей работе авторы исследования выражают спорное мнение о том, что подходы, используемые в управлении образовательными системами, являются менее рациональными, чем подходы, используемые в других производственных системах. Это утверждение в современных экономических условиях теряет свою актуальность, однако трудно не согласиться с тем, что в УДОД очень важно, чтобы директор, заместитель директора, руководитель структурного звена умел чувствовать педагогический процесс «кончиками пальцев». Поскольку управленческие цели УДОД становятся в необходимой степени свойствами конкретности, реальности и контролируемости, руководитель УДОД должен переносить акценты с образовательных результатов на педагогическую деятельность как таковую. С этой точкой зрения солидарны авторы работы «Управление методической работой в учреждения дополнительного образования детей» Н. А. Кузнецова и Д. Е. Яковлев. Они подчеркивают, что, выстраивая, систему управления УДОД, следует учитывать специфику управления этим учреждением [6, с.6]. К этой точки зрения присоединяется А. Б. Фомина, автор статьи «Менеджмент как наука и искусство управления», отмечая, что эффективность управления проявляется тогда, когда обеспечено достижение его общих и специфических целей, т. е. «получены запланированные результаты в программах, проектах, и планах...» К этому присоединяется утверждение, что высокой результативности в работе можно достичь при «минимальных затратах всех ресурсов» [7, с.20-21]. Данное мнение основывается на специфике учреждения ДОД, которое имеет мощный кадровый потенциал, способный реализовывать любые проекты в новых экономических условиях без больших материальных затрат внутренних ресурсов.

В последние десятилетия в психолого-педагогической и экономической литературе практически все авторы подчеркивают исключительную важность человеческого фактора, исходя из того, что управление людьми заключается в управлении мотивами их деятельности [8, с.198]. Например, авторы учебного пособия «Дополнительное образование детей», подчеркнув, что новыми принципами управления являются: «лояльность к работающим, честность и доверие к людям, умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер и др.», определили условие эффективности управленческой деятельности - четкое определение ее принципов [9, с.198]. В связи с этим, многие исследователи для эффективного развития УДОД предлагают создание определенной структуры управления. Так, Н. А. Кузнецова и Д. Е. Яковлев, основываясь на современном подходе к определению понятия «управление в УДОД», представили его целостной системой, в которой должны быть выявлены особенности и определены направления деятельности по обеспечению эффективного управления воспитательно-образовательным процессом в УДОД [10, с.5].

Анализ литературы по управлению в системе общего и дополнительного образования показывает, что нет однозначного подхода к пониманию и трактовке понятия «функции управления»: какие и как они должны осуществляться. Большинство исследователей согласны с утверждением, что существует пять основных функций, которые выполняют менеджеры: планирование, организация, подбор персонала, руководство и контроль. Вместе эти функции представляют собой то, что обычно называют процессом управления. Для эффективного функционирования современной модели управления УДОД как целостной системы к основным пяти функциям управления целесообразно подключить жизненно необходимую в рыночных условиях функцию - продюсирование. Новая функция управления, конечно, не может являться ключевой, она может иметь только косвенный характер, но при этом оказывать мощное стимулирующее воздействие на основные функции управления. В силу стремительно происходящих процессов реформирования в системе, как, общего, так и дополнительного образования, нет устоявшегося понятийного аппарата связанного с продюсированием. Поэтому, для определения этого понятия, мы сталкиваемся с многочисленными трактовками продю-сирования как экономической деятельности, целью которой является производство бизнес процессов наиболее эффективно использующих имеющиеся ресурсы и инфраструктуру для создания, производства и продвижения продукта (услуги или товара) обладающего максимальной ценностью для потребителя. Однако, продюсирование в системе дополнительного образования приобретает несколько другой смысл, поскольку преследует иную цель. Цель продюсирования в бизнесе - это достижение максимальной прибыли. Цель продюсирования в УДОД - это реализация проекта, организация и проведение игрового мероприятия. Поэтому, если рассматривать продюсирование в ключе

стимулирующей управленческой функции, это во-первых, привлечение спонсорской помощи для создания и реализации качественного проекта, организации и проведения игрового мероприятия, во-вторых, предоставление платных услуг на основе договорных отношений, т. е. это взаимовыгодное сотрудничество учреждения ДОД и спонсора. Актуальность внедрения продюсирования в систему УДОД очевидна, это продиктовано социально-экономической реальностью, в условиях которой это является одним из эффективных способов решения материальных трудностей УДОД. Здесь встает главный вопрос: «Как эта новая функция будет реализована?» Для реализации данной идеи нужен исполнитель - продюсер, и что самое важное при «минимальных затратах всех ресурсов» [11, с.20-21], т. е. не потребуется изменения штатного расписания, учреждение ДОД обладает тем кадровым потенциалом, благодаря которому нет нужды вводить новую кадровую единицу и проводить обучение нового сотрудника. Исходя из опыта работы педагога - организатора МБОУ ДОД «ЦДТ Центрального района можно сделать вывод о том, что должностные обязанности «педагога - организатора» уже включают в себя те непосредственные требования, которые предъявляются и к «продюсеру» - это «поиск или создание идеи, привлечение ресурсов, реализация идеи» [12].

Основное направление деятельности педагога - организатора МБОУ ДОД «ЦДТ» Центрального района - это организация досуга для детей и подростков. Кроме этого он занимается развитием личности, талантов и способностей детей, вовлечением их в разнообразные виды деятельности, формированием общей культуры личности обучающихся, их социализацией. Для того чтобы его деятельность была продуктивной, и он действительно смог ее реализовать, он должен быть поистине творческой личностью, наделенной плодотворными идеями, для реализации которых приходится быть не только педагогом, но и «менеджером», «продюсером». Для того чтобы выполнить свои непосредственные функциональные обязанности, т. е. организовать мероприятие (точнее ряд запланированных мероприятий), педагогу - организатору приходится прежде: написать сценарии, найти спонсоров для качественного проведения мероприятий, а уже потом организовать и провести их. Но не каждый педагог - организатор, владеющий своим мастерством, может быть хорошим продюсером, для этого нужно обладать дополнительным набором личностных качеств, необходимых в продюсерской деятельности. В связи с этим возникает проблема - как организовать качественный досуг для детей, т. е. как увеличить эффективность труда данной кадровой единицы. В ЦДТ Центрального района штатное расписание включает достаточное количество кадровых единиц должности педагога - организатора, в связи с возникшей «производственной» необходимостью, не меняя штатного расписания, вместо должности «педагога - организатора» необходимо ввести должность «продюсера» и разработать соответствующие должностные обязанности. Так в штате ЦДТ появится новая должность - должность «продюсера».

Прежде чем выстроить основные функциональные обязанности продюсера ЦДТ, необходимо определить, что является главным центром в его работе - это наличие интересной идеи и ресурсов для реализации проекта или игрового мероприятия. Продюсерский функционал непосредственно связан с личностными качествами продюсера, т. е. продюсером может стать человек, обладающий определенными харизматическими качествами, во- первых, способный притягивать внимание людей, что является способом находить спонсорскую поддержку для учреждения. На этом построен современный бизнес. Например, за рекламу продвигаемого на рынок продукта потребители платят деньги, и чем интереснее реклама, тем дороже продается рекламируемый продукт. Так и в отношении способности продюсера притягивать к себе как можно больше внимания. Во-вторых, способный, надолго удерживать внимание, завязывать партнерские отношения, что является способом взаимовыгодного сотрудничества, когда заключаются договора об оказании платных услуг. В-третьих, способный сам назначать цену предоставляемых услуг и завязывать долгосрочные партнерские отношения. В четвертых, способный, связывать различные обстоятельства и ресурсы с целью создать что-то новое. Таким образом, продюсер ЦДТ должен разработать уникальное предложение, от которого потенциальный партнер или предполагаемый спонсор не сможет отказаться. Продукт, предлагаемый продюсером ЦДТ уже уникален в силу своей природы - это игровые и праздничные мероприятия, в которых участвуют дети. В силу этого обстоятельства предполагаемый спонсор понимает, что за предоставленные деньги он получит гарантированное мероприятие, главная задача продюсера убедить, что оно ему интересно и жизненно необходимо. В бизнесе продюсер сталкивается с обратной проблемой, он постоянно пытается убедить спонсора в том, что не является обманщиком и аферистом. Поэтому у продюсера - педагога есть дополнительное преимущество, та сфера, в которой он трудится, является его гарантией и презентабельной визитной картой, открывающей любые двери частного бизнеса. И в бизнесе и в образовании продюсерская деятельность близка к авантюрной. Продюсирование в бизнесе - высоко рискованная деятельность, продюсирование УДОД - не несет в себе риска банкротства, поскольку здесь продюсер - штатная единица бюджетного учреждения, его риск связан только с риском потери процента от сделок со спонсорами, т. е. он может лишиться только премиальной части своей зарплаты. Для того чтобы продюсеру снизить любые риски, и сделать свою деятельность результативной, необходимо ввести в его функционал создание репутации учреждения - его истории и имени, репутации: творческих объединений и педагогических работников. Это будет действенным инструментом успешной деятельности продюсера. Без проведения предварительной презентационной работы, никто не поверит продюсеру, ни один спонсор не отреагирует на даже самую продуманную и очень красивую

идею. Образ продюсера ЦДТ Центрального района можно представить в виде символизированного рисунка:

В центре вы можете увидеть символическое изображение праздника, мероприятия. В верхней части рисунка вы можете обнаружить инструменты работы продюсера. В правой ^^ руке находится «стрела, попавшая прямо в цель», символизи-

I рующая уникальное предложение, разработанное продюсе-

^ ^^^^ ром для спонсора. В левой руке символ времени, указываю-

^^^ ^^^^ М щий на важность сроков в работе продюсера. На открытом

^^ ^^^^ лице продюсера улыбка, символизирующая развитые навыки

в сфере человеческого общения и дружеские отношения с педагогическим коллективом, спонсорами. Продюсер смело берется за работу, потому что его голова всегда полна идеями (об этом говорит символ «книга», расположенный над головой продюсера). Под мышкой продюсер держит «евро» (хотелось бы поместить туда «рубль», но у него все еще нет своего знака). Символ денег является важным в работе продюсера ЦДТ Центрального района, но основополагающей целью деятельности продюсера является осуществление воспитательно-образовательного процесса посредством привлечения спонсорской помощи для создания и реализации качественного проекта, организации и проведения игрового мероприятия. Поэтому для продюсера ЦДТ важно установить взаимовыгодное сотрудничество учреждения ДОД и спонсора. В центре его внимания стоит обучающийся, а не клиент. В сфере бизнеса клиент - самый важный человек, от него полностью зависит продюсер и компания, которую он представляет. Продюсерская работа заключается в том, чтобы удовлетворить потребности клиента и извлечь выгоды для компании. Продюсер Центра, устанавливая взаимовыгодное сотрудничество Центра детского творчества и спонсора, извлекает выгоды для удовлетворения потребностей обучающихся, родителей, педагогов. Основными направлениями деятельности продюсера ЦДТ Центрального района являются: организация досуга детей и подростков; организация работы со спонсорами; презентационная деятельность - раскрутка творческих коллективов, создание портфолио; рекламная деятельность; обеспечение реквизитом и костюмами; организация гастролей творческих коллективов. Важным результатом продюсерской деятельности станет создание бренда шахтерских творческих коллективов г. Кемерово, и возможность для одаренных детей Центра детского творчества Центрального района регулярно выступать на лучших площадках города, что является важной мотивацией для обучающихся. В Центре детского творчества созданы три образцовых детских коллектива: ОДК Народный ансамбль танца «Фантазия» (руководитель Г. Л. Галкина), ОДК театр эстрадной песни «Эксперимент» (руководитель Е. С. Бойцова), ОДК вокально - хореографическая студия «Бусинки» (руководитель Т. М. Курьят), которые востребованы в качестве социальных партнеров и принимают участие в Губернаторских приемах, совместных арт-проектах с учреждениями образования и культуры г. Кемерово, Кемеровской области и региона Западной Сибири, являются постоянными участниками городских, областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов. Победы и уровень профессионализма наших обучающихся говорят о высокой зрительской оценке, о желании зрителей видеть наши творческие коллективы. Однако, современная практика привлечения известных российских поп-групп на ведущие площадки города, не позволяет кемеровчанам наслаждаться творчеством кемеровских собственных коллективов. Говоря экономическим языком, такая практика является не рентабельной, приглашенные коллективы во-первых, опустошают городской бюджет и карманы зрителей; во-вторых, формируют ширпотребную поп-культуру, что не лучшим образом сказывается уровне культуры молодежи; в-третьих, приглашенная звезда отнимает бюджет, который может максимально улучшить материально - техническую базу собственных коллективов. Задача продюсера - создать бренд шахтерских творческих коллективов. Эффективным способом решения данной задачи будет привлечение внимания городской власти, для того чтобы она заказывала не только иногородние и иностранные поп - группы, а большей частью кемеровские талантливые творческие коллективы, которые несут высокую культуру в массы. Данный бренд нужен городу, нашим детям, поскольку является мощным стимулом для обучающихся в их творчестве. Сегодня очень много говорят о защите детства, деятельность педагогов ЦДТ Центрального района не на словах, а на деле, направлена на удовлетворение творческих потребностей детей, а для этого нужна сильная материально - техническая база, которой призваны заниматься руководитель учреждения и продюсер. Результатом продюсерской деятельности станут достижения обучающихся и педагогов ЦДТ Центрального района. Библиографический список

1. Закон РФ «Об образовании» [Текст]. - Новосибирск: Сиб.унив.изд, 2008

2. Приказ «О реализации распоряжения Главы города №4775 от 03.11.2009 «О переходе на новые условия оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений

3. Закон РФ «Об образовании» Указ. соч.

4. Анджапаридзе, Т. В. Содержание и организация методической работы в отделе художественного творчества // Дополнительное образование. - 2002. - №12.

5. Фишман Л. И., Фишман И. С. Управление и руководство школой: алгебра и гармония [Текст] / Л. И. Фишман, Фишман И. С. - М.: Сентябрь, 2001.

6. Кузнецова, Н. А., Яковлев Д. Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Кузнецова Н. А., Яковлев Д. Е.; под общей редакцией Н. К. Беспятовой. - М.: Айрис - пресс, 2003.

7. Менеджмент как наука и искусство управления // Дополнительно образование и воспитание. - 2008. - №1.

8. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Изд.центр ВЛА-ДОС, 2003.

9. Дополнительное образование детей Указ. соч.

10. Кузнецова Н. А., Яковлев Д. Е. Указ. соч.

11. Менеджмент как наука и искусство управления Указ. соч.

12. Грищенко А. Продюсирование: правила игры [Электронный ресурс] / А. Грищенко. - Режим доступа: http:// www.advertology.ru

Долян Елена Ивановна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 26», г. Абакан dolyn elena@mail.ru

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальной школы Аннотация. Информатизация начальной школы позволяет повысить качество образовательного процесса. О том, как посредством использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) упростить управление учебно-воспитательным процессом, организовать обмен педагогическим опытом, расширить дидактические возможности урока, читайте в статье. Ключевые слова: информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), начальная школа, ученик, учитель, компьютер.

Обучение с применением средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало в настоящее время обычным для учителя и учеников и, скорее уже удивит такой урок, когда учитель не использует ИКТ, чем когда на уроке «работает» компьютер. Компьютер позволяет учителю в большей степени и более разнообразно реализовать на уроке обучающую, воспитывающую и развивающую функцию. Его можно использовать на уроках по любому предмету. Учащиеся могут быстро научиться обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

Однако использование ИКТ в процессе обучения требует соблюдения определенных требований и специальной подготовленности педагога. Именно поэтому необходимо приобретение каждым учителем специальных знаний о сущности и возможностях ИКТ, методических знаний и практических умений и навыков использования компьютерных программ и оборудования на уроках и во время внеклассных мероприятий. Так, учитель должен:

- специально проектировать и правильно организовывать учебный процесс с использованием компьютера, в противном случае он может даже нарушить логику урока, препятствовать достижению целей и задач обучения;

- не только в совершенстве знать методику преподавания своего предмета, но и владеть электронными средствами обучения, то есть уметь правильно создавать и использовать эти средства на уроке;

- все компьютерные задания составлять в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивать, активизировать мыслительную деятельность и формировать учебную деятельность учащихся;

- следует соблюдать установленные гигиенические нормы для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут;

- помнить, что компьютер должен восприниматься учениками как друг и помощник не столько в игре, но, прежде всего - в учении.

Анализ практики обучения в начальной школе, опыт работы показывает, что еще не все педагоги владеют необходимыми знаниями и умениями, испытывают затруднения в разработке заданий для использования ИКТ на уроках, не владеют достаточными навыками, которые позволили бы им в наиболее полной мере пользоваться теми возможностями, которые имеет компьютерное учебное оборудование.

Данные материалы представляют опыт достаточно эффективного использования ИКТ в обучении младших школьников, они могут быть полезны с точки зрения обмена методическим опытом, особенно для педагогов, начинающих осваивать практическое применение ИКТ. Основные понятия.

И сам учитель, и его ученики должны усвоить основные понятия, необходимые для овладения ИКТ. Следует знать, что:

- технология (technology, от греч. techno - искусство + logos - учение) - объем знаний, которые можно использовать в процессе обучения, а также методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур;

- информационные технологии - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хране-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.