Научная статья на тему 'Проблемы реализации антикоррупционной политики в России '

Проблемы реализации антикоррупционной политики в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коррупция / антикоррупционная политика / конфликт интересов / личная заинтересованность / информационно-телекоммуникационные технологии / правонарушения / сorruption / anti-corruption policy / conflict of interest / personal interest / information and telecommunication technologies / offenses

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артем Владимирович Цветков

В настоящей научной статье исследуются вопросы некоторых актуальных проблем в реализации антикоррупционной политики. Затрагиваются вопросы, касающиеся общественной опасности коррупции как негативного социально-экономического явления, а также предлагаются направления совершенствования антикоррупционной политики. Представляется необходимым пересмотреть подходы к пониманию категории «конфликт интересов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the implementation of anticorruption policy in Russia

This scientific article investigates the issues of some urgent problems in the implementation of anti -corruption policy. Issues regarding the public danger of corruption as a negative socio-economic phenomenon, as well as areas of improving the anti-corruption policy, are affected. It seems necessary to reconsider approaches to understanding the category of «conflict of interests».

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации антикоррупционной политики в России »

Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 123—126. State service and personnel. 2023; (5):123—126.

Научная статья УДК 342.9 ББК 67.401

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-123-126 NIION: 2012-0061-05/23-278

EDN: https://elibrary.ru/FCAWLJ MOSURED: 77/27-008-2023-05-478

Проблемы реализации антикоррупционной политики в России

Артем Владимирович Цветков

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, Artem.tsvetkov.2014@bk.ru

Аннотация. В настоящей научной статье исследуются вопросы некоторых актуальных проблем в реализации антикоррупционной политики. Затрагиваются вопросы, касающиеся общественной опасности коррупции как негативного социально-экономического явления, а также предлагаются направления совершенствования антикоррупционной политики. Представляется необходимым пересмотреть подходы к пониманию категории «конфликт интересов».

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, конфликт интересов, личная заинтересованность, информационно-телекоммуникационные технологии, правонарушения

Для цитирования: Цветков А.В. Проблемы реализации антикоррупционной политики в России // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 123—126. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-123-126 EDN: https://elibrary.ru/FCAWLJ

Original article

Problems of the implementation of anticorruption policy in Russia

Artem V. Tsvetkov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, Artem.tsvetkov.2014@bk.ru

Abstract. This scientific article investigates the issues of some urgent problems in the implementation of anti -corruption policy. Issues regarding the public danger of corruption as a negative socio-economic phenomenon, as well as areas of improving the anti-corruption policy, are affected. It seems necessary to reconsider approaches to understanding the category of «conflict of interests».

Keywords: corruption, anti-corruption policy, conflict of interest, personal interest, information and telecommunication technologies, offenses

For citation: Tsvetkov A.V. Problems of the implementation of anticorruption policy in Russia // State service and personnel. 2023. (5):123—126. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-123-126 EDN: https://elibrary.ru/FCAWLJ

Общественная опасность коррупции трудно переоценить, она выражена во множестве факторов, которые в своей совокупности представляют одну их самых больших угроз для национальной безопасности России.

Прежде всего, коррупция негативно воздействует на реализацию принципа справедливости в праве, а вместе с тем подрывает и ряд других важнейших принципов правового государства, приводит к неравенству граждан перед законом,

© Цветков А.В., 2023

нарушению законных прав и интересов физических и юридических лиц.

В конечном итоге коррупционные проявления различного характера негативно влияют на доверие населения институтам публичной власти, порождают правовой нигилизм. Таким образом, коррупция оказывает негативное влияние на политические институты и демократические начала. Коррупция ослабляет доверие граждан к правительству и различного рода общественным институтам. Все это в совокупности может привести к политической нестабильности и потенциальным конфликтам в обществе.

№ 5/2023

Нельзя не отметить и существенные экономические потери от наличия высокого уровня коррупции в государстве. Коррупция не только снижает экономическую эффективность, но и репутацию государства на мировой арене, становится менее привлекательным для инвестиций. Экономические потери от коррупционных правонарушений ежегодно составляют несколько десятков миллиардов рублей. При этом по оценкам специалистов большинство коррупционных правонарушений приходится на сферу образования и науки, финансовой деятельности, здравоохранения и социального обеспечения, транспорта и строительства [1].

Согласно официальным статистическим данным ГИАЦ МВД России в 2018—2022 году включительно было зарегистрировано 30495, 30991, 30813, 35051, 35340 коррупционных преступлений (соответственно годам)1.

Показатели коррупционной преступности высокие, кроме этого, имеется тенденция увеличения количества зарегистрированных коррупционных преступлений. При этом данный вид преступлений является достаточно латентным, а также сложным в выявлении, требующим применения комплекса специальных экономических знаний.

Наконец, нельзя не отметить, что коррупционные правонарушения тесно связаны с другими видами противоправных деяний, которые так же имеют большую общественную опасность. Коррупция на сегодняшний день по своей сути является синонимом организованной преступности.

Авторы справедливо отмечают, что отдельного внимания заслуживает антикоррупционная политика в контексте противодействия терроризму, что играет важную роль в обеспечении безопасности российского государства [3].

По нашему мнению, коррупционные схемы и связи между субъектами, наделенными властными полномочиями, являются обязательным элементом экономических преступлений в финансовой сфере, которые наносят значительный ущерб государству и обществу.

В настоящее время одним из приоритетов государственной политики является противодействие коррупции на всех уровнях ее проявления. Борьба с данным негативным социально-экономическим явлением ведется предельно жестко и без компромиссов.

Как справедливо отмечается в научных исследованиях: «цель антикоррупционной деятельности в современной России состоит в том, чтобы добиться минимально возможного уровня корруп-

1 Состояние преступности в Российской Федерации / / URL: https://MBä^/reports/item/35396677/?ysclid=lo5 gzmnq8e234769341 (дата обращения: 27.10.2023).

ционной преступности при существующих параметрах данной общественно-государственной реальности» [4].

При рассмотрении нормативного-правового регулирования антикоррупционной деятельности в России необходимо применять системный подход, так как все отрасли законодательства представляют собой системы, в том числе и комплексные, к которым относится система законодательства о противодействии коррупции [2].

В России приняты различные документы стратегического планирования, которые содержат в себе направления и задачи в сфере борьбы с коррупцией, реализации антикоррупционной государственной политики.

В пункте 3 части 25 главе 3 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» прямо указывается на необходимость искоренения кор-рупции2. В 2021 году Президентом РФ был подписан Указ № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021—2024 годы»3.

В целом данный документ оценивается в научной литературе положительно, к его преимуществам относят планирование деятельности по профилактике и пресечению коррупции с использованием цифровых финансовых активов и цифровой валюты [5].

По нашему мнению, многие проблемы в сфере противодействия коррупционным правонарушениям, совершаемым с использованием цифровых технологий, на сегодняшний день не решены окончательно и требуют своего включения в новый программный документ на срок после 2024 года.

Цифровая коррупция представляет серьезную опасность для общества, поскольку она позволяет коррупционерам использовать современные технологии для реализации своих целей. Борьба с этой формой коррупции требует разработки эффективных мер по защите цифровых ресурсов, поддержки кибербезопасности и прозрачности процессов в информационной среде.

Коррупционные правонарушения, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, представляют огромную угрозу для нормально складывающихся общественных отношений.

Актуальным направлением реализации государственной антикоррупционной политики является формирование административно-правовых и

2 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 1, ст. 212.

3 Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О На-

циональном плане противодействия коррупции на 20212024 годы» // URL : https:// www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/402519978/ (дата обращения: 27.10.2023).

№ 5/2023

технологических механизмов борьбы с отмыванием денежных средств, добытых преступным путем.

Большое внимание в государственной антикоррупционной политике уделено конкретизации уже действующих норм, в целях устранения пробелов в правовом регулировании противодействия коррупции в России; вопросам повышения эффективности взаимодействия с институтами гражданского общества; совершенствования мер противодействия коррупции в России путем использования цифровых технологий; взаимодействие и сотрудничество с иностранными партнерами, повышение авторитета России.

Это основные, актуальные направления работы в сфере противодействия коррупции, они являются общими и программными, определяющими вектор всей политике в данном сегменте общественных отношений.

Из-за объема исследования невозможно остановиться на всех вопросах, но необходимо уделить внимание актуальным направлением совершенствования антикоррупционной политики в области государственной службы, которые имеют специальный характер.

Так правовая регламентация разрешения конфликта интересов нуждается в совершенствовании. Под конфликтом интересов в действующем законодательстве понимается такая ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)4.

Отметим, что не смотря на законодательно закрепленное определение конфликта интересов совершенного механизма его предотвращения в законодательстве не выработано.

К признакам конфликта интересов следует отнести: наличие специального субъекта — должностного лица, которое обязано в силу своего служебного положения предпринимать действия, которые предотвращают и предупреждают конфликт интересов; личную заинтересованность данного должностного лица; связь личной заинтересованности и исполняемых должностным лицом полномочий, то есть их взаимовлияние.

Такие признаки как специальный субъект и его полномочия являются понятными, так как они описаны в нормативных правовых актах,

4 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I) ст. 6228.

трудовых договорах и должностных инструкциях. Что собой представляет личная заинтересованность является спорным моментом.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» личная заинтересованность гражданского служащего рассматривается как «возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) самим служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми государственный служащий связан иными личными, имущественными либо корпоративными отношениями»5.

Анализ данного определения показывает, что в его содержании говориться только о выгодах имущественного характера, которые удовлетворяют материальный интерес, а о другой заинтересованности (политической, например) речь не идет. Аналогично полученному выводу, к сожалению, идет и судебная практика.

Некоторые судебные решения свидетельствуют о принятии во внимание судом при обнаружении только конфликта интересов, который заключается в личной заинтересованности в материальных благах. Так в одном из своих решений суд признал недоказанным факт конфликта интересов на государственной службе ввиду буквального толкования законодательства по противодействию коррупции, потому что факт получения гражданским служащим каких-либо доходов или другой материальной выгоды не было доказано и соответственно это не может стать фактическим обстоятельством дела и влиять на его исход6.

Буквальное толкование закона действительно сводит все к получению материальной выгоды при конфликте интересов и личной заинтересованности как его обязательном элементе. Для сравнения в уголовном праве личная заинтересованность понимается в более широком значении, с разделением на личную заинтересованность и корыстную заинтересованность.

Следует полагать, что несоответствие трактовки личной заинтересованности в различных источниках права свидетельствует о пробельности

5 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I) ст. 6228.

6 Решение Привокзального районного суда г. Тулы от 19 февраля 2019 г. № 2196/2019; решение Ленинского районного суда Республики Крым от 22 марта 2017 г. по делу № 2А-3123/2016. // URL: https: // sudact.ru/regular.

№ 5/2023

законодательства и должно быть устранено путем изменения редакции закона.

Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно сделать ряд выводов. Несмотря на принятие норм и иных мер по противодействию коррупции, необходимо продолжать работу по усовершенствованию законодательства и его эффективной реализации на практике.

Во-первых, имеется острая необходимость активизировать использование технологий и инноваций в борьбе с коррупцией. Это включает использование электронных систем учета и контроля, автоматизацию процессов и обработку данных для выявления необычных и подозрительных операций. Кроме того, одним из новых направлений антикоррупционной политики, которое необходимо отразить в новом разрабатывающемся документе стратегического планирования должно стать формирование административно-правовых и технологических механизмов борьбы с отмыванием денежных средств, добытых преступным путем.

Во-вторых, нуждается в своем пересмотре законодательное определение конфликта интересов и личной заинтересованности. На сегодняшний день конфликт интересов и личная заинтересованность в качестве обязательного элемента предполагают получение имущественной выгоды, что не соответствует потребностям правоприменения.

Список источников

1. Кобзева Е.А. Тенденции развития административного законодательства в современной России / Е.А. Кобзева, А.В. Цветков // Актуальные вопросы применения норм административного права («Кореневские чтения!») (к 20-летию образования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя): Сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции, Москва, 28 апреля 2022 года / Сост. Г.Н. Василенко. М: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им.

В.Я. Кикотя, 2022. С. 177—181.

2. Малахов С.А. Содержание и признаки системы законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях / С.А. Малахов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. № 3(93). С. 112—117.

3. Петренко А.В. Антикоррупционная политика как направление государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации / А.В. Петренко // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 1(54). С. 64—69.

4. Писаренко А.П. Антикоррупционная деятельность в России на современном этапе // Вестник ТИУиЭ. 2019. №1 (29). С. 71—74.

5. Понеделков А.В., Овчиев Р.М., Чеченов Х.Р., Осипов О.Г. Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы: проблемы и пути решения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.

2021. № 9. С. 125—127.

References

1. Kobzeva E.A. Tendencii razvitiya administra-tivnogo zakonodatel'stva v sovremennoj Rossii / E.A. Kobzeva, A.V. Cvetkov // Aktual'nye voprosy primeneniya norm administrativnogo prava ("Korenevskie chteniya") (k 20-letiyu obrazovaniya Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V. YA. Ki-kotya): Sbornik nauchnyh trudov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 28 apre-lya 2022 goda / Sost. G.N. Vasilenko. M.: Moskov-skij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossij-skoj Federacii im. V.YA. Kikotya, 2022. S. 177—181.

2. Malahov S.A. Soderzhanie i priznaki sistemy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah / S. A. Malahov // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2021. № 3(93). S. 112—117.

3. Petrenko A.V. Antikorrupcionnaya politika kak napravlenie gosudarstvennoj politiki v oblasti obespecheniya nacional'noj bezopasnosti i ustojchivo-go razvitiya Rossijskoj Federacii / A. V. Petrenko // Pravo. Bezopasnost'. CHrezvychajnye situacii.

2022. № 1(54). S. 64—69.

4. Pisarenko A.P. Antikorrupcionnaya deyatel'-nost' v Rossii na sovremennom etape // Vestnik TIUiE. 2019. №1 (29). S. 71—74.

5. Ponedelkov A.V., Ovchiev R.M., Chechenov H.R., Osipov O.G. Nacional'nyj plan protivodejstviya korrupcii na 2021—2024 gody: problemy i puti resheniya // Gumanitarnye, social'no-ekonomiches-kie i obshchestvennye nauki. 2021. № 9. S. 125—127.

Информация об авторе А.В. Цветков — Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author A.V. Tsvetkov — Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 27.10.2023; одобрена после рецензирования 10.11.2023; принята к публикации 28.11.2023.

The article was submitted 27.1 0.2023; approved after reviewing 10.11.2023; accepted for publication 28.1 1.2023.

№ 5/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.