Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-концепция / академическая успеваемость / компетентность / эмоциональный интеллект / семейные ценности / социальные навыки / self-concept / academic performance / competence / emotional intelligence / family values / social skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Ю. Черницына

В статье рассматриваются проблемы развития Я-концепции детей младшего школьного возраста. В современном мире ученые, педагоги и психологи все более пристальное внимание стали уделять не только базовым знаниям, которым обучают детей в младшей школе, но и умению взаимодействовать друг с другом, с родителями, учителями, тьюторами. Для формирования адекватных навыков общения и социального развития необходимо особое внимание уделить совокупности факторов, которые включают в себя социальные навыки, физическую форму, семейные ценности, компетентности, академическую успеваемость. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы самооценки и самоценности. Происходят первые попытки поставить цель и добиться её. Все процессы, постигаемые обучающимся младшего школьного возраста, ведут к формированию Я-концепции человека, умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности, а это, в свою очередь, представляет собой основную идею экзистенциальной педагогики. Именно эти основы закладываются в младшем школьном возрасте. В связи с этим дети младшего школьного возраста нуждаются в особом внимании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article deals with problems of developing the self-concept of primary school children. In the modern world, scientists, educators and psychologists have begun to pay more and more attention not only to the basic knowledge that children are taught in primary school, but also to the ability of children to communicate and interact with each other, with parents, teachers, tutors. In order to form adequate communication skills and social development, special attention should be paid to a set of factors that include social skills, physical fitness, family values, competencies, and academic performance. It is at primary school age that the foundations of self-esteem and self-worth are laid. All the processes comprehended by a student of primary school age lead to the formation of the self-concept of a person who is able to live his life optimally, using his potentials to the maximum and realizing himself in socially significant activities, and this, in turn, is the main idea of existential pedagogy. It is these foundations that are laid at primary school age. In this regard, children of primary school age need special attention.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

важны обсуждения позиций героев произведений и фильмов, желательно, чтобы они являлись близкими по возрасту участникам встречи.

В процессе проведения групповых и индивидуальных форм работы с подростками следует доступно и привлекательно формулировать названия тематических мероприятий, тренингов.

Важнейшая задача, которая решается в ходе данных мероприятий - это повышение уровня доверия и возможность быть услышанным, так как осмысление вопросов, связанных с обсуждением ценностей, может происходить лишь в среде доверия. В данный возрастной период характерно, что они много думают о философско-этических явлениях: добре, любви, справедливости и др., о материальном и духовном, романтическом и приземленном. В связи с этим подростку всегда очень важно мнение взрослого, которому он доверяет.

Для преодоления нежелания подростков участвовать во внеурочной деятельности данной направленности, так как они добровольны, можно предложить выбор формы участия: привлечение друзей, подготовку анонсов мероприятий,

Библиографический список

разработку системы поощрений. Чаще всего групповые формы работы, направленные на самопознание, могут с подростками оказаться менее удачными, чем индивидуальные, так как занятие в группе сверстников или одноклассников снижает настрой подростка на искренние ответы и повышает уровень закрытости и формализма. Поэтому целенаправленная работа школы окажет неоценимое содействие и поддержку школьникам подросткового возраста.

Таким образом, можно сделать выводы, профильное обучение связано с вопросами профессионального и личностного самоопределения старших подростков. Данный вид обучения дает возможность расширить представления о своих интересах, способностях и склонностях. В процессе профильного и пред-профильного обучения следует проводить комплекс психолого-педагогической деятельности, способствующей познанию учащимся своего внутреннего мира, индивидуально-личностных особенностей, качеств, ценностей, интересов. Указанные мероприятия позволяют построить эффективную психолого-педагогическую работу, которая направлена на развитие ценностных ориентаций подростков.

1. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Санкт-Петербург, 2010.

2. Парсонс Т. Система современных обществ. Перевод с английского Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Москва, 1997.

3. Гамзаева М.В., Пирогланов Ш.Ш. Ценностные ориентации современной молодежи: особенности и тенденции. Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы: сборник статей по материалам VI Международной студенческой научно-практической конференции, г Махачкала. Москва-Берлин: ООО «Директ-Медиа», 2022: 20-25.

4. Алексеева О.С., Ржанова И.Е. Ценности и их связь с базовыми чертами личности. Психологические исследования. 2019; Т. 12, № 63: 10. Available at: http://psystudy.ru

5. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. Москва: Политиздат, 1986.

6. Киреев М.Н., Галиченко А.Ю., Коренева Е.Н. Ценность как психолого-педагогическая категория. Наука. Искусство. Культура. 2015; № 4 (8).

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2006.

8. Ачмизова С.Я. Специфика профессионального самоопределения старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 1 (104): 386-387.

9. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. Москва, 1996.

10. Касаткина Н.Э., Лысых О.Б. Реализация профильного обучения старших школьников в регионе: проблемы, теоретические основы, пути решения: коллективная монография. Кемерово, 2013; Ч. 1.

11. Николаева Е.И. Формирование ценностей и ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности. Педагогическое образование в России. 2021; № 5: 61-66.

References

1. Sorokin P.A. Social'naya i kul'turnaya dinamika. Sankt-Peterburg, 2010.

2. Parsons T. Sistema sovremennyh obschestv. Perevod s anglijskogo L.A. Sedova i A.D. Kovaleva. Moskva, 1997.

3. Gamzaeva M.V., Piroglanov Sh.Sh. Cennostnye orientacii sovremennoj molodezhi: osobennosti i tendencii. Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: sostoyanie i perspektivy: sbornik statej po materialam VI Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Mahachkala. Moskva-Berlin: OOO «Direkt-Media», 2022: 20-25.

4. Alekseeva O.S., Rzhanova I.E. Cennosti i ih svyaz' s bazovymi chertami lichnosti. Psihologicheskie issledovaniya. 2019; T. 12, № 63: 10. Available at: http://psystudy.ru

5. Zdravomyslov A.G. Potrebnosti. Interesy. Cennosti. Moskva: Politizdat, 1986.

6. Kireev M.N., Galichenko A.Yu., Koreneva E.N. Cennost' kak psihologo-pedagogicheskaya kategoriya. Nauka. Iskusstvo. Kultura. 2015; № 4 (8).

7. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.

8. Achmizova S.Ya. Specifika professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov v usloviyah celostnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104): 386-387.

9. Torndajk 'E. Principy obucheniya, osnovannye na psihologii. Moskva, 1996.

10. Kasatkina N.'E., Lysyh O.B. Realizaciya profil'nogo obucheniya starshih shkol'nikov v regione: problemy, teoreticheskie osnovy puti resheniya: kollektivnaya monografiya. Kemerovo, 2013; Ch. 1.

11. Nikolaeva E.I. Formirovanie cennostej i cennostnyh orientacij shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 5: 61-66.

Статья поступила в редакцию 30.04.24

УДК 371

Chernitsyna S.Yu., postgraduate, Kostroma State University (Kostroma, Russia), E-mail: sophis@mail.ru

FORMATION OF THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article deals with problems of developing the self-concept of primary school children. In the modern world, scientists, educators and psychologists have begun to pay more and more attention not only to the basic knowledge that children are taught in primary school, but also to the ability of children to communicate and interact with each other, with parents, teachers, tutors. In order to form adequate communication skills and social development, special attention should be paid to a set of factors that include social skills, physical fitness, family values, competencies, and academic performance. It is at primary school age that the foundations of self-esteem and self-worth are laid. All the processes comprehended by a student of primary school age lead to the formation of the self-concept of a person who is able to live his life optimally, using his potentials to the maximum and realizing himself in socially significant activities, and this, in turn, is the main idea of existential pedagogy. It is these foundations that are laid at primary school age. In this regard, children of primary school age need special attention.

Key words: self-concept, academic performance, competence, emotional intelligence, family values, social skills

С.Ю. Черницына, аспирант, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», г. Кострома, E-mail: sophis@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются проблемы развития Я-концепции детей младшего школьного возраста. В современном мире ученые, педагоги и психологи все более пристальное внимание стали уделять не только базовым знаниям, которым обучают детей в младшей школе, но и умению взаимодействовать друг с другом, с родителями, учителями, тьюторами. Для формирования адекватных навыков общения и социального развития необходимо особое внимание уделить совокупности факторов, которые включают в себя социальные навыки, физическую форму, семейные ценности, компетентности, академическую успеваемость. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы самооценки и самоценности. Происходят первые попытки поставить цель и добиться её. Все процессы, постигаемые обучающимся младшего школьного возраста, ведут к формированию Я-концепции человека, умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности, а это, в свою очередь, представляет собой основную идею экзистенциальной педагогики. Именно эти основы закладываются в младшем школьном возрасте. В связи с этим дети младшего школьного возраста нуждаются в особом внимании.

Ключевые слова: Я-концепция, академическая успеваемость, компетентность, эмоциональный интеллект, семейные ценности, социальные навыки

Актуальность: изменения в образовательной среде ведут к необходимости расставлять новые приоритеты. На первый план выходят индивидуализация и субъективная значимость личности. Возрастает необходимость и важность проведения исследований, которые касаются отношения детей к себе, обществу, миру, жизни и другим аспектам их жизнедеятельности. В более раннем возрасте начинает формироваться самооценка, происходить осознание собственной идентичности, ставятся сложные философские вопросы, и происходит поиск ответов на них.

Проблемой формирования положительной Я-концепции у учащихся занимались такие учёные, как А.В. Петровский, Э. Бёрнс, С.Ю. Головин и многие другие [1-12].

Целью данной статьи является необходимость показать, как и на каком этапе происходит формирование самооценки и самоценности у детей, как данный аспект влияет на академическую успеваемость.

Среди задач исследования, проведенного в рамках написания данной статьи, стоит выделить выявление возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в контексте формирования их самооценки и становления их Я-концепции и анализ психолого-педагогических условий, которые способствуют формированию адекватной самооценки и самоценности детей младшего школьного возраста.

Новизна данного исследования заключается в том, что анализ был проведен по результатам наблюдений и сбора информации по детям младшего школьного возраста. Еще несколько лет назад младший школьный возраст рассматривался переходный возрастной период. На сегодняшний день выясняется, что основы, заложенные в младшем школьном возрасте, становятся фундаментальными и по мере взросления ребенка лишь наполняются и расширяются, тогда как новых граней и аспектов развития детей не появляется.

Теоретическая значимость исследования: обобщены теоретические воззрения учёных на возможности формирования Я- концепции у учащихся младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования: полученные выводы могут быть использованы учителями начальных классов в процессе обучения учащихся младшего школьного возраста.

Данная статья с теоретической и практической точек зрения заостряет внимание родителей, педагогов, тьюторов и других взрослых, которые присутствуют в жизни ребенка, на необходимости максимально рано обратить внимание на формирование самооценки и самоценности ребенка. Стоит помнить, что весь процесс закладывания фундамента, таких важных основ, как самооценка и самоценность, которые ведут и к академической успешности, и к высокоразвитому эмоциональному интеллекту, происходит именно в младшем школьном возрасте. Стоит помнить, что нельзя ждать переходного подросткового периода, когда есть более ранний срок, когда стоит обратить внимание на формирование ребенка.

Дети младшего школьного возраста значительно отличаются от детей других возрастов. Они испытывают на себе весь спектр изменений, которые могут произойти в жизни человека, при этом эти изменения происходят одномоментно, глобально и в первый раз. Во-первых, происходит переход ребенка из детского сада в школу, а значит, новый уровень социализации, ответственности, определения себя в пространстве и времени. Во-вторых, происходят резкие гормональные и физиологические изменения. Мозг ребенка к 7-8 годам достигает 90% объема мозга взрослого человека [1]. Происходит не только интеллектуальное, но и эмоциональное становление. Дети младшего школьного возраста особенно остро воспринимают окружающее пространство, в этот момент очень важно начать работать над эмоциональным интеллектом ребенка. В-третьих, именно в период младшего школьного возраста впервые происходит осознание своих способностей и возможностей. Именно в младшем школьном возрасте дети впервые сталкиваются с проблемами и вопросами, на которые никто, кроме них самих, не сможет ответить, не потому что на эти вопросы нет ответа или взрослые их не знают, а потому что в этот период дети начинают формировать самооценку и самоуважение. Дети младшего школьного возраста начинают анализировать свои действия и действия своего окружения в конкурентных условиях и делать собственные выводы.

Взрослым все труднее быть убедительными в глазах своих детей. У детей начинает формироваться позиция. Они начинают видеть себя не только с позиции ребенка своего родителя, а осознают свое значение и формируют собственное отношение к роли брата или сестры, друга или соперника. Они начинают стремиться вносить свой вклад в развитие мира: осознанно не бросают мусор на улице, собирают и сдают макулатуру, отдают на переработку батарейки, крышки от газированных напитков и т. д. Они впервые сталкиваются с проблемой, в решении которой не могут помочь взрослые: поиском смысла получения образования, к примеру. Современные дети настолько перегружены различного рода информацией благодаря неограниченным интернет-ресурсам и гаджетам, что уже к первому классу они активно задаются вопросом, для чего им нужно ходить в школу и нужно ли вообще. С этого вопроса начинается формирование первичного мотивационного процесса и, как следствие, отношение и поведение.

Обязательным этапом взросления детей младшего школьного возраста является осознание своих способностей. Для развития дополнительных навыков родители отдают своих детей в спортивные секции, на языковые курсы, в художественные и музыкальные школы. Виды деятельности, которыми овладевают

дети, проходят через три критические точки восприятия: интерес, способность, ценность [2]. Движущей силой любого занятия, которым начинает увлекаться ребенок, является любознательность последнего, она заложена природой и еще не перешла на уровень «рационально» - «нерационально». Интерес позволяет быстро и эффективно постичь азы новой деятельности, развить способность к ее реализации. Способность к реализации той или иной деятельности ведет к успеху, а успех, в свою очередь, формирует ценность процесса для конкретного ребенка. Таким образом, можно заключить, что благодаря структуре интерес -способность - ценность формируется такой важный аспект жизненной позиции, как самоопределение.

Зарубежные ученые в рамках своих исследований показали, что люди вне зависимости от возраста придают большое значение раскрытию собственного «Я», они любят говорить о себе и своих достижениях, при этом задействуют-ся нейронные связи и когнитивные механизмы, отвечающие за удовольствие от вознаграждения (в этом случае речь идет о внешней мотивации). С детьми младшего школьного возраста на первых этапах формирования Я-позиции также успешно применяется метод поощрения и вознаграждения. К примеру, за хорошую учебу родители обещают ребенку новый гаджет, денежное вознаграждение, праздник, совместный отдых или любое другое событие, которое потенциально вызовет у ребенка приятные эмоции. Вышеуказанная внешняя мотивации является односторонней. И в этом заключается первая проблема: при использовании инструментов внешней мотивации необходимо изначально заключать договоренность на взаимовыгодных условиях, иначе получается, что при невыполнении условий договора ребенок, потерявший мотивацию, в результате сложности и длительности процесса обучения ничего не приобретает, но и ничего не теряет. У него не было нового гаджета и не будет, поэтому он будет пользоваться старым. Соответственно, договоренности должны заключаться в лучших традициях бизнес-моделей [3]. Если одна из сторон не выполняет взятые на себя обязательства, то предусмотрены штрафные санкции за срыв договоренностей.

Вторая сложность, с которой сталкиваются дети младшего школьного возраста при формировании собственной Я-концепции, - объективное оценивание себя. Можно ли говорить о том, что ребенок может самостоятельно научиться самооценке? Вот тут возникает проблема окружения. Общеизвестно, что оценка - понятие субъективное. Человек может оценивать другого человека исходя из собственного жизненного опыта, своих приоритетов, целей, ценностей и многих других факторов. Я-концепция представляет собой общее восприятие себя в различных областях, сформированное в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, социумом, посредством собственного пережитого опыта и оценки результатов других людей, которые представляют собой авторитетную личность для ребенка [4]. Современные технологии оценивания предлагают систему, представляющую собой три вариации оценивания: критериальное оценивание, самооценивание и взаимное оценивание.

Рассмотрим детальнее каждый из вариантов оценивания. Критериальное оценивание представляет собой способ оценивания согласно ряду критериев, что делает его достаточно объективным, понятным и прозрачным. Критерии, согласно которым будет проводиться последующее оценивание, могут приниматься двумя основными способами: образовательной организацией единолично или разрабатываться совместно с детьми. Коллективное формулирование критериев оценки дает детям возможность понять, чему предстоит научиться, осознать свои сильные и слабые стороны, а также привить обучающимся младшего школьного возраста позитивное отношение к оцениванию и повысить уровень ответственности.

Самооценивание представляет собой процесс, в ходе которого обучающийся самостоятельно оценивает собственную работу, анализируя полученные от обучения результаты. Самооценивание позволяет детям самостоятельно понять свои сильные и слабые стороны, выявить пробелы в своих знаниях. Такой способ оценивания дает ребенку возможность «доучить», «подтянуть» материал еще до наступления момента критериального оценивания.

Взаимооценивание - обучающий прием оценивания. В этом случае оценка деятельности производится одноклассниками. Предполагается, что, оценивая сильные и слабые стороны друг друга, обучающиеся анализируют одновременно и собственный прогресс [5].

В совокупности все три вида оценивания помогают обучающемуся младшего школьного возраста сформировать собственные компетентности и самоценности. Мотивация, оценка компетентности и самоценности формируют в совокупности идентичность, более детальное и организованное представление о себе. По мере взросления ребенок узнает, каковы его принципы, ценности и приоритеты. Первое понимание, формулирование и наполнение этих понятий происходит в младшем школьном возрасте.

Особое внимание при рассмотрении проблемы формирования Я-концеп-ции детей младшего школьного возраста стоит уделить окружению. Современное общество, с которым взаимодействует ребенок, делится на две разновидности: реальное и виртуальное [6].

В связи с тем, что гаджеты занимают практически все свободное время ребенка, обойти стороной проблему виртуального общества не представляется возможным. Средства массовой информации и социальные сети стали неотъемлемой частью жизни наших детей, и когда медиа и Интернет пропагандируют определенные ценности и идеалы, дети младшего школьного возраста, которые

еще не в совершенстве владеют своим эмоциональным интеллектом, адаптируют эти идеалы под себя и делают их собственными. И чем чаще эти идеалы транслируются средствами массовой информации [7], тем сильнее они влияют на самоидентификацию и самовосприятие.

Можно ли скорректировать Я-концепцию в процессе ее формирования? Определенно можно. Во-первых, Я-концепции детей младшего школьного возраста находится в процессе формирования, а если она до конца не сформирована, то ее можно скорректировать. Во-вторых, на формирование Я-концепции большое влияние оказывает окружение: если меняется реальное и виртуальное окружение, то меняется и вектор развития Я-концепции ребенка младшего школьного возраста. Видный американский ученый, психолог Брюс А. Брэкен предложил условно разделить Я-концепцию на шесть основных составляющих: академическая успеваемость, аффектация, компетентность, семья, физическая форма и социальные навыки [8].

Согласно исследованиям зарубежных ученых, академическая успеваемость - это, прежде всего, личностные убеждения о способностях. Осознание ребенком своих способностей является более весомым фактором, чем психометрические данные о способностях [9].

Неотъемлемой частью академической успеваемости, как и всего процесса взросления детей младшего школьного возраста, является эмоциональная составляющая. Из практики известно, что любая информация запоминается лучше, если она вызвала эмоцию, причем эмоция может быть совершенно разного свойства - как позитивная, так и негативная. Этот закон «эмоционального запоминания» работает и в отношении взрослых, но дети, особенно с нестабильным эмоциональным фоном, в десятки раз более восприимчивы. Однако у эмоций есть и другая сторона: аффекты - сложно и остро протекающие эмоциональные переживания. В контексте взаимодействия с детьми младшего школьного возраста ребенку достаточно небольшого дополнительного эмоционального импульса, чтобы его поведение из адекватного перешло в разряд девиантного. Одной из разновидностей девиантного поведения является нарушение дисциплины.

Эмоциональное становление не мешает детям младшего школьного возраста формировать ключевые компетенции. В этом возрасте закладывается база организационных (речь идет прежде всего о самоорганизации), интеллектуальных (умение воспринимать, обрабатывать, анализировать информацию и делать логически верные выводы), оценочных (предполагается, что ребенок делает первые самостоятельные шаги в выборе ценностей, чувств, ответственности) и коммуникативных (умение взаимодействовать с социумом) способностей.

Библиографический список

Семейные ценности у детей младшего школьного возраста чаще всего формируются в семье. Именно семья играет важную роль в формировании Я-концепции ребенка [10]. Уровень любви и уважения, которые транслируют родители, степень ответственности и доверия, которые предоставляют ребенку, являются важными основами для формирования самооценки.

Физическая форма, то, как выглядит ребенок, к какому внешнему виду, уровню здоровья стремится ребенок, зависит также по большей части от семьи и семейных ценностей. Ребенок в возрасте 7-12 лет чаще всего просто «зерка-лит» позицию, которую транслируют родители в рамках семьи и другие значимые люди в его окружении. Такая позиция ребенка связана с тем, что он в этом возрасте еще недостаточно глубоко осознает необходимость заниматься своим внешним видом, спортом, пить витамины, тепло одеваться в холодную погоду, беречь себя от падений и других травм. Эта составляющая Я-концепции проявит себя ближе к подростковому возрасту.

Стоит отметить, что младшие школьники при правильном подходе могут быть достаточно гибки в своих проявлениях. Они любознательны, восприимчивы, эмоциональны.

Эмоциональную составляющую стоит выделить в отдельный механизм, оказывающий влияние на формирование Я-концепции детей младшего школьного возраста.

Одновременно с процессами осознания самого себя, собственной позиции в окружающем мире, социуме, семье происходит и формирование эмоционального интеллекта, который является не просто параллельным процессом, но и неотъемлемой частью формирования самосознания детей младшего школьного возраста. Согласно структуре Дэниела Гоулмана, американского писателя-психолога и научного журналиста, эмоциональный интеллект можно условно разделить на пять основных составляющих: социальные навыки [1l], эмпатия, мотивация, саморегуляция и самосознание. Каждый из этапов развития эмоционального интеллекта начинает свое формирование еще задолго до того момента, как ребенок пошел в школу, но основная нагрузка тем не менее выпадает на период начальной школы, когда происходит формирование ребенка, его будущего, его личности [12].

Все вышеперечисленные понятия и процессы, постигаемые обучающимся младшего школьного возраста при идеальном раскладе, ведут к формированию человека, умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности, а это, в свою очередь, представляет собой основную идею экзистенциальной педагогики.

1. Bracken BA. Multidimensional Self Concept Scale. American Psychological Association. Available at: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Ft01247-000

2. Pesu L., Viljaranta J., Aunola K. The role of parents' and teachers' beliefs in children's self-concept development. J App Develop Psychol. 2016; № 44:63-71.

3. Sampthirao P. Self-concept and interpersonal communication. Int J Indian Psychol. 2016; № 3 (3): 6. Available at: https://d1wqtxts1xzle7.cloudfront.net/45915171/self_concept_ and_interpersnal_communication-with-cover-page-v2.pdf

4. Vandenbosch L., Eggermont S. The interrelated roles of mass media and social media in adolescents' development of an objectified self-concept: A longitudinal study. Communc Res. 2015. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0093650215600488

5. Алексеева О.С., Ржанова И.Е., Бритова В.С., Бурдукова Ю.А. Академическая успешность и когнитивные способности у младших школьников. Вестник РГГУ. Серия: Психолгия. Педагогика. Образование. 2021; № 1: 51-64.

6. Рожков М.И. Концепция экзистенциального подхода к воспитанию человека. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005; № 1 (10): 35-38.

7. Сергеева Б.В., Оганесян В.А. Теоретические основы развития критического мышления младших школьников. Научное обозрение. Педагогические науки. 2017; № 2: 97-106. Available at: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1606

8. Солдатова Г.В., Нестик Т.А., Рассказова Е.И. Цифровое поколение: цифровой образ жизни и новая социальная ситуация развития. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность: монография. Москва, 2017.

9. Стрункина В.А. Метод коучинг. Бизнес технологии в обучении младших школьников. Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. Available at https:// cyberleninka.ru/article/n/metod-kouching-biznes-tehnologii-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov/viewer

10. Фролов А.А. Исследования Я-концепции в различных теоретических подходах. Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015; № 4 (30).

11. Семинар «Организация деятельности педагога по коррекции знаний и умений, совершенствованию навыков самоконтроля и самооценки учащихся». Аvailable at: https://rmoinyaz.jimdofree.com/современные-технологии-оценивания/

12. Чем мозг ребенка отличается от взрослого. Available at https://www.defectologiya.pro/zhurnal/chem_mozg_rebenka_otlichaetsya_ot_vzroslogo/

References

1. Bracken BA. Multidimensional Self Concept Scale. American Psychological Association. Available at: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Ft01247-000

2. Pesu L., Viljaranta J., Aunola K. The role of parents' and teachers' beliefs in children's self-concept development. J App Develop Psychol. 2016; № 44:63-71.

3. Sampthirao P. Self-concept and interpersonal communication. Int J Indian Psychol. 2016; № 3 (3): 6. Available at: https://d1wqtxts1xzle7.cloudfront.net/45915171/self_concept_ and_interpersnal_communication-with-cover-page-v2.pdf

4. Vandenbosch L., Eggermont S. The interrelated roles of mass media and social media in adolescents' development of an objectified self-concept: A longitudinal study. Communc Res. 2015. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0093650215600488

5. Alekseeva O.S., Rzhanova I.E., Britova V.S., Burdukova Yu.A. Akademicheskaya uspeshnost' i kognitivnye sposobnosti u mladshih shkol'nikov. VestnikRGGU. Seriya: Psiholgiya. Pedagogika. Obrazovanie. 2021; № 1: 51-64.

6. Rozhkov M.I. Koncepciya 'ekzistencial'nogo podhoda k vospitaniyu cheloveka. Izvestiya Volgogradskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 2005; № 1 (10): 35-38.

7. Sergeeva B.V., Oganesyan V.A. Teoreticheskie osnovy razvitiya kriticheskogo myshleniya mladshih shkol'nikov. Nauchnoeobozrenie. Pedagogicheskienauki. 2017; № 2: 97-106. Available at: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1606

8. Soldatova G.V., Nestik T.A., Rasskazova E.I. Cifrovoe pokolenie: cifrovoj obraz zhizni i novaya social'naya situaciya razvitiya. Cifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost' i bezopasnost': monografiya. Moskva, 2017.

9. Strunkina V.A. Metod kouching. Biznes tehnologii v obuchenii mladshih shkol'nikov. Sankt-Peterburgskijobrazovatel'nyj vestnik. 2017. Available at https://cyberleninka.ru/article/n/ metod-kouching-biznes-tehnologii-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov/viewer

10. Frolov A.A. Issledovaniya Ya-koncepcii v razlichnyh teoreticheskih podhodah. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2015; № 4 (30).

11. Seminar «Organizaciya deyatel'nosti pedagoga po korrekcii znanij i umenij, sovershenstvovaniyu navykov samokontrolya i samoocenki uchaschihsya». Available at: https:// rmoinyaz.jimdofree.com/sovremennye-tehnologii-ocenivaniya/

12. Chem mozg rebenka otlichaetsya ot vzroslogo. Available at https://www.defectologiya.pro/zhurnal/chem_mozg_rebenka_otlichaetsya_ot_vzroslogo/

Статья поступила в редакцию 30.05.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.