Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И СКОРОСТИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ У СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 12-15 ЛЕТ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И СКОРОСТИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ У СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 12-15 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ / СКОРОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СОРЕВНОВАНИЯХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойцова Мария Владимировна

В статье рассмотрены и проанализированы проблемы развития внимания и скорости обработки информации как одно из важнейших психологических качеств спортсменов-ориентировщиков, необходимых для успешного преодоления дистанции и достижения высоких результатов на соревнованиях различных уровней. Цель исследования - с помощью тестирования выявить и проанализировать данные проблемы. Практическая значимость проведенного исследования: были разработаны методические рекомендации подготовки спортсменов-ориентировщиков 1215 лет для повышения концентрации внимания и скорости восприятия и переработки информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойцова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ATTENTION DEVELOPMENT AND INFORMATION PROCESSING SPEED OF 12-15 YEARS-OLD ORIENTEERING ATHLETES

The article considers and analyzes the problems of attention development and information processing speed as one of the most important psychological qualities of orienteering athletes, which are necessary for successfully overcoming the distance and achieving high results in different competitions. Also, this article provides practical recommendations for the training of adolescent orienteering athletes to increase concentration and the speed of perception and information processing. The purpose of the study is to identify and analyze these problems with the help of testing. The practical study significance: guidelines were developed for the training of orienteers aged 12-15 to increase the concentration of attention, perception speed and processing of information.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И СКОРОСТИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ У СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 12-15 ЛЕТ»

УДК 796.562

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И СКОРОСТИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ У СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 12-15 ЛЕТ

Мария Владимировна Бойцова, аспирант, преподаватель, Армавирский государственный педагогический университет, Армавир, Ставропольское президентское кадетское

училище (Военного института физической культуры г. Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассмотрены и проанализированы проблемы развития внимания и скорости обработки информации как одно из важнейших психологических качеств спортсменов-ориентировщиков, необходимых для успешного преодоления дистанции и достижения высоких результатов на соревнованиях различных уровней. Цель исследования - с помощью тестирования выявить и проанализировать данные проблемы. Практическая значимость проведенного исследования: были разработаны методические рекомендации подготовки спортсменов-ориентировщиков 1215 лет для повышения концентрации внимания и скорости восприятия и переработки информации.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, концентрация внимания, скорость восприятия и переработки информации, эффективность выступлений на соревнованиях.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p66-70

PROBLEMS OF ATTENTION DEVELOPMENT AND INFORMATION PROCESSING SPEED OF 12-15 YEARS-OLD ORIENTEERING ATHLETES

Maria Vladimirovna Boytsova, the post-graduate student, teacher, Armavir State Pedagogical University, Armavir, Stavropol Presidential Cadet School (Military Institute of Physical Education, St. Petersburg)

Abstract

The article considers and analyzes the problems of attention development and information processing speed as one of the most important psychological qualities of orienteering athletes, which are necessary for successfully overcoming the distance and achieving high results in different competitions. Also, this article provides practical recommendations for the training of adolescent orienteering athletes to increase concentration and the speed of perception and information processing. The purpose of the study is to identify and analyze these problems with the help of testing. The practical study significance: guidelines were developed for the training of orienteers aged 12-15 to increase the concentration of attention, perception speed and processing of information.

Keywords: sport orienteering, concentration of attention, speed of perception and information processing.

ВВЕДЕНИЕ

Спорт в современных условиях предъявляет достаточно высокие требования к психологическим качествам спортсменов.

Кроме установки на победу и достижение высоких спортивных результатов, важными для спортсменов-ориентировщиков для успешного выступления на соревнованиях различного уровня являются следующие психологические требования:

- высокая концентрация внимания;

- большая скорость восприятия и переработки информации;

- большой объем образной памяти;

- гибкость и быстрота тактического мышления.

1) Высокая концентрация внимания заключается в необходимости постоянно читать карту во время движения по дистанции, умении быстро найти себя в ней, в способности сопоставлять объекты на местности с условными знаками в карте;

2) большая скорость восприятия и переработки информации предполагает умение быстро анализировать сменяющуюся обстановку и регулировать скорости бега под характер местности;

3) большой объем образной памяти, представляет собой способность держать в голове элементы карты в виде образов в течение длительного времени. Данный способ позволяет спортсмену-ориентировщику представлять вариант местности у себя в голове, что способствует уменьшению количества времени на чтение карты и увеличению скорости бега на дистанции;

4) гибкость и быстрота тактического мышления заключается в быстрой реакции на сменяющуюся обстановку, планировании нескольких вариантов движения на контрольный пункт, умении выбрать наиболее короткий и быстрый путь. Особенно важен этот пункт на дистанции «спринт», где тактическое мышление играет наиважнейшую роль, поскольку расстояния между КП маленькие, скорость должна быть высокая и поэтому необходимо тактически быстро и правильно спланировать перегон.

Проблема данного исследования продиктована требованием повышения эффективности выступлений спортсменов-ориентировщиков подросткового возраста на соревнованиях.

Цель исследования - выявить проблемы внимания и скорости обработки информации у спортсменов-ориентировщиков подросткового возраста и дать практические рекомендации по совершенствованию вышеперечисленных психологических качеств спортсменов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве проверки концентрации внимания применялись следующие методы: тестирование и методы математической статистики. Нами было протестировано 102 спортсмена-ориентировщика в возрасте 12-15 лет. Испытуемым предлагалось пройти тестирование по методике Пьерона-Рузера. Поскольку испытуемыми являлись подростки 12-15 лет, им был дан вариант теста по данной методике для школьников старших классов (2 минуты).

Исследование проводилось с целью проверки концентрации и работоспособности внимания спортсменов-ориентировщиков в возрасте 12-15 лет, а также изучение устойчивости, распределения и переключения внимания. Расчет проводился по следующим показателям:

1) скорость обработки информации (Vобр. знаков), которая вычисляется по фор-

N

муле: Уобр. = — ; где N - количество обработанных знаков; t - количество затраченного на обработку времени;

N - А

2) точность обработки, которая вычисляется следующим образом: К = ———, где

А - среднее количество ошибок, как неправильно зачеркнутых, так и подчеркнутых;

3) оценка концентрации внимания подростка, которая выявляется подсчетом количества обработанных фигур и сделанных (или исправленных) ошибок, а также их ранжированием.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования были изучены, и проанализированы. На основе анализа сделаны выводы и разработаны практические рекомендации по подготовке к более эффективным и успешным выступлениям спортсменов-ориентировщиков 12-15 лет на соревнованиях.

Все полученные данные были занесены в следующие таблицы.

Таблица 1 - Оценка концентрации внимания подростка (количество обработанных фигур за 2 минуты)_

Число обработанных фигур Ранг Уровень концентрации внимания Кол-во протестированных подростков

100 1 Очень высокий 11

91-99 2 Высокий 65

80-90 3 Средний 13

65-79 4 Низкий 10

64 и меньше 5 Очень низкий 3

Наличие ошибок в тесте снижает ранг:

- 1-2 ошибки - на один ранг;

- 3-4 ошибки - на два ранга;

- более 4-х ошибок - на три ранга.

Здесь были получены следующие результаты: 76 человек имеют высокий и очень высокий уровень концентрации внимания, а это 74,5% от всех испытуемых. И лишь только 12,75% имеют средний уровень и столько же показали низкий и очень низкий уровень концентрации внимания.

Таблица 2 - Оценка точности обработки и уровня развития внимания_

Балл Уровень развития Q, бит/сек. Кол-во протестированных спортсменов-ориентировщиков

10 Очень высокий >1 -

8-9 Высокий 0,75-1,0 51

6-7 Средний 0,5-0,74 34

4-5 Низкий 0,25-0,49 18

0-3 Очень низкий 0,0-0,24 2

Оценка точности обработки фигур в тесте также показала достаточно высокий уровень концентрации и развития внимания. 50% юных спортсменов-ориентировщиков выполнили задание точно, без ошибок и исправлений. 33,33% показали средние результаты и лишь 17,65% показали низкие результаты и менее 2% (1,96%) - очень низкие результаты.

Таблица 3 - Таблица скорости обработки информации в баллах

Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Q, бит/сек. <0,57 0,57- 063- 0,74- 0,84- 0,92- 1,05- 1,20- 1,35- >1,36

0,63 07,3 0,83 0,91 1,04 1,19 1,34 1,36

Кол-во протестирован-

ных спортсменов- 3 7 7 29 9 20 15 6 4 2

ориентировщиков

Анализируя таблицу 3, мы пришли к следующим результатам:

- скорость восприятия и обработки информации значительно отстает от других показателей. Для наглядного восприятия построим по данным таблицы диаграмму (рисунок 1).

Категория 10 (>1,36) ] 2 Категория 9 (1,35-1,36) Категория 8 (1,20-1,34) Категория 7 (1,05-1,19) Категория 6 (0,92-1,04) Категория 5 (0,84-0,91) Категория 4 (0,74-0,83) Категория 3 (0,63-0,73) Категория 2 (0,57-0,63) Категория 1 (<0,57)

29

0 5 10 15 20 25

Рисунок 1 - Скорость обработки информации (бит./сек.)

30

35

Первые три категории (1-3) относят к очень низкому уровню, 4-5 - просто низкий, 6-7 - средний уровень, 8-9 - высокий, 10 - очень высокий уровень. Видится удобным для

Из рисунков 1 и 2 видно, что большая часть респондентов выполняла задание с недостаточной скоростью. Большинство испытуемых имеют низкий (37% человек) и очень низкий уровень (17% человек), что в сумме составляет больше половины спортсменов (55 человек). Еще 34% (35 человек) показали лишь средний уровень. И только 12% показали высокий (10 человек) и очень высокий уровень (2 человека).

По результатам проведенного тестирования можно сделать следующие выводы:

- концентрация внимания и уровень точности обработки информации у большинства спортсменов-ориентировщиков 12-15 лет находится на достаточно высоком уровне, что, скорее всего, связано с тем, что тестирование проводилось в группах, где ребята занимались ориентированием уже не первых год и были достаточно подготовлены;

- однако скорость восприятия и обработки информации оказалась на весьма низком уровне;

- медленное чтение карты и ее анализ во время соревнований может приводить к тому, что, имея при прочих равных со своими соперниками физические и психологические показатели, такие спортсмены-ориентировщики будут проигрывать, и значительно проигрывать во время стартов и соревнований именно из-за скорости восприятия и обработки информации. Это особенно актуально на коротких и быстрых дистанциях, таких как «Спринт» и «Спринт-эстафета».

Таким образом, крайне важно для спортсменов именно этой специализации (спортивное ориентирование) увеличивать скорость восприятия и обработки информации. С этой целью был разработан ряд практических рекомендаций, которые позволят повысить эффективность спортивной деятельности юных спортсменов-ориентировщиков при подготовке к соревнованиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова О.А. Изучение внимания в процессе занятий физической культурой / О.А. Борисова // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 55-58.

2. Дубовова А.А. Особенности психологической готовности юных спортсменов к занятиям спортом / А.А. Дубовова, Е.А. Пархоменко // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2019. - № 1. - С. 261-262.

3. Оценка уровня развития внимания юных волейболисток / Н.Н. Романова, Н.Н. Белякова, Д.А. Дятлов, Я.В. Латюшин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 334-337.

REFERENCES

1. Borisova, O.A. (2019), "The study of attention in the process of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp. 55-58.

2. Dubovova, A.A. and Parkhomenko, E.A. (2019), "Features of psychological readiness of young athletes for sports", Materials of the scientific and methodological conference of the faculty of the Kuban state University of physical culture, sport and tourism, Krasnodar, No. 1, pp. 261-262.

3. Romanova, N.N., Belyakova,, N.N., Dyatlov, D.A. and Latyushin, Ya.V. (2020), "Assessment of the level of development of attention of young volleyball players", Uchenye zapiski universiteta im. P.F.

анализа составить диаграмму в процентах.

■ очень низкий уровень ■ низкий уровень

■ средний уровень ■ высокий уровень

■ очень высокий

Рисунок 2 - Скорость обработки информации (%)

Lesgafta, No. 12 (190), pp. 334-337.

Контактная информация: boytcovamari@mail.m

Статья поступила в редакцию 21.06.2022

УДК 796.011.3

ИНТЕГРАТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В

ВОЕННОМ ВУЗЕ

Александр Викторович Борисов, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, Ярославль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

Рассматриваются вопросы интеграции, как педагогической категории, представляющей собой, консолидацию военно-профессиональной деятельности, направленной на изменение характера, структуры и содержания физического воспитания курсантов, целенаправленного развития системы физической подготовки, обеспечивающей выпускникам вузов удовлетворение личной профессиональной потребности в обеспечении успешной физической активности и длительной работоспособности в условиях сложных видов физических, психических и нервно-психических нагрузок. Делается заключение о том, что применение принципа межпредметности способствует обоснованному формированию качественно нового интегративного образовательного пространства, определенным образом надстраивающегося над предметной системой, развивающего ее и, вместе с тем, использующего ее в качестве функционального основания.

Ключевые слова: интеграция, физическое воспитание, физическая подготовка, курсант, образовательное пространство, межпредметные связи, учебный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p70-76

INTEGRATIVITY IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING IN THE MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Alexander Viktorovich Borisov, the candidate ofpedagogical sciences, docent, head of the department, Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense

Abstract

The issues of integration are considered as a pedagogical category, which is the consolidation of military professional activities, aimed at changing the nature, structure and content of physical education of cadets, the targeted development of the physical training system that provides university graduates with satisfaction with their personal professional needs in ensuring successful physical activity and long-term performance in conditions of complex types of physical, mental and neuropsychic stress. It is concluded that the application of the principle of intersubjectivity contributes to the justified formation of the qualitatively new integrative educational space, which one in certain way builds up above the subject system, develops it and, at the same time, uses it as a functional basis.

Keywords: integration, physical education, physical training, cadet, educational space, interdisciplinary connections, educational process.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ научных исследований и литературных источников о физической готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональных задач свидетельствуют о интегративном состоянии процессов, происходящих в системе физической подготовки военных специалистов, и обусловленными предъявляемыми требованиями к их физической готовности [6, c. 107].

Интегративность в системе физической подготовки обеспечивает выполнение главной задачи - успешное осуществление выпускниками вузов военно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.