Научная статья на тему 'Проблемы развития терминологической базы в области стратегического аудита коммерческой организации'

Проблемы развития терминологической базы в области стратегического аудита коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АУДИТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АУДИТ / ПОДХОДЫ / МОДЕЛИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ НАЛОГОВЫЙ АУДИТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АУДИТ / STRATEGIC AUDIT / MANAGEMENT AUDIT / APPROACHES / MODELS / STRATEGIC FINANCIAL AUDIT / STRATEGIC TAX AUDIT / STRATEGIC MANAGEMENT AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Ирина Владимировна

В статье дан обзор трактовки термина «стратегический аудит», который позволил установить отсутствие единого подхода. В статье выделены два основных подхода. Первый подход определяет стратегический аудит как подвид управленческого аудита, который оценивает перспективы развития коммерческой организации. Второй подход рассматривает стратегический аудит как самостоятельную область аудиторской деятельности, осуществляющий всестороннюю оценку внутренних и внешних условий деятельности коммерческой организации с учетом долгосрочной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the termbase development in the sphere of strategic audit in a commercial organization

Different treatments of the term «strategic audit» considered in the article allow to acknowledge the absence of the united approach to the term. Two main approaches are distinguished in the article. According to the first one strategic audit is defined as a subtype of management audit that estimates development prospects of a commercial organization. The second approach treats strategic audit as an autonomous sphere of auditing that makes an overall estimate of internal and external conditions of commercial organization activity taking into account the long-term strategy.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития терминологической базы в области стратегического аудита коммерческой организации»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 657.47

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АУДИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© И. В. АЛЕКСЕЕВА Ростовский государственный экономический университет, кафедра бухгалтерского учета e-mail: [email protected]

Алексеева И. В. - Проблемы развития терминологической базы в области стратегического аудита коммерческой организации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 158-163. - В статье дан обзор трактовки термина «стратегический аудит», который позволил установить отсутствие единого подхода. В статье выделены два основных подхода. Первый подход определяет стратегический аудит как подвид управленческого аудита, который оценивает перспективы развития коммерческой организации. Второй подход рассматривает стратегический аудит как самостоятельную область аудиторской деятельности, осуществляющий всестороннюю оценку внутренних и внешних условий деятельности коммерческой организации с учетом долгосрочной стратегии. Ключевыеслова: стратегическийаудит, управленческийаудит, подходы, модели, стратегическийфинансовыйау-дит, стратегический налоговый аудит, стратегический управленческий аудит.

Alekseeva I. V. - Problems of the termbase development in the sphere of strategic audit in a commercial organization // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 158-163. - Different treatments of the term «strategic audit» considered in the article allow to acknowledge the absence of the united approach to the term. Two main approaches are distinguished in the article. According to the first one strategic audit is defined as a subtype of management audit that estimates development prospects of a commercial organization. The second approach treats strategic audit as an autonomous sphere of auditing that makes an overall estimate of internal and external conditions of commercial organization activity taking into account the long-term strategy.

Keywords:strategicaudit, managementaudit, approaches,models, strategicfinancialaudit, strategictaxaudit, strategic management audit.

В современных условиях для преодоления глобального кризиса нужны новые нестандартные решения. В настоящее время в связи с серией корпоративных скандалов произошедших после подтверждения аудиторскимифирмамидостоверностибухгалтерской (финансовой) отчетности, характерно разочарование пользователей отчетности в аудите.

Это вызвало переориентацию современного аудита от подтверждающего к подтверждающее-анали-тическому, аудиту бизнеса. Данную тенденцию подтверждает снижение роли выручки от обязательного и инициативного аудита, и увеличение доли выручки от консалтинговых услуг в ведущих аудиторско-консалтинговых фирм мира.

Современному обществу нужны новые технологии аудита, позволяющие получать не только актуальную, но и стратегическую финансовую информацию о деятельности коммерческой организации. Заинтересованные пользователи должны быть уверены не только в достоверностибухгалтерской (финансовой ) отчетности, но и в ее релевантности. Им также необходима допол-

нительная информация о стратегии развития, прогнозная отчетность и др. Чтобы повысить доверие к дополнительной стратегической информации о деятельности коммерческой организации в будущем, аудиторы также могут осуществить аудит такой информации и подтвердить ее достоверность и релевантность. Современному обществу необходимы аудиторы, способные давать заключение о финансовой устойчивости коммерческой организации на долгосрочную перспективу и при этом пользующиеся высоким общественным доверием.

Одним из перспективных направлений системы аудита является управленческий аудит, под которым понимают сопутствующую аудиту услугу, осуществляющую проверку любой части процедур и методов функционирования коммерческой организации для оценки производительности и эффективности. Изучению вопросов управленческого аудита посвящены труды таких авторов, как Вахрушина М. А., Каспи-на Р. Г., Керимов В. Э., Лавренчук Е. Н., Никола-еваО.Е., НоводворскийВ.Д., СтуковС.А., ХоринА. Н., Шеремет А. Д., Шишкова Т. В. и др.

В рамках управленческого аудита многие ученые (МельникМ.В., БогатаяИ.Н.,ГуденицаО.В., Ши-шов Л.В., Щемелев А.Н. и многие другие) выделяют подсистему стратегического аудита.

Современный аудит способствует повышению достоверности учетной информации, которая служит основой для принятия стратегических решений. Становление и развитие стратегического учета и стратегическогоанализаявляется предпосылкойвоз-никновения стратегического аудита. Развитие стра-тегическогоменеджментатребуетадекватнойпостав-ленным перед ним целям информации, формируемой в учетно-аналитической системе коммерческой организации . Достоверность и релевантностьэтой инф ор-мации повышается при проведении стратегического аудита.

В области стратегического менеджмента аудит не является новой идеей, однако его определение ещё не устоялось и находится в развитии. Философия стратегического аудита не предполагает аудита самих целей. Главное - оценка их реализуемости и результативности с точки зрения ресурсоемкости и ресур-сообеспеченности, эффективности действий аппарата управления коммерческой организации.

на сегодняшний день вопросы стратегического аудита находятся в разработке. В этом направлении следует выделить таких авторов как:

ПискуновА.А., ПискуноваМ.А., ЛюбезновЛ.Н., Гусева Ю.В., Столяров Н.С. - стратегический аудит приоритетных национальных проектов и программ;

ЕмельяноваИ.Н., Алексеева И.В.- методология и методика развития стратегического аудита;

Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. - стратегический аудит персонала коммерческой организации;

Гуденица О. В., Богатая И.Н., - вопросы развития методики стратегического аудита в условиях реорганизации,

Шишов Л.В. - вопросы методики проведения стратегического аудита применительно к специфике газоснабжающих организаций,

Ансофф И., Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж., Котлер Ф., Хангрен Дж. Дэвид, Томас Л. Уилен , Маркова В.д. - стратегический аудит корпорации.

Обзор существующих определений стратегического аудита коммерческой организации представлен в табл. 1.

Анализ трактовки категории «стратегический аудит» выявил отсутствие единого подхода к формулировке данного термина, что позволило выделить два основных подхода:

1 подход (ПискуновА. А., МарковаВ.Д.) - определяет стратегический аудит как подвид управленческого аудита, который оценивает перспективы развития коммерческой организации, либо эффективность вложенных средств.

2 подход (Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж., Ансофф И., Одегов Ю.Г., Журавлев П.В., Котлер Ф., Емельянова И.Н., Хангер Дж. Дэвид, Томас Л. Уилен, Богатая И.Н., Гуденица О. В. ШишовЛ.В., Алексеева И.В.) - рассматривает стратегический аудит как

самостоятельную область аудиторской деятельности, которая производит всестороннюю оценку внутренних и внешних условий деятельности коммерческой организации с учетом долгосрочной стратегии.

Целью стратегического аудита является экспертиза коммерческой организации с точки зрения поиска путей повышения эффективности и результативности деятельности. В отличие от финансового аудита, имеющего ретроспективную направленность, стратегический аудит носит перспективный характер, он может обнаружить сигналы опасности, предвещающие серьезную неприятность в будущем, и предложить ранние профилактические или корректирующие действия. Стратегический аудит позволяет не только оценитьрезультативность,эффективностьдеятельно-сти коммерческой организации, но и провести анализ показателей деятельности в сравнении с аналогичными данными основных конкурентов.

Информационной базой для проведения стратегического аудита является не только финансовая отчетность и финансовая информация, но и информация нефинансового характера, данные аналитического учета, что позволяет составить более целостную и объективную картину, а также на достоверной основе подтверждать соблюдение принципа непрерывности деятельности организации.

Рассмотрим терминологическую базу в области стратегического аудита. В настоящее время в современных исследованиях не разграничиваются такие понятия как стратегический, стратегический управленческий учет, в то время как эти виды учета выступают в качестве информационного источники при проведении стратегического аудита. Данные понятия зачастую рассматриваются как тождественные, в то время как их следует разграничить.

Стратегический аудит должен учитывать особенности формирования учетно-аналитической системы в коммерческих организациях, методологию и методику формирования данных, порядок взаимодействия различных видов учета, поскольку именно они определят область аудита. Область стратегического аудитаопределяетсястроениемучетно-аналитической системы конкретной коммерческой организации. При этом основой любой учетной системы будет выступать финансовый учет. Взаимодействие между финансовым, налоговым, управленческим учетом может быть различное. Может применяться как вариант, предусматривающий создание интегрированной системы учета, так и обособленное ведение данных видов учета. В структуру стратегического учета, в узком его понимании, могут входить стратегический финансовый учет, стратегический управленческий учет, стратегический налоговый учет. В то время как широком смысле слова, он включает в себя помимо указанных выше видов стратегического учета: финансовый, управленческий, налоговый учет.

Таким образом, стратегический учет можно сравнивать с мозаикой, выбранный набор видов учета зависит от конкретных целей и стратегий коммерческой организации.

Таблица 1

Обзор точек зрения на дефиницию «стратегический аудит» коммерческой организации

№ п/п Авторы Содержание понятия

1 группа определяет стратегический аудит как подвид управленческого аудита

1 Пискунов A.A. Пискунова М.А., Любезнов Л.Н., Гусева Ю.В., Столяров Н.С. Стратегический аудит - разновидность управленческого аудита, который включает оценку архитектуры управления, управление технологиями и целями.

2 Маркова В.Д. Стратегический аудит - это тип управленческого аудита, который рассматривает перспективы корпорации в целом и обеспечивает комплексную оценку корпоративной ситуации [5,с. 275]. Стратегический аудит обеспечивает не только последующий контроль стратегии организации, но стратегический аудит рассматривается и как элемент стратегии. Следовательно, объекты стратегического аудита - это все элементы стратегии, в том числе и самообследование аудита, а также внешний, экспертный контроль стратегического аудита (при сохранении коммерческой тайны).

2 группа рассматривает стратегический аудит как самостоятельная область аудиторской деятельности

1 Томпсон A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический аудит - «степень согласованности политики со стратегическими ресурсами, стратегическим и внешним климатом и позициями предприятия» [7,с. 257].

2 Ансофф И. Стратегический аудит - «степень согласованности политики со стратегическими ресурсами, стратегическим и внешним климатом и позициями предприятия» [1,с. 113].

3 Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Стратегический аудит выявляет степень согласования политики управления персоналом с целями организации, его глобальной и социальной стратегиями, а также устанавливает степень связи социальной политики со спецификой организации и внешними условиями [6,с. 388].

4 Котлер Ф. Определяет стратегический аудит как один из основных инструментов для сбора важной (с точки зрения достижения успеха, лидерства) информации, включающей сведения, используемые при разработке конкретных целей и стратегии бизнеса. Стратегический аудит состоит из двух основных частей (составляющих): внутреннего и внешнего аудита.

5 Емельянова И.Н. Стратегический аудит является сопутствующей аудиту услугой и проводится для того, чтобы установить надежность, реалистичность и возможность использования прогнозной информации, а также правильность ее подготовки на основе принятых допущений и адекватность ее представления[4,с. 192].

6 ХангерДж.Дэвид, Томас Л. Уилен Стратегический аудит «дает ответы на вопросы по отдельным участкам или аспектам, благодаря чему можно провести системный анализ различной корпоративной стратегии. Он очень полезен как диагностический инструмент для определения проблемных участков и демонстрации сильных и слабых сторон компании»[8,с. 59].

7 Богатая И.Н., Гуденица О. В. ШишовЛ.В. Стратегический аудит включает в себя аудит стратегических условий, в которых функционирует коммерческая организация, а также аудит бизнес-идеи и ее последующей реализации. Проверка предполагает проведение стратегического анализа, оценку осуществленного стратегического выбора и реализации избранной стратегии[2,с. 89]. При проведении стратегического аудита аудитор оценивает результаты проведенного в коммерческой организации стратегического анализа, осуществленный стратегический выбор и реализацию стратегии, а также контроль за ее реализацией»[3,с. 68].

8 Алексеева И.В. Стратегический аудит - оценка степени адекватности стратегии, формирование, реализация и оценкакоторойосуществляетсянаосноведанных,формируемыхврамкахучетно-аналитической системыкоммерческойорганизации,располагаемыморганизациейресурсам,условиямвнешней макросреды и внутренней микросреды.

Т аки мобразом,припроведениистратегического аудита в качестве аудируемых объектов могут выступать: стратегия, стратегическая отчетность, стратегические решения. При этом информационной базой при проверке выступают данные:

1) Отдельных разновидностей стратегического учета (стратегический финансовый, стратегический управленческий, стратегический налоговый);

2) Стратегического учета в широком его понимании. Т акой учет организован в крупных коммерческих организациях, в которых ведется обособленно финан-

совый, налоговый, управленческий, стратегический финансовый, стратегический налоговый, стратегический управленческий виды учета.

Графическая структурная модель взаимосвязи стратегического учета и стратегического аудита представлена на рисунке.

При проведении аудита может быть выделены два уровня тактический и стратегический. Тактический уровень может включать в себя аудит по следующим направлениям: финансовый аудит, налоговый аудит, управленческийаудит. Стратегическийуровень

включает в себя соответствующие тактическому уровню аналогичные области аудита с учетом стратегической направленности. В связи с этим в системе страте-гическогоаудитаможновыделить:стратегическийфи-нансовый, стратегический налоговый, стратегический управленческий аудит.

Наиболеерациональнымявляетсяформирование вкоммерческихорганизацияхсистемыстратегического аудита на базе системы стратегического учета и стратегического анализа. В рамках стратегического аудита могут быть выделены следующие виды аудита: стратегиче-скийфинансовый, стратегический налоговый, стратегический управленческий. Рассмотрим их поподробнее.

1. Стратегический финансовый аудит. Данный вид аудита направлен на формирование мнения (данная позиция согласуется со ст. 3 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» № 307-Ф3 от 30.12.2008г.) о достоверности финансовой отчетности во всех существенных отношениях, а также является основой для других видов аудита в долгосрочной перспективе. Основным источником информации при проведении данного направления аудита являются данные финансового учета. Особенностью является использование комплекса элементов учетной политики, позволяющих повысить релевантность формируемой информации, например, формирование резервов различных видов, формирование себестоимости и т.д.

2. Стратегический налоговыйаудит, строящийся на основе данных финансового учета и аудита и предполагающий систему корректировок, производимых в соответствии с требованиями налогового законодательства. Основным источником информации данного вида аудита являются данные налогового учета. Налоговый аудит ориентирован на формирование налогооблагаемой базы и расчет налогов и сборов в долгосрочной перспективе. Стратегический налоговый аудит выполняет функции налогового прогнозирования (расчет сумм налоговых отчислений при использовании определенной стратегии и т.д.)

3. Стратегический управленческий аудит -процесс идентификации информации, исчисления и оценки показателей, а также предоставления данных пользователяминформациидлявыработки,обоснова-ния и принятия стратегических решений. Основным источником информации данного вида аудита является информация управленческого учета. Стратегический управленческий аудит является одним из видов консультационных услуг необходимых клиенту для принятия решений по повышению эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей. Его характерной особенностью является аудит внешних факторов макросреды и базирующийся на данных финансового, налогового и управленческого аудита.

Финансовый

Стратегический налоговый аудит

Рисунок. Графическая структурная модель взаимосвязи стратегического учета и стратегического аудита

Таким образом, разница между стратегическим аудитом и стратегическим управленческим аудитом, состоит лишь в аудируемой области, которая в свою очередь будет диктовать особенности применения инструментария в ходе аудита. Говоря о соотношениях данных понятий, следует отметить, что «стратегический аудит» понятие более широкое по сравнению с понятием «стратегический управленческий аудит». Роль стратегическогоуправленческогоаудитапринципиаль-но отличается от роли стратегического аудита. Стратегический управленческий аудит является одной из со-

ставляющихстратегическогоаудит.Стратегическийау-дитпредставляет собойкомплексуслугсопутствующих аудиту и прочих услуг в области аудиторской деятельности. Данный комплекс услуг включает в себя стратегический финансовый аудит, стратегический управленческий аудит, стратегический налоговый аудит.

В табл. 2 представлены основные проблемы, решаемые с помощью стратегического аудита и его результаты.

Основныетребования,предъявляемыексистеме стратегического аудита перечислены в табл. 3.

Таблица 2

Основные проблемы и результаты стратегического аудита коммерческой организации

Клиенты - Компании, желающие провести экспертизу существующей стратегии и оценить эффективность своей деятельности при реализации этой стратегии - Компании, стремящиеся предотвратить потери конкурентных преимуществ в бизнесе и выявить упущенные возможности во внешней среде

Проблемы Состав основных работ Результаты

- Отсутствие желаемыхрезульта-тов от реализации существующей стратегии ведения бизнеса - Появление новых возможностей/угроз/рисков/ изменений во внешней среде - Отсутствие уверенности в правильности реализуемой стратегии - Идентификация стратегии бизнеса (запланированной и текущей) по областям ключевых результатов - Анализ расхождений между запланированной и реальной стратегией - Выявление недостатков (искажений) в реализации стратегии - Идентификация / формулирование проблем в реализуемой стратегии - Выработка рекомендаций (подготовка материалов) для принятия решений по результатам стратегического аудита - Вывод о соответствии стратегии компании существующей и прогнозируемой бизнес-среде - Рекомендации по изменению стратегии компании

Таблица 3

требования к информации стратегического аудита

Требование Характеристика

релевантность информация должна иметь отношение или полезное применение к действиям, для которых она предназначалась.

прогнозируемость свойство информации, помогающее лицам, принимающим решения повысить вероятность реальности прогнозов.

адаптивность способностьучитыватьизмененияокружающейэкономическойсредыивноситькоррективывпроцесс регулирования хозяйственных связей с партнерами.

обратной связи подтверждение или корректировка прежних предположений.

своевременность информация должна быть готова и доступна к тому времени, когда в ней возникает потребность. Это неотъемлемое свойство информации.

сравнимость использование одинакового инструментария при оценке информации.

значимость полезность в прогнозировании и получении другой информации, непосредственно используемой в процессах выработки и принятия решения в области управления показателями.

Таким образом, основной проблемой терминологии стратегического аудита коммерческой организации является определение места этой категории аудита во всей системе аудиторской деятельности и уточнение содержания данной дефиниции. Проведенное исследование позволило выделить два основных подхода к категории «стратегический аудит»: его трактовку как подвида управленческого аудита и как самостоятельную разновидность аудита. Каждый из выделенныхподходов жизнеспособен. Использование

того или иного зависит от учетно-аналитической системы коммерческой организации, а также цели, которая ставится перед аудиторами. Сравнительный анализ выделенных подходов выявил, что стратегический аудит является самостоятельным подвидом аудита, включающим в себя стратегический управленческий, стратегический финансовый, стратегический налоговый аудит.

Следовательно, стратегический аудит - категория более широкая, поскольку он может проводить-

ся как системно, так и сегментарно, в то время как стратегический управленческий аудит базируется на управленческом учете и ориентирован исключительно на управленческую составляющую деятельности коммерческой организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999. 258 с.

2. Богатая И.Н. Стратегический учет и аудит: теория и практика // Фундаментальные исследования. 2007. № 4. С. 87-90.

3. Гуденица О.В., Шишов Л.В. Стратегический аудит в коммерческихорганизациях.Ростов-на-Дону: БУПК. 2008. 148 с.

4. Емельянова И.Н. Место стратегического аудита в системе стратегического планирования // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа, аудита, налогообложения и статистики. Мат. IV Все-рос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: РИНХ, 2009. С.191-194.

5. МарковаВ.Д.,КузнецоваС.А.Стратегическийменедж-мент. М.: ИНФРА-М, 2002. 288 с.

6. ОдеговЮ.Г.,ЖуравлевП.В.Управлениеперсоналом. М.: Финстатинформ, 1997. 878 с.

7. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998. 345 с.

8. Хангер Д., Уилен Т. Основы стратегического менеджмента. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.