Научная статья на тему 'Стратегический аудит в системе аудиторско-консалтинговых услуг'

Стратегический аудит в системе аудиторско-консалтинговых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АУДИТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УЧЕТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ / ПРОЧИЕ УСЛУГИ / КОМПИЛЯЦИЯ ИНФОРМАЦИИ / МЕТОДИКА АУДИТА / STRATEGIC AUDIT / STRATEGIC ACCOUNTING / STRATEGIC MANAGEMENT / CONSULTING SERVICES / OTHER SERVICES / A COMPILATION OF INFORMATION / AUDIT METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатая Ирина Николаевна, Алексеева Ирина Владимировна

В статье дано определение «аудита» в узком и широком плане. Определено место стратегического аудита в системе аудиторской деятельности. Представлен обзор аудиторско-консалтинговых услуг, а также исследованы области пересечения аудита и аудиторско-консалтинговых услуг. На основе проведенного обзора разработок в области стратегического аудита были выделены два подхода к его содержанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article the main approaches to the definition of "audit" are presented: in a narrow and broad sense. The analysis of main approaches to the audit theory is carried out. The review of auditing consulting services market is provided, the place of strategic audit at the market is determined, the trends of strategic audit procedure are identified: strategic audit can be used both at the state level, and commercial organizations level.

Текст научной работы на тему «Стратегический аудит в системе аудиторско-консалтинговых услуг»

И.Н. Богатая, И. В.Алексеева

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АУДИТ В СИСТЕМЕ АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ

Аннотация

В статье дано определение «аудита» в узком и широком плане. Определено место стратегического аудита в системе аудиторской деятельности. Представлен обзор аудиторско-консалтинговых услуг, а также исследованы области пересечения аудита и аудиторско-консалтинговых услуг. На основе проведенного обзора разработок в области стратегического аудита были выделены два подхода к его содержанию.

2012 № 1

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Annotation

The article the main approaches to the definition of “audit” are presented: in a narrow and broad sense. The analysis of main approaches to the audit theory is carried out. The review of auditing consulting services market is provided, the place of strategic audit at the market is determined, the trends of strategic audit procedure are identified: strategic audit can be used both at the state level, and commercial organizations level.

Ключевые слова

Стратегический аудит, стратегический учет, стратегический менеджмент, консалтинговые услуги, прочие услуги, компиляция информации, методика аудита

Keywords

Strategic audit; strategic accounting; strategic management; consulting services; other services; a compilation of information; audit methods

В современных условиях разработка стратегии развития коммерческих организаций является важнейшей задачей менеджмента, в целях ее адаптации к изменениям динамичной внешней среды. Успешная реализация избранной стратегии позволяет добиться конкурентных преимуществ, увеличения стоимости бизнеса. Далеко не все российские коммерческие организации имеют четко выстроенную стратегию, ориентированную на наращение стоимости бизнеса. Проанализировав масштабные исследования, выполненные в этой области, Брюс Хендерсон из Boston Consulting Group пришел к выводу, что интуитивные стратегии не могут постоянно приводить к успеху, если корпорация стала крупной, в ней возросло число управленческих уровней, среда существенно изменилась. Возросшие риски, ошибки, дорогостоящие неправильные решения, экономические кризисы заставляют профессиональных менеджеров гораздо серьезнее относиться к стратегическому менеджменту, для того чтобы сохранить конкурентоспособность во все менее стабильной среде[5]. Неудача при выполнении стратегического плана может иметь катастрофические последствия. В лучшем случае организация может добиться приемлемого уровня результативности за счет удачи и применения быстрого тактического мышления. В

худшем - прекратить свое существование. Современное бизнес-сообщество наводнено останками компаний, не сумевших реализовать свои стратегические замыслы. Причина краха стратегических планов кроется в неумении реализовать имеющийся план. Помочь организации выбрать верную стратегию развития и успешно ее придерживаться позволит система стратегического аудита. Современному обществу нужны новые технологии аудита, позволяющие получать не только актуальную, но и стратегическую финансовую информацию о деятельности коммерческой организации. Заинтересованные пользователи должны быть уверены не только в достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и в ее релевантности. Им также необходима дополнительная информация о стратегии развития, стратегической отчетности.

В связи с этим особую актуальность приобретает стратегический аудит.

В Российской Федерации значимость стратегического аудита коммерческих организаций как инструмента повышения эффективности обусловлена следующими основными факторами:

• ростом требований к качеству управления современными коммерческими организациями в условиях мировых тенденций глобализации экономики, интеграции;

• усложнением организационной

структуры организаций, появление новых, ранее не существовавших форм собственности и организационно-

правовых форм деятельности в связи с развитием рыночных отношений;

• функционированием коммерческих организаций в непривычных для них конкурентных условиях;

• необходимостью ускорения темпов экономического развития РФ, наиболее полного включения интенсивных факторов экономического роста.

Раскрывая сущность стратегического аудита, необходимо дать определение понятия «аудит» в узком и широком его понимании. Во многих научных трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов, в официальных документах даются разные определения аудита, многие из которых достаточно близки по сути. Аудиторские организации и аудиторы предоставляют субъектам рынка разнообразные услуги, помогая тем самым решать различные управленческие проблемы, выступая универсальным методом контроля, базирующимся на профессиональном суждении и требовании достоверности. В связи с этим традиционные методы контроля, присущие аудиту, проектируются на различные процессы (технический аудит, экологический аудит, стратегический аудит, маркетинговый аудит, операционный аудит) и, как следствие, использование термина только условно связано с концепцией традиционного аудита.

Понятие «аудит» в узком его понимании ограничивается аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности, в то время как понятие «аудит в широком его понимании» представляет собой аудит бизнеса и включает наряду с аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности сопутствующие аудиту услуги, а также прочие услуги, связанные с ауди-

торской деятельностью (рис. 1). В рамках широкого подхода могут аудироваться перспективы развития организации, ее стратегия; оцениваться эффективность системы управления, соблюдение гипотезы непрерывности деятельности аудируемого лица; разрабатываться рекомендации по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности; производиться оценка и прогнозирование последствий различных экономических решений. Понимание аудита в узком и широком смысле представлено на рис. 1 (см. ниже).

Узкое понимание аудита приводится и в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности»: Это аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для долгосрочного эффективного существования коммерческой организации недостаточно просто подтверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходим более широкий спектр сопутствующих аудиту услуг, который позволит определить эффективность работы коммерческой организации и выработать рекомендации по ее дальнейшему улучшению. О прогрессивном характере эволюции аудита свидетельствует то, что происходит усложнение и расширение спектра сопутствующих аудиторских услуг и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью. В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 30-го декабря 2008-го года N 307-ФЗ выделены сопутствующие услуги и прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью. Бондарев А.А. считает, что «..грань между ними весьма тонкая»[3, а 23]. Осуществление сопутствующих аудиту услуг и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, занимает все более важное место в деятельности аудиторских организаций.

По итогам 2010-го г. наиболее востребованными оказались услуги финансового и стратегического консалтинга. Темпы прироста выручки от ау-

диторско-консалтинговых услуг по итогам 2010-го года приведены на рисунке 2.

При рост С%)

I 2010/2009

Рис. 2. Темпы прироста выручки от аудиторско-консалтинговых услуг участников рейтинга по итогам 2010-го года[1]

Как отмечено на рисунке 2, максимальные темпы роста приходятся на финансовый консалтинг, немного уступают услуги по стратегическому консалтингу.

Проанализировав рынок аудиторско-консалтинговых услуг, можно за-

дать вопрос, к какому сегменту отнести стратегический аудит и определить место стратегического аудита в системе аудиторской деятельности. Стратегический аудит прямо не указан в Законе «Об аудиторской деятельности» от 30го декабря 2008-го года N 307-ФЗ. Фор-

мирование и проверка стратегической информации могут являться сопутствующими аудиту услугами: в качестве согласованной процедуры (аудит стратегической отчетности, отдельных ее показателей, аудит стратегии) или компиляции финансовой информации (разработка стратегии), и как прочие услуги, связанные с проведением аудиторской деятельности (стратегический консалтинг, услуги по стратегическому планированию, разработке рекомендаций по устранению выявленных стратегических разрывов).

История возникновения стратегического учета, аудита и анализа связана с развитием стратегического менеджмента. Взаимосвязь стратегического учета, аудита и анализа со стратегическим менеджментом представлена на рис. 3.

На данном рисунке четко видно, что такая функция стратегического менеджмента, как планирование реализу-

ется посредством стратегического планирования, учетная - реализуется посредством стратегического учета, аналитическая - посредством стратегического анализа, контрольная - посредством стратегического аудита. Следовательно, стратегическое планирование, стратегический учет, стратегический анализ, стратегический аудит являются механизмом, поддерживающим и обеспечивающим функции стратегического менеджмента.

Становление и развитие стратегического учета и стратегического анализа являются предпосылкой возникновения стратегического аудита. Развитие стратегического менеджмента требует адекватной поставленным перед ним целям информации, формируемой в учетноаналитической системе коммерческой организации. Достоверность и релевантность этой информации повышаются при проведении стратегического аудита.

Стратегический менеджмент

_____________-Л.________________

Функции стратегического менеджмента

Планирование Учет Анализ Контроль

Стратегическое

планирование

,,—Û—і Стратегический

11 учет I

V

Стратегический

анализ

Стратегический

аудит

Механизм, поддерживающий и обеспечивающий функции стратегического менеджмента

Рис. 3. Взаимосвязь стратегического учета, аудита и анализа со стратегическим менеджментом

В области стратегического менеджмента аудит не является новой идеей, однако его определение ещё не устоялось и находится в развитии. Философия стратегического аудита предполагает как аудит самих целей, так и оценку их реализуемости и результативности с точки зрения ресурсоемко-сти и ресурсообеспеченности, эффективности действий аппарата управления коммерческой организации.

Стратегический аудит как механизм реализации такой функции стратегического менеджмента, как контроль, абсолютно необходим руководству для управления коммерческой организации.

Стратегический аудит выявляет степень согласования политики управления с целями организации, его гло-

бальной и социальной стратегиями, а также устанавливает степень связи социальной политики со спецификой организации и внешними условиями. Он позволяет оценить ресурсную обеспеченность и реализуемость заявленных планов, сделать процессы наблюдаемыми, а значит, - контролируемыми и управляемыми. Стратегический аудит позволит осуществить эффективность реализуемой стратегии экономического субъекта.

В федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности предусматривается исследование стратегии аудируемого лица (таблица 1). Отдельные элементы стратегического аудита могут применяться в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций.

Таблица 1. Требования российских стандартов аудиторской деятельности в части исследования стратегии коммерческой организации

№ п/п Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Ссылка на статью Содержание статьи

1 Правило (стандарт) №8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности Ст.8 Ответы на запросы, направленные персоналу, занимающемуся маркетингом или продажами, могут касаться вопросов изменений в стратегиях маркетинга аудируемого лица, тенденциях продаж или контрактных соглашениях с покупателями и заказчиками.

Ст. 10 «Наблюдение и инспектирование могут стать как основой для направления запросов руководству и другим сотрудникам аудируемого лица, так и источником информации о деятельности аудируемого лица и среде, в которой она осуществляется.».

Ст. 29 «... Аудитору необходимо обладать знаниями о целях и стратегических планах аудируемого лица и связанных с ними рисках хозяйственной деятельности, которые могут привести к существенному искажению финансовой (бухгалтерской) отчетности. Стратегические планы включают в себя подходы, с помощью которых руководство намеревается достичь своих целей. Риски хозяйственной деятельности являются результатом существенных условий, событий, обстоятельств, действия или бездействия, которые могут негативно повлиять на способность аудируемого лица достигать своих целей и реализовывать свои стратегии, или результатом выбора ненадлежащих целей и стратегий. В деятельности аудируемого лица также происходят изменения под воздействием изменений внешней среды и, соответственно меняются с течением времени стратегические планы и цели.

Продолжение таблицы 1

Ст. 33 «Аудируемые лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, как правило, не устанавливают долгосрочных целей и не разрабатывают стратегических планов, а управляют рисками с помощью конкретных действий или процедур».

2 Приложение N 1 к правилу (стандарту) № 8 Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется Ст.7-8 Влияние реализации стратегии и, как следствие, новые требования к бухгалтерскому учету (риском хозяйственной деятельности, потенциально связанным с этим, может быть риск того, что аудируемое лицо, в частности, не в полном объеме или неправильно выполняет новые учетные требования).

Результаты стратегического аудита являются одним из важнейших информационных источников при принятии стратегических решений. Стратегические решения - это решения, направленные на достижение фирмой успеха путем реализации своих целей с учетом факторов внешней среды. Необходимо

Анализ различных трактовок категории «стратегический аудит» выявил два базовых подхода:

1. подход (Пискунов А. А., Пискунова М.А., Любезнов Л.Н., Гусева Ю.В., Столяров НС. Маркова В. Д.) -определяет стратегический аудит как подвид управленческого аудита, который оценивает перспективы развития коммерческой организации либо эффективность вложенных средств.

отметить, что основные стратегические решения всегда подлежат тщательной проверке.

На сегодняшний день вопросы стратегического аудита находятся в разработке. Обзор разработок в различных областях стратегического аудита приведен в таблице 2.

2. 2 подход (Томпсон А.А.,

Стрикленд А.Дж., Ансофф И., Одегов Ю.Г., Журавлев П.В., Котлер Ф., Емельянова И.Н., Хангер Дж Дэвид, Томас Л. Уилен, Богатая И.Н., Гуденица О. В., ШишовЛ.В., Алексеева И.В.), - рассматривает стратегический аудит как область аудиторско-консалтинговой деятельности, которая производит всестороннюю оценку внутренних и внешних условий деятельности коммерческой организации с учетом долгосрочной стратегии.

Таблица 2. Обзор разработок в области стратегического аудита

№п/п Область разработок Авторы

1 Стратегический аудит приоритетных национальных проектов и программ Пискунов А.А., Пискунова М. А., Любезнов Л.Н., Гусева Ю.В., Столяров Н.С.

2 Стратегический аудит экономики и государства в целом Кабашкин В.А., Мышов В. А.

3 Методология и методика развития стратегического аудита Емельянова И.Н., Алексеева И.В., Рудненко Н.П.

4 Стратегический аудит персонала коммерческой организации Одегов Ю.Г., Журавлев П.В.

5 Вопросы развития методики стратегического аудита в условиях реорганизации Гуденица О. В., Богатая И.Н.

6 Вопросы методики проведения стратегического аудита применительно к специфике газоснабжающих организаций Шишов Л.В.

7 Стратегический аудит корпорации Ансофф И., Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж., Котлер Ф., Хангрен Дж. Дэвид, Томас Л. Уилен , Дональдсон Г., Т. Грюнди, Тилз А., Маркова В. Д.

Цель стратегического аудита зависит от того, какая услуга оказывается, но в итоге необходимость проведения аудита заключается в поиске путей повышения эффективности и результативности деятельности коммерческой организации. В отличие от аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, имеющего ретроспективную направленность, стратегический аудит носит, как правило, перспективный характер, он может обнаружить сигналы опасности, предвещающие серьезную неприятность в будущем, и предложить ранние профилактические или корректирующие действия. Стратегический аудит позволяет не только оценить результативность, эффективность деятельности коммерческой организации, но и провести анализ показателей деятельности в сравнении с аналогичными данными основных конкурентов.

Информационной базой для проведения стратегического аудита является не только бухгалтерская (финансовая) отчетность и финансовая информация, но и информация нефинансового характера, данные аналитического учета, что позволяет составить более целостную и объективную картину, а

также на достоверной основе подтвер-

ждать соблюдение принципа непрерывности деятельности организации.

Стратегический аудит может проводиться по следующим направлениям:

1) стратегический аудит собственности;

2) стратегический аудит затрат;

3) стратегический аудит денежных потоков;

4) стратегический аудит прибыли;

5) стратегический аудит стратегии развития организации;

6) стратегический аудит основных стратегических решений.

Источники информации, используемые при проведении стратегического аудита, определяются структурой учетно-

аналитической системы коммерческой организации.

Выделение объектов стратегического аудита позволило разработать структурную модель стратегического аудита, базирующуюся на пообъектном подходе, которая представлена на рисунке 4 (см. ниже).

Характеристика объектов стратегического аудита коммерческой организации приведена в таблице 3.

Таблица З.Характеристика объектов стратегического аудита коммерческой организации

Объекты стратегического аудита Характеристика объектов Необходимость аудирования Результаты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4

Стратегия развития коммерческой организации Сформированная комплексная стратегия развития коммерческой организации Изменение внешних (экономические, изменилась политика конкурентов) или внутренних (анализ ассортимента выпускаемой продукции) факторов функционирования организации Корректировка или изменение реализуемой стратегии коммерческой организации

Стратегический учет собственности Аудит различных изменений собственности коммерческой организации Изменение внешних (экономические) или внут-ренних(изменение структуры имущества, реорганизационные процедуры) факторов функционирования организации Корректировка или изменение ликвидационной или рыночной стоимости реализуемого или приобретенного имущества, выявление случаев завышения стоимости приобретенных организаций, осуществление экспертных оценок имущества.

Стратегический учет затрат Аудит всей совокупности понесенных затрат и методов их учета Изменение внешних (экономических, конкурентных) или внутренних (ассортимента выпускаемой продукции, изменение технологии производства) факторов функционирования организации. Поиск внутренних резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции, товаров, работ, услуг Снижение себестоимости выпускаемой продукции. Корректировка методов учета затрат для принятия решений

Стратегический учет прибыли Аудит полученной стратегической прибыли Повышение размера прибыли и показателей с этим связанных Поиск резервов повышения прибыли организации за счет различных источников

Стратегический учет денежных потоков Аудит источников формирования и расходования денежных потоков Формирование финансовых потоков Оптимизация финансовых потоков коммерческой организации

Стратегическая отчетность коммерческой организации Аудит стратегической отчетности (например, отчет о стоимости компании, отчет о бизнес-перспективах, отчет о рисках, стратегический баланс, отчет о финансовых результатах корпорации, отчет о денежных потоках. Подтверждение достоверности стратегической отчетности коммерческой организации Корректировка показателей стратегической отчетности

Стратегические решения Аудит системы управления и процесса принятия стратегических решений. Подтверждение наиболее выгодных стратегических решений Корректировка стратегических решений и расчет эффективности внесенных изменений.

Таким образом, стратегический аудит можно рассматривать как аудит для стратегического менеджмента, проводимый на основе информации стратегического учета. Развитие стратегического учета связано с совершенствованием принципов учета, дальнейшим развитием теории и совершенствованием основных элементов метода бухгалтерского учета.

Исследование сущности и экономической природы стратегического аудита позволило сделать вывод, что стратегический аудит относится к сопутствующим аудиту услугам и прочим, связанным с аудиторской деятель-

ностью услугам, под которыми понимается оценка степени адекватности стратегии, формирование, реализация и оценка которой осуществляется на основе данных, формируемых в рамках учетно-аналитической системы коммерческой организации.

Дальнейшее развитие теории стратегического аудита, должно опираться на базовую теорию аудита: теорию консалтинга, которая устремлена в будущее и позволяет выяснить то, что лежит за пределами зарегистрированных фактов хозяйственной жизни.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АУДИТ

\

Аудит учетной политики коммерческой организации

Аудит стратегии развития организации

Аудит стратегической отчетности

Аудит стратегических решений

Аудит факторов внешней среды

Аудит стратегических разрывов

Учетно-аналитическое обеспечение принятия стратегических решений

Стратегический аудит собственности

\

Учетно-аналитическое обеспечение стратегического управления собственностью

Стратегический аудит затрат

Стратегический учет Учетно-аналитическое

затрат обеспечение стратегического управ-

ления затратами

Стратегический аудит денежных потоков

Учетно-аналитическое обеспечение стратегического управления денежными потоками

Стратегический аудит прибыли

\ \

Стратегический учет Учетно-аналитическое

прибыли обеспечение стратегического

управления прибылью

Рис.5. Структурная модель стратегического аудита, базирующаяся

на пообъектном подходе

Библиографический список

¡.«Российский аудит» [Электронный ресурс], 2010//http://www.raexpert.ru/ ratings/auditors/2010/2. gif/

2.Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1.- 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2004,-624с., с.30.

3.Бондарев A.B. Развитие методики формирования прогнозной финансовой информации и ее аудита при оказании сопутствующих услуг [Текст]: дис. кан. экон. наук:08.00.12/ Бондарев Алексей Владимирович. Ростов-на-Дону, 2009. -54 с.

4.Мельник М.В. Ревизия и контроль [Текст]: Учебное пособие / М.В. Мельник, A.C. Пантелеев, A.JI. Звездин / Под ред. Проф. М.В. Мельник - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 520С., С. 89.

5.Хангер, Дж. Дэвид Основы стратегического менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» [Текст]/ Дж. Д.

Хангер, Т.JI. Уилен:пер. с англ. - 4-е изд.М.: Юнити-дана,2008.-319.

Bibliographie list

1.«Russian audit» [The electronic resource], 2010//http://www.raexpert.ru/ ratings/ auditors/2010/2. gif

2.Blank I.A. Financial management. -Kiev: Nika-Tsenter: Elga, 2004. - 527 c.

3.A.V. Bondarev. Development of formation methods of forward financial reporting and its audit when providing related services [Text]: abstract of thesis for candidate’s degree of economic sciences 08.00.12/, Bondarev Aleksey Vladimirovich. Rostov-on-Don, 2009. - 54 p.

4.M.V. Melnik. Revision and control: study guide / Melnik M.V., Panteleev A.S., Zvezdin A.L., under the editorship of M.V. Melnik. - 3d edition, M: KNORUS, 2007.

5.J. Hangren. David Strategic management basics: textbook for students of higher education specializing in management / J.D. Hanger, T. L. Whilen; translated from Englisn - 4th edition. - M. : UNITY-DANA, 2008.-319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.