Научная статья на тему 'Развитие терминологической базы в области стратегического аудита'

Развитие терминологической базы в области стратегического аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АУДИТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АУДИТ / СОПУТСТВУЮЩИЕ УСЛУГИ / ЭЛЕМЕНТЫ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РАЗРЫВЫ / СТРАТЕГИЯ / ДЕСКРИПТИВНАЯ ТЕОРИЯ / ПРЕСКРИПТИВНАЯ ТЕОРИЯ / STRATEGIC AUDIT / THE ADMINISTRATIVE AUDIT / ACCOMPANYING SERVICES / ELEMENTS / ENVIRONMENT / THE INTERNAL ENVIRONMENT / STRATEGIC BREAKS / STRATEGY / THE DESCRIPTIVE THEORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Ирина Владимировна

В статье приводится обзор точек зрения на понятие стратегический аудит. Основными составляющими стратегического аудита выступают следующие основные части: стратегический аудит внешней среды; стратегический аудит бизнес стратегии развития организации; стратегический аудит разрывов, разработка рекомендаций по устранению разрывов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause the review of the points of view on concept strategic audit is resulted As the basic components of strategic audit following basic parts act: strategic audit of an environment; strategic audit business strategy of development of the organization; strategic audit of breaks, development of recommendations on elimination of breaks.

Текст научной работы на тему «Развитие терминологической базы в области стратегического аудита»

10. Широбоков В.Г. Практикум по аудиту в организациях АПК: Учебное пособие / В.Г.Широбоков, Т.И. Логвинова. — М: Финансы и статистика, 2006. — 384 с.

11. Широбоков В.Г., Логвинова Т.И. Аудит животных на выращивании и откорме. // «Аудиторские ведомости», 2007, N 4

Алексеева И.В.

РАЗВИТИЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АУДИТА

В современных условиях для преодоления глобального кризиса нужны новые решения. Нужен новый аудит, нужны такие аудиторы и аудиторские заключения, которые помогали бы формировать доверие к аудированному субъекту, выгодно отличали бы его от предприятия, не проходившего аудиторскую проверку. Современному обществу нужны новые технологии аудита, позволяющие получать не только актуальную, но и стратегическую финансовую информацию о предприятии. Современному обществу необходимы аудиторы, способные давать заключение о финансовой устойчивости предприятия в целом и при этом пользующиеся высоким общественным доверием.

Одним из перспективных направлений системы аудита является управленческий аудит, под которым понимают сопутствующую аудиту услугу, осуществляющую проверку любой части процедур и методов функционирования предприятия для оценки производительности и эффективности. Изучению вопросов управленческого аудита посвящены труды таких авторов, как М. А. Вахрушина, Р.Г. Каспина, В.Э. Керимова, Е.Н. Лавренчук, О.Е. Николаева, В.Д. Новодворский, С.А. Стукова, А.Н. Хорин, А.Д. Шеремет, Т.В. Шишкова и др.

В рамках управленческого аудита многие ученые (Мельник М.В., Богатая И.Н., Гу-деница О.В., Шишов Л.В., Щемелев А.Н. и многие другие) выделяют подсистему стратегического аудита.

Современный аудит способствует повышению достоверности учетной информации, которая служит основой для принятия стратегических решений. Становление и развитие стратегического учета и стратегического анализа способствуют возникновению стратегического аудита. В области стратегии аудит не является новой идеей, однако, его определение ещё не устоялось и находится в развитии. Философия стратегического аудита не предполагают аудита самих целей. Глав-

ное — оценка их реализуемости и результативности с точки зрения ресурсоемкости и ресурсообеспеченности, эффективности действий аппарата управления коммерческой организации.

На сегодняшний день вопросы стратегического аудита только находятся в разработке. В этом направлении следует выделить таких авторов, как:

Гуденица О. В. — вопросы развития методики стратегического учета и аудита в условиях реорганизации

Шишов Л.В. — вопросы методики проведения стратегического аудита применительно к специфике газоснабжающих организаций

Хангрен, Дж. Дэвид — стратегический аудит корпорации

Анализ существующих определений стратегического аудита представлен в таблице 1.

С нашей точки зрения, целью стратегического аудита является экспертиза организации с точки зрения поиска путей повышения эффективности и результативности деятельности. В отличие от финансового аудита, имеющего ретроспективную направленность, стратегический аудит носит перспективный характер, он может обнаружить сигналы опасности, предвещающие серьезную неприятность в будущем, и предложить ранние профилактические или корректирующие действия. Операционный аудит позволяет не только оценить результативность, эффективность деятельности организации, но и провести анализ показателей деятельности в сравнении с аналогичными данными основных конкурентов.

Информационной базой для проведения стратегического аудита является не только финансовая отчетность и финансовая информация, но и информация нефинансового характера, данные аналитического учета, что позволяет составить более целостную и объективную картину, а также на более достоверной основе подтверждать соблюдение принципа непрерывности деятельности организации.

№ п/п Автор Содержание понятия

1 Маркова В. Д. Стратегический аудит — это тип управленческого аудита, который рассматривает перспективы корпорации в целом и обеспечивает комплексную оценку корпоративной ситуации [6,с. 275]. Стратегический аудит обеспечивает не только последующий контроль стратегии организации, но рассматривается и как элемент стратегии. Следовательно, объекты стратегического аудита — это все элементы стратегии, в том числе и самообследование аудита, а также внешний, экспертный контроль стратегического аудита (при сохранении коммерческой тайны).

2 Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический аудит — степень согласованности политики со стратегическими ресурсами, стратегическим и внешним климатом и позициями предприятия» [8,с. 27].

3 Ансофф И. Стратегический аудит — степень согласованности политики со стратегическими ресурсами, стратегическим и внешним климатом и позициями предприятия» [1,с.18].

4 Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Стратегический аудит выявляет степень согласования политики управления персоналом с целями организации, его глобальной и социальной стратегиями, а также устанавливает степень связи социальной политики со спецификой организации и внешними условиями[7,с. 87].

5 Ф. Котлер Определяет стратегический аудит как один из основных инструментов для сбора важной (с точки зрения достижения успеха, лидерства) информации, включающей сведения, используемые при разработке конкретных целей и стратегии бизнеса. Стратегический аудит состоит из двух основных частей (составляющих): внутреннего и внешнего аудита.

6 Емельянова И.Н. Стратегический аудит является сопутствующей аудиту услугой и проводится для того, чтобы установить надежность, реалистичность и возможность использования прогнозной информации, а также правильность ее подготовки на основе принятых допущений и адекватность ее представления^,с. 193].

7 Дж. Дэвид Хан-гер, Томас Л. Уилен Стратегический аудит «дает ответы на вопросы по отдельным участкам или аспектам, благодаря чему можно провести системный анализ различной корпоративной стратегии. Он очень полезен как диагностический инструмент для определения проблемных участков и демонстрации сильных и слабых сторон компании»[9,с. 230].

8 Богатая И.Н. Стратегический аудит включает в себя аудит стратегических условий в которых функционирует коммерческая организация, а также аудит бизнес — идеи и ее последующей реализации. Проверка предполагает проведение стратегического анализа, оценку осуществленного стратегического выбора и реализации избранной стратегии. Данный вид управленческого аудита направлен на выявление стратегические «разрывов», препятствующих реализации стратегий, разработку мероприятий, позволяющих адаптировать избранную стратегию к меняющимся условиям внешней среды

9 Гуденица О. В. ШишовЛ.В. Стратегический аудит включает в себя аудит стратегических условий и аудит бизнес-идеи и ее последующей реализации. При проведении стратегического аудита аудитор оценивает результаты проведенного в коммерческой организации стратегического анализа, осуществленный стратегический выбор и реализацию стратегии, а также контроль за ее реализацией»«[4,с. 123].

10 Пискунов А. А. Стратегический аудит включает оценку архитектуры управления, управление технологиями и управление целями.

11 Алексеева И.В. Под стратегическим аудитом мы понимаем оценку степени адекватности стратегии, формирование, реализация и оценка которой осуществляется на основе данных, формируемых в рамках учетно-аналитической системы коммерческой организации, располагаемым организацией ресурсам, условиям внешней макросреды и внутренней микросреды.

С нашей точки зрения, проведение стратегического аудита следует начинать с аудита внешней среды, в которой функционирует коммерческая организация. Для долгосрочного и успешного функционирования коммерческой организации необходимо учитывать внешнюю и внутреннюю среду.

К основным составляющим внутренней микросреды относится стратегия развития коммерческой организации, так как неудача при выполнении стратегического плана может иметь катастрофические последствия. В лучшем случае, организация может добиться приемлемого уровня результативности за счет удачи и применения быстрого тактического мышления. В худшем — прекратить свое существование. Современное бизнес-сообщество наводнено останками компаний, не сумевших реализовать свои стратегические замыслы. Причина краха стратегических планов кроется в неумении реализовать имеющийся план. Помочь организации выбрать верную стратегию развития и успешно ею придерживаться позволит система стратегического аудита, как сопутствующая аудиту услуга.

При проведении стратегического аудита очень часто аудитор сталкивается со стратегическими разрывами. «Стратегический разрыв — разрыв между желаемым финансовым и стратегическим развитием и оценкой неизменяемой политики»4. Стратегический разрыв реален и существует в большинстве организаций. Часто незаметный взгляду, этот разрыв представляет собой явную угрозу не только будущим успехам, но и элементарному выживанию организации и оказывает сильнейшее влияние на эффективность действий руководителей компании и работающих под их началом сотрудников.

Теории стратегических разрывов:

- дескриптивная теория заключается в том, что стратегического разрыва избежать невозможно. Стратегия и планы организации являются естественным результатом ее действий в попытках приспособиться к изменчивой окружающей среде;

- прескриптивная теория — формальный стратегический менеджмент есть необходимое условие успешной деятельности организации, особенно в тяжелые времена. Согласно этой точке зрения, принять вызов оз-

4 Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания/Пер. с англ. — М. :Издательство «Финпресс», 2000.с.266.

начает выработать стратегию, которая предусматривает возможные в будущем трудности и оставляет адекватные планы.

Чем более сложной и хаотичной будет внешняя среда, тем существеннее будет увеличиваться разрыв между планами и результатами. Все разрывы, с которыми сталкивается аудитор, возникают в результате того, что компания не смогла реализовать свои стратегические замыслы, могут быть классифицированы как:

1. Разрывы, возникающие по вине руководства.

2. Разрывы, вызванные бизнес-процессами.

3. Разрывы, вызываемые применяемыми технологиями.

Помочь организации преодолеть стратегические разрывы может управление корпоративной эффективностью. Управление корпоративной эффективностью (ВРМ) — «многообразные технологии управления и подходы к реализации и контролю результативности деятельности предприятия. Хотя существует большое число разнообразных методологий, например, система сбалансированных показателей деятельности (Balanced Scorecard), функционально-стоимостной анализ (Асйуйу Ваsed ^sting), методология (Stern Steward ЕУА), для управления эффективностью деятельности предприятия необходимо создавать новые комбинации существующих методологий»5.

Основные процедуры управления эффективностью бизнеса и соответствующие инструменты их использования, применяемые аудитором при проведении стратегического аудита, представлены в таблице 2.

Таким образом, достоинства управления корпоративной эффективностью неоспоримы. Согласно исследованиям Gаrther, тот, кто первый поймет и применит преимущества систем управления корпоративной эффективностью, не останется без награды. Предприятия, которые смогут эффективно внедрить системы управления эффективностью бизнеса, значительно превзойдут своих конкурентов. Та же компания указывала, что в 2005 году 40% предприятий используют в своей деятельности решения, предлагаемые ВРМ-системами.

5 Ковени М. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь/ Майкл КОВЕНИ, Деннис Гэнстер,Брайн Хартлен, Дейв Кинг: Пер.с англ. -М. Альпина Бизнес Букс,2004.с.37.

Процесс управления эффективностью бизнеса Подпроцессы Инструментарий Вводные данные Результат

Формулировка стратегии Анализ внешней среды — Цели и миссия организации Внешние исследования Результаты анализа Цели организации Стратегии и соответствующие задачи

Анализ ресурсов и возможностей Бенчмаркинг Портфельный анализ

Анализ групп влияния Мэппинг групп влияния

Выработка сценария Матрица «продукт — рынок» Зоны прибыльности

Анализ сценариев Оценка сценария SWOT-анализ Различные стратегические сценарии SWOT-анализ Сводный финансовый план

Выбор сценария Портфельный анализ Анализ цепочки начисления стоимости Анализ прибыльности, затрат и результатов, биржевой стоимости акций, финансовых коэффициентов, чувствительности, движения денежного потока, безубыточности,

План и бюджет Тактический план: разработка тактических действий, в рамках стратегии Ва1аnced Scorecard EconomicValue Add (EVA) Операционный менеджмент SWOT-анализ Сводный финансовый план Прогноз Тактические действия Глобальные цели

Выделение ресурсов для тактических планов Планирование выручки, производства, капитальных расходов, начальных вложений Сводный стратегический план Тактические действия Глобальные цели Финансовый план (бюджет) Прогноз движения денежных средств Пороговые уровни

Рассмотрение бюджета -

Планирование начальных вложений -

Передача информации Изменение поведения для реализации тактических дейст- Web-порталы Конференции Совещания Стратегические и тактические действия План действий

Мониторинг Пересмотр финансового плана, тактического плана, Отчет о произведенных транзакциях Контроль деловой активности Ва1аnced Scorecard Предупреждения Текущие итоги деятельности Предупреждение об отклонениях в совершаемых транзакциях Обновленные итоги анализа с уточнением отклонений

Прогнозирование Статистическая экстраполяция Сбор и рассмотрение прогнозов Оценка сценариев Передача информации Анализ временных рядов Анализ чувствительности Анализ смены обстановки Текущие итоги Статистическая проекция отклонений бюджета Поправки к тактическому плану

Отчетность Формирование регистров управленческого Корректировка и аудит для финансовой консолидации Анализ результатов Текущие и прогнозируемые итоги Отчеты менеджеров Консолидированная финансовая отчетность

Успешное внедрение и использование систем управления корпоративной эффективностью позволит избежать стратегического разрыва.

Таким образом, с нашей точки зрения, основными составляющими стратегического аудита выступают следующие основные части:

- стратегический аудит внешней среды;

- стратегический аудит бизнес-стратегии развития организации;

- стратегический аудит разрывов;

- разработка рекомендаций по устранению разрывов.

По результатам стратегического аудита должны быть разработаны рекомендации (подготовка материалов) для принятия решений. В таблице 3 представлены основные проблемы, решаемые с помощью стратегического аудита и его результаты.

Основные требования, предъявляемые к системе стратегического аудита, представлены в таблице 4.

Таблица 3. Основные проблемы и результаты стратегического аудита

Клиенты - Компании, желающие провести экспертизу существующей стратегии и оценить эффективность своей деятельности при реализации этой стратегии. - Компании, стремящиеся предотвратить потери конкурентных преимуществ в бизнесе и выявить упущенные возможности во внешней среде.

Проблемы Результаты Состав основных работ

- Отсутствие желаемых результатов от реализации существующей стратегии ведения бизнеса. - Появление новых возможностей /угроз/рисков/ изменений во внешней среде. - Отсутствие уверенности в правильности реализуемой стратегии - Вывод о соответствии стратегии компании существующей и прогнозируемой -изйеж-Ерендации по изменению стратегии компании. - Идентификация стратегии бизнеса (запланированной и текущей) по областям ключевых результатов. - Анализ расхождений между запланированной и реальной стратегией. - Выявление недостатков (искажений) в реализации стратегии. - Идентификация / формулирование проблем в реализуемой стратегии. - Выработка рекомендаций (подготовка материалов) для принятия решений по результатам стратегического аудита.

Таблица 4. Требования к информации стратегического аудита6

Требование Характеристика

Релевантность Информация должна иметь отношение или полезное применение к действиям, для которых она предназначалась

Прогнозируемость Свойство информации, помогающее лицам, принимающим решения повысить вероятность реальности прогнозов

Адаптивность Способность учитывать изменения окружающей экономической среды и вносить коррективы в процесс регулирования хозяйственных связей с партнерами

Комплексность Использование финансовых рычагов друг друга; регулирование Деятельности, не исключающих, а взаимно дополняющих

Обратной связи Подтверждение или корректировка прежних предположений

Своевременность Информация должна быть готова и доступна к тому времени, когда в ней возникает потребность. Это неотъемлемое свойство информации

Сравнимость Использование одинакового инструментария при оценке информации

Значимость Полезность в прогнозировании и получении другой информации, непосредственно используемой в процессах выработки и принятия решения в области управления показателями

6 На основе разработки Хахоновой Н.Н.

Таким образом, основные проблемы терминологии понятия стратегический аудит заключается в том, что однозначной трактовки понятия стратегического аудита не существует. Наполняемость стратегического аудита свидетельствует о его больших возможностях в современном мире. Поэтому дальнейшее развитие и совершенствование стратегического аудита очень необходимо в практической деятельности хозяйствующих субъектов.

Библиографический список

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 1999.

2. Богатая И.Н. Стратегический учет и аудит: теория и практика//Фундаментальные исследования,-2007.-№4.

3. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания/Пер. с англ. — М. :Издательство «Финпресс», 2000.

4. Гуденица О.В., Шишов Л.В. Стратегический аудит в коммерческих организациях. — Ростов-на-Дону, БУПК, 2008.

5. Емельянова И.Н. Место стратегического аудита в системе стратегического

планирования // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа, аудита, налогообложения и статистики: IV Всероссийская научно-практическая конференция. Материалы конференции/ РГЭУ (РИНХ).- Ростов н/Д,2009г.,с.191-194.

6. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций/ В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 288 с. — (Серия «Высшее образование»).

7. Одегов ЮГ., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. — М.: Финстатинформ, 1997. — 878 с.

8. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ.; Под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. М.: Банки и биржи. ЮНИ-ТИ, 1998.

9. Хангер Дж. Дэвид. Основы стратегического менеджмента: учебник для студентов вузов/ Дж. Д. Хангер , Т.Л. Уилен: -4-е изд. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. с.287.

Королева Н.Ю.

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ АУДИТА НЕРАСПРЕДЕЛЕННОЙ ПРИБЫЛИ

Одной из задач, стоящих перед аудитором в ходе аудиторской проверки, является выбор соответствующих процедур, которые бы позволили сократить время проведения проверки при условии сохранения высокого качества работы. Каждая аудиторская организация самостоятельно ищет пути решения этой проблемы, применяя разнообразные методики, используя накопленный опыт и разработанные внутрифирменные аудиторские стандарты, которые облегчают трудоемкость работ и способствуют установлению базовых норм в отношении действий и выводов аудиторов.

Самым значимым показателем деятельности организации, с точки зрения пользователей бухгалтерской отчетности, считается финансовый результат (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)).

Одним из этапов проверки финансовых результатов является аудит использования прибыли. Следует отметить, что данное направление аудита достаточно поверхностно исследовано как в научной, так и учебно-практической

литературе. В связи с этим необходимо уделить внимание данному чрезвычайному важному как для собственников, так и для внешних пользователей отчетности аспекту.

Можно выделить следующие основные направления проверки использования нераспределенной прибыли:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Изучение действующей системы учета процесса формирования и использования нераспределенной прибыли, проверка обоснованности отражения в учете нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) прошлых лет.

2. Проверка правильности формирования нераспределенной прибыли отчетного года.

3. Проверка обоснованности расходования нераспределенной прибыли.

4. Анализ дивидендной политики и проверка соответствия ее действующему законодательству.

5. Проверка правильности налогообложения операций с нераспределенной прибылью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.