Совершенствование процесса кредитования малого бизнеса не может быть осуществлено без совершенствования политики банков и адекватной поддержки со стороны государства.
Целесообразно увеличить сроки и объемы финансирования субъектов малого бизнеса, расширить перечень видов деятельности, подпадающих под льготное кредитование. Региональные фонды поддержки малого предпринимательства должны содействовать в получении государственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями, осуществлять косвенную финансовую поддержку малых предприятий, направленную на привлечение инвестиций. Необходимо создавать и развивать венчурные фонды.
Также необходимо упростить саму систему предоставления кредитов начиная с рассмотрения заявки. Необходимо в полном объеме использовать все современные средства коммуникации, в том числе сеть Интернет. Важным фактором, влияющим на количество клиентов, является упрощение системы финансового анализа, что приведет к ускорению сроков рассмотрения заявки. Одним из путей упрощения процесса взаимодействия банка и потенциального заемщика может являться ведение информационной базы (в электронном виде), содержащей необходимые документы, расчеты, переписку, иную информацию, позволяющую относительно быстро подготовить необходимые документы для получения кредита в банке. Таким образом, ведение субъектом малого бизнеса информационной базы на постоянной основе позволит сократить время подготовки документов для получения кредита, выбрать совместно с банком оптимальные условия кредитования, а в целом - оптимизировать временные затраты в процессе преддоговорных кредитных отношений.
В части нефинансовой поддержки малого бизнеса предлагается сохранить и более активно использовать уже имеющиеся направления, такие как:
- проведение обучения руководителей и специалистов субъектов малого бизнеса актуальным вопросам ведения хозяйственной деятельности при помощи "круглых столов", семинаров, консультаций по вопросам банковского обслуживания;
- осуществление консультационной поддержки при подготовке финансовых документов, необходимых для получения кредита;
- проведение мероприятий, направленных на популяризацию предпринимательства, его привлекательности.
Таким образом, только правильная и целенаправленная финансово-кредитная политика по поддержке и развитию малого агробизнеса позволит повысить его конкурентоспособность в условиях ВТО.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АПК
В СИСТЕМЕ «ГОРОД-СЕЛО»
Семенов С.Н., д.э.н., проф., глав.н.с.
Рубцова В. Н. д.э.н., вед.н.с.
ФГБУ науки Институт аграрных проблем Российской академии наук
Изучение законодательной базы, государственной статистики и специальной литературы по проблемам управления АПК приводит к выводу о том, что ослабление внимания к управлению процессами агропромышленной интеграции и взаимосвязей между городом и селом в целом ведет к деградации агропромышленного производства. Центральным звеном процесса деградации является функционирующий в агропромышленном производстве хозяйственный механизм, который становится все более затратным. Действующая в производстве продовольствия затратная система хозяйствования базируется на отождествлении затратных и результативных показателей производства и труда в АПК. Затратные, в основном стоимостные, показатели развития АПК считаются результативными показателями. В действительности показателями эффективности труда и производства в современном АПК могут являться только полезность, качество и конкурентоспособность продукции АПК; показатели удовлетворения потребностей
общества и его членов; обеспечение продовольственной безопасности и независимости России.
В рамках затратного механизма АПК наблюдается удорожание выпускаемой сельскохозяйственной продукции, снижение ее качества при тех же затратах труда и других ресурсов, то есть реализуется принцип: «низкое качество - высокая цена».
Экономическая политика в АПК, базирующаяся в основном на показателе интегральной или общехозяйственной рентабельности, обеспечивает такое регулирование аграрной экономики, при котором реализуется замена политики снижения издержек политикой увеличения прибыли.
Стратегическое управление АПК невозможно без эффективного использования резервов устойчивого развития системы «город-село» в условиях глобализации.
Под резервами устойчивого развития системы «город-село» понимается использование объективно существующих возможностей потребительских свойств городского и сельского населения и производимой в рамках этой системы продукции. Основные резервы развития системы «город-село», в соответствии с поставленными задачами, могут быть выявлены с помощью стратегического анализа, позволяющего установить факторы, определяющие силу, слабость, возможности и угрозы развития системы «город-село», исходя из стратегических целей и задач развития системы и требований агропромышленной интеграции.
В ходе изучения возможностей формирования устойчивых отношений между городом и селом в современной России и определения стратегических направлений развития системы АПК, был произведен экспресс SWOT-анализ, позволивший выявить основные факторы, характеризующие сильные и слабые стороны современных отношений в системе «город-село», возможности и угрозы их развития. Установлено, что стратегическая цель взаимоотношений между городом и селом представляет собой формирование и поддержку сбалансированных экономических и социальных взаимосвязей в системе «город-село», обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие как городской, так и сельской местности России в условиях глобализации. Факторы, содействующие и препятствующие этому процессу, а также резервы реализации стратегической цели, представлены на рис.1.
Внутренние факторы Внешние факторы
Сильные стороны 1.Устойчивые производственные взаимодействия между селом и городом в инновационных хозяйственных формах -холдингах и кластерах; 2.Устойчивые взаимосвязи, объединяющие сельскохозяйственное производство, доработку, хранение, реализацию сельхозпродукции с поставкой сельскохозяйственной техники, удобрений, семян в СПСК; 3.Наличие в сельской местности социального потенциала, готового включиться в аграрную экономику; 4. Наличие законодательной базы, обеспечивающей юридическую поддержку деятельности малых хозяйственных форм в селе; 5.Устойчивая база подготовки специалистов с высшим образованием для аграрной экономики. Возможности 1.Усиление участия государства в организации инновационных интегрированных структур, сельскохозяйственных кооперативов, обеспечивающих устойчивые экономические и социальные взаимосвязи в системе «город-село» и предполагающих наличие рабочих мест для массовых сельскохозяйственных профессий, требующих высокой квалификации персонала; 2.Разворачивание начального и среднего звена профессиональной подготовки квалифицированного персонала для современной аграрной экономики в городской и сельской местности на паритетных началах; З.Обеспечение доступа мелких товаропроизводителей в селе к материальным ресурсам, ужесточение контроля за распределением льготных кредитов на организацию и поддержу мелких хозяйственных форм и соблюдением условий кредитования; 4. Помощь мелким сельхозпроизводителям в реализации сельскохозяйственной продукции со стороны региональных властных структур;
5. Подготовка пакетов документации деятельности интегрированных структур АПК на основе международных стандартов; 6.Применение инновационных методов агропромышленного менеджмента, ускоренная подготовка специалистов по подготовке сертификации интегрированных систем на основе международных стандартов.
Слабые стороны 1.Разрушение старых хозяйственных форм и традиционных агропромышленных взаимосвязей города и села без их равноценной замены; 2.Недостаточное развитие инновационных агропромышленных систем, обеспечивающих устойчивые экономические взаимосвязи между городом и селом в регионах с неблагоприятными условиями ведения сельского хозяйства; 3.Неразвитая сеть, финансовая неустойчивость малых хозяйственных форм; барьеры в доступе к материальным ресурсам и реализации сельскохозяйственной продукции мелких товаропроизводителей; 4. Отсутствие системы современного менеджмента управления агропромышленной интеграцией; 5. Отсутствие специалистов, оформляющих сертификацию интегрированных систем АПК на основе международных стандартов. Угрозы 1.Снижение государственной поддержки сельскохозяйственного производства в условиях вступления в ВТО и углубление кризиса аграрной экономики; ослабление аграрно-промышленных связей, между городом и селом; 2.Неэффективная социальная политика, основанная на отраслевом подходе и следствие ее - размывание сельского социального социума за счет миграции молодежи в город; маргинализация молодежи как в городе, так и в селе; З.Ориентация работодателей на набор неквалифицированной рабочей силы; деградация профессиональных качеств рабочих кадров и кадрового потенциала аграрной экономики; слабая система начального и среднего звена профессиональной подготовки кадров массовых сельскохозяйственных профессий для аграрной экономики; 4. Отсутствие эффективной концепции и вариантов стратегии развития АПК в системе «город-село» для регионов с неоднородными природными условиями ведения сельского хозяйства в условиях глобализации.
Рис.1. Ключевые факторы, влияющие на развитие социально-экономических отношений в системе «город-село».
Произведенный экспресс SWOT - анализ представляет собой первый этап применения стратегического анализа к проблеме выявления и использования резервов формирования и развития системы стратегического управления АПК во взаимоотношениях между городом и селом.
Основу развития взаимоотношений между городом и селом представляют процессы аграрно-промышленной интеграции, реализующиеся в формировании агропромышленных холдингов, кластеров и др. Существенным резервом развития стратегической системы управления агропромышленной интеграцией в сфере АПК является применение современного агропромышленного менеджмента.
Формирование системы современного агропромышленного менеджмента основано на разработке и применении методов, основанных на выделении целевого вектора движения, оценке противоречий функционирования агропромышленных формирований при сохранении целостности управленческого процесса.
Интегративность системно - преобразующего агропромышленного менеджмента должна реализовываться на основе стратегии развития системы проблемно-ориентированного управления, обеспечивающей адаптацию агропромышленных формирований в неравновесной экономической среде; подходов, позволяющих обеспечивать динамическое равновесие системы управления путем оптимизации научно-технической (биотехнологической) подготовки агропромышленного производства и выявления резервов взаимодействия всех видов ресурсов.
Особое значение при этом приобретают системы сертификации интегрированных систем агропромышленного менеджмента, нормативной базой которых являются
международные стандарты ИСО серии 9000 (качества), ИСО серии 14000 (экология) и OHSAS 8001:1999 (охрана здоровья и безопасности персонала). В рамках систем менеджмента качества должна формироваться подсистема интегрированных элементов и процессов, включающая анализ и снижение издержек производства. Особенностью современного менеджмента качества является возрастание роли стратегического менеджмента на основе процессного подхода, реализуемого на трех иерархических уровнях - общекорпоративная стратегия, бизнес-стратегия и стратегия по отдельным видам продукции (услуг). Стратегия должна основываться на профиле организационных возможностей (резервов). В успешном решении задач современного менеджмента качества особое значение приобретает проблема научного управления затратами на обеспечение и повышение качества сельскохозяйственной продукции. Современная концепция менеджмента качества сельскохозяйственной продукции характеризуется поисками путей рационализации структуры затрат на качество продукции и увеличением удельного веса наиболее эффективных направлений этих затрат, что в конечном итоге должно привести к снижению общих затрат при обязательном соблюдении требований к качеству и конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции.
Таковы основные направления формирования стратегического управления АПК в системе «город-село».
АГРАРНАЯ ИПОТЕКА ИЛИ ДОЛГОВАЯ КАБАЛА
ОСИПОВ Г.С., аспирант ФГБОУ ВПО Государственный университет по землеустройству
Проблема социально-экономического развития села является основополагающей задачей развития страны, которая решается на государственном уровне. Одна из этих проблем связана с вопросом обеспечения занятости населения и привлечения в село молодых высококвалифицированных кадров. Молодежь, в наше время неохотно выбирает сельскую местность как постоянное место жительства, где современные условия жизни не соответствуют уровню городской среды.
Приоритет жизнеобеспечения в представлении молодежи, в первую очередь -обеспечение качественным жильем. В рамках Концепции федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» предусматривается предпосылка создания и способности систематизации основных целей развития агропромышленного комплекса, где делается акцент и на повышение качества жизни на селе. Такое программно-целевое назначение запланировано решать не только средствами и условиями труда, но и предоставлением возможностей приобретать качественное жилье, созданием развитой инфраструктуры, повышения престижности труда и т.д. Все эти основы предусмотрены более подробно в указанной программе.
Но будущий сельский труженик должен быть уверен в том, что инфраструктура сельского поселения будет динамично расти и развиваться. В соответствии с этим должны быть приняты определенные программы на региональном и местном уровнях, которые смогут обеспечить их стабильность, т.е. создавать не с нуля, а там, где этот опыт будет учитываться, применяться и использоваться. И в дальнейшем разрастаясь и превращаясь в более современные комплексы, которые в свою очередь будут конкурентоспособны.
Активная позиция государства в отношении оказания организационной, ресурсной, материальной, финансовой помощи может позволить стимулировать возрождение села как фундамента государственности. Рост демографической составляющей сельских территорий, как известно, является фактором обеспечения продовольственной безопасности страны, которая в дальнейшем будет оказывать положительное влияние на развитие сельского хозяйства в конкретно выбранном регионе. После того как сельский труженик будет обеспечен жильем, его уверенность в завтрашнем дне должна позитивно отразиться на своей