Научная статья на тему 'Проблемы развития стран с низким уровнем дохода в период текущей глобальной рецессии'

Проблемы развития стран с низким уровнем дохода в период текущей глобальной рецессии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / GLOBAL ECONOMIC CRISIS / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ДОХОДА / DEVELOPING LOW INCOME COUNTRIES / НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / LEAST DEVELOPED COUNTRIES / ВНЕШНЯЯ ПОМОЩЬ / РОЛЬ ГОСУДАРСТВА / ROLE OF STATE / FOREIGN AID

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мигалева Татьяна Евгеньевна, Сонкин Виктор Николаевич

В статье на основе сопоставления макроэкономических показателей развития стран с низким уровнем дохода проводится их группировка по ряду признаков, анализируются выделенные автором в качестве основных актуальные проблемы, стоящие перед этими странами в ходе их борьбы с нищетой и бедностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of low-income countries during the current global recession

By comparing macro-economic figures of development of low income countries the article groups them by a number of characteristics and analyzes the most acute problems facing these countries in their struggle against poverty.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития стран с низким уровнем дохода в период текущей глобальной рецессии»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Канд. экон. наук Т. Е. Мигалева В. Н. Сонкин

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАН С НИЗКИМ УРОВНЕМ ДОХОДА В ПЕРИОД ТЕКУЩЕЙ ГЛОБАЛЬНОЙ РЕЦЕССИИ

В статье на основе сопоставления макроэкономических показателей развития стран с низким уровнем дохода проводится их группировка по ряду признаков, анализируются выделенные автором в качестве основных актуальные проблемы, стоящие перед этими странами в ходе их борьбы с нищетой и бедностью.

Ключевые слова и словосочетания: мировой экономический кризис, развивающиеся страны с низким уровнем дохода, наименее развитые страны, внешняя помощь, роль государства.

Процессы глобализации и структурные сдвиги в мировом хозяйстве под влиянием мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. привели к изменению внешних условий развития многих стран мира, что, в частности, отразилось на заметном замедлении экономического роста в развивающихся странах с низким уровнем дохода (СНУД), а также на углублении их социальной и экономической поляризации. Наряду с этим СНУД сохранили и общие черты в своем развитии: зависимое положение в системе мирового хозяйства, технико-экономическую и социальную отсталость, влияние традиционных отношений в сферах производства, распределения и потребления. Эти черты осложняют и замедляют адаптацию СНУД к вызовам глобализации, новым формам международного разделения труда. Вместе с тем некоторые из этих стран (например, Индия, Алжир, Гвинея и др.) остаются важными внешнеторговыми партнерами России, альтернативными источниками получения сырья, перспективными рынками сбыта российских товаров, что в целом определяет актуальность и практическую целесообразность их исследования.

В исследованиях часто применяют термин «страны с низкими доходами» для краткого обозначения стран, в которых производится ВВП в расчете на душу населения ниже определенной пороговой величины. Всемирный банк, например, относит к этой группе 49 стран, где подушевое производство ВВП в год составляет 935 долларов (в ценах 2007 г.)1. Для развивающихся стран использование показателя дохода, т. е. ВВП на душу населения, имеет свои преимущества, одно из которых состоит в том, что он позволяет анализировать общие проблемы, стоящие перед бедными странами, применяя экономико-статистические методы. В то же время этот показатель скрывает значительные различия между этими странами, что связано как со статичными

1 По классификации ЮНКТАД в странах с низким уровнем дохода на душу населения в 20042006 гг. при подушевом расчете ВВП в среднем приходилось менее 1000 долларов. На 2011 г. число этих стран составляло 60, т. е. около 1/3 всех развивающихся стран.

факторами, например, с географическим положением, так и с более динамичными, определяющими, как эти страны продвигаются по пути развития.

Страны с низкими доходами - это не монолитная группа. В плане экономических результатов за последнее десятилетие примерно в четверти этих стран наблюдался прирост ВВП в расчете на душу населения, другая часть стран испытала некоторое повышение уровня жизни, тогда как в остальных странах средние доходы не росли или снижались.

Вместе с тем очевидно, что устойчивый и ускоренный рост крайне необходим для сокращения нищеты и экономические показатели многих стран с низким уровнем дохода, особенно в Африке, являются положительными (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Доля населения, живущего в условиях крайней нищеты (на менее чем 1,25 доллара в день), по группам развивающихся стран*

Страны 1990 2000 2008

Китай и Индия 61 52 42

Наименее развитые страны 18 27 36

Прочие развивающиеся страны 21 21 22

* Составлено по: UNCTAD. The Least Developed Countries. Report 2011: The Potential Role of South-South Cooperation for Inclusive and Sustainable Development. - New York, 2011. - P. 33.

Средние темпы роста в странах Африки к югу от Сахары, составлявшие в 2000-2008 гг. 5-6%1, отражают результаты проводимой ими более успешной экономической политики, а также улучшение условий торговли в результате роста цен на мировых сырьевых рынках. В то же время эти показатели не маскируют сохраняющийся клубок острых социально-экономических проблем в их развитии. Для «беднейшего миллиарда» в этом мире перспективы все еще выглядят мрачными. В некоторых странах к югу от Сахары, особенно в государствах, одолеваемых конфликтами и имеющих слабые институциональные структуры, становится все более очевидно, что экономические и социальные задачи, воплощенные в целях развития Декларации тысячелетия (ЦРДТ)2, не будут достигнуты. Даже Южная Азия, которая, как предполагается, внесет наибольший вклад в сокращение бедности в мире в следующем десятилетии, скорее всего, не достигнет согласованных целей в областях начального образования, гендерного равенства в сфере высшего и профессионального образования, детской смертности и недоедания.

Особую озабоченность международного сообщества вызывает положение «на обочине» мирового прогресса группы стран с наиболее низким уровнем дохода - так называемых наименее развитых стран (НРС). В этой связи продолжающаяся маргинализация НРС в рамках глобальной экономики проявляется в целом ряде направлений (уровень индустриализации, преобладание

1 Economic Report on Africa 2012: Unleashing Africa's Potential as a Pole of Global Growth / ECA. - New York; Geneva, 2012. - P. 60-63.

2 Cm.: The Millennium Development Goals Report 2010. - New York, 2010.

аграрной сферы в экономике, социальная отсталость и т. д.). Список НРС рассматривается каждые три года Экономическим и социальным советом ООН.

В последнем обзоре списка НРС в марте 2009 г. использовались три группы критериев:

1) критерий с низким доходом, основанный на трехлетней средней оценке валового национального дохода ^N1) на душу населения (действующий на 2011 г. период 2004-2006 гг.) с порогом 905 долларов для возможных случаев дополнения к списку и порогом 1086 долларов при выходе из статуса НРС;

2) человеческий критерий, определяемый системой показателей - индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП);

3) индекс экономической уязвимости, основанный на следующих индикаторах:

- последствия природных катаклизмов (индекс неустойчивости сельскохозяйственного производства, доля бездомного населения вследствие стихийных бедствий);

- последствия ценовых шоков на внешних рынках (индекс неустойчивости доходов экспорта товаров и услуг);

- индекс концентрации первичных (сырьевых) товаров в экспорте (доля сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства в ВВП);

- экономические последствия ограниченности земельных и людских ресурсов (население в логарифме);

- экономическая отдаленность (индекс отдаленности).

Для всех трех критериев различные пороги используются для того, чтобы идентифицировать случаи дополнения и случаи окончания присутствия НРС в списке1. Хотя на долю НРС приходится значительная и постоянно растущая часть населения планеты (12% в 2009 г.), их вклад в общемировой объем производства по-прежнему не превышает 0,9%, что значительно ниже показателя по состоянию на середину 1970-х гг. Другими словами, одна восьмая часть населения мира производит меньше одной сотой части общемирового ВВП (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Страны с низким уровнем дохода (СНУД) и наименее развитые страны (НРС) в некоторых мировых показателях, 2010 г.

Население, млрд чел. ВВП номинальный, трлн долл. ВВП, темпы прироста, % Доля обрабатывающей промышленности в ВВП, % Приток ПИИ, млрд долл. Экспорт товаров, млрд долл.

Мир в целом 6,9 63,2 3,9 17,6 1247,3 15174,4

Развивающиеся страны в целом 5,5 20,4 7,4 24,3 573,6 6339,5

СНУД 2,9 3,5 7,1 16,1 87,4 789,3

НРС 0,83 0,56 5,1 9,5 26,3 160,3

* Составлено по: UNCTAD. Handbook of Statistics 2011. - New York; Geneva, 2011.

1 Cm.: UNCTAD. The Least Developed Countries. Report 2011: The Potential Role of South-South Cooperation for Inclusive and Sustainable Development. - P. 3.

Что касается международной торговли, то доля НРС в мировом товарном экспорте, которая в период с 1980-х гг. по начало 2000 г. колебалась в районе 0,6%, увеличилась в последние годы до 1 %. Однако этот рост был обусловлен в основном увеличением экспорта топливных товаров. Без учета таких товаров доля НРС в общем объеме глобального экспорта составляла в 2010 г. лишь 0,53%. Чуть лучше обстоят дела с притоком в НРС прямых иностранных инвестиций. В 2010 г. на НРС приходилось около 2,1% от общего объема мировых инвестиций1. Однако достигнутый результат следует оценивать в глобальном контексте резкого увеличения притока ПИИ в развивающиеся страны в целом и роста спроса на необработанные сырьевые товары.

В посткризисный период международное сообщество сосредоточивает внимание на так называемых уязвимых государствах - странах, характеризуемых слабым институциональным потенциалом и государственным управлением, социальной напряженностью и политической нестабильностью. Уязвимые государства составляют 9% населения развивающихся стран, но 27% от числа живущих в крайней бедности (меньше чем на 1 доллар в день). Международные организации используют различные показатели для оценки в бедных странах уровней уязвимости, обычно сочетающие наличие потенциала и эффективности государственных институтов с индикаторами, связанными с рисками конфликтов. Такие государства все чаще отстают от других стран с низкими доходами в плане роста и развития. По оценкам Всемирного банка, к 2015 г. уровень крайней бедности в уязвимых государствах превысит 50%2.

Преодоление социально-экономических последствий финансово-экономического кризиса - ближайшая приоритетная задача для стран с низкими доходами, особенно для НРС, в том числе уязвимых, многие из которых испытывают рост инфляции, проблемы дефицита статей текущих расходов платежного баланса, растущую бедность. Такая динамика накапливаемых проблем угрожает социально-экономическим завоеваниям, достигнутым ими в последнее десятилетие. В этой связи в числе первоочередных задач по обеспечению устойчивости и ускорению развития, на наш взгляд, можно выделить следующие:

1. Противодействие последствиям ценовых шоков на мировых рынках сырья и продовольствия. Высокие цены на продовольствие и топливо оказывают большое воздействие на платежные балансы стран. Исследования МВФ показывают, что для некоторых СНУД - импортеров продовольствия и топлива воздействие ценовых шоков было весьма значительным (во многих случаях свыше 2,5% ВВП, а в случае Либерии - 15% ВВП, что представляло собой почти все ее международные резервы). Хотя некоторые страны смогли преодолеть воздействие роста цен на свои платежные балансы в краткосрочном плане, поскольку рост экспортной выручки или притоки капитала помогли финансировать импорт биржевых товаров, прогнозы показывают, что почти в половине стран Африки рост стоимости импорта продовольствия СНУД в

1 UNCTAD. The Least Developed Countries. Report 2011: The Potential Role of South-South Cooperation for Inclusive and Sustainable Development.

2 UNCTAD. Division for Africa, Least Developed Countries and Special Programmes. - New York; Geneva, 2010.

2009 г. превысил 1% их ВВП. Самые большие масштабы (свыше 2%) таких повышений имеют место в некоторых беднейших странах, таких как Эритрея и Гамбия1.

Высокие цены на биржевые топливные товары благоприятствуют экспортерам этих товаров в краткосрочном плане. Вместе с тем они создают определенные проблемы для государственных систем управления бюджетом, от которых требуется, чтобы доходы от биржевых товаров использовались эффективным и прозрачным образом. Этим странам (например, Нигерии, Анголе, Венесуэле, Ираку и др. ) необходимо поддерживать макроэкономическую стабильность и одновременно решать проблему растущих притоков иностранной валюты. Многие из них твердо намерены избежать пагубных макроэкономических последствий бумов и спадов цен на биржевые товары. Ряд стран создает специальные финансовые инструменты для использования их в стабилизационных целях и извлечения максимальных долгосрочных выгод.

2. Повышение эффективности внешнего финансирования, включая помощь. Большинство стран с низкими доходами развития по-прежнему во многом зависят от внешних финансовых ресурсов в вопросе финансирования своих программ. После почти двух десятилетий застоя объемы помощи в последние годы стали существенно возрастать. Приток финансовых ресурсов в НРС за период с 2001 по 2009 г. увеличился более чем в 3 раза. В 2009 г. объем притока по видам ресурсов составлял (в млрд долларов): ПИИ - 27; официальное финансирование (около 50% - помощь и гранты) - 38; денежные переводы - 252. Международное сообщество предпринимает согласованные усилия для повышения эффективности помощи в сокращении бедности и содействии развитию.

В сфере финансирования развития появились новые доноры, в основном из Азиатского региона. Это наращивание помощи создало новые возможности для стран-получателей, а также привело к новым требованиям к донорам и получателям, с тем чтобы они эффективно использовали помощь и распоряжались ею.

Появление нетрадиционных доноров (т. е. не являющихся членами Комитета содействия развитию (КСР) ОЭСР) на двустороннем уровне, глобальных и частных фондов, корпораций и неправительственных организаций способствует росту притока помощи. Донорами на двустороннем уровне, не относящимися к КСР, сейчас являются Бразилия, Венесуэла, Индия, Китай, Малайзия, Саудовская Аравия и другие богатые нефтью страны Ближнего Востока, а также некоторые страны ЕС, которые намерены увеличить свою официальную помощь в целях развития (ОПР) в рамках общих целевых показателей помощи Парижского клуба. По некоторым оценкам, Индия и Китай предоставляют помощь в общей сложности на сумму примерно 3 млрд долларов в год. Обе эти страны разрабатывают более крупные программы помощи.

1 Cm.: Masood A. The Next Frontier: The Road Ahead for Low-Income Countries // Finance and Development. - 2008. - September. - P. 8-10.

2 UNCTAD. The Least Developed Countries. Report 2011: The Potential Role of South-South Cooperation for Inclusive and Sustainable Development. - P. 16-18.

Наряду с новыми странами-донорами международные частные фонды, сосредоточенные на конкретных целях, особенно в сферах информационных услуг, образования и здравоохранения, становятся важными механизмами для осуществления финансирования программ. Интеграция этих глобальных фондов в горизонтальную инфраструктуру реализации программ развития, имеющую страновой характер, - приоритетная задача для обеспечения эффективности помощи. В значительных объемах оказывают помощь частные доноры, включая ведущие фонды, а также неправительственные организации в странах ОЭСР. Эти новые участники обеспечивают дополнительные финансовые ресурсы, привносят с собой в сферу финансирования развития новые идеи и новые модели деловых операций.

Вместе с тем управление потоками финансовой помощи от различных доноров является сложным делом для стран-получателей, имеющих недостаточные административные возможности. При этом новые доноры подчас настаивают на использовании своих схем освоения средств и мониторинга проектов.

3. Создание надлежащего делового климата, который должен способствовать динамичному и конкурентоспособному частному сектору. Последний в свою очередь должен создать новые рабочие места и обеспечить экономический рост на национальной основе. Частично решение этой задачи заключается в создании ликвидных и успешно функционирующих внутренних рынков капитала, которые могут обеспечивать рост частного сектора. Например, ряд стран Африки к югу от Сахары получили статус пограничных формирующихся рынков, поскольку их финансовые рынки становятся достаточно зрелыми и позволяют международным инвесторам осуществлять портфельные инвестиции. Несколько стран Африки, которые добились существенных результатов в достижении макроэкономической стабильности и устойчивости долговой ситуации, успешно реализовывали иностранные векселя в своей национальной валюте. Доля потоков частного капитала в страны Африки к югу от Сахары растет, но при этом они не распределены равномерно между странами и часто представлены фиктивным капиталом.

Для привлечения большего объема инвестиций и внешнего капитала в СНУД необходимо провести либеральные экономические реформы, установить льготный режим приема иностранных инвестиций. Однако открытие экономики для потоков капитала извне сопряжено с определенными рисками в отношении возможностей развития национального предпринимательства.

Уязвимые государства часто не в состоянии мобилизовать достаточную международную поддержку на критически важных начальных этапах своих реформ, хотя техническая помощь может помочь постконфликтным странам в восстановлении некоторых важнейших институтов.

Помимо технической помощи, наглядным примером скоординированных глобальных действий был недавний успех в сокращении долга Либерии после разрушительного 14-летнего периода гражданской войны.

4. Нарастание инфляционного давления на внутренних рынках потребительских товаров. Во многих странах с низким уровнем дохода инфляция продолжает расти, что может привести к социально-политическим конфликтам. Инфляция также снижает экономическую эффективность реализации

средств, поступающих из внешних источников. Поскольку быстрый возврат к дешевым продовольствию и топливу в ближайшем будущем маловероятен, то инфляционные опасения могут возникать и в дальнейшем. Поэтому одна из важнейших задач экономической политики стран группы СНУД заключается в том, чтобы сохранить достигнутое с трудом в предкризисный период снижение инфляции до уровня ниже 10%.

На наш взгляд, ликвидации крайней бедности в группе СНУД возможно достичь в условиях, когда страны, являющиеся сейчас бедными, смогут поддерживать достаточно высокий и устойчивый экономический рост в течение продолжительного периода, и при этом выгоды от этого роста распределяются среди широких слоев их населения. Сочетание факторов (внешнее финансирование, наличие внутренних ресурсов, экспортный потенциал и др.), определяющих рост экономики, среди стран СНУД различно, но всюду важнейшую роль играют качество государственного управления, умение национального правительства выстраивать эффективную экономическую политику исходя из складывающихся внутренних и внешних условий развития. Для некоторых стран с низким доходом эти задачи чрезвычайно трудные. В этой связи весьма полезен опыт многих стран, сейчас относящихся к странам с формирующимся рынком, которые сталкивались с аналогичными проблемами много лет тому назад.

Анализ положения СНУД в мировой экономике позволяет сделать вывод, что формирующиеся модели их торгово-экономических отношений с развитыми странами в определенной степени соответствуют системе взаимоотношений «центр - периферия». Однако на практике они носят более сложный характер, поскольку растущий спрос на природные ресурсы со стороны стран Юга укрепляет позиции СНУД и способствует мобилизации внутренних ресурсов в этих странах, раздвигая тем самым границы пространства для маневра в политике.

Активные торговые отношения развивающихся стран в формате «Юг -Юг» способствуют также расширению доступа СНУД к дешевым потребительским товарам, что приносит очевидную выгоду фирмам, использующим такие вводимые ресурсы, а также конечным потребителям, хотя и может негативно сказаться на национальных предприятиях, производящих аналогичную продукцию.

Список литературы

1. E^rnmic Report on Africa 2012: Unleashing Africa's Potential as a Pole of Global Growth / ECA. - New York; Geneva, 2012.

2. Masood A. The Next Frontier: The Road Ahead for Low-Income Countries // Finance and Development. - 2008. - September.

3. UNCTAD. Division for Africa, Least Developed Countries and Special Programmes. - New York; Geneva, 2010.

4. UNCTAD. The Least Developed Countries. Report 2011: The Potential Role of South-South Cooperation for Inclusive and Sustainable Development. -New York, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.