заявления о приеме на работу, нарушения ими правил пребывания, трудовой деятельности.
Во взаимодействиях мигрантов с государственными органами и должностными лицами воля на возникновение, изменение или прекращение правоотношения, как правило, присутствует только на одной стороне. Так, от гражданина не требуется согласия на предоставление документов, подтверждающих его правовой статус, или на привлечение его к юридической ответственности за нарушение действующего миграционного законодательства. Такие правоотношения складываются в результате доминирования влияния государственной воли. В отношениях же прибывших из других государств лиц с субъектами, не обличенными публично-политическими полномочиями (это частные фирмы-работодатели, общественные правозащитные организации и т.д.), волеизъявление на возникновение, изменение и прекращение правовой связи является, как правило, двусторонним.
Основной характеристикой миграционного правоотношения является то, что в нем основная и определяющая взаимосвязь между субъектами выражается в наличии у них конкретных взаимных субъективных прав и юридических обязанностей. Одна сторона правоотношения является управомо-ченной и выступает носителем субъективного
права, а другую законодательство обязывает поступать таким образом, чтобы обеспечить реализацию этого права [3, с. 21].
Большинство миграционных правоотношений носит двусторонний характер. Так, иностранный гражданин, осуществляющий легальную трудовую деятельность в России, обладает всем объемом прав и свобод, предоставленных российским гражданам трудовым законодательством. В свою очередь, закон возлагает на него и целый ряд юридических обязанностей перед работодателем и государством. То же самое мы можем сказать и о другой стороне миграционного правоотношения.
Участник правоотношений, посчитавший свои права и законные интересы нарушенными, имеет право обратиться за юридической защитой в соответствующие государственные органы.
Список литературы:
1. Авакъян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - СПб., 2003. С. 145.
2. Жеребцов А.Н. Концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации (комплексный анализ теории и практики): автореферат дис...д-ра ю.н. М.2009.
3. Кириллов П.В. Миграционная функция современного Российского государства: теоретико-правовое обоснование // Право и государство: теория и практика. 2009. № 10 (58). С. 21.
_ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАН ОПЕК_
Бочкарёва Алина Олеговна,
магистр
РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Город Москва Snowli007@gmail. com
АННОТАЦИЯ: Статья посвящена рассмотрению вопроса проблем стран-участниц ОПЕК. Несмотря на упорядоченную систему выработки общей политики Организации в отношении добычи нефти, координации деятельности и поддержании мировых цен на нефть, обеспечении стабильных поставок нефти потребителям и получении отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль, страны ОПЕК имеют некоторые проблемы, решив которые, можно улучшить развитие их международных отношений, стабилизировать экономическую ситуацию и сформировать единое мнение.
ABSTRACT: The article considers the issue concerns the OPEC's member-countries. Despite the ordered system to develop a common policy of the Organization with regard to oil production, coordination and maintenance of world oil prices, ensuring a stable supply of oil to consumers and getting return on investment in the oil industry, OPEC countries have some problems and if we deciding them, we will can improve their international development relations, to stabilize the economic situation and to form a common opinion
Key words and phrases: Exporting countries, oil cartel, the price of oil, expensive model of the economy, technological underdevelopment
Ключевые слова: Страны-экспортеры, нефтепродукты, картель, цены на нефть, затратная модель экономики, технологическая неразвитость
Резкое падение цен на нефть в 2015 году привело к множественным дискуссиям о роли стран -нефтяных экспортёров в мировой экономике и пер-
спективам использования альтернативных источников топлива. 2 Аналитики отечественного рынка и геополитических проблем, связанных с Россией,
2 [The Morning Agenda: The Challenge of Easing Saudi Arabia's Dependence on Oil // NYT, By Amie Tsang, May 9, 2016.]
предсказывали новую эпоху международных отношений, связанных с потерей Россией экономического могущества.3
На сегодняшний день страны, входящие в ОПЕК, контролируют 77% всех разведанных мировых запасов «черного золота», а это доказывает контроль за 2/3 мировых запасов нефти. На долю ОПЕК доводится добыча примерно 29 млн. баррелей нефти, а это половина мирового экспорта нефти или 45% от всемирной добычи, на основании чего мы делаем вывод, что организация оказывает колоссальное влияние на нефтяной рынок в целом. Доказанные запасы нефти стран ОПЕК сегодня составляют 1 199,72 млрд баррелей. По оценкам генерального секретаря организации Абдаллы Салем аль-Бадри, эта цифра к 2020 году возрастет до 50%.4
В середине XX века развивающиеся страны— экспортеры жидкого топлива, желающие активизировать борьбу против нефтяных монополий, пришли к выводу о необходимости объединить свои силы и противопоставить организации монополий свою собственную. Так, в 1960 году в Багдаде, главные поставщики нефти на мировой рынок — Иран, Ирак, Венесуэла, Саудовская Аравия и Кувейт — основали Организацию стран—экспортеров нефти (The Organization of the Petroleum Exporting Countries). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На сегодняшний день ОПЕК остаётся крупнейшим нефтяным картелем в мире.
Несмотря на важную роль ОПЕК, следует выделить 4 основные проблемы развития стран, входящих в данную организацию.
Одна из них основывается на том, что ОПЕК объединяет страны, чьи интересы прямо противопоставлены друг другу. Страны Аравийского полуострова, в первую очередь Саудовская Аравия, имеют обширные нефтяные запасы, по современным данным, 297 миллиардов баррелей5; владеют значительными средствами, поступающими из-за рубежа и поддерживают прочное сотрудничество с западными нефтяными компаниями6, однако относятся к числу малонаселенных.
Рассматривая другие страны, которые входят в ОПЕК, например Нигерию, можем отметить противоположную тенденцию: характерны высокая численность населения и невысокий уровень жизни
населения, но реализуются дорогостоящие программы экономического развития и страна имеет значительный государственный долг.
Вторая проблема касается затратной модели экономики. Вопросы рационального расходования денежных средств от продажи нефти при профиците бюджета оказался нерешенным. Шейх ОАЭ Зайд ибн Султан Аль-Нахайян в 90е годы ХХ века, получив сверхприбыль, стремился использовать сложившуюся ситуацию «во славу собственного народа» и поэтому финансировал и проектировал многообразные «стройки века» или другие подобные инвестиции, которые нельзя считать разумным вложением капитала, так как для будущего страны не развивалось альтернативных источников финансирования (например, медицина, программное обеспечение).7
Третья проблема является основной и заключается в технологической неразвитости стран ОПЕК в сравнении с ведущими странами мира.
В 1960 г., момент основания организации, некоторые из стран, входящих в ОПЕК, не успели создать современную инфраструктуру, обеспечить кадровый потенциал и фактически находились в системе феодальных отношений. Чтобы решить данную проблему, нужно было провести индустриализацию и, как следствие, урбанизацию, а также внедрить в производство новые зарубежные технологии. В результате жизнь народа в значительной степени изменилась. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например, ARAMCO (Arabian American Oil Co - нефтяная монополия) в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые под гарантии государства оказывали помощь предпринимателям.8
Четвертая проблема заключается в недостаточной квалификации национальных кадров. Население государства оказалось не подготовленным к внедрению новых зарубежных технологий и практически было не способно работать на современных нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, на импортном оборудовании и станках. Привлечение иностранных специалистов стало решением этой проблемы, несмотря на то, что такое действие вызвало социальные противоречия в обществе. И, чем сильнее развивалось общество, тем явственнее прослеживалось отсутствие единства мнения.9
3 [Дорого и чисто // Текст: Сергей Куликов , Российская газета - Федеральный выпуск от 25.042016, №6957 (89)]
4 [www.neftegaz.kz!]
5 [Venezuela: Oil reserves surpasses Saudi Arabia's]
6 [DeltaOil, Bridas, Shell, BP , и Unocal]
7 ["Khalifa bin Zayed Al-Nahyan". Forbes. Retrieved
26 June 2012.]
8 [Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 944 с.]
9 [Unemployment Is Driving Young Arabs Into The Hands Of Islamic State, Says Survey // by Dominic Dudley, Forbes Asia, Apr 12, 2016]
Нельзя не признать, что необходимы дальнейшие усилия по кодификации и прогрессивному развития норм международного права, прежде всего, в сфере отношений России и стран ОПЕК, а также отношений с самой международной организацией10, особенно в свете политического кризиса на Ближнем Востоке. Большинство стран ОПЕК находится в сложной зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Можно выделить лишь одну страну из всех, которая получает существенные доходы не только от нефти, но и от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов - Индонезия. Для других же стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти модифицируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.
Более того, в 1980-х годах во время войны между Ираком и Ираном, Ирак активно наращивал добычу нефти, чтобы оплачивать военные расходы. Саудовская Аравия оказывала существенное давление на Иран и Ирак, чтобы увеличить квоты добычи.
Не смотря на то, что в ОПЕК предполагается согласование вопроса о квотах на добычу нефти, не все страны в должной мере придерживаются их соблюдения. Как следствие из этого - квоты не всегда соблюдаются.
Можно констатировать, что в настоящее время, когда в международной глобальной экономике наблюдается переизбыток нефтепродуктов, одним странам ОПЕК выгодно добывать нефть, а другим нет, так как стоимость нефтедобычи и нефтепродажи вкладывается в государственный бюджет. У таких стран, как Саудовская Аравия и Катар, наблюдается низкая себестоимость нефти, включая разработку и добычу. Им выгодно текущее экономическое положение, так как при себестоимости в 6-8 долларов за баррель, они продают в среднем за 20 долларов и выше. Если же взять такую страну, как Венесуэла, себестоимость добычи нефти выше и составляет уже 20-25 долларов за баррель, - как следствие, невыгодная продажа. Поэтому Венесуэла и Нигерия пытаются сократить квоты, чтобы создать искусственный дефицит нефти. Проблему переизбытка нефти в мире силами
одного только ОПЕК не решить: к соглашению должны присоединиться другие крупные нефтедобывающие страны, прежде всего Российская Федерация, и поддержать любую инициативу по улучшению ситуации на рынке.11
За время существования фонд значительно эволюционировал, однако некоторые страны-экспортёры ОПЕК достигли пика в производстве нефти. Индонезия стала импортером нефти и приостановила членство в картеле. Максимум добычи нефти в Иране был достигнут в 1974 году, в Саудовской Аравии — в 2005 году.
Каковы перспективы международной нефтяной торговли для России? Несмотря на определённый риск сохранения невысоких цен на нефть в мире, следует отметить, что экономическая ситуация стабилизировалась.12
Поэтому в настоящее время вопрос развития международных отношений со странами ОПЕК, с целью совместного повышения цены на нефть представляется актуальным. Особенно данная проблема должна быть интересна странам ОПЕК со значительным населением, таким, как Венесуэла и Нигерия. Подписание многостороннего международного соглашения о совместных действиях на нефтяном рынке может открыть новые перспективы для Организации стран - экспортёров нефти.
Список литературы:
1. Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — М.: «Аль-пина Паблишер», 2011. — 944 с.
2. Смирнов М.Г., международное гуманитарное право и внутренние конфликты. Учебно -методическое пособие. Ч.1, М., 2015, С. 29.
3. "Khalifa bin ZayedAl-Nahyan". Forbes. Retrieved 26 June 2012.
4. Unemployment Is Driving Young Arabs Into The Hands Of Islamic State, Says Survey // by Dominic Dudley, Forbes Asia, Apr 12, 2016
5. Дорого и чисто // Текст: Сергей Куликов , Российская газета - Федеральный выпуск от 25.042016, №6957 (89)
6. www.neftegaz.kzll
10 [Смирнов М.Г., международное гуманитарное право и внутренние конфликты. Учебно-методическое пособие. Ч.1, М., 2015, С. 29.]
11 [«Дэниел Ергин. Добыча: Всемирная история
борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The
Epic Quest for Oil, Money, and Power. — М.: «Аль-пина Паблишер», 2011. — 944 с.] 12 [Медведев: У нас есть запасной план на случай рекордно дешевой нефти // Российская газета, 09.12.2015]