Научная статья на тему 'Проблемы развития социальной сферы сельских территорий и опыт их решения в Кировской области'

Проблемы развития социальной сферы сельских территорий и опыт их решения в Кировской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития социальной сферы сельских территорий и опыт их решения в Кировской области»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

С.Б. Зыкова, ст. преп. Вятской государственной сельскохозяйственной академии

Сельское хозяйство являясь экономической основой развития сельских территорий области. Повышение благосостояния почти одной третьей населения области зависит от стабильного развития сельскохозяйственного производства. Существенное снижение объемов сельскохозяйственного производства в 90-е гг. привело к миграции населения из сельских территорий и ухудшению демографической ситуации на селе. В настоящее время сельскому хозяйству области не удалось преодолеть отрицательных тенденций в развитии. Это вызывает сокращение численности сельского населения. Люди трудоспособного возраста уезжают из села, оставшееся население стареет. Параллельно происходит ухудшение качества кадрового состава: возраст до 30 лет имеет всего 15,8% мужчин и 17,3% женщин, работающих в сельскохозяйственных организациях; высшее профессиональное образование имеют только 6,4% работающих, а среднее профессиональное - 17,3%. При достаточно низком уровне развития сельское хозяйство области испытывает потребность в рабочих кадрах: в животноводстве сохраняется дефицит в пределах 800 человек (операторы машинного доения, трактористы-машинисты, рабочие по уходу за животными), в напряженный период весеннеполевых работ дефицит кадров механизаторов увеличивается до 500 чел., а во время уборки урожая -до 700 чел. Имеющиеся вакантные места не могут быть замещены либо из-за отсутствия трудовых ресурсов, либо из-за отсутствия желания работать у местного населения на предлагаемых условиях. Наиболее уязвимой категорией сельского населения является сельская молодежь, не имеющая достаточных трудовых и профессиональных навыков и в то же время не согласная занимать вакантные рабочие места, не удовлетворяющие ее требованиям по характеру работы и уровню оплаты труда. В результате молодежь уезжает из села. Из-за самого низкого в экономике уровня заработной платы в сельском хозяйстве (в 2008 г. ее уровень составил 5583,2 руб., т.е. 52,2% от среднеобластного уровня), сохраняется высокая текучесть кадров, а уходят наиболее квалифицированные работники. Дефицит кадров на селе сочетается с безработицей. Увеличивается как численность зарегистрированных безработных, так и масштабы скрытой безработицы. Между тем, в области имеются значительные резервы для роста в АПК. Например, годовая потребность в мясе крупного рогатого скота в области составляет 84 тыс. т, а фактическое его производство - 64 тыс. т. Современная ситуация требует новых подходов к организации сельскохозяйственного производства.

Решение производственных проблем в сельском хозяйстве невозможно без формирования и закрепления на селе трудовых ресурсов, отвечающих современным требованиям производства. Достижение устойчивого развития АПК области должно обеспечить развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения. Необходимо повышение качества жилищных условий, развитие сельской инфраструктуры, дорог, объектов культуры и здравоохранение на селе.

Сельские объекты социальной и инженерной инфраструктуры области имеют высокую степень

физического и морального износа. Степень благоустройства жилья сельских поселений в три раза ниже городского уровня. Так, обеспеченность сельского жилого фонда водопроводом составляет 57,1%, канализационными сооружениями только 23,2%, централизованным горячим водоснабжением и теплоснабжением соответственно 9,9% и 22%.

Только при условии формирования комфортных материальных и жилищных условий можно ожидать приток молодых специалистов и их закрепление в сельской местности. Реализация с 2003 г. федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села» позволило за пять лет за счет выделения из федерального и областного бюджетов 138,6 млн руб. улучшить жилищные условия около 900 сельских семей и построить более 40 тыс. кв. м общей площади жилья. На 2008 г. было предусмотрено за счет 48,7 млн руб. бюджетных средств и 21 млн руб. внебюджетных средств построить 5 тыс. кв. м жилья. Данная проблема решается и в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», за 2006-2007 гг. государственная поддержка была предоставлена 375 семьям молодых специалистов на приобретение 14 тыс. кв. м жилья. В 2008 г. социальные выплаты на строительство и приобретение жилья получили 108 молодых специалистов. Но не все бюджетные средства, выделяемые в области на улучшение жилищных условий молодых семей осваиваются. Это связано с тем, существенную часть суммы на строительство жилья должна вложить сама семья, в том числе и за счет привлечения кредитов, непосильных для многих при уровне доходов в большинстве хозяйств области. Например, в Афанасьевском районе области сумма социальной выплаты лицу, получившему свидетельство на строительство жилья, составляет от 130 до 170 тыс. руб. и на 1 руб. бюджетных средств запланировано привлечь 1,52 руб. собственных и заемных средств молодых семей. В результате к участию в программе допускаются только семьи, имеющие достаточный уровень дохода. Агрофирма «Гордино» является одним из наиболее крепких хозяйств этого района. В хозяйстве ведется строительство 22 домов, от 18 желающих еще поступили заявления, но не всем желающим удается попасть в областную программу, а участники программы для экономии средств вынуждены строить дома силами родни. Зависимость бюджетной поддержки от объема производства в хозяйстве приводит к включению в данную программу только достаточно крупных хозяйств области, и к варьированию величины бюджетного финансирования по годам, что осложняет строительство.

В решении жилищных проблем большое значение имеет активность самих хозяйств области. Как отметил директор агрофирмы «Среднеивкино» Н.В. Харькин, важнейшая проблема найти подрядную организацию для строительства на селе. В 2008 г. в этом хозяйстве 14 молодых семей получили новые квартиры, построенные на средства самого предприятия. Успешно в агрофирме решаются и другие социальные вопросы: предоставляется материальная помощь по оплате медицинских услуг, приобретению путевок, выделяется спонсорская помощь на

ремонт дорог, содержание школы, детского сада, финансирование которых достигается за счет развития молочного скотоводства и использования всей чистой прибыли на дальнейшее развитие.

В одном из передовых хозяйств региона племзаводе «Мухинский» Зуевского района - для его работников за счет средств хозяйства строится поселок с полным благоустройством: водопроводом, отоплением газовыми котлами, асфальтированной дорогой. Это стало возможным благодаря возведению нового животноводческого комплекса. К маю 2009 г. будет заселено 23 коттеджа, а всего в планах руководителя хозяйства осуществить строительство 85 коттеджей.

Возможности для развития производства должна существенно увеличить газификация области, что повысит и инвестиционную привлекательность сельских поселений. На начало 2006 г. в сельской местности области было только 4% газифицированных населенных пунктов при общероссийском уровне в 25,8%. В настоящее время проводится газификация шести районов, что обеспечит население более дешевым природным газом. За 2007-2008 гг. газ получили 16 населенных пунктов, со сжиженного газа на природный переведено более 3,8 тыс. квартир и проложено 15 км распределительных газопроводов в 12 населенных пунктах.

Одной из наиболее острых проблем в области остается состояние транспортной инфраструктуры. Из 10 тыс. км автодорог 6 тыс. км находятся в неудовлетворительном состоянии, еще 1,5 тыс. км практически разрушены. До настоящего времени четыре района области не имеют связи с областным центром автодорогами, гарантирующими проезд в любое время года, 1753 населенных пункта области, или около 40%, не связаны дорогами с твердым покрытием. Муниципальная власть в связи с крайней ограниченностью в финансовых ресурсах в местных бюджетах не в состоянии проводить работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог.

Сдерживающим обстоятельством закрепления населения в сельской местности является снижение доступности качественного образования. В связи с сокращением количество детей в сельских школах, за период с 2003 по 2007 г., было закрыто 97 и реорганизовано 73 сельских малокомплектных школ. Материально-техническая база сельских школ значительно хуже городских: 12,2% зданий не оборудованы водопроводом, 29,4% канализацией, 17,8% не имеют центрального отопления. Закрытие малокомплектных школ приводит к еще большему оттоку молодежи из села. В настоящее время для

доставки школьников приобретено 126 автобусов, доставляющих 3770 школьников из 178 населенных пунктов, но еще сохраняется потребность в 71 автобусе для доставки детей из 127 населенных пунктов. Ситуация осложняется состоянием дорог области и высокой степенью аварийности на дорогах.

Значительно ниже городского и уровень медицинского обслуживания сельских территорий. При дефиците медицинских кадров и диспропорции в объемах предоставления разных видов медицинской помощи, происходит закрытие ряда больниц и фельдшерско-акушерских пунктов, сокращение медицинских кадров с целью повышения эффективности использования бюджетных средств на здравоохранение. И это в то время, когда в области сохраняется высокий уровень заболеваемости и смертности населения. По районам области стационарные медицинские учреждения размещены крайне неравномерно. Если в областном центре численность медицинского персонала в расчете на 10000 тыс. человек растет, то во многих районах области она сокращается. В рамках областной, целевой программы развития системы здравоохранения, планируется развитие системы офисов врачей общей практики, повышение уровня квалификации и доходов сельских медицинских работников, укрепление материальнотехнической базы медицинских объектов. Но это в перспективе, а пока отток населения из села продолжается и деревни вымирают.

В 2009 г. на финансирование АПК в областном бюджете планируется направить 1 млрд руб. По словам главы департамента сельского хозяйства и продовольствия А.А. Котлячкова: «Бюджетные день-ги должны работать на продовольственную безопасность региона и вкладывать их туда, где нет эффекта, нецелесообразно». Сегодня в сельском хозяйстве области прослеживается тенденция к созданию холдингов, что увеличивает финансовые возможности для развития производства и позволяет одновременно решать социальные вопросы. Так, в прошедшем году шестью крупными сельскохозяйственными объединениями обеспечено 80 процентов областного производства свинины. Но это отдельные точки роста в рамках национального проекта развития АПК, выбранные локомотивами для вытягивания всего сельского хозяйства области. Существующую же на значительной части сельских территорий области ситуацию может еще больше обострить общеэкономический кризис. Только умелая и грамотная реализация принятых государством направлений развития села позволит стабилизировать ситуацию в аграрном секторе в целом.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

М.Ю. Федотова, к.э.н., доц., А.А. Ломакин, асп. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

В последнее время наблюдается тенденция увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции вместе с ее рентабельностью, а также и рост удельного веса прибыльных организаций в Пензенской области. Однако, к сожалению, это не всегда положительно отражается на улучшении социально-экономического состояния сельских территорий. Как правило, наиболее крупные и прибыльные сельскохозяйственные организации сосредоточены далеко не во всех районах области и

не все они уделяют должного внимания развитию сельской местности.

Рассмотрим основные тенденции социальноэкономического развития сельских территорий Пензенской области.

Демографическая ситуация, сложившаяся в Пензенской области, близка к среднестатистической по стране. Сохраняется естественная убыль населения, что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, высокой смертности и неблаго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.