Научная статья на тему 'Итоги мониторинга реализации мероприятий по улучшению жилищных условий молодых сельских семей и специалистов в регионах Поволжья'

Итоги мониторинга реализации мероприятий по улучшению жилищных условий молодых сельских семей и специалистов в регионах Поволжья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСПРОГРАММА НА 2008-2012 ГОДЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОНИТОРИНГ / АНКЕТИРОВАНИЕ / САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПОВОЛЖЬЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердобинцев Дмитрий Валерьевич, Кудряшова Екатерина Владимировна, Петрова Татьяна Андреевна

Статья освещает результаты мониторинга реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства до 2012 г. в Приволжском федеральном округе. Рассмотрены общие итоги реализации Госпрограммы в сложных условиях засухи и кризисных явлений в экономике в 2008-2009 гг. Показаны антикризисные мероприятия в части реструктуризации лизинговых и кредитных платежей, а также социальной поддержки сельского населения. Приводятся результаты социологического исследования отношения молодых сельских семей и специалистов к проводимым мероприятиям по улучшению жилищных условий в Саратовской области. Особое внимание уделено характеристике жилищных условий и материального положения респондентов, степени и перспективам их участия в Госпрограмме. Выявлено, что жители села положительно оценивают условия участия в проводимых мероприятиях, вносят предложения по их совершенствованию и отмечают значительное влияние Госпрограммы на развитие сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сердобинцев Дмитрий Валерьевич, Кудряшова Екатерина Владимировна, Петрова Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги мониторинга реализации мероприятий по улучшению жилищных условий молодых сельских семей и специалистов в регионах Поволжья»

Сердобинцев Д.В., Кудряшова Е.В., Петрова Т.А.

Итоги мониторинга реализации мероприятий по улучшению жилищных условий молодых сельских семей и специалистов в регионах Поволжья

Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» была разработана и принята в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»1, и отчасти явилась дальнейшим развитием основных направлений господдержки заложенных в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК». Основными целями Госпрограммы являются: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности российской сельхозпродукции за счет финансовой устойчивости, модернизации и ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство земельных и прочих природных ресурсов. Достижение поставленных целей осуществляется за счет реализации мероприятий государственной поддержки АПК по следующим основным направлениям:

1. Устойчивое развитие сельских территорий - повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства, поддержка комплексной застройки и благоустройства сельских поселений.

2. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства -поддержание почвенного плодородия, создание госсистемы информационного обеспечения сельского хозяйства, оказание консультационной помощи сельхозпроизводителям, переподготовка кадров, участие союзов и ассоциаций сельхозтоваропроизводителей в формировании государственной аграрной политики.

3. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

3.1. Развитие животноводства - поддержка племенного животноводства, северного оленеводства, табунного коневодства, овцеводства и козоводства и проведение противоэпизоотических мероприятий.

3.2. Развитие приоритетных отраслей растениеводства - поддержка элитного семеноводства, производства льна, рапса, закладки многолетних насаждений и сельхозтоваропроизводителей Крайнего Севера.

1 О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон // СПС «Гарант».

4. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства - повышение доступности кредитов и финансовой устойчивости малых форм хозяйствования, техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства, снижение производственных и экономических рисков в сельском хозяйстве.

5. Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - регулирование рынков зерна, мяса и сахара.

Общий объем финансирования Госпрограммы за на 2008-2012 гг. составит 1406,6 млрд руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 551,3 млрд руб., бюджетов субъектов РФ - 544,3 млрд руб. и внебюджетных источников - 311 млрд руб., т.е. в среднем ежегодное финансовое обеспечение мероприятий составляет 281,3 млрд руб. Реализация предусмотренных мер за 5 лет позволит:

- улучшить жилищные условия, увеличить строительство или приобретение жилья в сельской местности в 3,7 раз;

- достичь обеспеченности сельского населения питьевой водой в 66 % и уровня газификации домов в 60 %;

- привлечь 946,8 млрд. руб. инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;

- увеличить объем производства сельхозпродукции на 24,1 %;

- довести до 70 % долю отечественных товаров в розничной торговле продовольствием.

В настоящее время идет работа по подготовке очередного, расширенного и доработанного варианта Государственной программы развития сельского хозяйства на период 2013-2020 гг.

Реализация Госпрограммы на 2008-2012 годы предполагает ежегодную оценку проводимых мероприятий, в целях чего Минсельхоз РФ совместно с Россельхозакадемией (методология и координация - Всероссийский научноисследовательский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова) проводили в 2008-2009 гг. исследования во всех Федеральных округах. В Приволжском федеральном округе мониторинг проводил Поволжский НИИ экономики и организации АПК, в 4 регионах: республиках Башкортостан, Татарстан,

Оренбургской и Саратовской областях.

В ПФО за 2 года было опрошено 3808 респондентов, т.е. ежегодно в каждом регионе анкетировалось 476 человек, включая 210 владельцев личных подсобных

хозяйств (ЛПХ)2, 100 руководителей сельхозорганизаций (СХО)3, 60 членов

крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х)4, 30 руководителей сельхозкооперативов, а также 50 молодых сельских семей и специалистов (по 50 % участников и не участников мероприятий Госпрограммы) и 1 представитель региональной информационно-консультационной службы (ИКС). Помимо анкетного опроса, проводилось исследование экспертного мнения 25 чиновников и специалистов сельского хозяйства в форме интервью, включая 10 экспертов на уровне субъекта РФ и 15 экспертов на районном уровне.

Во многих регионах Поволжья реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства в 2009 г. была осложнена тяжелейшими условиями засухи и кризисных явлений в экономике. В большинстве хозяйств наблюдался дефицит оборотных средств, рост просроченной кредиторской задолженности, были заморожены строительство и реконструкция многих производственных и инфраструктурных объектов. В Саратовской области по предварительной оценке в 2009 г. произведено продукции сельского хозяйства на сумму 73 млрд руб. - на 6 % меньше, чем в 2008 г., на что в значительной степени повлияла ситуация в растениеводстве, связанная с гибелью посевов на площади более 597 тыс. га, сумма ущерба составила более 2,7 млрд рублей. В таких условиях удержать позитивную динамику развития отрасли удалось, прежде всего, за счет накопленного ранее запаса прочности, приоритетной бюджетной поддержки сельского хозяйства и реализации антикризисных мер. В развитие экономики отрасли вложено более 5 млрд рублей инвестиций в основной капитал, решались вопросы технического перевооружения. В рамках антикризисных мероприятий, увеличены сроки лизинга техники и оборудования до 15 лет, на 12 месяцев продлены сроки оплаты авансов и лизинговых платежей для пострадавших от засухи, которой воспользовались 98 сельхозтоваропроизводителей. Во взаимодействии с банками проводится реструктуризация кредитов, пролонгированы 163 кредитных договора на сумму около 1,6 млрд рублей. Одновременно с начала года сельхозтоваропроизводителями области привлечено кредитных ресурсов на сумму 11,4

2 Сердобинцев Д.В., Кудряшова Е.В., Петрова Т.А. Реализация Госпрограммы развития сельского

хозяйства на 2008-2012 годы в отношении личных подсобных хозяйств в Саратовской области // Государственное управление. Электронный вестник. № 28. 2011. иКЬ: Шр://е-

joumal.spa.msu.ru/28_2011Serdobintsev_Kudryashova_Petrova.html (07.11.2011).

3 Сердобинцев Д.В., Петрова Т.А., Кудряшова Е.В. Реализация Госпрограммы на 2008-2012 годы в отношении сельскохозяйственных организаций в Саратовской области // Фундаментальные исследования. № 8. 2011. С. 460-464.

4 Сердобинцев Д.В., Дружина Е.В. Результаты мониторинга реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы на примере К(Ф)Х Республики Татарстан // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. № 3. 2011. С. 96-100.

млрд рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2008 г. В рамках поддержки жителей села был решен вопрос о предоставлении 42 грантов на создание собственного бизнеса в размере 300 тыс. руб. субъектам малого предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса, что позволит дополнительно создать 291 рабочее место к 2011 г. В результате реализации указанных мероприятий были минимизированы потери от неблагоприятных условий и сохранена позитивная динамика развития аграрного сектора.

По направлению социологического исследования реализации мероприятий по улучшению жилищных условий за 2 года (2008-2009) было исследовано 100 молодых семей и специалистов по 4 основным разделам.

1. Характеристика респондентов. По половому признаку респонденты (50 чел.) разделились следующим образом: 60 % - женщины, 40 % - мужчины. Средний возраст респондентов составил 28 полных лет. В 2008 г. респонденты разделились поровну - по 50 % мужчин и женщин, средний возраст - 25 лет. Большая часть опрошенных имеет высшее и неполное высшее образование - 44 %, остальные: среднее профессиональное - 32 %, начальное профессиональное - 16 %, среднее общее (10-11 классов) - 8 %. В предыдущем году более всего опрошенных (42 %) имели среднее профессиональное образование, 26 % - высшее образование, 22 % - среднее общее, 8 %

- основное общее (8-9 классов) и 2 % - начальное общее или не имели образования.

Основное место работы, занятий большинства респондентов -сельскохозяйственная организация (44 %), далее следуют: учреждение социальной сферы (34 %), крестьянское (фермерское) хозяйство (6 %), орган управления (2 %) и прочие (14 %). Основным местом работы в 2008 г. также были СХО - 70 %, в социальной сфере работали 20 %, в К(Ф)Х и органах управления - по 4 %, в прочих - 2 % от общего числа респондентов. Опрошенные занимают в своих организациях соответствующие должности, в основном рабочего, служащего, работника младшего обслуживающего персонала - 44 % и руководителя, специалиста среднего звена - 42 %, а небольшая часть трудится на должности руководителя, специалиста высшего звена -14 %. Годом ранее рабочими, служащими трудились 62 %, специалистами среднего звена - 28 % и руководителями высшего звена - 10 %.

2. Жилищные условия и материальное положение респондентов. В таблице 1 отражена оценка респондентами своего материального положения и жилья (участники Госпрограммы - какое у них было до участия в мероприятиях, а не участники - каково их жилье в настоящее время).

Таблица 1. Характеристика имущественного положения молодых семей (специалистов) участвовавших в мониторинге

Показатели Ед. изм. Годы

2008 2009

Характеристика жилья:

Отдельный дом % 42 18

Часть дома % 50 58

Отдельная квартира % 6 16

Коммунальная квартира % 2 4

Общежитие, гостиница % - 4

Жилье находится в собственности:

Главы или членов семьи % 76 56

Организации (ведомственное жилье) % 4 6

Муниципалитета % - 2

Аренда жилья у третьих лиц % 20 36

Характеристика состояния жилья:

Хорошее % 42 10

Удовлетворительное % 42 72

Требует капитального ремонта % 16 14

Ветхое, аварийное % - 4

Наличие инженерного оборудования в доме, квартире:

Водопровод % 88 52

Канализация % 80 18

Центральное отопление % 12 20

Ванна, душ % 32 8

Горячее водоснабжение % 26 4

Газ природный % 84 82

Газ баллонный % - 8

Телефон % 26 32

Оценка материального положения семьи (на что хватает средств):

Только на еду % 26 4

На еду и одежду % 48 34

На товары длительного пользования (кроме автомобиля) % 20 62

Затруднились охарактеризовать положение % 6 -

Приходится общей площади на 1 члена семьи 2 м 15,87 9,82

Подавляющие большинство опрошенных - 96 %, отмечают, что никаких ухудшений в условиях жизни в их селе за 2009 г. не произошло, остальные сетовали на то, что закрылись школа и магазин - по 4 %. Годом ранее также большинство - 58 % не заметили ухудшений, а остальные указали на закрытие ряда учреждений: 33 % - школы, 29 % - бани, по 5 % - детского сада, почты и сберкассы, 10 % отметили, что перестал ходить автобус, а 33 % - прочее.

Из улучшений в условиях жизни, в собственном селе, которые произошли в 2009 г. многие отмечают: построена (отремонтирована) дорога - 32 %, произошли прочие улучшения -28 %, открыт новый магазин - 26 %, открыты (отремонтированы) медицинское учреждение и школа - по 22 %, построен (отремонтирован) детский сад - 16 %, открыто учреждение бытового обслуживания - 12 %, построен (отремонтирован) клуб - 6 %, а 26 % заявили, что никаких

изменений не произошло. В 2008 г. респонденты отметили открытие или ремонт следующих объектов: 43 % - школа, 41 % - клуб, 30 % - детский сад, 24 % -магазин, 13 % - дорога, по 9 % -медучреждение и стадион, 4 % - бытовые учреждения (парикмахерская, баня и т.д.).

3. Участие в Госпрограмме. Абсолютное большинство опрошенных - 100 % знают, что осуществляется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы (в 2008 г. - 98 %). Также подавляющие большинство (90 %) знает, кто и на каких условиях в рамках Госпрограммы (или программы «Социальное развитие села до 2012 г.») может улучшить свои жилищные условия (в 2008 г. - 70 %). Респонденты оценивают работу органов управления (районных и областных) по доведению информации о возможности участия в Госпрограмме следующим образом: информация доводится оперативно - 84 %, информация поступает с опозданием, и/или не в полном объеме - 14 %, информация не доводится - 2 %. Значительная часть (72 %) респондентов посчитали, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г. не стало сложнее получить помощь для улучшения жилищных условий и почти такой же части опрошенных (76 %) известно об антикризисных мерах в области сельского хозяйства. При этом 61 % считают, что эти меры были эффективны для улучшения ситуации в регионе в 2009 г., 29 % заявили, что меры сработали лишь частично, а 3 % сомневаются в их эффективности, при этом 7 % затруднились с ответом. Половина респондентов (50 %) не участвовали в мероприятиях по улучшению жилищных условий в рамках Госпрограммы в 2009 году, как и в 2008 году по следующим причинам, представленным на рисунке 1.

Отсутствие необходимости

Превышение фактический цены над расчетной

Отсутствие возможностей строить самому

Трудная процедура оформления Отсутствие средств на строительство

% 0 10 20 30 40 50 60

Рис. 1. Основные причины неучастия молодых сельских семей (специалистов) в программе по улучшению жилищных условий

В основном участники Программы о возможности улучшить свои жилищные условия узнавали в местной администрации (96 %), из газет, радио, телевидения (84 %), а также в кредитной организации (4 %). В 2008 г.: 69 % - в местной администрации, по 12 % - от родственников или знакомых и других источников, 8 % - из СМИ.

У 88 % участников не было выбора способа обеспечения жильем, как и в 2008 г. Также в обоих годах у большинства участников (92 %) в случае найма жилья у работодателя (или органа местного самоуправления), было предусмотрено договором с работодателем (органом местного самоуправления) право на приватизацию нанимаемого жилья. Из них льготы при выкупе жилья были предусмотрены у 87 % - в случае долевого участия, у 9 % - при других условиях и у 4 % они не предусматривались, а в предшествующем году 4 % считали, что предусмотрены льготы при рождении ребенка, у остальных 96 % их предусмотрено не было. В таблице 2 представлены основные показатели участия молодых семей (специалистов) в мероприятиях Госпрограммы по улучшению жилищных условий граждан.

Табл. 2. Основные показатели участия молодых сельских семей (специалистов) в

мероприятиях Госпрограммы

Показатели Ед. изм. Годы

2008 2009

Вариант улучшения жилищных условий:

Приобретение готовой квартиры (дома) % 20 32

Строительство дома % 64 68

Договор с работодателем на условиях строительства дома % 16 -

Общая площадь жилья, полученного по Госпрограмме (в среднем на 1 участника):

Нормативная м 62,56 40,80

Фактическая м2 70,02 48,72

Стоимость строительства (приобретения) жилья (в среднем на 1 участника):

Расчётная (в пределах нормативной площади), всего тыс. 908,33 1095,10

1 2 1 м руб. 14,52 26,84

Фактическая, всего тыс. 2016,70 1296,00

1 2 1 м руб. 28,80 26,60

Затруднились ответить % 76 8

Наличие инженерного оборудования в новом доме, квартире:

Водопровод % 100 84

Канализация % 100 72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центральное отопление % 8 12

Ванна, душ % 72 76

Горячее водоснабжение % 84 20

Газ природный % 100 96

Газ баллонный % - 4

Телефон % 8 84

Приходится общей площади на 1 члена домохозяйства 2 м 19,84 16,30

Среднее соотношение средств, израсходованных на приобретение (строительство) жилья составило следующую пропорцию: 19 % - собственные средства, включая помощь родственников, 81 % - субсидия, 18 % - средств работодателя, при этом работодатель помог 12 % опрошенных, полностью оплатив их долю в строительстве. За год до этого: собственных средств - 29 %, субсидий - 33 %, средств работодателя - 48 %, и при том работодатели помогали всем участникам строительства. В среднем на оформление документов участники затратили около 47 дней, а годом ранее - 200 дней.

Основные трудности которые испытали участники при получении жилья на льготных условиях возникли при оформлении документов - 76 %, при покупке строительных материалов - 8 %, при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий - 4 %, а 16 % не отметили никаких трудностей. В 2008 г. трудности при оформлении документов испытали 68 %, при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий - 16 %, у 8 % - возникли трудности с продавцом жилья, а у 20 % не возникло никаких трудностей.

4. Перспективы участия в Госпрограмме. Ответы респондентов - молодых специалистов и членов молодых семей на вопросы о перспективах участия, совершенствовании и влиянии мероприятий ПНП «Развитие АПК» и Госпрограммы представлены на рисунке 2.

В Саратовской области, как в аграрном регионе, развитие агропромышленного комплекса во многом определяет общее состояние экономики и социальную обстановку. Сельскому хозяйству постоянно оказывается значительная финансовая поддержка, интенсивно внедряются всероссийские и региональные программы развития АПК. В результате в последние годы работники сельского хозяйства и жители села увидели положительное влияние Госпрограммы на развитие аграрного сектора области.

В целях поддержки развития сельской социальной инфраструктуры в 2009 году на мероприятия ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» на условиях софинансирования из федерального бюджета выделено 137,4 млн руб., из областного -225,5 млн руб., из внебюджетных источников - 89,0 млн руб. В рамках мероприятий по улучшению жилищных условий построено или приобретено для граждан, проживающих в сельской местности 46,8 тыс. кв.м жилья, в том числе 31,8 тыс. кв.м. для молодых семей и специалистов. Введено в эксплуатацию 14,8 км внутрипоселковых распределительных газопроводов, а также 56,9 км локальных

водопроводов, осуществляется строительство двух новых общеобразовательных учреждений на 540 учебных мест. Но, несмотря на все принимаемые меры, по-прежнему наблюдается недостаточная социальная обустроенность сельского быта, как следствие низкой рентабельности производства сельхозпродукции, влекущей за собой снижение доходов населения и соответственно уровня жизни на селе. По этим причинам среди главных мер, способствующих расширению участия в госпрограмме молодых сельских семей и специалистов можно выделить - расширение источников и увеличение доходов, упрощение процедуры оформления документов, а также увеличение объемов строительства доступного и комфортного жилья.

Какие меры способствовали участию молодых семей (специалистов) в программе по улучшению жилищных условий?

Упрощение постановки на учет в качестве нуждающихся

Усиление разъяснительной работы

Расширение возможностей повышения доходов

Увеличение строительства жилья Упрощение оформления документов

32 40

I I I I I I

% 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Какое влияние оказали ПНП и Госпрограмма на уровень жизни жителей села Вашего района?

Существенное

Не существенное Никакое Затрудняюсь ответить

% 0 20 40 60

Какое влияние оказали ПНП и Госпрограмма на развитие

Существенное Не существенное Затрудняюсь ответить

% 0

86

—16 1 46 □ 2008 □ 2009

Í2 -8

80

100

80 80

'т2 i 38 □ 2008

- □ 2009

—п0 18

20

40

60

80

100

Рис. 2. Ответы молодых сельских семей и специалистов на вопросы о влиянии и

совершенствовании Госпрограммы

Преимущество приоритетного развития в регионе остается за животноводством, при этом следует обратить особое внимание на восстановление поголовья мясных пород КРС, свиней и овец. Для поддержки растениеводства, кроме расширения посевов районированными, высококлассными семенами, следует шире применять удобрения и химические средства защиты растений, добиваясь на эти цели дополнительных субсидий. А в целом по сельскому хозяйству необходимо совершенствовать ценовую политику, обеспечивающую рентабельность и уверенность в реализации, где главным направлением должно быть соблюдения паритета цен и снижение затрат на энергоносители. Для решения данных задач по оптимизации производственных затрат особое значение имеет внедрение передовых, ресурсосберегающих технологий и эффективных методов маркетинга.

При этом стоит отметить, что на данном этапе реализации Госпрограммы общая оценка эффективности ее мероприятий всеми группами сельскохозяйственных товаропроизводителей - положительная. Дальнейшему благоприятному восприятию будет способствовать расширение спектра субсидируемых направлений, в основном, по растениеводческой отрасли, совершенствование системы кредитования, лизинга, увеличения объемов субсидирования и дотаций на сельскохозяйственную продукцию. Реализация мер по совершенствованию государственной поддержки позволит в результате повысить отдачу бюджетных средств, что в итоге положительным образом скажется на эффективности сельского хозяйства регионов и всего агропромышленного комплекса России.

Список литературы:

1. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы : Государственная программа // СПС «Гарант».

2. О развитии сельского хозяйства : Федеральный закон // СПС «Гарант».

3. Сердобинцев Д.В., Кудряшова Е.В., Петрова Т.А. Реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы в отношении личных подсобных хозяйств в Саратовской области // Г осударственное управление. Электронный вестник. № 28. 2011. ЦКЬ: http://e-journal.spa.msu.ru/28_2011Serdobintsev_Kudryashova_

Petrova.html (07.11.2011).

4. Сердобинцев Д.В., Петрова Т.А., Кудряшова Е.В. Реализация Госпрограммы на 2008-2012 годы в отношении сельскохозяйственных организаций в Саратовской области // Фундаментальные исследования. № 8. 2011. С. 460-464.

5. Сердобинцев Д.В., Дружина Е.В. Результаты мониторинга реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы на примере К(Ф)Х Республики Татарстан // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н И. Вавилова. № 3. 2011. С. 96-100.

6. Черняев А.А., Глазунов В.И. Реализация Государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» в Приволжском Федеральном округе (по данным мониторинга Госпрограммы в 2008 г.). Саратов, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.