Научная статья на тему 'Проблемы развития системы образования в Азербайджане'

Проблемы развития системы образования в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1060
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / EDUCATIONAL STANDARDS / SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL / SOCIAL PARTNERSHIP / HUMAN CAPITAL / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эйвазов Эмин Рафаэл Оглы

В статье анализируется современное состояние системы образования Азербайджана. Характеризуются проблемы образования, требующие своего решения в перспективе. Предлагаются меры организационно-экономического характера по совершенствованию регулирования системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT IN AZERBAIJAN

The article evaluates the current state of an education system of Azerbaijan. The author specifies education system problems, which are to be solved in future consideration, and comes up with organizational and economic measures aiming to develop education system regulation.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития системы образования в Азербайджане»

УДК 330.59 (063)

Эйвазов Эмин Рафаэл оглы

преподаватель кафедры международных экономических отношений Азербайджанского государственного экономического университета тел.: (+99412) 440-03-36

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Eyvazov Emin Rafael ogly

Lecturer of the International Economic Relations Department, Azerbaijan State Economic University tel.: (+99412) 440-03-36

PROBLEMS OF THE EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT IN AZERBAIJAN

Аннотация:

В статье анализируется современное состояние системы образования Азербайджана. Характеризуются проблемы образования, требующие своего решения в перспективе. Предлагаются меры организационно-экономического характера по совершенствованию регулирования системы образования.

Ключевые слова:

образовательные стандарты, научно-технический потенциал, социальное партнерство, человеческий капитал, устойчивое развитие.

The summary:

The article evaluates the current state of an education system of Azerbaijan. The author specifies education system problems, which are to be solved in future consideration, and comes up with organizational and economic measures aiming to develop education system regulation.

Keywords:

educational standards, scientific and technical potential, social partnership, human capital, sustainable development.

Переход в Азербайджане к рыночной системе хозяйствования ставит ряд новых проблем адаптации организационно-экономического механизма системы образования к рыночной среде.

Проблемы образования являются одними из ключевых для устойчивого развития республики. Образование воспитывает, дает информацию, предоставляет возможности. Именно это является сегодня ключевым для подготовки кадров, для сохранения устойчивости экономики.

Об актуальности этой проблемы свидетельствует то, что в 2010 г. в Бонне состоялась конференция ЮНЕСКО, посвященная роли образования в обеспечении устойчивого развития.

Современная экономика - экономика, базирующаяся на знаниях, и более высокий уровень образования открывает дорогу к более высокому уровню доходов и выравниванию социального неравенства, являясь своеобразным социальным лифтом.

Как социально значимое благо, услуги образования имеют два основных источника финансирования: бюджетные средства и средства населения. Рост расходов на образование из госбюджета республики за исследуемый нами период составил 7,0 раза (см.: табл. 1).

В республике проводится большая работа по совершенствованию образовательной системы, переходу к европейским образовательным стандартам, претворяются в жизнь программы реформирования различных ступеней образования. Однако сегодня можно говорить об отставании сектора образования от экономической динамики республики. Удельный вес расходов на образование в республике в 2010 г. в ВВП составил 3,3 %, уменьшившись по сравнению с 2000г. на 0,6 процентных пункта. Это намного, особенно если брать абсолютные показатели, меньше, чем в странах ОЭСР. В то же время мировой опыт свидетельствует, что удельный вес расходов на образование в ВВП - 5 % - является порогом эффективности, который позволяет обеспечивать экономический рост на инновационной основе [1].

Таблица 1 - Динамика основных статей социально-культурных расходов бюджета

за 2000-2010 гг.

Показатели 2000 2005 2008 2010

млн. манат % млн. манат % млн. манат % млн. манат %

Расходы, всего 382,6 100 843,3 100 2312,5 100 3248,0 100

В том числе на:

Образование 181,5 47,4 372,5 44,2 979,7 42,4 1276,7 39,3

Культуру и средства массовой информации 18,0 4,7 45,5 5,4 118,3 5,1 172 5,3

Продолжение таблицы 1

Здравоохранение 40,9 10,7 115,3 13,7 346,2 15,0 479,0 14,7

Спорт 2,5 0,6 5,1 0,6 21,9 0,9 23 0,7

Социальную защиту и социальное обеспечение 139,4 36,4 304,9 36,2 846,4 36,6 1142,0 35,2

ЖКХ 20,3 5,3 48,1 5,7 124,9 5,4 201,0 6,2

Источник: [2, с. 54-55; 4, с. 404]

Еще более впечатляют расходы на одного учащегося в абсолютном выражении. Так, если в странах ЕС они дифференцируются по странам в пределах 5-12 тыс. манат, то в Азербайджане в среднем составляют около 920 манат [3].

Система образования одной их первых в Азербайджане вступила в сферу рыночных отношений. Наряду с государственными стали функционировать и негосударственные учебные заведения. Негосударственные учебные заведения альтернативны государственным только по способу финансирования, а в остальном функционируют так же. Учеба в негосударственных учебных заведениях, как правило, высокооплачиваема. Отметим также, что для компенсации дефицита бюджетного финансирования государственные учреждения были вынуждены расширять практику платного обучения, что серьезно повлияло на доступность образования, в первую очередь, высшего. Во многих вузах страны, как государственных, так и частных, годовая плата за обучение составляет 1 000-2 000 манат, в то время как средняя зарплата по республике в 2009 г. составила 3 500 манат, а среднедушевой денежный доход - 2 700 манат [4, с. 135, 139-143].

В Законе «Об образовании» как стратегическая цель государственной политики в области образования определено повышение доступности качественного образования. По уровню и качеству подготовки - в средней школе, вузах, в послевузовском образовании мы пока еще отстаем от развитых стран. Необходимо серьезно улучшать конкурентоспособность нашей школы и высшего образования.

В рамках небольшой статьи трудно охватить всю проблематику системы образования республики. Поэтому хотелось бы остановиться на отдельных аспектах, которые, на наш взгляд, не нашли пока должного освещения в научной литературе.

В современных условиях нельзя рассматривать образование отдельно от культуры и науки, в первую очередь, науки фундаментальной, потому что для образования собственно новые знания - их создание и использование - мотивируют развитие образованного человека.

Одним из основных показателей научно-технического потенциала страны является доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВВП. Согласно мировому опыту, доля научных расходов в ВВП должна быть не менее 3 %. В нашей стране эта доля имела тенденцию к уменьшению и составила в Азербайджане в 2010 г. 0,2 % [5]. Для сравнения укажем, что в Великобритании и Франции уровень затрат на науку по отношению к ВВП составляет более 2 %, а в США и Германии - около 3 %.

В развитых странах ассигнования на науку не снижались даже в периоды экономических спадов и отличались более высокими темпами роста, чем ассигнования в производство.

Пороговое значение доли государственных расходов на научные исследования и разработки, по отношению к ВВП как одного из показателей экономической безопасности страны принято считать равным 2 % [6]. Из этого следует, что достигнутый в республике уровень научно-технической деятельности недостаточен для государства, стремящегося к экономической независимости в сложной международной и военной обстановке.

Материально-техническая база научной сферы - устаревшая. Так, преобладает доля машин и оборудования старше 20 лет, часто используется морально устаревшая вычислительная техника.

Недостаток финансирования из госбюджета восполняется финансовыми поступлениями от непрофильной деятельности, что создает риск утраты профиля научных исследований и разработок.

За период 2000-2008 гг. по различным причинам сократилось и количество научных организаций в республике.

Одним из индикаторов устойчивого инновационного развития является также удельный вес исследователей в численности экономически активного населения. В нашей стране этот показатель в 2010 г. составил 0,54 % [7, с. 256]. Это намного меньше, чем в Австрии - 1,12 %, Финляндии - 1,94 %, Швеции - 1,73 % [8, с. 491].

Подобные тенденции развития научного сектора республики объективно обусловили принятие действенных мер по совершенствованию механизмов и инструментов научной политики Азербайджанского государства. С 2008 г. начался новый этап организационного реформирова-

ния этой сферы. В частности, распоряжением Президента Азербайджана была утверждена «Государственная Программа по реализации национальной стратегии развития науки в Азербайджанской Республике на 2009-2015 гг.» [9].

Новые принципы финансирования научной деятельности связаны с учреждением в рамках этой программы «Фонда развития науки», который стал оказывать на конкурсной основе грантовую поддержку различных проектов, концентрируя ресурсы на приоритетных научных направлениях. Учреждение Фонда позволило расширить конкурентную среду, повысить объективность научной экспертизы, усилить инновационную направленность научного потенциала страны, наладить механизм коммерциализации результатов исследований и разработок.

Наряду с этим, сегодня в республике для технологического ответа на существующие конкретные вызовы, включая военные, наряду с более или менее привычными для нас техниковнедренческими зонами, венчурными фондами, технопарками, необходимо разрабатывать, например, такие современные институты и инструменты, как технологические платформы. Учитывая надвигающуюся в мире новую технологическую волну, надо учесть, что с устаревшими инструментами, которые есть у нас в стране, мы должным образом эту технологическую волну не встретим.

В республике, как было отмечено выше, имеются серьезные проблемы в инновационной активности. Поэтому необходимо существенно поднять абсорбционные возможности азербайджанской экономики технологическим нововведениям, уделять более существенное внимание формированию стратегий в различных областях экономики. Принципиально важно законодательно оформить регулярное проведение научно-технологического форсайта, как базы для разработки стратегических планов долгосрочного развития республики. Успех этой многоплановой работы в значительной степени зависит от качества научного сообщества республики.

Обратим внимание на еще один немаловажный момент. Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить уже существующие азербайджанские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний.

Отрадно отметить, что в республике в этом направлении есть определенные наработки, включая опыт создания на базе Азербайджанского Государственного Экономического Университета научно-исследовательского института. Добавим, что у этого университета налажено также долгосрочное взаимодействие с бизнесом, которое включает организацию ежегодных ярмарок рабочих мест для выпускников, организацию рабочих кабинетов и аудиторий на основе софинансирования и т.п.

Таким образом, в лице Азербайджанского государственного экономического университета мы имеем первый в Азербайджане исследовательский университет - учебное заведение, которое ведет, помимо образовательных программ, и научные исследования в кооперации с бизнесом, то есть принципиально новую структуру, которая интегрирует на своей базе и образование и исследования, и сетевое взаимодействие с бизнесом и наукой.

Необходимо стимулировать создание в республике сети таких новых структур, которые позволят обеспечить адекватное современным требованиям развитие человеческого капитала в республике.

Вопросы сотрудничества образования с бизнесом, в частности, современные формы социального партнерства между учебными заведениями и работодателями в контексте обучения в течение всей жизни, очень актуальны. Высшая школа должна развиваться синхронно с реальной экономикой.

Динамика социально-экономических процессов такова, что практически невозможно предвосхитить те требования, которые будут предъявляться к образовательным программам, профессиональным квалификациям через 5-10 лет - все стремительно меняется. Поэтому в основе образовательных программ должен стоять не напрямую сформулированный заказ промышленности, а выявленные в рамках научно-технологических прогнозов новые социальноэкономические и технологические тренды.

Несколько лет назад в республике был осуществлен переход к принципиально новой структуре образовательных стандартов. Новизна этих стандартов заключается в том, что, во-первых, они закрепляют не содержание, а требования к результатам. Это дает широкие академические свободы для гибкого формирования программ в зависимости от конкретных потребностей экономики. Во-вторых, новые стандарты опираются на компетентностный подход. В-третьих, стандарт устанавливает требования к условиям реализации образовательного процесса, которые надо создавать, чтобы добиваться ожидаемых результатов. Под условиями понимаются не только требования к учебникам, к преподавательскому составу, но и требования к

материальной базе. Таким образом, впервые в республике появилась нормативная основа для того, чтобы задавать требования к условиям обучения.

Вместе с тем необходимо отметить, что при подготовке стандартов не были учтены интересы бизнес-сообщества. Поэтому в дальнейшем совместно с работодателями, по всем направлениям должны быть проработаны основные виды профессиональной деятельности выпускников, сформулированы необходимые для их выполнения компетенции. Бизнес-сообщество необходимо активно привлекать при подготовке различных стратегий в области образования.

Другой проблемной зоной, на наш взгляд, является повышение уровня квалификации преподавателей. Необходимы принципиально новые стандарты для подготовки преподавателей. Наряду с подготовкой профессиональных преподавателей, мы должны усилить мотивацию молодых ученых к тому, чтобы они шли в преподаватели.

В последнее время в республике многое сделано по улучшению социальной защиты профессорско-преподавательского контингента вузов, повышению его зарплаты. Это очень сильный мотивационный сигнал, когда молодой человек видит, что его работа в вузе будет более интересной, чем, например, в банке или в учреждении, и при этом материальное вознаграждение - солидное.

Обсуждаемое общественностью повышение статуса работников образования до статуса госслужащих и связанное с этим повышение окладов определяет то особое внимание, которое сегодня уделяется в республике развитию образования и созданию современной образовательной инфраструктуры. Если мы и далее будем достаточно эффективны и креативны в вопросах реформы образования, то образование в Азербайджане обязательно станет более конкурентоспособным в мире.

Ссылки и примечания:

1. Человеческое развитие: количественное измерение и процессы в мировой системе // Мировая Экономика и Международные Отношения. 2010. № 7. С. 102-114.

2. Отчет о деятельности Кабинета Министров Азербайджанской Республики в 2010 г. Баку, 2011.

3. Для справки: 1 ІІвй = 0,8 азербайджанского маната.

4. Статистические показатели по Азербайджану 2010. Баку, 2010.

5. Там же.

6. Соколова Г.Н. Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь // Общество и Экономика. 2010. № 5. С. 85-104.

7. Статистические показатели по Азербайджану 2010.

8. Индикаторы инновационной деятельности: Статистический сборник. М., 2009.

9. «Государственная Программа по реализации национальной стратегии развития науки в Азербайджанской Республике на 2009-2015 гг.».

References (transliterated) and notes:

1. Chelovecheskoe razvitie: kolichestvennoe izmerenie i protsessy v mirovoy sisteme // Mirovaya Ekonomika i Mezhdunarodnye Otnosheniya. 2010. No. 7. P. 102-114.

2. Otchet o deyatel'nosti Kabineta Ministrov Azer-baydzhanskoy Respubliki v 2010 g. Baku, 2011.

3. For reference: 1 USD = 0,8 Azerbaijan manat.

4. Statistical key figures of Azerbaijan 2010. Baku, 2010.

5. Ibid.

6. Sokolova G.N. Sostoyanie i ispol'zovanie chelovech-eskogo kapitala v Respublike Belarus' // Obshchestvo i Ekonomika. 2010. No. 5. P. 85-104.

7. Statistical key figures of Azerbaijan 2010.

8. Indikatory innovatsionnoy deyatel'nosti: Statistich-eskiy sbornik. M., 2009.

9. “Gosudarstvennaya Programma po realizatsii natsional'noy strategii razvitiya nauki v Azer-baydzhanskoy Respublike na 2009-2015 gg.”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.