жизни населения — основа и цель экономической стабилизации и роста. Ч. 2. Орел, 1999. С. 320-323. URL: http://www.bali.ostu.ru/umc/arhiv/2005/1/Smirnov_V_V.doc
6. Сосенко Л.С. Системный подход к экономическому потенциалу // Вопросы экономики. 2002. № 21. С. 47-52.
7. Тарасова Н.А., Хачатрян С.Р., Васильева И.А., Тарасова М.С. Анализ вариантов социальной политики на основе моделирования и прогнозирования потребления населения, его состава и доходов / Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 06-02-00154а) // Проблемы прогнозированияю 2007. № 1.
8. Тарасова Н.А., Хачатрян С.Р., Васильева И.А. и др. Структуризация населения c учетом «скрытых» элементов занятости и доходов и прогнозы социальной политики. М.: ЦЭМИ РАН, 2004.
9. Шевяков А.Ю. Социальная политика и распределительные отношения: проблемы и пути реформирования // Экономическая наука современной России. 2005. № 3.
10. ШниперР.И., НовоселовА.С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. 197 с.
11. Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991. 173 с.
В В. БАБИНА
Виктория Владимировна Бабина — аспирантка СПбГУЭФ. В 2004 г. окончила Петрозаводский государственный университет. Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — экономика и управление народным хозяйством.
^ ^ ^
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ*
В рамках проводимой реформы ЖКХ предусмотрено создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). При идеальных условиях функционирования товариществ имеется ряд преимуществ для собственников квартир. Так, с созданием ТСЖ:
• появляется возможность иметь дополнительные доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в общедолевой собственности (технический этаж, подвал, колясочная и т. п.), рационального использования земельного участка, предоставления рекламных площадей и др.;
• возникают условия для экономного расходования воды, тепла, электрической энергии за счет установки узлов учета и применения энергосберегающих технологий;
• смета ТСЖ на год утверждается общим собранием, что позволяет установить размер ежемесячной квартплаты для каждого домовладельца. Следовательно, члены товарищества могут проконтролировать как стоимость, так и качество оказываемых услуг. Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрена форма контроля за финансовой деятельностью правления или управляющей структуры — проведение ревизионной проверки [1].
При профессиональном управлении ТСЖ результатом перечисленных преимуществ является отсутствие роста квартплаты при качественном обслуживании дома. К сожалению, на практике таких ТСЖ очень мало. Основные причины — низкая активность собственников квартир на собраниях, отсутствие профессионалов по управлению, должного финансового контроля за деятельностью ТСЖ со стороны собственников.
ГРНТИ 06.52.17 © В.В. Бабина, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.
Право на информацию рядового члена ТСЖ сегодня определяется личностью председателя и ревизора. Даже если ревизор имеет высокую квалификацию, проверка иногда может потребовать значительных затрат времени. Может просто не оказаться членов ТСЖ, желающих войти в состав ревизионной комиссии. При существенных нарушениях в деятельности ТСЖ лучше привлечь экспертов-аудиторов с целью подтверждения данных бухгалтерского учета на соответствие действующему законодательству, смете доходов и расходов. При необходимости можно провести аудит платежей и взносов членов ТСЖ с целью экономической обоснованности статей расходов, обеспечения платежеспособности, формирования оптимальной платы за жилье при конкретном финансовом положении ТСЖ.
Как показывает практика, многие ТСЖ используют муниципальные тарифы. Данные тарифы являются обязательными для муниципальных квартир, и, согласно п. 2 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 392, эти правила не обязательны для домовладений, в которых созданы ТСЖ. Даже при отсутствии у ТСЖ коммерческой деятельности образуется экономия средств примерно в размере 10 % от годовой совокупной платы жильцов. Для дома в 450 квартир это примерно 800 000 руб. Данные средства должны числиться на расчетном счете ТСЖ и приносить доход. Тогда есть основания для установления оптимальной платы для собственников жилья [2].
Выбирать новое правление или оставлять старое — это решение можно принять только на основе отчета финансовой деятельности и доступа ко всей информации. Деньги, как говорится, «любят счет», а при рыночных отношениях — тем более. Вместе с тем давать рядовым членам свободу контролировать правление также нецелесообразно, проводить проверки должны независимые профессионалы. Они проверят бухгалтерскую отчетность, осуществят экспертизу платежей и взносов членов ТСЖ на предмет экономической обоснованности статей расходов, проведут консультации по бухгалтерскому, налоговому, управленческому учету, правовым вопросам.
Результативность проводимых мероприятий в рамках реформирования отрасли в значительной степени определяется уровнем развития ее кадрового состава. Кадровый потенциал отрасли ЖКХ формировался в условиях постоянного бюджетного дефицита, вызванного практикой остаточного финансирования отраслей социальной сферы [4].
Низкая культура коммунального обслуживания населения, сформировавшаяся в условиях постоянного дотирования отрасли, привела к тому, что муниципальные службы в ЖКХ потеряли интерес к развитию в своей сфере новых взаимоотношений и конкуренции в ходе изменившихся условий внешней среды, в сфере новых ценностей.
Решая задачу повышения качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, 1 марта 2005 г. государство передало функции управления жильем непосредственно в руки собственников жилых домов. По новому Жилищному кодексу до 1 марта 2006 г. жители могли самостоятельно выбрать способ управления своим домом. За счет этого власти рассчитывали качественно изменить эффективность функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Однако недостаточная квалификация персонала, проводившего мероприятия, не обеспечила результативность процесса передачи части жилищного фонда в управление собственникам жилья. Поэтому проблема ЖКХ на нынешнем этапе развития России — это проблема социальной политики, социокультурная по содержанию, но ни в коем случае не техническая.
Сформированная в прежнее время культура управления отраслью является препятствием при проведении реформы в отрасли ЖКХ ввиду недостаточно эффективной системы подготовки специалистов, востребованных в настоящее время в этой сфере. Как известно, результативность проводимых изменений определяется эффективностью взаимодействия всех субъектов реформирования. Поэтому основной задачей муниципальных структур, ответственных за реализацию реформы, становится проведение организационно-просветительной работы с населением силами муниципальных служащих и СМИ. Следствием проводимой работы станет осознание гражданами своей роли в управлении собственностью и активное участие в проводимой реформе. Однако практика свидетельствует об обратном.
В результате массовой приватизации жилья в стране появился новый слой собственников недвижимости, сформировался свободный рынок жилья. Вместе с тем к существующим проблемам добавилось много новых, поскольку участники рынка еще не в полной мере обладают рыночным мышлением и навыками самоорганизации.
Исследования показывают, что, став собственниками квартир, бывшие квартиросъемщики не стали владельцами домов, в которых находятся их квартиры, и не ощутили в полной мере преимуществ нового положения. У каждого собственника свое понимание того, где начинается его дом. Кто-то включает в это понятие двор, подъезд, лестничную площадку, а для кого-то, кроме квартиры, все остальное является общим, т. е. ничьим, отсюда и равнодушие в решении вопросов самоорганизации жильцов домов [2].
Проведенный нами анализ показывает, что большинство собственников до сих пор не имеют представления о том, как практически решаются жилищные проблемы. Они не знают действующих законов, плохо осведомлены о собственных правах в этой области и фактически не имеют навыков по управлению жилищной собственностью, чтобы обеспечить соответствующее содержание домов в исправном состоянии.
Еще одна причина заключается в том, что собственники жилья, будучи субъектами рыночных отношений, часто не обладают культурой и навыками совместного решения проблем. При этом у них отсутствуют не только навыки самоорганизации, но и опыт регулирования взаимоотношений с предприятиями, оказывающими услуги в области ЖКХ. Между тем не существует программ обучения культуре управления собственностью, а также нет специалистов в системе ЖКХ, готовых к работе с новыми собственниками, что, очевидно, приводит к неудовлетворительным результатам реализации конкретных мероприятий в рамках реформирования отрасли.
Анализ эффективности мероприятий по передаче жилищного фонда в управление непосредственно собственникам жилья, проведенный автором в г. Калуге, свидетельствует об их низкой результативности. В рамках проведенного анализа стало ясно, что муниципальные органы власти, ответственные за реализацию поставленных задач, недостаточно эффективно используют имеющиеся в своем распоряжении ресурсы. Например, в городе около двух лет назад появился институт специалистов по работе с населением. Однако не ориентированная на социальную работу существующая система подготовки и переподготовки данных специалистов, низкая степень их методической оснащенности — все это препятствует эффективному выполнению данными специалистами своих задач, часть из которых связана с реализацией задач по передаче жилищного фонда в управление собственникам жилья.
Для изменения ситуации необходима смена всей концепции управления ЖКХ, которую нужно формировать в соответствии с интересами человека. Житель, гражданин, собственник, а также условия его развития должны стать целью реформы, а не средством.
По нашему мнению, реформирование сферы ЖКХ необходимо проводить на базе социокультурной концепции менеджмента, в основе которой лежит установка нового типа работника-гражданина на ценности самоорганизации, самоуправления, саморазвития на всех уровнях общества (семья, дом, город, государство). Именно самоорганизация граждан-собственников становится базисом устойчивого развития общества.
С позиций самоорганизации государство рассматривается в качестве ведущей социально-экономической системы, создающей необходимые и достаточные условия для устойчивого развития своих подсистем (регионов и муниципалитетов). Субъекты развития — муниципальное самоуправление и экономические институты, которые обеспечивают развитие самоуправленческих начал, гражданских прав и свобод на низовых уровнях административно-территориальной организации, — становятся идеологической основой, определяющей процессы самоорганизации граждан [3]. Поэтому государство не должно вмешиваться в те процессы развития нижних уровней, которые уже имеют потенциал саморазвития и саморегулирования на основе новой культуры деловых и трудовых отношений, новых ценностных ориентиров и творческого, заинтересованного отношения к труду.
Именно эта роль государства как публичного сектора экономики и источника новой движущей силы экономики и общества способна обеспечить его устойчивое развитие путем формирования новой культуры взаимоотношений управления и ее ценностного ядра.
На уровне муниципалитета, где происходит реализация конкретных мероприятий в рамках реформирования отрасли, должны быть созданы все необходимые и достаточные условия для достижения успеха от проведения запланированных мероприятий. В частности, необходимо наличие профессионально подготовленного персонала, способного применять современные инструменты управления в рамках решения задач по реформированию подсистемы ЖКХ муниципального городского хозяйства.
Как свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного в 2006 г. в рамках Всероссийского форума по ЖКХ, наиболее востребованными специалистами в настоящее время становятся «профессиональные управленцы в сфере управления многоквартирными домами», а также специалисты по работе с гражданами (социальные технологи, социологи, психологи).
Реформирование сферы ЖКХ следует проводить на базе серьезной методической и кадровой подготовки как стратегического проекта, рассчитанного на ряд лет. Необходима более значительная работа с населением, направленная на его ознакомление с новыми институтами — правами собственности, возможностями рынка, ограничениями экологии, а также установление новых социальных ориентиров (жизненного уровня, степени благоустройства жилья, развития инфраструктуры), достижение которых невозможно без привлечения граждан к самоуправлению. Эту работу должны проводить структуры, ответственные за проведение реформы отрасли ЖКХ, а также профессионально подготовленные кадры [5].
Рост уровня взаимного доверия между муниципальной властью и населением как результат проведения данной работы станет источником ускорения процессов самоорганизации и самоуправления граждан принадлежащей им жилой собственностью, а также придаст дополнительный синергетический эффект изменениям, происходящим в отрасли ЖКХ.
Внедрение в практическую деятельность новых методов работы неизбежно сталкивается с проблемой обучения персонала, ответственного за проведение преобразований. Поэтому необходимым становится создание в рамках муниципального образования обучающей подсистемы, направленной на решение следующих задач:
— закрепление и развитие у специалистов муниципальных структур навыков, требуемых для решения поставленных перед отраслью задач;
— информационная работа с населением территориального образования, проводимая в целях формирования у граждан города чувства сопричастности к решению задач в рамках реформирования отрасли ЖКХ;
— содействие саморазвитию структур, ответственных за реализацию реформы ЖКХ на муниципальном уровне, за счет разработки и внедрения в практику новых инструментов управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.
2. Отчет по социологическому опросу // VII Всероссийский форум ЖКХ. 14-15 марта, 2006. М.: Центр «Энтер-Полит», 2006.
3. Пузанов А. С. Лекция 8. Жилищная экономика и жилищная политика // Лекции по экономике города и муниципальному управлению. М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. 264 с.
4. Сафаров С.М. Социокультурные основы управления развитием кадрового потенциала (на примере реформы ЖКХ) // Управление персоналом. 2007. № 15. С. 29-35.
5. Ясин Е. Политическая экономия реформы ЖКХ // Экономическая политика. 2006. № 2. С. 95-119.
А.А. БАРСЕГЯН
Артур Арамаисович Барсегян — аспирант СПбГУЭФ. В 2007 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 2 публикаций.
Область научной специализации — экономика и управление народным хозяйством.
^ ^ ^
ВЫБОР МЕТОДОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОЦЕНКИ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ*
В условиях мирового финансового кризиса, общей политической нестабильности, неустойчивого положения мировых экономик важным показателем экономической устойчивости и эффективности деятельности предприятия является определение слабых мест, выработка и внедрение стратегии по их устранению, а также сведение к минимуму отрицательных последствий реализации рисков. К таким мероприятиям в первую очередь относится риск-менеджмент.
Обобщенная концепция управления рисками представляет собой процесс выявления уровня отклонений в прогнозируемом результате, принятия и реализации управленческих решений, предотвращающих полностью или позволяющих частично уменьшить отрицательное воздействие на процесс и результаты воспроизводства случайных факторов, одновременно с этим обеспечивая уровень доходности или иной поставленной корпоративной цели.
Важным моментом являются не отдельные меры по минимизации риска, а целостная система управления рисками, построенная с учетом направления предпринимательской деятельности [3, с. 19].
Концепция предпринимательского риск-менеджмента должна сводиться в обобщенном смысле к реализации следующих этапов в цикличной замкнутости: выявление и оценка риска, а также возможных факторов его возникновения; разработка риск-стратегии предприятия, не допускающей возникновения рисков или стремящейся свести отрицательные результаты воздействия рисков к нулю через оценку моделей реализации рисков; применение риск-инструментария управления риском, посредством которого становится возможной положительная
ГРНТИ 06.39.41 I © А. А. Барсегян, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. С.Г. Овчинниковой.