УДК 65
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
Египко М.А., аспирант, ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС
(МИИТ))
Наиболее важной задачей, которая стоит перед руководством страны и занимает особое место, является развитие транспортной инфраструктуры и создание сети логистических комплексов. В масштабах всей России - развитие транспортной инфраструктуры и создание грамотной сети логистических комплексов это больше чем экономическая задача! Создание региональных логистических комплексов сопряжено с рядом проблем: подбор земельного участка под строительство, получение квот и разрешений от местной администрации, восстановление дорог, подъездных путей, транспортных развязок, железнодорожных веток и т. д. Решение этих проблем может привести к чрезмерным затратам, простою площадей и не только.
Ключевые слова: промышленно-логистический парк, транспортно-логистический центр, логистика Сибири, промышленно-логистические комплексы в Сибири.
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF REGIONAL LOGISTICS COMPLEXES
Egipko M., the post-graduate student, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II»
(MGUPS (MIIT)
The most important task that faces the leadership of the country and occupies a special place is the development of transport infrastructure and the creation of a network of logistics complexes. In the whole of Russia - the development of transport infrastructure and the creation of a competent network of logistics complexes is more than an economic task! The creation of regional logistics complexes involves a number of problems: the selection of a land plot for construction, the receipt of quotas and permits from the local administration, the restoration of roads, access roads, traffic interchanges, railway branches, etc. Solving these problems can lead to excessive costs, downtime and not only.
Keywords: industrial and logistics park, transport and logistics center, logistics of Siberia, industrial and logistics complexes in Siberia.
Национальные интересы России - это взаимосвязь интересов страны, общества и личности в различных сферах (экономической (включая транспортную), внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.) Особое место в структуре национальных интересов Российской Федерации занимают интересы национальной экономической безопасности страны, неотъемлемой составной частью которой является обеспечение национальной экономической безопасности в транспортной системе РФ. Развитие транспортной системы это больше, чем экономическая задача и масштабное развитие видов транспорта в регионах Российской Федерации позволит в целом достичь не только улучшения состояния дел в экономике, но и обеспечить национальную экономическую безопасность и единство страны.
В современных условиях функционирования хозяйствующих субъектов невозможно добиться их стабильного роста без разработки оптимальной стратегии на среднесрочную и долгосрочную перспективу, которая бы позволила обеспечить надежную финансовую безопасность. Для разработки такой стратегии необходимо проведение исследования с всесторонним анализом индикаторов финансовой безопасности, выявление тормозящих развитие факторов или угрожающих финансовой стабильности транспортных предприятий непосредственно находящихся на территории хозяйствующего субъекта.
Транспортным предприятием является предприятие, основной задачей которого является перевозка людей или транспортировка грузов. Транспортные предприятия осуществляют не только пассажирские перевозки или только грузовые перевозки, но и бывают смешанные предприятия, которые осуществляют как грузовые, так и пассажирские перевозки.
В Российской Федерации существуют следующие виды транспорта:
- железнодорожный транспорт;
- наземный общественный и автомобильный транспорт;
- водный транспорт;
- воздушный транспорт.
Предприятия пассажирского транспорта обеспечивают базовые условия жизнедеятельности общества и являются одним из важных инструментов достижения экономических, социальных и внешнеполитических целей. В связи с этим такие предприятия должны являться объектом особого подхода к контролю и формированию финансовой безопасности.
Серьезными проблемами транспортных предприятий являются обеспечение финансовой устойчивости, ликвидности и нормального хода операционного цикла. Основными причинами, аккуму-
лирующими финансовую угрозу транспортным предприятиям, являются:
- высокий износ основных фондов;
- высокая конкуренция на рынке между видами транспорта;
- частое отсутствие финансовых возможностей необходимого заблаговременного обновления подвижного состава на предприятиях;
- текучесть кадров;
- высокие цены на топливо и электроэнергию и др.
Следствием всего становится снижение объемов перевозок всех
видов транспортных предприятий.
До сих пор существует ряд проблем с развитием отдельных видов транспорта в регионах Российской Федерации. В последнее десятилетие в нашей стране шел ускоренный процесс старения морского и речного флота, а также гражданской авиации, что привело к угрозе вытеснения с рынка российских перевозчиков и увеличило рост безработицы в данных отраслях.
Наиболее важной задачей, которая стоит перед руководством страны и занимает особое место, является развитие транспортной инфраструктуры и создание сети логистических комплексов. В масштабах всей России - развитие транспортной инфраструктуры и создание грамотной сети логистических комплексов это больше чем экономическая задача! Развитие видов транспорта в регионах и создание региональных логистических комплексов в Российской Федерации позволит в целом достичь не только улучшения состояния дел в экономике, но и обеспечить единство страны.
Пример внешнего облика регионального логистического комплекса представлен на рисунке 1.
Создание региональных логистических комплексов сопряжено с рядом проблем, прежде всего связанных с подбором земельного участка под строительство. В первую очередь к такому участку предъявляют требования по правильному зонированию и целевому назначению. Как правило, пригодные для строительства земельные участки в регионах находятся в муниципальном пользовании или являются землями сельскохозяйственной категории. В данном случае девелоперу или инвестору необходимо изменить категорию земельного участка, что связано с временными и финансовыми затратами. Земельные участки обязательно должны быть оформлены в собственность[1].
Ко всему прочему расходы на прокладку необходимых коммуникаций, получение квот и разрешений от местной администрации, восстановление дорог, подъездных путей, транспортных развязок, железнодорожной ветки чаще всего берет на себя разработчик проекта. Ошибки при разработке концепции и проектировке, неправильная оценка емкости и потребностей рынка могут привести к чрезмерным
Рисунок 1 - Пример внешнего облика регионального логистического комплекса
затратам и простою площадей. Следует отметить и тот факт, что у девелопера часто возникают проблемы с выбором профессиональных субподрядчиков, поставщиков стройматериалов.
Создание транспортно-распределительных комплексов должно осуществляться на основе логистического подхода, который требует согласованности процессов перемещения и хранения продукции. При этом особое внимание уделяется вопросу «стыковки» между сферами сбыта, производства, снабжения, хранения и транспортировки.
Несогласованность в действиях контрагентов движения продукции ведет к росту затрат в каждой их сфер и снижению качества предоставляемых услуг и изделий. Это связано с завышением величины запасов в сфере реализации продукции и в производстве, с технологическими «нестыковками» (связанными с упаковкой, особенностями погрузки-разгрузки и хранения, требованиями к транспортировке), несоответствиями органов и методов управления и др.
Они связаны, прежде всего, с противоречивыми экономическими интересами участников процесса производства, транспортировки и распределения. Так, транспортные организации стремятся к более полному использованию грузоподъемности и пробега подвижного состава, снабженческо-сбытовые организации - к сокращению времени реализации заказа, росту нормы оборотов запасов. В производстве стремятся снизить удельные затраты на единицу продукции путем снижения величины резервов. Противоречивость экономических интересов проявляется в увеличении затрат у одной из сторон
при выигрыше другой стороны.
Общие издержки при этом могут возрастать. В условиях организационной разобщенности участников процесса производства, транспортировки и хранения достижение сразу максимальной степени согласованности при движении материальных потоков и формировании запасов не представляется возможным.
Любой девелопер заинтересован в скором возврате своих инвестиций, а также минимизации рисков. Создание же крупных логистических комплексов - занятие рискованное, требующее немалых инвестиций и большого срока окупаемости (15-20 лет). По мнению экспертов, для того чтобы реализовать такие проекты, требуется не только профессионализм, но и всесторонняя государственная поддержка, понимание того, как функционируют мультимодальные центры, знание специфики и особенностей их эксплуатации.
Россия имеет довольно выгодное географическое расположение и обширную территорию, что является положительным фактором. Но это преимущество сводится практически к нулю при отсутствии наземной инфраструктуры и законодательства, способствующего развитию транспортной системы[2].
Ниже на рисунке 2 представлена схема международных транспортных коридоров в Российской Федерации.
С международными рынками Россия осуществляет связь в основном по достаточно очень протяженным железнодорожным и водным путям со огромными затратами средств и времени. Необходимо заметить, что этими связями охвачены вовсе не все субъекты и регионы Российской Федерации. Многие из субъектов занимают
Рисунок 2- Схема международных транспортных коридоров в Российской Федерации
74 ТЯЛШРОЯТ БШТКЕББ Ш ЯШБТЛ | №2 2017 |
в этом плане весьма скромное положение, а некоторые даже не то что не имеют непосредственного выхода к международным транспортным коридорам, но даже и к магистралям федерального значения у них нет выхода. Большие территории восточных северных районов почти не обустроены в транспортном плане и там отсутствуют полноценные связи с транспортными магистралями. У частиадмини-стративных и промышленных центров отсутствуют устойчивые круглогодичные сухопутные и водные транспортные пути сообщения. Это слабое развитие внутрирайонных коммуникаций в восточных и северных регионах и их очень ограниченные связи с транспортными магистралями достаточно сильно сдерживают формирование региональных рынков, а их отсутствие значительно негативновлияет на эффективное использование транзитного потенциала.
Такое неравномерное развитие в целом всего транспортного комплекса Российской Федерации сказывается на распределении и формировании грузопотоков. Большое разнообразие социально-экономических и природных условий регионального развития, а также разная степень транспортной освоенности земельного пространства Российской Федерации обуславливают особенности в условиях перевозок как пассажиров так и грузов. На эти особенности также влияет разнообразие структур хозяйства и специализаций регионов. [2]
Кроме всего выше сказанного, необходимо отметить, что региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры в Российской Федерации ограничивает развитие единого экономического пространства.
Одной из немаловажных проблем, с которыми сталкиваются разработчики проектов по строительству региональных логистических комплексов в Российской Федерации это отсутствие необходимой государственной поддержки, а также наличие административных барьеров и ограничений.
Важной проблемой, о которой также необходимо сказать пару слов, является то, что абсолютно любые идеи касательно региональных логистических комплексов и их развития в Российской Федерациисталкиваются ссовершенно неконкурентоспособным таможенным стандартом. В связи с этим, итог наблюдается очень печальный, ведь почти все основные мировые грузопотоки (это железнодорожные, морскиеи воздушные)выстроены,к сожалению, в обход территории Российской Федерации.
Теперь несколько слов о международных аэропортах. При соз-
дании абсолютно любого международного аэропорта необходимо: помещение, электроэнергия, оборудование и личный состав как минимум. Также необходимамиграционная служба, таможня, служба санитарного контроля и экологические службы. Оценивая все выше сказанное, можно заметить, что вовсе не каждый аэропорт способен осилить такого масштаба расходы.
Также при создании международных аэропортов, необходимо не забывать, что аэропорты являются государственной собственностью. Но в связи с тем, что большинство субъектов Российской Федерации имеют постоянный недостаток средств, то онифинансово не способны выкупить аэропорты у государства.
Другой комплекс проблем связан с принятием нового закона о земле. Раньше аэропорты пользовались территорией, на которой они находились, безвозмездно. Согласно новым стандартам, вся земля должна быть внесена в кадастр, и далее ее нужно либо выкупать, либо оформлять договор аренды. Губернаторы вполне могут установить завышенную ставку аренды, ведь аэропорты, как уже отмечалось выше, находятся в федеральном ведении, и у регионов нет мотивации создавать для них благоприятные экономические условия.
Очевидно, также, что государственные органы на данный момент недостаточно готовы поддерживать процесс по созданию системы логистических центров в стране. Российское законодательство никогда не было ориентировано на данное направление бизнеса, и этот вопрос необходимо приводить в соответствие с существующими международными стандартами.
Литература:
1. Федотенков Д.Г. Основные проблемы и пути развития транспортной логистики [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013.
2. Алексеева О.А. Механизмы обеспечения финансовой безопасности транспортного предприятия [Текст / О.А. Алексеева, О.И. Курсиков] // Kant. - 2012. - №3 (6).
3. http://www.rzd.ru/ - Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги»
4. http://www.mintrans.ru/ - Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации
5. http://logistic-info.ru/ - справочный ресурс по логистике.