Научная статья на тему 'Проблемы развития предпринимательской деятельности в условиях пенитенциарной системы России в современных условиях'

Проблемы развития предпринимательской деятельности в условиях пенитенциарной системы России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (УИС) / CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM (CES) / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ УИС / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ УИС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / UIS STATE COMPANY / UIS INDUSTRIAL PRACTICE CENTERS / STATE REGULATION / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грязнов С. А.

В статье рассмотрены современные организационно-правовые формы развития производственного сектора УИС. Чтобы помочь производственному сектору УИС интегрироваться в рынок предлагается создание новых организаций. Автором приводится основные рычаги развития предпринимательства в УИС на региональном и отраслевом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грязнов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF BUSINESS ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF PENAL SYSTEM OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS

In article modern organizational and legal forms of development of production sector of UIS are considered. To help production sector of UIS to be integrated into the market creation of the new organizations is offered. By the author it is brought the main levers of development of business into UIS at regional and branch levels.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития предпринимательской деятельности в условиях пенитенциарной системы России в современных условиях»

Г рязнов С. А.

Начальник кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС, к.п.н., подполковник вн.

службы,

Самарский юридический институт

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ

СИСТЕМЫ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В статье рассмотрены современные организационно-правовые формы развития производственного сектора УИС. Чтобы помочь производственному сектору УИС интегрироваться в рынок предлагается создание новых организаций. Автором приводится основные рычаги развития предпринимательства в УИС на региональном и отраслевом уровнях.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система (УИС), государственная компания УИС, учебно-производственные центры УИС, государственное регулирование, государственно-частное партнерство.

Gryaznov S. A.

Chief of chair of management and information technical supply of activities of UIS, candidate of pedagognichesky sciences, lieutenant

colonel of internal service, Samara legal institute

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF BUSINESS ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF PENAL SYSTEM OF RUSSIA IN

MODERN CONDITIONS

Abstract

In article modern organizational and legal forms of development ofproduction sector of UIS are considered. To help production sector of UIS to be integrated into the market creation of the new organizations is offered. By the author it is brought the main levers of development of business into UIS at regional and branch levels.

Keywords: criminal and executive system (CES), UIS state company, UIS industrial practice centers, state regulation, state-private partnership.

Роль и значение уголовно-исполнительной системы России в реализации важнейших функций государства - экономической безопасности и социальной защищенности граждан, определили ее современный облик и место в системе социальноэкономических отношений, создав предпосылки для рассмотрения пенитенциарной системы в качестве «полноценного» социально-экономического института. Пенитенциарная система, выступая в качестве государственного социально-экономического института, создает систему экономических благ, обеспечивающих реализацию правоохранительных и социально-экономических функций. В данном контексте было бы интересно остановиться на рассмотрении развития производственной и предпринимательской среды в условиях пенитенциарной системы.

К организационно-правовым формам, используемым на современном этапе развития производственного сектора УИС относятся: учреждения - ФКУ - федеральные казенные учреждения (некоммерческие организации) и унитарные предприятия -ФГУП (коммерческие организации).

Исправительные учреждения (ИУ) являются ФКУ, в состав которых входят ЦТАО и ПМ. Через ЦТАО и ПМ реализуется право ФКУ ИУ на организацию предпринимательской деятельности. В соответствии с Гражданским и Бюджетным кодексами РФ ФКУ ИУ осуществляют предпринимательскую деятельность с разрешения учредителей. При этом доходы, полученные от такой деятельности, сначала в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, а затем направляются на финансовое обеспечение осуществления функций этих казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. Следует указать на то, что ФКУ ИУ не могут выступать учредителями (участниками) юридических лиц, что также ограничивает возможности развитие предпринимательства в производственном секторе УИС.

Другая группа объектов предпринимательства в УИС представлена федеральными государственными унитарными предприятиями - ФГУП УИС, основной целью деятельности которых является получение прибыли. Это, как уже отмечалось ранее, противоречит международным правовым актам и российскому законодательству, устанавливающему невозможность извлечения прибыли от использования труда заключенных/осужденных.

С принятием в конце 2005 года постановления Правительства РФ № 660 от 07.11.2005г. «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам ФГУП учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней» началась ликвидация унитарных предприятий УИС.

Из 602 предприятий УИС в отношении 563 предприятий были изданы распоряжения Росимущества и ФСИН России о проведении ликвидационных мероприятий. На начало 2009 года ликвидировано 240. На базе имущественного комплекса реформируемых предприятий были созданы и осуществляют производственную деятельность 495 центров трудовой адаптации осужденных, 34 учебно-производственных мастерских и 37 лечебно-производственных мастерских [3].

По состоянию на 1 марта 2013 г. в учреждениях УИС содержалось 697,8 тыс. человек (- 4,1 тыс. человек к началу года), в том числе: в состав УИС также входят 53 государственных унитарных предприятий исправительных учреждений, 587 центров трудовой адаптации осужденных, 52 лечебно-, 41 учебно-производственная мастерская. При исправительных и воспитательных колониях функционируют 319 вечерних общеобразовательных школ и 549 учебно-консультационных пунктов, 333 профессионально-технических училища и 302 обособленных структурных подразделения и 182 ФГУП ИУ.

Современные организационно-правовые формы развития производственного сектора УИС представлены на рисунке 1. 28

28

Рис. 1 - Современные организационно-правовые формы развития производственного сектора УИС (авторск.)

Следует отметить, что Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) начали ликвидироваться 7 лет назад, однако продолжают существовать несмотря на то, что их функционирование противоречит законодательству.

Для разрешения противоречий законодательного характера, предлагает создать новые организации, обеспечивающие, с одной стороны, интеграцию производственного сектора УИС в рынок, а с другой - позволяющие решать социальные задачи. Такими организациями являются Государственная компания УИС (далее Госкомпания УИС) и Учебно-производственные центры УИС (далее УПЦ УИС). Госкомпания УИС обеспечивает интеграцию производственного сектора УИС в рынок, развитие предпринимательства и частно - государственного партнерства за счет получения и размещения заказов. Решать социальные задачи позволяет создание УПЦ УИС. Формирование портфеля заказов Госкомпанией УИС осуществляется преимущественно за счет заказов, полученных от Минобороны, МЧС, МВД и других органов правопорядка, а также привлечения участников рынка к размещению заказов. Организация размещения заказов Госкомпанией УИС среди производственных структур УИС осуществляется на конкурсной основе, обеспечивая, тем самым, с одной стороны, развитие внутри системы состязательности, конкуренции, с другой - трудовую занятость лиц, осужденных к лишению свободы и подлежащих трудоустройству. Не менее важной функцией Госкомпании УИС является проведение технического перевооружения производств УИС. ФБУ УПЦ УИС создаются в результате объединения ЦТАО и ПМ ИУ с профессиональными училищами УИС (ПУ УИС), что позволяет соединить в единый комплекс производственные и обучающие процессы, полнее использовать экономические возможности ПУ [1].

Предлагаемый подход действительно позволяет решить ряд взаимосвязанных практических задач по совершенствованию организации предпринимательской деятельности в УИС. Однако, говоря о государственном регулировании, необходимо помнить о том, что этот процесс подразумевает эффективное взаимодействие разрабатываемых мер государственной политики в рассматриваемой сфере на региональном и отраслевом уровнях. Рычаги развития предпринимательства в УИС на региональном и отраслевом уровнях представлены на рисунке 2. 29

29

Г осударственное регулирование предпринимательства в УИС

Рис. 2 - Рычаги развития предпринимательства в УИС на региональном и отраслевом уровнях (авторск.)

В региональном плане рычагами формирования предпринимательства в УИС выступает проводимая органами власти различных уровней экономическая политика поддержки предпринимательской среды по ряду указанных направлений. Рычагом развития предпринимательства в отраслевом разрезе выступает промышленная политика государства в приоритетных секторах экономики страны, обеспечивающая, прежде всего, технологическую модернизацию существующих производств, их диверсификацию на инновационной основе.

Следует признать, что, в целом, по сравнению с советским периодом, производство в УИС России значительно уменьшилась. Очевидно, что таких показателей, которые имелись в тот период, когда производственный комплекс уголовно-исполнительной системы занимал одно из ведущих мест в экономике страны, уже получить не удастся, хотя бы потому, что количество осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, сократилось в 2,5 раза [2].

Одним из вариантов решения проблем развития предпринимательской деятельности и организации производства в учреждениях пенитенциарной системы является взаимодействие с руководством регионов. Прежде всего, это участие в региональных программах, касающихся муниципальных заказов. Наличие таких заказов, помощь в приобретении оборудования для колоний будет способствовать решению социально-экономических задач региона, при этом налоговые льготы в 3-4 %, которые вводятся сегодня во многих регионах, не снимают проблемы развития производства в учреждениях УИС, которые готовы платить налоги в полном объеме при наличии государственных заказов.

Литература

1. Матвеева, Н.С. Государственное регулирование предпринимательства в производственном секторе уголовноисполнительной системы России: автореферат дис. ... доктора экономических наук: 08.00.05 / Матвеева Надежда Сергеевна; [Место защиты: гос. ун-т упр.].- Москва, 2011.- 41 с.

2. Сорокин А.П. Задача - обеспечить работой максимальное количество осужденных / Преступление и наказание, №8, 2011. - Режим доступа: http://orfsin.ru/pin_nomera_2011.html

3. Трудовая адаптация осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2009, №4. С. 8

Гузь ИА.

Кандидат экономических наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

Аннотация

В данной статье проводится анализ мер, принятых для некоммерческих организаций, которые получают финансирование из-за рубежа, чтобы зарегистрироваться в Министерстве Юстиции в качестве "иностранных агентов ".

Ключевые слова: некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, социально ориентированные некоммерческие организации, некоммерческие неправительственные организации.

Guz N.A.

PhD in Economics, assistant professor, Financial University under the Government of the Russian Federation FOREIGN FINANCING NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN RUSSIA

Abstract

This article presents the state measures taken for the non-profit organizations that receive funding from abroad to register with the Justice Ministry as "foreign agents ".

Keywords: non-profit organization acting as foreign agent, socially oriented non-profit organization, non-government organization.

The new edition of the Federal Law “On non-profit organizations” (further on referred to as NPO) has introduced the definition “nonprofit organization acting as foreign agent”. According to the Law “On changes to the legislation of the Russian Federation concerning the regulation of work of non-profit organizations acting as foreign agents” dated July 20, 2012, a “foreign agent” is an organization that receives funds from other countries or from Russian legal entities financed from other countries and the same time is involved in “political activities”. “Influencing the public opinion” that may affect authorities’ decisions is also considered as “political activity”. 30

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.