Научная статья на тему 'Производственный сектор в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года'

Производственный сектор в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СЕКТОР УИС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / PRISON INDUSTRY / BUSINESS / BUSINESS ENVIRONMENT / DEVELOPMENT / EMPLOYMENT OF PRISONERS / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Надежда Сергеевна

в статье рассматриваются вопросы необходимости государственной поддержки производственного сектора уголовно-исполнительной системы (УИС) в свете реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года; предлагается комплекс мероприятий по развитию производственного сектора УИС, а также предпринимательства в нем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матвеева Надежда Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRISONINDUSTRYUNDER THECONCEPTIONOF DEVELOPMENTOF THE PENAL SYSTEM OF THERUSSIAN FEDERATION TILL 2020

The article deals with Prison Industry under the Conception of Development of the Penal System of the Russian Federation till 2020, Prison Industry development and businesses within prisons.

Текст научной работы на тему «Производственный сектор в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»

Развитие уголовно-исполнительной системы

W338.3 N.S. MATVEEVA

EEK 65.292.91-13

M33 PRISON INDUSTRY UNDER THE CONCEPTION OF

DEVELOPMENT OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN

FEDERATION TILL 2020

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы не-обходимостигосударственнойподдержки производственного сектора уголовно-исполнительной системы (УИС) в свете реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года; предлагается комплекс мероприятий по развитию производственногосектора УИС, а также предпринимательствав нем.

Ключевые слова: производственныйсектор УИС, предпринимательство, предпринимательская среда, модернизация, трудовая занятость осужденных, го-сударственнаяподдержка.

НАДЕЖДА

СЕРГЕЕВНА

МАТВЕЕВА*

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

СЕКТОР В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

Annotation'. The article deals with Prison Industry under the Conception of Development of the Penal System of the Russian Federation till 2020, Prison Industry development and businesses within prisons.

Key words' Prison Industry, business, business environment, development, employment of prisoners, state support.

Одной из целей деятельности УИС, определенной в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция), является сокращение рецидива преступлений, совершаемых лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы. В этом контексте особое значение приобретают вопросы социальной реабилита -ции осужденных, их профессиональной подготовки и трудовой адаптации. Участие осужденных в трудовом процессе происходит в рамках соблюдения российского законодательства и требований международных стандартов обращения с заключенными и лицами, содержащимися под стражей, служит базой для возвращения их к законопослушнойжизни в обществе. Обозначенная в Концепции цель также предполагает переосмысление и изменение общественной и социально-экономическойфилософии в отношении функционирования учреждений УИС и производственных структур, созданных в ней.

Таким образом, основное внимание при развитии производственного сектора УИС должно быть сосредоточеноне только на обеспечении его рентабельной работы, но и на создании современных производств, позволяющих привлечь максимальное число лиц, осужденных к лишению свободы, к оплачиваемому труду. В создавшихся условиях хозяйствования возможность трудовой занятости осужденных напрямую зависит от способности производственного сектора УИС интегрироваться в рыночную экономику Экономическойосновой такой интег-

* Кандидат экономическихнаук, доцент;

доцент кафедры общегуманитарных и социально-экономическихдисциплин (Кировский филиал Академии ФСИН России).

E-mail: matveeva nadeida@mail.ru.

рации может и должно стать развитие в нем предпринимательства, которое осуществляется в рамках государственного предпринимательства, частно-государственного партнерства. Данный подход позволит создать дополнительные условия для обеспечения устойчивого организационно-экономическогофункцио-нирования производственного сектора УИС, а также для решения вопросов трудовой занятости лиц, осужденных к лишению свободы. Основными направлениями работы в этом случае должны стать: развитие предпринимательской среды, обеспечивающей привлекательность субъектовпредпринимательства УИС; расширение возможностей размещения государственных и муниципальных заказов на производствах УИС; повышение ресурсного потенциала производственных структур УИС, осуществляющих трудовую адаптацию осужденных; совершенствование орга-низационно-экономическогомеханизма развития производственного сектора УИС.

Ключевая роль в развитии предпринимательской среды принадлежит государству, первоочередное внимание которого должно быть сосредоточено, с одной стороны, на поддержании конкурентоспособности производственных подразделений УИС, с другой - на снижении неопределенности окружающей среды, связанной с функционированием названных структур, то есть создании ситуации, при которой максимизируется наступление положительных ожидаемых результатов у хозяйствующих субъектов в отношении производственных структур УИС (стейкхолдеров). В этом смысле государственную политику можно представить как сформированную и внедренную многоуровневуюсисте-му целеполаганий, включающую в себя описание некоторыхконечных состояний, которыедол-жны быть достигнуты, путей их достижения, установления «правил игры» и критериев эффективности (экономической, бюджетной, социальной, экологическойи т. д.), формирование устойчивой системы ожиданий1. Выявление, учет и, самое главное, удовлетворение интересов стейкхолдеров обеспечит поддержку производственным подразделениям УИС, а ущемление их интересов - лишит этого. Работа, связанная с развитием предпринимательской среды, должна вестись в двух плоскостях: региональном и отраслевом, что позволит создать условия наибольшего благоприятствования для производственных подразделений УИС. В региональном плане рычагами формирования предпринимательской среды выступает государственная политика, осуществляемая на всех уровнях управ-

ления (субъекта Российской Федерации, муниципальном). Рычагами развития предпринимательской среды в отраслевом разрезе служат государственная экономическая, техническая, инновационная политика (политика профильных отраслевых министерств).

Комплексмероприятий по развитию производственного сектора УИС России в организационно-экономическом аспекте включает в себя:

- достаточное и своевременное финансирование бюджетного сектора УИС, запрет или ограничение отвлечения финансовых средств, заработанных производственными структурами, для удовлетворения нужд бюджетного сектора УИС;

- создание и применение дополнительных механизмов в системе организационного инфраструктурного обеспечения развития предпринимательства (государственные инвестиции, гарантии, страхование, получение государственных и муниципальных заказов, налоговых послаблений, кредитования, лизинга и др.) в отношении исправительных учреждений и предприятий УИС с учетом их особенностей;

- поддержание необходимогоуровня рентабельности производственных подразделений УИС, предоставление им прямых государственных дотаций при невозможности обеспечить безубыточную работу названных структур в силу высокой значимости социальных результатов их деятельности;

- стимулирование на всех уровнях (федеральном, региональном и местном) коммерческих и некоммерческих организаций, размещающих заказы в производственных подразделениях УИС и создающих рабочие места для осужденных;

- привлечение к участию в региональных программах развития рынка труда учреждений УИС с целью создания дополнительных рабочих мест для осужденных в их производственных подразделениях;

- повышение ресурсного потенциала производственных подразделений УИС за счет целевого бюджетного финансирования, кредитования, возможности применения различных лизинговых схем для приобретения оборудование машин и механизмов;

- стимулирование государственных и муниципальных заказчиков при размещении заказов в учреждениях и на предприятиях УИС;

- постоянный контроль со стороны общественных организаций за соблюдением гражданских и экономических прав осужденных при привлечении их к оплачиваемому труду.

Развитие уголовно-исполнительной системы

Развитие уголовно-исполнительной системы

Поддержкаразвития производственного сектора УИС в правовом аспекте заключается в следующем:

- изменение налогового законодательства с целью стимулирования развития предпринимательства в производственных подразделениях УИС путем предоставления льгот коммерческим и некоммерческиморганизациям, размещающим заказы в производственных подразделениях УИС и обеспечивающих привлечение осужденных к труду;

- изменение законодательства, регламентирующего размещение государственными и муниципальными заказчиками заказов на постав -ки товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения их нужд путем предоставления значимых преференций учреждениям и предприятиям УИС;

- правовое обеспечение целевого использования средств амортизационного фонда производственными подразделениями УИС для обновления производственной базы;

- создание механизмов, позволяющих получить бюджетные инвестиции для развития производственного сектора УИС и организации новых современных рабочих мест для осужденных;

- разработка федеральной государственной целевой программы, направленной на обеспечение трудовой занятости лиц, осужденных к лишению свободы;

- развитие финансового частно-государственного партнерства, в том числе путем предоставления государственных гарантий инвес-

торам, обеспечивающим вложения в развитие производственного сектора УИС;

- нормативное закрепление порядка и направлений использования доходов, полученных от предпринимательской деятельности в производственном секторе УИС.

Практическую поддержку производственного сектора УИС обеспечит внесение изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», где следует установить обязанность ряда государственных заказчиков (Минобороны России, МВД России, МЧС России и других правоохранительных органов) в целях удовлетворения государственных нужд размещать заказы на поставки товаров и оказание услуг (пошив обмундирования, изготовление мебели, оборудования и др.) в учреждениях и на предприятиях УИС как у единственного заказчика, тем более что в международной практике имеется такой положительный опыт, в частности в США2.

Таким образом, успешная интеграция производственных структур УИС в рыночный сектор экономики, основанная на развитии в нем предпринимательства, модернизации организационно-экономических механизмов функционирования производственного сектора УИС, применении инновационных подходов к управлению им и повышении его ресурсного потенциала , позволит решить задачи, определенные в Концепции.

1 TusiА. Multiple-Constituency Model of Effectiveness. Lisbon, 1990.

2 См.: ПелаэсВ. Тюремная индустрия в США: большой бизнес или новая форма рабства? // Глобалресерч. 10.03.2008. http://index.org.ru/nevol/2008-15/usturma n15.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.