ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.Ю. Аграфонов,
доцент кафедры философии и психологии
ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, канд. философ. наук
В статье анализируются актуальные проблемы развития правоохранительной службы в Российской Федерации.
In this article is analyzed the problems of law-enforcement service of Russia1.
Федеральный закон «О правоохранительной службе РФ» должен быть принят в соответствии с федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ». Первые упоминания о ФЗ «О правоохранительной службе» появились в печати и в электронных средствах массовой информации в 2004 г.1 В ноябре 2007 г. Минфин России рассмотрел доработанный Аппаратом Правительства Российской Федерации проект заключения Правительства РФ на проект федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» . В дальнейшем разработка закона продолжилась в рамках федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».
При разработке законодательства в данной сфере важным является наличие развитой системы субъектов обеспечения правоохранительной функции. В настоящее время в российском законодательстве отсутствует понятие и перечень федеральных органов исполнительной власти, являющихся
3
правоохранительными органами .
Еще одной проблемой является разграничение видов госслужбы и их функций в связи с необходимостью принятия ФЗ « О военной государственной службе РФ», что также исходит из норм федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ « О системе государственной службы РФ». До настоящего времени официальное обсуждение данного законопроекта на уровне Правительства и Г осдумы РФ отсутствует.
Хотелось бы обратить внимание на ряд современных тенденций, связанных с развитием правоохранительной системы. Сюда можно отнести
i
Agrafonov M.U. The problems of law-enforcement service of Russia
включение в правоохранительную службу функций, свойственных структурам, обеспечивающим национальную безопасность страны с присущими ей мерами по предотвращению политических, экономических, террористических, военных и иных угроз; изменение объектов правоохраны в условиях формирования правовой государственности ведет к образованию новых субъектов правоохранительной деятельности. Согласно законодательству должен заработать механизм передачи негосударственным субъектам, прежде всего органам местного самоуправления и общественным организациям, государственных по существу полномочий по осуществлению правоохранительной функции, что позволяет привлечь население к решению насущных задач, стоящих перед обществом и обеспечить эффективность реализации правоохранительной функции. Ярким примером данных изменений, по нашему мнению, может служить недавно принятый ФЗ «О полиции».
Если рассматривать правоохранительную службу как правовой институт, указанная служба представляет собой межотраслевой институт. В силу этого требуется тщательная правовая регламентация построения структур правоохранительной службы и их полномочий.
Служба в правоохранительных органах в настоящее время регламентируется комплексом нормативных правовых актов, к числу которых относятся следующие федеральные законы: «О прокуратуре
Российской Федерации»; «О полиции»; «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; «О Федеральной службе безопасности» и др. Помимо этого действует определенное количество подзаконных нормативных правовых актов.
При этом законодателем не учитывается, что сотрудники ОВД принадлежат уже многие годы к различным министерствам. В связи с принятием ФЗ «О полиции» и перспективой принятия нового «Положения о службе в ОВД» данный вопрос не может не вызывать беспокойства.
Таким образом, основной из проблем правового обеспечения правоохранительной службы является разрозненность законодательства.
Следующей правовой проблемой в рассматриваемой сфере выступает неточность законодательного определения правоохранительной службы.
Одним из важных моментов, нашедших разрешение в проекте Федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации»4, является конкретизация самого понятия «правоохранительная служба». В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» под правоохранительной службой понимается особый вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина с присвоением специальных
званий и классных чинов правоохранительной службы.
Как отмечают авторы комментария к федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ключевым при определении понятия «правоохранительная служба» является понятие «правоохрана» или «правоохранительная деятельность»5.
Примечательно, что одновременно с проектом федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» предполагается рассмотреть проект федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона ”О системе государственной службы Российской Федерации”». Согласно последнему правоохранительная служба может осуществляться в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами, определяющими полномочия, организацию и порядок деятельности таких государственных органов, служб и учреждений, и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Гражданам, проходящим правоохранительную службу, присваиваются специальные звания. Данное положение, вероятно, обусловлено тем, что классные чины в соответствии с федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» присваиваются гражданам, проходящим федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Кроме этого, нельзя забывать и о воинских званиях, которые, например, имеют сотрудники ФСБ РФ.
Среди проблем правового регулирования правоохранительной службы можно выделить также отсутствие законодательно закрепленного перечня органов, в которых осуществляется правоохранительная служба.
Кроме этого, существует проблема отнесения к правоохранительным органам структур исполнительной ветви власти. Например, можно ли считать правоохранительным органом входящие в систему МВД внутренние войска, которые выполняют целый ряд полицейских функций, формально входя в приданные силы службы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, не являясь при этом подразделением ОВД6. Немало споров за последнее время вызывал вопрос о конкретизации правового статуса представителей и других структур, например, судебных приставов7.
Таким образом, система государственной правоохранительной службы находится в стадии разработки, а принятие федерального законодательства, призванного регулировать ее прохождение, затруднено как сугубо юридическими вопросами, так и внутренними интересами и противоречиями различных министерств и ведомств.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 http:// chupanov. narod.ru/library/03/01.htm.
2 http://www/0-1/ru/discuss/ id=7855.
3 http://www/0-1/ru/discuss/ id=7855.
4 Текст проекта Федерального закона «О правоохранительной службе в РФ» / http://www.police-russia.ru/showthread/.
5 Комментарий к федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под общ. ред. Г.В.
Мальцева и И.Н. Барцица. М.: РАГС, 2005. С. 47.
6 Психология в деятельности сотрудников милиции общественной безопасности: курс лекций / авт.-сост.: М.Ю. Аграфонов, Н.Ю. Жигалов. Иркутск: ФГОУ ВПО ВСИ МВД РФ, 2007. С. 15.
См.: Евпалов А. Приставов приравняют к милиции. Закон о правоохранительной службе даст служителям закона новый статус и оружие // Рос. бизнес-газета. 2009. 21 апр.