Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
послевузовское образование / аспирантура / докторантура / научные кадры высшей квалификации / отрасли науки / результативность деятельности аспирантуры и докторантуры / postgraduate education / postgraduate studies / doctoral studies / highly qualified scientific personnel / branches of science / effectiveness of postgraduate and doctoral studies
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Артюхин М.И.

к.филос.н., доцент, зав. Центром мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров, Институт

социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск

Щурок Э.М.

н.с. Института социологии Национальной академии наук Беларуси. Минск

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Ключевые слова: послевузовское образование, аспирантура, докторантура, научные кадры высшей квалификации, отрасли науки, результативность деятельности аспирантуры и докторантуры.

Keywords: postgraduate education, postgraduate studies, doctoral studies, highly qualified scientific personnel, branches of science, effectiveness ofpostgraduate and doctoral studies.

Введение

В настоящее время система подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в Беларуси переживает период модернизации. Ее проведение обусловлено необходимостью подготовки нового поколения высококвалифицированных исследователей по приоритетным направлениям развития национальной науки и отечественных наукоемких производств. С этой целью со стороны государства предприняты меры по повышению квалификационного уровня обучающихся в аспирантуре. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.12.2011 № 561 лица, поступающие в аспирантуру, должны иметь удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов и кандидатских зачетов по общеобразовательным дисциплинам (философии, иностранному языку, зачету по информатике). Это нововведение существенно ограничило поступление в аспирантуру выпускников вузов в год окончания обучения, но одновременно стимулировало выпускников вузов и молодых ученых для поступления в магистратуру, которая в Беларуси нацелена в основном на подготовку научных и научно-педагогических кадров. В ходе обучения в магистратуре учащиеся проходят подготовку и сдают кандидатские экзамены по общеобразовательным дисциплинам и дифференцированный зачет по информатике. В результате в настоящее время основным контингентом будущих аспирантов-очников являются лица, имеющие диплом магистра.

Это особенно характерно для НАН Беларуси, которая имеет академическую магистратуру, функционирующую с 2007 года в академическом учреждении образования «Институт подготовки научных кадров». Академическая магистратура стала основным источником набора в аспирантуру научных организаций Академии. В среднем более 50% ежегодного приема в очную аспирантуру Академии составляют выпускники академической магистратуры. Это позволило осуществить в Академии практическую реализацию так называемых длинных образовательных программ «магистратура-аспирантура». В академической магистратуре учащиеся под руководством научного руководителя имеют возможность проводить в академических научных организациях научные исследования по теме магистерской диссертации, которая соотнесена с темой будущей кандидатской диссертацией, подготавливаемой в аспирантуре НАН Беларуси. Это особенно важно для аспирантов в области физики, математики и физико-технических наук, так как практически увеличивает срок подготовки в очной аспирантуре на один год.

Кроме того, в целях повышения эффективности послевузовского образования Указом Президента Республики Беларусь от 18 октября 2019 г. № 386 «О стимулировании научной деятельности и совершенствовании оплаты труда» с 1 сентября 2019 г. увеличены размеры стипендии аспирантов (с 313,0 бел. руб. до 722,75 бел. руб., что составляет в эквиваленте 298 долларов США на 1 ноября 2021 г.) и докторантов (с 424,8 бел. руб. до 1 172,45 бел. руб., что составляло 484 долларов США на 1 ноября 2021 г.). Это в значительной степени увеличило привлекательность аспирантуры среди выпускников университетов, магистрантов и молодых ученых, а также способствовало резкому росту численности докторантов.

Следует отметить, что в Беларуси впервые на постсоветском пространстве на основе единых показателей оценки результативности деятельности учреждений и организаций, реализующих программы послевузовского образования, создана республиканская автоматизированная информационно-аналитическая система мониторинга подготовки научных работников высшей квалификации (АСМ НРВК), позволяющая вести оперативную оценку и контроль состояния послевузовского образования с учетом прогнозируемых потребностей науки, высшего образования и наукоемких отраслей экономики. Статус АСМ НРВК в качестве республиканского информационного ресурса, предназначенного для обеспечения системы планирования, финансирования и контроля подготовки научных работников высшей квалификации, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2011 г. № 1.

Анализ деятельности республиканской аспирантуры

Динамика основных показателей деятельности республиканской аспирантуры за период 2015-2020 гг. представлена в табл. 1.

Анализ данных табл. 1 показывает, что в целом в 2020 г. по сравнению с показателями начала 2016 г. очевиден определенный рост численности аспирантов.

Таблица 1

Динамика основных показателей деятельности республиканской аспирантуры

за период 2015-2020 гг.1

Показатели Численность обучающихся на конец года, человек Изменение численности аспирантов за период 2015-2020 гг.

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. чел. %

Число учреждений образования, организаций, реализующих образовательную программу аспирантуры, в целом по стране, ед. 121 119 119 123 122 122 +1 +0,8

Численность обучающихся в аспирантуре в целом по стране, чел. 4932 5090 5149 5357 5332 5093 +161 +3,3

Выпущено из аспирантуры в целом по стране, чел. 957 828 803 857 777 848 -109 -13,4

из них с защитой диссертации, чел. (%) 46 (4,8) 59 (7,1) 73 (9,1) 92 (10,7) 79 (10,2) 71 (8,4) - -

Примечание: в скобках указан удельный вес аспирантов, закончивших обучение с защитой диссертации, в общей численности выпуска, %

Анализ отраслевой структуры республиканской аспирантуры показывает, что наибольшую долю в общей численности аспирантов имеют обучающиеся в области общественных и гуманитарных наук. В 2020 г. доля аспирантов этой области наук в общей их численности составила 48,9%. Следует отметить как положительный тренд рост за этот период численности аспирантов в области естественных наук на 2,8%, медицинских наук - 34,2%, сельскохозяйственных - 4,3%. Однако численность аспирантов по техническим наукам сократилась на 14,3%. В 2020 г. доля лиц, защитивших диссертацию в пределах срока обучения в аспирантуре, в общей численности выпуска составила 8,4% против 4,8% в 2015 г. В целом по республике уровень эффективности деятельности аспирантуры по критерию защиты диссертации в течение трех лет после выпуска в 2019 г. составил 21,9%2.

Однако даже этот относительно высокий для Беларуси показатель результативности республиканской аспирантуры не может быть признан достаточным. Особенно это видно в сравнении с аналогичным показателем российской аспирантуры. Согласно статистическим данным, в России в 2019 г. из 15 453 выпускников аспирантуры с защитой диссертации окончили 1629 чел. (или 10,5%). При этом в 2015 г. выпуск из российской аспирантуры с защитой диссертации составил 18,0% (4651 чел. с защитой диссертации от выпуска в целом 25 826 чел.)3.

Анализ деятельности республиканской докторантуры

Динамика основных показателей деятельности республиканской докторантуры за период 2015-2020 гг. представлена в табл. 2. За данный период общая численность докторантов в целом по стране увеличилась в 2,0 раза и составила в 2020 г. 705 чел.4

В наибольшей мере численность докторантов увеличилась в научных организациях НАН Беларуси. Так, за период 2015-2020 гг. она выросла более чем в 3,7 раза - с 35 чел. в 2015 г. до 131 чел. в 2020 г.5

Следует отметить, что численность докторантов в области естественных наук выросла в 2,6 раза, технических наук - в 2,7 раза, сельскохозяйственных наук - в 2,9 раза, общественных и гуманитарных наук - в 2,4 раза. Самый значительный рост численности докторантов наблюдался в области физико-математических наук - в 4,8 раза6.

1 Составлено по: Образование в Республике Беларусь, 2021. - Минск, 2021. - https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ publications/izdania/public_compilation/index_39551/?sphrase_id=1608008; Наука и инновационная деятельность. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. - https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/ public_compilation/index_17893/

2 О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2019 года: Аналитический доклад / Под ред. А.Г. Шумилина, В.Г. Гусакова. - Минск: ГУ «БелИСА», 2020. - С. 179.

3 Беларусь и Россия. 2020: Стат.сб. - www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_

18910/

4 Образование в Республике Беларусь, 2021. - Минск, 2021. - https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications /izdania/public_compilation/index_39551/?sphrase_id=1608008

5 Отчет о деятельности Национальной академии наук Беларуси в 2020 году. - Минск: Национальная академия наук Беларуси, 2021. - С. 470-474.

6 Наука и инновационная деятельность, 2020. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. -https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_17893/

Таблица 2

Динамика основные показателей деятельности республиканской докторантуры

за период 2015-2020 гг.1

Показатели Численность обучающихся на конец года, чел. Изменение численности докторантов за период 2015-2020 гг.

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. чел. %

Число учреждений образования, организаций, реализующих образовательную программу докторантуры, в целом по стране, ед. 59 63 64 68 70 75 +16 +27,1

Численность обучающихся в докторантуре в целом по стране, чел. 352 432 503 572 616 705 +353 +в 2,0 раза

Принято в докторантуру, в целом по стране, чел. 117 152 142 153 162 219 +102 +1,9 раз

Выпущено из докторантуры в целом по стране, чел. 42 53 60 69 94 89 +47 +в 2,1 раз

из них с защитой диссертации, чел. (%) 6 (14,3) 4 (7,5) 16 (26,7) 6 (8,7) 13 (13,8) 12 (13,5) - -

Примечание: в скобках указан удельный вес докторантов, закончивших обучение с защитой диссертации, в общей численности выпуска, %

Для сравнения, в Российской Федерации численность докторантов резко уменьшилась с 2007 чел. в 2015 г. до 955 чел. в 2019 г., т.е. в 2 раза. При этом в 2010 г. численность российской докторантуры составляла 4418 чел.2

Однако показатели результативности деятельности республиканской докторантуры имеют достаточно низкий уровень. Несмотря на значительный рост численности докторантов и увеличение выпуска, количество лиц, закончивших докторантуру с защитой диссертации, в процентном исчислении имеет тенденцию к уменьшению. Так, если в 2015 г. выпуск из докторантуры составил 42 человека, из них 6 человек с защитой диссертации, или 14,3% от численности выпускников, то в 2020 г. выпуск из докторантуры составил 89 чел., из них с защитой диссертации - 12 чел., или 13,5%3.

В целом по республике уровень эффективности деятельности докторантуры по критерию защиты диссертации в течение трех лет после выпуска в 2019 г. составил всего 28,3%4.

Для сравнения: согласно официальной статистике, в Российской Федерации доля лиц, закончивших докторантуру с защитой диссертации, в 2019 г. составила 23,0% (из 356 выпускников докторантуры 82 из них завершили обучение с защитой диссертации)5.

Заключение

Таким образом, назрела необходимость в целях качественного улучшения системы воспроизводства кадрового потенциала белорусской науки разработки комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности республиканской системы послевузовского образования, расширения подготовки научных кадров высшей квалификации для развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам экономики (прежде всего, в области нанотехнологий, биотехнологий, космических технологий, медицинской химии, атомной промышленности), а также усиления кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями в целях решения проблемы кадрового обеспечения организаций отраслевой науки.

Для модернизации республиканской системы подготовки научных кадров высшей квалификации и специалистов наиболее перспективным направлением могла бы стать кластерная модель института подготовки научных работников высшей квалификации, реализуемая в формате государственного заказа. Эта модель развития послевузовского образования предусматривает организацию подготовки высококвалифицированных научных работников и специалистов в научно-образовательно-производственных центрах, создаваемых на базе ведущих национальных университетов, крупных научных организаций и инновационно-активных предприятий по тематике, актуальной для развития конкретных высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам экономики, причем в формате государственного заказа.

1 Составлено по: Образование в Республике Беларусь, 2021. - Минск, 2021. - https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ publications/izdania/public_compilation/index_39551/?sphrase_id=1608008; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2021. -Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2021. https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publica tions/izdania/public_compilation/index_41019/? sphrase_id=1608024

2 Беларусь и Россия. 2020: Стат. сб. - www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_

18910/

Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2021. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2021. - https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications

4 О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2019 года: Аналитический доклад / Под ред. А.Г. Шумилина, В.Г. Гусакова. - Минск: ГУ «БелИСА», 2020. - С. 225.

5 Беларусь и Россия. 2020: стат. сб. - www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_

18910/

Особого внимания требует также цифровизация системы информационного обеспечения развития послевузовского образования. Как было отмечено ранее, в настоящее время функцию основного информационного ресурса в области послевузовского образования в Беларуси выполняет автоматизированная информационно-аналитическая система мониторинга подготовки научных работников высшей квалификации, общую координацию деятельности которой осуществляет Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. Генерируемые с помощью этой информационно-аналитической системы сведения служат основой для формирования статистических сборников и бюллетеней Национального статистического комитета Республики Беларусь (Белстат). Однако основные статистические сборники в области послевузовского образования публикуются Белстатом раз в два года, что в значительной степени затрудняет проведение качественных научных исследований текущего состояния и тенденций его развития. В результате этого органы государственного управления не в полной мере обеспечены всесторонней и актуальной информацией, необходимой для выработки эффективных мер по совершенствованию кадровой политики в научной сфере и программного обеспечения стратегии развития системы послевузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.