Научная статья на тему 'Проблемы развития открытой системы профессионального образования'

Проблемы развития открытой системы профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития открытой системы профессионального образования»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ЗЕМЛЯНСКИЙ В.В.

Процессы интеграции нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство, трансформация мировоззренческих оснований жизнедеятельности личности и социума приводят к осознанию необходимости максимального развития мощного инвестиционного ресурса - человеческого капитала. Это актуализирует научный поиск условий достижения нового качества образования в его личностном, социальном и профессиональном измерениях.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы выделен целый комплекс проблем, в числе которых отмечается усиливающийся разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, всей инфраструктурой образовательной сферы, уровнем кадрового потенциала системы образования и потребностями инновационной экономики. Это выражается, в частности, в отсутствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда: к примеру, около трети выпускников учреждений среднего профессионального образования не трудоустраиваются по специальности; не владеют эффективными способами профессиональной деятельности [1].

По признанию ряда ученых, российская профессиональная школа находится в состоянии отрыва от рынка труда в силу своей социальной замкнутости. По существу, она продолжает функционировать как самодостаточная ведомственная система [10, с. 5]. Этим определяется необходимость движения к открытой системе профессионального образования.

Понятие «открытая система» рассматривается в русле идей синергетики как междисциплинарного направления, ориентированного на познание закономерностей самоорганизации и саморазвития сложных систем (И. Пригожин, Г. Хакен, В.И. Аршинов, Е.Н. Князева, В.И. Андреев, Н.М. Таланчук и др.).

Само слово «синергетика», производное от «синергия» (сотрудничество, совокупное, согласованное действие), означает буквально «теория совместного действия». Становится все более ясной преемственная связь синергетики с идеями системного подхода, кибернетики, идеями эволюции. Важное общенаучное значение имеет понимание синергетизма как гармоничного взаимодействия, сопряжения и взаимосодействия элементов системы или систем [6, 9].

Мы согласны с Н.В. Бордовской, что на основе общих законов самоорганизации и нелинейного синтеза сложных систем можно строить ожидания и прогнозы о характере протекания процессов структурообразования и эволюции педагогических объектов. Синергетическая парадигма ориентирует на возможность выбора в нелинейных ситуациях, на использование внутренних свойств и возможностей самой педагогической системы [3, с. 47].

Вместе с тем необходимым условием процесса самоорганизации динамической нелинейной системы является ее открытость, т.е. способность обмениваться энергией, веществом, информацией с другими системами или с внешней средой. Это положение может быть применено и к построению открытой системы профессионального образования. Самоорганизация в ней предполагает наличие определенного взаимодействия (синергии) участвующих в обеспечении ее функционирования и развития социальных субъектов, согласование их целей, интересов и мотиваций. Это обусловливает рождение спонтанного порядка из «хаоса», появление новых структур в процессе развития.

Применительно к профессиональному образованию синергетическая концепция предполагает переход от закрытой (замкнутой внутри ведомства) к открытой (доступной для воздействия общества) системе образования. Такой подход способен превратить

образование из способа обучения человека в средство формирования и развития творческой личности, обладающей собственным синергетическим потенциалом для дальнейшего роста и самосовершенствования. Профессиональное образование становится средством сопровождения деловой карьеры человека на протяжении всей жизни [9].

Открытость системы профессионального образования может рассматриваться, по меньшей мере, в двух аспектах: социальном и личностном.

Социальная открытость как новый принцип развития системы профессионального образования в современных условиях предполагает ее активное взаимодействие с различными общественными институтами через механизм социального партнерства с ведущей ролью в нем работодателей, способность адекватно реагировать на динамику развития рынка труда, структуру востребуемых профессий и специальностей, а также на социально-культурные приоритеты общества.

Личностная открытость системы образования понимается как свобода человека в выборе жизненного пути, профессии, карьеры, форм, способов и времени получения образования, сочетания приобретаемых квалификаций. Обеспечить свободу такого выбора означает предоставить человеку возможность получать образование без внешнего принуждения и ограничений.

Очевидно, что макроэкономическая ориентация современной национальной доктрины профессионального образования требует глубокого психолого-педагогического осмысления его личностной составляющей. В плане реализации законодательно провозглашенного принципа гуманистического характера образования (статья 2 Закона РФ «Об образовании») очень важно найти разумный компромисс между личностными и социальноэкономическими ориентациями (потребностями, приоритетами) в организации процесса профессионального образования [7].

Поэтому в качестве императива сегодня рассматривается «внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста» [1]. Такое образование позволяет адекватно и оперативно реагировать «на все грядущие изменения демографических, социальных, психофизиологических и других параметров цивилизации» (И.П. Смирнов).

Центральный аспект, определяющий сущность самого процесса образования на разных его ступенях, может быть обозначен как «личность в системе непрерывного образования».

Философская, психологическая и педагогическая версии современной концепции личности исходят из того, что человек в своей жизнедеятельности оказывается включенным в процесс постоянного и неуклонного восхождения ко всем новым и новым высотам познания и преобразования мира. Высшим ценностно-целевым приоритетом образования является идея наиболее полной самореализации человека (Б.С. Гершунский). Синергетический подход позволяет говорить о человеке как о самоорганизующейся, саморазвивающейся системе в более широкой системе социальных отношений (А.Г. Асмолов). При этом главное состоит в развитии способностей личности к самостоятельному и ответственному выбору во всем многообразии жизненных и профессиональных проблем, к социальному жизнетворчеству в широком смысле.

Современное образование личности предполагает прежде всего его открытость будущему. Для этого важно отказаться от догматизации мировоззренческих и смысловых моделей в пользу открытости процесса познания. Только на этой основе можно подготовить социально и профессионально мобильного специалиста XXI века, способного строить траектории своего развития, сообразуясь с требованиями социальной практики и вызовами со стороны естественных основ жизни человека (Н.Ф.Голованова). Синергетический подход заключается в стимулирующем (пробуждающем) субъектность

человека образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим с собой и с другими людьми.

В связи с этим для теории и методики профессионального образования всех уровней одной из актуальных проблем становится разработка открытых образовательных моделей, реализующих прежде всего личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, С.В. Кульневич, Г.М. Романцев, В.В. Сериков и др.) подход к профессиональному обучению и воспитанию в сочетании с акмеологической концепцией развития профессионала (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина).

Акмеологический подход [2] предполагает исследование процесса формирования профессионализма с позиций представлений о целостном развитии человека, выявления динамики самоактуализации его творческого потенциала, самоопределения в профессиональной сфере, самореализации в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам - «акме»). Можно утверждать, что акмеологический подход применим не только к исследованию ступени личностной и профессиональной зрелости субъектов, но и может быть продуктивен при рассмотрении закономерностей и психолого-педагогических условий достижения вершин в целостном развитии человека на каждом возрастном этапе. В этом контексте профессиональное образование может рассматриваться как становление личностных особенностей (свойств, качеств) будущего профессионала в единстве с усвоением знаний, умений и навыков.

С позиций акмеологического подхода развитие профессионала можно представить как процесс и результат системных преобразований личности по следующим направлениям:

• формирование профессионализма деятельности (профессиональная компетентность);

• профессионализация личности обучающегося (профессионально значимые личностные качества, мотивация достижений, творческий потенциал);

• формирование профессионально-нравственной культуры (профессиональноличностное саморегулирование);

• развитие продуктивной «Я-концепции».

Анализ теоретических источников и образовательной практики показывает, что оптимальные условия для развития и реализации личностного потенциала обучающихся создает открытая многоуровневая интегрированная система профессионального образования, базирующаяся на идее его непрерывности. Эта идея в исторической ретроспективе и сегодня не имеет однозначной трактовки. Общим является переход от формулы «образование на всю жизнь» к формуле «образование через всю жизнь», от нормативного обучения к открытому, от авторитарного управления, подчинения и принуждения к сотрудничеству, взаиморегуляции.

А.М. Новиковым предложена целостная концепция непрерывного профессионального образования, предусматривающая три основных вектора движения личности в образовательном пространстве:

• во-первых, «вектор движения вперед», при котором человек может, оставаясь формально на одном и том же профессиональном уровне, совершенствовать свою профессиональную квалификацию, профессиональное мастерство;

• во-вторых, «вектор движения вверх», когда человек поднимается по ступеням и уровням образования: школа, колледж, вуз и т.д.;

• в-третьих, «вектор движения по горизонтали», который подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, т.е. образовательного маневра на различных этапах жизненного пути за счет коррекции первоначального профессионального выбора [8].

В любом случае, рассматривая профессионально-образовательные траектории развития личности, важно учитывать аспект содержательной согласованности образовательных программ: «выход» из одной образовательной программы должен естественным образом «стыковаться» со «входом» в последующую. Для этого необходима

сквозная стандартизация, основанная на единых целях всей системы непрерывного образования.

Для того, чтобы научное обоснование определило становление системы непрерывного образования, необходимо ее изучение, прежде всего с точки зрения вертикальных (временных) этапов и связей между ними, а также горизонтальных связей между различными ее подсистемами.

Как уже отмечалось, непрерывность образования выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития, перехода от одного жизненного этапа человека к другому. Непрерывное образование - это система, элементы которой имеют как уровневую (иерархическую) структуру (подструктуры) общеобразовательной и профессиональной подготовки, так и сквозную структуру профессионализации, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая вузом и различными формами переподготовки и повышения квалификации специалистов. Содержательное наполнение элементов системы определяется, с одной стороны, основными векторами движения личности обучающегося в интегративном образовательном пространстве, а с другой - динамикой развития рынка труда.

Учитывая общую направленность социально-экономических процессов в нашей стране, детерминирующих реформирование системы отечественного образования, тенденции вхождения России в мировое образовательное пространство (участие в Болонском и Копенгагенском процессах), сегодня можно говорить о двух магистральных направлениях развития открытой системы непрерывного профессионального образования. Эти направления получают практическое воплощение в виде следующих моделей:

• университетских образовательных комплексов, создаваемых вокруг ведущих университетов региона или ведущих отраслевых вузов, где преимущественно реализуется схема вертикальной интеграции образовательных структур различных уровней (школа - колледж - вуз);

• ресурсных центров на базе наиболее продвинутых учреждений начального и среднего профессионального образования (профессиональных лицеев, многопрофильных колледжей), где доминирует горизонтальная интеграция учебных заведений одного уровня с тем, чтобы невузовское профессиональное образование стало более индивидуализированным, функциональным и эффективным [4], ориентированным на удовлетворение образовательных потребностей личности обучающегося и запросов рынка труда (работодателей) конкретного региона.

В заключение подчеркнем, что создание социально и личностно открытых образовательных систем предполагает не только самоопределение личности в отношении выбора путей профессиональной карьеры, способов получения образования, но и самоопределение самих учебных заведений в построении возможных траекторий своего развития, выборе социальных партнеров.

Список литературы

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы// Бюллетень Министерства образования и науки РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. - 2006. - №1. - С. 3 - 37.

2. Акмеология: Учебное пособие / А.Деркач, В. Зазыкин. - СПб, 2003. - 256 с.

3. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы.- СПб,2001.- 512 с.

4. Ветров В.В. Функциональная модель управления ресурсным центром начального профессионального образования: Автореф. дисс. ... к. п. н. - М.: ИРПО, 2005. - 25 с.

5. Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998. - 432 с.

6. Корчагин В.Н. Генезис системно-синергетической педагогики: неофилософия. - Казань, 2003. - 186 с.

7. Лисов В.И. Стратегические направления и принципы модернизации профессионального образования в России// Концептуальные проблемы профессионального образования. -М., 2005. - С. 11 - 17.

8. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. - М., 2000. - 270 с.

9. Смирнов И.П. Теория профессионального образования.- М, 2006.- 320 с.

10.Смирнов И.П., Поляков В.А., Ткаченко Е.В. Новые принципы организации начального профессионального образования. Переход к открытой системе в условиях рынка труда. -М., 2004. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.