№ 3, 2009
фикации развития в форме массового общества производства и массового общества потребления. Конечно, мы на этом пути немало потеряли, но столь же очевидно, что немало и приобрели, многое начинаем понимать, избавляясь от ложных представлений и даже иллюзий на своем очередном витке западничанья. Возможно, с диалектической точки зрения назревает период некоторых переосмыслений происходящего с нашим образованием, прежде всего по причине переосмыслений места и роли России в современном мире, характерных для нашей политики, экономики, культуры последних десятилетий. Но, наверное, самосознание всегда запаздывает, ибо для него необходим какой-то начальный опыт, оно всегда следует за каким-нибудь уже осуществленным путем.
По нашему убеждению, Россия стоит на пороге переосмысления осуществляемых в образовании реформ. Этот период дает хорошие шансы диалектически взвешенному взгляду на все наши предшествующие опыты либерализации и западничанья в подготовке детей, юношества и специалистов с высшим обра-
зованием. Главной миссией нашей системы воспитания и образования должна быть миссия их национальной приверженности и развития своего общества, своей страны и своего народа. По-видимому, в эпоху национальных границ, пока единственного фактора сохранения стран, народов и всего мира в форме социального порядка и стабильности,гло-бализация если и должна быть, то должна быть диалектически адекватным этой реальности процессом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шалаев, В. П. Глобализация, постмодерн, бифуркационный человек — маркеры переходной истории / В. П. Шалаев // Сервис плюс (научный журнал). — 2008. — № 2. — С. 96—105.
2. Shalaev, V A bifurcation man as an intercultural boundary phenomenon and a factor of changes in the global world: Synergetic aspects / V. Shalaev // Impact of Culture on Human Interaction: Clash or Challenge? /
H. Helfrich et al. — Gottingen, 2008. — P. 369— 378.
3. Шалаева, С. Л. Детство в глобализирующемся мире (синергетический аспект) // Социальная синергетика и актуальная наука: потенциал России в глобальном мире: проблема адаптации и развития : сб. науч. тр. / под общ. ред. проф. В. П. Шалаева. — Йошкар-Ола, 2007. — С. 144—155.
Поступила 02.04.09.
ОТКРЫТОСТЬ КАК КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В. В. Землянский (Пензенская государственная технологическая
академия)
В статье с позиций системно-синергетического и интегративно-целостного подходов обосновывается идея социальной и личностной открытости профессионального образования, способствующей гармонизации интересов основных носителей образовательных потребностей: человека, общества, экономики, государства.
Ключевые слова: профессиональное образование; открытая система профессионального образования; интеграция; синергетика; социальное партнерство.
Глобальные тенденции развития мировой цивилизации, связанные с переходом к постиндустриальному, информационному, обществу, интеллектуализацией и технологизацией труда, чрезвычайной интенсивностью и динамичностью социальных процессов, приводят к качествен-
ным изменениям мировоззренческих оснований и условий жизнедеятельности человека и социума. Это, в свою очередь, требует выработки принципиально новых подходов к организации социальной практики, которые позволили бы не только учитывать максимальное количе-
© Землянский В. В., 2009 41
ство разнообразных факторов, оказывающих то или иное влияние на протекание социальных процессов, качество и результаты социальной деятельности, но и выделять среди этих факторов, с одной стороны, объединяющие, интегрирующие, а с другой — выражающие многообразие онтологических проявлений.
Сегодня на первый план выходит экзистенциальная проблема осмысленного существования человека в глобализированном мире, его личностного и профессионального достоинства. Осознается истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества является сам человек, с его нравственной позицией, многоплановой природосообразной деятельностью, культурой, образованностью, профессиональной компетентностью (А. М. Новиков).
Образование есть то социокультурное пространство, в котором протекает индивидуально-личностное развитие человека. Вместе с тем сегодня углубляется существенное противоречие, которое охватывает не только рамки собственно образования [8]. Так, признается насущная необходимость инвестиций в развитие человека как главной ценности мироздания (для повышения компетентности, статуса и престижности его образованности), ибо образованный человек в большей степени экономически и социально защищен, лучше адаптируется к различным катаклизмам общества в переходный период его развития. Образование помогает человеку сформировать духовно-нравственную позицию, политическую, экономическую, правовую, эстетическую, экологическую и иные сферы индивидуальной культуры личности. В то же время определенная инерция общества и государства побуждает их к вложению инвестиций не в развитие человеческих ресурсов как таковых, а в чисто материально-производственную сферу.
Преодолению названного противоречия во многом может способствовать построение открытых моделей образования как основы гармонизации целей и
ценностей основных носителей образовательных потребностей: человека, общества, экономики (производства), государства. Такая позиция актуализирует научный поиск эффективных механизмов и условий достижения нового качества образования в его личностном, социальном и профессиональном измерениях. Важнейшим институциональным фактором в этой связи выступает создание многоуровневой и многомерной системы профессионального образования, способной динамично реагировать как на внутренние, собственно педагогические, в том числе личностно-субъектные, так и на внешние, прежде всего производственные, запросы.
Разработка теории открытой системы профессионального образования представляет собой новое направление научных исследований (О. Н. Арефьев, Л. Г. Соломко), связанных с синергетикой и самоорганизацией, дополняющих общую теорию сложноорганизованных систем [2]. Понятие «открытая система» рассматривается в русле идей синергетики как междисциплинарного направления, ориентированного на познание закономерностей самоорганизации и саморазвития сложных систем (И. Пригожин, В. И. Аршинов, Е. Н. Князева и др.).
Само слово «синергетика», производное от «синергия» (сотрудничество, совокупное, согласованное действие), означает буквально «теория совместного действия». По мнению Н. М. Таланчука, под синергией следует понимать энергетическое взаимодействие элементов системы или систем, которое характеризуется согласованностью, рождающее не суммарную, а сопряженную энергию и системную самоорганизацию [6].
Становится все более ясной преемственная связь синергетики с идеями системного подхода, кибернетики, эволюции. По мнению многих ученых (В. И. Андреева, М. В. Богуславского, В. Г. Виненко и др.), принципы, средства и методы синергетики вполне успешно могут быть применены для раскрытия процессов самоорганизации и эволюции
№ 3, 2009
педагогических систем: воспитания, обучения, образования, развития человека, педагогического процесса, педагогической деятельности и т. д.
Н. В. Бордовская справедливо отмечает, что на основе общих законов самоорганизации и нелинейного синтеза сложных систем можно строить ожидания и прогнозы о характере протекания процессов структурообразования и эволюции педагогических объектов. Синергетическая парадигма ориентирует на возможность выбора в нелинейных ситуациях, на использование внутренних свойств и возможностей самой педагогической системы [3, с. 47].
Необходимым условием процесса самоорганизации динамической нелинейной системы является ее открытость, т. е. способность обмениваться энергией, веществом, информацией с другими системами и с внешней средой. Открытость системы по отношению к окружающей среде следует рассматривать как одну из важнейших характеристик объектов, исследуемых синергетикой. Каждая точка неравновесной среды служит источником энергии, вещества и информации, т. е. система осуществляет постоянный и взаимный энергообмен с внешней по отношению к ней средой.
Данные положения могут быть применены и к построению открытой системы профессионального образования. Самоорганизация в ней предполагает наличие определенного взаимодействия (синергии) участвующих в обеспечении ее функционирования и развития социальных субъектов, согласования их целей, интересов и мотиваций. Это обусловливает рождение спонтанного порядка из хаоса, появление новых структур в процессе развития.
Применительно к профессиональному образованию синергетическая концепция предполагает переход от закрытой (замкнутой внутри ведомства) к открытой (доступной для воздействия общества) системе образования. Такой подход, по мнению И. П. Смирнова, способен превратить образование из способа
обучения человека в средство формирования и развития адекватной этому обществу творческой личности, обладающей собственным синергетическим потенциалом для дальнейшего роста и самосовершенствования. Профессиональное образование становится средством сопровождения деловой карьеры человека на протяжении всей жизни [10].
Открытость системы профессионального образования может рассматриваться, по меньшей мере, в двух взаимосвязанных аспектах: социальном и личностном.
Социальная открытость как принцип развития системы профессионального образования в современных условиях предполагает ее активное взаимодействие с различными общественными институтами через механизм социального партнерства с ведущей ролью в нем работодателей, способность адекватно реагировать на динамику развития рынка труда, структуру востребованных профессий и специальностей, а также на социально-культурные приоритеты общества.
Личностная открытость системы образования понимается как свобода человека в выборе жизненного пути, профессии, карьеры, форм, способов и времени получения образования, сочетания приобретаемых квалификаций (Э. М. Ка-лицкий). Обеспечить свободу такого выбора означает предоставить человеку возможность получать образование без внешнего принуждения и ограничений. Личностная открытость предполагает удовлетворение многообразных потребностей человека, прежде всего социальных и профессиональных (потребность в достижении определенного социального статуса, необходимого уровня квалификации, потребность в самореализации и др.).
Очевидно, что макроэкономическая ориентация современной доктрины профессионального образования требует глубокого психолого-педагогического осмысления его личностной составляющей. В плане реализации законодательно про-
возглашенного принципа гуманистического характера образования (ст. 2 Закона РФ «Об образовании») очень важно найти разумный компромисс между личностными и социально-экономическими ориентациями (потребностями, приоритетами) в организации процесса профессионального образования [7].
В стратегическом плане образование должно быть социально-личностным (В. И. Загвязинский). Необходимо стремиться «к утверждению гармонической интеграции, установлению определенного паритета в соотношении этих сторон, сочетанию личностных и социальных факторов развития» [1, с. 12].
Таким образом, открытость ориентирует на формирование принципиально нового типа социального партнерства между миром труда (промышленности, экономики) и миром образования. Продуктом такого партнерства может стать интегрально-синергетический эффект гармонизации индивидуальных интересов личности и интересов социума [11]. Поэтому в качестве императива сегодня рассматривается внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста [5]. Такое образование позволяет адекватно и оперативно реагировать на все грядущие изменения демографических, социальных, психофизиологических и других параметров цивилизации (И. П. Смирнов).
Центральный аспект, определяющий сущность самого процесса образования на разных его ступенях, может быть обозначен как «человек в системе непрерывного образования».
Философская, психологическая и педагогическая версии современной концепции личности исходят из того, что человек в своей жизнедеятельности оказывается включенным в процесс постоянного и неуклонного восхождения ко все новым и новым высотам познания и пре-
образования мира. Высшим ценностноцелевым приоритетом образования является идея наиболее полной самореализации человека (Б. С. Гершунский). Синергетический подход позволяет говорить о человеке как о самоорганизующейся, саморазвивающейся системе в более широкой системе социальных отношений (А. Г. Асмолов). Главное заключается в развитии способностей личности к самостоятельному и ответственному выбору во всем многообразии жизненных и профессиональных проблем, к социальному жизнетворчеству в широком смысле. Только на этой основе можно подготовить социально и профессионально мобильного специалиста XXI в., способного строить траектории своего развития, сообразуясь с требованиями социальной практики и вызовами со стороны естественных основ жизни человека (Н. Ф. Голованова). Синергетический подход заключается в образовании, стимулирующем (пробуждающем) субъект-ность человека, в образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой и с другими людьми.
В условиях профессионального образования как открытой системы, где с наибольшей интенсивностью сопрягаются образовательные и производственные составляющие, особую значимость приобретает реализация интегративно-целостного подхода (Н. К. Чапаев). Названный подход позволяет рассматривать педагогические явления как целостные образования, в которых наблюдается единство процессуальных и результирующих сторон, процессов универсализации и гармонизации; взаимотрансфор-мация кооперируемых частей происходит в них не за счет друг друга, а в пользу друг друга; данный подход характеризует наличие общих точек соприкосновения между кооперируемыми компонентами, которые дополняются сосуществованием противоположных, порой взаимоисключающих, сторон бытия.
В ходе реализации рассматриваемой концепции могут быть решены такие задачи, как максимальное раскрытие ин-
111!111Й1И1!Ш № 3,
теллектуально-духовного, когнитивногносеологического и физического потенциалов человека; создание условий для самораскрытия и самореализации внутренних потенций человека; оказание помощи человеку в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических трансформаций; формирование у воспитанников основополагающих жизненных и гражданских ценностей; культурное просвещение, усвоение культурных и трудовых традиций своего народа; развитие способностей к сотрудничеству, общению; развитие внутренней свободы и т. д. Решение поставленных задач конечным своим итогом имеет интегративно-целостного человека [11].
Анализ теоретических источников и образовательной практики показывает, что оптимальные условия для развития и реализации личностного потенциала создает открытая многоуровневая интегрированная система профессионального образования, базирующаяся на идее его непрерывности. Эта идея в исторической ретроспективе и сегодня не имеет однозначной трактовки. Общим является переход от формулы «образование на всю жизнь» к формуле «образование через всю жизнь», от нормативного обучения к открытому, от авторитарного управления, подчинения и принуждения к сотрудничеству, взаиморегу-ляции.
С позиций открытости педагогических систем А. М. Новиковым предложена целостная концепция непрерывного профессионального образования, предусматривающая три основных вектора движения личности в образовательном пространстве:
— вектор движения вперед, при котором человек, оставаясь формально на одном и том же профессиональном уровне, может совершенствовать свою профессиональную квалификацию, профессиональное мастерство;
— вектор движения вверх, когда человек поднимается по ступеням и
уровням образования: школа, колледж, вуз и т. д.;
— вектор движения по горизонтали, который подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, т. е. образовательного маневра на различных этапах жизненного пути за счет коррекции первоначального профессионального выбора [9].
Таким образом, непрерывность образования выступает как характеристика включенности личности в открытое образовательное пространство на всех стадиях ее развития, перехода от одного жизненного этапа человека к другому. Непрерывное образование — это система, элементы которой имеют как уров-невую (иерархическую) структуру (подструктуры) общеобразовательной и профессиональной подготовки, так и сквозную структуру профессионализации, начиная со школы и заканчивая вузом и различными формами переподготовки и повышения квалификации специалистов. Содержательное наполнение элементов системы определяется, с одной стороны, основными векторами движения личности обучающегося в интегративном образовательном пространстве, а с другой — динамикой рынка труда.
Наиболее перспективными с позиций открытости профессионального образования представляются модели его развития, основанные на горизонтальном единстве субъектов экономического и социального партнерства и вертикальных связях ступеней разноуровневой подготовки квалифицированных кадров. Мно-гоуровневость и многопрофильность профессионального образования, открывающие перед учащимися возможности социального и профессионального выбора, выступают важными проявлениями открытости образования по отношению к человеку, производству, социуму.
Учитывая общую направленность социально-экономических процессов в нашей стране, детерминирующих реформирование системы отечественного образования, опираясь на тенденции вхо-
ждения России в мировое образовательное пространство (участие в Болонском и Копенгагенском процессах), можно говорить о нескольких магистральных направлениях развития открытой системы непрерывного профессионального образования. Эти направления получают практическое воплощение в виде следующих моделей:
1) университетских образовательных комплексов, создаваемых вокруг ведущих университетов региона или ведущих отраслевых вузов, где преимущественно реализуется схема вертикальной интеграции образовательных структур различных уровней (школа — колледж — вуз);
2) ресурсных центров на базе наиболее продвинутых учреждений начального и среднего профессионального образования (профессиональных лицеев, многопрофильных колледжей), где доминирует горизонтальная интеграция учебных заведений одного уровня, с тем чтобы невузовское профессиональное образование стало более индивидуализированным, функциональным и эффективным [4], ориентированным на удовлетворение образовательных потребностей личности обучающегося и запросов работодателей конкретного региона;
3) образовательно-производственных комплексов, в которых осуществляется органическая интеграция образования и производства и тем самым обеспечивается взаимооткрытость рынка труда, рынка рабочей силы и рынка образовательных услуг.
Создание социально и личностно открытых образовательных систем предполагает не только самоопределение человека в отношении выбора путей профессиональной карьеры, способов получения образования, но и самоопределение самих учебных заведений в построении возможных траекторий своего развития, выборе социальных партнеров. Отсюда следует, что открытая система профессионального образования ориентирована на гармонизацию образовательных потребностей человека, общества,
производственной сферы, государства в области подготовки и воспитания компетентного специалиста путем реализации этих запросов через содержание, формы, методы образовательной деятельности, а также способы управления образовательными процессами, развитием образовательной инфраструктуры и взаимодействием образовательных учреждений со всеми заинтересованными социальными субъектами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили, Ш. А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика. — 2000. — № 2. — С. 11—16.
2. Арефьев, О. Н. Самоорганизация как основа развития колледжа : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О. Н. Арефьев. — Екатеринбург, 2007. — 47 с.
3. Бордовская, Н. В. Диалектика педагогического исследования:логико-методологические проблемы / Н. В. Бордовская. — СПб. : Изд-во РХГИ,
2001. — 512 с.
4. Ветров, В. В. Функциональная модель управления ресурсным центром начального профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Ветров. — М. : ИРПО, 2005. — 25 с.
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы // Бюл. Мин-ва образования и науки РФ. Высш. и сред. проф. образование. — 2006. — № 1. — С. 3—37.
6. Корчагин, В. Н. Генезис системно-синергетической педагогики: неофилософия / В. Н. Корчагин. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2003. — 186 с.
7. Лисов, В. И. Стратегические направления и принципы модернизации профессионального образования в России / В. И. Лисов // Концептуальные проблемы профессионального образования. — М., 2005. — С. 11—17.
8. Мещеряков, А. С. Профессиональное образование в социокультурном контексте / А. С. Мещеряков, В. Б. Моисеев, В. В. Шапкин. — Пенза,
2002. — 182 с.
9. Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития / А. М. Новиков — М. : Эгвес, 2000. — 270 с.
10. Смирнов, И. П. Теория профессионального образования / И. П. Смирнов. — М., 2006. — 320 с.
11. Чапаев, Н. К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт / Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн. — Челябинск ; Екатеринбург : Изд-во ЧИРПО ; ИРРО, 2007. — 408 с.
Поступила 19.02.09.