Научная статья на тему 'Проблемы конструирования собственной образовательной траектории педагогами дошкольного образования'

Проблемы конструирования собственной образовательной траектории педагогами дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / EDUCATIONAL PATH / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRE-SCHOOL EDUCATION / КОНСТРУИРОВАНИЕ / DESIGN / ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ / FEATURES OF DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морева Н. А., Котов А. С.

В статье раскрываются различные подходы отечественных дидактов к определению понятия «образовательная траектория». Рассмотрены основы процесса конструирования как дидактической категории. Выделены особенности конструирования образовательной траектории, проблемы ее создания способы их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морева Н. А., Котов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CONSTRUCTION OF OWN EDUCATIONAL TRAJECTORY OF TEACHERS OF PRE-SCHOOL EDUCATION

The article describes various approaches of Russian didactics scientists to the definition of educational path. The basis of the design process as a didactic category are considered. Particular features of designing of the educational trajectory, the problems of its creation, the ways of their solution are pointed out.

Текст научной работы на тему «Проблемы конструирования собственной образовательной траектории педагогами дошкольного образования»

ПРОБЛЕМЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПЕДАГОГАМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE PROBLEM OF CONSTRUCTION OF OWN EDUCATIONAL TRAJECTORY OF TEACHERS OF PRE-SCHOOL EDUCATION

Н. А. Морева, А. С. Котов

В статье раскрываются различные подходы отечественных дидактов к определению понятия «образовательная траектория». Рассмотрены основы процесса конструирования как дидактической категории. Выделены особенности конструирования образовательной траектории, проблемы ее создания способы их решения.

Ключевые слова: образовательная траектория, дошкольное образование, конструирование, особенности конструирования.

N. A. Moreva, A. S. Kotov

The article describes various approaches of Russian didactics scientists to the definition of "educational path". The basis of the design process as a didactic category are considered. Particular features of designing of the educational trajectory, the problems of its creation, the ways of their solution are pointed out.

Keywords: educational path, pre-school education, design, features of design.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Образовательная политика государства направлена на оптимизацию структуры образования, на компетент-ностный подход в обеспечении содержания образования, способствующие выработке у выпускников вузов и работающих педагогов нового мышления, навыков самостоятельной творческой деятельности. Однако возникает вопрос, с помощью каких способов и средств возможно достичь поставленных задач.

Один из них - конструирование педагогами дошкольных образовательных учреждений собственной образовательной траектории, в понятие которой входит персональный путь творческой реализации личностного потенциала педагога, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно.

• Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. Воспитатель XXI века - это:

• гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

• профессионал, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; организовать рефлексивную деятельность;

• педагог, обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий

свои знания и умения, занимающийся саморазвитием и самосовершенствованием, с многогранными интересами.

Понятие «образовательная траектория» принадлежит к числу наиболее часто встречающихся в современной образовательной парадигме. Однако нет однозначного подхода к его содержанию ни в отечественной, ни в мировой педагогической науке.

Понятие «индивидуальная образовательная траектория» - сложное общее понятие, пришедшее в педагогику из физики. Использование в педагогическом контексте физического термина имеет специфический и уточненный смысл, а также образный характер, однако не теряет сущностного деятельностного начала. Именно идея движения является отражением некого интеллектуального замысла, лежащего в основе данного понятия.

Разработка индивидуальных образовательных траекторий в нашей стране обусловлена необходимостью анализа деятельности различных образовательных учреждений, реализующих в той или иной степени принципы свободного воспитания и обучения. Проблемы педагогического обеспечения индивидуальных образовательных запросов учащихся, личностного и профессионального самоопределения старшеклассников, взаимодействия школы, вуза и социума стали центральными в организации образовательной деятельности.

Индивидуальная образовательная траектория может выстраиваться разными путями, в зависимости от целей субъектов образования. Именно поэтому индивидуальную образовательную траекторию определяют по-разному в зависимости от специфики задачи, которая решается с помощью данного определения.

Практически все исследователи на сегодняшний день пытаются дать свою трактовку данного понятия, но все

они связывают построение образовательной траектории с учащейся молодежью: школьниками, студентами колледжей или вузов. Анализ работ современных ученых показал, что индивидуальную образовательную траекторию рассматривают как персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося в образовании, то есть совокупность организаторских, познавательных, творческих и иных способностей [1].

Трактуют индивидуальную образовательную траекторию как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.

Под индивидуальной образовательной траекторией понимается программа образовательной деятельности старшеклассника, разработанная им совместно с педагогом, но с разным их долевым участием, зависящим от готовности обучающегося к данному виду деятельности и наличия у него соответствующих навыков на определенном временном этапе [2].

Индивидуальная образовательная траектория в системе непрерывного многоуровневого образования понимается как процесс и результат индивидуального выбора студентом содержания, уровня и пути получения профессионального образования при осуществлении педагогической поддержки этого выбора.

Используется и такое понятие, как вариативная образовательная траектория - это непрерывный образовательный процесс, учитывающий возможные варианты движения личности в пространстве профессионального обучения, воспитания и развития по наиболее целесообразным программам, обоснованным с учетом особенностей профессионального становления будущего специалиста [3].

Базисным основанием рассматриваемого термина является психолого-дидактический подход. В рамках этого подхода под индивидуальной образовательной траекторией понимается персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося, понимаемый как характер способа учебной работы, избирательность к овладению учебным материалом, устойчивость интересов каждого обучаемого к содержанию предметного знания [4].

Термин «образовательная траектория» часто отождествляется с такими понятиями, как «индивидуальная образовательная стратегия», «индивидуальный образовательный маршрут», или же эти понятия входят в понятие образовательная траектория. Такое разночтение создает определенную путаницу среди педагогов-практиков. Поэтому, на наш взгляд, было правильнее остановиться на использовании термина «образовательная траектория».

Так, например, индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позицию субъекта выбора при осуществлении преподавателями педагогической поддержки обучаемого на некотором фиксированном этапе обучения.

Анализ существующих определений рассматриваемого понятия позволил нам дать свое определение образовательной траектории: это персональный путь развития личностного потенциала каждого воспитателя в процессе последовательных шагов по реализации собственных образовательных целей, учета возможностей, мотивации, интересов, способностей педагога и осуществляемый каждым педагогом индивидуально (Н. А. Морева).

Сущность образовательной траектории заключается в том, что, говоря о ней, нужно акцентировать внимание на выделении профессионально-личностных особенностей педагога, его мотивов и интересов в профессиональной деятельности и тех методологических подходах, которые составят основу процесса конструирования собственной образовательной траектории.

Ключевым подходом является акмеологический подход, благодаря которому происходит теоретическое осмысление сущности педагога как субъекта профессионального труда. Исходя из акмеологического подхода, педагог-субъект рассматривается не как идеальный образ, а как постоянное движение к нему с оптимальной моделью самоорганизации. Он качественно преобразует себя, снимает психологические барьеры, переосмысливает профессиональные ожидания, ищет возможности для развития профессионально значимых качеств, тем самым конструируя собственную образовательную траекторию.

Синергетический подход [5] является неотъемлемой частью теории самоорганизации. Любой человек, в том числе и педагог дошкольного образования, рассматривается как сложная, открытая и саморазвивающаяся система, взаимодействующая с действительностью. Основная задача синергетики как научного направления состоит в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах самой разной природы. Синергетика изучает системы открытого типа, ведущим принципом существования которых является самоорганизация, осуществляемая на основе постоянного, открытого и активного взаимодействия этих систем с внешней средой.

Поскольку синергетика описывает универсальные принципы эволюции сложных открытых систем, то и все объекты, изучаемые психологией и педагогикой, попадают в этот класс систем. С позиции синергетического подхода человек рассматривается как открытая динамическая система, не находящаяся в равновесии, но имеющая устойчивость за счет самоорганизации и обладающая большими собственными возможностями для саморазвития посредством открытого взаимодействия с окружающей средой.

Различные методологические подходы к конструированию образовательной траектории могут успешно сосуществовать, не противореча, а взаимодополняя, корректируя и расширяя друг друга.

Кроме методологических подходов, в процессе создания педагогом собственной образовательной траектории участвуют такие принципы, как:

принцип вариативности, предоставляющий педагогам большое многообразие полноценных, качественно

специфичных и привлекательных вариантов образовательных программ, адекватных запросам педагога.

принцип индивидуального похода предполагает, что образовательная траектория строится самим педагогом с учетом личностных познавательных возможностей и профессионально ориентированных притязаний.

принцип осознанной перспективы помогает каждому педагогу активно участвовать в собственном профессиональном становлении посредством выбора формы образования с последующей ее корректировкой.

принцип гибкости образовательных структур дает возможность педагогу выстраивать индивидуальную образовательную траекторию с учетом личных способностей и возможностей, мотивированности, познавательных интересов.

принцип динамичности обучения помогает педагогу учитывать изменения, происходящие в информационной системе, ориентироваться в современных требованиях рынка труда и информационных услуг.

Обучение на основе индивидуальной образовательной траектории требует специального обеспечения. Анализ существа этого обеспечения позволил выделить в нем содержательно-информационный, модульно-матричный и административно-технологический компоненты. Все три компонента взаимосвязаны и необходимы для конструирования и реализации образовательной траектории.

Индивидуальная образовательная траектория предполагает несколько направлений реализации:

• содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

• деятельностный (специальные педагогические тех нологии);

• процессуальный (организационный аспект).

Поскольку индивидуальные образовательные траектории педагогов распространяются на разные сферы профессиональной и образовательной деятельности, то следует выделить разновидности образовательных траекторий: лич-ностно и социально ориентированные, компетентностно-творческие и практико-ориентированные траектории.

Конструирование собственной образовательной траектории педагогами дошкольного образования имеет, на наш взгляд, имеет несколько особенностей:

• конструирование собственной образовательной траектории осуществляется каждым педагогом без психолого-педагогической поддержки со стороны администрации;

• существенную роль играет базовый уровень образования педагога;

• педагог - это человек с освоенным социально-психологическим пространством жизни;

• у педагога, как у любого взрослого человека, устойчивая система взглядов, ценностных ориентаций, сформированных умений в различных сферах деятельности;

• у педагога четко сформирована профессиональная направленность.

В настоящее время существует несколько подходов к созданию педагогом определенного продукта в профессиональной деятельности. Для нас представляет интерес про-

цесс конструирования образовательной траектории, решающим условием успешного протекания которого является совокупность таких компонентов, как анализ, диагностика, определение прогноза и разработка проекта деятельности.

Конструирование можно представить как единство конструирования содержания, то есть конструктивно-содержательной деятельности, материальных или материализованных средств, то есть конструктивно-материальная и конструктивно-операциональная деятельности, различающиеся по своему предмету и последовательности осуществляемых стратегических, тактических и оперативных задач и действий самого разработчика процесса конструирования.

Для выстраивания процесса конструирования надо выделить следующие базовые технические элементы:

• проблематизация;

• пространственная интерпретация;

• конструктив как содержательное ядро объекта конструктивных преобразований;

• концептуальная позиция педагога - строителя программы конструирования образовательной траектории.

Технология реализации индивидуальной образовательной траектории выглядит следующим образом:

I этап - самодиагностика педагогами уровня развития и степени выраженности личностных качеств, мотивов деятельности, необходимых для осуществления процесса конструирования. Диагностика проводится на конкретном тематическом материале в форме конкурсов, проектов, ответы на вопросы в выбранной образовательной деятельности.

II этап - обозначение предмета дальнейшего познания. Составление исходного концепта образовательной траектории, представленного в виде схемы, рисунка, символических знаков, тезисной описательной форме.

III этап - выстраивание системы личного отношения педагога к освоению конкретной образовательной области. Осознание педагогами приоритетных зон своего внимания в предстоящей деятельности, уточнение форм и методов этой деятельности, формулируется предмет изучения.

IV этап - программирование каждым педагогом индивидуальной образовательной деятельности, формулировка образовательной цели, определение конечных образовательных продуктов и формы их презентации.

V этап - деятельность по реализации индивидуальных образовательных программ.

VI этап - демонстрация личных образовательных продуктов педагога и коллективное их обсуждение. Особенность данного этапа состоит в том, что совершенствование, а в некоторых случаях и освоение культурно-исторических аналогов происходит под углом зрения личностных качеств педагогов.

VII этап - рефлексивно-оценочный. Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальных программ [1].

Для организации процесса конструирования педагогами собственной образовательной траектории выделяется ряд условий:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.