Научная статья на тему 'Прогнозирование педагогических условий конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе'

Прогнозирование педагогических условий конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PERSONAL TRAJECTORY FOR DEVELOPING COGNITIVE READINESS TO STUDY AT SCHOOL / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качалова А. В.

В статье описываются педагогические условия конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, способствующие эффективности данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CONSTRUCTING AN PERSONAL TRAJECTORY FOR DEVELOPING OLDER PRE-SCHOOL AGE CHILDRENS COGNITIVE READINESS TO STUDY AT SCHOOL

The article examines pedagogical conditions of constructing a personal trajectory for developing older pre-school age childrens cognitive readiness to study at school which make this process more effective.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование педагогических условий конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

#

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронин В. Н. Социально-психологические механизмы формирования организационной культуры: Дис. ... д-ра психол. наук . - М., 1999.

2. Горбатько О. И. Теоретико-педагогические основания особенностей корпоративной культуры образовательного учреждения: Дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006.

3. Мыскин С. В. Психологические особенности организационной культуры образовательного учреждения: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005.

4. Сухов А. Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. обучения. - М.: Академия, 2002.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

DIAGNOSIS OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CONSTRUCTING AN PERSONAL TRAJECTORY FOR DEVELOPING OLDER PRE-SCHOOL AGE CHILDREN'S COGNITIVE READINESS TO STUDY AT SCHOOL

А. В. Качалова

В статье описываются педагогические условия конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, способствующие эффективности данного процесса.

Ключевые слова: индивидуальная траектория формирования познавательной готовности к обучению в школе.

A. V. Kachalova

The article examines pedagogical conditions of constructing a personal trajectory for developing older pre-school age children's cognitive readiness to study at school which make this process more effective.

Keywords: personal trajectory for developing cognitive readiness to study at school.

Под педагогическими условиями мы понимаем взаимосвязанную совокупность объективных возможностей, содержания, форм и методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании целей и задач.

Для выявления комплекса педагогических условий, способствующих формированию познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе, нами определены такие пути: выявление социального заказа общества; анализ особенностей педагогического процесса в учреждении дошкольного образования; выявление специфики и особенностей процесса формирования познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе; использование возможностей личностно-деятельностного, системного, герменевтического и комплексного подходов; учет результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы.

Необходимо отметить, что в нашем исследовании индивидуальная траектория является ведущим элементом в

формировании познавательной готовности детей к обучению в школе, и мы рассматриваем комплекс педагогических условий как то, что обеспечивает успешность формирования познавательной готовности детей к обучению в школе. Их содержательное описание функционально подчинено структуре, содержанию и этапам конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности.

Анализ проблемы формирования познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе по обозначенным выше направлениям позволил нам выделить следующий комплекс педагогических условий, эффективность которого проверялась в ходе опытно-поисковой работы:

Первое педагогическое условие - сохранение целостности развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения. Данное условие предусматривает единство процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое, и рассмотрение процесса форми-

37

рования познавательной готовности старших дошкольников к школьному обучению как процесса, который усилиями педагогов приближается к уровню целостности путем разрешения противоречий между целостностью личности дошкольника и специально организуемым влиянием на него.

Это утверждение проецируется в несколько позиций: целеобусловленное содержание процесса формирования познавательной готовности старших дошкольников к школьному обучению, то есть содержание образовательного процесса в детском саду наряду с общими целями предусматривает формирование следующих компонентов познавательной готовности: мотивационно-потребност-ный, интеллектуально-операционный и волевой; подчинение организационного «поля» образовательной среды процессуальному обеспечению через конструирование содержания образования и развивающей среды дошкольного учреждения, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (педагоги, родители, дети), социально значимые взаимодействия и отношения между участниками образовательного процесса; технологическое сопровождение процесса формирования познавательной готовности старших дошкольников к школьному обучению через конструирование индивидуальной траектории развития компонентов познавательной готовности.

Второе педагогическое условие - разработка комплекса специальных занятий, ориентированных на формирование учебно-познавательной компетенции и познавательной готовности дошкольников к школе. В данном условии предусматривается разработка специальных занятий для детей. Эти занятия подразделяются на несколько групп.

Первая группа - занятия под общим названием «Путешествие в школьную страну», содержание которых направлено на систематическую углубленную работу по усвоению детьми знаний о школе как особом социальном институте.

Вторая группа - занятия, содержание которых направлено на формирование навыков умственной работы, развитие способностей к обобщению и самостоятельному нахождению связей между явлениями, умение выполнять различные умственные действия в новых ситуациях.

Третья группа - занятия, содержание которых направлено на формирование компонентов познавательной готовности к школьному обучению (мотивационно-потреб-ностного, интеллектуально-операционного и волевого).

При содержательном наполнении занятий мы опирались на такие принципы отбора содержания знаний: доступность и учет личного опыта ребенка; связь с повседневной жизненной практикой; обогащение и расширение имеющихся представлений детей; востребованность полученных знаний при последующем обучении в школе [1, с. 102].

Главным требованием к отбору содержания указанных нами групп специальных занятий является соотношение представляемых детям знаний с выделенными компонентами познавательной готовности к школьному обучению, что выражается в следующих требованиях: вовле-

38

чение детей в решение проблемно-поисковых задач, создаваемых на основе этого материала и тем самым активизация познавательной деятельности детей, стремления к усвоению знаний; использование детьми различных приемов умственной деятельности, развитие у них способности к сравнению, обобщению, анализу и синтезу; повышение уровня самоорганизации, самоконтроля и самооценки результатов деятельности, а также произвольного внимания. [1, с. 105].

Третье педагогическое условие - разработка технологической карты конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности старших дошкольников к школе. При личностно ориентированных технологиях в центр образовательной системы ставится личность ребенка, которому создаются комфортные условия развития, реализуются его природные потенциалы, а сам ребенок рассматривается как приоритетный субъект, являющийся целью образовательной системы, что в нашем исследовании понимается как познавательная готовность к обучению в школе.

Сущностью личностно ориентированных технологий является индивидуализированная система научных знаний и практических умений, оказывающих влияние на поведение человека с целью его изменения. Именно поэтому основной акцент мы делаем на конструирование индивидуальной траектории формирования познавательной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося.

Задача состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ребенка. Такой зоной может стать личностная траектория обучения. Выстраивание индивидуальных образовательных траекторий детей должно проходить на основе принципов: личностного целеполага-ния; выбора индивидуальной образовательной траектории; межпредметных связей; продуктивности обучения; первичности образовательной продукции учащихся; ситу-ативности обучения; образовательной рефлексии.

В контексте формирования познавательной готовности дошкольника к обучению в школе мы сформулировали миссию индивидуальной траектории: персональный путь реализации личностного потенциала каждого ребенка. Содержательно-целевое наполнение индивидуальной траектории состоит в содержательных элементах и проецируемой деятельности.

Содержательные элементы: наличие индивидуального образовательного маршрута, содержательный компонент, способ реализации и прохождения ребенка по индивидуальному маршруту формирования познавательной готовности к обучению в школе.

Проецируемая деятельность: Чему учить? Что должно измениться в личности? Как учить? Как воспитывать? Как организовать педагогическое взаимодействие и общение? Основные элементы индивидуальной деятельности: смысл деятельности (зачем я это делаю?), постановка

личной цели (предвосхищаемый результат), план деятельности, реализация плана, рефлексия (осознание собственной деятельности), оценка, корректировка или переопределение целей.

Основным технологическим сопровождением индивидуальной траектории формирования познавательной готовности к обучению в школе является индивидуальная программа, которая включает: результат, которого необходимо достичь; этапы, которые должен пройти ребенок для достижения цели; инструментарий; необходимость и степень педагогической помощи и поддержки.

Четвертое педагогическое условие - организация непрерывного мониторинга уровня познавательной готовности детей к обучению в школе, соответствующего этапам конструирования индивидуальной траектории ребенка. При проведении мониторинга мы придерживались этапов конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности детей к обучению в школе.

Исходно-определяющий этап мониторинга сосредоточен на нескольких направлениях, обеспечивающих целостную картину изучаемого явления.

Во-первых, анализ и изучение образовательного пространства, в котором находится ребенок как субъект деятельности, направленной на формирование познавательной готовности к обучению в школе, и деятельности педагогов, осуществляющих данный процесс.

Во-вторых, изучение согласования действий всех субъектов образовательного процесса: как осуществляется взаимодействие родителей и педагогов, родителей и детей, детей и педагогов, как взаимодействие всех субъектов образует новый продукт образовательной деятельности, какие формы и методы организации педагогического процесса оказывают существенное влияние на формирование познавательной готовности детей к обучению в школе.

В-третьих, изучение потребностей субъектов образовательного процесса, связанных с формированием познавательной готовности к обучению в школе; изучение перехода на новый уровень формируемого качества субъектов образовательного процесса.

Диагностико-прогностический этап мониторинга связан с процессом мониторингового прогнозирования в определении цели и задач формирования познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе; структурированием критериев и показателей познавательной готовности детей к обучению в школе; выбором способа установления реальных достижений ребенка.

Процессуально-тактический этап мониторинга непосредственно связан с разработкой индивидуальной карты формирования познавательной готовности детей к обучению в школе через изучение индивидуальных возможностей, трудностей, испытываемых детьми; определением путей устранения трудностей, определением индивидуальных заданий и изучением эффективности выбранных приемов, способствующих продвижению ребен-

ка к заданной педагогом цели, через определение тактики «индивидуального обращения» к имеющемуся личностному ресурсу ребенка.

На данном этапе мониторинга осуществляется структурирование процесса формирования познавательной готовности детей к обучению в школе в результате разработки комплекса групповых занятий и индивидуальной траектории, которые расширяют возможности и обогащают процесс формирования познавательной готовности детей к обучению в школе.

Аналитический этап мониторинга направлен на отслеживание результатов формирования познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Это оценка состояния познавательной готовности ребенка к обучению в школе с помощью разнообразных диагностических процедур, сопоставление полученных результатов с первоначальными, выводы и определение эффективности индивидуальной траектории для каждого конкретного ребенка.

Описанное условие позволяет образовательной среде дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования познавательной готовности детей к обучению в школе расширять спектр информации о данном процессе, совершенствовать пути и средства его осуществления.

В целом комплекс педагогических условий предстает как проект развивающих мер, направленных на формирование познавательной готовности детей к обучению в школе, который служит основой для конструирования индивидуальной траектории названного процесса.

Данные педагогические условия мы определили как:

• сохранение целостности развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения;

• разработка комплекса специальных занятий, ориентированных на формирование познавательной готовности дошкольников к школе;

• разработка технологической карты конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности старших дошкольников к школе;

• организация непрерывного мониторинга уровня познавательной готовности детей к обучению в школе, соответствующего этапам конструирования индивидуальной траектории ребенка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Земцова Т. В. Умственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с явлениями неживой природы: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1982.

2. Абрамовских Н. В. Педагогический мониторинг воспитания познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе: Дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999.

3. Качалова Л. П. Личностная педагогика. - Ша-дринск: Изд-во ШГПИ, 2007.

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.