#
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронин В. Н. Социально-психологические механизмы формирования организационной культуры: Дис. ... д-ра психол. наук . - М., 1999.
2. Горбатько О. И. Теоретико-педагогические основания особенностей корпоративной культуры образовательного учреждения: Дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006.
3. Мыскин С. В. Психологические особенности организационной культуры образовательного учреждения: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005.
4. Сухов А. Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. обучения. - М.: Академия, 2002.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
DIAGNOSIS OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CONSTRUCTING AN PERSONAL TRAJECTORY FOR DEVELOPING OLDER PRE-SCHOOL AGE CHILDREN'S COGNITIVE READINESS TO STUDY AT SCHOOL
А. В. Качалова
В статье описываются педагогические условия конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, способствующие эффективности данного процесса.
Ключевые слова: индивидуальная траектория формирования познавательной готовности к обучению в школе.
A. V. Kachalova
The article examines pedagogical conditions of constructing a personal trajectory for developing older pre-school age children's cognitive readiness to study at school which make this process more effective.
Keywords: personal trajectory for developing cognitive readiness to study at school.
Под педагогическими условиями мы понимаем взаимосвязанную совокупность объективных возможностей, содержания, форм и методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании целей и задач.
Для выявления комплекса педагогических условий, способствующих формированию познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе, нами определены такие пути: выявление социального заказа общества; анализ особенностей педагогического процесса в учреждении дошкольного образования; выявление специфики и особенностей процесса формирования познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе; использование возможностей личностно-деятельностного, системного, герменевтического и комплексного подходов; учет результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы.
Необходимо отметить, что в нашем исследовании индивидуальная траектория является ведущим элементом в
формировании познавательной готовности детей к обучению в школе, и мы рассматриваем комплекс педагогических условий как то, что обеспечивает успешность формирования познавательной готовности детей к обучению в школе. Их содержательное описание функционально подчинено структуре, содержанию и этапам конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности.
Анализ проблемы формирования познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе по обозначенным выше направлениям позволил нам выделить следующий комплекс педагогических условий, эффективность которого проверялась в ходе опытно-поисковой работы:
Первое педагогическое условие - сохранение целостности развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения. Данное условие предусматривает единство процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое, и рассмотрение процесса форми-
37
рования познавательной готовности старших дошкольников к школьному обучению как процесса, который усилиями педагогов приближается к уровню целостности путем разрешения противоречий между целостностью личности дошкольника и специально организуемым влиянием на него.
Это утверждение проецируется в несколько позиций: целеобусловленное содержание процесса формирования познавательной готовности старших дошкольников к школьному обучению, то есть содержание образовательного процесса в детском саду наряду с общими целями предусматривает формирование следующих компонентов познавательной готовности: мотивационно-потребност-ный, интеллектуально-операционный и волевой; подчинение организационного «поля» образовательной среды процессуальному обеспечению через конструирование содержания образования и развивающей среды дошкольного учреждения, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (педагоги, родители, дети), социально значимые взаимодействия и отношения между участниками образовательного процесса; технологическое сопровождение процесса формирования познавательной готовности старших дошкольников к школьному обучению через конструирование индивидуальной траектории развития компонентов познавательной готовности.
Второе педагогическое условие - разработка комплекса специальных занятий, ориентированных на формирование учебно-познавательной компетенции и познавательной готовности дошкольников к школе. В данном условии предусматривается разработка специальных занятий для детей. Эти занятия подразделяются на несколько групп.
Первая группа - занятия под общим названием «Путешествие в школьную страну», содержание которых направлено на систематическую углубленную работу по усвоению детьми знаний о школе как особом социальном институте.
Вторая группа - занятия, содержание которых направлено на формирование навыков умственной работы, развитие способностей к обобщению и самостоятельному нахождению связей между явлениями, умение выполнять различные умственные действия в новых ситуациях.
Третья группа - занятия, содержание которых направлено на формирование компонентов познавательной готовности к школьному обучению (мотивационно-потреб-ностного, интеллектуально-операционного и волевого).
При содержательном наполнении занятий мы опирались на такие принципы отбора содержания знаний: доступность и учет личного опыта ребенка; связь с повседневной жизненной практикой; обогащение и расширение имеющихся представлений детей; востребованность полученных знаний при последующем обучении в школе [1, с. 102].
Главным требованием к отбору содержания указанных нами групп специальных занятий является соотношение представляемых детям знаний с выделенными компонентами познавательной готовности к школьному обучению, что выражается в следующих требованиях: вовле-
38
чение детей в решение проблемно-поисковых задач, создаваемых на основе этого материала и тем самым активизация познавательной деятельности детей, стремления к усвоению знаний; использование детьми различных приемов умственной деятельности, развитие у них способности к сравнению, обобщению, анализу и синтезу; повышение уровня самоорганизации, самоконтроля и самооценки результатов деятельности, а также произвольного внимания. [1, с. 105].
Третье педагогическое условие - разработка технологической карты конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности старших дошкольников к школе. При личностно ориентированных технологиях в центр образовательной системы ставится личность ребенка, которому создаются комфортные условия развития, реализуются его природные потенциалы, а сам ребенок рассматривается как приоритетный субъект, являющийся целью образовательной системы, что в нашем исследовании понимается как познавательная готовность к обучению в школе.
Сущностью личностно ориентированных технологий является индивидуализированная система научных знаний и практических умений, оказывающих влияние на поведение человека с целью его изменения. Именно поэтому основной акцент мы делаем на конструирование индивидуальной траектории формирования познавательной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося.
Задача состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ребенка. Такой зоной может стать личностная траектория обучения. Выстраивание индивидуальных образовательных траекторий детей должно проходить на основе принципов: личностного целеполага-ния; выбора индивидуальной образовательной траектории; межпредметных связей; продуктивности обучения; первичности образовательной продукции учащихся; ситу-ативности обучения; образовательной рефлексии.
В контексте формирования познавательной готовности дошкольника к обучению в школе мы сформулировали миссию индивидуальной траектории: персональный путь реализации личностного потенциала каждого ребенка. Содержательно-целевое наполнение индивидуальной траектории состоит в содержательных элементах и проецируемой деятельности.
Содержательные элементы: наличие индивидуального образовательного маршрута, содержательный компонент, способ реализации и прохождения ребенка по индивидуальному маршруту формирования познавательной готовности к обучению в школе.
Проецируемая деятельность: Чему учить? Что должно измениться в личности? Как учить? Как воспитывать? Как организовать педагогическое взаимодействие и общение? Основные элементы индивидуальной деятельности: смысл деятельности (зачем я это делаю?), постановка
личной цели (предвосхищаемый результат), план деятельности, реализация плана, рефлексия (осознание собственной деятельности), оценка, корректировка или переопределение целей.
Основным технологическим сопровождением индивидуальной траектории формирования познавательной готовности к обучению в школе является индивидуальная программа, которая включает: результат, которого необходимо достичь; этапы, которые должен пройти ребенок для достижения цели; инструментарий; необходимость и степень педагогической помощи и поддержки.
Четвертое педагогическое условие - организация непрерывного мониторинга уровня познавательной готовности детей к обучению в школе, соответствующего этапам конструирования индивидуальной траектории ребенка. При проведении мониторинга мы придерживались этапов конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности детей к обучению в школе.
Исходно-определяющий этап мониторинга сосредоточен на нескольких направлениях, обеспечивающих целостную картину изучаемого явления.
Во-первых, анализ и изучение образовательного пространства, в котором находится ребенок как субъект деятельности, направленной на формирование познавательной готовности к обучению в школе, и деятельности педагогов, осуществляющих данный процесс.
Во-вторых, изучение согласования действий всех субъектов образовательного процесса: как осуществляется взаимодействие родителей и педагогов, родителей и детей, детей и педагогов, как взаимодействие всех субъектов образует новый продукт образовательной деятельности, какие формы и методы организации педагогического процесса оказывают существенное влияние на формирование познавательной готовности детей к обучению в школе.
В-третьих, изучение потребностей субъектов образовательного процесса, связанных с формированием познавательной готовности к обучению в школе; изучение перехода на новый уровень формируемого качества субъектов образовательного процесса.
Диагностико-прогностический этап мониторинга связан с процессом мониторингового прогнозирования в определении цели и задач формирования познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе; структурированием критериев и показателей познавательной готовности детей к обучению в школе; выбором способа установления реальных достижений ребенка.
Процессуально-тактический этап мониторинга непосредственно связан с разработкой индивидуальной карты формирования познавательной готовности детей к обучению в школе через изучение индивидуальных возможностей, трудностей, испытываемых детьми; определением путей устранения трудностей, определением индивидуальных заданий и изучением эффективности выбранных приемов, способствующих продвижению ребен-
ка к заданной педагогом цели, через определение тактики «индивидуального обращения» к имеющемуся личностному ресурсу ребенка.
На данном этапе мониторинга осуществляется структурирование процесса формирования познавательной готовности детей к обучению в школе в результате разработки комплекса групповых занятий и индивидуальной траектории, которые расширяют возможности и обогащают процесс формирования познавательной готовности детей к обучению в школе.
Аналитический этап мониторинга направлен на отслеживание результатов формирования познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Это оценка состояния познавательной готовности ребенка к обучению в школе с помощью разнообразных диагностических процедур, сопоставление полученных результатов с первоначальными, выводы и определение эффективности индивидуальной траектории для каждого конкретного ребенка.
Описанное условие позволяет образовательной среде дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования познавательной готовности детей к обучению в школе расширять спектр информации о данном процессе, совершенствовать пути и средства его осуществления.
В целом комплекс педагогических условий предстает как проект развивающих мер, направленных на формирование познавательной готовности детей к обучению в школе, который служит основой для конструирования индивидуальной траектории названного процесса.
Данные педагогические условия мы определили как:
• сохранение целостности развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения;
• разработка комплекса специальных занятий, ориентированных на формирование познавательной готовности дошкольников к школе;
• разработка технологической карты конструирования индивидуальной траектории формирования познавательной готовности старших дошкольников к школе;
• организация непрерывного мониторинга уровня познавательной готовности детей к обучению в школе, соответствующего этапам конструирования индивидуальной траектории ребенка.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Земцова Т. В. Умственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с явлениями неживой природы: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1982.
2. Абрамовских Н. В. Педагогический мониторинг воспитания познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе: Дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999.
3. Качалова Л. П. Личностная педагогика. - Ша-дринск: Изд-во ШГПИ, 2007.
39