ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2006. № 3
ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Р.Н. Джапарова
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ
Рынок услуг профессионального образования — совокупность экономических и социальных отношений между производителями и потребителями данныгх услуг, а также между другими субъектами, организующими и направляющими эти связи. Другими словами, рынок образовательных услуг — это форма общественной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, установленной с помощью посредников или без их участия, в процессе которой окончательно признается или отрицается общественная необходимость конкретного вида образовательной услуги, а продавцы и покупатели завершают процесс обмена ценностями. В результате такой общественной коммуникации, как рынок, более рационально используются общественные ресурсы, в данном случае ресурсы страны в отношении системы образования. На сегодня рынок образовательных услуг — один из механизмов удовлетворения образовательных потребностей людей.
Необходимо регулирование рынка услуг профессионального образования с целью обеспечения его сбалансированного состояния и развития. Сбалансированность рынка услуг профессионального образования (УПО) — это такое его состояние, когда имеют место следующие характеристики, причем одновременно, в комплексе: а) предложение образовательных услуг по общему объему увеличивается, при этом качественные и потребительские характеристики предлагаемых услуг в целом улучшаются; б) товарное предложение услуг превышает спрос на некую нормальную величину, это превышение носит более или менее стабильный характер, в результате рынок предоставляет достаточный потребительский выбор; в) происходит беспрепятственная реализация образовательных продуктов и образовательных услуг, и важной предпосылкой такой бесперебойной реализации является достаточная платежеспособность потребителей, позволяющая им на удовлетворительном уровне обеспечивать свои основные жизненные потребности, в том числе получение профессионального образования, отвечающего требованиям как экономики, так и цели полного раскрытия потенциала человеческих сил индивидуума; г) нет
3 ВМУ, экономика, № 3
33
дефицита, равно как нет и затоваривания на важнейших, основных и даже мелких сегментах образовательного рынка.
Можно выделить следующие характерные черты рынка УПО:
1. Услуга профессионального образования, потребляемая в качестве товара, является довольно дорогостоящей для отдельного человека (относительно других образовательных услуг, взятых в сопоставимом измерении). И это одна из причин, по которым целесообразно, чтобы человек получал УПО главным образом как общественный продукт.
2. Потребительские права покупателя нуждаются в особой защите.
3. Объемы производства и уровень качества УПО обязательно должны несколько превышать потребительские требования и ожидания самого обучаемого.
4. Рынок УПО сильно зависит от большой политики.
5. Содержание, объемы и качество предоставляемых УПО и в целом ситуация на рынке этих услуг всегда находились и будут находиться под пристальным общественным вниманием.
6. Выраженное влияние на спрос и потребление УПО оказывают социально-психологические установки молодежи вообще и в данной стране в частности.
7. Спрос на УПО после удовлетворения может не исчезнуть, как это обычно бывает со спросом на обычные товары, а, наоборот, начать наращиваться, поскольку обучаемый, возможно, пожелает углубиться в область тех или иных знаний или заинтересуется проблемами смежных наук. Поэтому учебные заведения должны иметь «запас интеллектуальной прочности».
8. Деловая активность на рынке УПО имеет специфический сезонный характер в календарном году и жизненном цикле человека.
9. Субъект рынка УПО в определенных условиях может выступать в разной роли: в одном случае — производителя образовательных услуг, в другом — только их покупателя, а в третьем — одновременно и покупателя и потребителя этих услуг.
10. Если для многих других товарных рынков характерно стремление производителей иметь информацию о нуждах потребителей, то рынку УПО присуще обратное — стремление самих клиентов (абитуриентов и студентов) получать как можно больше информации о производителях образовательных услуг (о профессиональных учебных заведениях).
Можно констатировать, что в Кыргызстане в настоящее время сформировался довольно развитый рынок услуг высшего профессионального образования. Возникла рыночная конкуренция вузов. И в целом образовательная реформа в Кыргызстане к 2003 г. достигла
своей главной начальной цели — в системе образования сделан поворот к рынку. Особенно быстро коммерциализировался сектор высшего образования.
С 2003 г. в Кыргызстане начался новый этап реформирования системы образования. Одними из главных задач данного этапа являются повышение качества профессионального образования и усиление ориентации системы профобразования на удовлетворение запросов рынка труда и экономики.
I. Правительству Кыргызской Республики рекомендуется в период 2005—2010 гг. осуществить следующие меры:
1. Ежегодные кадровые госзаказы на специалистов высшей квалификации следует довести до уровня полного обеспечения каждой очередной новой волны потребности организованной экономики в специалистах этого профессионального уровня с учетом уровня этого удовлетворения за прошлые годы. Под «очередной новой волной потребности» имеется в виду «потребность в первом высшем образовании населения». «Потребности в кадрах организованной экономики» — это потребности отечественного рынка труда плюс кадровые потребности общественного сектора экономики данной страны (т.е. потребности в государственных служащих и кадрах для общественных организаций). Иначе говоря, нами рассматриваются кадровые потребности организованной экономики, а именно кадровые потребности страны, куда не входят потребности в кадрах секторов семейных хозяйств и индивидуальной трудовой деятельности, а в нынешних условиях республики — также кадровые потребности теневой экономики
Важной задачей является финансирование в полном объеме первого высшего профессионального образования каждого желающего, кто может успешно справиться с программой высшей школы и кто будет отобран на конкурсной основе в рамках объемов государственных (общественных) заказов на кадры.
Полное финансирование образования высших уровней менеджмента по первому высшему образованию будет способствовать тому, что государственные вузы перестанут экономить на качестве обучения. Экономия в определенной мере вызвана тем, что государство сейчас недофинансирует учебу бюджетных студентов. Это «недофинансирование» государственные вузы перекрывают доходами от коммерческого (контрактного) обучения. Сегодня подавляющая часть крупной и значительная часть средней индустрии республики либо простаивает, либо работает плохо и неритмично. Чтобы сектора, составляющие «остов» национальной экономики, заработали более эффективно, нужны управленцы высшей квалификации и нового уровня. Условия «переходности общества» (повышенной неопределенности), про-
должающийся научно-технический прогресс и новое геополитическое положение республики повысили требования к квалификации работников, особенно специалистов. Полное госфинансирование образовательной деятельности государственных вузов по первому высшему образованию будет способствовать повышению качества обучения этих специалистов.
2. Полное финансирование позволит пополнить кадры высшего уровня менеджмента преимущественно не из среды средней и богатой прослойки общества, как это происходит сейчас в республике, а из других слоев населения. Изначально обедняется стартовый природный потенциал интеллекта будущих руководителей производств, отраслей и страны в целом. Кроме того, нарушена социальная справедливость в обществе. Сегодня Кыргызская Республика идет к тому, что интеллектуальный труд становится доступным только материально обеспеченным людям (как в давние эпохи — только относительно узкому слою населения). Это рано или поздно приведет к социальной напряженности и, возможно, к катастрофе в общественной системе страны. Дальше нельзя откладывать решение вопроса о расширении экономической доступности высшего профессионального образования. В настоящий период именно ступень высшего образования оказалась более всего коммерциализированной и тем самым более всего отодвинутой от народа по экономической доступности (с «правовой доступностью» все обстоит нормально).
3. Полное финансирование подготовки кадров специалистов высшей квалификации в пределах госзаказов (размеры которых, согласно нашей концепции, должны намного возрасти против нынешних объемов) — задача практически выполнимая. Общественное производство республики примерно наполовину стало мелкотоварным: доля мелкого и среднего бизнеса в ВВП составляет 42,7%1 Относительно успешно работает мелкий бизнес и некоторая часть среднего бизнеса, где нужны в основном квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена управления. Мелкотоварность производства при неизменности других факторов уменьшает потребность в менеджерах именно высшей квалификации.
4. Полное финансирование получения населением первого высшего образования в объемах госзаказов, которые стопроцентно покрывают потребности организованной экономики в дипломированных специалистах высшей квалификации, — это реаль-
1 Плоских Е.В. Закономерности и особенности формирования трудового потенциала молодежи в условиях рыночных преобразований (на материалах Кыргызской
Республики): Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. Бишкек, 2004.
но, поскольку людей с высшим образованием в общей численности взрослого населения республики (15 лет и старше) сравнительно мало — порядка 10—12%. Это эмпирически сложившаяся цифра в течение продолжительного времени, включая советский период, когда экономика работала на полную мощность. Следовательно, такова же примерно кадровая потребность в них. Поэтому республике нетрудно, поднатужившись, взять на себя наряду со школьным образованием полные расходы по первому высшему образованию населения. Подчеркнем еще раз, что подготовка специалистов высшей квалификации не должна быть массовой.
«Финансирование в полном объеме» следует понимать как финансирование каждого желающего, того, кто может именно успешно справиться с программой высшей профессиональной школы, т.е. кто отобран на конкурсной основе, причем в рамках объемов государственных или общественных заказов на кадры при условии, что это первое высшее профессиональное образование.
5. Специальное профессиональное образование каждого, кто способен и желает его иметь, — важнейшее условие прогрессивного развития страны и вообще человеческой цивилизации. Но для отдельного человека образование как покупка менее важно, чем, например, хлеб или жилье. И это естественно. Поэтому образование, в том числе профессиональное высшее, должно быть главным образом общественным продуктом. Систему образования, в том числе высшего профессионального, не следует считать компонентом экономической системы, непосредственным образом приносящим доходы в государственную казну, как обычные другие отрасли. Система образования — фактор прибыли в масштабе общества.
6. Услуга высшего профессионального образования из числа образовательных услуг, как отмечалось, самая дорогостоящая. Население же Кыргызстана больше чем наполовину сейчас бедное: «По данным ПРООН, более 60% населения Кыргызстана является крайне бедным, а более 80% — бедным... Растет дифференциация доходов: коэффициент Джини повысился с 0,2 в 1991 г. до 0,43 в 2000 г.»2. Если бы за последующие 2001—2004 гг. фактическая ситуация улучшилась (согласно отчетам правительства республики, бедность в эти годы якобы существенно сократи-
2 См.: Иманалиева Ж.Т. Решение проблем безработицы в Кыргызстане // Непрерывное образование в новом информационном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции 11—12 июня. 2001 г. (Институт непрерывного образования при Бишкекском Гуманитарном университете).
Ч. 3. Бишкек, 2001.
лась), то вряд ли в Кыргызстане 24 марта 2005 г. произошла бы революционная смена высшей политической власти. В этой ситуации подавляющая часть населения республики сможет (в материальном отношении) учиться в вузах, пожелает туда пойти учиться, если им высшее образование дадут бесплатно (первое высшее образование). Следовательно, разумно, чтобы финансирование первого высшего образования в республике носило исключительно общественный характер (т.е. осуществлялось полностью из общественного или государственного финансового фонда).
Перечисленные мотивы дают основание для принятия Правительством республики решения об увеличении приема в вузы бюджетных студентов, доведения их числа до уровня полного покрытия ежегодной первичной потребности в специалистах со стороны организованной экономики (конечно, речь идет о ее «открытой» части, так как теневая экономика «по-своему» тоже является организованной экономикой).
В качестве иллюстрации практики государственного финансирования высшего образования в других странах (удельная доля государственного финансирования характеризует степень присутствия рыночных отношений в данной отрасли) отметим, что в США, например, доля поддержки из частных фондов составляет лишь 1/3 общих доходов вузов3. «На сегодняшний день основным источником финансирования высшего образования в США, Великобритании и ФРГ является государственный бюджет...»4 В Кыргызстане противоположная ситуация. Об этом говорит то, что в 2003 г. «в среднем по республике в государственных вузах количество контрактных студентов приблизилось к 77 %»5, сюда же следует прибавить 16 негосударственных вузов, в которых обучалось 15,1 тыс. человек.
Напрашивается вопрос: зачем Кыргызстан впустил столько «рыночного» в свой сектор высшего образования, если решил во всем следовать примеру США и других развитых стран? Итак, в настоящее время в республике соотношение коммерческого и государственного каналов предоставления населению высшего про-
3 Джусенбаев Ш.Дж. Мировые тенденции развития высшего образования во второй половине XX века: Автореф. ... докт. экон. наук: 13.00.01. Бишкек, 1999. С. 17.
4 Кочербаева A.A. Финансирование образования в переходный период // Стратегические проблемы и перспективы экономики Кыргызстана: Материалы международной научно-практической конференции 29 мая 2003 г. (Кыргызско-Рос. Славян. ун-т). Бишкек, 2003.
5 Болджурова И. С. Качество образования — главный критерий доверия // КутБИЛИМ. Бишкек, 2003. 16 мая.
фессионального образования составляет примерно 80:20 процентов соответственно, что явно нежелательно для будущего страны.
При решении вопроса о том, какое количество экономически активных людей должно иметь высшее профессиональное образование, следует учитывать: а) сколько в целом специалистов высокого уровня общество считает нужным подготовить; б) экономические возможности страны; в) к какой модели общественной системы стремится страна. Поскольку в условиях безработицы желающих учиться в вузе бесплатно найдется много, нужно руководствоваться прежде всего потребностями и задачами страны, вместе с тем брать во внимание и высокое значение образования в жизни человека и общества.
Как отмечалось, в настоящее время в Кыргызстане удовлетворяются потребности в образовании главным образом небольшой, а именно материально обеспеченной части населения.
К сожалению, такой подход планируется сохранить до 2010 г.6 Его реализация в рамках действующего Закона об образовании станет очередной социальной и экономической ошибкой руководителей страны, которая может повлечь за собой новый виток обострения социальной нестабильности. Итак, произошло сокращение социальной базы отбора на учебу в вузы. Это отрицательно сказалось на качестве всего образования студентов вузов. В дальнейшем это скажется на качестве управления экономикой и страной в целом (если не сказать, что это уже происходит сегодня).
Вспомним, как в середине прошлого века капиталистические, или «рыночные», государства мечтали сделать у себя высшее образование «массовым» явлением и как во второй половине XX в. наиболее развитые страны Северной Америки (США и Канада), а также страны Западной Европы начали предпринимать активные усилия в этом направлении. Эти процессы обстоятельно описаны Ш.Дж. Джусенбаевым и в определенной мере Э. Касымовой, С. Курманбаевым, Ф. Тудукуловым7.
Зачем же Кыргызстан так активно движется «назад» — от некогда достигнутого уровня массовости высшего профессионального образования к социальной элитарности, т.е. к возможности получения его только избранной и богатой прослойкой общества. Это неразумно!
6 Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2010 года. Одобрена Постановлением Правительства КР от 29 апреля 2002 г., № 259.
7 См.: Джусенбаев Ш.Дж. Мировые тенденции развития высшего образования во второй половине XX века. Бишкек, 1997; Касымова Э., Курманбаев С., Тудуку-лов Ф. Менеджмент в образовании: Учебное пособие для вузов. Бишкек, 2001.
Можно ужесточить требования к уровню подготовки конкретного человека (т.е. повысить интеллектуальную элитарность высшего образования), можно несколько сократить прием обучающихся бесплатно, однако нужны некие рубежи этого движения «назад».
Что это за государственный заказ, если специалист-заказник ищет себе работу наравне с «незаказанными» выпускниками? Получается, что «это» не государственный заказ, а всего лишь акт финансовой поддержки государством системы высшего образования.
Кадры высшей квалификации, подготовленные в рамках госзаказов, должны получить работу. Нужно вернуть порядок государственного распределения на работу выпускников, на обучение которых были выделены средства из бюджета, т.е. возродить традицию, когда выпускники отрабатывали потраченные на них народные деньги в течение определенного периода. Систему «отработки» нужно расширить. Имеющуюся сегодня практику (медики, школьные учителя) следует распространить и на выпускников, получающих управленческие и экономические специальности.
Таким образом государство может помочь приоритетной части предприятий экономики в решении проблем кадрового обеспечения.
Возникает вопрос: где взять средства для финансирования столь резкого увеличения в вузах республики количества бюджетных студентов? Для реализации данной задачи следует: 1) ввести небольшой целевой образовательный налог; 2) немного повысить некоторые из существующих налогов; 3) попытаться найти возможность небольшого перераспределения расходов внутри государственного бюджета.
Эти три шага целесообразно сделать одновременно, тогда нагрузка сбора средств равномерно распределится по каналам источников и социальное напряжение, которое может возникнуть в связи с предпринимаемыми усилиями, будет минимизировано.
Вопросы определения конкретных размеров нового налога, повышения существующих налогов и перераспределения расходов внутри госбюджета требуют специального или дополнительного исследования. Здесь мы ограничимся лишь разработкой подходов к решению проблемы реформирования системы высшего образования.
Данные шаги назовем первым каналом финансирования, поскольку все они представляют собой перераспределительную функцию государства.
Первый канал должен дать, как нам представляется, примерно 80% всей необходимой суммы, на эти 80% нужно будет удовлетворить кадровую потребность в специалистах высшего звена.
Формирование остальных 20% можно осуществлять следующим образом:
1) государственным вузам необходимо активно развивать систему целевых заказов предприятий на кадры специалистов высшей квалификации. Например, АО «Кыргызтелеком» оплачивает высшее образование некоторым своим постоянным работникам. Сегодня таких предприятий единицы, но надо, чтобы их стало больше. Вузы должны проявить инициативу, а не ждать кадрового заказа. В частности, они могли бы создать у себя специальную службу, которая стала бы «раскручивать» финансово устойчивые предприятия. На наш взгляд, необходимо активизировать организационную работу. Сейчас очень ослабла целевая подготовка кадров, особенно в сфере высшего образования;
2) надо более активно привлекать добровольные взносы общественности республики на поддержку государственных вузов — этот канал сегодня работает на многие другие благотворительные дела;
3) следует увеличить приток средств международных фондов («брать, пока дают», не принося в жертву национальные интересы) для финансовой поддержки государственных вузов республики. Этот канал в республике тоже не бездействует, однако в некоторых проектах много средств уходит «обратно», а именно на исследования самими международными сообществами «переходных» проблем в республике.
Подчеркнем, что вместо терминов «государственные расходы на образование» и «государственный заказ» лучше использовать термины «общественный или консолидированный образовательный фонд» и «общественный кадровый заказ». Обществу следует привыкать к мысли, что в современных условиях сфера образования не может быть чисто государственной или дотационной, что нужно всем обществом через ряд новых форм финансирования решать поставленные задачи.
Сейчас оценку уровня финансирования сферы образования принято проводить по двум показателям: в процентах к ВВП и в процентах к расходной части госбюджета. Целесообразно оставить только последний процентный показатель. Дело в том, что в нынешних политических условиях статистическое исчисление суммы ВВП вызывает споры. Расходы же госбюджета — это реальные деньги, точность учета которых очевидна.
Рубежи отката назад — нижняя величина расходов на образование в % к ВВП или в другом исчислении (отдельной строкой должны быть определены расходы на профессиональное образование, обозначены ступени профессионального образования). Эти показатели должны отражать гарантированные социальные стандарты жизни государства.
В дальнейшем эти нормативы периодически должны пересматриваться, но только в сторону повышения, поскольку образованность населения была и останется неотъемлемой составной частью производительных сил общества. И для правительства, и для народа важно, чтобы принцип приоритетности государственной образовательной политики, декларируемый в Законе КР «Об образовании», имел по важнейшим моментам (в данном случае по финансовому аспекту) конкретные количественные рамки, особенно в условиях переходного времени.
Словом, сферу образования, в том числе сектор высшего образования, в соответствии с действующим законодательством следует вывести на приоритетное государственное или консолидированное финансирование.
II. Правительству рекомендуется принять меры по уменьшению числа контрактных студентов и за счет этого — всего контингента студентов в вузах республики.
За период 1991—2003 гг. население увеличилось на 15%, а число студентов вузов в расчете на 10 000 человек возросло в 3 раза, в 2003 г. эта цифра составляла 406 студентов вузов на 10 000 человек. Число образованных людей растет, однако система высшего образования, профессиональное образование должны развиваться пропорционально экономике страны, а не сами по себе, как это происходит в республике сегодня.
Известно, что размеры сегодняшнего реального ВВП в республике все еще значительно ниже уровня 1990-го г. Сравнивать цифры ВВП и другие показатели последних четырнадцати лет, в особенности абсолютные значения, — бессмысленное занятие: в эти переходные годы инфляция достигала такого уровня, что сопоставление реального веса советской и нынешней кыргызстан-ской валюты стало трудной задачей. Быстро делать анализ можно только по ближним и смежным годам. Также надо учитывать, что значительная часть экономики республики стала «теневой», и эта часть, по всем оценкам, не убавляется, а, наоборот, растет. Поэтому национальная официальная статистика дает лишь приблизительные сведения о состоянии экономики.
Согласно исследованиям международных организаций, средневзвешенный показатель роста реального ВВП в странах СНГ за период 1989—2000 гг. оценивается на уровне 59%8. По показателю низких темпов восстановления объемов ВВП не исключением является и наша республика. На этом «нехорошем» общем фоне «Кыргызстан вошел за годы независимости в десятку стран мира
8 Доклад о процессе перехода / Ежегодный доклад Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). 2001. С. 18.
по наибольшей численности студентов вузов на 10 тыс. населе-ния»9.
Итак, рост числа вузовских студентов очень сильно обгоняет темпы роста населения, темпы развития соответствующего сегмента рынка труда и темпы увеличения общей кадровой потребности страны в специалистах высшей квалификации. Мы понимаем, что в годы ломки экономической системы оправданны опережающие темпы подготовки новых кадров. Однако считаем, что разница в темпах не должна быть столь разительной.
Для уменьшения числа контрактных студентов и за счет этого общего контингента студентов в вузах республики подготовку кадров по первому высшему профессиональному образованию следует предоставить только государственным вузам; по второму, третьему и т.д. высшему образованию — только негосударственным вузам.
Другими словами, мы предлагаем разделить образовательное поле между государственным и негосударственным секторами высшего профессионального образования.
В результате этого количество негосударственных вузов начнет уменьшаться, что приведет к сокращению контингента обучаемых лиц, ибо объемы потребностей населения в образовательных услугах будут незначительными по сравнению с объемом потребностей в первом высшем образование. Негосударственные вузы получат возможность (согласно нашей концепции дальнейших шагов образовательной реформы) обучать тех, кто уже однажды получил высшее образование.
Таким образом, негосударственный сектор вузов станет заполнять нишу, где госзаказ не нужен, т.е. станет средством оперативного реагирования системы профессионального образования на резкие конъюнктурные колебания потребностей рынка профессионального труда и общей кадровой потребности организованной официальной экономики.
Нельзя согласиться с Ш.Д. Джусенбаевым, который считает, что одним из «основных принципов госполитики стран СНГ» должно быть «признание частного сектора образования как равноправной составной части государственной системы образования»10. Эти секторы не должны быть равноправными в возможностях развития.
Негосударственный сектор высшего профессионального образования обязательно нужен современному Кыргызстану. Однако
9 Акматов А. Взаимодействие рынков труда и образовательных услуг в условиях переходного периода (на материалах Кыргызской Республики): Автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. Бишкек, 2004. С. 3.
10 Джусенбаев Ш.Дж. Мировые тенденции развития высшего образования во второй половине XX века: Автореф. ... докт. экон. наук. С. 28.
надо уменьшить его объемы посредством изменения задач, которые он должен решать.
На откуп рыночному регулированию и, следовательно, на полное самофинансирование можно оставить следующие ступени и направления профессионального образования: а) второе, третье и т.д. по счету высшее профессиональное образование; б) образовательные курсы и образовательно-культурные мероприятия, ориентированные на общее развитие человека сверх объемов, заложенных в государственных образовательных стандартах, при этом эти мероприятия должны продолжаться, начиная с яслей и в течение всей жизни человека; в) многие курсы повышения квалификации и переподготовки профессиональных кадров; и др.
Со временем такая «разделительная» мера приведет к сокращению общего контингента студентов в вузах республики. А удельный вес госбюджетных студентов возрастет за счет: а) роста абсолютной численности бюджетных студентов в связи с увеличением размеров государственных заказов (предоставляемых только государственным вузам и распределяемых равномерно среди всех слоев населения) до уровня полного удовлетворения очередной новой волны кадровой потребности со стороны организованной официальной экономики; б) уменьшения в стране общей численности вузовских студентов за счет того, что в негосударственных вузах нельзя будет получить первое высшее образование.
В стране в системе высшего профессионального образования должен доминировать государственный сектор. Насколько именно он должен превалировать над негосударственным сектором высшего образования, сказать пока трудно. Требуются большие и специальные расчеты. Полагаем, что надо стремиться к тому, чтобы по стране данный образовательный госсектор составлял порядка 80%.
Сегодня превалируют негосударственные вузы. Говоря это, мы отклоняемся от официальной статистики, согласно которой доля негосударственного сектора по числу студентов сегодня составляет только 7,4%. Мы говорим о фактическом соотношении численности бюджетных и контрактных студентов, включающем наличие последних в государственных вузах. Фактический негосударственный сектор составляет около 80%. Мы предлагаем изменить это соотношение с точностью до наоборот.
Следует сказать, что в ближайшие годы национальная статистика предоставляет более реальные сведения об объеме коммерциализированного высшего образования. Так, в соответствии с новым Законом КР «Об образовании» от 30 апреля 2003 г. часть государственных вузов (начиная с сентября 2005 г.) будет реорганизована в акционерные общества (это та часть госвузов, которая
не войдет в отборочный правительственный список). Произойдет разгосударствление. Уменьшится общее число государственных вузов и соответственно увеличится общее число негосударственных вузов. Хотя в статистических ежегодниках численность контрактных студентов в рамках государственных вузов, попавших в отборочный список, по-прежнему в официальном исчислении будет показываться полностью как «государственный сектор», а значит, как «^коммерциализированный сектор высшего образования», все равно официальное число псевдогосударственных вузов уменьшится. Одновременно с разрешением на акционирование государство намеревается осуществить в настоящий период полную административную ревизию всех вузов и их филиалов. Эта кампания с перепрофилированием и закрытием государственных и негосударственных вузов и их филиалов, не отвечающих нормативным требованиям, уже идет со второй половины 2003 г.11 и положительно влияет на качество высшего образования населения.
В 1993 г. Министерством образования были даны рекомендации государственным вузам соблюдать при приеме определенное соотношение бюджетных и контрактных студентов, однако это ни к чему не привело. Натиск коммерциализации на уровне отдельных государственных вузов сдержать не удалось. Поэтому вместо «рекомендаций», «внутриведомственных барьеров», а может быть, и наряду с ними нужно принять запретительные законодательные меры, а именно внести поправки в Закон об образовании, где четко обозначить различное образовательное поле для государственных и негосударственных вузов. Другого пути освободиться от проблемы перепроизводства специалистов высшей квалификации по значительному количеству специальностей в Кыргызской Республике нет. Ждать, когда стихийный спрос сбалансирует товарное предложение, в данном случае нельзя. Негативные экономические и социальные последствия несбалансированности системы профобразования и экономики гораздо ощутимее, чем последствия других отраслевых диспропорций. Это обстоятельство вместе с другими факторами объясняет, почему образование (все его ступени) многие века являлось общественным благом, а в более поздние этапы цивилизации оставалось главным образом общественным продуктом. Рыночный сектор образования и сегодня должен остаться в значении вспомогательного элемента.
11 Выступление начальника отдела по контролю за качеством профессионально-технического, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования А.Б. Шамшиева по национальному радио «АчыкСоз» 3 февраля 2004 г.
Разделение образовательного поля резко увеличит конкурс в государственные вузы. Наряду с большим расширением социальной базы отбора в вузы оно приведет к тому, что в государственных вузах страны станет обучаться самая талантливая часть абитуриентов.
Государственные вузы должны являть собой образец учебного процесса для негосударственного сектора высших учебных заведений, быть первым полигоном внедрения прогрессивных образовательных технологий. В настоящий момент в республике этого не наблюдается.
III. Правительству рекомендуется законодательно закрепить показатель «уровень удовлетворения кадровых потребностей организованной экономики (конечно же, за минусом теневой экономики, которой быть не должно)» как критерий социальной оценки работы вузов, причем как государственных, так и негосударственных. Другими словами, необходимо ввести маркетинговую аттестацию вузов.
Влиять на сознательность ректоров, конечно, тоже нужно. Но лучше разработать административные меры и одновременно моти-вационные стимулы.
Маркетинговую аттестацию вузов следует проводить по показателю трудоустройства ими своих выпускников в течение первых двух лет для негосвузов и пяти лет для госвузов и рассчитывать его делением числа трудоустроенных и трудоустроившихся выпускников на объем их выпуска данным вузом отдельно по каждой специальности. Для госвузов это лица трудоустроенные, а для негосвузов — лица, трудоустроившиеся при содействии вуза. Например, выпуск по специальности «А» в государственном вузе составил 50 человек, в негосударственном вузе — тоже 50 человек. В течение первого года после окончания учебы трудоустройство составило у первого вуза, допустим, 90%, у второго вуза — 45%. К концу второго контрольного года этот процент трудоустройства, к примеру, поднялся и составил в государственном вузе 100%, в негосударственном вузе — 70%. Предложенный показатель характеризует степень количественного удовлетворения кадровых потребностей организованной официальной экономики приблизительно, но зато не требует для расчета специальных финансовых затрат и прост для понимания.
Чтобы лучше защитить потребительские права бюджетных студентов, надо продлить в обсуждаемом ныне законопроекте о высшем образовании12 срок ответственности государства за их трудоу-
12 Законопроект Кыргызской Республики «О высшем профессиональном и послевузовском образовании» // КутБИЛИМ. 2004. 12 марта.
стройство с двух лет (как предусмотрено в статье 20 данного законопроекта), допустим, до пяти лет. От такой меры увеличится отдача от бюджетного высшего образования, которую получат страна и сам человек. Ведь затраты государства, времени и сил обучаемых лиц длятся целых пять лет, поэтому два года — очень заниженный срок. В условиях сегодняшней высокой безработицы бюджетный выпускник заинтересован в продлении ему гарантированного права на труд после получения специальности.
Предлагаю в рассматриваемом законопроекте о высшем образовании статью 3 «Государство гарантирует права граждан в области высшего профессионального... образования путем...» дополнить абзацем: «путем трудоустройства бюджетных выпускников вуза в течение первых пяти лет после окончания учебы (первые два года строго по месту распределения на работу, в последующие три года — с максимальным учетом его желания продолжить работу в данном регионе и на данном предприятии)».
В упомянутом законопрокте о высшем и послевузовском образовании предусматривается односторонняя ответственность: если бюджетный студент без уважительной причины меняет специальность, он возмещает все расходы вуза (государства) (статья 21, пункт 12). Будет правильно, если государство со своей стороны тоже будет нести ответственность в том случае, если полученная специальность очень слабо востребована экономикой.
Итоги маркетинговой аттестации по показателю трудоустройства подводить лучше из расчета полного рабочего дня, чтобы все вузы оказались в равном положении.
Вузы, которые добиваются хороших показателей по маркетинговой аттестации, следует существенно поощрять: во-первых, выделением большего числа бюджетных мест и увеличением государственного финансирования; во-вторых, на всю республику рекламируя такие вузы.
Работа по трудоустройству выпускников должна оплачиваться: в государственных вузах — из госбюджета, в негосударственных — за счет собственных средств.
В каждом вузе следует создать комиссию государственного распределения выпускников, в которой председателем назначать именно ректора данного вуза, а ее основной состав комплектовать из работников того же учебного заведения (для них это будет дополнительным заработком).
Итак, нужно возложить государственное распределение на работу бюджетных специалистов на государственные вузы, а негосударственным вузам вменить в обязанность оказывать контрактным выпускникам реальную помощь в трудоустройстве по специальности. Проще говоря, надо забрать у нынешних служб занятости
работу по трудоустройству молодых специалистов, окончивших вузы, и передать ее государственным и негосударственным вузам вместе с причитающимся денежным и материально-техническим оснащением. Тогда в целом госбюджет не пострадает. Просто вместо одной строки «государственные расходы на помощь в трудоустройстве и выплату пособий по безработице» станет две строки: а) молодым специалистам, окончившим вузы; б) остальным категориям безработных.
Вузы за 4—5 лет учебы хорошо узнают своих воспитанников и с их трудоустройством справятся лучше, чем службы занятости Министерства труда.
Получив право государственных представителей в деле распределения на работу бюджетных выпускников, а в отношении контрактных молодых специалистов — обязанности активных помощников в их трудоустройстве, вузы сами смогут влиять на работодателей.
Наладив контакты с определенными работодателями, вузы должны будут углублять интерес к себе. Во многих государственных и негосударственных вузах преподается дисциплина «маркетинг». В ее рамках можно проводить опросы работодателей с участием в них студентов. Цель опросов — выявление направленности обучения, определение кадровых потребностей в той или иной отрасли в настоящее время и спустя, допустим, два года. Опросы работодателей рекомендуется проводить через год: это уменьшит затраты и в то же время не затруднит выстраивание динамических рядов, по которым можно делать прогнозные расчеты наряду с методом, построенном на обобщении экспертных оценок работодателей, можно использовать экономико-статистические и экономико-математические методы.
В результате государственные и негосударственные вузы смогут перевести на исследовательскую базу данных проектирование конкретного содержания своих УПО, чем еще больше заинтересуют работодателей в сотрудничестве.
Но поскольку материалы таких опросов нужны не только каждому вузу, но и Министерству труда и Министерству образования, то у вузов появится возможность получить государственное финансирование этого проекта. Студенты же получат навыки проведения и обобщения материалов в рамках дисциплины «маркетинг»
Целесообразно решением законодательного органа учредить статус результатов опроса работодателей как данных национальной статистики и обязать государственные и негосударственные вузы участвовать в опросе в качестве главных исполнителей.
При проведении маркетинговой аттестации следует остерегаться формализма, поскольку отдельные вузы, возможно, станут улучшать статистику трудоустройства своих выпускников тем, что будут задерживать выдачу диплома до тех пор, пока те не принесут справку об устройстве на работу по специальности.
«Организовывая» общественное мнение вокруг того или иного вуза, государство может вызвать изменения в потребительском поведении абитуриентов, которые скорее пойдут в те вузы, где помимо знаний они получат возможность обрести работу.
Сейчас отдельные вузы создают службы трудоустройства выпускников. Сегодня помощь таких служб ограничивается предоставлением информации о рабочих местах. Необходимо, чтобы у этих новых вузовских служб были более широкие обязательства, а главное — государственные полномочия и государственное финансирование.
Не исключено, что предложенные меры вызовут непонимание со стороны вузов и министерств. Советоваться с ними по этому вопросу, по всей видимости, не стоит. Необходимо принять решение на самом высоком уровне управления — на уровне руководства страны.
В трудоустройстве выпускников и проведении опросов работодателей вузам должны всячески помогать Министерство труда, Министерство образования, предприятия экономики, общественные организации, например попечительские советы. Все перечисленные структуры должны поделиться с вузами частью своих полномочий, обязательно — частью ресурсов, они также должны непосредственно участвовать в этих новых для вузов сферах деятельности в соответствии со своей ролью и местом в экономике и общественной системе страны.
Однако центральной ответственной фигурой этой деятельности должны стать именно вузы.
При возложении задач трудоустройства выпускников и работ по проведению опроса работодателей именно на вузы одновременно решаются пять проблем: 1) вузы получают возможность при планировании конкретных направлений образовательной деятельности ориентироваться не столько на образовательный спрос населения (который может быть нерациональным) и на свой потенциал учебного процесса, сколько на потребности экономики, в том числе потребности рынка труда, при этом опираться не только на интуицию, но и на исследовательские данные; 2) без лишнего административного напоминания сверху вузы начнут активно искать встречи с работодателями; 3) вузы начнут составлять рабочие программы преподавания, реально ориентируясь на отечественном рынке труда, т.е. с учетом запросов конкретных
4 ВМУ, экономика, № 3
49
групп работодателей своей страны; 4) вузы смогут намного продуктивнее участвовать в разработке государственных образовательных стандартов в составе учебно-методических советов Министерства образования (сейчас их участие минимально); 5) улучшится организация практики студентов (которая в настоящий период находится на низком уровне), как следствие контакты работодателей и профессиональных учебных заведений станут более тесными и более частыми.
Нужно подтолкнуть друг к другу вузы и работодателей, при этом надо учитывать, что в сегодняшней ситуации в вопросе трудоустройства выпускников вузов воздействовать на работодателей практически невозможно. Сами работодатели, по крайней мере подавляющее их большинство, к вузам «не придут». Кадры им нужны, однако они не станут брать на себя заботу систематически извещать вузы о своих кадровых потребностях, тем более, проявлять инициативу оплачивать учебу своих сотрудников в вузах при наличии армии безработных, имеющих современное высшее образование.
Такое сближение принесет обоюдную пользу. Инициативу организатора при осуществлении определенного государственного финансирования этих результатов должны взять на себя соответствующие государственные органы путем внесения поправок в законодательство.
IV. Необходимо в Закон КР «О рекламе» ввести специальный раздел о правилах пропаганды и рекламы услуг профессионального образования для того, чтобы: а) обеспечить выраженную социальную направленность образовательной рекламы; б) обозначить границы рекламного поля работодателей и профессиональных учебных заведений в соответствующей области их рекламирования; в) подвигнуть профессиональные учебные заведения и работодателей к активному сотрудничеству в соответствующих направлениях рекламной работы.
Образовательная услуга выступает в качестве общественного продукта в том случае, когда она является продуктом государственного или общественного образовательного сектора. Образовательные услуги становятся товаром, когда они представлены на рынке и население получает их через рынок.
Категория «реклама» приемлема в обоих случаях. В одном — УПО рекламируется в качестве общественного продукта, в другом — как товар. Реклама общественного продукта «услуга профессионального образования» имела место и в прошлом, к примеру в бывшем СССР: из-за идеологических соображений вместо термина «реклама» (наверное, чтобы не было ассоциаций с западной культурой) тогда употребляли понятие «профориентационная ин-
формация и пропаганда», которое сегодня трансформировалось сразу в несколько понятий: «социальная реклама УПО», «некоммерческая реклама УПО», «коммерческая реклама УПО», «кадровая реклама работодателей». Вообще, реклама имеет древние корни. Она существовала задолго до капитализма и социализма. В этой связи понятие «реклама образовательных услуг» нельзя связывать только с началом рыночных реформ в СНГ.
Реклама УПО (и вообще всех образовательных услуг) призвана носить (соответственно форме собственности) либо некоммерческий, либо чисто социальной характер — третьего варианта не должно быть. И это надо закрепить законодательно. Некоммерческая реклама УПО — реклама УПО, имеющая выраженную социальную ориентацию. Понятие «социальная реклама», в том числе относительно УПО, сливается с понятиями «направленная информация», «организованная (целенаправленная) пропаганда», но и отличается от них тем, что является «в открытую оплаченной» или официально заказанной.
В настоящее время реклама УПО всех государственных и негосударственных вузов Кыргызстана носит коммерческую направленность, поскольку ограничивается целью рекрутирования как можно большего контингента студентов и строго только в свой вуз и, таким образом, направлена на решение только ведомственных задач. Необходимо освободиться от такой практики образовательной рекламы. Образовательная реклама по своей природе должна носить выраженный общественный характер.
Рекомендуется ввести, например, такое правило: в каждом рекламном ролике об услугах профессионального образования помимо иных сведений обязательно должна содержаться первичная информация о реальной ситуации на рынке труда по специальностям, о которых идет речь (как оценивать государственными органами достоверность информации по рынку труда — вопрос технический). Необходимо особо оберегать потребительские права абитуриентов и студентов в отношении потребления не только самих УПО, но и рекламы УПО.
Как известно, в действующем Законе КР «О рекламе» помимо общих правил предусмотрены дополнительные ограничения рекламы, обращенной к детям. В особой государственной защите потребительских прав нуждается и такая возрастная категория, как абитуриенты и студенты.
Предоставление УПО и создание и распространение рекламы УПО являются особыми услугами, и поэтому они имеют (должны иметь) высокую общественную значимость и выраженный общественный характер и потому требуют высокого уровня администрирования со стороны государственной власти.
Рекламное поле следует разделить между работодателями и учебными заведениями профессионального образования в законодательном порядке. Первые должны главным образом информировать общество об объемах рыночной и общей потребности в кадрах специалистов и о содержании труда по различным специальностям, извещать о размерах будущей заработной платы. Вторые должны рассказывать о своем учебном потенциале, об условиях учебы, удобстве своего месторасположения и других характеристиках. Сейчас профессиональные учебные заведения делают основной акцент на характеристике профессий, специальностей и специализаций (на их привлекательные стороны) и на степень востребованности их рынком труда и экономикой, и в этой части сегодняшней рекламы они подменяют работодателей.
Есть несколько причин, почему сегодня работодатели республики практически не занимаются кадровой рекламно-информационной работой. Во-первых, как отмечалось, в стране сохраняется высокий уровень безработицы. В 2003 г. фактическая безработица в республике оценивалась в 8,7%, официально безработица (безработица регистрируемая) «застыла» в 1997—2003 гг. на отметке 3—3,2%13. «Средняя продолжительность регистрируемой безработицы в 1992 г. была равна 4 месяцам, в 2003 г. — составила 9,7 месяца»14. В современном обществе естественный уровень безработицы, по мнению многих экономистов, составляет порядка 5%. Следовательно, в Кыргызстане фактическая безработица выше естественного уровня примерно в 1,7 раза. Но это с учетом занятости в теневой экономике, без которой уровень безработицы был бы выше. «Официальная статистика оценивает теневой сектор рынка труда республики в 13%, а специалисты — примерно в 26—30%. Некоторые склонны считать, что ВВП "нелегального сектора превышает ВВП легального сектора"»15.
При средней цифре в 8,7% безработица выше среди выпускников вузов. Тенденция ускоренного роста безработицы среди специалистов высшей квалификации наблюдается с 1997—1998 гг. Если пополнение кадров за счет ПТУ и колледжей, других учреждений среднего профессионального образования с 1991—2003 гг. сократилось на 41%, то за счет вузов за этот же период оно увеличилось в 3,4 раза. Итак, первая причина отсутствия у многих работодателей республики желания заниматься кадровой рекламой — высокий уровень безработицы.
13 Исаков К.И. Развитие системы управления занятостью в современной экономике Кыргызстана: Автореф. ... докт. экон. наук: 08.00.05. Бишкек, 2005. С. 20.
14 Там же. С. 21.
15 Там же. С. 24.
Еще одной причиной является то, что предприятия экономят свои финансовые средства, которых и без того в условиях «переходности общества» им постоянно не хватает для бизнеса. К этим двум обстоятельствам добавляется то, что государство не призывает и не заставляет работодателей тратиться на кадровую рекламу.
Качество рекламно-информационной работы можно повысить, в частности, путем проведения специальных социологических обследований, и затем использования этих материалов в планировании объемов рекламных расходов16.
V. Рекомендации Правительству Кыргызской Республики включают следующие задачи, которые необходимо решить в период 2005-2010 гг.:
— Совершенствование государственного регулирования цен на негосударственные услуги высшего профессионального образования посредством установления отдельно на каждый год нормативной верхней и нижней планок.
— Создание в Министерстве труда и Министерстве образования специальных отделов, осуществляющих исследования в сфере системы профессионального образования страны.
— Организация среди абитуриентов вузов и школьников выпускных классов тренингов по технике маркетинга покупки услуг профессионального образования. Введение в учебные планы выпускных классов школы и в вузах дисциплины «маркетинг рабочей силы».
— Повышение Министерством образования объективности и научности лицензирования и аттестации вузов, осуществление их с учетом уровня востребованности специалистов данного вуза в соответствующем секторе экономики по показателю их фактического трудоустройства на соответствующих должностях в течение первых лет после выпуска.
— Разработка Министерством образования совместно с ведущими вузами типового положения маркетинговой службы вуза; совершенствование методических документов, касающихся организации работы этих и других вузовских служб.
— Министерство труда и Министерство образования должны обеспечить все вузы системной информацией о ситуации на рынке труда и рынке услуг профессионального образования всей
16 См.: Джапарова Р.Н. Планирование рекламы с использованием материалов социологического исследования // Совершенствование работы по изучению и прогнозированию спроса в новых условиях хозяйствования: Сборник трудов (Всесоюзный научно-исследовательский институт потребительской кооперации Центросоюза). М., 1989.
республики, а также материалами о состоянии связей сферы образования и экономики страны.
— Министерство образования КР должно всячески содействовать вузам, стремящимся выйти на рынки образовательных услуг других государств.
Ожидания от принятия вышеназванных мер в конечном счете следующие: 1. В Кыргызстане постепенно сформируется эффективная маркетинговая система услуг профессионального образования (МУПО), которая на страновом уровне станет связующим звеном сферы профессионального образования с рынком труда и экономикой страны. Это поможет преодолеть нынешнюю фактическую стагнацию в экономическом развитии республики. Кыргызстан повернет к социально-ориентированной рыночной экономике (в настоящий период власти республики реализуют модель смешанной рыночной экономики, которая, по мнению автора статьи, является менее желательным и менее приемлемым вариантом будущего развития страны.
2. Существенно возрастет экономическая доступность высшего профессионального образования для граждан республики, которая с начала 90-х гг. XX в. снизилась. Отсутствие позитивных решений в данной области является одним из мощных факторов нестабильности социальной ситуации в Кыргызстане.