ЭКОНОМИКА
Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 221-223. УДК
Н.Ж. Жумабекова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Рассматривается проблема развития и совершенствования высшего образования в Кыргызстане с позиции важнейшего стратегического ресурса республики. Установлено, что система высшего образования в республике нужнается в серьезном усовершенствовании для достижения интеграции страны в мировое сообщество.
Ключевые слова: высшее образование Кыргызстана, формирование и развитие, развитие человеческого капилата.
Высшее образование для Кыргызстана составляет стратегический ресурс развития. Образ будущего республики будет определять именно высшее образование, поскольку в нем формируется опережающая политика развития. Поэтому совершенствования системы высшего образования Кыргызской Республики является определяющим в свете перспектив развития страны и ее человеческого капитала. Рост качества высшего образования становится основой повышения престижа высшего образования в стране, ведет к росту численности студентов (в том числе и из зарубежных стран) и вполне успешному трудоустройству выпускников вузов не только внутри Кыргызстана, но и за его пределами.
Основными направлениями реформирования системы высшего образования должны быть: борьба с коррупцией в вузах, повышение качества образования по всем направлениям, включая введение системы аккредитации вузов, приведение системы высшего образования в соответствие с требованиями рынка.
За последнее десятилетие руководство республики неоднократно предпринимало попытки разработать направленную государственную политику в сфере образования. Так, в 2000 г. была разработана и принята Государственная доктрина развития образования. В 2002 г. была создана Концепция развития образования на период до 2010 г., которая разрабатывалась для введения системы аккредитации высших учебных заведений, также в ней существовал ряд других полезных рекомендаций. Аккредитация представляет собой своеобразный исследовательский процесс, в основе которого лежат рыночные подходы, а главными характеристиками являются качественные показатели. В рамках аккредитации анализируется всё: миссия вуза, постановка в нем менеджмента, располагаемые вузом ресурсы, наличие внутренней системы обеспечения качества образования, эффективность ее работы, уровень связи вуза с рынком труда, успешность трудоустройства выпускников и ряд других параметров [1].
Согласно Концепции, приоритетными направлениями высшего образования являются: повышение его качества до уровня мировых стандартов, формирование высокоинтеллектуальной и сильной элиты республики, которая способна была бы добиться вхождение страны в сообщество наиболее развитых государств мира. С этой целью Концепция выделяла следующие приоритеты:
• академическая свобода, представляющая собой свободу выбора студентами и вузами отдельных академических дисциплин, направлений научных исследований, а также индивидуального развития студентов;
© Н.Ж. Жумабекова, 2013
222
Н.Ж. Жумабекова
• академическая честность, которая предполагает неукоснительное соблюдение всех академических требований, обязательное следование строгим этическим нормам, жесткое пресечение всех видов коррупции, искоренение лицемерия и обмана;
• развитие творческих способностей студентов мыслить, анализировать, самостоятельно принимать решения, ставить интересы Родины выше собственных;
• повышение эффективности проводимых в вузах научных исследований.
В соответствии с этими приоритетами важными аспектами государственной политики в области высшего образования признавались: повышение уровня требований к педагогическому и административному составу вузов, повышение им заработной платы, обучение фундаментальным наукам, укрепление и качественное улучшение научнотехнической базы вузов, создание дистанционной формы обучения, совершенствование постепенно внедряемой системы многоуровневого образования, внедрение нового механизма финансирования государственных вузов, исследование возможности экспорта услуг образования [2].
В Комплексных основах развития (КОР) страны до 2010 г. предусматривалось, что в вузах республики будет введена система государственных закупок услуг образования на основе тендерных процедур, что позволит обеспечить адресность оплачиваемых государством услуг образования и экономическую самостоятельность высших учебных заведений. Предусматривалось внедрение системы государственной оплаты обучения самых одаренных молодых людей на основе государственной бюджетной поддержки (в виде государственных образовательных грантов и бюджетных ссуд). Инвестиционное финансирование, представляющее собой государственный бюджет развития образования, должно было быть направлено в системе образования на достижение качественных результатов благодаря инвестиционным конкурсам [3].
Государственная политика Кыргызской Республики в отношении высшего образования реализовывалась и в рамках международного сотрудничества. В качестве примера можно привести программный документ ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития (2005-2014). В этом документе приоритетным выделяется ценностный аспект, согласно которому наиболее важными характеристиками системы образования должны быть интердисциплинарность и целостность [4].
Огромную роль в реализации государственной концепции развития высшего образования в республике играют и зарубежные программы оказания помощи в этом направлении. Так, в республике уже давно реализуются европейские образовательные программы, в частности в рамках проекта
«Темпус». Проекты «Темпус» активно содействовали вузам и способствовали созданию программ подготовки бакалавров и магистров при активном сотрудничестве с университетами Европы.
Дальнейшее развитие государственная политика в области высшего образования получила в Стратегии развития страны (2009-2011). Согласно этой Стратегии, необходимо было решить задачи в сфере высшего образования следующего содержания:
• внесение изменений в систему финансирования образования и управления им с целью их организации на принципах управления по результатам, а также широкое использование рыночных механизмов;
• совершенствование системы высшего профессионального образования путем приведения механизма подготовки кадров в соответствие с потребностями рынка труда, кардинальное обновление образовательных стандартов и повышение качества учебных программ [5].
В Стратегии определены и некоторые направления реализации политики государства в области высшего образования. Одним из них является изучение спроса на квалифицированные кадры на рынке труда. Этот процесс включает создание системы мониторинга, анализа и прогнозирования складывающейся на рынке труда ситуации. Такая работа должна строиться на основе взаимодействия государственных, негосударственных служб занятости, а также объединений работодателей. Это позволит распределять государственные заказы (или бюджетные места в вузах республики) в зависимости от потребностей в специалистах согласно приоритетам развития экономики страны, заложенным в стратегических планах. Более того, поскольку в государстве наблюдается выраженная тенденция к существенной внешней трудовой миграции и эта тенденция, скорее всего, будет носить долгосрочный характер, то и процесс изучения спроса должен быть ориентирован, помимо внутреннего, еще и на ключевые внешние рынки, на которых граждане Кыргызстана должны быть конкурентоспособными.
Качество высшего профессионального образования, согласно Стратегии развития страны (2009-2011), следует повышать путем совершенствования государственных стандартов, обновления учебных программ в соответствии с требованиями работодателей, внедрения современной системы контроля качества знаний студентов, установления нормы минимальной стоимости обучения в вузах, сокращения численности заочно обучающихся студентов, профилиза-ции вузов, разработки и внедрения новых современных критериев лицензирования и аттестации вузов, увеличения числа вузов, принимающих участие в программах внедрения принципов Болонского процесса, а также путем реализации президентской
Государственная политика развития человеческого капитала..
223
программы «10 топ-менеджеров», которая направлена на подготовку менеджеров высшего звена для таких отраслей отечественной экономики, как энергетика, перерабатывающая промышленность и другие приоритетные отрасли [5].
В «Концепции социально-экономического развития Кыргызской Республики на период до 2015 г.» проблеме высшего образования уделено крайне мало внимания. Согласно Концепции, в перспективе государству необходимо сосредоточиться на развитии сети частных вузов, при этом крайне необходимо расширять спрос на образовательные услуги в экономике. Цены на услуги образования должны определяться в условиях конкуренции самими вузами [6].
Планируется в будущем основной функцией системы высшего образования сделать маркетинг и инновации, а также на базе этого готовить выпускников вузов как творческих личностей, способных к самореализации. Поскольку современный этап развития общества отличается высокой информационностью, то главная цель высшего образования видится в привитии этических и интеллектуальных норм студентам, в обучении их искусству пользования полученными знаниями, в совершенствовании стиля их мышления, в способности анализировать проблемы любого рода и находить наиболее изящное, точное и экономичное их решение.
Самыми важными чертами системы высшего образования после ее реформы должны будут стать такие, как: ориентированность на развитие творческой личности как нового продукта, высокий уровень требований стандартов образования, создание качественно нового рынка услуг образования, переход к финансированию субъектов, а не объектов процесса образования, а также активное противодействие коррупционному механизму.
Согласно проекту Концепции, в области управления системой высшего профессионального образования произойдут изменения и начнется постепенный переход от государственного централизованного управления к государственно-общественным, а далее и к общественно-государственным формам. При этом Государственному органу управления образованием предстоит выполнять лишь координирующую роль, определять государственную стратегию будущего развития высшего профессионального образования и управлять взаимодействием с другими странами [7].
Важнейшим направлением адаптации сферы высшего образования Кыргызстана к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям предстоит стать ав-тономизации вузов, но только в условиях кардинального роста их ответственности за
уровень качества предоставляемых ими услуг образования.
Формирование кадровых ресурсов, той части человеческого капитала, которая способна воспроизводить, формировать и развивать интеллектуальный и материальный потенциал республики, является стратегической задачей.
Системе высшего образования в перспективе предстоит активно развивать креативные способности у обучающихся студентов, у выпускников необходимо сформировать умения и навыки в области предпринимательства, создания собственных рабочих мест и самостоятельного управления карьерой.
Таким образом, государственная политика и концепция развития высшего образования в нашей республике были насущной заботой государства на протяжении всего периода суверенитета страны.
В последние годы разработан проект новой Концепции (видения) развития высшего профессионального образования до 2017 года. Суть этой концепции сводится к таким направлениям развития, как: ориентированность на развитие творческой личности в воспитании студентов, культивация креативных способностей у студентов, автономи-зация вузов, переход к академической свободе высших учебных заведений, повсеместное внедрение двухуровневой системы высшего образования, упор на управление качеством образования, смещение акцентов с процесса обучения на его конечный результат и дифференциация процесса финансирования высшего образования.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Диплом со знаком качества: утопия или реальность? // Слово Кыргызстана. 2007. № 8.
[2] Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2010 года: одобрена Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 апреля 2002 года № 259.
[3] Комплексные основы развития Кыргызской Республики на период до 2010 года. Общенациональная стратегия. Бишкек : ЦЭ и СР при МФ КР, 2004. 99 с.
[4] Мирошниченко Л. П. Особенности развития национальной системы образования в условиях глобализации // Высшее образование Кыргызской Республики. 2009. № 1-3. С. 4-9.
[5] Стратегии Развития Страны (2009-2011 гг.) : принята Указом Президента Кыргызской Республики 31 марта 2009 года № 183.
[6] Концепция социально-экономического развития Кыргызской Республики на период до 2015 г. : подготовлена Центром экономических стратегий при Министерстве экономического развития и торговли Кыргызской Республики. 2007.
[7] Концепция (видение) развития высшего профессионального образования до 2017 года // Слово Кыргызстана. 2007. № 61.