Научная статья на тему 'Государственная политика развития человеческого капитала в сфере высшего образования в Кыргызской республике'

Государственная политика развития человеческого капитала в сфере высшего образования в Кыргызской республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КЫРГЫЗСТАНА / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИЛАТА / HIGHER EDUCATION IN THE KYRGYZ REPUBLIC / ORGANIZATION AND DEVELOPMENT / DEVELOPMENT OF HUMAN POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жумабекова Н. Ж.

Рассматривается проблема развития и совершенствования высшего образования в Кыргызстане с позиции важнейшего стратегического ресурса республики. Установлено, что система высшего образования в республике нужнается в серьезном усовершенствовании для достижения интеграции страны в мировое сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жумабекова Н. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government policy to develop the human resource in the sphere of higher education in the Kyrgyz Republic

The most important aspect of development and the following use of human resources is highly effective education system which doesn’t exist in the Republic and require completely improvement. Education became the main base which can help to achieve economic development of the country, their integration into the world community, the development of scientific and productive forces of society.

Текст научной работы на тему «Государственная политика развития человеческого капитала в сфере высшего образования в Кыргызской республике»

ЭКОНОМИКА

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 221-223. УДК

Н.Ж. Жумабекова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Рассматривается проблема развития и совершенствования высшего образования в Кыргызстане с позиции важнейшего стратегического ресурса республики. Установлено, что система высшего образования в республике нужнается в серьезном усовершенствовании для достижения интеграции страны в мировое сообщество.

Ключевые слова: высшее образование Кыргызстана, формирование и развитие, развитие человеческого капилата.

Высшее образование для Кыргызстана составляет стратегический ресурс развития. Образ будущего республики будет определять именно высшее образование, поскольку в нем формируется опережающая политика развития. Поэтому совершенствования системы высшего образования Кыргызской Республики является определяющим в свете перспектив развития страны и ее человеческого капитала. Рост качества высшего образования становится основой повышения престижа высшего образования в стране, ведет к росту численности студентов (в том числе и из зарубежных стран) и вполне успешному трудоустройству выпускников вузов не только внутри Кыргызстана, но и за его пределами.

Основными направлениями реформирования системы высшего образования должны быть: борьба с коррупцией в вузах, повышение качества образования по всем направлениям, включая введение системы аккредитации вузов, приведение системы высшего образования в соответствие с требованиями рынка.

За последнее десятилетие руководство республики неоднократно предпринимало попытки разработать направленную государственную политику в сфере образования. Так, в 2000 г. была разработана и принята Государственная доктрина развития образования. В 2002 г. была создана Концепция развития образования на период до 2010 г., которая разрабатывалась для введения системы аккредитации высших учебных заведений, также в ней существовал ряд других полезных рекомендаций. Аккредитация представляет собой своеобразный исследовательский процесс, в основе которого лежат рыночные подходы, а главными характеристиками являются качественные показатели. В рамках аккредитации анализируется всё: миссия вуза, постановка в нем менеджмента, располагаемые вузом ресурсы, наличие внутренней системы обеспечения качества образования, эффективность ее работы, уровень связи вуза с рынком труда, успешность трудоустройства выпускников и ряд других параметров [1].

Согласно Концепции, приоритетными направлениями высшего образования являются: повышение его качества до уровня мировых стандартов, формирование высокоинтеллектуальной и сильной элиты республики, которая способна была бы добиться вхождение страны в сообщество наиболее развитых государств мира. С этой целью Концепция выделяла следующие приоритеты:

• академическая свобода, представляющая собой свободу выбора студентами и вузами отдельных академических дисциплин, направлений научных исследований, а также индивидуального развития студентов;

© Н.Ж. Жумабекова, 2013

222

Н.Ж. Жумабекова

• академическая честность, которая предполагает неукоснительное соблюдение всех академических требований, обязательное следование строгим этическим нормам, жесткое пресечение всех видов коррупции, искоренение лицемерия и обмана;

• развитие творческих способностей студентов мыслить, анализировать, самостоятельно принимать решения, ставить интересы Родины выше собственных;

• повышение эффективности проводимых в вузах научных исследований.

В соответствии с этими приоритетами важными аспектами государственной политики в области высшего образования признавались: повышение уровня требований к педагогическому и административному составу вузов, повышение им заработной платы, обучение фундаментальным наукам, укрепление и качественное улучшение научнотехнической базы вузов, создание дистанционной формы обучения, совершенствование постепенно внедряемой системы многоуровневого образования, внедрение нового механизма финансирования государственных вузов, исследование возможности экспорта услуг образования [2].

В Комплексных основах развития (КОР) страны до 2010 г. предусматривалось, что в вузах республики будет введена система государственных закупок услуг образования на основе тендерных процедур, что позволит обеспечить адресность оплачиваемых государством услуг образования и экономическую самостоятельность высших учебных заведений. Предусматривалось внедрение системы государственной оплаты обучения самых одаренных молодых людей на основе государственной бюджетной поддержки (в виде государственных образовательных грантов и бюджетных ссуд). Инвестиционное финансирование, представляющее собой государственный бюджет развития образования, должно было быть направлено в системе образования на достижение качественных результатов благодаря инвестиционным конкурсам [3].

Государственная политика Кыргызской Республики в отношении высшего образования реализовывалась и в рамках международного сотрудничества. В качестве примера можно привести программный документ ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития (2005-2014). В этом документе приоритетным выделяется ценностный аспект, согласно которому наиболее важными характеристиками системы образования должны быть интердисциплинарность и целостность [4].

Огромную роль в реализации государственной концепции развития высшего образования в республике играют и зарубежные программы оказания помощи в этом направлении. Так, в республике уже давно реализуются европейские образовательные программы, в частности в рамках проекта

«Темпус». Проекты «Темпус» активно содействовали вузам и способствовали созданию программ подготовки бакалавров и магистров при активном сотрудничестве с университетами Европы.

Дальнейшее развитие государственная политика в области высшего образования получила в Стратегии развития страны (2009-2011). Согласно этой Стратегии, необходимо было решить задачи в сфере высшего образования следующего содержания:

• внесение изменений в систему финансирования образования и управления им с целью их организации на принципах управления по результатам, а также широкое использование рыночных механизмов;

• совершенствование системы высшего профессионального образования путем приведения механизма подготовки кадров в соответствие с потребностями рынка труда, кардинальное обновление образовательных стандартов и повышение качества учебных программ [5].

В Стратегии определены и некоторые направления реализации политики государства в области высшего образования. Одним из них является изучение спроса на квалифицированные кадры на рынке труда. Этот процесс включает создание системы мониторинга, анализа и прогнозирования складывающейся на рынке труда ситуации. Такая работа должна строиться на основе взаимодействия государственных, негосударственных служб занятости, а также объединений работодателей. Это позволит распределять государственные заказы (или бюджетные места в вузах республики) в зависимости от потребностей в специалистах согласно приоритетам развития экономики страны, заложенным в стратегических планах. Более того, поскольку в государстве наблюдается выраженная тенденция к существенной внешней трудовой миграции и эта тенденция, скорее всего, будет носить долгосрочный характер, то и процесс изучения спроса должен быть ориентирован, помимо внутреннего, еще и на ключевые внешние рынки, на которых граждане Кыргызстана должны быть конкурентоспособными.

Качество высшего профессионального образования, согласно Стратегии развития страны (2009-2011), следует повышать путем совершенствования государственных стандартов, обновления учебных программ в соответствии с требованиями работодателей, внедрения современной системы контроля качества знаний студентов, установления нормы минимальной стоимости обучения в вузах, сокращения численности заочно обучающихся студентов, профилиза-ции вузов, разработки и внедрения новых современных критериев лицензирования и аттестации вузов, увеличения числа вузов, принимающих участие в программах внедрения принципов Болонского процесса, а также путем реализации президентской

Государственная политика развития человеческого капитала..

223

программы «10 топ-менеджеров», которая направлена на подготовку менеджеров высшего звена для таких отраслей отечественной экономики, как энергетика, перерабатывающая промышленность и другие приоритетные отрасли [5].

В «Концепции социально-экономического развития Кыргызской Республики на период до 2015 г.» проблеме высшего образования уделено крайне мало внимания. Согласно Концепции, в перспективе государству необходимо сосредоточиться на развитии сети частных вузов, при этом крайне необходимо расширять спрос на образовательные услуги в экономике. Цены на услуги образования должны определяться в условиях конкуренции самими вузами [6].

Планируется в будущем основной функцией системы высшего образования сделать маркетинг и инновации, а также на базе этого готовить выпускников вузов как творческих личностей, способных к самореализации. Поскольку современный этап развития общества отличается высокой информационностью, то главная цель высшего образования видится в привитии этических и интеллектуальных норм студентам, в обучении их искусству пользования полученными знаниями, в совершенствовании стиля их мышления, в способности анализировать проблемы любого рода и находить наиболее изящное, точное и экономичное их решение.

Самыми важными чертами системы высшего образования после ее реформы должны будут стать такие, как: ориентированность на развитие творческой личности как нового продукта, высокий уровень требований стандартов образования, создание качественно нового рынка услуг образования, переход к финансированию субъектов, а не объектов процесса образования, а также активное противодействие коррупционному механизму.

Согласно проекту Концепции, в области управления системой высшего профессионального образования произойдут изменения и начнется постепенный переход от государственного централизованного управления к государственно-общественным, а далее и к общественно-государственным формам. При этом Государственному органу управления образованием предстоит выполнять лишь координирующую роль, определять государственную стратегию будущего развития высшего профессионального образования и управлять взаимодействием с другими странами [7].

Важнейшим направлением адаптации сферы высшего образования Кыргызстана к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям предстоит стать ав-тономизации вузов, но только в условиях кардинального роста их ответственности за

уровень качества предоставляемых ими услуг образования.

Формирование кадровых ресурсов, той части человеческого капитала, которая способна воспроизводить, формировать и развивать интеллектуальный и материальный потенциал республики, является стратегической задачей.

Системе высшего образования в перспективе предстоит активно развивать креативные способности у обучающихся студентов, у выпускников необходимо сформировать умения и навыки в области предпринимательства, создания собственных рабочих мест и самостоятельного управления карьерой.

Таким образом, государственная политика и концепция развития высшего образования в нашей республике были насущной заботой государства на протяжении всего периода суверенитета страны.

В последние годы разработан проект новой Концепции (видения) развития высшего профессионального образования до 2017 года. Суть этой концепции сводится к таким направлениям развития, как: ориентированность на развитие творческой личности в воспитании студентов, культивация креативных способностей у студентов, автономи-зация вузов, переход к академической свободе высших учебных заведений, повсеместное внедрение двухуровневой системы высшего образования, упор на управление качеством образования, смещение акцентов с процесса обучения на его конечный результат и дифференциация процесса финансирования высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Диплом со знаком качества: утопия или реальность? // Слово Кыргызстана. 2007. № 8.

[2] Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2010 года: одобрена Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 29 апреля 2002 года № 259.

[3] Комплексные основы развития Кыргызской Республики на период до 2010 года. Общенациональная стратегия. Бишкек : ЦЭ и СР при МФ КР, 2004. 99 с.

[4] Мирошниченко Л. П. Особенности развития национальной системы образования в условиях глобализации // Высшее образование Кыргызской Республики. 2009. № 1-3. С. 4-9.

[5] Стратегии Развития Страны (2009-2011 гг.) : принята Указом Президента Кыргызской Республики 31 марта 2009 года № 183.

[6] Концепция социально-экономического развития Кыргызской Республики на период до 2015 г. : подготовлена Центром экономических стратегий при Министерстве экономического развития и торговли Кыргызской Республики. 2007.

[7] Концепция (видение) развития высшего профессионального образования до 2017 года // Слово Кыргызстана. 2007. № 61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.