Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
540
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SOCIOLOGY OF ENTREPRENEURSHIP / YOUTH ENTREPRENEURSHIP / PROBLEMS OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Н.Л.

В статье рассматривается молодежное предпринимательство как социально-экономический институт, значимый для общественного развития. Приводятся основные подходы к исследованию предпринимательства как социального явления, характеризуются парадигмальные уровни в его изучении. Характеризуется молодежное предпринимательство в России; выявляются проблемы, которые затормаживают его развитие на основе теоретического обзора и анализа результатов эмпирических исследований; формируются направления решений выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF YOUTH ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

This article considers youth entrepreneurship as a socio-economic institution that is significant for social development. The main approaches to the study of entrepreneurship as a social phenomenon are presented, paradigmatic levels in its study are characterized. The problems that inhibit the development of youth entrepreneurship in Russia are identified on the basis of a theoretical review and analysis of the results of empirical research; directions of solutions to identified problems are being formed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 316.334.23

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Н.Л. Климова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье рассматривается молодежное предпринимательство как социально-экономический институт, значимый для общественного развития. Приводятся основные подходы к исследованию предпринимательства как социального явления, характеризуются парадигмаль-ные уровни в его изучении. Характеризуется молодежное предпринимательство в России; выявляются проблемы, которые затормаживают его развитие на основе теоретического обзора и анализа результатов эмпирических исследований; формируются направления решений выявленных проблем.

Ключевые слова: социология предпринимательства, молодежное предпринимательство, проблемы предпринимательства.

Предпринимательство является важным фактором устойчивого социально-экономического развития и политической стабильности. По опыту зарубежных стран, предпринимательство -движущая сила экономики, однако уровень предпринимательства в России можно оценить, как недостаточный, что вызывает исследовательский интерес у ряда наук. В России доля малых и средних предприятий в ВВП составляет 21 %, что в несколько раз меньше аналогичного показателя в зарубежных странах (Италия - 68 %, Норвегия - 61 %, Германия - 53 %, среднее по зарубежным странам - 58 %). При этом, в 2017 г. 57 % малого и среднего бизнеса занимала торговля, около 10 % - обрабатывающее производство и строительство, а сферы здравоохранения, культуры, спорта, образования не превышали 2 % [1]. Именно данные сферы важны для становления постиндустриального общества.

© Климова Н.Л., 2019

В России стоят задачи по развитию и расширению предпринимательства, на что Президент РФ не раз обращал внимание в Послании Федеральному собранию (2019): «...чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нам нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства» [2]. Приоритетным направлением развития в России является молодежное предпринимательство, однако молодежь как субъект предпринимательской деятельности сталкивается с рядом проблем, требующих дальнейшего регулирования. Изучение и развитие данного социального и экономического института способствует инновационному развитию страны.

До начала XX в. исследованием предпринимательства занималась экономическая наука. Первым, кто ввел термин «предприниматель» и рассматривал его с точки зрения науки, был Р. Кантильон, позднее данная тема встречается в трудах А. Смита, Ж-Б. Сея, Д. Рикардо [3]. Социологическое осмысление хозяйственной жизни и взаимосвязи экономических и общественных законов начинается уже в трудах отцов-основателей и классиков социологии (О.Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс и др.). Основы изучения предпринимательства в социологической науке были заложены в начале XX в. в научных работах В. Зомбарта, М. Вебера, Й. Шумпетера, где рассматривались вопросы социально-экономической сущности предпринимательства, его особенностей и роли в обществе [4].

В отечественной социологии исследования предпринимательства начались в 90-е гг. XX в. В этот период изучаются такие вопросы, как функции предпринимательства, особенности его взаимодействия с другими элементами общества (В.В. Радаев, Т.И. Заславская, М.О. Шкаратан и др.); социальный портрет предпринимателей, их ценностные ориентации и мотивационный аспект (А.В. Безгодов, Н.Е. Тихонова, А.Ю. Чепуренко и др.) [5-7]. Возникновению социологии предпринимательства как отдельной исследовательской области поспособствовали работы Н.Я. Павлюка, И.М. Бунина, С.Н. Рох-мистрова, направленные на выявление характеристик предпринимательства как социального института, выделение потребности в его развитии [8].

Вопросы молодежного предпринимательства в контексте общих вопросов особенностей молодежного сегмента рассматриваются В.И. Добрыниной, В.Т. Лисовским, В.И. Чупровым, А.А. Щегорцева и др. Факторам развития предпринимательского потенциала молодежи посвящена работа Н.Ф. Сабирзяновой. К вопросам государственного регулирования молодежного предпринимательства обращаются Г.Ю. Власов, И.А. Шаткевич, С.В. Голубева и др. В области социологии предпринимательства присутствуют теоретико-методологические вопросы, требующие дальнейшего изучения. Недостаточно изучены такие вопросы как социальные факторы выбора предпринимательства, этика предпринимательства, роль знаний в предпринимательской деятельности, молодежное предпринимательство и др. На настоящий момент проблемы молодежного предпринимательства зачастую рассматриваются лишь в контексте общих вопросов жизнедеятельности, развития и социализации молодежи. Молодежное предпринимательство не выделяется как самостоятельный элемент, и его проблемы рассматриваются фрагментарно.

В настоящее время социология предпринимательства не обрела единого поля исследования. Она богата теоретическими утверждениями и исследовательскими подходами. Широкое распространение получили два основных подхода: структурный, функциональный [9]. Структурный подход направлен на определение статусных особенностей предпринимательского сегмента, выявление его места в социально-экономической структуре. Функциональный подход направлен на изучение функций предпринимательства и является наиболее предпочтительным, однако трудно реализуемым в виду непрерывно меняющихся предпринимательских функций.

В исследовании предпринимательства сформировались следующие парадигмальные уровни: индивидуальный, организационный, рыночный, контекстуальный [7]. Индивидуальный уровень направлен на изучение личностных характеристик предпринимателей, влияния человеческого капитала на предпринимательскую деятельность. На организационном уровне исследовательский интерес вызывают внутрикорпоративные нормы и отношения, характеристики предпринимательской компании. На рыночном уровне изучаются социальные отноше-

ния, сформированные в результате выбора позиции предпринимательства на рынке, который определяется в зависимости от экономических законов.

Контекстуальный уровень является наиболее исчерпывающим, так как объединяет изучение разных сторон предпринимательства (индивидуальное рассмотрение, социокультурный контекст, временной срез, пространственный анализ и др.). Профессор П. Рейнольд выделил следующие типы социальных контекстов, в рамках которых исследуется предпринимательство в современной социологии: стадия жизненного пути (концепция жизненного цикла), этническая принадлежность, попу-ляционная экология, социальные сети [10]. Контекстуальный уровень исследования позволяет комплексно подойти к изучению молодежного предпринимательства, выявить его характеристики в современном российском обществе и обозначить проблемы, с которыми сталкивается молодежь в процессе предпринимательской деятельности. Формирование широкого разнообразия научных подходов к исследованию предпринимательства подтверждает значимость данного феномена для общества, его актуальность и исследовательский интерес.

В социологической науке не сформировалось единое понимание сущности предпринимательства, можно дать следующее наиболее общее определение. Предпринимательство - это «форма проявления общественных отношений, возникающих в результате инициативной деятельности в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, нацеленной, как правило, на получение прибыли, осуществляемой на свой риск» [11].

Предпринимательская деятельность выполняет ряд значимых функций, способствующих общественному развитию: формирование валового внутреннего продукта; удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах; сокращение уровня безработицы; формирование национального благосостояния государства; привнесение инноваций; поддержка других социальных институтов; реализация творческого потенциала; личностный рост и развитие.

Результаты исследования ВЦИОМ (2017) демонстрируют, что 93 % граждан положительно относятся к предприниматель-277

ству, 74 % говорят о его пользе, однако 56 % не верят в успешное ведение бизнеса в России, и лишь 6% имеют свое дело. Главным препятствием к этому около четверти россиян выделяют бюрократию и большие налоги [12]. Однако результаты исследования бизнес-школы СКОЛКОВО свидетельствуют о наличии ряда других факторов. Главными препятствиями к созданию своего дела 31 % выделяют сложность формирования команды, столько же обращают внимание на недостаточность опыта и знаний, а 26 % говорят о личных страхах и неуверенности. Рекомендации к органам государственной власти по развитию предпринимательства от действующих предпринимателей можно сгруппировать в три основных направления: финансовая поддержка, образовательная поддержка и административное регулирование [13].

Важный фактор инновационного развития российской экономики - молодежное предпринимательство, являющееся приоритетным направлением развития в России. «Глобальный мониторинг предпринимательства» (2016-2017) показывает, что в России максимальное желание открыть свое дело среди 18-34-летних (63 %), имеющих высшее образование (46 %) [14]. Представители молодежного сегмента обладают особыми качествами и ценностями, способствующими успешной предпринимательской деятельности: склонность к риску; ориентация на успех; поиск нестандартных решений; способность к повышенным нагрузкам; высокая мобильность; восприимчивость к новым знаниям и навыкам; стремление к новизне.

Однако в российском обществе молодежь сталкивается с рядом проблем, препятствующих развитию молодежного предпринимательства. Проблемы, связанные с особенностями социокультурной среды российского общества, выражаются в слабо выраженной предпринимательской культуре. Массовое сознание оценивает предпринимательство как преодоление трудностей. Результаты исследования ВЦИОМ (2019) подтверждают данный факт: 77% россиян считают, что строить карьеру в сфере бизнеса для молодежи наиболее сложно, а 62 % граждан не верят, что в России можно вести бизнес честно [15, 16].

Проблемы в развитии культурного капитала молодых предпринимателей выражаются в недостатке предпринимательского

и профессионального опыта: системой образования не предусмотрено получение знаний о предпринимательстве. Исследование ИСПИ РАН демонстрирует, что главными факторами, побуждающими к предпринимательской деятельности молодых людей, являются: доход (59 %), возможность быть независимым (47 %), творчество (38 %). При этом 78 % считают предпринимательство хорошей возможностью для самореализации, однако лишь 3% молодежи ведут предпринимательскую деятельность. Главными трудностями выделяют отсутствие стартового капитала (53 %), опыта (16 %), специального образования (11 %) [17]. При этом уже действующие бизнесмены говорят, что предпринимателю для успеха нужны в первую очередь не деньги (12 %), а личные качества (45 %) и полезные знакомства (27 %) (ВЦИОМ, 2016) [18].

Проблемы в реализации государственных программ поддержки предпринимательства также затормаживают развитие молодежного предпринимательства в России. 71 % российских предпринимателей оценивает условия для ведения бизнеса в нашей стране как неблагоприятные (ВЦИОМ, 2019) [19].

Впервые понятие «молодежное предпринимательство» было упомянуто в Постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». С тех пор в России стали осуществляться проекты поддержки молодежного предпринимательства. Так, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность является одним из направлений Федерального агентства по делам молодежи. Задачами данного направления выступают популяризация предпринимательства в молодежной среде; создание образовательных программ, обучающих базовым предпринимательским навыкам; создание системы государственной поддержки; создание площадок для взаимодействия молодых предпринимателей между собой и с государством и др.

Основной программой Росмолодежи является программа «Ты - предприниматель», направленная на содействии в реализации предпринимательских инициатив среди молодежи. Прохождение данной программы дает возможность открыть

свой бизнес, не имея опыта, получив грантовую поддержку от государства.

Ответственным за реализацию мер государственной поддержки предпринимательства является Минэкономразвития России. Его программа направлена на предоставление субсидий: гранты вновь зарегистрированным и действующим менее года малым предприятиям; предоставление кредита и др.

Минобрнауки России также реализует программы поддержки и развития предпринимательства. Так, программа «Умник» направлена на финансовую поддержу коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых ученых. Программа «Старт» направлена на поддержку малых инновационных предприятий, которые функционируют, используя результаты собственных научно-технических исследований.

Также, выделим программу «Молодежный бизнес России», целью которой является оказание поддержки молодых предпринимателей на начальных этапах, формирование сообщества молодых предпринимателей, внедрение наставничества.

Рассмотрев основные программы, можно выделить следующие приоритетные направления поддержки: финансовая поддержка, материально-техническая поддержка, консультационная поддержка, повышение образованности и компетентности, продвижение инновационных проектов. Перечень направлений достаточно широк, однако о высокой эффективности государственных программ можно говорить лишь в 30 % субъектах [13].

Главными препятствиями эффективной реализации программ можно выделить следующее. Недостаточная осведомленность молодежи о программах государственной поддержки и развития предпринимательства. Большее внимание уделяется финансированию вопреки формированию предпринимательской культуры. Отсутствие предпринимательского опыта у молодежи. Поддержка осуществляется только на ранних этапах предпринимательской деятельности.

Анализ проблем молодежного предпринимательства позволяет заключить, что данный социальный и экономический институт требует регулирования, которое можно выразить тремя направлениями: социокультурные особенности страны, человеческий капитал молодежи, государственные программы под-

держки и развития предпринимательства. Развитию молодежного предпринимательства в России поспособствует формирование предпринимательской культуры в обществе посредством масштабной популяризации через СМИ и СМК особенностей деятельности предпринимательского сегмента в России и мире. Корректировка образовательных программ в направлении получения предпринимательских навыков также является перспективной в вопросе развития предпринимательства. Такие специальные знания, как планирование, организация и ведение предпринимательской деятельности позволят глубже понимать экономические явления и закономерности. Эффективной реализации государственных программ поспособствует массовая информированность молодежи об их критериях и поддержка молодых предпринимателей не только на начальных, но и на более поздних этапах предпринимательской деятельности. Развитие молодежного предпринимательства является важным фактором инновационного развития страны.

Библиографический список

1. Титов Б. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир / Ин-т экном. роста им. П.А. Столыпина. URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf (дата обращения: 22.09.2019).

2. Послание Президента Федеральному Собранию 20.02.2019 / Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 22.09.2019).

3. Трошихин В.В., Нестерова Л.И. Предпринимательство как институт социального развития // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. № 2(199), вып. 31. С. 198-204.

4. Веселов Ю.В., Капусткина Е.В. и др. Экономическая социология: теория и история / под ред. Ю.В. Веселова, А.Л. Кашина. СПб.: Нестор История, 2012. 760 с.

5. Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 603 с.

6. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: Сущность, структура, статус // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 17-32.

7. Чепуренко А.Ю. Социология предпринимательства: учеб. пособие. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 386 с.

8. Павлюк Н.Я. Свободное предпринимательство в России: Социология становления. СПб.: Политехника, 1998. 303 с.

9. Капусткина Е.В. Социология предпринимательства как учебная дисциплина // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 4, т. 1. С. 131-139.

10. Чепуренко А.Ю. Возможна ли теория предпринимательства в России? // Исследуя предпринимательство / под ред.:

А.Ю. Чепуренко, О.И. Образцова. М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 369-397.

11. Бородавкина Е.Е., Дыльнова З.М. Теоретико-методологические основы исследования предпринимательства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2012. Т. 12, № 2. С. 20-26.

12. Предпринимательство и самозанятость в России / ВЦИОМ. 2017. 27 фев. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116082 (дата обращения: 22.09.2019).

13. Головина Т.А., Меркулов П.А., Полянин А.В. Государственная поддержка молодежного предпринимательства в России // Экономическая политика. 2017. Т. 12, № 5. С. 42-61.

14. Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM). Россия 2016/2017: национальный отчет / Высшая школа менеджмента СПбГУ. URL: https://gsom.spbu.ru/files/docs/gem_russia_2016-2017.pdf (дата обращения: 22.09.2019).

15. Карьера российской молодежи: перспективы и трудности / ВЦИОМ. 2019. 17 сен. URL:

https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9905 (дата обращения: 22.09.2019).

16. РБК: Большинство россиян заявили о невозможности честного бизнеса в России / ВЦИОМ. 2019. 20 фев. URL: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=9573 (дата обращения: 22.09.2019).

17. Саулина Ю.П. Развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Предпринимательство - XXI. 2015. № 7. С. 128-135.

18. Свой бизнес: сегодня и 25 лет назад / ВЦИОМ. 2016. 30 мая. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=328 (дата обращения: 22.09.2019).

19. Бизнес в России: взгляд изнутри / ВЦИОМ. 2019. 11 июл. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9801 (дата обращения: 22.09.2019).

PROBLEMS OF YOUTH ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

N.L. Klimova

Perm State University

This article considers youth entrepreneurship as a socio-economic institution that is significant for social development. The main approaches to the study of entrepreneurship as a social phenomenon are presented, paradigmatic levels in its study are characterized. The problems that inhibit the development of youth entrepreneurship in Russia are identified on the basis of a theoretical review and analysis of the results of empirical research; directions of solutions to identified problems are being formed.

Keywords: sociology of entrepreneurship, youth entrepreneurship, problems of entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.