Научная статья на тему 'Молодежное предпринимательство в России'

Молодежное предпринимательство в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3444
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ / YOUTH / ENTREPRENEURSHIP / YOUTH ENTREPRENEURSHIP / FAMILY ENTREPRENEURSHIP / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / INSTITUTE OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грибанов Герман Александрович

При всей очевидности социальной значимости и экономической полезности развития молодежного предпринимательства в структуре российской экономики этот сектор предпринимательства в стране находится в стадии медленного и неуверенного становления, что соответствует общей неблагоприятной ситуации развития предпринимательства в России. Для него по-прежнему актуальны проблемы, связанные с неразвитостью институциональной среды предпринимательской деятельности, слабая и неравномерная поддержка предпринимательства, особенно инновационного, отсутствие налаженных и эффективных связей между предпринимательством и институтом образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth entrepreneurship in Russia

Despite the obvious social significance and economic usefulness of the development of youth entrepreneurship in the structure of the Russian economy, this sector of entrepreneurship in the country is in the stage of slow and uncertain formation, which corresponds to the overall unfavorable situation of entrepreneurship development in Russia. For him, the problems related to the underdevelopment of the institutional environment of entrepreneurship, weak and uneven support for entrepreneurship and, especially, innovation, the lack of well-established and effective links between entrepreneurship and the Institute of education.

Текст научной работы на тему «Молодежное предпринимательство в России»

Слово - молодым ученым

Г.А. Грибанов

аспирант,

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ)

Молодежное предпринимательство в России

Молодежное предпринимательство по праву относится к наиболее перспективным направлениям развития предпринимательского сектора экономики России, поскольку молодежь является той социальной группой, которая отличается наибольшей мобильностью, креативностью, склонностью к инновациям и риску, а инновации, как известно, составляют базис предпринимательской деятельности1. Риск же всегда сопровождает внедрение любых инноваций и потому рассматривается учеными как важнейшая сторона предпринимательства, что следует из определения А.В. Безгодова, согласно которому под предпринимательством понимается активная самостоятельная, ответственная и систематическая инновационная деятельность, связанная с управлением капиталом и извлечением прибыли в условиях риска и неопределенности на основе сложившихся и общепринятых в конкретном обществе в конкретное время норм ведения бизнеса2.

Данное определение было дано в то время, когда риск и неопределённость составляли сущностную основу социальной реальности постсоветской России, но и сегодня оно актуально, поскольку неопределенность в плане конструирования планов на будущее, тем более отдаленное будущее, значительный риск внедрения инноваций в условиях отсутствия эффективной экономической системы и экономической политики государства, глубокий социально-экономический кризис в стране по-прежнему определяют ситуацию развития предпринимательства, в том числе и молодежного, как крайне неблагоприятную. А потому в настоящее время роль молодежного предпринимательства в России, в развитии регионов менее заметна, чем это декларируется и должно было бы быть с точки зрения стратегии экономического развития общества.

Иными словами, сложившиеся экономические обстоятельства и институциональные условия выступают барьерами в становлении и развитии молодежного предпринимательства в России. И прежде чем задаться вопросом о специфике молодежного предпринимательства и пу-

* Гоибанов Герман Александрович, e-mail: gmu-npi@yandex.ru.

1 Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М., 1982. С. 159-170.

2 Безгодов А.В. Очерки социологии предпринимательства. СПб., 1999. С. 78.

тях его развития в современных российских реалиях, следует заметить, что проблематика предпринимательства устойчиво входит в число наиболее активно развиваемых в научно-исследовательской практике.

Российский дискурс предпринимательства интересен тем, что в нем активно освещаются проблемы, наиболее актуальные для современной российской реальности: история становления предпринимательства в России и его современная оценка в глазах общественного мнения1; различные виды предпринимательства (женское2, инновационное3 и семейное4, социальное5 и др.); ценностные основания предпринимательства и предпринимательская культура в России6; институциональная среда развития предпринимательства в России7 и роль партии8 и государства9 в ее развитии; роль вузов в формировании профессиональной культуры предпринимательства и повышении его эффективности в стране10; роль инвестиционного климата11.

Среди факторов, препятствующих развитию предпринимательства в России, которые выделялись учеными еще в начале 2000-х гг., фигурируют такие: неразвитость рыночной инфраструктуры; сложности доступа предпринимателей к банковским финансово-кредитным ресурсам; отсутствие финансовой поддержки со стороны государства предпринимательских проектов; слабая профессиональная подготовка к организации и ведению предпринимательской деятельности12. Мало что изменилось за прошедшие годы, поскольку в стране по-прежнему не сформировалась благоприятная институциональная среда для развития предпринимательства, а потому представители этого профессионального

1 Комаров В. Образ российского предпринимателя: прошлое и настоящее [Электронный ресурс]. URL: http://old.nasledie.ru/oboz/N10_98/10_15.htm (дата обращения: 03.03.2019)

2 Баженов А.Ю. Женское предпринимательство - перспективный потенциал развития экономики // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19, № 5. С. 1699-1710.

3 Зотов А.Н., Горохова А.Е. Развитие инновационного предпринимательства в России // Известия МГТУ. 2013. № 4 (18). С. 204-209.

4 Воротилкина А.М. Анализ особенностей развития семейного бизнеса в России и за рубежом // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19, № 4. С. 933-944.

5 Чернышева Т.Л. Социальное предпринимательство в вузе // Российское предпринимательство.

2017. Т.18, № 21. С. 3207-3220.

6 Корнейко О.В. Ценностные ориентации современного предпринимательства в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 5 (53). С. 169-183.

7 Сатырь Т.С., Калмыков Н.Н., Огнева Ю.И. Экспертная оценка современного состояния и перспектив развития предпринимательского климата в России // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 1. С. 77-87.

8 Островский С.В., Лобова Л.А. Роль партии в политической институционализации малого бизнеса // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 2. С. 137-140.

9 Авдеева И.Л., Головина Т.А., Полянин А.В. Государственное регулирование приоритетных направлений предпринимательства в условиях цифровой экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2018. № 4. С. 13-21.

10 Авилкина С.В., Леонтьева Л.С. Система высшего образования как ресурс развития предпринимательской среды // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 3. С. 427-438.

11 Солонина С.В., Болдырева Л.В., Ануфриева А.П. Инвестиционный климат в России: методы оценки и проблемы улучшения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС.

2018. № 1. С. 109-114.

12 Шелуха А. Условия развития малого предпринимательства // Предпринимательство. 2001. № 1. С. 116.

слоя зачастую демонстрируют поведение, неадекватное понятию «цивилизованное предпринимательство», что является следствием адаптации к условиям нецивилизованных рыночных отношений и ситуации повышенного риска предпринимательской деятельности.

Развитие молодежного предпринимательства и пути его закрепления в профессиональных стратегиях молодежи составляют особую нишу в пространстве научно-исследовательского дискурса. Его анализ позволяет сделать вывод о том, что в этом направлении имеются определенные теоретические и эмпирические разработки, посвященные особенностям молодежного предпринимательства в России1 и перспективам его развития2, а также роли системы образования в развитии молодежного предпринимательства как оплота инновационного предпринимательства3 и инновационного развития общества в целом4. Именно последнее из указанных направлений в изучении молодежного предпринимательства нуждается в особом внимании со стороны научного сообщества, поскольку сама проблема инновационного развития российского общества носит достаточно противоречивый и спорный характер5 в контексте сложно устроенного регионального пространства страны, его этнического, конфессионального, культурного многообразия, в совокупности формирующего ситуацию регионального неравенства. С ним, в свою очередь, связаны сложности инновационного развития регионов, которые обладают разным ресурсным потенциалом и различными возможностями его реализации6.

С предпринимательством ученые чаще всего связывают переход России на инновационную траекторию развития7, так как его важнейшей чертой является новаторская сущность, природа, однако, фиксируется как таковая в контексте другой функциональной предзаданности, связанной с получением прибыли от предпринимательской деятельности. Эта сторона предпринимательства определяет инструментальную составляющую его функциональной специфики, в то время как терминальная составляющая определяется именно новаторской природой этого вида деятельности. И в этой связи логичен подход В.В. Радаева, кото-

1 Манохин А.Ю. Стратегия развития молодежного малого и среднего предпринимательства в регионах России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Экономика. Информатика. 2012. № 13-1 (132). С. 47-52.

2 Иванов Г.Г., Орлов С.Л., Баженов Ю.К. Молодежное предпринимательство: современные реалии и взгляд в будущее // ВЭПС. 2014. № 4. С. 54-58.

3 Слепенкова Е.В., Киреева Н.С., Строганов И.А. Студенческие проекты как поддержка малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 3. С. 399-404.

4 Чернышева Т.Л. Развитие предпринимательского мышления как миссия опорного университета // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 21. С. 3097-3112.

5 Зарубина Н.Н. Инновационное развитие России в цивилизационном и институциональном контексте // Мир России. Социология. Этнология. 2015. № 2. С. 28-49.

6 Узунов В.В. Социальная консолидация и инновационное развитие регионального пространства Юга России: методологическая схема исследования // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8, № 3. С. 216-230.

7 Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 24. С. 4087-4102.

рый предлагает рассматривать предпринимательство как осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли1.

Инновационное предпринимательство в России на данный момент является скорее желаемой реальностью, но при этом не стоит исключать перспективы ее воплощения в реальные практики, и для этого имеются социокультурные основания. Как отмечают специалисты, исторически образ российского предпринимателя складывался как образ человека с неповторимым, самобытным менталитетом, огромной работоспособностью, ярко выраженными лидерскими качествами, способностью к инновациям, так как во многом благодаря инициативности и деятельности русского предпринимательства Российское государство смогло осваивать новые земли2.

В современном российском обществе профессия предпринимателя по-прежнему входит в рейтинг наиболее популярных среди россиян3, привлекая значительное внимание российской молодежи (57 %), хотя порядка 48 % не готовы заниматься этим официально по причине неготовности к принятию ряда обязательств, связанных с официальной регистрацией предпринимательской деятельности, уплатой налогов, ответственностью (полной или частичной) за предпринимательскую деятельность и т.д.4

Таким образом, несмотря на значительный интерес молодежи к предпринимательству, с которым связано ее стремление к самостоятельности, трудовой автономности (желание работать на себя), стабильному доходу, сама социально-экономическая реальность российского общества не способствует реализации желаний и стремлений молодежи заняться предпринимательской деятельностью. С ней у молодежи ассоциируются страх перед неудачей, последствия банкротства, высокая юридическая ответственность.

Иными словами, сама предпринимательская среда в России не является благоприятствующей для развития предпринимательской активности среди молодежи. Изменить ситуацию в краткосрочный период достаточно сложно, а значит, надо думать о долгосрочных проектах, и в этом плане мы полагаем, что без института образования никак не обойтись по ряду причин. Во-первых, образование производит и воспроизводит специфическую систему знаний, транслируемую студентам как будущим специалистам в области предпринимательства, т.е. речь идет о кадровой подготовке и научном сопровождении предпринимательской деятельности через формирование экспертов и опытных специалистов в

1 Радаев В.В. Экономическая функция и психологический аспект предпринимательства.// Российский экономический журнал. 1995. № 10. С. 90.

2 Никонов В.А. Характеристика российского предпринимателя в зеркале общественного мнения // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. № 2 (42). С. 95.

3 Престиж и доход: какие профессии выбирают россияне? [Электронный ресурс] // Пресс-выпуск ВЦИОМ. 2018. 24 окт. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9387 (дата обращения: 25.01.2019).

4 Никонов В.А. Характеристика российского предпринимателя в зеркале общественного мнения. С. 97.

предпринимательской сфере деятельности. Во-вторых, институт образования через кадровое, научное воспроизводство сохраняет и воспроизводит культуру предпринимательства, транслируя ее ценностно-нормативные образцы и традиции молодым поколениям, т.е. образование выполняет важнейшую миссию - культурообразующую.

Итак, не вызывает сомнений, что в основе предпринимательства с высоким профессиональным и инновационным обликом должна находиться высокая культура предпринимательства, а средой для ее формирования прежде всего выступает образовательная среда. Ее развитие, в свою очередь, во многом обусловливается государственной политикой в сфере образования и развития малого и среднего предпринимательства, что определяет приоритетную значимость государства в развитии молодежного предпринимательства в России.

Вторым значимым социальным институтом в формировании и развитии молодежного предпринимательства является институт семьи, и, соответственно, проводником становления этого типа предпринимательства в контексте влияния на него семьи следует считать семейное предпринимательство. Ученые справедливо пишут о необходимости формирования системы институциональной поддержки семейного предпринимательства как формы хозяйствования, которая в определенной мере оказывает влияние на устойчивое развитие национальной экономики, и в этой связи важно знать о факторах, ограничениях и вариантах развития семейного предпринимательства в России, а также его зависимости от демографических, географических, экономических и ментальных условий1.

Семейные формы предпринимательства, помимо того, что передают через межпоколенческие каналы этос предпринимательской деятельности, ее дух и традиции, необходимы для формирования устойчивой институциональной среды развития предпринимательства в стране, ее регионах с учетом сложившихся устоев экономического хозяйствования, особенностей экономической коммуникации у различных народов и отраслевой специфики предпринимательства. Вероятно, стоит согласиться с мнением социалистов, считающих, что крайне важной и актуальной для России является разработка концепции развития семейного бизнеса как гаранта непрерывного и устойчивого развития семейных форм бизнеса и предпринимательства, как это происходит в современной Европе, в Америке, где семейное предпринимательство составляет ядро бизнес-среды и детерминирует устойчивость национальной экономики2.

Семейное предпринимательство постепенно занимает свою нишу и в российской бизнес-среде (в основном локализуясь в сфере малого и среднего бизнеса), в сфере сельского хозяйства, услуг, торговли, информационных технологий и др., но назвать развитым этот сектор пред-

1 Волков Д.А., Ильин А.Б. Развитие семейного предпринимательства как синергии предпринимательских компетенций // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 3. С. 439-439.

2 Там же. С. 440.

принимательства в России на современном этапе никак нельзя, поскольку, как пишут эксперты, в Российской Федерации только около 2 млн семейных компаний, в то время как, например, в США - 15 млн1.

Согласно данным Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), уровень ранней предпринимательской активности в России очень невысокий, так как замеряемый по данному показателю индекс равен только 4,7 % (по данным 2014 г.), притом что в Бразилии он равен 17,2 %, в Китае - 15,5, в ЮАР - 7, в Индии - 6,6 %2. Естественно, эти данные отражают и показатели развития молодежного предпринимательства, и относительно России следует еще раз подчеркнуть, что при всей системе (федеральный, территориальный, местный) мероприятий, реализуемых в поддержку предпринимательства, его состояние и уровень развития заставляют задуматься о ситуации. Ученые указывают, что большинство мероприятий по поддержке российского бизнеса сводятся к имущественной и финансовой поддержке, и наблюдается острый дефицит консультативных услуг по различных вопросам ведения предпринимательской деятельности, в которых нуждаются малые и средние предприятия3.

В современном мире обращение предпринимателей к консалтинговым услугам - довольно распространенная практика, которая объясняется тем, что на начальном этапе организации предпринимательской деятельности не всегда хватает опыта для решения текущих вопросов в ходе этой деятельности, а порой этого опыта и вовсе нет. В частности, если речь идет о молодежи, которая только вступает на путь предпринимательства, еще не владея необходимыми навыками этого рода деятельности. Следовательно, в стране должна развиваться система специализированных центров, организаций, ориентированных на оказание консультационных услуг предпринимателям, и образование может стать также интерактивной площадкой для решения ряда вопросов, связанных с организацией консалтинговых и иных проектов, в которых может принимать участие студенческая молодежь. Для нее такого рода деятельность в рамках текущей учебной деятельности поможет включиться в мир предпринимательства еще до того, как он станет для молодежи миром ее повседневной профессиональной деятельности.

Академическая среда - благоприятная почва для развития субъектов малого бизнеса и подготовки самих предпринимателей, поскольку ресурсоемкость системы высшего образования позволяет снизить управленческие и финансовые риски на всех этапах функционирования академического малого предпринимательства. Кроме того, сама образовательная среда обладает ресурсами, позволяющими развивать инновационное предпринимательство (например, бизнес-инкубаторы) на ба-

1 Волков Д.А., Ильин А.Б. Развитие семейного предпринимательства... С. 440.

2 Слепенкова Е.В., Киреева Н.С., Строганов И.А. Студенческие проекты как поддержка... С. 400.

3 Там же. С. 402.

зе имеющейся инфраструктуры и интеллектуального потенциала вузов1, но для развития инновационного академического предпринимательства необходимы более существенная и системная поддержка государства и благоприятная предпринимательская среда во всем обществе. Эти вопросы еще должны стать предметом особого внимания и научного сообщества, и властно-управленческих структур.

Грибанов Г.А. Молодежное предпринимательство в России.

При всей очевидности социальной значимости и экономической полезности развития молодежного предпринимательства в структуре российской экономики этот сектор предпринимательства в стране находится в стадии медленного и неуверенного становления, что соответствует общей неблагоприятной ситуации развития предпринимательства в России. Для него по-прежнему актуальны проблемы, связанные с неразвитостью институциональной среды предпринимательской деятельности, слабая и неравномерная поддержка предпринимательства, особенно инновационного, отсутствие налаженных и эффективных связей между предпринимательством и институтом образования.

Ключевые слова: молодежь, предпринимательство, молодежное предпринимательство, семейное предпринимательство, инновационное предпринимательство, институт образования.

Gribanov G.A. Youth entrepreneurship in Russia. Despite the obvious social significance and economic usefulness of the development of youth entrepreneurship in the structure of the Russian economy, this sector of entrepreneurship in the country is in the stage of slow and uncertain formation, which corresponds to the overall unfavorable situation of entrepreneurship development in Russia. For him, the problems related to the underdevelopment of the institutional environment of entrepreneurship, weak and uneven support for entrepreneurship and, especially, innovation, the lack of well-established and effective links between entrepreneurship and the Institute of education.

Keywords: youth, entrepreneurship, youth entrepreneurship, family entrepreneurship, innovative entrepreneurship, Institute of education.

1 Авилкина С.В., Леонтьева Л.С. Система высшего образования как ресурс... С. 432.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.