РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 16 • август 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
вовлечение российского студенчества в современное инновационное предпринимательство
Корчагина И.В.1, Рогова К.В.1, Корчагин Р.Л. 1
1 Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Инновационное предпринимательство имеет большое значение в модернизации экономики страны и входит в число стратегических приоритетов России. Важнейший ресурс его развития - человеческий капитал активных, компетентных, образованных людей, в том числе студенчества. Однако уровень вовлечения студентов в инновационное предпринимательство достаточно низок. В статье оценено место инновационного предпринимательства в карьерных планах студентов России, показана необходимость более активного вовлечения студентов в инновационное предпринимательство. На основе критического анализа раскрыты возможности и ограничения существующих механизмов вовлечения студентов в инновационное предпринимательство. Предложены новые концептуальные положения и прикладные рекомендации по активизации участия студентов в инновационной предпринимательской деятельности. Выводы статьи могут быть использованы при разработке программ, проектов развития инновационного предпринимательства, при планировании и реализации мероприятий по вовлечению студентов в инновационное предпринимательство.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационное предпринимательство, студенты, карьера, обучение предпринимательству, предпринимательские компетенции
Involvement of Russian students in modern innovative entrepreneurship
Korchagina I.V.1, Rogova K.V.1, Korchagin R.L. 1
1 The Kemerovo State University, Russia
введение
Предпринимательская деятельность давно признана основной движущей силой современной смешанной экономики, поэтому ей отводится большое место как в теоретических изысканиях, так и в документах стратегического планирования. С начала радикальных реформ в экономической политике России постоянно фигурирует проблематика поддержки предпринимательства. В частности, в 2016 г. утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, а также план мероприятий («дорожная карта») по ее реализации [1].
При всей важности предпринимательской деятельности как таковой совершенно особое значение приобрело инновационное предпринимательство. Как показывает мировой опыт, именно этот сегмент бизнеса выступает генератором значительной доли инноваций, которые затем тиражируют крупные компании. Инновационный малый бизнес быстро растет, отличается более высокими удельными экономическими показателями и нередко эволюционирует до уровня «газелей» (фирмы с долговременным быстрым ростом, оказывающие сильное влияние на макроэкономическую динамику). Развитие инновационного предпринимательства является сложным многофакторным процессом, основанным на зрелой национальной инновационной системе, оно требует подходящих финансово-экономических, институциональных, организационных и других условий. Но главное для инновационного предпринимательства - это все же фигура самого предпринимателя-инноватора, его личная мотивация, энергия и активность, а также компетентность и креативность.
Следовательно, возникает вопрос о вовлечении в инновационное предпринимательство самого широкого круга людей, в первую очередь - талантливой, образованной и энергичной молодежи. Однако заинтересованность российского студенчества в предпринимательской деятельности вообще и тем более в инновационном предпринимательстве довольно низка. Поэтому возникает проблема более активного вовлече-
ABSTRACT:_
Innovative entrepreneurship plays a very important role in economic modernization of a country and is one of strategic priorities of Russia. Human capital of active, competent, educated people, including students is the most important source of its development. However, the level of student involvement in innovative entrepreneurship is low enough. The article assesses the place of innovative entrepreneurship in career planes of Russian students. We show the need of more active involvement of students in innovative entrepreneurship. On the basis of critical analysis we reveal the possibilities and limitations of the mechanisms for involving students in innovative entrepreneurship. We suggest new conceptual points and applied recommendations on the activation of students' participation in innovative entrepreneurial activities. The conclusions of the article can be used in the development of programs, projects for the development of innovative entrepreneurship, and when planning and implementing activities to involve students in innovative entrepreneurship.
KEYWORDS: innovative entrepreneurship, students, careers, entrepreneurship training, entrepreneurial competencies
JEL Classification: I25, L26, 030 Received: 17.08.2017 / Published: 31.08.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Korchagina I.V. ([email protected])
CITATION:_
Korchagina I.V., Rogova K.V., Korchagin R.L. (2017). Vovlechenie rossiyskogo studenchestva v sovremennoe innovatsionnoe predprinimatelstvo [Involvement of Russian students in modern innovative entrepreneurship]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 18(16), 2301-2316. doi: 10.18334/rp.18.16.38218
ния студенческой молодежи в инновационное предпринимательство. Таким образом, целью статьи является оценка потенциала и ограничений существующей практики вовлечения студентов в инновационное предпринимательство, разработка положений, рекомендаций по вовлечению студентов в инновационную предпринимательскую деятельность.
инновационное предпринимательство и карьерные планы студентов
Широкое применение термина «инновационное предпринимательство» обусловило разночтения в его понимании. Хорошо известна позиция Й. Шумпетера - любой предприниматель по определению уже является инноватором [2] (Shumpeter, 2007). Однако авторы разделяют точку зрения тех ученых, которые разграничивают предпринимательство обычное и инновационное. В частности, Б. Кирхгофф выделил сегмент «амбициозных» и «гламурных» фирм, которые отличаются высоким уровнем затрат на исследования и разработки, постоянно внедряют инновации и имеют высокие шансы перейти в число фирм-газелей [3] (Kirchhoff, 1994). П. Ваасдорп полагает, что большинство предпринимателей - это «предприниматели образа жизни», стремящиеся только к независимости и приемлемому доходу. Напротив, инновационное предпринимательство отличается более высокими темпами роста и производительностью труда за счет собственной инновационной деятельности [4]. А. Дахлстранд и Л. Стевенсон выделили «инновационные предпринимательские фирмы», которые основывают свою деятельность на нововведениях и быстро расширяются [5] (Dahlstrand, Stevenson, 2010). Таким образом, инновационное предпринимательство связано с активным использованием нововведений, позволяющих бизнесу расти значительно быстрее среднего уровня. Традиционное предпринимательство занимается устоявшимися видами деятельности (торговля, услуги, простейшее производство) по стандартным технологиям, что ограничивает скорость и масштабы роста.
Большинство российских исследователей поддерживает понимание инновационного предпринимательства как модели экономической деятельности, связанной с новаторством, процесса создания и коммерческого использования новшеств в различных сферах [6, 7] (Dubrovskiy, Kiryukhina, 2016; Nalivaychenko, 2017). По-видимому,
ОБ АВТОРАХ:_
Корчагина Ирина Васильевна, доцент кафедры экономической теории, налогообложения, предпринимательства и права (korchagina-i0mai1.ru)
Рогова Ксения Валерьевна, старший преподаватель кафедры экономической теории, налогообложения, предпринимательства и права (kseniyapor1ikova0mai1.ru) Корчагин РудикЛевович (korchagina-i0mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Корчагина И.В., Рогова К.В., Корчагин Р.Л. Вовлечение российского студенчества в современное инновационное предпринимательство // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 16. -С. 2301-2316. - doi: 10.18334/rp.18.16.38218
здесь нет существенного противоречия с точкой зрения зарубежных ученых. При этом важно подчеркнуть, что в той или иной степени инновации осуществляют практически все субъекты предпринимательской деятельности, но инновационное предпринимательство - это не столько потребитель новшеств, созданных другими, сколько их производитель.
Важной социально-экономической проблемой последних лет стал значительный дисбаланс мотивации экономического поведения и жизненных целей даже хорошо образованной и законопослушной молодежи. Наиболее привлекательный жизненный путь большинство современных молодых людей видят в государственной службе, силовых структурах, карьере в крупных компаниях. Организация собственного дела, тем более в инновационной сфере, интересует меньшинство студентов. Проведенные еще в 2010-2012 гг. исследования показали, что «российская молодежь связывает шансы на личный успех не с производительной деятельностью и предпринимательством, а с близостью к государству» [8, с. 44] (Natkhov, Polischuk, 2012; P. 44).
Поэтому в первую пятерку «работодателей мечты» студенты отнесли ПАО «Газпром», администрацию Президента РФ, Министерство внутренних дел, ОАО «НК Роснефть» и ПАО «Сбербанк» - органы власти либо крупные государственные и квазигосударственные компании [8] (Natkhov, Polischuk, 2012). Развитие собственного бизнеса не вошло даже в десятку карьерных приоритетов. Разумеется, никто не отрицает огромной важности и нужности труда государственных служащих, сотрудников крупных компаний, деятельности силовых структур. Но дисбаланс карьерных планов студенчества в их пользу чрезмерно велик, он оставляет мало шансов на ускоренное развитие инновационного предпринимательства, не менее важное для безопасности страны.
В Национальном отчете по «Глобальному исследованию предпринимательского духа студентов» можно обнаружить более оптимистичные данные - около 74 % студентов намерены работать по найму, а более 10 % - в собственной фирме, что даже несколько выше среднемирового уровня [9]. Что касается заинтересованности именно в инновационном предпринимательстве, то можно указать на следующее распределение намечаемого студентами бизнеса по сферам деятельности (табл. 1).
Приведенные данные показывают, что условно «традиционные» и «инновационные» виды деятельности имеют примерно равную привлекательность. Но среди них явно доминируют те, которые не предполагают создания нового продукта, реального материально-вещественного наполнения экономики. Лишь около 20 % будущих предпринимателей выбирают производство и информационные технологии. Добавим также, что потенциальные фирмы студентов характеризуются более низкой, чем по миру в среднем, готовностью к инновациям, участию в рисковых проектах и проак-тивному (опережающему) поведению на рынке [9].
Еще одна небезобидная тенденция - тяготение студентов к работе в зарубежных компаниях. Компания «Future Today» провела исследование выпускников «топ-вузов» (Московский государственный университет, Высшая школа экономики, Московский
Таблица 1
Распределение планируемого студентами бизнеса по сферам деятельности,
процентов
условно «традиционные» сферы
Торговля 22
Другие услуги, например перевозки 5
Строительство 5
Финансовые услуги 5
Туризм и организация досуга 9
Итого по условно «традиционным» сферам 46
Условно «инновационные» сферы
Реклама, дизайн, маркетинг 14
Архитектура и проектирование 2
Консалтинг 4
Образование, тренинги 4
Здравоохранение и социальная работа 2
Информационные технологии 9
Производство 11
Итого по условно «инновационным» сферам 46
Другое 8
Источник: составлено по данным [9].
государственный институт международных отношений и т. п.) крупнейших городов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск) в 2015-2016 учебном году [10]. При этом отдельно рассматривалась категория «умников», респондентов с наиболее развитыми числовыми, вербальными способностями, знанием английского языка. Результаты отражены в таблице 2.
Среди опрошенных высока популярность работы в ПАО «Газпром» и ОАО «НК Роснефть», однако семь из десяти лидеров - это иностранные работодатели. Присутствует здесь также одна отечественная частная компания («Яндекс»). В категории «умников» наиболее привлекательные работодатели в принципе те же, за исключением ОАО «НК Роснефть» и «Coca-Cola». 8 из 10 «работодателей мечты» здесь иностранные, в том числе 4 аудиторские, консалтинговые компании. Следовательно, для наиболее перспективных студентов с наибольшим ресурсным и (или) интеллектуальным потенциалом характерна ориентация на зарубежных работодателей. Работа в органах власти выглядит для них не столь привлекательной. Человеческий капитал лучшей части молодежи стремится работать, по сути дела, на другие страны, часто далеко не дружественные по отношению к России.
Сложившаяся низкая заинтересованность студентов в инновационном предпринимательстве формирует серьезную проблему - ограниченность главного для инновационного бизнеса человеческого ресурса.
Существующие механизмы вовлечения студентов в инновационную предпринимательскую деятельность
Инновационная политика России предполагает определенные усилия по стимулированию инновационного предпринимательства. Увеличение численности инновационных предпринимателей входит в состав основных задач Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года [11]. В рамках Стратегии предусматривается обучение инновационному предпринимательству, в особенности для выпускников технических и естественнонаучных специальностей. В 2011-2017 гг. реализуется определенный спектр мер, созданы институты, связанные с вовлечением студентов в инновационное предпринимательство.
Обучение инновационному предпринимательству можно считать исходным условием вовлечения в него. Тем не менее в российских вузах по преимуществу изучают «предпринимательство вообще», но не инновационное предпринимательство [12, 13] (Mitryukhina, Panarina, 2015; Rubin, 2014), хотя в отдельных образовательных организациях есть профильные дисциплины, магистерские программы [14, 15] (Borisova, Taran, Titenko, 2013; Gribov, Kamchatnikov, 2015). Не вдаваясь в обсуждение сложного вопроса, возможно ли в принципе подготовить предпринимателя на вузовской скамье, считаем необходимым подчеркнуть: обучение инновационному предпринимательству - необходимое, но далеко не достаточное условие вовлечения студентов. Авторы согласны с тем, что в предпринимательстве есть те элементы, которым можно научиться в вузе, и те, которым научиться нельзя [16, 17] (Kakkonen, 2011; Saks,
Таблица 2
Наиболее привлекательные работодатели по результатам исследования студентов «топ-вузов» (множественный выбор вариантов ответа), процентов
Студенты в целом «Умники»
1. ПАО «Газпром» 37,1 1. «Google» 36,3
2. «Google» 35,5 2. ПАО «Газпром» 36,1
3. «Яндекс» 31,0 3. «Яндекс» 32,1
4. «Apple» 25,9 4. «Mc Kinsey&Company» 30,6
5. «BMW» 25,2 5. «Boston Consulting Group» 27,3
6. ОАО «НК Роснефть» 23,5 6. «Apple» 25,9
7. «Unilever» 22,3 7. «Unilever» 25,6
8. «Mc Kinsey&Company» 21,0 8. «KPMG» 25,2
9. «PricewaterhouseCoopers» 20,2 9. «PricewaterhouseCoopers» 24,9
10. «Coca-Cola» 19,7 10. «BMW» 23,7
49. Органы власти РФ 11,0 71. Органы власти РФ 8,4
Источник: составлено по данным [10].
Gaglio, 2002). Но и приобретение соответствующих компетенций само по себе не мотивирует к участию в инновационном предпринимательстве.
Специальные мероприятия вне учебного процесса, призванные познакомить студентов с инновационным предпринимательством, самими предпринимателями, заставить задуматься о собственном инновационном проекте. Наиболее распространенными видами мероприятий являются встречи с предпринимателями, деловые игры, тренинги, мастер-классы, экскурсии, конкурсы инновационных проектов. Их можно считать следующим шагом интеграции студентов в современное инновационное предпринимательство. На этом этапе студенты получают возможность непосредственно познакомиться с реальными примерами инновационного предпринимательства, в деятельностной форме получить и закрепить компетенции, необходимые для предпринимательской деятельности. Здесь же происходит самое главное - появление и укрепление желания заниматься инновационным предпринимательством под влиянием личного примера, психологического заражения, а также некоторых собственных достижений.
У специализированных мероприятий можно выделить два ключевых ограничения. Первое - они слабо дифференцированы с точки зрения типа предпринимательской деятельности, не специализированы, как правило, в области инновационного предпринимательства. Второе - низкий уровень участия студентов в таких мероприятиях, их незаинтересованность и слабая мотивация. Так, обследования студентов Высшей школы экономики, где проходит множество внеучебных мероприятий, показали, что их посетили 22,5 % студентов, в том числе 21,1 % студентов, обучающихся по информационно-математическим профилям подготовки [18, с. 111] (Butryumova, Slepneva, 2016; P. 111). Эффективность этих мероприятий в глазах студентов также невысока. Средний показатель их оценки студентами составил около 4 баллов из 7 [18, с. 112] (Butryumova, Slepneva, 2016; P. 112). Таким образом, в современном виде внеучебные мероприятия мало способствуют вовлечению студентов в инновационное предпринимательство.
Постоянно действующие институты поддержки молодежного инновационного предпринимательства. К ним можно отнести Центры инновационного предпринимательства (прерогатива крупных финансово устойчивых вузов), постоянно действующие школы и проектные мастерские, студенческие предпринимательские клубы, объединения [19-22] (Khayrullina, 2017; Mokretsova, Manuzina, Dudysheva, 2014; Shapovalov, Romanovich, Glagolev, Babaevskiy, 2014; Shvets, 2012). Главное их отличие - постоянная деятельность в течение определенного отрезка времени или бессрочно (это не разовые мероприятия). Например, в Университете инновационных технологий, механики и оптики (Санкт-Петербург) действуют акселерационные площадки, которые позволяют подготовить инновационный проект при консультационной, экспертной поддержке и затем презентовать его инвесторам [23] (Kabanov, 2016). Центр инновационного предпринимательства Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге
позиционирует себя как платформу взаимодействия вуза, бизнеса и государства, где создаются условия для быстрого создания, тестирования продукта и запуска его на рынок [24]. Однако подобные институты требуют больших финансовых, организационных и кадровых возможностей.
Другой тип постоянно действующих институтов - клубы и объединения студентов, которые могут взаимодействовать с предпринимательским сообществом, формируя атмосферу сотрудничества и взаимной мотивации [25, 26] (Drovnikov, 2014; Kuznetsova, Mylnikova, 2014). Так, в Кемеровском государственном университете клуб «Молодой предприниматель» вовлекает студентов во внеучебные мероприятия на постоянной основе, а также служит эффективной площадкой для живого общения заинтересованных участников. Такого рода институты позволяют вести системную работу по интеграции студентов в предпринимательскую деятельность, поддерживать и развивать их мотивацию, создавать соответствующую деловую среду [27, 28] (Romanovich, Evtushenko, Romanovich, 2016; Zaytseva, 2016). Деятельность же по реализации студенческих проектов можно считать завершающим, результативным этапом вовлечения студентов в инновационное предпринимательство, где достигается конечная цель -создание инновационной фирмы.
На первый взгляд, уже создана целостная последовательность действий по вовлечению студентов в инновационное предпринимательство. Тем не менее уровень вовлечения остается низким. Указанная последовательность срабатывает достаточно редко, создание студентами по-настоящему инновационного бизнеса далеко не носит массового характера [29, 30] (Burkova, Kalashnikova, 2013; Igropulo, Mikhnev, 2014). Необходимо дополнительное научно-аналитическое осмысление возникающих проблем и перспектив их решения.
Перспективы активизации инновационной предпринимательской деятельности студентов
Более активное вовлечение студентов в инновационное предпринимательство опирается, в первую очередь, на объективную информацию, доказательные научные знания о сложившейся ситуации, которые позволят принимать верные решения. Поэтому в качестве исходного условия активизации вовлечения студентов в инновационное предпринимательство авторы выделяют улучшение информационного обеспечения и достижение полноценной обратной связи.
В настоящее время ситуация выглядит следующим образом: механически реализуется комплекс устоявшихся мероприятий без должной оценки их эффективности, результативности, а систематический мониторинг отношения студентов к инновационному предпринимательству в принципе не осуществляется. Это вынуждает субъекты управления на разных уровнях действовать «вслепую», без объективной информации о внешней среде и результатах своих действий. Даже в сугубо академических исследованиях пока не уделено должного внимания этой проблеме. Достаточно ска-
зать, что библиографический поиск в Российском индексе научного цитирования по ключевым словам «инновационное предпринимательство» плюс «студенты» обнаруживает лишь 13 научных публикаций всех типов, по преимуществу описательного характера либо с изложением отдельных мнений экспертов. Вовлечение студентов в инновационное предпринимательство ведется исключительно путем проб и ошибок без какого-либо научно-аналитического обоснования.
Между тем при формировании модели интеграции студентов в инновационный бизнес необходимо отталкиваться от мотивов, значимых ценностей самих студентов. Поэтому требуется путем опросов и интервью на постоянной основе получать информацию о планах студентов в отношении предпринимательской деятельности, инновационной деятельности, их понимании инновационного предпринимательства, а также основных мотивах карьерных планов, реальных и потенциальных факторах, которые могли бы повысить привлекательность инновационного преимущества в их глазах. Недостаточно просто знать, что студенты хотели бы работать в тех или иных организациях, а предпринимательством планирует заниматься такой-то процент. Нужно понимать, какие мотивы и стимулы движут молодыми людьми в рамках их выбора, есть ли у них в принципе верное представление об инновационном предпринимательстве, что повышает его привлекательность, а что - снижает.
Сложная, но очень важная задача - определение результативности и эффективности используемых механизмов, институтов вовлечения молодежи в инновационное предпринимательство. Совокупный объем финансовых, кадровых, организационных и временных затрат, например на проведение внеучебных мероприятий со студентами, достаточно велик. В каждом вузе ряд преподавателей и сотрудников тратят на их организацию и проведение десятки часов в год. Если учесть, что эта работа является частью индивидуальных планов, то даже при весьма скромной оплате труда в масштабах образовательной системы страны речь идет о внушительных затратах. Поэтому уместен вопрос, а окупается ли вся эта работа реальным результатом, созданием инновационных предпринимательских структур, их вкладом в макроэкономические показатели. Оценить эффективность поддержки даже традиционного предпринимательства сложно, не говоря уже о процессе вовлечения студентов в инновационное, но указанную задачу необходимо решать. Только это позволит эффективно направить и использовать немалый объем работы вузов, других организаций.
Целесообразна определенная дифференциация стимулирования студенческого предпринимательства и вовлечения в предпринимательство инновационное. Эти виды деятельности должны различаться по целевому контингенту, методам воздействия, формам реализации. Традиционное предпринимательство - в большей степени прерогатива обучающихся по экономическим и управленческим направлениям подготовки, для инновационного очень важны те, кто обучается на технических и естественнонаучных. Привлечение к инновационному предпринимательству требует актуализации более сложной структуры мотивов, чем определенная независимость и финан-
совое благополучие. Далее, вовлечь студента в инновационное предпринимательство представляется в принципе более сложным делом по сравнению с традиционным. Здесь недостаточно позитивных примеров, демонстрации успешного опыта недавних выпускников, нескольких тренингов или деловых игр. Нужно более серьезное консультативное, организационное сопровождение, помощь в формировании контактов с инвесторами. Поскольку инновационное предпринимательство редко реализуется единственным предпринимателем в одиночку с привлечением лишь наемных работников, важно формирование социальных связей среди самих студентов.
Также следует учитывать, что для инновационного предпринимательства характерен высокий уровень вовлеченности не только собственно организатора фирмы, но и многих сотрудников. Поэтому создание студентом или выпускником собственной инновационной фирмы не является единственным приемлемым результатом. Об успешном вовлечении студентов в инновационное предпринимательство вполне можно говорить в случае результативной их трудовой деятельности в малых и средних организациях, продуцирующих инновации.
Отсюда важнейшим инструментом интеграции студентов в инновационную предпринимательскую деятельность следует считать прохождение практик, стажировок, выполнение учебных работ и проектов в соответствующих организациях. Зарубежный опыт показывает, что значительная часть наемных работников инновационного бизнеса впоследствии переходит в категорию самостоятельных предпринимателей. Таким образом, необходимо некоторое смещение подхода и целевых установок, которое предполагало бы не только создание студентами, выпускниками собственных инновационных фирм, но и трудоустройство на качественные рабочие места в инновационных предпринимательских структурах (как малые инновационные предприятия при вузах, так и другие организации).
С точки зрения организации вовлечения студентов в инновационное предпринимательство целесообразна интеграция разрозненной в настоящее время деятельности вузов и других заинтересованных организаций. Уровень развития и организации этой деятельности в настоящее время резко отличается, большинство решений принимается субъективно, даже сугубо практический опыт не обобщается, малодоступен другим участникам. В регионах крайне ограничены не только финансовые, но и кадровые, организационные возможности, социальный капитал отдельно взятого вуза. Поэтому нередко реализуются не результативные или нужные действия, а те, что можно выполнить с минимальными затратами или вообще без них. Такой подход крайне сложно назвать профессиональным. Изменить ситуацию можно путем совместной работы и объединения усилий по крайней мере на стадиях проведения внеучебных мероприятий и организации постоянно действующих институтов стимулирования инновационного предпринимательства.
Во-первых, это позволит более продуктивно использовать специфические ресурсы каждого из участников для организации более серьезных и результативных меропри-
ятий. Во-вторых, общими усилиями во многих случаях удастся сформировать более продуктивные институты поддержки и вовлечения в инновационное предпринимательство, объединив кадровый ресурс и социальный капитал вузов. Представляется, что важную роль в данных процессах могут сыграть опорные университеты, на которые возлагаются специальные функции по региональному развитию, в том числе в сфере предпринимательства.
Наряду со всем сказанным, существенное позитивное воздействие на вовлечение студентов, появление заинтересованности и готовность включиться в инновационные проекты должен оказать социальный маркетинг инновационного предпринимательства, продвижение его образа и ценностей через наиболее мощные коммуникационные каналы (средства массовой информации, кино). Представляется, что без информационно-коммуникационной поддержки на уровне общенационального информационного пространства идея инновационного предпринимательства не получит массовой популярности, останется неизвестной для молодежи. Его привлекательность и популярность, в свою очередь, будет способствовать более массовому притоку молодых людей, их вовлечению в механизмы, институты активизации инновационного предпринимательства.
заключение
1. Карьерные и жизненные планы современных студентов в ограниченной степени связаны с предпринимательством вообще и инновационным предпринимательством в частности. Сфера инновационного предпринимательства недополучает человеческий капитал, что является главным тормозом ее развития.
2. Существующая система вовлечения студентов в инновационное предпринимательство предполагает последовательное продвижение от обучения, участия во внеу-чебных мероприятиях к реализации собственного инновационного проекта в рамках специальных программ и площадок. Но большинство студентов в принципе остаются в стороне от всего этого, а переход с одной ступени на другую часто дает сбои. Кроме того, крайне ограничены информационно-аналитическое обеспечение, научно-методическая база вовлечения студентов в инновационное предпринимательство, что вынуждает действовать путем проб и ошибок.
3. Основные направления активизации вовлечения студентов в инновационное предпринимательство на современном этапе, учитывая низкую степень изученности проблемы и ограниченность объективной информации, сводятся к следующему: улучшение информационно-аналитического обеспечения и обеспечение обратной связи; разработка и реализация методических основ по оценке эффективности вовлечения студентов в инновационное предпринимательство; дифференциация вовлечения в инновационное предпринимательство и предпринимательство в целом; интеграция автономной деятельности вузов и других организаций; формирование системы социального маркетинга инновационного предпринимательства, ориентированного на студентов, продвижение его образа и ценностей.
ИСТОЧНИКИ:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демокра-
тия. - М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с.
3. Kirchhoff B. Entrepreneurship and dynamic capitalism: The economics of firm formation
and growth. - Westport: Praeger Publishers, 1994. - 240 p.
4. Waasdorp P. Innovative entrepreneurship: A Dutch policy perspective // Entrepreneurship
in the Netherlands: Innovative entrepreneurship. New policy challenges. - Hague: EIM Business and Policy Research and Ministry of Economic Affairs, 2002. - P. 27-42.
5. Dahlstrand Ä. L., Stevenson L. Innovative entrepreneurship policy: linking innovation and
entrepreneurship in a European context // Annals of Innovation & Entrepreneurship. -2010. - Vol. 1. - № 1. - doi: 10.3402/aie.v1i1.5602.
6. Наливайченко Е.В. Экономика инновационного предпринимательства. / Учебное
пособие. - Симферополь: Ариал, 2017. - 192 c.
7. Дубровский В.Ж., Кирюхина И.В. Развитие инновационного предпринимательства
в регионе в контексте общемировых тенденций // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2016. - № 4. - C. 52-65.
8. Натхов Т., Полищук Л. Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее обра-
зование // Вопросы экономики. - 2012. - № 1. - C. 30-51.
9. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов: Национальный
отчет [Электронный ресурс] / Г.В. Широкова, К.А. Богатырева, Т.В. Беляева [и др.] // Gsom.spbu.ru. - 2016. - URL: http://gsom.spbu.ru/files/folder_11/guesss_2016_rus_ final_v1.pdf (дата обращения: 04.08.2017).
10. 100 самых привлекательных работодателей России [Электронный ресурс] // Fut. ru. - URL: http://fut.ru/media/company_uploads/2127/top100.pdf (дата обращения: 04.08.2017).
11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.
12. Рубин Ю.Б. Компетентностный подход в обучении российской молодежи предпринимательству // Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству: Сборник докладов международной конференции. - Москва, 2014. - C. 5-14.
13. Митрюхина И.Н., Панарина Е.Н. Формирование компетенций при обучении студентов основам инновационного предпринимательства в техническом вузе // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 2. - C. 87-93.
14. Борисова Л.М., Таран Е.А., Титенко Е.А. Инновационное предпринимательство. -Томск: Издательство ТПУ, 2013. - 235 c.
15. Грибов В.Д., Камчатников Г.В. Малое инновационное предпринимательство и его роль в реализации стратегии инновационного развития России: Монография. - М.:
Русайнс, 2015. - 188 с.
16. Kakkonen M. L. Students' perceptions of their business compétences and entrepreneurial intention // Management. - 2011. - Vol. 6. - № 3. - P. 225-243.
17. Saks N. T., Gaglio C. M. Can opportunity identification be taught? // Journal of Enterprising Culture. - 2002. - Vol. 10. - № 4. - P. 313-347.
18. Бутрюмова Н.Н., Слепнева Ю.Н. Вовлечение студентов в инновационное предпринимательство: опыт НИУ-ВШЭ - Нижний Новгород // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. - 2016. - № 1. - C. 91-124.
19. Мокрецова Л.А., Манузина Е.Б., Дудышева Е.В. Практикоориентированная подготовка студентов к инновационной предпринимательской деятельности в гуманитарном вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - C. 963.
20. Швец Н.А. Модель подготовки студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 4. - C. 228-232.
21. Шаповалов Н.А., Романович Л.Г., Глаголев Е.С., Бабаевский А.Н. Опыт реализации практико-ориентированной модели обучения студентов инновационному предпринимательству // Высшее образование в России. - 2014. - № 3. - C. 65-72.
22. Хайруллина М.В. Формирование экономико-управленческих и предпринимательских компетенций в техническом вузе // Российское предпринимательство. - 2017.
- Том 18. - № 11. - C. 1637-1650. - doi: 10.18334/rp.18.11.37837.
23. Кабанов Д. Как работают со стартапами в университете ИТМО [Электронный ресурс] // Rusbase. - 2016. - URL: https://rb.ru/opinion/itmo-i-startapy/ (дата обращения: 05.08.2017).
24. Стартап-направление [Электронный ресурс] // Spb.hse.ru. - URL: https://spb.hse.ru/ cia/startup (дата обращения: 05.08.2017).
25. Кузнецова В.П., Мыльникова С.А. Способы вовлечения молодежи в инновационную деятельность в образовательной среде // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2014. - № 4. - C. 221-225.
26. Дровников А. К вопросу о формировании инновационно-предпринимательской компетентности преподавателей // Ученые записки Альметьевского государственного нефтяного института. - 2014. - Том 12. - № 2. - C. 107-112.
27. Зайцева И.А. Реализация практико-ориентированной модели обучения студентов инновационному предпринимательству // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова: Сборник материалов конференции. - Белгород, 2016. - C. 4418-4421.
28. Романович М.А., Евтушенко Е.И., Романович Л.Г. Практические аспекты обучения студентов инновационному предпринимательству // Наукоемкие технологии и инновации: Сборник докладов Международной научно-технической конференции.
- Белгород, 2016. - C. 181-186.
29. Буркова А.В., Калашникова Я.С. Роль кафедры университета в мобилизации твор-
ческого потенциала студентов для развития инновационного предпринимательства // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2013. - № 4. - C. 259-262.
30. Игропуло И.Ф., Михнев Д.Ф. Теоретико-методологические основы подготовки студентов к инновационному предпринимательству // European Social Science Journal. - 2014. - № 9-3. - C. 299-305.
REFERENCES:
Borisova L.M., Taran E.A., Titenko E.A. (2013). Innovatsionnoe predprinimatelstvo [Innovative entrepreneurship]. Tomsk: Izdatelstvo TPU. (in Russian).
Burkova A.V., Kalashnikova Ya.S. (2013). Rol kafedry universiteta v mobilizatsii tvorcheskogo potentsiala studentov dlya razvitiya innovatsionnogo predprinimatelstva [The role of the university chair in mobilizing the creative potential of students for the development of innovative entrepreneurship]. Formirovanie gumanitarnoy sredy v vuze: innovatsionnye obrazovatelnye tekhnologii. Kompetentnostnyy podkhod, 4, 259-262. (in Russian).
Butryumova N.N., Slepneva Yu.N. (2016). Vovlechenie studentov v innovatsionnoe predprinimatelstvo: opyt NIU-VShE - Nizhniy Novgorod [Students involvement in innovation entrepreneurship: experience of the Higher School of Economics in Nizhny Novgorod]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 8. Menedzhment, 1, 91-124. (in Russian).
Dahlstrand Ä. L., Stevenson L. (2010). Innovative entrepreneurship policy: linking innovation and entrepreneurship in a European context. Annals of Innovation & Entrepreneurship, 1(1). doi: 10.3402/aie.v1i1.5602.
Drovnikov A. (2014). K voprosu o formirovanii innovatsionno-predprinimatelskoy kompetentnosti prepodavateley [To the issue of formation of innovation and enterpreneurial competence of teachers]. Uchenye zapiski Almetevskogo gosudarstvennogo neftyanogo instituta, 12(2), 107-112. (in Russian).
Dubrovskiy V.Zh., Kiryukhina I.V. (2016). Razvitie innovatsionnogo predprinimatelstva v regione v kontekste obschemirovyh tendentsiy [Development of Innovative Entrepreneurship in a Region in the Context of Global Trends]. Bellutin of Ural State University of Economics, 4, 52-65. (in Russian).
Gribov V.D., Kamchatnikov G.V. (2015). Maloe innovatsionnoe predprinimatelstvo i ego rol v realizatsii strategii innovatsionnogo razvitiya Rossii [Small innovative entrepreneurship and its role in implementing the strategy of Russia's innovative development]. Moscow: Rusayns. (in Russian).
Igropulo I.F., Mikhnev D.F. (2014). Teoretiko-metodologicheskie osnovy podgotovki studentov k innovatsionnomu predprinimatelstvu [Teoretical-methodological bases of training of students for innovative entrepreneurship]. European Social Science Journal, 9-3, 299-305. (in Russian).
Kabanov D. (2016). How do they work with start-ups at the ITMO University. Rusbase. (in Russian). Retrieved August 05, 2017, from https://rb.ru/opinion/itmo-i-startapy/
Kakkonen M. L. (2011). Students' perceptions of their business competences and entrepreneurial intention. Management, 6(3), 225-243.
Khayrullina M.V. (2017). Formirovanie ekonomiko-upravlencheskikh i predprinimatelskikh kompetentsiy v tekhnicheskom vuze [Formation of economic, managerial and entrepreneurial competencies at a technical university]. Russian Entrepreneurship, 18(11), 1637-1650. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.11.37837.
Kirchhoff B. (1994). Entrepreneurship and dynamic capitalism: The economics of firm formation and growth. Westport: Praeger Publishers.
Kuznetsova V.P., Mylnikova S.A. (2014). Sposoby vovlecheniya molodezhi v innovatsionnuyu deyatelnost v obrazovatelnoy srede [Ways of involving youth in innovative activity in the educational environment]. Scientific and technical bulletin of the St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences, 4, 221-225. (in Russian).
Mitryukhina I.N., Panarina E.N. (2015). Formirovanie kompetentsiy pri obuchenii studentov osnovam innovatsionnogo predprinimatelstva v tekhnicheskom vuze [Formation of competencies during training students for the basics of innovative entrepreneurship in a technical university]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2, 87-93. (in Russian).
Mokretsova L.A., Manuzina E.B., Dudysheva E.V. (2014). Praktikoorientirovanna ya podgotovka studentov k innovatsionnoy predprinimatelskoy deyatelnosti v gumanitarnom vuze [Practice-oriented training of students for innovative business activity in the humanities university]. Modern problems of science and education, 6, 963. (in Russian).
Nalivaychenko E.V. (2017). Ekonomika innovatsionnogo predprinimatelstva [Economics of innovative entrepreneurship]. Simferopol: Arial. (in Russian).
Natkhov T., Polischuk L. (2012). Inzhenery ili yuristy? Instituty i spros na vysshee obrazovanie [Engineers or Lawyers? Institutions and Demand for Higher Education]. Voprosy Ekonomiki, 1, 30-51. (in Russian).
Romanovich M.A., Evtushenko E.I., Romanovich L.G. (2016). Prakticheskie aspekty obucheniya studentov innovatsionnomu predprinimatelstvu [Practical aspects of training students for innovative entrepreneurship]. In High technology and innovation (P. 181-186). Belgorod. (in Russian).
Rubin Yu.B. (2014). Kompetentnostnyy podkhod v obuchenii rossiyskoy molodezhi predprinimatelstvu [A competent approach in training Russian youth for entrepreneurship]. In Formation of professional entrepreneurial competences of young people in the process of entrepreneurship education (P. 5-14). Moscow. (in Russian).
Saks N. T., Gaglio C. M. (2002). Can opportunity identification be taught?. Journal of Enterprising Culture, 10(4), 313-347.
Shapovalov N.A., Romanovich L.G., Glagolev E.S., Babaevskiy A.N. (2014). Opyt realizatsii praktiko-orientirovannoy modeli obucheniya studentov innovatsionnomu predprinimatelstvu [Experience in implementing practice-oriented model for students training in innovative entrepreneurship]. Higher education in Russia, 3, 65-72. (in Russian).
Shumpeter Y. (2007). Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya [The theory of economic development. Capitalism, Socialism and Democracy]. Moscow: EKSMO. (in Russian).
Shvets N.A. (2012). Model podgotovki studentov i aspirantov k innovatsionnomu predprinimatelstvu [Model of students' and graduates' training for innovative business]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 4, 228-232. (in Russian).
Zaytseva I.A. (2016). Realizatsiya praktiko-orientirovannoy modeli obucheniya studentov innovatsionnomu predprinimatelstvu [Realization of a practice-oriented model of students' training for innovative entrepreneurship]. In International scientific and technical conference of young scientists BSTU named after V.G. Shukhov (P. 4418-4421). Belgorod. (in Russian).