Научная статья на тему 'Перспективы развития предпринимательской культуры российской молодежи'

Перспективы развития предпринимательской культуры российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / YOUTH ENTREPRENEURSHIP / КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / BUSINESS CULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ГОСУДАРСТВО / GOVERNMENT / ЗАКОН / LAW / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ИННОВАЦИИ / AND INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Целищева З.А.

В статье приводится анализ перспектив развития предпринимательской культуры российской молодежи, выявляются проблемы, препятствующие этому развитию, такие как отсутствие федеральной законодательной базы, регулирующей молодежное предпринимательство; тяжелое налоговое бремя; наличие скрытой, «теневой» экономики; коррупция; недостаточное инвестирование бюджетных средств в инновационное развитие регионов и т. д. Ставится вопрос о необходимости серьезных теоретико-прикладных исследований проблем, характерных именно для молодежи: недостаточный социальный и трудовой опыт, высокая степень конкуренции на рынке труда, теоретическая неподготовленность к предпринимательству, недостаток важной деловой информации; отсутствие знаний основ предпринимательства и отсутствие института менторства в бизнес-среде; ежегодный отток активной молодежи из России. В статье предлагаются альтернативные пути решения, связанные с разработкой и внедрением эффективной программы в образовательный учебный план в системе не только высшего, но и среднего профессионального образования. Автор приводит собственное определение понятия культуры предпринимательства; обосновывает важность комплексного подхода в формировании и развитии предпринимательской культуры российской молодежи для государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurial culture development perspectives for Russian youth

The article provides an analysis of the situation of youth entrepreneurship in Russia, identifies problems that hinder its development, such as: the absence of Federal legislation regulating youth entrepreneurship, heavy tax burden, the hidden shadow economy, corruption, lack of investment budget in innovative development of regions and so the question of the need for serious theoretical and applied research issues specific to young people: lack of social and employment skills, high degree of competition in the labor market, the theoretical lack of entrepreneurship, lack of important business information, lack of knowledge of the basics of entrepreneurship and the lack of mentoring in the business environment, annual outflow active youth from Russia. The paper proposes alternative solutions, through the development and implementation of effective programs in the educational curriculum not only in the system of higher and secondary professional education. The author provides his own definition of enterprise culture, substantiates the importance of a comprehensive approach in the formation and development of entrepreneurial culture of the Russian youth for the state as a whole.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития предпринимательской культуры российской молодежи»

З.А. Целищева, канд. культурологии, ст. преподаватель, кафедра культурологии, философии и социальных наук, Нижневартовский государственный университет,

г. Нижневартовск, Россия, teacherzuhra@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье приводится анализ перспектив развития предпринимательской культуры российской молодежи, выявляются проблемы, препятствующие этому развитию, такие как отсутствие федеральной законодательной базы, регулирующей молодежное предпринимательство; тяжелое налоговое бремя; наличие скрытой, «теневой» экономики; коррупция; недостаточное инвестирование бюджетных средств в инновационное развитие регионов и т. д. Ставится вопрос о необходимости серьезных теоретико-прикладных исследований проблем, характерных именно для молодежи: недостаточный социальный и трудовой опыт, высокая степень конкуренции на рынке труда, теоретическая неподготовленность к предпринимательству, недостаток важной деловой информации; отсутствие знаний основ предпринимательства и отсутствие института менторства в бизнес-среде; ежегодный отток активной молодежи из России. В статье предлагаются альтернативные пути решения, связанные с разработкой и внедрением эффективной программы в образовательный учебный план в системе не только высшего, но и среднего профессионального образования. Автор приводит собственное определение понятия культуры предпринимательства; обосновывает важность комплексного подхода в формировании и развитии предпринимательской культуры российской молодежи для государства в целом.

Ключевые слова: молодежь, молодежное предпринимательство, культура предпринимательства, образование, государство, закон, экономика, инновации.

В современном государстве важное место отводится молодежи. Данная социальная группа отличается мобильностью, энергичностью и креативностью. Молодежь — это активная социальная сила, участвующая в общественном прогрессе. Роль молодежи в обществе трудно переоценить, ведь именно она привносит что-то новое в развитие всех сфер деятельности социума и государства.

Однако наряду с теми положительными характеристиками, которыми обладает молодежь, существует большое количество сложностей, обусловливающих ее незащищенность и подверженность влиянию социально-негативных, радикальных и экстремистских идей. Представители власти на всех уровнях осознают важность и необ-

ходимость безотлагательного решения возникающих в среде российской молодежи проблем. Государство всеми силами и имеющимися ресурсами создает условия для благополучной социализации молодых людей: это приоритетные направления государственной молодежной политики; образовательные программы, дифференцированные направления подготовки специалистов для работы с молодежью; социальные льготы; действующие федеральные (окружные, региональные) программы; вовлечение молодежи в политическую сферу и многое другое.

В ученых кругах, на конференциях, «круглых столах», форумах систематически поднимаются и обсуждаются вопросы, касающиеся молодежи. Научные статьи,

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

посвященные молодежной проблематике, представляют широкий взгляд на молодежь и молодежную политику не в традиционно социологическом, а в глобально-политическом, даже геополити- : ческом аспекте. Очень важно рассматривать молодежь не как некую маргинальную прослойку социума, которая постоянно нуждается в помощи извне, а как самостоятельную, активную, целеустремленную, созидающую часть населения, за которой закреплено неотъемлемое : право создавать будущее государства.

Благополучие любого государства напрямую зависит от политических, экономических, социальных и культурных условий, в которых живет и развивается общество. Экономическое благополучие страны является основанием для успешного функционирования всех остальных жизненно важных сфер деятельности социума. И важная роль в этом процессе отводится малому и среднему предпринимательству. Несомненно, научный интерес к проблеме

Очень важно рассматривать молодежь не как некую маргинальную прослойку социума, которая постоянно нуждается в помощи извне, а как самостоятельную, активную, целеустремленную, созидающую часть населения, за которой закреплено неотъемлемое право создавать будущее государства.

ко молодежный его сегмент должен стать предметом самостоятельного исследования, в том числе должны быть выделены субъекты молодежного предпринимательства.

= На протяжении долгого времени предпринимательство в нашей стране рассматривалось как мошенничество, спекуляция, жульничество, что и стало причиной гибели уже в зародышевом состоянии самой предпринимательской активности. Теперь потребуется немало времени, чтобы возродить и привить в нашем обществе предпринимательскую культуру. Первые шаги уже делаются: разрабатываются комплекс -ные мероприятия по выявлению, анализу и поддержанию предпринимательских идей. На практике мы осознаем необходимость государственной поддержки молодежного предпринимательства, но не совсем понятно, кто именно может получить эту поддержку, какой именно она должна быть, в ведении какого органа государственной власти это находится. Специалистами от-

предпринимательства очень широк, одна- мечаются также такие проблемы, как отсут-

дискуссия

журнал научных публикаций

ствие федеральной законодательной базы, регулирующей молодежное предпринимательство; тяжелое налоговое бремя; наличие скрытой, «теневой» экономики; коррупция; недостаточное инвестирование бюджетных средств в инновационное развитие регионов. Отмечается также низкая степень заинтересованности государственного сектора в вопросе внедрения инноваций1. «Эти тенденции определяют необходимость корректировки проводившейся до настоящего времени политики в сфере инноваций, смещения акцентов с наращивания общих объемов поддержки по всем составляющим национальной инновационной системы на решение критических для инновационного развития проблем»2. Наряду с частично упомянутыми факторами, препятствующими развитию молодежного предпринимательства, существует ряд важных социальных проблем, требующих серьезных теоретико-прикладных исследований. К их числу относятся проблемы, характерные именно для молодежи, — недостаточный социальный и трудовой опыт, высокая степень конкуренции на рынке труда, теоретическая неподготовленность к предпринимательству, недостаток важной деловой информации; отсутствие знаний основ предпринимательства и отсутствие института менторства в бизнес-среде; ежегодный отток активной молодежи из России. Естественно, указанные причины не охватывают полностью всё проблемное поле. Необходимо поступательное, методичное решение имеющихся проблем.

В нашем понимании предпринимательская культура — это не только та сложная система, направленная на формирование и развитие качеств, помогающих получить высокую прибыль, но и — в большей степени — это совокупность активного, творческого, инновационного потенциала, генерирующего положительный импульс в любой сфере жизни и деятельности личности и общества.

Предпринимательская культура -это не только та сложная система, направленная на формирование и развитие качеств, помогающих получить высокую прибыль, но и совокупность активного, творческого, инновационного потенциала, генерирующего положительный импульс в любой сфере жизни и деятельности личности и общества.

Таким образом, видится необходимым развитие предпринимательской культуры и качеств у российской молодежи посредством разработки эффективной программы, включенной в образовательный учебный план в системе не только высшего, но и среднего профессионального образования. Учебные программы должны включать теоретическую и практическую части. К примеру, в теоретической части предпочтительными темами для изучения могут стать следующие: особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи; обзор рынка труда и занятости российской молодежи; анализ рынка труда конкретного региона, в котором живет и учится местная молодежь, перспективы его развития. Особое внимание должно уделяться работе по профессиональной ориентации учащихся; проблемам трудоустройства, карьерного роста; основным видам федеральных программ, государственных гарантий и компенсаций для молодежи; изучению и анализу экономической политики и особенностей различных регионов страны. Общая характеристика предпринимательства, определение сущности предпринимательской деятельности в законодательных актах; изучение предпринимательства в классических экономических теориях; типология предпринимательства; сущность и роль малого предпринимательства в регионе; оценка инновационного потенциала субъектов малого предпринимательства; предпринимательская среда; субъекты предпринимательской деятельности; индивидуальное предпринимательство; культура предпринимательства; предпринимательская тайна и механизмы ее защиты; предпринимательский риск; ответственность субъектов предпринимательской деятельности; разъяснение статей налогового, гражданского, уголовного, трудового кодексов — важные темы при изучении соответствующих разделов учебной программы.

В практической части посредством встреч с успешными предпринимателями,

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

тренингов, мастер-классов, деловых игр можно оказывать содействие в развитии лидерских качеств, практических навыков по трудоустройству, занятости и профессиональному развитию молодежи; помочь освоить специфику составления резюме, карьерного портфолио, карьерного плана и схемы развития; технологию составления проектов, бизнес-планов и т. д.

Важно информировать молодежь о существующих программах поддержки, грантах и конкурсах. Необходимо распространение информации о победителях конкурсов и грантов, историях их успеха.

Не секрет, что из хороших, предприимчивых бизнесменов выходят и хорошие госслужащие. Государство и бизнес находятся между собой в очень тесной взаимосвязи. Социально значимые идеи, предлагаемые предпринимателями, в случае государственной под-

Не секрет, что из хороших, предприимчивых бизнесменов выходят и хорошие госслужащие Государство и бизнес находятся между собой в очень тесной взаимосвязи.

уже со школьной скамьи. Любая система — от школы и небольшой фирмы до региона или целой страны — основывается на человеческом потенциале. Главное — создать правильные механизмы, которые дадут талантливым людям реализовываться. Выбор профессии должен основываться на личных склонностях и интересах. Большая часть абитуриентов руководствуются при выборе специальностей иными принципами, отдавая предпочтение высокооплачиваемым, модным «профессиям» либо определяют свои будущие образовательные и профессиональные траектории «за компанию» с товарищами, по настоянию родителей и т. п. Нужно выявить талант и сильные черты личности, создать для нее условия развития, при соблюдении этих условий индивид сможет стать локомотивом своей

держки могут успешно реализоваться. Ведь правильная система госуправления работает так же, как и хороший бизнес. В связи с этим представляется очень важным взращивание предпринимательской активности

для остальных в области.

Таким образом, взращивание и воспитание предпринимательских качеств у молодых людей должно происходить одновременно с учетом всех факторов: возрастных особенностей, творческих задатков, подготовленных и адапти-

дискуссия

журнал научных публикаций

рованных учебных программ, региональных условий, реальной поддержки со стороны власти (на всех уровнях), что, в свою очередь, обеспечит качественно новый виток в развитии предпринимательской культуры российской молодежи. ^

Литература

1. Инновационные регионы. Справочный бюллетень. М.: Центр стратегического партнерства, 2011.

Вып. 2. С. 23. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.nppego.com>Libr/Pressa/Innov_reg.pdf (дата обращения 8.10.2014).

2. Концепция Стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 8.09.2014).

3. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 8.09.2014).

ENTREPRENEURIAL CULTURE DEVELOPMENT PERSPECTIVES FOR RUSSIAN YOUTH

Z. A. Celisheva, Candidate of Culturology sciences, senior lecturer, the department of culturology, philosophy and social sciences, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia, teacherzuhra@mail.ru

The article provides an analysis of the situation of youth entrepreneurship in Russia, identifies problems that hinder its development, such as: the absence of Federal legislation regulating youth entrepreneurship, heavy tax burden, the hidden shadow economy, corruption, lack of investment budget in innovative development of regions and so the question of the need for serious theoretical and applied research issues specific to young people: lack of social and employment skills, high degree of competition in the labor market, the theoretical lack of entrepreneurship, lack of important business information, lack of knowledge of the basics of entrepreneurship and the lack of mentoring in the business environment, annual outflow active youth from Russia. The paper proposes alternative solutions, through the development and implementation of effective programs in the educational curriculum not only in the system of higher and secondary professional education. The author provides his own definition of enterprise culture, substantiates the importance of a comprehensive approach in the formation and development of entrepreneurial culture of the Russian youth for the state as a whole. Key words: youth, youth entrepreneurship, business culture, education, government, law, Economics, and innovation.

References

1. Innovatsionnye regiony. Spravochnyi biulleten' [Innovative regions. Reference Bulletin]. Moscow, Tsentr strate-gicheskogo partnerstva Publ., 2011. Issue 2. Available at: http://www.nppego.com>Libr/Pressa/Innov_reg.pdf (accessed 8.10.2014).

2. The concept of Strategy of development of youth entrepreneurship in the Russian Federation for the period till 2020 (in Russian). Available at: http://www.garant.ru/ (accessed 8.09.2014).

3. Federal state statistics service (in Russian). Available at: http://www.gks.ru/ (accessed 8.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.