Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
295
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИЗМ В РОССИИ / ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кобякова А.А.

В данной статье рассматривается проблематика развития международного туризма в России в настоящее время. Так же будут освещены факторы, влияющие на развитие международного туризма в Российской Федерации, ближайшие прогнозы и возможные пути решения современных проблем по развитию индустрии туризма России на мировом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 330

А.А. Кобякова

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В данной статье рассматривается проблематика развития международного туризма в России в настоящее время. Так же будут освещены факторы, влияющие на развитие международного туризма в Российской Федерации, ближайшие прогнозы и возможные пути решения современных проблем по развитию индустрии туризма России на мировом уровне.

Ключевые слова: международный туризм, туризм в России, проблема развития туризма, перспективы развития туризма в Российской Федерации.

Для того, чтобы мы могли всесторонне рассмотреть вопросы развития международной отрасли туризма в России, необходимо понять, а что же это такое - международный туризм?

Международный туризм - это деятельность, целью которой является удовлетворить потребности граждан иностранных государств в культурном, духовном и/или оздоровительном плане. [1]

Виды и классификации туризма очень широки: различают по виду активности (пассивный туризм или активный), внутренний или международный, плановый он (при взаимодействии с туроператором) или же самостоятельный (базируется на деятельности добровольных туристических организаций либо планируется лично путешественником, исходя из его интересов, потребностей и возможностей). Еще туризм можно поделить на событийный (отталкивается от какого - либо мероприятия, например, Чемпионат мира по футболу 2018 в России), лечебно - оздоровительный (для посещения оздоровительных комплексов, посетить медицинские учреждения, санатории), экологический (чтобы нанести визит в заповедники, рекреационные зоны, заказники), деловой туризм (бизнес цели), религиозный (направленный на посещение различных мест, значимых для приверженцев той или иной религии). [2]

Отрасль туризма для многих стран является источником огромных доходов. Безусловно, на современном этапе, Россия не является лидером в списке стран, занимающих главенствующие позиции в индустрии международного туризма. Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) по своему потенциалу, как туристическое место, Россия занимает пятое место в мире. Но, к сожалению, реальное положение России по числу въездов и организации туризма следующее: мы находимся лишь на 45 месте! Да, России предстоит очень упорно и целенаправленно работать над повышением туристической «привлекательности» страны, над привлечением потока иностранных туристов. Но мы не можем отрицать положительный рост конкурентоспособности путешествий и туризма России.

На сегодняшний день ситуация продолжает умеренно укрепляться. Результаты по въездам в Российскую Федерацию так же имеют положительный прирост, по данным агентства ТурСтат, основной прирост в объеме граждан других стран, въезжающих в Россию в 2017 году, составил: Китай (КНР) (183 000 въехавших, прирост +32% в сравнении с первым триместром 2016 г.), Южная Корея (23 000, +28%) и Япония (13 000, +8%). Остальную массу въезжающих с целью туризм составили граждане Вьетнама, Таиланда, Польши, Норвегии, Германии, Финляндии, Молдавии, а также стран бывшего СНГ: Украина, Казахстан, Азербайджана, Армении.

Но несмотря на благоприятную тенденцию в приросте въезда иностранных туристов, на долю России приходится лишь малая часть общемирового потока туристов, а точнее около 1 %. И этому есть свое объяснение - в России существует ряд проблем, препятствующих полноценному и правильному развитию международного туризма в РФ. К основным проблемам можно отнести дороговизну проживания, не развитую инфраструктуру в сфере туризма и транспорта, громоздкую и сложную визовую систему для въезжающих; санкции, как применяемые в отношении нашей страны, так и введенные другими странами против России; отсутствие информации о РФ; уровень сервиса не соответствует требованиям и ожиданиям иностранным туристам; уровень безопасности иностранных граждан во время нахождения на российской территории; вопросы внутреннего нормативно-правового урегулирования.

© Кобякова А.А., 2018.

Научный руководитель: Боголюбова Светлана Анатольевна - доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 4-2(79)

2007 2008 2009 2011 201.*% 201.5

S К

v

Cj

С Со н

и О*

S

100 ^------

Рис. 1. Места Российской Федерации в «индексе конкурентоспособности путешествий и туризма» за 2007-2015 годы [3]

Давайте подробнее разберем вопросы и проблемы развития международного туризма в РФ на современном этапе развития.

Конкурентоспособность в стоимости отдыха среди стран - лидеров мирового туристического бизнеса поддерживать достаточно сложно. В современной России, к сожалению, достаточно высокие тарифы на отдых - это связанно с высокой стоимостью транспортных перевозок пассажиров, недостаточное количество лояльных по стоимости трех и четырехзвездочных гостиниц. Помимо этого, немногие гостиницы могут предоставить условия проживания, соответствующие мировым представлениям и стандартам. Сейчас идет развитие и строительство новых гостиниц высокого уровня. Но в итоге они оставляют высокие цены на проживание и располагаются преимущественно в Москве, Сочи и Санкт - Петербурге. Цены на продукты питания и ресторанное меню так же завышено, а качество при этом на низком уровне по меркам иностранного туриста.

Еще одной проблемой в системе туризма в России — это проблема в развитии всех видов транспорта. Особое внимание следует уделить водному транспорту - в России на протяжении последних десятилетий практически не ведется строительство судов, предназначенных для круизов, либо приобретение их у других стран. Из-за этого практически отсутствуют круизные туры по Черному морю, речные круизы в Сибири, Дальневосточное и В Центральной России.

Сложный процесс оформления туристической визы для въезжающих в нашу страну - еще один фактор, сдерживающий развитие международного туризма. Для получения визы путешественник должен будет получить туристическое приглашение в турагентстве в своей стране.

В отдельную проблему можно выделить и недоработки нормативной правовой базы, регламентирующей определенные стороны туристкой деятельности. Например, в России отсутствует акт, координирующий гостиничное обслуживание. В итоге сотрудникам гостиничного бизнеса приходится обращаться различными нормативно правовыми актами и деловой этике гостиничной отрасли.

В гостиничном деле также отсутствует необходимое количество высококвалифицированных кадров. Этот фактор влияет на снижение сервиса, соответствующего международным нормам, и способствующего удовлетворить требования иностранных туристов.

Негативно влияет на снижение въездного потока и отсутствие в необходимом виде системы обеспечения безопасности туристов, а также защиты личности и собственности в сфере туризма в представлении мировой практики страхования туристов.

Не стабильная политическая обстановка и санкции влекут за собой следующую проблему - отсутствие правильной и позитивной информации о России, как туристическом объекте, в зарубежных СМИ. Наоборот, у многих иностранцев сложились определенные стереотипы о РФ, как не безопасной, не дружелюбной и откровенно не интересной стране. Из этого вытекает, что основной поток туристов дальше Москвы и Санкт - Петербурга не выезжает, а такие районы как Алтай, Байкал, Дальний Восток и Камчатка остаются без должного внимания.

Тем не менее несмотря на неравномерное развитие международного туризма в России, Международная туристическая организация ЮНВТО прогнозирует РФ девятое место по въездному туризму в программе «Туризм: панорама 2020». [4]

20

Для достижения этого прогноза Россия должна проанализировать проблемы развития международного туризма и найти способы их решения. В первую очередь следует представлять положительный образ о России в зарубежных СМИ, осветить туризм в РФ как историко - культурный, природный и оздоровительный. Следует упростить процесс получения туристической визы для иностранных граждан. Урегулировать ценовую политику туристических услуг; провести профессиональное обучение сотрудников сервиса и постоянно повышать их квалификацию. Разработать нормативно - правовые акты, полноценно регулирующие сферу туризма и все ее стороны.

Россия на современном этапе находится в начале развития международного туризма. Но несмотря на все сдерживающие факторы просматривается стабильный прирост по количеству въезжающих туристов. Российская Федерация обладает высоким туристским потенциалом как историческое, культурное и природное наследие. При грамотном укреплении всех слабых мест в сфере туризма, Россия сможет стать одной из стран - лидеров по международному туризму.

Библиографический список

1. Александрова А. Ю. Международный туризм. Учебник. - 2016

2.Квартальнов В.А. Туризм. Финансы и статистика - 2002

3.Кульгачёв И. П., Низовцева А. И. Россия в мировом рейтинге по индексу конкурентоспособности путешествий и туризма // Молодой ученый. — 2016. — №6.

4.Таранова И. В., Кирилов И. Н. Туризм в 2020 году // Туризм: практика, проблемы, перспективы - 2009 - №1.

КОБЯКОВА АННА АРТУРОВНА - магистрант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.