Научная статья на тему 'Динамика и стратегические направления развития международного туризма в России'

Динамика и стратегические направления развития международного туризма в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1298
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ / РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ТУРИНДУСТРИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Александрова Е.Н., Андреева Н.В., Стадник Т.А.

Развитие России как привлекательного места назначения туристских потоков выступает современной и актуальной задачей. Реализация данного приоритета предполагает ряд стратегических направлений развития отечественной туриндустрии. Так, необходимы активное стимулирование внутреннего и въездного туризма, структурирование имиджевых составляющих развития туристской сферы, расширение перспективных видов туристских услуг и повышение их качества, развитие туризма на местном уровне и активного городского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Александрова Е.Н., Андреева Н.В., Стадник Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика и стратегические направления развития международного туризма в России»

УДК 338.48

динамика и стратегические направления развития

международного туризма в россии

е. Н. АЛЕКСАНДРОВА, кандидат экономических наук,

доцент кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: al-helen@mail.ru Н. В. АНДРЕЕВА, кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и управления производством E-mail: nazarkina@mail.ru Т. А. СТАДНИК,

аспирант кафедры мировой экономики и менеджмента

E-mail: alexst2000@inbox.ru

Кубанский государственный университет

Развитие России как привлекательного места назначения туристских потоков выступает современной и актуальной задачей. Реализация данного приоритета предполагает ряд стратегических направлений развития отечественной туриндустрии. Так, необходимы активное стимулирование внутреннего и въездного туризма, структурирование имиджевых составляющих развития туристской сферы, расширение перспективных видов туристских услуг и повышение их качества, развитие туризма на местном уровне и активного городского туризма.

Ключевые слова: международный туризм, стратегические направления, развитие российской туриндустрии.

Международный туризм как вид бизнеса при эффективной организации и управлении способен стимулировать развитие экономических систем различного уровня локализации. По мнению российских исследователей, международный туризм следует рассматривать как сложную социально-экономическую систему, имеющую ряд тесно взаимосвязанных составляющих [2]. С одной стороны, возникновение и динамика международного туриз-

ма определяются рядом причин, важнейшими из которых являются тенденции развития социальной среды, культуры и экономики, а также их трансформации, вызванные различными процессами [11]. С другой стороны, международный туризм выступает индикатором социально-экономического развития страны, в частности, таких важнейших секторов экономики, как транспорт, торговля, коммуникации, строительство и сельское хозяйство.

Сфера туризма, как показывает мировая и отечественная практика, привлекает значительные инвестиционные средства и связана с эффективным решением проблем безработицы, ростом доходов населения, пополнением доходной части бюджета [6]. При рассмотрении проблем международного туризма отдельное внимание уделяется его региональной и территориальной составляющим. В частности, развитие въездного туризма способствует росту конкурентных преимуществ регионов, стабилизации их экономических систем, притоку иностранных и отечественных инвестиций, расширению внешнеэкономических связей и международных отношений. В настоящее время в ряде российских

регионов предпринимаются конкретные меры по развитию международного туризма [3, 7, 8].

Направления развития международного туризма в отдельно взятой стране определяются целым рядом факторов и условий, проявляющихся как на национальном, так и на глобальном уровнях. Уровень национальной конкурентоспособности в сфере международного туризма зависит не только от страновой специфики, но и от ряда глобальных изменений, оказывающих влияние на развитие экономики в целом. В числе таких изменений прежде всего следует отметить следующие:

• восстановление ряда стран после мирового глобального кризиса 2007—2008 гг.;

• сохраняющаяся угроза долгового кризиса;

• динамичные преобразования в секторе цифровых технологий;

• повышение динамизма повседневной жизни;

• быстрота распространения информации;

• транспортная революция и в особенности быстрое развитие автомобильных и авиационных перевозок;

• общее повышение качества и уровня жизни, увеличение продолжительности отпусков и доходов населения, трансформация стиля жизни;

• рост культуры и познавательных потребностей людей;

• либерализация режимов въезда на территорию других стран, включая использование безвизовых режимов.

Указанные изменения приводят к усложнению поведения потребителей и требуют принятия гибких и нестандартных решений как субъектами туристской индустрии, так и государственными структурами, ответственными за принятие соответствующих решений. Как показывает мировая практика, такие традиционные инструменты управления индустрией туризма, как рекламные кампании, промышленные ярмарки и выставки постепенно отходят на второй план, уступая место современным технологиям общения с потребителями онлайн через прямые и косвенные каналы.

При определении стратегических направлений развития международного туризма страны следует учитывать и происходящие изменения в развитии

отдельных государств и их группировок. Для России в качестве таких стран выступает прежде всего группа стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР).

Внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на стратегию развития международного туризма в стране, обобщенно представлены в табл. 1.

Как следует из представленного перечня факторов, государственная политика, ответственная за развитие страны как привлекательного места назначения туристских потоков, учитывает разнообразные изменения и условия внешней и внутренней среды. При этом национальная экономическая система в условиях постоянно происходящих изменений должна быть устойчивой и гибкой по отношению как к внешним, так и к внутренним факторам. Именно стабильность национальной экономики и определяет в долгосрочной перспективе высокую конкурентоспособность ее сферы международного туризма.

В стратегии развития международного туризма конкретной страны предусматривается развитие ее устойчивых конкурентных преимуществ, выгодно отличающих данную страну (или ее отдельную территорию) от конкурирующих государств с учетом долгосрочных изменений туристских потоков. Здесь следует прежде всего указать на тот факт, что в настоящее время многие туристские дестинации рассчита-

Таблица 1

Внешние и внутренние факторы, определяющие стратегические направления развития международного туризма в стране

Вид факторов Содержание факторов

Внутренние Ценовая конкурентоспособность. Природные ресурсы. Государственное регулирование и политика. Туристская инфраструктура. Безопасность. Экологическая стабильность. Базовая транспортная инфраструктура. Человеческие ресурсы. Здоровье и гигиена. Культурное наследие. Привлекательность национальной сферы туризма

Внешние Разрушительные события: изменения регионального спроса, экономические кризисы, природные катастрофы, терроризм, политическая нестабильность. Стимулирующие тенденции: инфляция и изменения курсов валют, развитие цифровых и мобильных технологий, старение населения

Источник: составлено на основе исследования [9].

ны на зрелые рынки и в будущем рискуют потерять туристов развивающихся регионов и стран (Азии, Латинской Америки, России), потребности которых значительно отличаются от требований типичного западного путешественника. Так, уже сейчас многие эксперты туристского рынка обращают внимание туроператоров и турагентств на растущее число китайских путешественников, предъявляющих особые требования к выбору туристской дестинации.

Рассмотрим отдельные стратегические направления развития международного туризма на примере России. В нашей стране термин «туризм» определяется как «временные выезды и путешествия граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью» [10].

По определению Всемирной туристской организации (ЮНВТО) международный туризм включает въездной и выездной туризм: 1) деятельность посетителей, постоянно проживающих в рассматриваемой стране, за ее пределами в рамках внутренних или выездных туристских поездок; 2) деятельность посетителей, не проживающих в рассматриваемой стране, в пределах данной страны во время въездных туристских поездок [9].

Конкурентоспособность России в сфере туризма оценивается экспертами Всемирного эко-

номического форума (ВЭФ) по ряду показателей на довольно низком уровне. Ежегодно экспертами ВЭФ в Давосе определяется рейтинг конкурентоспособности стран мира в сфере путешествий и туризма (Travel & Tourism Competitiveness Index — TTCI) [15]. В рейтинге ВЭФ 2013 г. Россия заняла 63-e место, тем самым ухудшив свои позиции по сравнению с 2011 и 2009 гг. на 4 позиции (табл. 2). Примечательно то, что Китай, Бразилия и Индия (в отличие от России) по сравнению с 2011—2009 гг. в целом смогли улучшить свои позиции. Наиболее конкурентоспособной страной на протяжении последних нескольких лет остается Швейцария, которая признана экспертами ВЭФ как страна с богатыми культурными и природными ресурсами, на территории которой находится достаточное количество памятников всемирного культурного наследия. Кроме того, в Швейцарии проходит большое количество международных ярмарок и выставок, что является важным направлением делового туризма.

Если обратиться к статистике развития международного туризма в России, то здесь прослеживаются следующие тенденции.

Во-первых, по данным Росстата, за I полугодие 2013 г. более 8 млн российских туристов выехали на отдых за рубеж, что на 31,6 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Что касается въезда иностранных туристов на территорию России, то за первое полугодие 2013 г. приехало 1 049,5 тыс. граждан, что на 5,6 % больше, чем за тот же период

Таблица 2

Рейтинг конкурентоспособности стран в сфере туризма и путешествий

Страна Рейтинг 2009 г. (133 страны) 2011 г. 2013 г.

Рейтинг (139 стран) Значение Рейтинг (140 стран) Значение

Швейцария 1 1 5,68 1 5,66

Германия 3 2 5,50 2 5,39

Австрия 2 4 5,41 3 5,39

Испания 6 8 5,29 4 5,38

Великобритания 11 7 5,30 5 5,38

США 8 6 5,30 6 5,32

Франция 4 3 5,41 7 5,31

Канада 5 9 5,29 8 5,28

Швеция 7 5 5,34 9 5,24

Сингапур 10 10 5,23 10 5,23

Италия 28 27 4,87 26 4,90

Китай 47 39 4,47 45 4,45

Бразилия 45 52 4,36 51 4,37

Россия 59 59 4,23 63 4,16

Индия 62 68 4,07 65 4,11

Источник: [13].

прошлого года.

Во-вторых, в число 10 стран, наиболее популярных у российских путешественников на протяжении последних лет, входят Турция, Египет, Таиланд, Финляндия, Китай, Германия, Испания, Греция, Италия, ОАЭ (табл. 3). Другими словами, предпочтения россиян в выборе стран для путешествий на протяжении нескольких лет не меняются.

В-третьих, отмечаются стагнация потоков туристов в Россию из европейских стран и рост из азиатских и развивающихся рынков. В последнем случае речь идет о Китае. По сравнению с аналогичным

Выезд россиян за рубеж в целях туризма в I полугодии 2009—2013 гг., тыс. поездок

№ п/п Страна 2009 2010 2011 2012 2013 2013 г. к 2012 г., %

1 Турция 642,8 923,6 1 132,7 936,4 1 212,9 29,5

2 Египет 689,68 1 140,6 488,6 803,9 1 177,9 46,5

3 Тайланд 103,1 225,3 421,2 458,5 570,7 24,5

4 Финляндия 285,4 310,1 416,4 245,2 532,3 117,1

5 Китай 390,3 563,5 631,8 572,7 484,2 —15,4

6 Германия 160,8 213,2 324,4 334,6 413,4 23,5

7 Испания 113,4 155,0 237,3 291,7 401,9 37,3

8 Греция 81,4 114,5 201,0 203,7 399,7 96,6

9 Италия 144,0 194,6 262,0 265,0 346,8 30,9

10 ОАЭ 100,8 140,6 188,0 265,3 346,7 30,7

Источник: [14].

Таблица 4

Въезд иностранных граждан на территорию России в целях туризма, 10 стран — лидеров по въездному потоку в 2009—2013 гг., тыс. поездок

№ п/п Страна 2009 2010 2011 2012 2013 (9 мес.)

1 Германия 333,9 347,2 346,6 375,3 346,4

2 Китай 115,9 158,1 234,1 343,4 326,5

3 США 183,3 162,4 169,8 179,8 181,9

4 Великобритания 150,9 126,5 128,5 136,0 139,1

5 Италия 113,5 123,0 125,1 118,7 100,5

6 Турция 43,8 56,4 80,8 100,9 88,3

7 Франция 94,2 94,3 94,9 99,6 84,3

8 Финляндия 149,9 139,2 133,6 120,3 77,6

9 Израиль 46,5 58,7 75,5 86,0 76,1

10 Испания 95,1 86,7 100,8 70,3 65,1

Источник: [9].

периодом 2009 г. въезд китайских туристов увеличился более чем в 4 раза: по итогам I полугодия 2013 г. китайских туристов стало на 15 % больше (табл. 4). Оценивая ситуацию с туристами из Европы, эксперты российской туриндустрии подчеркивают тот факт, что в последние годы значительно сократилось число групповых туров. Следует учитывать и усложнение выдачи российских виз в ряде европейских стран. Во многих государствах Европы приняты новые правила заполнения анкет и подачи документов, в целом усложняющие процедуру получения российской визы.

В-четвертьх, значительное превышение выездного потока над въездным. Так, если в I полугодии 2013 г. в Россию въехало 1 049,5 тыс. туристов, то выехало 8 522,6 тыс. туристов. Нельзя не согласиться с мнением экспертов по российскому туристскому рынку о том, что низкий уровень развития туристско-

Таблица 3 го предложения в России характеризуется прежде всего значительными сезонными колебаниями, несмотря на уникальные возможности и природный потенциал. Следует отметить и тот факт, что одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие массового туризма в России, является неразвитость рынка современных средств размещения. В остром дефиците гостиничные сети с высокими стандартами обслуживания, кемпинги и хостелы, направленные на активизацию молодежного туризма и привлечение туристов с ограниченным бюджетом, сети агротуристических ферм в регионах, пригодных для развития сельского туризма [1].

В то же время выбор стран для российских путешественников обусловлен наиболее развитой инфраструктурой, приемлемой ценовой политикой, а также высоким уровнем сервиса в этих странах. Более того, если в экспорте 3 основные статьи (туризм, служебные и частные поездки) — примерно одинаковые по объемам, то в импорте именно туризм значительно превышает другие виды поездок. Многие отечественные туристические фирмы предпочитают заниматься отправкой россиян за границу, и только небольшая их часть занимается привлечением иностранных туристов в Россию. В итоге основная доля капиталов от туристического бизнеса уходит в другие страны.

Таким образом, если коротко охарактеризовать состояние сферы международного туризма в России, то можно сделать вывод о стабильных показателях ее роста (как по въездному, так и по выездному потокам), но с сохранением ряда ограничений, препятствующих развитию и росту потоков въездного и внутреннего туризма. Прежде всего речь идет о неразвитости сервиса и инфраструктуры, коротком курортном сезоне, высоких транспортных тарифах, завышенных ценах на отечественные услуги и гостиницы.

Обобщение существующих проблем, предпосылок, ограничивающих факторов и тенденций

развития международного туризма в России, по мнению авторов, целесообразно представить в формате SWOT-матрицы (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы), позволяющей выделить как внутренние, так и внешние характеристики функционирования туристской индустрии (см. рисунок).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотренные предпосылки и ограничения развития международного туризма в России определяют ряд стратегических направлений в данной сфере.

Прежде всего следует обратить внимание на развитие внутреннего, въездного туризма, повышение привлекательности России и ее регионов для иностранных туристов. В данном случае речь идет не только о привлечении большего числа иностранцев в страну, но и о ряде комплексных мер, позволяющих изменить предпочтения определенной доли россиян в пользу отечественных курортов и санаториев. Представляется, что стратегия развития отечественной туриндустрии в указанном направлении должна включать следующие ключевые вопросы:

1) повышение качества обслуживания и сервиса на уровне развитых в туристской сфере стран;

2) развитие ценовых факторов конкуренции, расширение предложения за счет предоставления продуктов и услуг, оптимальных по соотношению «цена — качество» как для российских, так и иностранных туристов;

3) модернизация значительной части материальной базы туризма как в крупных городах, так и в небольших поселениях (станицы, поселки, деревни), интересных для туристов (например, экотуризм).

Требует внимание и активное информационное продвижение уникальных природно-климатических условий России в целом и ее регионов в частности. Как показывает мировая практика, наличие природных и исторических достопримечательностей создает потенциал для развития эффективной, конкурентоспособной туристской индустрии международного уровня, формирующего позитивный международный имидж страны.

Следующее направление относится к созданию, развитию и поддержке благоприятной среды для ведения бизнеса, участию иностранных инвесторов в

Сильные стороны Слабые стороны

Разнообразные природно-климатические и бальнеологические факторы, обширная база санаторно-курортного лечения. Упрощение в отдельных регионах (например Краснодарский край) таможенных, визовых и прочих формальностей. В целом стабильная макроэкономическая ситуация в стране. Высокая инвестиционная привлекательность сектора как для отечественных, так и иностранных инвесторов. Высокая степень заинтересованности государственных структур в достижении высоких показателей развития отечественной туриндустрии. Разнообразие культур. Возможность сочетания пляжного и горнолыжного отдыха в пределах одного региона (например, город Сочи). Проведение XXII зимних Олимпийских игр Инфраструктурные ограничения. Низкий уровень сервиса, квалификации персонала. Транспортные ограничения (цена, пропускная способность, разнообразие видов и др.). Низкая ценовая конкурентоспособность. Отсутствие ориентации на иностранных туристов, в частности недостаток информации о бальнеологическом, этнокультурном, спортивном, экстремальном и прочих видах туризма в российских регионах. Недостаточно высокий имидж многих курортов в сравнении с зарубежными курортами-конкурентами. Незащищенность прав отдыхающих в частном секторе

Возможности Угрозы

Повышение маркетинговой и инвестиционной привлекательности курортов в связи с проведением Олимпиады — 2014 в г Сочи. Развитие новых видов туризма в зависимости от сезона — горнолыжного, экологического, экстремального, этнического, оздоровительного и познавательного. Формирование новых курортных и туристских брендов, новых турпродуктов, в том числе с учетом спроса путешественников из азиатских и развивающихся стран. Развитие международных связей (активное участие в международных выставках, ярмарках и др.). Создание иностранных и совместных предприятий, информационных центров. Развитие туристско-рекреационных особых экономических зон и туристских кластеров Конкуренция со стороны наиболее популярных стран для российских путешественников: Турция, Хорватия, Болгария, Кипр, Таиланд, ОАЭ, Египет, Испания и др. Рост цен на транспортные услуги, проживание туристов. Ориентирование «среднего класса» и более обеспеченного сегмента россиян на зарубежный отдых

SWOT-анализ развития международного туризма в России

-,- 35

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

разработке новых проектов на территории страны, а также расширению регионального сотрудничества. Данные задачи, очевидно, требуют совместных усилий государства и бизнеса не только в туристской сфере, но и в стабилизации общей национальной и региональной экономической ситуации.

Задача активизации большого разнообразия туристических активов на региональном уровне создает дополнительные возможности для региональной и городской власти в плане влияния на ситуацию и стимулирования развития туризма на местном уровне, что приводит к развитию активного городского туризма. Например, Москва традиционно лидирует в направлении делового туризма, Краснодарский край — наиболее известный морской курорт России и ассоциируется с центром пляжного отдыха, реки и озера Карелии привлекают любителей активных маршрутов, Санкт-Петербург и Калининград развивают исторический и экологический туризм.

В целом среди российских регионов, наиболее привлекательных для иностранных туристов, есть субъекты, привлекающие историческим наследием или экзотикой и возможностями активного отдыха. Следует учитывать, что для туристов важный фактор в выборе места путешествия — развитая инфраструктура. В связи с этим на уровне региональных и городских властей этой проблеме должно уделяться первостепенное значение. Другой критерий выбора в пользу региона — транспортная доступность. И многим российским регионам, настроенным на привлечение туристов, предстоит решить вопросы транспортного сообщения, его доступности по цене и качеству [4].

Отдельное внимание необходимо уделять маркетингу в сфере туризма, развитию конкурентоспособных брендов регионов. По данным Всемирного экономического форума, Россия занимает 122-е место в мире из 133 по эффективности маркетинга в сфере туризма. Отсутствие бренда как у страны в целом, так и у отдельных ее регионов размывает суть туристического предложения. Если обратиться к мировой практике в данном направлении, то маркетингом в сфере туризма успешно занимаются специализированные организации, причем активно используются возможности печатных и электронных СМИ, создаются специализированные контакт-центры и офисы туристической информации. Отметим, что в настоящее время в мире широко известны всего лишь несколько российских туристических брендов — Москва,

Санкт-Петербург, Золотое кольцо России, озеро Байкал, Камчатка.

Вместе с тем следует отметить, что в России формируются определенные предпосылки для масштабного позиционирования страны на международных рынках. Например, некоммерческая реклама проводится в Германии, Великобритании, Австрии, Испании, Италии, Франции, Японии и Китае. В этих странах используются методы наружной рекламы и рекламы в СМИ. Свою эффективность доказали дни российского туризма, тематические экспозиции в рамках национальных выставок общего характера за рубежом (например, «Зеленая неделя» в Берлине и др.).

В 2012—2013 гг. Федеральное агентство по туризму провело в Германии, Франции и Великобритании серию мероприятий по продвижению национального туристского продукта в рамках единого формата — Russian Tourism Road Show [5, 15]. Цель данного мероприятия — показать, что Россия обладает огромными природными и культурно-историческими ресурсами для активного развития практически всех известных видов туризма: экскурсионно-познавательного, пляжного, оздоровительного, экстремального, экологического и др. Помимо традиционных туристических маршрутов вниманию участников Road Show были представлены активно развивающиеся дестинации Северо-Запада России, региона Большой Волги, Сибири, Урала, Дальнего Востока и Северного Кавказа. В целом туристский потенциал и рекреационные возможности России были продемонстрированы более 40 российскими регионами.

В дополнение к реализуемым инициативам государства в направлении развития и поддержки сферы международного туризма в стране представляются целесообразными следующие составляющие обеспечения стратегии развития туристской сферы России:

• привлечение и активное участие частного бизнеса в продвижении интересов страны за рубежом;

• создание и продвижение на мировом рынке отечественных брэндов туристических продуктов, улучшающих внешний образ российской туристической сферы и повышающих ее инвестиционную привлекательность. Например, продвижение бренда олимпийского Сочи и др.;

• реализация программ повышения конкурентоспособности туристических кластеров на

региональном уровне. Подобные программы способны повысить результативность государственно-частных партнерств и часто катализируют совместные действия правительства и бизнеса.

Таким образом, успех стран, регионов и городов как туристских центров в современной глобальной среде, отличающейся нестабильностью и новыми вызовами, зависит от оперативного изменения способов ведения бизнеса, стратегического планирования и анализа в данной области. Через принятие новых бизнес-моделей, союзы и партнерства участники туристской индустрии должны эффективно управлять рисками, решать стратегические задачи на базе целостного и систематического подхода. А с учетом высокого потенциала России в плане развития туризма, наличия культурно-исторических и природных ресурсов завоевание страной достойных позиций на международном туристском рынке становится приоритетной задачей.

Список литературы

1. Адамеску А. А., Воскресенский В. Ю. Современные тенденции развития рынка средств размещения в международнном туризме // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 6.

2. Адамеску А. А., Воскресенский В. Ю. Экономические и организационные аспекты интеграции российской туристской индустрии в систему международного туризма // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 11.

3. Здоров А. Б., Антонян А. Г. Агротуристский комплекс как путь реализации национальных программ экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 36.

4. КизимА. А., ВальвашовА. Н., Сайдашева О. В. Методологические аспекты повышения устойчивости региональной экономики на основе продвижения туристских дестинаций // Экономика устойчивого развития. 2012. № 10.

5. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 (ред. от 30.07.2010).

6. Поклонова В. Е. Состояние и тенденции экспорта международного туризма Российской Федерации // Дайджест-Финансы. 2008. № 8.

7. Рукосуева Е. С. Туризм в Хабаровском крае как дополнительный источник финансирования Дальневосточного региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 4.

8. Темный Ю. В. Технопарки туристского профиля как основа инновационного развития регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 28.

9. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм): официальный сайт. URL: www. russiatourism. ru.

10. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: http://www. gks. ru.

11. Харрис Г., Кац К. М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. М., 2000.

12. Ringbeck J., Pietsch T. How to Succeed as a Tourism Destination in a Volatile World // The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013. World Economic Forum. URL: http://www. weforum. org.

13. United Nations World Tourism Organization (UNWTO). World Tourism Barometer, June 2011. Madrid. URL: http://www. unwto. org.

14. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2011. URL: http://gcr. weforum. org/ttci2011.

15. URL: http://www. rusroadshow. com/ru.

Economic development strategy

DYNAMICS AND STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENTS OF THE INTERNATIONAL TOURISM IN RUSSIA

Elena N. ALEKSANDROVA, Natal'ia V. ANDREEVA, Tat'iana A. STADNIK

Abstract

Development of Russia as an attractive destination of tourist flows is modern and urgent task. The

implementation of this priority involves a number of strategic directions of development of local tourism. The article point out the need for active promotion of

domestic tourism, the structuring of image components of development of tourist areas, the expansion of promising kinds of tourist services and improving their quality, the development of tourism at the local level and active urban tourism.

Keywords: international tourism, strategic direction, the development of Russian tourism industry

References

1. Adamesku A. A., Voskresenskii V. Iu. Sovre-mennye tendentsii razvitiia rynka sredstv razmesh-cheniia v mezhdunarodnom turizme [Modern trends in the market of accommodation in the international tourism]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional economy: theory and practice, 2009, no. 6.

2. Adamesku A.A., Voskresenskii V. Iu. Ekonom-icheskie i organizatsionnye aspekty integratsii rossi-iskoi turistskoi industrii v sistemu mezhdunarodnogo turizma [Economic and organizational aspects of the integration of the Russian tourism industry in international tourism]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional economy: theory and practice,

2011, no. 11.

3. Zdorov A. B., Antonian A. G. Agroturistskii kompleks kak put' realizatsii natsional'nykh programm ekonomiki [Agrotourism complex as a way to implement of national program of economy]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional economy: theory and practice, 2008, no. 36.

4. Kizim A.A., Val' vashov A. N., Saidasheva O. V. Metodologicheskie aspekty povysheniia ustoichivosti regional'noi ekonomiki na osnove prodvizheniia turist-skikh destinatsii [Methodological aspects of improving the stability of the regional economy through promotion of tourist destinations]. Ekonomika ustoichivogo razvitiia — Economics of sustainable development,

2012, no. 10.

5. Federal Law "On Basics of tourist activities in the Russian Federation" of November 24, 1996, № 132-FZ.

6. Poklonova V. E. Sostoianie i tendentsii eksporta mezhdunarodnogo turizma Rossiiskoi Federatsii [State and trends of international tourism exports of the Russian Federation]. Daidzhest-Finansy — Digest-Finance, 2008, no. 8.

7. Rukosueva E. S. Turizm v Khabarovskom krae kak dopolnitel'nyi istochnik finansirova-niia Dal'nevostochnogo regiona [Tourism in the Khabarovsk region as additional source of funding for the Far East region]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional economy: theory and practice, 2007, no. 4.

8. Temnyi Iu. V. Tekhnoparki turistskogo profilia kak osnova innovatsionnogo razvitiia regionov [Technoparks of tourist profile as basis of innovative development of the regions]. Regional 'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional economy: theory and practice, 2012, no. 28.

9. Federal Agency for Tourism (Rosturizm) official website. Availabl at: www.russiatourism.ru. (In. Russ.)

10. Federal State Statistics Service: official website. Availabl at: http://www. gks. ru. (In. Russ.)

11. Harris G., Katz K. M. Stimulirovanie mezhdunarodnogo turizma v XXI veke [Promoting international tourism to the year 2000 and beyond]. Moscow, 2000, 240 p.

12. Ringbeck J., Pietsch T. How to Succeed as a Tourism Destination in a Volatile World. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013. World Economic Forum. Availabl at: http://www.weforum.org.

13. United Nations World Tourism Organization (UNWTO). World Tourism Barometer, June 2011. Madrid. Availabl at: http://www.unwto.org.

14. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2011. Availabl at: http://gcr.weforum.org/ttci2011.

15. Availabl at: http://www.rusroadshow.com/ru. (In. Russ.)

Elena N. ALEKSANDROVA

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation al-helen@mail.ru Natal'ia V. ANDREEVA Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation nazarkina@mail.ru Tat'iana A. STADNIK, Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation alexst2000@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.